Понятия «этика» и «мораль», их соотношение.
» Этика» и «мораль» и их соотношение.
Целью этики является изучение морали.
Этот термин относится ко всей сфере морального сознания, которая включает все заповеди, нормы, кодексы и индивидуальные моральные убеждения.
Несмотря на распространенную путаницу между терминами «этика» и «мораль», в философской, специальной и профессиональной литературе под этими терминами понимаются разные вещи. Мораль — это то, что изучает этика, что она описывает и предписывает; это формы человеческого сознания, способы чувствования, переживания и восприятия, которые ценны, уникальны и неповторимы для каждого человека и доступны для понимания и рассмотрения только ему самому (любовь, дружба, братство, отношения с Богом, милосердие); это тип отношений в обществе и между людьми, а также отношения между социальными институтами и структурами и т.д.
Этика — одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Термин «этика» был введен Аристотелем.
Существует четыре основных типа этики: нормативная, ригористическая, цеоцентрическая и эволюционная.
Вергилий представил Цицерону концепцию морали. Мораль — это предмет изучения в рамках этики; она относится к нормам, правилам и принципам, которыми люди руководствуются в своем поведении. Ни одно человеческое поведение не освобождается от правил М. во всех сферах общественной жизни. Мораль — это, по сути, вопрос содержания, того, как люди поступают, как они ведут себя в обществе. М складывается из нравственной деятельности, поведения и поступков личности, а также нравственных отношений между людьми. В результате нравственного сознания отражаются нравственные действия и отношения.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что этика — это наука о морали, а мораль — предмет изучения этики.
Типы этического знания.
Этические нормы можно разделить на
— светские и религиозные ;
— Универсальность и профессионализм;
Существует два типа этики: социальная (этика учреждений) и индивидуальная.
Этика, основанная на религиозных учениях о поведении человека. В курсе профессиональной этики в центре внимания находится светская этика. именно ее мы изучаем в рамках данной дисциплины.
В целом, этические стандарты регулируют деятельность всех людей, независимо от их профессиональной принадлежности, благодаря использованию общих норм. Люди зависят от этических правил своей профессии, чтобы определить, как себя вести. Профессиональная этика и универсальная этика часто противоречат друг другу. Так, существует противоречие между универсальной этикой «не убий» и военной этикой, которая обязывает солдат защищать свою страну и, если необходимо, убивать врага.
В контексте индивидуальной этики личные, интимные, спонтанные и непосредственные отношения не регулируются никакими внешними авторитетами или правилами. Как правило, эти отношения формируются на основе общих убеждений, дружбы, любви и т.д. Никакой закон не формализует эти отношения.
( Институциональная) социальная этика — это этическая система, основанная на отношениях, регулируемых законами, в которой люди находятся под влиянием институтов. Институт семьи, брак, различные союзы, организации, предприятия и государство — вот лишь некоторые примеры.
Повседневная жизнь также тесно связана с прямыми и косвенными отношениями.
В данном примере человек не загрязняет природу вокруг своего дома, но работает на предприятии, выбрасывающем в воздух вредные отходы. Другими словами, можно сказать, что реальное негативное воздействие на природу зависит не от индивидуальных моральных убеждений человека, а от социальных институтов, в которые входит этот человек.
Хорошие и плохие.
Добро — категория этики, объединяющая все, что имеет положительный моральный смысл, что отвечает требованиям морали
Вообще говоря, мы понимаем идею зла как противоположность добра, выражающую безнравственность, противоречащую морали и потому заслуживающую осуждения. Это общее описание отрицательных моральных качеств.
Благо
Когда материальные или духовные потребности человека удовлетворены, они считаются благом. В этом смысле это и природные блага, и духовные блага. Нет гарантии, что полезность приведет к благу. Примером может служить искусство, не имеющее утилитарной ценности; материальное производство и промышленность, например, ведут человечество к разрушению. Добро — это духовное качество. Как вид духовного блага, добро часто используется как синоним этической добродетели.
Справедливость
Справедливость — это категория, обозначающая ситуацию, которая считается целесообразной, соответствующей представлениям о природе человека, его неотъемлемых правах, основанной на признании равенства всех людей и необходимости согласованности действий и воздаяния за добро и зло, практической роли различных людей и их социального статуса, прав и обязанностей, заслуги и признания.
Долг
Долг человека — это его моральная обязанность по отношению к обществу и другим людям в конкретных обстоятельствах. Это личная задача, выполняемая человеком в конкретной ситуации. Среди различных видов обязанностей выделяют социальные: патриотические, воинские, врачебные, судебные, следственные и т.д.
Б) Личные: родительские, сыновние, супружеские, товарищеские и т.п.
Информированность
Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиции соответствия своего поведения требованиям морали, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Чувство совести защищает человека от зла, порока, стимулирует благородство, ответственность — люди часто апеллируют к собственной совести и совести других, оценивают себя и других, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «спящая совесть».
Ответственность
Под ответственным поведением понимается выполнение моральных обязанностей, соответствие деятельности человека его моральному долгу, если смотреть с точки зрения его возможностей.
Достоинства и честь.
В этике под достоинством понимается особое моральное отношение человека к самому себе, а также к обществу и другим людям, основанное на признании того, что человек обладает ценностью.
Честь — это моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему общества и других людей. Когда моральная ценность человека связана с моральными заслугами человека, с его конкретным социальным положением, видом деятельности и признанными моральными заслугами (например, честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя. ).
Честь и достоинство тесно связаны между собой. В отличие от достоинства, которое осознает равенство каждого, честь оценивает людей по-разному.
У людей существует множество представлений о хорошем, плохом, долге, справедливости и счастье, зачастую настолько расплывчатых, что не всегда можно понять, что они имеют в виду. Тем не менее, это понятие существует, и человек так или иначе руководствуется им в своих действиях и поступках.
7. Добро и зло. Справедливость.
Морально правильное и аморальное — это общие категории моральной оценки.
Это тот аспект этики, который объединяет все, что имеет положительное моральное значение, что соответствует нормам морали, что различает добро и зло, и что противостоит злу.
Религиозная этика рассматривает добро как выражение Божьего разума или воли. Различные учения утверждают, что доброта вытекает из человеческой природы, из общественного блага, из космического закона или мировой идеи. Сами определения добра довольно сложны. Некоторые ученые отказываются от попыток дать определение добра, указывая на то, что это высшая, изначальная и конечная категория, которая не может быть охвачена никаким определением.
Как категория этики, зло является полярной противоположностью добра; в целом оно относится к безнравственному и нарушающему требования морали, заслуживающему осуждения. Это абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположность добра). Моральное зло проявляется, когда речь идет о поступке, вытекающем из воли некоторых людей, групп или социальных слоев. Негативные действия обычно рассматриваются как моральное зло.
Различные теории объясняют происхождение зла. В религиозных учениях зло рассматривается как неизбежный результат человеческого существования. Французское Просвещение считало, что зло вызвано непониманием человеком своей истинной природы. Марксисты связывают зло с антагонистической структурой общества. Моральные категории, такие как добро и зло, всегда волновали умы.
Добро можно рассматривать как категорию добродетелей, которые являются устойчивыми качествами личности, указывающими на ее моральную ценность. Добродетель противопоставляется пороку. Этичный человек признает положительные моральные принципы и требования, а также действует в соответствии с ними (быть этичным). Добродетель, как и добро, исторически менялась. По мнению древних греков, к платоновским добродетелям относятся мужество, умеренность, мудрость и справедливость. Как христианин средних веков, тремя основными добродетелями были вера, надежда и любовь (вера в Бога, надежда на его милосердие и любовь к нему).
Независимо от различных точек зрения в разные времена или в разных слоях общества, честность, человечность, мужество, бескорыстие, преданность и т.д. ценились и ценятся. Иногда добродетели связаны с социальным статусом человека. Для средневековых рыцарей было характерно несколько твердых добродетелей, а именно храбрость и мужество, которые были необходимы для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал смерть, а не унижение
8. Честь и достоинство. Совесть.
Достоинство человека — это его отношение к самому себе, к обществу и другим людям, основанное на признании им своей ценности как человека. Уважение определяется как чувство уверенности человека в себе, которое приводит к его самоутверждению. Нравственное поведение требует достоинства. В то же время достоинство требует уважения к человеку со стороны других людей. Личное достоинство человека коренится в принципе равенства всех людей, признании того, что каждый человек имеет право на уважение и не быть униженным, независимо от своего социального статуса. Одной из высших моральных ценностей является человеческое достоинство.
Честь как этическая категория относится к моральному отношению человека к самому себе и отношению к нему общества и других людей, где моральная ценность человека связана с его моральными заслугами, его особым социальным положением, его профессией и признанными моральными достоинствами (например, честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя…). В отличие от достоинства, которое основано на признании равенства всех людей, честь оценивает людей по-разному (отдельно). Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которую он имеет лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, к которому он принадлежит.
Совесть — это самооценочное чувство. Моральный самоконтроль осуществляется через совесть, которая является категорией этики. С точки зрения совести человек осознает свой долг и ответственность перед обществом, другими людьми и самим собой. Чувство совести защищает человека от зла, порока, стимулирует благородство, ответственность — люди часто оценивают себя и других, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «спящая совесть», «совестливый человек», «несовестливый», «угрызения совести» и т.д.
9. долг. Ответственность.
В этике под долгом понимается отношение человека к обществу и другим людям, выраженное в виде морального обязательства по отношению к ним в конкретных обстоятельствах. В качестве морального долга человек формулирует личные обязательства на основе моральных обязательств, которые адресованы всем. В конкретной ситуации есть конкретный человек, который будет решать эту задачу.
Долги следующие:
Помимо патриотической и военной службы, обязанности врачей, судей, следователей и т.д.
Нематериальные: родительские, отцовские, супружеские, товарищеские и др.
Прокуроры и суды могут быть успешными только в том случае, если они глубоко понимают социальную значимость своей работы и обладают высоким чувством долга, готовы выполнять ее до самого конца, несмотря на все препятствия и трудности. Судья, прокурор или следователь не может мириться с нарушениями закона, прав человека, интересов общества и государства. Судья при первом избрании приносит присягу, в которой торжественно клянется действовать беспристрастно и справедливо, как того требует его долг судьи и совесть.
Ответственность человека определяется как его приверженность моральным требованиям и соответствие его морального поведения моральному долгу, если рассматривать его с точки зрения его возможностей. Принятие ответственности подразумевает отдачу отчета в действиях и поступках, принятие на себя ответственности за возможные последствия.
10. принцип гуманизма.
Гуманизм — это наличие в обществе мировоззрения, выражающего необходимость духовного, нравственного и физического развития человека, создания необходимых возможностей для его благополучия и счастья, определяющего необходимость соблюдения его прав и личного достоинства.
Гуманизм — это отношение к каждому человеку с добротой, вниманием и состраданием. Идеи гуманизма утверждают, что человек должен жить и развиваться в среде, которая не наносит ущерба его здоровью.
Гуманизм — это не только философское мировоззрение, но и определенные правила поведения. Несмотря на то, что в мире существует некоторое зло, войны и катастрофы, человечество развивается на основе гуманности, и во многих странах утверждаются принципы гуманизма и прав человека. Каждый человек должен понять и принять гуманистический принцип. Среди них — смысл жизни, моральные, интеллектуальные, правовые и экологические обязательства.
Согласно принципам гуманизма, каждый человек должен развиваться, приобретать набор соответствующих знаний и навыков, которые он вернет обществу посредством профессиональной и социальной деятельности, соблюдать правовые и моральные нормы общества, уважать основные ценности общества, сохранять окружающую среду и бережно относиться к природе.
11 «Золотое правило» этики.
Золотое правило гласит: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.
С течением времени оно нашло широкое отражение в христианстве, иудаизме, буддизме и исламе. Эти нравственные законы, сведенные в золотое правило, являются совокупностью того, что представляет собой нравственное сообщество. Из этого правила вытекает весь закон «человек — человеку» и «человек — Богу». Библейские заповеди любви вытекают из этого правила.
Согласно Библии, мы должны любить и ближнего, и врага.
Стоит ущипнуть себя в раннем детстве, чтобы понять, насколько болезненны чувства другого человека: переживая их, человек познает и свои собственные чувства и желания. В своей жизни каждый человек руководствуется «Золотым правилом», которое в стране его происхождения закреплено в пословицах и поговорках. Не попадешь в яму, которую сам себе вырыл» и «Как аукнется, так откликнется».
Не может быть Золотого правила без универсальных мировых ценностей, без которых оно перестанет существовать. Вся история человеческого общества подтверждает это, когда империи, нарушавшие это правило, падали. Нравственное воспитание занимается культивированием его как нравственной ценности и идеала для каждого человека.
12. Зарождение этики у Платона.
Согласно Платону, мир делится на мир идей и мир чувственных вещей. Мир вечных, неизменных идей-сущностей он считал первичным, а чувственный мир, отдельные объекты которого являются бледными копиями соответствующих идей, — вторичным, производным: прекрасное существует потому, что существует идея прекрасного; добро существует потому, что существует идея добра, и т. д.
Мир идей недоступен для человека. Но в ней существует бессмертная душа, подавляемая иррациональной частью, которая в сочетании с телом становится ее рабом, душа забывает о своем прежнем существовании в мире идей. Поэтому познание — это напоминание о том, что присуще человеку.
Признание врожденных качеств позволило Платону обосновать иерархию морали. Фундаментальная добродетель — мудрость — присуща философам, поэтому именно они способны эффективно управлять государствами. Мужество, сила духа — врожденные достоинства воинов и защитников государства. Он считает, что умеренность присуща фермерам и ремесленникам.
Справедливость, по его мнению, была самой важной добродетелью государства. Согласно Платону, справедливость заключается в том, чтобы заниматься своими делами и не вмешиваться в дела других. Несправедливость и вред государству существуют при переходе от одного государства к другому. Важно, однако, переводить детей с низкими наклонностями в статус воина, и наоборот.
Плутарх рекомендовал для сохранения государственного строя и образа жизни разрешить гражданам путешествовать в другие страны, но не общаться с иностранцами. Общий образ мышления особенно важен для всех граждан. Право и обязанность мудрецов и правителей — различать государственные законы, создавать их, обсуждать и оценивать правила поведения граждан. Он посоветовал государству изгнать поэтов из страны без права возвращения, так как поэты склонны смущать умы своих сограждан, сбивая их с пути добродетели. Тех, кто впал в нечестие по недоразумению, по его мнению, следует отправлять в тюрьму на пять лет, а за повторную подобную вину казнить, так как вольнодумец
13. Учение Аристотеля по этике.
Именно благодаря трудам Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) античная этика достигла своего наиболее развитого уровня. Вклад Аристотеля в развитие этики заметен: он дал название этой науке, у него появился первый этический сундук — «Этика Никомаха», он первым сформулировал проблему самостоятельности этики, построил фундаментальную теорию этики.
Этика, в понимании Аристотеля, — это специальная и практическая наука о добродетели (морали), цель которой — научить людей быть счастливыми. Этика должна помогать человеку достигать главных целей его жизни, решать, можно ли воспитать в государстве добродетельных граждан, поэтому она, наряду с политикой, является очень важной практической наукой.
В таком порядке Аристотель излагает свои самые важные идеи.
По мнению Аристотеля, счастье (блаженство) — это высшее благо. Положительные эмоции можно получить от добродетельных поступков. Для того чтобы быть счастливым, необходимо выполнение определенных условий: нравственное и интеллектуальное совершенство, здоровье и наличие внешних благ, активная гражданская позиция, дружба.
Учение о добродетелях. Врожденная природа добродетелей оспаривалась Аристотелем, в отличие от Платона. По его мнению, добродетель — это социально значимое действие, связанное с добродетелью, и это то, что нужно воспитывать, а не то, что дано от природы. Согласно Аристотелю, добродетель можно измерять разными способами. При определении мужества важно понимать разницу между мужеством младенца и мужеством спортсмена. Идея о том, что каждая добродетель является своего рода «золотой серединой» между двумя крайностями, была обоснована А. Мужество, например, лежит где-то между трусостью и «безумной храбростью».
В «Рассуждении о дружбе» Аристотель классифицировал виды дружбы и предположил, каким образом они связаны с добродетелью.
Дружба рассматривалась Аристотелем как самый важный аспект человеческой жизни, и никто не смог бы жить без нее, даже если бы у него были все остальные блага. Когда между государственными институтами существуют дружественные отношения, случаев возмущения становится меньше.
Другие идеи Аристотеля (о свободе выбора и ответственности в морали, о единстве этики и политики и т.д.) также имели большое значение для развития этики после Аристотеля. Многие положения этического наследия Аристотеля оказались «вне времени», то есть не могли быть правильно поняты не только его современниками, но и многими более поздними мыслителями.
Кантовская этика долга
Этическая стратегия Канта подчеркивает не то, что должны делать отдельные люди в конкретных ситуациях, и не то, какие добродетели следует практиковать, а скорее обязательства, которые применимы во всех обстоятельствах и ко всем живым существам. Его интересует не высшее благо и этические добродетели, а моральный закон и долг. Не поведение конкретного человека в конкретной ситуации, не долг перед этим человеком, а долг человечества (человечности), воплощенный в нравственном законе и раскрывающийся с безусловной характеристикой только этого закона, — вот надлежащий предмет этики по Канту. Ни сам человек, ни эмпирия его собственного существования не могут наделить его моральным достоинством, но только в связи и в контексте со всеобщим моральным законом. Только в той мере, в какой он тождественен всем другим разумным существам и в какой он обладает моральным законом как своим родовым атрибутом, он является целью. Эти примеры однозначно являются иллюстрацией позиции Канта и были созданы им для этой цели. В небольшом эссе «О воображаемом праве лгать из гуманности» задается следующий вопрос. Когда ваш друг убегает от разбойника, который преследует его, чтобы убить, ваш дом предлагает ему убежище. Если разбойник спросит вас, может ли он найти человека, которого преследует, в вашем доме, вы не можете (не должны!) ответить. солгать ему». Вот второй пример из «Метафизики нравов». Если какой-либо изолированный народ, живущий своим государством, вдруг по какой-либо причине решит прекратить свое независимое политическое существование и разойтись по миру как частные лица, и если при этом у него в тюрьме будет находиться человек, приговоренный к смерти, то прежде чем разойтись, считает Кант, этот народ должен, согласно своему моральному долгу, привести смертный приговор в исполнение. Кант, конечно, не был бессердечным. Он просто был последовательным мыслителем. Моральная норма — это всеобщий закон, поэтому не может быть морально оправданного отклонения от него. В связи с первым примером Кант предлагает объяснение, которое помогает понять строгое содержание его мысли. Если мы солгали грабителю, чтобы спасти нашего друга, говорит Кант. В наших словах он поверил нам и пошел по улице в поисках того, кого искал. А друг, делается другое предположение, в это время, услышав за дверью голос грабителя, вышел из дома, спустившись на улицу через окно, и тут же столкнулся с грабителем, который, по его предположению, должен был искать его внутри дома. Обманув нашего друга из якобы гуманных соображений, мы скорее навредили ему, чем помогли. С помощью этих, казалось бы, надуманных аргументов Кант делает один простой и совершенно неопровержимый вывод, на котором зиждется вся его этическая теория: человек не может полностью и, следовательно, морально ответственно контролировать свои действия; единственное, за что он может отвечать, — это принципы, которыми он руководствуется. Таков вывод Канта из ситуации действия. Человек, делающий моральный выбор, сам является его неотъемлемой частью. Это неопределенная и непредсказуемая ситуация, поскольку ход и результат будут зависеть от выбора того, кто совершает поступок. По мнению Канта, морально ответственный выбор не связан напрямую с его конкретикой, а скорее с его широкими основаниями. Согласно Торо (с.235) [2], моральная ценность поступка не зависит от его фактических объектов, а, напротив, зависит от его воления. Этическая тема Канта заключается в том, что именно представляет собой моральный закон. Кант начинает свое знаменитое этическое построение с самоочевидности морального сознания: закон имеет моральный смысл в сочетании с абсолютной необходимостью, и таким образом он становится основанием для обязательства. По его мнению, ничто другое в мире или даже за его пределами не обладает такой абсолютностью и не может считаться добром без ограничений, кроме доброй воли. Когда добрая воля свободна (чиста) от всех эмпирических и условных факторов, от всех расчетов относительно выгоды, тогда добрая воля чиста. Как таковая, добрая воля обладает абсолютной ценностью. Как мотив, она становится долгом. Долг — это единственный моральный мотив, который подразумевает уважение к моральному закону. Невозможно провести различие между доброй и разумной волей. В случае с человеком моральный закон доброй воли приобретает принудительную силу (или силу самопринуждения!). формула категорического императива. Универсальная формула категорического императива гласит: «Поступай в соответствии с такой максимой, которая также способна стать всеобщим законом». Кантианская этика долга — это только интенциональная этика, этика убеждений. Поступок в его конкретном содержании и единичном проявлении исчез как действие индивида. Кант это ясно понимает. Пожалуй, в истории не было ни одного примера поступка, совершенного во исполнение долга. Даже когда действия согласуются с долгом, т.е. не нарушают его, они подвергаются сомнению в отношении их моральной ценности. Отсюда знаменитая формула противопоставления долга склонностям, поскольку, по Канту, только такое противопоставление, когда действие, несомненно, противоречит склонностям, может рассматриваться как знак, удостоверяющий мотив долга
Нравственность и закон.
Культура формируется под влиянием закона и морали. Поведение человека регулируется моральными нормами, как и правовое поведение.
По определению dictionary.com, мораль — это совокупность убеждений, идей и норм добра и зла, справедливости, чести, долга, смысла жизни, счастья и правил поведения. Она состоит из моральных норм и ценностей. По сути, мораль — это основа социальной и личной жизни человека. Она охватывает фундаментальные принципы честности, справедливости и свободы. Помимо внутреннего, мораль имеет и внешний аспект. Это отношение человека к самому себе, чувство собственного достоинства и осознание своей ценности как личности. Помимо отношения человека к другим, он также должен осознавать важность своего социального поведения.
Между правом и моралью есть определенное сходство.1 И то и другое — виды социальных норм, которые в своей совокупности образуют систему нормативного регулирования поведения людей.
2. И право, и мораль служат мерой свободы. Реализация правовой свободы зависит от достижения нравственной свободы. Конечным результатом нравственного беззакония является правовой произвол.
3. Право и мораль связаны категорией справедливости. Нормы права приобретают социальную ценность, когда обеспечивается справедливость. В то же время правовое регулирование необходимо для реализации идеала справедливости в обществе.
4. Юридические термины имеют моральный смысл в самом законе. В законе закреплены многие моральные ценности. Закон не может и не должен противоречить морали. Одним из этических требований права является создание условий для реализации моральных ценностей. Социально-психологическое единство людей, их безопасность и личная свобода могут быть обеспечены правом. В результате закрепления в нем требований морали право играет важную роль в актуализации норм поведения.
Правовые нормы и моральные стандарты различаются.
1. Моральные нормы более универсальны, чем правовые. Мораль регулирует более широкий круг общественных отношений, чем право. Они характеризуются большей степенью интерпретации и более широким диапазоном содержания. Для них характерна большая конкретность содержания. Здесь четко разграничены юридические обязанности и объем прав участников правоотношений. Следовательно, способ применения норм права отличается от способа применения норм морали. Правовые нормы могут применяться в установленном порядке только компетентными лицами и органами, в то время как моральные нормы не могут реализовываться через какой-либо специальный социальный механизм.
2. Если нормы права кодифицированы и оформлены в нормативных правовых актах, то нормы морали содержатся в сознании людей, выражаются в общественном мнении и передаются. Признание морали не является обязательным условием государственности.
Моральные нормы связаны с внутренним самоопределением индивида (мотивами, целями), в то время как правовые нормы влияют на его внешние поступки.
4. В результате моральные нормы не функционируют как институты, т.е. не имеют формальной определенности, тогда как правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.
5. Нормы права предусматривают юридическую ответственность за преступления, т.е. лицо, совершившее преступление, подлежит государственному принуждению. Нормы права предусматривают юридическую ответственность, т.е. лицо, совершившее преступление, подлежит государственному принуждению.
Однако как общие черты, так и различия права и морали не следует объявлять абсолютными. И мораль, и право взаимозависимы, дополняют и взаимно поддерживают друг друга в регулировании общественных отношений.
Лекцию по этой теме вы найдете в своем блокноте.
Принципы этической медицины призваны защищать права и интересы пациентов, и, казалось бы, они всегда должны быть абсолютно гуманными. Однако в действительности ситуация сложнее. Профессионалы в медицине часто оказываются в положении, когда им необходимо принимать решения, идущие вразрез с медицинской этикой. В результате врач старается принять решение, которое причинит наименьший вред.
Есть много примеров из реальной жизни. Скорая медицинская помощь или военно-полевая медицинская помощь, когда раненых сортируют. Согласно правилам, все раненые делятся на три группы: легкораненые, тяжелораненые и безнадежные. Легкораненым накладывается повязка, и они отправляются в тыл. Тяжелораненым оказывается максимальная помощь на месте, после чего их также отправляют в тыл. В таких случаях безнадежных освобождают от обязанностей, а не отстраняют от них.
Многих раненых, попадающих в категорию «безнадежных», еще можно спасти, если их будут лечить высококвалифицированные врачи с современным медицинским оборудованием. Тогда их придется эвакуировать быстро и с медицинской помощью. Легкораненые и тяжелораненые в такой ситуации могут остаться без необходимой медицинской помощи.
Здесь возникает медицинская этическая дилемма: с одной стороны, мы не можем бросить человека на произвол судьбы без шансов на выживание; с другой стороны, мы не можем спасти одного человека и забыть о десятках других. В этой ситуации не существует идеального решения с этической точки зрения. Поэтому каждый врач несет ответственность за свои действия и сам решает, как поступить. Большинство врачей считают, что целью должно быть спасение как можно большего количества жизней.
Аналогичным образом, обучение студентов на живых людях является вопросом медицинской этики. Медицинская этика запрещает студентам причинять боль пациенту из-за собственной неумелости. Как можно обучать высококвалифицированного специалиста, не приучая его к живым людям? Специалист не может работать с людьми, если он сначала не потренируется на трупах и намордниках. Мы не можем разрешить эту этическую дилемму.
Решение проблемы клинических экспериментов на животных по-прежнему не найдено. Изучение животных с целью спасения человеческих жизней приводит к гибели сотен и тысяч животных. Невозможно проверить на людях ни одну новую методику или лекарство без подобных экспериментов, которые являются чрезвычайно рискованными. Еще одна этическая дилемма для медицинского сообщества.
Медицинская практика сегодня регулируется рядом правовых и этических стандартов. Права добровольцев защищены. Клинические испытания с принудительным участием считаются неэтичными и незаконными.
Юридические аспекты раскрытия ошибок
В юридическом смысле сообщать об ошибках, возникающих при лечении пациентов, необходимо, поскольку пациент имеет право на информацию о состоянии своего здоровья, методах лечения и прогнозе. Практически во всех странах пациенты имеют право на получение информации, и это право закреплено в законах о здравоохранении каждой страны. Согласно законодательству, согласие на медицинское вмешательство также требует, чтобы пациент был подробно проинформирован о причинах, лежащих в основе вмешательства. В случае ошибки прием обязан своевременно проинформировать пациента об исправлении ситуации и получить согласие на дальнейшее лечение.
Многие международные документы, такие как «Декларация о развитии прав пациентов в Европе» (ВОЗ, 1994), «Конвенция о защите прав человека в биомедицинских исследованиях» (Совет Европы, 1999), «Европейская хартия прав пациентов» (Европейская гражданская инициатива, 2002), рассматривают право на информацию как фундаментальный принцип, определяющий целостность и законность отношений «врач — пациент».
Врач или медсестра, сообщившие об ошибке через систему отчетности, освобождаются от дисциплинарных мер
§
В повседневной жизни понятия «мораль», «нравственность», «этика» обычно употребляются как синонимы, между ними, как уже говорилось, не делается различий Они бедны в смысловом отношении и в обыденной речи обозначают лишь нечто положительное, одобряемое, желательное в противоположность безнравственному, аморальному, осуждаемому, как правило, используются для выражения оценки и поэтому несут минимум информации.
Профессиональное этическое знание существует в трех основных формах (традициях) это теоретическая философская этика, объясняющая (и, соответственно, оправдывающая) мораль и пытающаяся дать определение морали; описательная, или дескриптивная, этика (иногда ее называют феноменологической), которая описывает явления морального сознания, поведения, речи; нормативная этика, предписывающая и обосновывающая определенные моральные стандарты, принципы, нормы, кодексы.
Этические исследования ведутся по трем основным направлениям, представляющим собой три различных способа мыслительного поведения:
• объяснение, при котором «прожектор» нашего сознания направляется внутрь – попытайтесь объяснить кому-нибудь, что такое справедливость, любовь или честь;
• описание – «прожектор» сознания направляется вовне – во внешний мир – попытайтесь описать себе или кому-либо особенности проявления справедливости, любви или чести у какой-то группы людей или отдельного человека;
• предписание – «прожектор» сознания направлен в зону фантазии – попытайтесь потребовать от кого-либо, чтобы он (или она) был справедливым или следовал бы какому-нибудь определенному образцу любви или кодексу чести.
Философско-этическое (теоретическое) направление в основном разрабатывается профессиональными философами и писателями-моралистами и «живет» в текстах их сочинений. За долгую историю этики создано множество концепций, объясняющих мораль. Это и светские этические концепции Платона, Аристотеля, Эпикура, Канта, Гегеля, Фейербаха, Швейцера, Э. Фромма, и концепции религиозной этики христианства, ислама, буддизма. Едва ли можно однозначно сказать, что существует одна единственно верная теория (концепций) морали. Мир морали настолько сложен и многообразен, что только в совокупности философско-этические концепции способны передать наиболее адекватно ее сущность. Более того, для объяснения и решения этических проблем люди часто вынуждены обращаться к смежным областям знаний: психологии, экономике, истории, антропологии, социологии, биологии и пр.
В рамках теоретической философской этики выделяют два основных направления в способах объяснения морали. Первое направление – это этика абсолютизма, в рамках которой источником моральных требований считаются вечные неизменные начала: законы Вселенной, Божественные заповеди, абсолютные, существующие до всякого опыта (априорные) идеи (Сократ, Платон, Кант, Спенсер, христианская этика). Второе направление – это относительная этика, или этический релятивизм. Его сторонники считают, что нравственные принципы, понятия добра и зла носят не абсолютный, а относительный, условный характер, зависят от общественных условий, связаны с интересами, убеждениями, склонностями людей, временем и местом (софисты, Гоббс, Мандевиль, эмотивисты).
Помимо указанных направлений в объяснении морали существуют еще позиции нормативного этического релятивизма, описательного транскультурного релятивизма, морального плюрализма.
Специалисты выделяют несколько образцов суждений людей о морали, которые представляют собой их естественные (неосознаваемые, непреднамеренные) или принципиальные (осознаваемые, преднамеренные) установки:
1) мораль – дело чисто субъективное, личное. Я морален, потому что поступаю как должно. Мое действие правильно потому, что я считаю его нравственным. Все, что человек считает нравственным, таковым и является – это позиция этического релятивиста;
2) нравственные суждения, например «X – добрый человек», не являются ни истинными, ни ложными, ни правильными, ни неправильными, так как они являются выражениями – кон-статациями ощущений или эмоций. Эмоции не являются ни истинными, ни ложными. Если я сегодня оцениваю это действие, например, забастовку трудящихся, нравственно положительно, а завтра – нравственно отрицательно, то я просто выражаю разные эмоции и поэтому мои нравственные суждения всегда верны. Если два общества имеют разные нравственные представления об одном и том же, например забота о стариках, эти два общества могут быть правы – позиций сторонника нормативного этического релятивизма;
3) существуют различия в нравственных позициях людей, живших в разные эпохи и разных обществах и живущих внутри одного общества в данную историческую эпоху – позиция сторонника описательного релятивизма;
4) существуют вечные моральные ценности и вечные нравственные принципы, которые пригодны для всех времен и всех стран, – позиция сторонникаморального абсолютизма;
5) общество плюралистично, оно есть комбинация разных культур и традиций. Мораль не вечна, а идея абсолютного вечного нравственного принципа «составляет тот идеал, к которому стремится этика». Я довольствуюсь изучением различных моральных принципов, выдвигавшихся на протяжении истории человечества, и различных теорий этики, выработанных людьми, выясняю, какие теории лучше выдерживают критику, какие полезны, какие в большей степени соответствуют близким мне ценностям, – позиция морального плюралиста.
Позиция морального плюралиста является наиболее гибкой и демократичной, так как позволяет прощать людям их моральные предпочтения и исключить дискриминационный подход. В целом знание данных моральных установок людей и умение их различать (идентифицировать) помогает юристам проявлять толерантность планировать свои профессиональные коммуникации.
В современной литературе по деловой этике в рамках теоретической этики выделяют также аналитическое, или метаэтическое, направление, которое исследует моральные суждения людей, рассматривает вопросы принятия и обоснования этических решений, создает модели морального выбора.
Описательная, или дескриптивная (позитивная), этика сосредоточивает свои усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, слоя, профессии, изучает и описывает реальные нравственные явления – феномены: обычаи, нравы, традиции, структуру морального сознания. С дескриптивной этикой можно познакомиться на примере книги польского философа и социолога – М. Оссовской «Рыцарь и буржуа» (М., 1987). Явления морали, считает этот автор, следует изучать таким же образом, как ботаник изучает растения, а специалист в области языкознания изучает язык. Моральные явления, например любовь, дружба, предательство, случаются, происходят, подобно тому, как дует ветер, идет дождь. Явления нравственного сознания общества настолько уникальны и разнообразны, что изучить закономерности их возникновения невозможно. Так же невозможно доказать или обосновать их правильность, например невозможно доказать что суждение «X является добрым человеком» – это правильное суждение. Если ваш собеседник считает, что X – злой человек, то никакими научными аргументами вы не докажете ему свою правоту.
Дескриптивная этика занимается также исследованием и описанием существующих этических норм, принятых на производстве, в рамках профессии, в различных культурах, сопоставлением различных моральных систем, индивидуальных и групповых стереотипов в различных культурах. Данный метод научного исследования используется при проведении социологических опросов. В частности, в 1993 г. было проведено сравнительное исследование правовой социализации (формирования в период детства и отрочества устойчивых индивидуальных систем представлений и установок по отношению к праву) среди школьников Москвы и Парижа, в рамках которого изучались их моральные и правовые высказывания по поводу вины и наказания, власти, свободы, равенства, закона, договора и т. д.
Нормативная, или прескриптивная (увещевательная), этика обосновывает и предписывает определенные моральные принципы и нормы. Назначение моральных принципов состоит в руководстве поведением, и именно это делает этику достойной изучения: вопрос «Что я должен делать?» чрезвычайно важен для каждого человека. Функции морального языка – влиять на выбор, давать рекомендации, советы, команды. Язык морали – это язык команд, предписаний, это один из видов прескриптивного языка.
Профессиональная этика в большей степени является именно нормативной, язык профессиональных этических кодексов – это язык прескрипций, предписаний.
Основную массу литературы данного направления составляют публикации в популяризаторском стиле, этические руководства, пособия по тренингам этичного поведения и др.
4. Анализировать и принимать моральные решения в соответствии с деонтологическими принципами.
В настоящее время рассматриваются два варианта этого подхода:
С точки зрения моральных прав (прав человека);
2) в смысле справедливости.
Деонтологический подход с точки зрения моральных прав.
Этот подход был выражен Кантом в его трудах. Для кантианцев мораль является синонимом рациональности. Мораль заложена в человеческом разуме. Невозможно заставить кого-то быть нравственным или быть рациональным. Логическая последовательность — одно из трех основных свойств, присущих разумному человеку. Поэтому моральные действия не должны противоречить друг другу внутренне и не должны противоречить друг другу внешне.
2. Разум, поскольку он един для всех, поэтому то, что кажется разумным мне, разумно и для любого другого.
Его истина не основана на опыте, она независима от него.
Три формальные характеристики делают поступок нравственным.
-универсальный. Другими словами, действие является морально правильным только в том случае, если человек желает, чтобы все люди в той же ситуации поступали так же. Пример: «пощадить человеческую жизнь». Если это правило станет всеобщим, каждый будет щадить жизнь другого. Следование ему не ведет к саморазрушению: правило последовательно.
Я уважаю разумных существ, у которых есть своя цель. Важно помнить, что, даже если мы используем других для своих целей, они всегда остаются самоцелью.
— уважение к автономии разумных существ. Именно благодаря способности использовать разум для контроля своих эмоций, инстинктов и предвидения собственных действий люди отличаются от животных. (1) Свобода — это способность человека решать, поступать морально или аморально, (2) Свобода — это способность человека определить для себя моральный закон, и (3) Свобода — это способность человека создать для себя моральный закон.
Справедливость с точки зрения деонтологии.
Одной из важных задач профессиональной этики юриста является также чувство справедливости — несправедливости. Термин «справедливость» подразумевает справедливость, и поэтому юрист действует как «агент справедливости», а справедливость для него является «неотъемлемой моральной и служебной обязанностью».
Одним из видов справедливости является распределительная справедливость. Блага и бремя могут быть распределены в обществе различными способами: в соответствии с принципом равенства, в соответствии с потребностями, в соответствии с затраченными усилиями, в соответствии с заслугами, в соответствии с вкладом; 2) ретрибутивная (карательная) справедливость — сосредоточена на ответственности или наказании за правонарушения. 3) компенсационная справедливость — фокусируется на компенсации ущерба пострадавшей стороне в той степени, в которой ущерб может быть справедливо оценен; 4) процедурная справедливость — термин, используемый для обозначения честно разработанных процедур, методов практики или справедливо достигнутых соглашений; 5) коммутативная (обменная) справедливость — относится к справедливости и честности сделок.
5.Утилитаристские подходы к анализу морали и принятию решений.
Обычно утилитаризм понимается как этическая теория, которая подчеркивает полезность в качестве основы для моральных обязанностей. Чтобы считаться утилитарной, конкретная концепция должна обладать как минимум тремя свойствами. Экономист и философ Л. Сент очень хорошо их описал.
В утилитарной этике последствие является главным атрибутом. По сути, это означает, что все решения (правила, институты и т.д.) основаны на исследованиях и доказательствах. оцениваются по их последствиям, то есть по результатам, которые они дают.
Вторая характеристика — это благосостояние (от welfare). Моральные агенты работают над повышением благосостояния тех, кого затрагивают их действия. «Благосостояние» — это синоним слова «польза» (или «полезность»). Следствие определяется как результат действия (с точки зрения последовательностей), а последствие — как результат действия (с точки зрения благосостояния).
Третье свойство — «общая оценка», согласно которому «полезность индивидов просто суммируется для определения их общего богатства, независимо от того, как эта сумма распределена между индивидами (то есть находится максимальное значение общей полезности, независимо от степени неравенства в распределении полезности).
Эта окончательная формула утилитаризма учитывает все три его свойства: «Любой выбор оценивается по величине общего благосостояния, являющегося его результатом. «.
6. Этические категории и их значения.
Этические категории являются базовыми понятиями этики и отражают наиболее существенные элементы морали. Этические категории — это не просто теоретические конструкции. То, что составляет формальный аппарат теории, одновременно существует в спонтанно формирующемся сознании общества. Например, категория справедливости, содержание которой интерпретировал Аристотель, существует в сознании всех людей, во всех обществах и во всех социальных группах.
Несмотря на то, что существует множество подходов к определению этических категорий, можно выделить наиболее важные из них как с теоретической, так и с практической точек зрения:
— Хороший и плохой.
— пособия;.
— справедливость
— рассказал;
— Совесть;
— ответственность
— Достоинство и честь.
Хорошие и плохие.
Добро — это категория этики, объединяющая все, что имеет положительное моральное значение, что отвечает требованиям морали
Добро можно определить как идею нравственного, в то время как зло — это идея безнравственного, противоречащего правилам морали и потому осуждаемого. Отрицательные моральные качества, как правило, являются абстрактными характеристиками.
Благо
Разумеется, благом является все, что удовлетворяет материальные или духовные потребности людей. Здесь задействованы как природные, так и духовные блага. Полезность не всегда отождествляется с благом. Искусство, например, не имеет потенциала для утилитарного применения; взрыв промышленности, материального производства привел человечество к экологической катастрофе. Делать добро — это духовное благо. Как духовное благо, доброта иногда используется как синоним добра в этическом смысле.
Правосудие
Справедливость — это категория, обозначающая такое положение дел, которое считается правильным, соответствующим представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, основанное на признании равенства всех людей и необходимости соответствия между поступком и воздаянием за добро и зло, практической роли разных людей и их социального статуса, прав и обязанностей, заслуг и признания.
Долг
Долг — это отношение человека к обществу, к другим людям, как моральное обязательство перед ними. Задача — это конкретное задание для конкретного субъекта в конкретной ситуации. Примером долга может быть: a) социальный: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т.д.
Б) личные: родительские, сыновние, супружеские, товарищеские и т.д.
Осознанность
Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиции соответствия своего поведения требованиям морали, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Чувство совести защищает человека от зла, порока, стимулирует благородство, ответственность — люди часто апеллируют к собственной совести и совести других, оценивают себя и других, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «спящая совесть».
Ответственность
Ответственность — это категория этики, которая характеризует человека с точки зрения его соответствия моральным требованиям, соответствия его моральной деятельности моральному долгу, рассматриваемому с точки зрения возможностей человека.
Достоинства и честь.
Как категория этики, достоинство — это уникальное моральное положение человека по отношению к самому себе и обществу в целом, основанное на признании ценности личности.
Честь — это моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему общества и других людей. Когда моральная ценность человека связана с моральными заслугами человека, с его конкретным социальным положением, видом деятельности и признанными моральными заслугами (например, честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя. ).
Понятия чести и достоинства тесно взаимосвязаны. Однако честь не признает равенства всех людей, как это делает достоинство.
У людей есть свои представления о добре, зле, долге, справедливости и счастье, некоторые из них настолько расплывчаты, что трудно понять, что они имеют в виду. Тем не менее, это понятие существует, и человек так или иначе руководствуется им в своих действиях и поступках.
7. Добро и зло. Справедливость.
Моральная оценка различает моральное и аморальное путем оценки добра и зла.
Этическая категория, которая охватывает все, что имеет положительное моральное значение, отвечает требованиям морали, служит для отличия морального от аморального и противостоит злу, называется добром.
В религиозной этике добро рассматривается как выражение разума или воли Бога. Различные учения считают добро производным от человеческой природы, от общего блага, от космического закона или от концепции мира. Добро — сложное для определения понятие. Некоторые ученые отказываются от попыток дать определение благости, указывая на то, что это высшая, изначальная и окончательная категория, которая не может быть охвачена никаким определением.
Как категория этики, зло выражает понятие безнравственного, противоречащего правилам морали, представляющего собой преступление, заслуживающее наказания. Это абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Добро против зла (антитеза добра) — это различие между моральным и социальным злом. В случае морального зла — это проявление желания определенного индивида, группы индивидов или социального слоя. В целом, негативные действия людей оцениваются как моральное зло.
Существуют различные объяснения происхождения зла. Согласно религиозному учению, зло является неизбежностью человеческого существования. Согласно французскому Просвещению, зло вызвано непониманием природы человека. Марксисты приравнивают зло к антагонистической структуре общества. Моральные категории, такие как добро и зло, всегда волновали умы.
В контексте категории добра возникает понятие добродетели — устойчивых, положительных качеств человека, которые указывают на его моральную ценность. Добродетель противопоставляется пороку. Добродетельный человек не только признает положительные моральные принципы и требования, но и творит добро, действуя в соответствии с ними (творить добро — значит делать добро). Представления о добродетели и доброте менялись на протяжении всей истории человечества. В Древней Греции, как учил Платон, добродетель приравнивалась к таким моральным качествам, как мужество, умеренность, мудрость и справедливость. Христианская вера Средневековья подчеркивала три основные добродетели: веру, надежду и милосердие (веру в Бога, надежду на Его милосердие и любовь к Нему).
Несмотря на разнообразие точек зрения в разные времена и в разных слоях общества, честность, человечность, мужество, бескорыстие, верность и т.д. ценились и продолжают цениться. Иногда добродетели могут быть связаны с социальным положением человека. В средневековые времена рыцари выделяли небольшое количество «твердых добродетелей», среди которых наиболее важными были храбрость и отвага для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал смерть, а не унижение
8. честь и достоинство. Совесть.
Как категория этики, достоинство относится к моральному отношению человека к самому себе и к отношению к нему общества и других людей, основанному на признании ценности личности. Достоинство человека проявляется тогда, когда он берет на себя ответственность за свое поведение по отношению к самому себе, что является формой самоутверждения. Обладание достоинством предполагает совершение нравственных поступков. В то же время достоинство требует уважения к человеку со стороны других людей. Уважение достоинства основано на принципе равенства всех людей, включая право не унижать достоинство человека, независимо от его социального статуса. Достоинство человека — одна из высших ценностей.
Честь как категория этики означает нравственное отношение человека к самому себе и отношение к нему общества и других людей, когда моральная ценность личности связана с нравственными заслугами человека, с его конкретным социальным положением, видом деятельности и признанными за ним нравственными заслугами (например, честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя). Честь, в отличие от достоинства, которое признает равенство всех, оценивает людей по-разному (отдельно). Человек, обладающий честью, должен оправдывать и поддерживать свою репутацию как для себя лично, так и для своей социальной группы или коллектива, к которому он принадлежит.
Совесть — это оценочное чувство, переживание. Совесть — это этическая категория, определяющая способность человека к моральному самоконтролю. Совесть — это субъективное осознание своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми и ответственности перед самим собой. Чувство совести защищает человека от зла, пороков, стимулирует благородство, ответственность — люди часто оценивают себя и других, используя такие термины: «чистая совесть», «нечистая совесть», «спокойная совесть», «совестливый человек», «бессовестный человек», «раскаявшийся человек» и т.д.
9. Обязанности. Ответственность.
Долг — это категория этики, обозначающая отношение человека к обществу, другим людям, выраженное в виде морального обязательства по отношению к ним в конкретных обстоятельствах. Долг — это моральная обязанность, которую человек устанавливает для себя, исходя из моральных требований, которые распространяются на всех. В конкретной ситуации есть конкретный человек, который справится с этой задачей.
Это может быть задолженность:
Социальные: патриотические, военные, судья, следователь и т.д;
Личные: родители, братья и сестры, супруги, компаньоны и т. д.
Суд или прокурор могут успешно выполнять свои обязанности только в том случае, если они осознают важность своей работы и обладают чувством долга, готовы выполнять ее до конца, какие бы препятствия им ни встретились. Следователь, прокурор или судья не могут мириться с нарушением закона, прав человека или интересов общества. При избрании на должность судья приносит присягу, обещая быть справедливым и беспристрастным, как того требуют его долг судьи и его совесть.
Ответственность человека определяется как выполнение им моральных требований, соблюдение морального долга и все, что между ними, с точки зрения его возможностей. Ответственность подразумевает обязанность и необходимость отчитываться за действия, поступки и последствия.
10. принцип гуманизма.
Гуманизм — это наличие в обществе мировоззрения, выражающего заботу о духовном, нравственном и физическом развитии человека и предоставляющего возможности для его благополучия и счастья, утверждая при этом необходимость уважения его прав и достоинства.
Концепция гуманизма заключается в том, чтобы относиться к каждому человеку с добротой, вниманием и состраданием. Идея гуманизма заключается в том, что люди должны развиваться и жить в здоровой среде, которая не причиняет им вреда.
Помимо философского мировоззрения, гуманизм также имеет определенные руководящие принципы. Хотя в мире происходят войны и катастрофы, человечество развивается на основе благотворительности, а принципы гуманизма и прав человека распространяются по всему миру. Люди должны иметь осознанное понимание гуманизма и приверженность ему. Существуют моральные, интеллектуальные, правовые, экологические и юридические обязательства, связанные со смыслом жизни.
Согласно принципам гуманизма, все люди должны развиваться, приобретать достаточные знания и навыки, чтобы вносить социальный вклад посредством профессиональной и общественной деятельности, уважать правовые и моральные нормы общества, уважать фундаментальные социальные ценности, защищать окружающую среду и бережно относиться к природе.
11 Золотое правило этики.
Этика утверждает, что то, что вы делаете другим, другие должны делать вам, согласно золотому правилу.
С течением времени она нашла широкое отражение в христианстве, иудаизме, буддизме и исламе. Эти правила, по сути, представляют собой совокупность моральных кодексов, определенных человеком для взаимодействия с обществом. Значение этого правила включает в себя все заповеди, касающиеся любви человека к другому и любви человека к Богу. Несколько библейских заповедей о любви вытекают из этого правила.
В Библии сказано, что мы должны любить как своих врагов, так и своих ближних.
В детстве человек познает собственное «я», но через это он начинает понимать чувства и желания других: стоит ущипнуть себя, как становится ясно, насколько больно другому человеку. В жизни есть «Золотое правило», которое в разных культурах закреплено пословицами и поговорками. Неважно, как глубоко ты копаешь под себя, выбраться оттуда невозможно» и «как укусит, так и откусит». «.
Нет более универсальной мировой ценности, чем «Золотое правило», без которого она исчезает. На протяжении всей истории человечества империи, нарушившие это правило, падали. Сформировать его в нравственный идеал для каждого человека — главная задача этического воспитания.
Происхождение этики у Платона.
Учение Платона подразумевает существование двух миров: мира идей и мира чувственных вещей. Мир вечных, неизменных идей-сущностей он считал первичным, а чувственный мир, отдельные объекты которого являются бледными копиями соответствующих идей, — вторичным, производным: прекрасное существует потому, что есть идея прекрасного; добро существует потому, что есть идея добра, и т. д.
Доступ в мир идей для человека невозможен. Бессмертная душа этого тела, будучи обременена неразумной его частью, которая становится ее рабом по мере соединения с телом, забывает о своем прежнем существовании в мире идей. Таким образом, познание — это напоминание о том, что присуще человеку.
Признание Платоном врожденных качеств привело его к обоснованию стратификации морали. Философам присуща мудрость, что делает их наиболее квалифицированными для эффективного управления государством. Воины, защитники государства, врожденно обладают храбростью и силой духа. Фермеры и ремесленники, по его мнению, должны обладать чувством умеренности.
Он считал справедливость самой важной добродетелью государства. Поэтому справедливость, согласно концепции Платона, означает «заниматься своими делами и не вмешиваться в дела других». Переход из одного состояния в другое — это самый большой вред для государства и несправедливость. Однако детей с сильными наклонностями следует переводить из низшего состояния в воинское и наоборот.
Платон утверждал, что для сохранения государственного строя и образа жизни иностранцы должны находиться в заточении, а граждане не могут выезжать за границу. Очень важно, чтобы все граждане мыслили одинаково. Обучать граждан государственным законам, создавать их, обсуждать и оценивать правила поведения — это права и обязанности мудрецов и правителей. Его совет — изгнать поэтов из страны без права возвращения, ибо они склонны сбивать с толку своих сограждан и направлять их по ложному пути. Тех, кто впал в нечестие по недоразумению, следовало, по его мнению, отправлять в тюрьму на пять лет, а за повторную подобную вину казнить, как вольнодумца.
Этика Аристотеля
Античная этика достигла своего наивысшего развития в период творчества Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Среди многочисленных заслуг Аристотеля в плане развития этики можно назвать то, что он дал название этой науке, ему принадлежит первый «этический ларец», Этика Никомаха, он сформулировал проблему независимости этики, разработал сложную теорию морали.
Этика, в понимании Аристотеля, — это особая, практическая наука о добродетели (морали), цель которой — научить людей быть счастливыми. Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизни и решить, возможно ли воспитать в государстве добродетельных граждан. Поэтому, наряду с политикой, она является очень важной практической наукой.
Ниже приведен список наиболее значимых идей Аристотеля.
Учение о счастье. Аристотель признавал счастье (блаженство) высшим благом. Счастье — это особое состояние удовлетворенности, достигаемое добродетельной деятельностью. Основными условиями счастья являются моральное и интеллектуальное совершенство, здоровье и наличие внешних благ, активная гражданская позиция и дружба.
Учение о добродетели. Аристотель отрицал, что добродетели являются врожденными. Он считал, что добродетель связана с социально значимыми действиями, и она не дается от природы, а должна воспитываться. Для определения добродетели Аристотель предлагал особый подход. Если речь идет о младенце или спортсмене, то мужество определяется по-другому. Было установлено, что каждая добродетель представляет собой «золотую середину» между двумя крайностями. Например, мужество — это нечто среднее между трусостью и «безумной храбростью».
Существует классификация дружбы по Аристотелю, основанная на добродетелях, а также на их связи с дружбой.
Аристотель считал, что дружба — самое важное в жизни и что никто не захочет жить без друзей, даже если у него есть все остальные преимущества. Если в государстве существуют дружественные отношения, то случаев недовольства меньше.
В развитии этики после Аристотеля отразилось и множество других его идей (об автономии в морали, о единстве этики и политики и т.д.). Этическое наследие Аристотеля насыщено положениями, которые оказались «несвоевременными», т.е. не смогли быть адекватно поняты не только его современниками, но и многими мыслителями последующих времен.
Этика долга согласно Канту
Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, как человек должен вести себя в определенных ситуациях или на конкретных добродетелях, Кант фокусируется на обязательствах, которые применимы во всех обстоятельствах и ко всем живым существам. Кантианца волнует не высшее благо или этические добродетели, а скорее моральный закон и долг. Не поведение конкретного человека в конкретной ситуации, не долг перед этим человеком, а долг человечества (человечности), воплощенный в нравственном законе и раскрытый с безусловной характеристикой только этого закона, — вот надлежащий предмет этики по Канту. В индивиде нет морального достоинства, даже в эмпирии его уникального существования, но только в контексте и связи с универсальным моральным законом. Цели достижимы только в том случае и в той мере, в какой они по своей сути и универсально идентичны всем другим разумным существам — через моральный закон как их определяющую характеристику, через персонификацию морального закона. Эти два примера, приведенные Кантом в его трудах, недвусмысленно иллюстрируют его позицию. Они были введены им для того, чтобы служить примерами. В коротком эссе на тему «Мнимое право лежать вне человечества» задается вопрос о следующей ситуации. Ваш друг ищет убежища в вашем доме после того, как его схватил разбойник, намеревающийся его убить. Вы не можете (не должны!) открыть свой дом разбойнику, если он спросит вас, где прячется человек, которого он преследует. солгать ему. Другой пример мы находим в «Метафизике нравов». Если какой-либо изолированный народ, живущий своим государством, вдруг по какой-либо причине решит прекратить свое независимое политическое существование и разойтись по миру как частные лица, и если в это время у него в тюрьме будет находиться человек, приговоренный к смерти, то, прежде чем разойтись, считает Кант, этот народ должен, согласно своему моральному долгу, привести смертный приговор в исполнение. У Канта, конечно, было доброе сердце. Он просто был последовательным мыслителем. Нравственный закон — это безусловный закон, и любое отклонение от него морально неправомерно. В связи с первым примером Кант дает объяснение, которое помогает прояснить содержание его мысли. Предположим, что, чтобы спасти друга, мы встали на сторону грабителя. По нашим словам, он поверил нам и пошел по улице в поисках того, кого искал. А друг, делается другое предположение, в это время, услышав за дверью голос грабителя, вышел из дома, спустившись на улицу через окно, и тут же столкнулся с грабителем, который, по его предположению, должен был искать его внутри дома. Из якобы гуманных соображений получается, что наш обман не помог нашему другу, а только навредил ему. Этим, казалось бы, надуманным рассуждением Кант делает простой и совершенно неопровержимый вывод, на котором зиждется вся его этическая теория: человек не
Соотношение понятий этика, мораль и нравственность
Греческое происхождение дало начало слову «этос». Еще у Гомера «этос» (ethos) обозначал место совместного проживания (дом, пещера, логово, гнездо). Со временем «этос» стал означать определенные качества человека, приобретенные и проявляющиеся в обществе. В четвертом веке до нашей эры Аристотель образовал от слова «этос» еще два термина — «этик» и «этика». Что касается совершенных качеств человеческой души (например, воздержанности, мужества, спокойствия), то он назвал их «этическими добродетелями». В результате изучения этических добродетелей Аристотель дал название «этика» новой отрасли знаний.
Мораль — это латинское слово. В качестве латинского аналога греческого термина «этический» Цицерон придумал термин «moralis» (нравственный). Его название происходит от слова mos (множественное число: mores), которое означает личность, стиль, моду, платье и обычай. Подражая Аристотелю, Цицерон создал новое прилагательное — «моральный». Пытаясь завладеть областью знаний о морали, он придумал фразу «моральная философия».
» Нравственность» — это слово славянского происхождения. Оно очень похоже по значению на греческое «этос» и латинское «mores». Многие русские слова имеют тот же корень, что и английские, например: klorenraviie, dobroronraviie. Философы, писатели и историки в России называли нравственность сферой знания.
Поэтому все три слова — этика, мораль и нравственность — являются синонимами и часто используются как взаимозаменяемые. Противоправные действия называют неэтичными, аморальными и безнравственными. Однако в литературе с античных времен этика традиционно рассматривается как теория морали. Этика, мораль и нравственность могут быть определены как научные категории.
Философская наука, этика занимается вопросами морали и нравственных отношений как отдельных форм общественного сознания и жизни человека.
Проще говоря, мораль — это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также нормы поведения, вытекающие из этих представлений. Под влиянием обычаев, традиций и общепринятых идей требования морали внедряются в общественное сознание.
Мораль человека — это набор личных ценностей, которыми он руководствуется. «[3]
Таким образом, термины «этика», «мораль» и «нравственность» этимологически связаны и имеют общую историю происхождения. По мере развития культур они приобретали различные оттенки смысла. В современном языке все три термина содержательно пересекаются и, в принципе, взаимозаменяемы.
Несмотря на этимологическое сходство, эти термины имеют традицию различения в философии. Если этическое знание — это теория познания, то мораль и нравственность — это аспекты общественного сознания, способность регулировать общественные отношения. Понятие «мораль» и «этика» часто рассматриваются как синонимы (Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов, Н. И. Порубов и др.).
В морали характер человеческих отношений определяется принятыми в обществе понятиями добра и зла, справедливого и несправедливого, порядочности и недостойности. Общество управляется моралью. Совесть человека, общественное мнение, внутренняя убежденность и духовное влияние — все это дает силы для соблюдения морали.
Все люди связаны моральными принципами, лежащими в основе всех общественных отношений, которые выковывались веками цивилизации. Традиция, дисциплина, признанная и принятая всеми, и общественное мнение регулярно воспроизводят моральные нормы в обществе. Все контролируют их выполнение. Нравственность человечества определяется не только условиями существования и необходимыми потребностями человека, но и уровнем общественного и индивидуального сознания. Вместе с другими формами социальной регуляции мораль служит для координации деятельности многих индивидов, превращая их в совокупную массовую деятельность, подчиняющуюся определенным социальным законам. Итак, мораль — это: 1) вид общественного сознания (а именно моральное сознание); 2) вид общественных отношений; 3) совокупность правил поведения действующих в обществе индивидов, регулирующих нравственную деятельность.
Мораль состоит из нравственных идеалов, нравственных принципов и нравственных норм.
Нормы поведения — это социальные правила, регулирующие поведение индивидов в обществе, включая их отношение к другим индивидам, обществу в целом и самим себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренней убежденностью, основанной на принятых в данном обществе представлениях о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и порицаемом, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет 10 Васильева Г. А. Профессиональная этика юриста. — Челябинск, 2005. — С. 31-33.
И природа моральных санкций. Моральные нормы призваны быть добровольными. В любом случае их нарушение приводит к моральным санкциям, которые предполагают негативную оценку поведения человека в виде направленного духовного воздействия. Такие запреты являются моральными запретами на будущие поступки, направленные в равной степени как на конкретного человека, так и на общество в целом. Они подкрепляют моральные требования, содержащиеся в нравственных нормах и принципах. Нарушение моральных норм может повлечь за собой другие виды санкций, например, дисциплинарные меры или даже санкции, определяемые нормами социальной организации.
В самом общем виде моральные принципы можно рассматривать как усиление того содержания морали, которое присутствует в конкретном обществе. В этих принципах выражены основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, направленности человеческой деятельности, частных, конкретных норм поведения. Таким образом, они выступают в качестве моральных критериев. К моральным принципам относятся такие общие принципы морали, как
- — гуманизм — признание человека высшей ценностью;
- — альтруизм — бескорыстное служение другим;
- — милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь любому нуждающемуся;
- — коллективизм — сознательное стремление внести свой вклад в общее благо.
Помимо формальных принципов той или иной морали, существуют также принципы, определяющие ее суть. Примерами могут служить добросовестность и противоположность формальности. Помимо описания норм поведения, эти принципы также являются характеристиками определенной морали, показывая, насколько осознанно выполняются моральные требования.
Известные как нравственные идеалы, они выражают концепцию морального сознания в виде образа нравственно совершенного человека, представления о личности, воплощающей в себе высшие моральные качества. В разные времена, в разных обществах и в разных учениях нравственный идеал понимался по-разному. Нравственные идеалы принимаются в качестве общественных моральных норм и определяют цель и содержание воспитания.