Свойства восприятия в психологии с примерами

Свойства восприятия в психологии с примерами Женщине

§ 4. общие закономерности восприятия

Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутривидовых существуют и общие закономерности восприятия:

1) осмысленность и обобщенность;

2) предметность;

3) целостность;

4) структурность;

5) избирательная направленность;

6) апперцепция;

7) константность.

1) Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается.           

Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его словом. (Не случайно дети, встречаясь с незнакомыми предметами, всегда спрашивают их название.) Категориальная соотнесенность воспринимаемых объектов организует весь процесс восприятия, его адекватность и направленность.

Только определив категорию воспринимаемого объекта, мы распознаем его признаки (рис. 38, 39).

Процесс осмысления воспринимаемого объекта имеет следующую структуру: 1) выделение из потока сенсорной информации таких стимулов, которые можно объединить в самостоятельные комплексы (это объединение может происходить по внешним признакам элементов объекта –их смежности, одинаковости цвета, общей ориентации), принятие решения об их отнесенности к определенному объекту; 2) актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотносится воспринимаемый объект (узнавание); 3) отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории объектов, поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого перцептивного решения; 4) окончательный вывод по идентификации объекта восприятия.


Восприятие в значительной мере зависит от цели и задачи деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Благодаря осмысленности и обобщенности восприятия мы домысливаем и достраиваем образ объекта по отдельным его фрагментам.

Осмысленность восприятия устраняет некоторые зрительные иллюзии (рис. 40).

Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений – узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет – значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории (например, «это стол», «это дерево» и т. д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Свойства восприятия в психологии с примерами
Рис. 38. Только определив категорию воспринимаемого объекта, мы распознаем все его признаки.


Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия.

2) Предметность восприятия. Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.

Как быть Леди:  Неофобия или боязнь перемен: как перестать бояться нового | САЛИД

Предметность – отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

3) Целостность восприятия. В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления. Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем (рис. 41).

Таким образом, целостность восприятия – это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в данных условиях не наблюдаются). В некоторых случаях целостность восприятия может быть нарушена (рис. 45,44).

4) Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта (рис. 45).

В тех случаях, когда структура объекта противоречива, затрудняется и осмысленное восприятие объекта в целом (рис. 46).

5) Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного количества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.

Свойства восприятия в психологии с примерами
Рис. 42. Восприятие фрагмента объекта облегчается его включенностью в контекст ситуации. В верхнем прямоугольнике буквы не опознаются по их фрагментам. В нижнем прямоугольнике буквы легко читаются благодаря ситуативному контексту.

Избирательность восприятия – преимущественное выделение объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры.

Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, объект трудно различить. (Это лежит в основе маскировки.)

Свойства восприятия в психологии с примерами
Рис. 46. «Невозможные фигуры»: их можно нарисовать, но нельзя воспринять как изображение реальных объектов в силу конфликта сенсорной информации.

Избирательность восприятия сопровождается центрацией восприятия – субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны. При равнозначности объектов преимущественно выделяются центральный объект и объект больший по величине (рис. 47).


Избирательность восприятия зависит и от того, какие элементы объекта признаются базовыми (рис. 48).

Свойства восприятия в психологии с примерами
Рис. 47. Избирательность восприятия.
Выделяется фигура в центре, а не четыре сегмента по краям.

Если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга (фон становится объектом, а объект фоном).

6) Апперцепция (от лат. ad – к и perceptio – восприятие).

Как быть Леди:  «Я вижу твои мысли»: как по поведению, словам и жестам узнать намерения мужчины

Апперцепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь.


В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направленности человек избирательно воспринимает различные стороны предметов (рис. 49).

Апперцепция бывает личностной и ситуативной (ночью в лесу пень может быть воспринят как фигура зверя).

7) Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния. Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде.

Константность восприятия (от лат. constantis – постоянный) – это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия – освещенности, расстояния, угла зрения.

Свойства восприятия в психологии с примерами
Рис. 48. Кого вы видите на этом рисунке? (Молодую или старую женщину?) Это зависит от направленности вашего восприятия от того, что вы выделяете в качестве основы для принятого решения.

Изображение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близкого и далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины (рис. 50).

При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый лист, так же как кусок антрацита будет восприниматься с присущим ему цветовым качеством независимо от условий освещения.

Константность восприятия не наследственное качество, она формируется в опыте, в процессе обучения. Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах интерпретируют очень быстрое приближение предмета как его увеличение в размерах, возникает временная аконстантность. Аконстантность может возникнуть при восприятии рельефа на фотоизображениях и рисунках (рис. 61, 62).

Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных условиях и правильно ориентируемся среди них.

При восприятии пространственных качеств объектов в некоторых случаях возникает аконстантность – иллюзии (искажения) зрительного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психическими причинами.

Как быть Леди:  Свойства и процесс восприятия - - Отдыхать тоже нужно
Свойства восприятия в психологии с примерами
Рис. 51  «Чудесные» превращения маленького цилиндрика:
а – он в три раза меньше большого; б – он меньше большого в восемь раз; в – он кажется равным большому. Но везде реальный размер его остается одним и тем же.

В некоторых случаях зрительные иллюзии могут быть причиной неадекватных действий. При въезде в тоннель на Триумфальной площади (бывш. пл. Маяковского) в Москве машины нередко выезжали на полосу встречного движения. Эксперты-психологи установили, что свет рекламы, расположенной тогда на здании ресторана «София», падал так, что создавалась иллюзия смещения въезда в тоннель. После снятия рекламы нарушения правил движения прекратились.

Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон дороги принимается за подъем, тень от скалы – за поворот дороги, а дерево или строение – за ее продолжение. Зрительное восприятие – цепь автоматически решаемых познавательных задач. При некоторых условиях в решении этих задач могут возникнуть сбои (рис. 51).

Автоматизированные зрительные гипотезы (умозаключения глазом, по выражению Гельмгольца), опознавательные задачи решаются на основе привычных аксиом. Беглого взгляда достаточно, чтобы почувствовать мягкость пушистого ковра, а текстура дерева позволяет сразу отличить деревянное изделие от металлического.

Мы привыкаем смотреть на окружающую среду с высоты своего роста. Но видимый мир меняет свои обычные очертания, как только мы поднимаемся на значительную высоту. Правда, привыкнув, мы снова видим знакомые соотношения вещей. Мозг отражает мир топологически.

[1] Буква «А», как бы она ни была изображена, всегда будет опознаваться благодаря устойчивому соотношению ее элементов. Мозг привыкает к устойчивым отношениям между предметами и их деталями, между предметом и фоном (рис. 52).

Мы привыкли, что все удаленные предметы уменьшаются в своих видимых размерах. Луна на горизонте кажется огромной – мы «бессознательно умозаключаем», что Луна стала дальше, чем когда находилась над головой; угловой размер ее диска остался прежним – значит, луна «стала больше».

Зрительные иллюзии – это стереотипные модели мира, не вписывающиеся в реальную обстановку. Если попросить группу людей разделить пополам вертикальную линию, то большинство из них проделают это «в пользу» верхней части. Круг, наложенный на заштрихованный фон, превращается в эллипс, а параллельные линии по той же причине искривляются (рис. 53).

Свойства восприятия в психологии с примерами
Рис.52. В чем «секрет» этой комнаты, придуманной Эймсом? Мы непроизвольно оцениваем размеры собаки и мальчика в сравнении с размерами окон, изображенных в обратной перспективе.

Возможны и другие причины зрительных иллюзий (рис. 54– 62). Мы часто видим нечто таким не потому, что оно такое, а потому, что оно должно быть таким. Такова особенность идеального психического образа.

Свойства восприятия в психологии с примерами
Рис. 55. Иллюзия восприятия.
Одинаковые фигуры на меньшем поле кажутся большими.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий