Для чего нужен ментор, и как его найти? — Андрей Парабеллум, официальный сайт

Для чего нужен ментор, и как его найти? - Андрей Парабеллум, официальный сайт Женщине
Содержание
  1. Почему люди хотят быть менторами
  2. Что стоит запомнить
  3. Что хотели сказать
  4. Наставник — это не всегда человек, который уже побывал там, куда вы стремитесь, и делал что-то похожее. иногда он просто помогает вам взглянуть на вашу работу со стороны, увидеть в ней слепые пятна, показать неожиданный ракурс.
  5. Сотрудники, у которых есть свой оби-ван, действительно больше зарабатывают, более довольны карьерой и оптимистичнее смотрят на мир. во всяком случае, они верят в то, что еще продвинутся вперед.
  6. Можно устроиться в компанию, где уже практикуют наставничество или даже обратиться к своему прямому руководителю в текущем проекте
  7. Зрелый специалист знает правильную точку приложения усилий
  8. Участвовать в проектах, где менторство вплетено в обучающий процесс
  9. В поисках идеального руководителя
  10. Где искать наставника
  11. Главная задача ментора
  12. Как и чем поможет ментор?
  13. Как правило, менторы не получают личных выгод от такого сотрудничества.
  14. Когда встречу с ментором можно считать успешной?
  15. Кому нужен ментор
  16. Кто такие ментор и менти
  17. Кто такой ментор и зачем он нужен
  18. Менторство меняется
  19. Менторство работает не только на рост в технических навыках: чем ещё может помочь ментор?
  20. Менторы от античности до наших дней
  21. Наставничество – стандарт образования сегодня
  22. Чего точно не хочется увидеть на встрече?
  23. Чем различаются ментор и наставник?

Почему люди хотят быть менторами

Менторство, менти, наставничество, обсуждение всех этих терминов и процессов – модная нынче тема. Есть специализированные чаты, каналы, есть офлайновые встречи с презентациями и креативными штурмами над проектами. С пандемией люди вдруг осознали, что мир дуален, что работа в офисе все меньше приносит моральное и материальное удовлетворение, а выгорание не за горами.

Многие считают, что если есть несколько лет работы в какой-то сфере, например, в маркетинге, то все, можно становиться ментором. Но не все так просто, как я уже говорил. Для меня наставник – это скорее про личность, про жизненный опыт.

Это как хороший психолог, который работает не техниками и инструментами, а масштабом своей личности. Если есть глубокий уровень доверия между людьми, то все можно решить простыми словами.

Вообще, я почти уверен, что сейчас большое количество специалистов ушли во фриланс, прокачивать личный бренд и в частную практику, но через несколько лет они начнут возвращаться в офис. Да, рынок персональных услуг в России еще не до конца сформирован.

Что стоит запомнить

  • Наставник — человек, который передает конкретные знания и навыки с позиции «почти на равных». Ментор же — человек с большим жизненным опытом, который делится им с позиции «мудрого учителя». Он помогает подопечному в ситуациях, когда тот не понимает, с какой стороны к проблеме подойти, как ее решить.
  • Ментор нужен всем — ведь все иногда попадают в тупик, в ситуацию, когда кажется, что решения у проблемы нет. Особенно полезны менторы предпринимателям и старшеклассникам.
  • Ментор поможет сфокусироваться, упростить задачу, мечту или идею, разложить на этапы — в общем, сэкономит подопечному время и силы.
  • Ментор не поможет, если вы сами не понимаете, чего хотите, устали, выгорели или надеетесь, что всё сделают за вас.
  • Ищите грамотного ментора, если мечтаете о рывке в карьере или о прибыльном собственном деле. «Ментором» может стать даже автор полезной книги или блогер с подходящим вам опытом и знаниями.

Что хотели сказать

Менторство не даёт огромных обещаний, это «мягкая сила». Но ментору оно помогает упорядочить собственный опыт, расширить поле экспертизы и избавиться от выгорания, а менти — взглянуть на ситуацию out of the box, составить план действий и добиться цели.

Как говорил Эйнштейн, проблему сложно решить на том уровне, на котором она была сформулирована. Проблема может лежать прямо перед носом человека, но он её не видит, потому что обитает внутри той самой системы. Главное — не переставать пытаться её решить.

Записала Слава @VladislavaZ Жунина

Узнайте, как прокачаться и в других специальностях или освоить их с нуля:

Другие профессии и курсы

Наставник — это не всегда человек, который уже побывал там, куда вы стремитесь, и делал что-то похожее. иногда он просто помогает вам взглянуть на вашу работу со стороны, увидеть в ней слепые пятна, показать неожиданный ракурс.

Хотя менторство — это неформальное общение, однако, чтобы помочь подопечному грамотно, нужна подходящая технология. На Западе, говоря о наставнике, чаще всего имеют в виду профессионала, обученного коучингу, который может раздавать советы людям широкого спектра профессий.

Он будет апеллировать к вашим ценностям, целям, мечтам и нет-нет, да и ввернет мотивирующую цитату Махатмы Ганди. В нашей стране, кажется, надежнее пойти к проверенному специалисту, чем к человеку, который сначала заведет речь о духовной жизни, а потом внезапно спросит: «Кем вы видите себя через 50 лет?» Хочется просить конкретного совета, выясняя, где именно в вашем бизнесе протечка.

Сотрудники, у которых есть свой оби-ван, действительно больше зарабатывают, более довольны карьерой и оптимистичнее смотрят на мир. во всяком случае, они верят в то, что еще продвинутся вперед.

Правда, ученые делают оговорку, что разрыв в статистике между группами небольшой.

Наиболее очевидны плюсы наставничества в академической среде. Если вы занимаетесь естественными науками и сидите в университетской лаборатории, то ваш успех зависит не только от ваших стараний, но еще и от того, насколько активен старший научный сотрудник, который вам помогает.

Американская компания Endeavor Global задалась целью открыть секрет успешного стартапа. Ее исследователи изучили предпринимательский опыт нью-йоркских бизнесменов и в 2021 году опубликовали результаты. Выводы напоминали выкладку частного детектива, нанятого следить за неверной женой: оказалось, что многие предприниматели «имели тесные личные связи с основателями других успешных компаний».

Можно устроиться в компанию, где уже практикуют наставничество или даже обратиться к своему прямому руководителю в текущем проекте

Обязательно уточняйте, какие конкретно процессы есть в компании. Иногда наставничество в компании существует на уровне идеи, но не на уровне реализации. Если пойдёте искать ментора в компании — предлагайте понятный процесс, как будете работать.

«Тут всё зависит от компании, корпоративной культуры и структуры.

На мой взгляд, важный блок задач CTO — развивать команду: архитектурные, технические и бизнесовые навыки людей. Делиться знаниями и подходами, передавать особенности мышления и объяснять, как ты принимает решения.

Такое не всегда поощряется на корпоративном уровне в больших компаниях. Если в компании структура плоская, есть понятие команды как единой сущности, где каждый может пообщаться с каждым — CTO вполне может выступать в роли ментора, и это будет идти на пользу всем — бизнесу и сотрудникам.

Структура сильно влияет на форму: часто ты физически не можешь пообщаться с каждым. Когда у меня было три команды, я делал обучающие семинары и воркшопы. При этом я рассказывал, как я думаю и предлагал опробовать мои методы самостоятельно и рассказать, что получилось в итоге.

При таком подходе все мотивированы, понимают бизнес-цель, знают, что и зачем мы делаем», — добавляет Свят.

Зрелый специалист знает правильную точку приложения усилий


Наставник вовремя задаёт вопросы и останавливает. Переключение между большой картиной и деталями — это тоже навык. В процессе легко вгрузиться в то, что займёт много времени, но сдвинет не к результату, а от него.

Иван Евтухович, управляющий партнер Экспресс 42, поясняет: «Ментор — это старший друг. Он находится не внутри процесса, а сбоку, и может заметить, что что-то идёт не так.

Приведу пример: человеку привычнее делать то, что он уже умеет. Если умеешь пользоваться молотком, хочется пойти забивать гвозди. Надо подняться на один уровень и понять «А для чего я это делаю?»

При работе с начинающими разработчиками всегда видно, как им хочется пойти кодить. А ментор остановит вопросом «С чего начнёте? К чему хотите прийти? Кому и в каком виде нужно то, над чем будете работать?» и отсечёт ненужные задачи, сфокусирует, не даст свалиться на уровень реализации».

Как быть Леди:  Как распознать деструктивного психолога. Советы специалиста | Пикабу

Участвовать в проектах, где менторство вплетено в обучающий процесс


Существуют образовательные программы, где есть групповое менторство, сопровождение в решении задачи.

Ментор обсуждает задачу с командой — многократно задаёт вопрос «для чего вы хотите это сделать?», подсказывает, как выбрать инструмент и технологию, что нужно точно брать в работу, а что совсем не важно, даже делится полезными контактами и инициирует мини-лекции по острым вопросам.

Менторы указывают на слабые места проекта, рефлексируют вместе с командой, почему вышло именно так, закладывают правильный подход и мышление.

Познакомиться с форматом в таком ключе выходит проще, потому что не нужно самостоятельно организовывать занятия.

В поисках идеального руководителя

Многие люди ищут «волшебный пинок» в виде доброго дядьки, который придет, жахнет палкой, и подопечный побежит творить и достигать результатов. Но такого не бывает. Я сторонник не мотивации, а самомотивации. Сложно замотивировать другого человека, если он этого не хочет. Поэтому всегда важно покопаться внутри себя и поискать личные ресурсы для достижения цели.

Часто люди путают два процесса: консультации и наставничество. Первое – это скорее про достаточно конкретные шаги и план действий, второе – подумать, порассуждать в формате «а что я сам могу сделать для себя». Основной запрос: получить новый навык в профессии или быстрее пройти адаптационный период в выбранной сфере деятельности.

С помощью ментора можно быстрее пройти путь от специалиста до менеджера или взять на себя более широкий функционал и расширить зону ответственности.

Например, ко мне обратился парень с запросом на то, чтобы сменить театральную деятельность на SMM-специалиста. Мы разговаривали про маркетинг, про тренды, про необходимые навыки, анализировали рынок вакансий, работали с резюме, в итоге через несколько месяцев он нашел первую работу в агентстве.

Ментор – это фактически тренер, который становится для вас идеальным руководителем. Он не орет, не дает четких технических заданий, брифов, не контролирует их выполнение, но дает развивающую обратную связь, обозначает точки роста. Часто работа в компаниях односторонняя в формате «иди сделай».

Ты сделал, приносишь результат, тебе говорят, «ок» или «не ок» он, и все повторяется. В таких условиях трудно понимать, что у тебя получается хорошо, а что плохо. Над чем нужно работать, чтобы получить повышение и перейти на новую должность. Вот как раз эти кейсы разбираются с наставником.

Он позволяет расширить видение ситуации и увидеть какие-то вещи, которые не замечает менти. Это комплексная работа, и с профессиональными, и с личностными навыками. Собственно, этот критерий и является показателем хорошего ментора, потому что нельзя работать только с первым и не работать со вторым.

Сейчас многие компании и руководители меняются, все чаще задумываясь о развитии своих сотрудников и корпоративной культуры. Но дисбаланс в сторону некомпетентных управленцев все еще сохраняется.

Процессе работы с наставником все идет от вашего желания. Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.

Если говорить совсем просто, то это как зеркало: ты задаешь вопрос, и тебе с той стороны прилетает ровно тот же вопрос, только в другой формулировке, и наступает озарение.

Никто не берет ответственности за ваш выбор, а перекладывание ответственности недопустимо, иначе теряется эффективность такого взаимодействия. Да-да, все придется делать самому.

Где искать наставника

Существует масса способов найти ментора. Например, программа МГУ — первая общеуниверситетская менторская программа в России, организованная силами выпускников. Любой студент или выпускник alma mater может оставить заявку на сайте, и команда клуба устроит встречу с наиболее подходящим наставником. Проблемы, с которыми обращаются в клуб, могут касаться и науки, и других сфер. Вот пара примеров:

Несколько программ предлагает «Сколково», среди которых отметим программу «Технопарка». Здесь упор делается на бизнес и интересные инновации. Вашим ментором будет предприниматель или специалист в области высокотехнологичного бизнеса, а ученик перед началом сотрудничества должен подготовить инновационный проект.

Идея наставничества лежит в основе открытого конкурса управленцев «Лидеры России». В нем могут принять участие люди возрастом до 55 лет с менеджерским опытом, одна из причин конкурировать за победу, помимо денежных призов — возможность перенять опыт у наставников, которыми выступают бизнесмены, чиновники высокого ранга и прочие специалисты, от действующих губернаторов и бывших министров до председателей правления многомиллиардных корпораций.

Тысячи экспертов, предпринимателей, высококлассных специалистов во всем мире готовы безвозмездно делиться опытом и знаниями с теми, кто хочет принять их дар, но при этом кроме базовых общих принципов вроде добровольности, доверия и ответственности в этой сфере нет никаких четких прописанных правил. Некоторые даже заранее предупреждают, чтобы протеже потом не расстраивались:

Главная задача ментора

Я считаю, что главная задача наставника – это не дать конкретные инструменты и ответы на все вопросы подопечного, а передать свой образ мышления. Например, коллега рассказал нам задачу, свой кейс и даже нарисовал на доске, мы поняли принцип работы, но мы не можем перенять этот опыт и применить его. Получается ситуация «послушал и забыл».

Ментор в процессе встреч и личных консультаций дает глубинное понимание вещей, потому что в процессе работы ищутся ответы на вопросы, которые ты обычно не задаешь сам себе. Наставник является лидером и мотиватором, за счет своей личности и своего опыта он оказывает поддержку и показывает менти, что все возможно.

Поэтому важно выбирать ментора, который не только хорошо разбирается в теме и долгое время работает в вашей сфере, а того, чьи мысли вас заряжают, и вы хотите, чтобы у вас генерились в голове такие же.

По сути, наставник помогает сократить карьерный трек и получить повышение значительно быстрее. Например, мой путь до руководителя в маркетинге занял у меня 5 лет, я работал с разными специалистами от психологов до карьерных консультантов, развивая и восполняя недостающие системные знания не только профессиональные, но и личностные.

Как и чем поможет ментор?

Главное, что может сделать ментор, — с высоты своего опыта подсказать, как подопечный может достичь цели. Помочь сфокусироваться, упростить задачу, мечту или идею, структурировать ее, разложить на этапы. Ментор может предложить конструктивную критику или расширить знакомства, а также мотивировать и приободрять, когда это необходимо.

Владимир Скрипниченко

Есть два способа решения сложных вопросов: интернет и люди. Если в интернете вы не нашли решения своего вопроса, то ищите людей, которым можете его задать. В мире более семи миллиардов людей, из них миллионы работают в вашей сфере и сотни тысяч уже решали те задачи, что стоят перед вами. Вам остается их найти. Иногда поиск занимает не один месяц, но, получив ответ, вы поймете, куда двигаться дальше. В противном случае будете самостоятельно экспериментировать десятки лет».

Сергей Дегтярев, предприниматель, ментор, основатель холдинга Catalyst

Как правило, менторы не получают личных выгод от такого сотрудничества.

Хорошие отношения с протеже не в счет. Менторов утешает то, что они делают мир лучше, продвигают свою сферу, вносят вклад в развитие перспективной отрасли — всё это улучшает самооценку. Есть, конечно, данные о том, что люди, которые ввязываются помогать новичкам, получают и другие бонусы (например, ощущают бо́льшую вовлеченность в работу и радость от нее), но ради этого мало кто согласен вставать с дивана.

Классическая форма сотрудничества — личные встречи в формате «учитель — ученику». В фокусе внимания профессиональное развитие ученика или его бизнеса. Но в последнее время появилось множество других форм, например:

  • напарничество (buddying) — хрестоматийный пример из комедий: американский полицейский, которому его бадди показывает, где лучшие пончики;
  • флеш-наставничество — когда эксперт приходит разок взглянуть на вашу кухню, поделиться мнением, дать подсказки;
  • «теневое менторство» (shadowing) — когда специалист ходит тенью за протеже, наблюдая за его работой. Так он может по ходу дела давать ценную обратную связь или записывать полезные наблюдения.
Как быть Леди:  Кто такие менторы и чем они помогают руководителям компаний | GQ Россия

Когда встречу с ментором можно считать успешной?

Заключительный вопрос: как понять, хорошо ли прошла встреча? Сиюминутных результатов нет: как мы помним, ментор не даёт готовые решения, но размечает путь и предлагает свои варианты. 

Для Артёма ключевой критерий — получил ли он ответы на свои вопросы. Возможно, вопрос был только вершиной айсберга, и встреча помогла углубиться дальше — это тоже хорошо. 

Игорь как ментор занимается чаще рабочими задачами. В таком случае результатом  всегда должен быть план действий.

Игорь Полянский (ментор):

Даже если вы не можете сказать по завершении встречи, что вы до конца разобрались в проблеме и у вас нет стратегического плана на год вперёд — должны родиться хотя бы несколько первых шагов. Если такой план есть, он понятен вам обоим, то я думаю, что встреча прошла успешно.

Отдельный вопрос — мотивация. Ментор всё-таки немножко коуч, и от встречи с ним что-то должно проясниться. 

Артём Мосеев (менти):

После встречи должны остаться положительные эмоции. Чтобы ты был не выжат, а, наоборот, замотивирован дальше копать. 

Игорь Полянский (ментор):

Если мы говорим о бизнес-психотерапии, такое тоже бывает. В этом случае ты судишь об успешности встречи по своим ощущениям. И они обычно позитивные, если получилось человеку поднять настроение, убедить его, что проблемы нет. Или она меньше, чем он ожидал. Или дать понять, что он не один. 

 С точки зрения мотивации мне кажется, всё зависит от мастерства менторов. У меня в своё время были разные менторы. После встреч с некоторыми из них я был как выжатый лимон, но я был удовлетворён, потому что эти люди жёстко и без прикрас говорили правильные вещи. С другими, наоборот, ты радуешься, а потом начинаешь рефлексировать: “Эх, а к чему в итоге пришли?”, и кажется, что ни к чему. 

Я в первую очередь за практический результат. А мотивация — это очень хороший, но побочный эффект, который может как возникнуть, так и не возникнуть.

Кому нужен ментор

Современный мир высоко ценит институт наставничества. Согласно недавнему исследованию, 75% специалистов очень нуждаются в менторе и только 37% уже договорились о сотрудничестве с ним.

Наличие наставника особенно важно, если вы миллениал. Специалисты считают, что грамотное наставничество — ключевой фактор вовлеченности сотрудников, родившихся с 1981 по 1996 год. Сегодня эти люди — основная рабочая сила. Миллениалы хотят не просто получать в конце месяца зарплату: им нужна осмысленная деятельность, понимание, что они двигаются к цели, и пусть эта цель будет благородной.

Рассказы компаний о том, что они делают мир лучше, — приманка не столько для потребителей, сколько для сотрудников. Однако важно согласовывать свои цели с целями вашей организации, иначе может получиться, что вы сортируете мусор и выступаете за спасение косаток, в то время как ваше предприятие планирует открывать свалку радиоактивных отходов в океане.

Кто такие ментор и менти

Ментор — в переводе с латыни «наставник, учитель, мастер». По одному из древнегреческих мифов, Ментор был другом легендарного Одиссея, царя Итаки. Он был старым, мудрым и опытным человеком. Из-за возраста он не смог участвовать в Троянской войне, поэтому Одиссей, уходя в многолетний поход, доверил Ментору воспитание своего сына Телемаха и заботу о своем доме.

Имя стало нарицательным и сейчас ментором называют человека, который обучает и оказывает поддержку. В русском языке аналогом слова ментор является наставник. Существуют споры, что это разные понятия, однако я придерживаюсь мнения, что наставник и ментор — тождественны и отвечают за одно и то же: помощь своему подопечному (менти) знаниями и опытом.

Кто такой ментор и зачем он нужен

38 из 45 топ-менеджеров рассказали Harvard Business Review, что советы наставника уберегли их от ошибок, а 32 из них сообщили, что благодаря ментору их компания стала производительнее. Вывод простой: с наставником работа строится эффективнее. За вас он успешную карьеру не построит, но точно поможет поставить правильные цели и достичь их. Собрали практические рекомендации, которые помогут отыскать своего учителя и получить от него максимум пользы.

Считаете, что обладаете достаточным опытом и ментор вам ни к чему? Не спешите с выводами. Ментор есть даже у топ-менеджеров: иногда им тоже требуются советы и поддержка. В пользу этого говорит статистика: основатели трети технологических компаний Нью-Йорка с общей прибылью более 100 миллионов долларов регулярно общаются с менторами. Когда скончался Стив Джобс, Марк Цукерберг отметил, что создатель Apple был бесценным наставником. Кроме того, эксперты из Endeavour проанализировали технологические компании Нью-Йорка и пришли к выводу, что молодые стартаперы, которые имели опытного наставника оказались в три раза успешнее коллег по размеру дохода, интересу инвесторов и количеству сотрудников. Так что просить совета у других людей не только нормально, но и полезно для вашей карьеры. И вот чем полезен ментор:


Ищите наставника в соответствии со своими ожиданиями. Убедитесь, что у него есть компетенции и достаточный опыт в нужной сфере. Например, основатели облачного сервиса Dropbox Дрю Хьюстон и Араш Фирдоуси учились у двух успешных бизнесменов из Силиконовой долины Хади и Али Партови, которые работали консультантами для Facebook и Airbnb.

Оцените личные достижения потенциального учителя: хотелось бы вам самому этого добиться? Не выбирайте наставника по его имени или советам друзей. Обращайтесь за советом к тому, чей карьерный путь вас вдохновляет. Если хотите стать подменторным известного человека, попробуйте. В этом нет ничего плохого, но не забывайте о людях, которые многое знают, но остаются в тени из-за специфики своей профессии или характера. Во-первых, у них больше времени и вам будет проще найти время на общение. Во-вторых, они, скорее всего, сами хотят поделиться экспертизой.

Менторство набирает популярность, поэтому найти наставника сейчас не сложнее, чем заказать еду. Мы собрали несколько сервисов, которые помогут найти личного учителя:

Кроме того, можно получить наставника, работая в крупной компании. У Mars есть Leadership Experience Program, где участнику дают ментора, который помогает в развитии. Наставники работают со стажерами и в Coca-Cola HBC Russia. В McKinsey «вы окружены людьми, которые уже добились успеха и готовы использовать свой опыт и навыки, чтобы помочь вам реализовать свой потенциал», — сообщает старший партнер компании в России.

Если у вас на примете есть потенциальный ментор, свяжитесь с ним в соцсетях или по телефону. Если нет, то поищите наставника среди преподавателей бизнес-курсов или опытных коллег. И помните: не страшно получить отказ. Эксперты — люди востребованные, поэтому занятые. Зачастую у них нет лишнего времени, чтобы курировать других, а кто-то просто не заинтересован в менторстве. Отказали — не расстраивайтесь и продолжайте искать.

В первую очередь вам необходимо наладить контакт, иначе пользы будет мало. Как строить работу, решается индивидуально и зависит от наставника, но есть некоторые общие принципы:

Когда ментор передает знания другим, он сам лучше структурирует информацию и вникает в вопрос. Развиваются аналитические способности, навыки принятия решений и коммуникации. Он тренирует лидерские качества, за счет которых можно претендовать на более высокие позиции в компании. А еще в качестве ментора внутри компании человек растит младших коллег, которые будут ему помогать, а потом и сами станут менторами для других.

Менторство меняется

Раньше люди, желавшие помогать менее опытным, не сбивались в группы под знаменем «готов делиться». Это современный феномен. Причины его популярности — обилие возможностей, быстрая смена подходов к работе, тренд на непрерывное обучение и большая разобщенность специалистов.

Сейчас сложнее ориентироваться на прошлый опыт: в любой сфере изменения происходят очень быстро. Кроме того, работник часто находится физически далеко от своего начальника. Согласно исследованию, в 2021 году в США было 56,7 миллиона фрилансеров. Это треть американских трудящихся. При этом более 90% из них считают, что им полезно постоянное обучение.

В России в 2021 году фрилансеров было до 1,5 миллиона человек. Сюда не входят штатные сотрудники, работающие удаленно, а таких по меньшей мере столько же. Получается, что все эти люди, сидящие за компьютером в коворкинге или собственной гостиной, лишены компаньона, а значит, порой их уверенность в том, что они всё делают правильно, колеблется.

Поскольку запрос у каждого конкретного человека к ментору свой, наставничество сегодня развивается в самых разных областях, а его концепция существенно расширилась. Нельзя с одним общим мерилом идти к деятелям искусства или стахановцам-стартаперам, академическим работникам или спортсменам, журналистам или программистам.

Как быть Леди:  Интерьер, приносящий счастье: 7 принципов хюгге :: Дизайн :: РБК Недвижимость

Менторство работает не только на рост в технических навыках: чем ещё может помочь ментор?

Работа с ментором начинается с очерчивания границ вопроса, над которым вы будете работать. Важно их установить в самом начале, чтобы понять, хватает ли компетенций у ментора, чтобы работать с задачей, а ещё, для того, чтобы договориться, как вы поймёте, что цель достигнута. Отработка технической задачи очевидно займёт меньше времени и сил, чем что-то более глубокое.

Свят Задорожный делает акцент на психологии процесса: «Во-первых, ментор проявит глубинные цели: он выведет человека на более высокий уровень, вы проработаете карьерные хотелки и пожелания. Можно сравнить это с профессиональной психотерапией.

Во-вторых, он может тонко намекнуть оптимальный путь развития — покажет, что твоя цель достижима сотнями путей, чтобы ты мог выбрать тот, что ближе.

В-третьих, вы обсудите, что тебя беспокоит — синдром самозванца, нелюбовь к предметной области проекта, деньги и неинтересные задачи.

А ещё — вместо того, чтобы сидеть фрустрировать и читать тысячу книг, вы озвучите конкретные действия, на которых ты будешь фокусироваться.

У программистов есть такая штука как rubber duck programming: резиновую уточку для ванны ставишь перед собой и задаёшь ей свои вопросы. В процессе мозг находит решение.

Людям часто не хватает исключительно того, чтобы грамотно озвучить свою проблему, правильно структурировать её у себя своей голове, и самому найти ответ».

Евгений Толмачёв, инженер группы разработки команды Api4biz в компании Avito же говорит о более прикладных вопросах: «Задача ментора — не давать новичкам закапываться и помогать с направлением, куда двигаться.

По опыту, большинство ребят уровня Junior приходят с идеалистичными взглядами, потому что в книжках рассматривается концепция совершенного мира.

Если говорить о чисто технической части, здесь ментору важно подсказать, где проявить гибкость не в ущерб задаче — сделать упрощённый вариант и выпустить быстрее, не закопаться в задаче.*

Самая дорогая ошибка — застрять на реализации. Важно в этот момент пойти за помощью, найти её и сделать, а не ковыряться самому, растрачивая время впустую. Вот здесь обращение к ментору уместно и полезно».

Менторы от античности до наших дней

Ментором звали эллина, которого Одиссей, отправляясь под Трою, оставил присматривать за своим сыном Телемахом. С одной стороны, Ментор неплохо справился со своей работой, раз его имя осталось в веках и стало термином. С другой стороны, и он не был идеален: в трудные времена юного Телемаха сопровождал не престарелый воспитатель, а богиня Афина в его образе.

А вот у Александра Македонского ментор оказался более эффективным. Интересно, как сложилась бы история царствования Александра, если бы развивать ум и характер ему помогал не Аристотель, а кто-то другой?

В Средние века, когда начали развиваться гильдии и профессиональное обучение, наставничество стало обычной практикой. Молодые люди не только приобретали технические навыки, но и пользовались покровительством авторитетного специалиста. Правда, само слово «ментор» после Античности надолго пропало из обихода.

Менторство в западном мире снова стало актуальным в начале ХХ века: появились специальные программы, направленные на то, чтобы молодежь стремилась к достижениям и всячески дерзала. В Советском Союзе обращение к старому опыту было поначалу не особенно нужно: все строили новый мир, до основания разрушив старый. Но с развитием промышленности понадобились знания и опыт мастеров.

Наставничество – стандарт образования сегодня

Я достаточно простой человек, поэтому на курсе про новости просто подошел к преподавателю и напросился на стажировку. Как сейчас любят говорить – «дошел ногами».

Так я оказался в новостном отделе, где научился писать, оформлять и, самое главное, – выводить статьи на «морду». Журналистом я в итоге не стал, но стал интернет-маркетологом. В прошлом году впервые примерил на себя роль наставника в «Яндекс.Практикуме», где мне доверили курс ребят, которые, как и я, решили сменить вектор своей карьеры.

Когда я учился, не было никаких команд сопровождения, менторов на обучении, никто за ручку не проводил по пути от первых шагов до защиты диплома. Сегодня практически на каждом обучающем курсе есть наставник, который помогает адаптироваться к выбранной профессии, мотивирует пройти до конца выбранную программу и рассказывает, как теория сочетается с практикой.

В этом отношении за последнее время действительно произошли большие изменения в качестве обучения. По данным доклада The Future of Jobs 2020, за прошлый год число работников, обучающихся по личной инициативе, увеличилось в четыре раза, а работодателей, предоставляющих эту возможность, – в пять раз.

Желание одних людей получить новые навыки, а других – делиться знаниями и работать на себя привели к трансформации рынка образования, где наличие наставников в обучающих программах помогает многим компаниям отстраиваться от конкурентов. Можно сказать, что начинается такая битва менторов, где уровень и качество самих наставников будет все больше влиять на продвижение и имидж конкретного курса.

Чего точно не хочется увидеть на встрече?

У ментора и менти свои антипаттерны. Менторы сталкиваются с завышенными ожиданиями.

Игорь Полянский (ментор):

Не нужно ожидать, что проблему решат за тебя. Это самое, самое плохое, что может ожидать менти.

Иногда человек (особенно, если он платит деньги) ожидает, что ты за него сделаешь большую часть работы. Он уже рассматривает тебя часто не в качестве ментора, а в качестве консультанта. Вот тут нужно провести очень чёткую границу, в какой области лежит ответственность каждого.

У менти другая проблема — авторитарность ментора.

Артём Мосеев (менти):

Я абсолютно не воспринимаю, когда мне говорят декларативно. Мне точно нужно знать, почему ты так решил. Ещё не хотелось бы, чтобы ментор не пытался погрузиться в мой контекст. Может, его решение работает в 90 % случаев, но не сработает в моём. 

Главное — вести конструктивный диалог, с аргументами “против” и “за”. 

Чем различаются ментор и наставник?

Наставник — человек, который передает конкретный опыт, знания, обучает по правилу «делай как я». Учитель в школе, преподаватель по музыке или высшей математике — вот примеры наставника. Он должен донести алгоритм, по которому нужно действовать в подобных обстоятельствах. Ментор — человек с большим жизненным опытом, который знает, как решать те или иные задачи, и прошел разные ситуации, с которыми подопечный не сталкивался. У подопечного есть возможность учиться на чужих ошибках, что особенно актуально в реалиях бизнеса, когда цена ошибки высока. Ментор — всегда человек старше: он получил значительный жизненный опыт и готов им делиться. Ключевой разницей между наставником и ментором является то, что с наставником вы можете не быть в тандеме, а с ментором быть в нем обязательно.

Гор Нахапетян, сооснователь Sensemakers, консультант по стратегии и коммуникациям, ментор, один из основателей платформы для менторов и экспертов Experum

Наставничество используется в адаптации и развитии новых сотрудников. Близкий по функционалу специалист помогает новичку влиться в корпоративную культуру, понять специфику взаимоотношений в коллективе, неформальные правила — а непосредственного руководителя можно не отрывать от его задач. Наставничество строится на взаимовыручке и товариществе. Ментор — это не просто более опытный и при этом равный в обязанностях и правах товарищ, но гуру, мудрый старец. Как правило, необходимо беспрекословно слушать ментора, выполнять все его поручения, впитывать опыт и конспектировать знания, которыми он делится.

Сергей Ольницкий, коммерческий директор направления «Полимерные мембраны и PIR» корпорации «Технониколь»

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий