Менторский тон. Зачем вам нужен наставник — Нож

Менторский тон. Зачем вам нужен наставник — Нож Женщине
Содержание
  1. Чем различаются ментор и наставник?
  2. Чего ожидать от встречи
  3. Где искать наставника
  4. Когда встречу с ментором можно считать успешной?
  5. Как готовиться к встрече с ментором
  6. Известные менторы
  7. Как и чем поможет ментор?
  8. Обязанности ментора и менти
  9. Что стоит запомнить
  10. Разновидности
  11. Менторство меняется
  12. Сотрудники, у которых есть свой оби-ван, действительно больше зарабатывают, более довольны карьерой и оптимистичнее смотрят на мир. во всяком случае, они верят в то, что еще продвинутся вперед.
  13. Менторы от античности до наших дней
  14. Кому нужен ментор
  15. Как правило, менторы не получают личных выгод от такого сотрудничества.
  16. Четыре фазы наставничества с примерами
  17. Чего точно не хочется увидеть на встрече?
  18. Программы в россии и мире
  19. Что хотели сказать
  20. Где искать ментора
  21. Необходимые навыки
  22. Зачем люди этим занимаются – мотивы
  23. Наставник — это не всегда человек, который уже побывал там, куда вы стремитесь, и делал что-то похожее. иногда он просто помогает вам взглянуть на вашу работу со стороны, увидеть в ней слепые пятна, показать неожиданный ракурс.
  24. Кто такие ментор и менти
  25. Насколько менторство популярно и эффективно
  26. Что читать на тему менторства
  27. Молодой специалист, устроившись на производство, получал наставника, обычно пожилого и опытного, который знал, где именно надо постучать разводным ключом, чтобы всё мгновенно заработало.
  28. Ментор помогает разобраться, что человек делает на рабочем месте, куда несут его судьба и планы директора. например, последнее трехчасовое совещание — полезный опыт или никчемное топтание на месте?
  29. Есть даже реверсивное наставничество: старший учится у младшего. особенно это полезно в технологических областях и в сферах, где нужно знать и понимать современные молодежные явления.
  30. Когда менторство не работает
  31. Для чего нужен ментор и как он работает
  32. Какие отношения должны быть с наставником?
  33. В чем плюсы менторства
  34. Часто задаваемые вопросы
  35. Как заинтересовать собой
  36. Кто становится ментором
  37. Популярные ошибки менти
  38. «ментор не гарантирует ничего, кроме того, что он выделит часть своего времени и внимания на встречу».

Чем различаются ментор и наставник?

Наставник — человек, который передает конкретный опыт, знания, обучает по правилу «делай как я». Учитель в школе, преподаватель по музыке или высшей математике — вот примеры наставника. Он должен донести алгоритм, по которому нужно действовать в подобных обстоятельствах. Ментор — человек с большим жизненным опытом, который знает, как решать те или иные задачи, и прошел разные ситуации, с которыми подопечный не сталкивался. У подопечного есть возможность учиться на чужих ошибках, что особенно актуально в реалиях бизнеса, когда цена ошибки высока. Ментор — всегда человек старше: он получил значительный жизненный опыт и готов им делиться. Ключевой разницей между наставником и ментором является то, что с наставником вы можете не быть в тандеме, а с ментором быть в нем обязательно.

Гор Нахапетян, сооснователь Sensemakers, консультант по стратегии и коммуникациям, ментор, один из основателей платформы для менторов и экспертов Experum

Наставничество используется в адаптации и развитии новых сотрудников. Близкий по функционалу специалист помогает новичку влиться в корпоративную культуру, понять специфику взаимоотношений в коллективе, неформальные правила — а непосредственного руководителя можно не отрывать от его задач. Наставничество строится на взаимовыручке и товариществе. Ментор — это не просто более опытный и при этом равный в обязанностях и правах товарищ, но гуру, мудрый старец. Как правило, необходимо беспрекословно слушать ментора, выполнять все его поручения, впитывать опыт и конспектировать знания, которыми он делится.

Сергей Ольницкий, коммерческий директор направления «Полимерные мембраны и PIR» корпорации «Технониколь»

Чего ожидать от встречи

С причинами определились. Другой вопрос — ожидания. Менторство — это не волшебная палочка, которая исправит все проблемы и разом прояснит ситуацию. Это процесс, требующий усилий с обеих сторон и синхронизации ожиданий, и важно знать, что ты можешь получить от встречи с ментором, а что — нет.

Артём довольно точно определил, что стоит ожидать менти от встречи.

Артём Мосеев (менти):

Во-первых, я жду, что рано или поздно мы сформулируем проблему и будем понимать её одинаково. Зачем мы собрались, какую проблему мы хотим решить.

Я жду, что ментор сможет погрузиться в мой контекст. Он может иметь готовое решение на основе его опыта в его компании, но мой случай уникальный. И я надеюсь, что он быстро поймёт различия и применит свою экспертизу к моему случаю.

Также ожидаю, что он не просто скинет инструкцию. Я хочу понимать, почему он выбрал этот вариант, из чего он выбирал, по каким критериям успешности. 

Готовых решений в менторстве априори быть не может. Но ментор может подсказать, в какую сторону копать, и обозначить критерии оценки успеха. Здесь нельзя давить авторитетом: нужно объяснять, что и почему ты предлагаешь. Ведь если цель — помочь менти на карьерном пути, то нужно помочь ему решить не только текущую проблему, но и последующие, устранять ошибочные когнитивные паттерны и прививать полезные.

Также важно, чтобы между участниками выстроились правильные отношения.

Игорь Полянский (ментор):

Первое, что я сразу говорю, — я не Бог, не оракул и не Гугл. Я делюсь своим опытом, могу давать тебе советы с его высоты и стараюсь задавать тебе правильные вопросы. При этом, я, как любой человек, могу ошибаться, поэтому всё, что я говорю, не нужно воспринимать за истину в последней инстанции. Критическое мышление у менти должно работать на протяжении всей сессии.

Конечно, нужно соблюдать баланс, чтобы всю встречу не занимало обсуждение какого-то одного момента. Например, один менти оспаривал каждую мысль, и мы практически не сдвигались с места.

Второе — я не сделаю работу за тебя. Я могу помочь советом, могу задать правильные вопросы, направить куда нужно, могу даже помочь каким-то ресурсами, познакомить с нужными людьми, сказать, где конкретно копать, и так далее. Но инициатива должна исходить от тебя. С инициативными менти гораздо больше хочется помогать. 

Где искать наставника

Существует масса способов найти ментора. Например, программа МГУ — первая общеуниверситетская менторская программа в России, организованная силами выпускников. Любой студент или выпускник alma mater может оставить заявку на сайте, и команда клуба устроит встречу с наиболее подходящим наставником. Проблемы, с которыми обращаются в клуб, могут касаться и науки, и других сфер. Вот пара примеров:

Несколько программ предлагает «Сколково», среди которых отметим программу «Технопарка». Здесь упор делается на бизнес и интересные инновации. Вашим ментором будет предприниматель или специалист в области высокотехнологичного бизнеса, а ученик перед началом сотрудничества должен подготовить инновационный проект.

Идея наставничества лежит в основе открытого конкурса управленцев «Лидеры России». В нем могут принять участие люди возрастом до 55 лет с менеджерским опытом, одна из причин конкурировать за победу, помимо денежных призов — возможность перенять опыт у наставников, которыми выступают бизнесмены, чиновники высокого ранга и прочие специалисты, от действующих губернаторов и бывших министров до председателей правления многомиллиардных корпораций.

Тысячи экспертов, предпринимателей, высококлассных специалистов во всем мире готовы безвозмездно делиться опытом и знаниями с теми, кто хочет принять их дар, но при этом кроме базовых общих принципов вроде добровольности, доверия и ответственности в этой сфере нет никаких четких прописанных правил. Некоторые даже заранее предупреждают, чтобы протеже потом не расстраивались:

Когда встречу с ментором можно считать успешной?

Заключительный вопрос: как понять, хорошо ли прошла встреча? Сиюминутных результатов нет: как мы помним, ментор не даёт готовые решения, но размечает путь и предлагает свои варианты. 

Для Артёма ключевой критерий — получил ли он ответы на свои вопросы. Возможно, вопрос был только вершиной айсберга, и встреча помогла углубиться дальше — это тоже хорошо. 

Игорь как ментор занимается чаще рабочими задачами. В таком случае результатом  всегда должен быть план действий.

Игорь Полянский (ментор):

Даже если вы не можете сказать по завершении встречи, что вы до конца разобрались в проблеме и у вас нет стратегического плана на год вперёд — должны родиться хотя бы несколько первых шагов. Если такой план есть, он понятен вам обоим, то я думаю, что встреча прошла успешно.

Отдельный вопрос — мотивация. Ментор всё-таки немножко коуч, и от встречи с ним что-то должно проясниться. 

Как быть Леди:  Ментор: кто это и как его выбрать

Артём Мосеев (менти):

После встречи должны остаться положительные эмоции. Чтобы ты был не выжат, а, наоборот, замотивирован дальше копать. 

Игорь Полянский (ментор):

Если мы говорим о бизнес-психотерапии, такое тоже бывает. В этом случае ты судишь об успешности встречи по своим ощущениям. И они обычно позитивные, если получилось человеку поднять настроение, убедить его, что проблемы нет. Или она меньше, чем он ожидал. Или дать понять, что он не один. 

 С точки зрения мотивации мне кажется, всё зависит от мастерства менторов. У меня в своё время были разные менторы. После встреч с некоторыми из них я был как выжатый лимон, но я был удовлетворён, потому что эти люди жёстко и без прикрас говорили правильные вещи. С другими, наоборот, ты радуешься, а потом начинаешь рефлексировать: “Эх, а к чему в итоге пришли?”, и кажется, что ни к чему. 

Я в первую очередь за практический результат. А мотивация — это очень хороший, но побочный эффект, который может как возникнуть, так и не возникнуть.

Как готовиться к встрече с ментором

Менторство немного похоже на репетиторство. Чтобы встреча прошла успешно, нужно, чтобы оба участника подготовились. Менти нужно сформулировать проблему (а правильно сформулированная проблема — наполовину решённая проблема), ментору — ознакомиться с ней и обдумать возможные решения.

Игорь Полянский (ментор):

Обычно перед встречей я прошу человека написать свободным текстом, что он хочет получить от менторства, какая у него проблема, чего он хочет достичь. Из того, что человек пишет, кристально понятно, какие у него ожидания. Если у меня появляются опасения на этом этапе, я обязательно их отдельно проговариваю, прям по пунктам. 

К первой встрече я заранее формулирую вопросы. Но в процессе появляются какие-то действия, которые уже требуются от меня: накопать информацию, познакомить с каким-то человеком, спросить ещё чьего-то совета. Это уже мне нужно сделать к нашей следующей встрече.

Заявка Артёма на менторство выделялась среди других проработкой, подробным описанием, рассказом о себе, о контексте. Он старается подробно описать, что хочет обсудить: к чему прийти, какую проблему не может решить. Это избавляет от дополнительных вопросов: а сколько человек в команде разработки, как деплоите, какие дополнительные флаги используете? Кроме того, важна гибкость мышления.

Артём Мосеев (менти):

Ты должен быть готов принять что-то новое для себя. То есть ты приходишь, и тебе вдруг рассказывают, что у компании нет тестировщиков, пишут тесты программисты. Для кого-то это может быть блокером, и мы потратим полчаса на обсуждение этой проблемы.

И ментору, и менти нужно писать заметки. Ментору — чтобы к следующей встрече знать, какие задачи были у менти и как он по ним продвинулся. Менти — чтобы зафиксировать обещания и на следующей встрече описать прогресс. Лучше делиться результатами заранее, чтобы ментор мог планировать диалог. Без заметок нельзя — спустя неделю уже будет сложно восстановить контекст.

Известные менторы

Известные на весь мир менторы и их не менее успешные подопечные:

  1. Майк Марккула был инвестором компании Apple, контролировал ее работу на старте, следил за выпуском первых продуктов, опекал изобретателей. Через несколько лет компания заняла прочные позиции на рынке, ее возглавили Стив Возняк и Стив Джобс.
  2. Стив Джобс. Этот человек невольно стал ментором для Марка Цукерберга. Он посоветовал ему посетить храм в Индии, чтобы понять и закрепить свои идеалы, сформулировать для самого себя видение собственного дела.
  3. Эрик Шмидт. Помогал развиваться компании Гугл, отклонил около 50 непригодных кандидатов на должность руководителя, известен своим непредвзятым взглядом и оригинальными методами решения возникающих проблем. Его подопечные – Ларри Пейдж и Сергей Брин.
  4. Уоррен Баффет. Билл Гейтс, самый богатый человек в мире, утверждает, что обязан своим успехом Уоррену Баффету, ведь этот предприниматель научил Билла Гейтса справляться с трудностями и работать на долгосрочную перспективу. Этот человек умел легко говорить о сложных вещах и доносить их до сознания даже самого простого человека.
  5. Билли Саломон. К этому человеку с огромным уважением относился Майкл Блумберг, ведь Саломон давал ему рабочие советы и умел подавать собственный пример, не занимаясь морализаторством.
  6. Ричард Брэнсон. Этот человек попросил известного бизнесмена и предпринимателя Фредди Лейкера дать ему возможность руководить крупной компанией. Это помогло предпринимателю понять, что одиночный подход в бизнесе практически не работает, подходить к решению проблем стоит коллективно.
  7. Майа Анжелу. Эта женщина познала тяготы жизни перед тем, как стать успешной. Она была наставницей известной писательницы и поэтессы Опры Уинфри, провела ее через самые важные и нелегкие годы жизни, научила девушку многому из того, что знала сама.

А каких известных менторов знаете вы? Был ли в вашей жизни человек, который помог вам лучше понять себя, самореализоваться и открыться? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Как и чем поможет ментор?

Главное, что может сделать ментор, — с высоты своего опыта подсказать, как подопечный может достичь цели. Помочь сфокусироваться, упростить задачу, мечту или идею, структурировать ее, разложить на этапы. Ментор может предложить конструктивную критику или расширить знакомства, а также мотивировать и приободрять, когда это необходимо.

Владимир Скрипниченко

Есть два способа решения сложных вопросов: интернет и люди. Если в интернете вы не нашли решения своего вопроса, то ищите людей, которым можете его задать. В мире более семи миллиардов людей, из них миллионы работают в вашей сфере и сотни тысяч уже решали те задачи, что стоят перед вами. Вам остается их найти. Иногда поиск занимает не один месяц, но, получив ответ, вы поймете, куда двигаться дальше. В противном случае будете самостоятельно экспериментировать десятки лет».

Сергей Дегтярев, предприниматель, ментор, основатель холдинга Catalyst

Обязанности ментора и менти

В обязанности ментора входит:

  • готов уделять необходимое количество времени на работу с менти и делиться своим опытом;
  • не навязывает свою точку зрения, фиксируется на запросе своего клиента;
  • умеет оказывать поддержку, делает это и словесно, и при помощи поступков;
  • обладает навыком умелого слушания;
  • умеет хвалить, говорить комплименты, отмечать даже малейшие успехи;
  • эффективно дает человеку обратную связь и анализирует происходящее;
  • может дать нестандартный совет, которого нет в регламентах и обыкновенных правилах;
  • может посоветовать специалиста со стороны, который также может оказать нужную поддержку или поделиться необходимыми знаниями;
  • соблюдает принципы конфиденциальности, хранит личную и профессиональную тайну;
  • с уважением относится к своему подопечному, ценит его время и усилия;
  • уметь общаться менторным тоном (уважительно, убедительно, вдохновляюще);
  • совмещать открытую жизненную позицию с ответственностью и надежностью.

За менти тоже закрепляется ряд обязанностей:

  • четко формулирует запросы и цели обучения, понимает и осознает, чего хочет от сотрудничества с ментором;
  • готов выделять время и затрачивать собственные ресурсы на развитие и достижение целей;
  • не скрывает факта ошибки или неудачи, обо всем честно рассказывает ментору (чтобы потом избежать ошибок);
  • на каждую из встреч приходит подготовленным, с заранее обдуманными вопросами, предложениями или замечаниями;
  • готов давать эффективную обратную связь и запрашивать ее у ментора, если таковая необходима;
  • объективно оценивает свое поведение, знает свои сильные и слабые стороны;
  • готов менять свою жизнь, привносить в нее новые привычки, опыт, знания;
  • соблюдает все договоренности и уважает своего наставника.

Что стоит запомнить

  • Наставник — человек, который передает конкретные знания и навыки с позиции «почти на равных». Ментор же — человек с большим жизненным опытом, который делится им с позиции «мудрого учителя». Он помогает подопечному в ситуациях, когда тот не понимает, с какой стороны к проблеме подойти, как ее решить.
  • Ментор нужен всем — ведь все иногда попадают в тупик, в ситуацию, когда кажется, что решения у проблемы нет. Особенно полезны менторы предпринимателям и старшеклассникам.
  • Ментор поможет сфокусироваться, упростить задачу, мечту или идею, разложить на этапы — в общем, сэкономит подопечному время и силы.
  • Ментор не поможет, если вы сами не понимаете, чего хотите, устали, выгорели или надеетесь, что всё сделают за вас.
  • Ищите грамотного ментора, если мечтаете о рывке в карьере или о прибыльном собственном деле. «Ментором» может стать даже автор полезной книги или блогер с подходящим вам опытом и знаниями.
Как быть Леди:  30 подсказок тела мужчины расскажут, нравитесь ли вы ему, или он хочет от вас убежать :: Инфониак

Разновидности

Разные виды менторства отличаются друг от друга, имеют свои особенности и тонкости.

Вид менторства.Описание.Пример.
Формальный.К эксперту прикрепляют человека, за качеством работы которого он будет следить, предоставлять отчеты руководству и делать процесс более эффективным.К сотруднику Иванову приставили ментора, который пришел на предприятие извне.
Естественный.Более опытный сотрудник помогает человеку аналогичной специальности, но с меньшим опытом.Оператору Иванову помогает старший оператор Петров.
На одном уровне.Сотрудники, имеющие примерно одинаковый опыт, делятся им друг с другом. Обычно у них общие цели, интересы, есть взаимопонимание.Старший оператор Иванов и старший оператор Петров обмениваются опытом.
Ситуативный.Сотрудник подтягивает своего коллегу в тех вопросах, в которых он разбирается лучше.Оператор Иванов регулярно помогает оператору Петрову разобраться с работой снегоуборочной машины.
Супервизорский.Один сотрудник строго наблюдает за работой другого, исправляет его ошибки, дает обратную связь.Оператор Иванов следит за работой оператора Петрова, по ходу работы указывает, то тот делает не так, и как это можно было бы исправить.
По запросу.Сотрудник просит своего бывшего ментора снова взять над ним шефство.Оператор Иванов понимает, что не до конца правильно выполняет свою работу. Он просит старшего оператора Петрова снова начать помогать ему и отслеживать качество работы.

Менторство меняется

Раньше люди, желавшие помогать менее опытным, не сбивались в группы под знаменем «готов делиться». Это современный феномен. Причины его популярности — обилие возможностей, быстрая смена подходов к работе, тренд на непрерывное обучение и большая разобщенность специалистов.

Сейчас сложнее ориентироваться на прошлый опыт: в любой сфере изменения происходят очень быстро. Кроме того, работник часто находится физически далеко от своего начальника. Согласно исследованию, в 2022 году в США было 56,7 миллиона фрилансеров. Это треть американских трудящихся. При этом более 90% из них считают, что им полезно постоянное обучение.

В России в 2022 году фрилансеров было до 1,5 миллиона человек. Сюда не входят штатные сотрудники, работающие удаленно, а таких по меньшей мере столько же. Получается, что все эти люди, сидящие за компьютером в коворкинге или собственной гостиной, лишены компаньона, а значит, порой их уверенность в том, что они всё делают правильно, колеблется.

Поскольку запрос у каждого конкретного человека к ментору свой, наставничество сегодня развивается в самых разных областях, а его концепция существенно расширилась. Нельзя с одним общим мерилом идти к деятелям искусства или стахановцам-стартаперам, академическим работникам или спортсменам, журналистам или программистам.

Сотрудники, у которых есть свой оби-ван, действительно больше зарабатывают, более довольны карьерой и оптимистичнее смотрят на мир. во всяком случае, они верят в то, что еще продвинутся вперед.

Правда, ученые делают оговорку, что разрыв в статистике между группами небольшой.

Наиболее очевидны плюсы наставничества в академической среде. Если вы занимаетесь естественными науками и сидите в университетской лаборатории, то ваш успех зависит не только от ваших стараний, но еще и от того, насколько активен старший научный сотрудник, который вам помогает.

Американская компания Endeavor Global задалась целью открыть секрет успешного стартапа. Ее исследователи изучили предпринимательский опыт нью-йоркских бизнесменов и в 2022 году опубликовали результаты. Выводы напоминали выкладку частного детектива, нанятого следить за неверной женой: оказалось, что многие предприниматели «имели тесные личные связи с основателями других успешных компаний».

Менторы от античности до наших дней

Ментором звали эллина, которого Одиссей, отправляясь под Трою, оставил присматривать за своим сыном Телемахом. С одной стороны, Ментор неплохо справился со своей работой, раз его имя осталось в веках и стало термином. С другой стороны, и он не был идеален: в трудные времена юного Телемаха сопровождал не престарелый воспитатель, а богиня Афина в его образе.

А вот у Александра Македонского ментор оказался более эффективным. Интересно, как сложилась бы история царствования Александра, если бы развивать ум и характер ему помогал не Аристотель, а кто-то другой?

В Средние века, когда начали развиваться гильдии и профессиональное обучение, наставничество стало обычной практикой. Молодые люди не только приобретали технические навыки, но и пользовались покровительством авторитетного специалиста. Правда, само слово «ментор» после Античности надолго пропало из обихода.

Менторство в западном мире снова стало актуальным в начале ХХ века: появились специальные программы, направленные на то, чтобы молодежь стремилась к достижениям и всячески дерзала. В Советском Союзе обращение к старому опыту было поначалу не особенно нужно: все строили новый мир, до основания разрушив старый. Но с развитием промышленности понадобились знания и опыт мастеров.

Кому нужен ментор

Современный мир высоко ценит институт наставничества. Согласно недавнему исследованию, 75% специалистов очень нуждаются в менторе и только 37% уже договорились о сотрудничестве с ним.

Наличие наставника особенно важно, если вы миллениал. Специалисты считают, что грамотное наставничество — ключевой фактор вовлеченности сотрудников, родившихся с 1981 по 1996 год. Сегодня эти люди — основная рабочая сила. Миллениалы хотят не просто получать в конце месяца зарплату: им нужна осмысленная деятельность, понимание, что они двигаются к цели, и пусть эта цель будет благородной.

Рассказы компаний о том, что они делают мир лучше, — приманка не столько для потребителей, сколько для сотрудников. Однако важно согласовывать свои цели с целями вашей организации, иначе может получиться, что вы сортируете мусор и выступаете за спасение косаток, в то время как ваше предприятие планирует открывать свалку радиоактивных отходов в океане.

Как правило, менторы не получают личных выгод от такого сотрудничества.

Хорошие отношения с протеже не в счет. Менторов утешает то, что они делают мир лучше, продвигают свою сферу, вносят вклад в развитие перспективной отрасли — всё это улучшает самооценку. Есть, конечно, данные о том, что люди, которые ввязываются помогать новичкам, получают и другие бонусы (например, ощущают бо́льшую вовлеченность в работу и радость от нее), но ради этого мало кто согласен вставать с дивана.

Классическая форма сотрудничества — личные встречи в формате «учитель — ученику». В фокусе внимания профессиональное развитие ученика или его бизнеса. Но в последнее время появилось множество других форм, например:

  • напарничество (buddying) — хрестоматийный пример из комедий: американский полицейский, которому его бадди показывает, где лучшие пончики;
  • флеш-наставничество — когда эксперт приходит разок взглянуть на вашу кухню, поделиться мнением, дать подсказки;
  • «теневое менторство» (shadowing) — когда специалист ходит тенью за протеже, наблюдая за его работой. Так он может по ходу дела давать ценную обратную связь или записывать полезные наблюдения.

Четыре фазы наставничества с примерами

Для эффективного осуществления менторской работы, нужно пройти несколько фаз наставничества.

Фаза наставничества.Что делать.Пример.
Первая.Формирование рабочей пары. Людям нужно найти общий язык и понять, будет ли им комфортно работать вместе.Знакомство, разговор о проблеме, составление расписание и оговаривание длительности встреч. Также стоит обговорить границы, которые будут соблюдаться во время общения.
Вторая.Ментор и менти разрабатывают план работы, корректируют и дополняют его.Разработка целей и задач, составление списка ресурсов, выдвижение советов и тезисов.
Третья.Разговоры, встречи, активна поддержка.Подопечный начинает реализовывать составленный проект, обращается к ментору тогда, когда не справляется самостоятельно.
Четвертая.Происходит отражение. Подопечный все меньше нуждается в помощи ментора, наставник видит результаты своей работы.Люди общаются, дают друг другу обратную связь, подводят итоги своего сотрудничества.

Чего точно не хочется увидеть на встрече?

У ментора и менти свои антипаттерны. Менторы сталкиваются с завышенными ожиданиями.

Игорь Полянский (ментор):

Не нужно ожидать, что проблему решат за тебя. Это самое, самое плохое, что может ожидать менти.

Иногда человек (особенно, если он платит деньги) ожидает, что ты за него сделаешь большую часть работы. Он уже рассматривает тебя часто не в качестве ментора, а в качестве консультанта. Вот тут нужно провести очень чёткую границу, в какой области лежит ответственность каждого.

У менти другая проблема — авторитарность ментора.

Артём Мосеев (менти):

Я абсолютно не воспринимаю, когда мне говорят декларативно. Мне точно нужно знать, почему ты так решил. Ещё не хотелось бы, чтобы ментор не пытался погрузиться в мой контекст. Может, его решение работает в 90 % случаев, но не сработает в моём. 

Как быть Леди:  Ментор: это кто такой, что такое менторство в бизнесе, как найти наставника

Главное — вести конструктивный диалог, с аргументами “против” и “за”. 

Программы в россии и мире

В России и мире менторские программы успешно развиваются и приумножаются. Сейчас они захватывают такие сферы профессиональной деятельности человека как:

  1. Оказание практических услуг. Программа помогает выйти на принципиально новый уровень дохода, заниматься любимым делом, приносить пользу окружающим, параллельно заниматься саморазвитием.
  2. Создание контента для бизнеса. Ментор поможет начать заниматься тем, что действительно интересно, настраивать качественное общение с целевой аудиторией, продавать востребованный товар.
  3. Создание и развитие брендов. Ментор объяснит человеку, как стать узнаваемым, запускать новые проекты, преодолевать конкуренцию.
  4. Продвижение в социальных сетях, продажи. Ментор научит разбираться с социальными сетями так, чтобы выйти на комфортный доход и иметь постоянный поток клиентов.

В России эффективно работает менторская программа, которую курирует Высшая Школа Бизнеса.

Что хотели сказать

Менторство не даёт огромных обещаний, это «мягкая сила». Но ментору оно помогает упорядочить собственный опыт, расширить поле экспертизы и избавиться от выгорания, а менти — взглянуть на ситуацию out of the box, составить план действий и добиться цели.

Как говорил Эйнштейн, проблему сложно решить на том уровне, на котором она была сформулирована. Проблема может лежать прямо перед носом человека, но он её не видит, потому что обитает внутри той самой системы. Главное — не переставать пытаться её решить.

Записала Слава @VladislavaZ Жунина

Узнайте, как прокачаться и в других специальностях или освоить их с нуля:

Другие профессии и курсы

Где искать ментора

Если человек решил, что ему не обойтись без ментора, то поискать его можно:

  1. Среди друзей, коллег или знакомых. Возможно, кто-то из них обладает экспертными знаниями и захочет выступить в роли ментора.
  2. Поискать людей в социальных сетях, которые предлагают свои услуги по менторству.
  3. Найти сервисы, которые занимаются подбором менторов, поработать с ними.
  4. Посетить тематические мероприятия (семинары, мастер-классы, открытые лекции, тренинги). Возможно, там человек сможет найти кандидатуру, подходящую в менторы.
  5. Зарегистрироваться на тематических форумах и в сообществах, где менторы предлагают свои услуги.
  6. Поискать в социальных сетях по тематических хештегам и геолокации.
  7. Зайти на сайты вузов и поискать преподавателей со схожими или смежными специальностями. Как правило, они обладают колоссальным жизненным опытом и хорошо объясняют новый, неизвестный материал.

Необходимые навыки

Чтобы стать ментором, человеку необходимо развить в себе следующие качества и навыки:

  1. Экспертность в какой-либо из областей науки, жизни или бизнеса. Без узкоспециальных знаний нет успеха.
  2. Развитые человеческие качества (тактичность, умение слушать, сопереживать, искреннее желание помогать другим).
  3. Умение правильно и интересно преподносить информацию.
  4. Умение поддерживать, вдохновлять, воодушевлять человека.
  5. Высокий уровень личной мотивации, работоспособности и эффективности.
  6. Желание искать ответы, копать глубже, а не пользоваться готовыми схемами и решениями.
  7. Дисциплинированность, пунктуальность.
  8. Способность размышлять, рефлексировать, признавать свои ошибки.
  9. Высокая степень новаторства и желание развиваться.

Зачем люди этим занимаются – мотивы

Если человек решает стать ментором, то обычно он желает достигнуть следующих целей:

  1. Повышение собственной самооценки, чувства значимости и полезности обществу.
  2. Возможность стать более экспертным в своей области, так как ментору нужно поддерживать навык, саморазвиваться.
  3. Желание и умение делиться своими знаниями, достижениями и опытом с другими людьми.
  4. Желание доносить до окружающих новые и свежие способы решения старых проблем.
  5. Развитие собственных лидерских качеств.
  6. Приобретение уважения, поощрения в обществе.
  7. Искреннее желание помогать другим людям.

А как вы считаете, что толкает людей на то, чтобы становиться менторами? Поделитесь своими соображениями в комментариях.

Наставник — это не всегда человек, который уже побывал там, куда вы стремитесь, и делал что-то похожее. иногда он просто помогает вам взглянуть на вашу работу со стороны, увидеть в ней слепые пятна, показать неожиданный ракурс.

Хотя менторство — это неформальное общение, однако, чтобы помочь подопечному грамотно, нужна подходящая технология. На Западе, говоря о наставнике, чаще всего имеют в виду профессионала, обученного коучингу, который может раздавать советы людям широкого спектра профессий.

Он будет апеллировать к вашим ценностям, целям, мечтам и нет-нет, да и ввернет мотивирующую цитату Махатмы Ганди. В нашей стране, кажется, надежнее пойти к проверенному специалисту, чем к человеку, который сначала заведет речь о духовной жизни, а потом внезапно спросит: «Кем вы видите себя через 50 лет?» Хочется просить конкретного совета, выясняя, где именно в вашем бизнесе протечка.

Кто такие ментор и менти

Ментор — в переводе с латыни «наставник, учитель, мастер». По одному из древнегреческих мифов, Ментор был другом легендарного Одиссея, царя Итаки. Он был старым, мудрым и опытным человеком. Из-за возраста он не смог участвовать в Троянской войне, поэтому Одиссей, уходя в многолетний поход, доверил Ментору воспитание своего сына Телемаха и заботу о своем доме.

Имя стало нарицательным и сейчас ментором называют человека, который обучает и оказывает поддержку. В русском языке аналогом слова ментор является наставник. Существуют споры, что это разные понятия, однако я придерживаюсь мнения, что наставник и ментор — тождественны и отвечают за одно и то же: помощь своему подопечному (менти) знаниями и опытом.

Насколько менторство популярно и эффективно

На развитых рынках товаров и услуг менторство является серьезным рычагом воздействия, которое способствует росту. Менторство помогает развивать коммуникабельность, гибкость, умение человека работать в команде.

75% из опрошенных руководителей считает, что менторство сыграло ведущую роль в развитии их дела.

Данные опросов также показали, что сотрудники, к которым приставлен ментор, чувствуют себя на рабочем месте более комфортно, испытывают большую лояльность к рабочей организации, считают, что им дают больше возможностей для карьерного роста.

Что читать на тему менторства

На тему менторства можно прочесть следующие книги:

  1. Тимоти Голви «Максимальная самореализация. Работа как внутренняя сила». Книга поможет человеку раскрыть свой истинный потенциал, адекватно оценить окружающую обстановку и перспективы, научиться фокусировать и переключать внимание.
  2. Светлина Иванова «Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации». Автор расскажет о лидерском потенциале и о том, как вырастить грамотного лидера среди своих сотрудников. В книге много кейсов и практических заданий.
  3. Александра Прицкер «Путешествие в менторинг». Практическое руководство о том, как раскрыть свои внутренние ресурсы.

Молодой специалист, устроившись на производство, получал наставника, обычно пожилого и опытного, который знал, где именно надо постучать разводным ключом, чтобы всё мгновенно заработало.

С 1980-х годов тема менторства распространилась на науку и бизнес. Вдруг выяснилось, что Аристотели могут сыграть важную роль в жизни руководителей корпораций или хотя бы повлиять на производительность труда менеджеров. Теперь мы знаем массу замечательных примеров подобного влияния на бизнесменов, героев и просто творческих людей.

Ментор помогает разобраться, что человек делает на рабочем месте, куда несут его судьба и планы директора. например, последнее трехчасовое совещание — полезный опыт или никчемное топтание на месте?

Без мудрого взгляда со стороны в этом не так-то легко разобраться.

Больше всего менторы нужны в сферах, где нужно ориентироваться в огромных информационных потоках, а результаты труда не всегда очевидны и их нельзя потрогать руками. Вероятность того, что у работника будет наставник, в некоторых отраслях выше, чем в других.

Есть даже реверсивное наставничество: старший учится у младшего. особенно это полезно в технологических областях и в сферах, где нужно знать и понимать современные молодежные явления.

Хедхантерские изыскания говорят о том, что миллениалы неуютно себя чувствуют в организациях с иерархической структурой. Оттого и наставничество у них не вертикальное, а скорее горизонтальное, похожее на улицу с двусторонним движением: тут ты мне подсказываешь, но я тебе тоже могу кое-что посоветовать.

В общем, тут всё как и везде — по договоренности. Никто не мешает прямо сегодня четко сформулировать свой вопрос, подумать, какому специалисту он может быть адресован, и найти в сети своего ментора.

Когда менторство не работает

Программа менторства точно не сработает, если человек привык перекладывать ответственность на других людей и не желает чего-либо менять в своей жизни. Настоящий менти открыт переменам, готов пробовать новое и решать нестандартно сложные ситуации.

Не стоит рассчитывать на эффективное менторство, если в этой роли выступает близкий, дорогой или даже любимый человек. Наличие теплых чувств может усугубить конечный результат и лишить его необходимой объективности.

Для чего нужен ментор и как он работает

Опытные менторы помогают предпринимателям, бизнесменам, управляющим. Также эти люди помогают человеку осваивать новые качества, внедрять в повседневность полезные привычки, решать проблемы в семье.

Менторство направлено на то, чтобы сделать жизнь человека более продуктивной, комфортной, осознанной. Преодолеть преграды и трудности, которые сам человек решить не может.

Какие отношения должны быть с наставником?

«Никаких» — неправильный ответ. В Висконсинском университете в Милуоки обнаружили, что отношения протеже и ментора без взаимопонимания — это всё равно что работа без ментора вовсе. То есть некие отношения всё же должны складываться. И к этому стоит приложить усилия.

В чем плюсы менторства

Институт наставничества очень плотно исследуют за рубежом, где личная эффективность работника стоит во главе угла. По сути, ментор — это тот человек, благодаря которому оклад работника будет выше. Психологи Университета Южной Флориды выяснили, что положительные эффекты менторства действительно есть и их даже можно измерить.

Часто задаваемые вопросы

А вам приходилось работать с ментором? Или, может быть, вы сами выступали в роли ментора? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Благодарим за прочтение статьи. Делайте репосты и сохраняйте статью в закладках, чтоб она всегда была под рукой.

Как заинтересовать собой

Менти должен уметь заинтересовать ментора и показать ему, что им будет интересно работать вместе. Для этого важно правильно и корректно вести себя на первой встрече и не допускать самых распространенных ошибок.

Кто становится ментором

Ментором может стать человек, который готов предложить экспертные знания и опыт в какой-либо области. Важная особенность ментора – это умение систематизировать и правильно преподносить информацию.

Популярные ошибки менти

Менти часто допускают ошибки, которые ведут к тому, что ментор отказывается работать с ними:

«ментор не гарантирует ничего, кроме того, что он выделит часть своего времени и внимания на встречу».

Но разве в современном мире есть что-то дороже времени и внимания?

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий