Рефлексия: что это такое в психологии, что значит рефлексировать, психологические примеры, значение, применение

Рефлексия: что это такое в психологии, что значит рефлексировать, психологические примеры, значение, применение Женщине

Что такое рефлексия?

Рефлексия в психологии представляет собой способность размышлять над событиями прошлого и подвергать их детальному анализу. Данный психологический феномен заключается в возможности направить ход собственных мыслей, а также багаж накопленных знаний и умений в сторону уже совершенных поступков либо запланированных действий.

Рефлексировать что это значит в психологии? Данный феномен представляет собой способность личности выйти за рамки собственных предубеждений, осуществить глубокий самоанализ и сделать соответственные выводы из произведенного анализа. Критический и адекватный взгляд на недостатки и стороны характера, которые должны быть подвергнуты позитивным метаморфозам, считается незаменимым атрибутом в современном обществе. Способность к самостоятельному анализу помыслов и поступков является признаком самодостаточного человека.

Сократу принадлежит высказывание, согласно которому рефлексия считается одним из наиважнейших инструментов самопознания, выделяющим человека из царства животных, не обладающих способностью к созерцанию себя со стороны. Личность, отвергающая знание и отказывающаяся от самопознания, не может рассчитывать на духовный рост и всестороннее развитие.

В неоплатонизме (идеалистическом направлении, зародившимся в период поздней Античности) рефлексия считалась миротворческой активностью божества и рассматривалась с двух различных точек зрения. Согласно первой из них, только сам индивид обладает способностью подвергать детальному анализу собственные мысли и поступки.

Другая позиция предполагает оценку действий и помыслов человека со стороны. Для людей, считающих себя верующими, роль объективного смотрителя выполняет верховный демиург (Бог). Членам общества свойственно наделять подобными полномочиями других людей, занимающих более высокое положение в социальной иерархии.

Философские концепции рассматривают рефлексию как наиболее существенное свойство человеческого сознания. Таким образом, думающей и здраво размышляющей можно назвать исключительно ту личность, которая обладает познаниями о качествах и механизмах функционирования собственной психики.

Развивая навыки к рефлексии, личность приобретает уникальные черты, выгодно выделяющие ее среди остальной массы людей, осознает собственную неповторимость и учится направлять ход мыслей в требуемое русло. Уровень рефлексии разнится в зависимости от возраста субъекта, его профессиональных навыков, жизненных ориентиров и взглядов на окружающую действительность.

Что такое рефлексия в психологии? Пример данного феномена можно привести следующий: несколько человек просматривают одну и ту же кинокартину. Субъект, обладающий способностью к анализу, вынесет из просмотренного фильма намного больше полезного для себя, сумеет увидеть аналогии в линиях поведения героев ленты с собственной жизнью для того, чтобы использовать полученную информацию во благо.

Полезная информация! Рефлексия в психологии считается практическим навыком, который позволяет человеку вдумчиво переосмысливать и подвергать анализу прочитанные художественные произведения, просмотренные кинокартины, предметы искусства, и применять полученную информацию для собственного саморазвития.

Неправильная рефлексия

Рефлексия в психологии позиционируется как терапевтический способ самоанализа. Правильно выстроенная рефлексия ведет к положительным внутренним переменам и личностному росту. Однако, чтобы получить позитивную динамику, нужно проводить самоанализ с соблюдением определенных правил, иначе рефлексия может перетекать в самоедство.

Проведенный учеными эксперимент среди рефлексирующих студентов дал интересные результаты. Было обнаружено, что у таких студентов низкий уровень психологического благополучия. Как отметила психолог Таша Эврих, в этом виноват не процесс, а неверный к нему подход.

Рефлексирующие люди часто погружаются в философские размышления, концентрируясь на вопросе «почему?», тогда как лучше задавать себе другой вопрос: «что?». «Что случилось? Что я чувствую? Что мне нужно предпринять, чтобы не повторять подобного в будущем и чтобы облегчить свое состояние сейчас?»

Это утверждение поддерживают и другие исследования. Например, в одном из экспериментов студентам было предложено рефлексировать по поводу несданного экзамена. Задававшие себе вопрос: «Почему так произошло?», концентрировались на своих недостатках, ругали себя за совершенные ошибки, заново переживали неудачу. В результате подавленное состояние не покидало их и на следующий день.

Всегда более эффективным является понять, что делать, чем выяснять, кто во всем виноват. У врачей даже есть термин «деструктивная рефлексия». Она характерна для людей с завышенным уровнем самокритики. Ее часто используют пациенты с неврозами, которые склонны к непрерывному анализу своих мыслей, поступков и поведения.

Вот, например, знакомая всем ситуация: вы опоздали со сроком сдачи отчета на работе. После этого можно погрузиться в самокопание и долго упрекать себя, что вы не умеете расставлять приоритеты в списке задач, планировать свое время. Потом остается небольшой шажок, чтобы сделать вывод о своей профессиональной некомпетентности.

И вы его непременно делаете, заодно вспоминая всегда и везде опаздывающего родственника и решая, что всему виной генетика. Такая саморефлексия не приведет ни к чему хорошему. Вы снизите свою самооценку, будете чувствовать себя подавленным, а мотивация решиться взять новое задание пропадет.

Теперь разверните свои мысли и попробуйте посмотреть на ситуацию по-другому. Что помешало выполнить задачу в поставленный срок? Возможно, вы поймете, что нужно перестроить рабочий график. Либо вы придете к выводу, что нагружены заданиями с переизбытком и это мешает справиться с ними в оговоренные сроки.

Поверните размышления в сторону обдумывания эффективности. Попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны или представьте, что данную ошибку совершили не вы, а другой сотрудник. И в результате вы поймете, что стоило сделать и что нужно учесть на будущее, чтобы подобного не повторялось. Возможно, вы решите овладеть тайм-менеджментом или установить коммуникацию с руководителем.

Как быть Леди:  Лучший способ заглушить совесть: все относительно

Рефл — сканворды, энциклопедический словарь, толковый словарь, академический словарь, существительных, евразийская мудрость от а до я., орфографический словарь, словарь ударений, формы слов, синонимы, идеография, морфемно-орфографический словарь, методические термины, этимологический словарь, лексикология, словарь галлицизмов, словарь иностранных слов, грамматический словарь, слитно. раздельно. через дефис, тезаурус русской деловой лексики, лингвистические термины, трудности произношения и ударения, понятия лингвистики, омонимы

толковый словарь

толковый словарь ушакова

толковый словарь ожегова

словарь существительных

РЕФЛЕ́КСИЯ, -и, ж Книжн.

Свойство человека, представляющее собой способность к анализу собственного внутреннего состояния.

Если литературные герои прошлых лет все больше задумывались и размышляли вслух о сложностях, так сказать, бытия, то в конце ХХ века, похоже, не до рефлексии и душевных переживаний (Газ.).

РЕФЛЕ́КСИЯ, -и, ж Книжн.

Состояние размышления, полное сомнений и колебаний, склонность анализировать свои переживания.

Рефлексия — это нормальное состояние русского писателя.

энциклопедический словарь

РЕФЛЕ́КСИЯ -и; ж. [от лат. reflexio — обращение назад] Книжн. Размышление о своих чувствах, анализ своих переживаний. Предаваться рефлексии. Обнаружить склонность к рефлексии. // Осмысление чего-л., размышление над чем-л. Р. пьесы. Р. над языковым материалом.

* * *

рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение, самопознание.

2) (Филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

* * *

РЕФЛЕКСИЯ — РЕФЛЕ́КСИЯ (от позднелат. reflexio — обращение назад),

1) размышление, самонаблюдение, самопознание.

2) В философии — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

большой энциклопедический словарь

академический словарь

евразийская мудрость от а до я.

орфографический словарь

словарь ударений

формы слов

синонимы

тезаурус русской деловой лексики

лингвистические термины

1. (поз.-лат. reflexio обращение назад)

Размышление, самонаблюдение; осмысление собственных действий;

в лингвистике: языковая Р. — осмысление собственной речевой деятельности.

2. Тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» (2002) рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов» [с. 700]. Как специальная проблема, рефлексия изучается более двух тысяч лет. Ее изучение восходит к античной философии.

Ученые по-разному трактовали рефлексию:

1) Сократ акцентировал в качестве исходных задачи самопознания;

2) Платон и Аристотель трактовали рефлексию как атрибут божественного разума, через который в его совокупности с мышлением проявляется единство мыслимого и мысли;

3) в средние века рефлексию рассматривали как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его «умной энергии»;

4) у Декарта рефлексия выступает как основной методологический принцип философии, нацеленный на переход к предметному рассмотрению сознания, наряду с переходом к самопознанию, т.е. к саморефлексии. Считалось, что в таком случае человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, являющегося центром окружающего мира;

5) в истории рефлексии как особого понятия выделяются: эмпирическая, логическая, трансцендентальная и абсолютная стадия эволюции:

а) эмпирическая рефлексия связана с именем Локка, она носит чувственный, эмпирический психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта;

б) логическая рефлексия была обоснована Лейбницем, который, анализируя различение умопостигаемого и чувственного мира, рассматривал рефлексию как интеллектуальный процесс, связанный со всеобщим знанием и всеобщими истинами;

в) трансцендентальная рефлексия синтезировала логическую и эмпирическую трактовки в «трансцендентальном единстве апперцепции»: «Я мыслю». Кант писал о том, что рефлексия есть такое состояние души, при котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия»;

г) у Гегеля рефлексия представляет собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка рефлексии — первая критика философии рефлексии. В движении к всеобщему рефлексия снимает свои собственные моменты. Действительным субъектом рефлексии становится понятие, которое как полагает, так и снимает моменты рефлексии;

6) феноменологический метод Гуссерля ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания;

7) в конце 19 в., в 20 в. появляются критика и возможные варианты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.);

8) в психологии и социологии были предложены специфические версии. В психологии рефлексия — процесс самопознания индивидом внутренних состояний и актов;

9) в социологии и социальной психологии рефлексия выступает: как знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя; осознание им того, как он оценивается другими индивидами — то, что изучается концепцией «отраженного», или «зеркального» Я; способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (предмет изучения феноменологической социологии, этнометодологии и др.). В данном случае рефлексия понимается как процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции);

10) в теории дискурс-анализа разработана теория символического интеракционизма; интеракционизм, коммуникация, культура — взаимосвязанные компоненты теории, так как отношение между коммуникацией и культурой указывает на взаимосвязь различных информационных средств и структур, коммуникативных систем, форм культуры и идеологии определенного исторического периода и реального жизненного опыта, переживаний участников интеракции;

11) в литературоведении учение о рефлексии имеет принципиальное значение для анализа поведения героев, персонажей художественных произведений;

12) в критике языка понятия рефлексия и саморефлексия языковой системы являются составной частью учения о языке;

13) изучение синергетических процессов в языковой системе, а также в лингвистике может оказаться перспективным в случае использования философии рефлексии;

14) одним из объектов исследования истории и философии науки, в частности, истории и философии языкознания является рефлексия как тип научного мышления и, в частности, как тип лингвистического мышления;

Как быть Леди:  ДЕБИЛ - что такое в Словаре иностранных слов русского языка

в плане современной научной методологии возможна разработка рефлексии как метода общенаучного и частного исследования.

понятия лингвистики

Тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» (2002) рефлексия трактуется как размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление человеком собственных действий и их законов» [с. 700]. Как специальная проблема, рефлексия изучается более двух тысяч лет. Ее изучение восходит к античной философии. Ученые по-разному трактовали рефлексию:

1) Сократ акцентировал в качестве исходных задачи самопознания;

2) Платон и Аристотель трактовали рефлексию как атрибут божественного разума, через который в его совокупности с мышлением проявляется единство мыслимого и мысли;

3) в средние века рефлексию рассматривали как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его «умной энергии»;

4) у Декарта рефлексия выступает как основной методологический принцип философии, нацеленный на переход к предметному рассмотрению сознания, наряду с переходом к самопознанию, т.е. к саморефлексии. Считалось, что в таком случае человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, являющегося центром окружающего мира;

5) в истории рефлексии как особого понятия выделяются: эмпирическая, логическая, трансцендентальная и абсолютная стадия эволюции: а) эмпирическая рефлексия связана с именем Локка, она носит чувственный, эмпирический психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта; б) логическая рефлексия была обоснована Лейбницем, который, анализируя различение умопостигаемого и чувственного мира, рассматривал рефлексию как интеллектуальный процесс, связанный со всеобщим знанием и всеобщими истинами; в) трансцендентальная рефлексия синтезировала логическую и эмпирическую трактовки в «трансцендентальном единстве апперцепции»: «Я мыслю». Кант писал о том, что рефлексия есть такое состояние души, при котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия»; г) у Гегеля рефлексия представляет собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка рефлексии — первая критика философии рефлексии. В движении к всеобщему рефлексия снимает свои собственные моменты. Действительным субъектом рефлексии становится понятие, которое как полагает, так и снимает моменты рефлексии;

6) феноменологический метод Гуссерля ориентировался на исследование интенциональной структуры сознания;

7) в конце 19 в., в 20 в. появляются критика и возможные варианты преодоления философии рефлексии (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.);

8) в психологии и социологии были предложены специфические версии. В психологии рефлексия — процесс самопознания индивидом внутренних состояний и актов;

9) в социологии и социальной психологии рефлексия выступает: как знание и понимание субъектом (социальным актором) самого себя; осознание им того, как он оценивается другими индивидами — то, что изучается концепцией «отраженного», или «зеркального» Я); способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии (предмет изучения феноменологической социологии, этнометодологии и др.). В данном случае рефлексия понимается как процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции);

10) в теории дискурс-анализа разработана теория символического интеракционизма; интеракционизм, коммуникация, культура — взаимосвязанные компоненты теории, так как отношение между коммуникацией и культурой указывает на взаимосвязь различных информационных средств и структур, коммуникативных систем, форм культуры и идеологии определенного исторического периода и реального жизненного опыта, переживаний участников интеракции;

11) в литературоведении учение о рефлексии имеет принципиальное значение для анализа поведения героев, персонажей художественных произведений;

12) в критике языка понятия рефлексия и саморефлексия языковой системы являются составной частью учения о языке;

13) изучение синергетических процессов в языковой системе, а также в лингвистике может оказаться перспективным в случае использования философии рефлексии;

14) одним из объектов исследования истории и философии науки, в частности, истории и философии языкознания является рефлексия как тип научного мышления и, в частности, как тип лингвистического мышления; в плане современной научной методологии возможна разработка рефлексии как метода общенаучного и частного исследования.

грамматический словарь

методические термины

РЕФЛЕ́КСИЯ (от лат. reflexio — обращение назад, поворачивание).

Размышление, самонаблюдение, желание понимать собственные чувства и поступки. Является важной профессионально значимой чертой личности преподавателя. В социальной психологии под Р. понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Р. — не только знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида. Процесс познания педагогом обучаемых включает Р., предметом которой является переосмысление, перепроверка своих собственных представлений и мыслей об учащихся. Выделяются следующие уровни Р: педагог ориентируется только в основных аспектах своей внутренней деятельности (рефлексия 1-го ранга); педагог ориентируется во внутренней деятельности ученика (рефлексия 2-го ранга); педагог ориентируется в том, как ученик представляет себе деятельность педагога (рефлексия 3-го ранга); педагог ориентируется в том, как ученик представляет себе его, педагога, понимание действий ученика (рефлексия 4-го ранга). Наибольших успехов в работе добивается преподаватель, владеющий рефлексией 3-го и 4-го ранга.

этимологический словарь

словарь галлицизмов русского языка

РЕФЛЕКСИЯ и, ж. РЕФЛЕКЦИЯ и, ж. reflexion, пол. reflexya <лат. reflexio загибание, поворачивание.

1. устар. Мысль, размышление. Его Царское Величество свято засвидетельствовал, и обнадеживает чрез сие паки, что Оный ни на то, ни на другое <претензии на цесарство> нималой рефлекции не сочиняет и впредь сочинять не будет. 1711. ПСЗ 4 684. Извольте добрую рафлекцию иметь на Ревель, понеже всех мест на сем берегу опаснее для глубокой пристани. 1712. ПБП 12 (1) 251. Но она <бабка-повитуха> вяще умножила рефлексии на персону Его имп. величества, говоря, тако: «Сей-де царь не царской крови»! 1723. Донос писаря К. Бунина. // Звезда 1999 1 165. Приложить сколь можно короче мои рабския рефлексии. 1742. Кантемир Соч. 2 310. Надобно сию последнюю рефлекцию <по делу Ботти> царице представить. 1743. АВ 2 418. Венский план операцей сочиненных рефлексей упоминается и представлен. 1757. Семил. война 116. устар. Подвергать опасности, неприятностям. Все, что он вам сказывать будет, памятно выслушивать и порядочно записывать разговор ваш с ним, в реляциях, отнюдь ничего от себя не прибавляя, разве токмо вашего разсуждения, которое однакож должно на справедливый и разумных рефлексиях основано быть, а инако вы себя комрометируете критике и выговорам отсюда. 1761. АВ 31 118. На спектакле народ тих и не пьян. Рефлекция <наследника>, что народ у нас исправляется, да мы не исправляемся. 1765. Порошин Зап. // РС 1881 31 304. Я же и кроме поэзии, может быть, некоторые достоинства имею и мог бы своим пером кроме стихов много принести пользы, а особливо по рефлексиям на Россию. 1763. Сумароков — Г. Г. Орлову. // Письма писат. 95. Я с сердечным удовольствием, любезный друг, читал твою рефлекцию, об импете правосудия и личного какого-либо оскорбления. 1777. Н. И. Панин — кн. Ал. Куракину. // АК 9 385.

Как быть Леди:  Синонимы к слову «античеловечество» (4 слов)

2. Размышление, полное противоречий, сомнений и колебаний; анализ своих мыслей и переживаний. БАС-1. Мы не будем объяснять ни этимологического, ни философского значения этого слова, а скажем коротко, что в состоянии рефлексии человек распадается на два человека, из которых один живет, а другой наблюдает за ним и судит о нем. Белинский «Герой нашего времени» Лермонтова. Это уже не первая наивная творческая эпоха художества: это уже эпоха рефлекции, ума, упадка. Тург. 30-4 471. Но она не поняла слова рефлексия в немецком языке: она только знает одну французскую «reflexion» и привыкла считать ее полезной. Тург. 30-5 112. В нем слишком много рефлексии. Писемский 7 218. Слово «рефлексия» стало гулять между русской интеллигенцией и ее стали объяснять, главным образом, тяжелыми условиями быта, отсутствием сколько нибудь широкой общественной деятельности. Дело 1872 9 2 9. Автор размышляет о своем весьма серьезном настроении и приходит к выводу, что ему свойственна тяжелая дореволюционная болезнь reflexie. А. Белинсков Черновик чувств. // Звезда 1996 8 45.

3. лат.> иск. То же, что цветовой рефлекс. О рефлексии <лучей> (то есть о уклонении и возврате) в воздусе. 1718. Геогр. ген. 316. // Сл. 18 3 278. Теперь глаза мои только боятся сильной солнечной рефлексии. 1844. А. А. Иванов. // Переп. Гоголя 2 454. Надо сказать, что в ней <картине> много достоинств — отражения света в тенях, рефлексии весьма хорошо соблюдены. 1840. .А. И. Иванов. // Мастера иск. 6 169. Левая щека как будто бледнее правой .. Нет.., это рефлекция. Дьяченко 5 143. — Лекс. Ян. 1806: рефлекция или рефлексия; Михельсон 1866: рефлексия; Даль-2: рефле/кция; Даль-3: рефле/кция, рефле/ксия; Уш.1939: рефле/ксия; СИЗ: рефлексия 1717, рефлекция 1711 (-ея 1705); рефлексия (физ.) 1718.

словарь иностранных слов

сканворды

полезные сервисы

Роль рефлексии в психологии и повседневной жизни

Рефлексия — это в психологии отдельный термин, впервые выделить который предложил Адольф Буземан. По словам знаменитого американского ученого, данное понятие означает перенос акцента внимания с восприятия на уровне эмоций на внутренний мир человека. В 1920 году он приступил к серии экспериментов с целью провести масштабное эмпирическое исследование самосознания подростков.

Акт рефлексии является умением человека останавливать внутренний диалог, переключая вектор внимания с автоматизированного мыслительного процесса в сторону осознания степени духовного развития и внутреннего психического настроя. Овладев таким инструментом, как рефлексия, субъект получает ряд возможностей, позволяющих ему не только адекватно мыслить и анализировать события собственной жизни, но и значительно повысить ее качество. Благодаря рефлексированной деятельности человек обретает следующие способности:

  1. Избавиться от комплекса неполноценности, нерешительности и действовать четко в затруднительных ситуациях.
  2. Объективно оценивать сформировавшиеся шаблоны поведения и вносить в них коррективы по собственному усмотрению.
  3. Преобразовать скрытые способности в явные и заниматься плодотворным и продуктивным самопознанием.
  4. Очистить сознание от негативных шаблонов мышления, а также избавиться от установок, мешающих получать удовольствие от жизни.

На формирование самосознания оказывают влияние социальный статус, оценочные суждения окружающих, а также самооценка и соотношение идеализированного «Я» с реальным. Самосознание выступает одним из главных определяющих характер и поведение факторов, позволяет корректно интерпретировать приобретенный опыт, достигать временной тождественности и внутренней согласованности.

Что такое рефлексия в психологии, и в чем ее отличие от самосознания? Под термином рефлексия принято понимать трезвое и осознанное восприятие содержимого собственного жизненного опыта и сознания. Рефлексирующего человека можно считать своеобразным психоаналитиком, необязательно имеющим профильное образование и подготовку.

Однако на текущий момент данное предположение остается недоказанным. Известно, что представительницы «прекрасного пола» с недостаточно развитой рефлексией обладают склонностью отстаивать собственные интересы с агрессией и в ущерб интересам окружающих.

Рефлексирующим мужчинам присуща целеустремленность и умение отстаивать собственные интересы. Субъекты, не обладающие подобным навыком, предпочитают «глотать» обиды и проявлять адаптивность, в большинстве случаев идущую вразрез со здравым смыслом. Благодаря рефлексии человек может реагировать на происходящие с ним события не в аффективном ключе, а отслеживать и наблюдать свои чувства и эмоции, что позволяет ему в будущем избежать повторения нежелательных событий. Посмотрите это полезное видео от психолога Батурина Никиты Валерьевича. 

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий