Первобытное искусство: синкретизм — КУЛЬТУРОЛОГИЯ от Незнайки — LiveJournal

Первобытное искусство: синкретизм - КУЛЬТУРОЛОГИЯ от Незнайки — LiveJournal Женщине

Первобытное искусство: синкретизм

Синкретизм (от греческого synkretismos — соединение) —

1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга);

2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов (например, различных культов и религиозных систем в поздней античности — религиозный синкретизм периода эллинизма)

Нашла тут

Уважаемый учебник читать всерьез невозможно, разве что только для стёба. Например:

«Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были

звери.

Первые произведения/

бла-бла-бла, про зверей, кстати, ничего не пишет

/ относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит)

/бла-бла-бла, и опять не про зверей/.

С этого времени широко распространились женские фигурки/

бла-бла-бла

/, так называемые

«венеры».

/-

дальше обширное описание «венер» и мест их распространения/

.

Одновременно с ними появляются обобществленно-выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя. (- стр. 28)

Ну во-первых. Если ты говоришь, что главный объект творчества — звери, хули тут же переходить к женским фигуркам? А заканчивать опять «изображениями мамонта, слона, лошади, оленя» О_о Или это такой симптом синкретизма — где звери, там и женщины, и одно от другого не отделяем, валим в кучу? (синкретизм.. хорошее слово. На кретинизм похоже чем-то…)
А во-вторых, вот это: «палеолитического, мезолитического и неолитического времени» — что, нельзя было одним словом назвать? Разве это не называется «каменным веком»? Зачем так много лишних букв?!
— А зачем нам сейчас разводить вот это критиканство?
— Потому что она, эта авторша, меня злит!
— Ну так не читай.
— А я хочу «читай».
— То есть «мыши ели кактус», получается.. Ну давай не будем «читать» этот дурацкий учебник, будем только на него «опираться» — выискивать «опорные факты» и ключевые слова и искать по ним в интернете…
Ну вот, например: по запросу «синкретизм первобытного искусства» можно найти такую интересную статью Владимира Кабо «Синкретизм первобытного искусства (по материалам австралийского изобразительного искусства)»:

Под синкретизмом первобытного искусства обычно понимают слитность, нерасчлененность в нем основных форм художественного творчества изобразительного искусства, драмы, музыки, пляски и т. д. Но отметить только это еще недостаточно. Гораздо важнее, что все эти формы художественного творчества тесно связаны со всей многообразной жизнью коллектива, с его трудовой деятельностью, с обрядами посвящения (инициациями), с продуцирующими обрядами (обрядами умножения естественных ресурсов и самого человеческого общества, обрядами «делания» животных, растений и людей), с обрядами, воспроизводящими жизнь и деяния тотемических и мифологических героев, то есть с отлитыми в традиционную форму коллективными действиями, играющими в жизни первобытных обществ очень большую роль и сообщающими и первобытному искусству определенное социальное звучание.
(опубликовано в кн.: Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972, с. 275–299)

И еще вот интересный кусок:

Одним из элементов первобытного художественного творчества является создание орудий труда.
Почти всё, что выходит из рук первобытного творца, даже самые заурядные бытовые предметы, имеет большую художественную ценность, но особое место принадлежит орудиям труда, на создании которых с древнейших времен воспитывалось эстетическое чувство первобытного мастера. Ведь эстетическое отношение к действительности формировалось в самом творческом освоении и преобразовании человеком материального мира. Оно выковывалось исторически, в труде, и значение орудий труда в развитии эстетического чувства было теснейшим образом связано с их основной, производственной функцией. Орудия труда были, вероятно, первыми произведениями прикладного пластического искусства. Усовершенствуясь в практической целесообразности и приобретая вместе с тем эстетическую ценность, орудия труда заложили основы искусства скульптуры (Вельтфиш 1953).

В орудиях труда, как и во многих других произведениях первобытного человека, воплощены не только его техническая мысль, но и эстетический идеал. Совершенство этих изделий – результат не только технических, но и эстетических требований. Создателем верхнепалеолитических и неолитических орудий, как и орудий современных отсталых народов, руководило и руководит его художественное чутье, его понимание красоты, воспитанное многими тысячелетиями творческого освоения природы, изменения ее форм в процессе труда. Недаром В. И. Даль определяет значение слова «искусство» как «рукоделье, ремесло, мастерство, требующее большого умения и вкуса». В то же время изготовление совершенных – в техническом и эстетическом отношениях – изделий увеличивает авторитет мастеров, утверждает их общественное положение, следовательно, имеет и важный социальный аспект (подробнее об этом см.:
В. Р. Кабо, Каменные орудия австралийцев.«Труды Ин-та этнографии АН СССР», т. 80, М.Л., 1962, стр. 86 – 88).

— То есть к первобытному искусству относятся не только изображения зверей на стенах пещер и «палеолитические венеры», но и орудия труда (и оружие, надо понимать), однако автор 2-й главы не посчитала нужным нам об этом сообщить.
— Может, она сама не знала))
— Нет, знала, но забыла)))

-..Ладно, зачем нам злопыхательствовать над автором — мы и ТАК не сможем написать)) Давай лучше картинки поищем.

 Самая древняя в мире «венера»:
Первобытное искусство: синкретизм - КУЛЬТУРОЛОГИЯ от Незнайки — LiveJournal

Найдена недавно в пещере Hohle Fehls («Полые скалы») на юго-западе Германии. Вырезана из бивня мамонта. Возраст 40000-35000 лет. Интересные статьи о ней вот тут: http://elementy.ru/news/431078 и тут: http://oil-paint.ru/archives/v-germanii-najdena-figurka-samoj-drevnej-venery
Кстати, «Швабская венера» будет выставлена в Штутгарте с 18.09.2009 по 10.01.2021 года (газета «Spiegel»)

А вот «типичные палеолитические венеры»:
Первобытное искусство: синкретизм - КУЛЬТУРОЛОГИЯ от Незнайки — LiveJournal

Вторую слева мы уже знаем :)) Это Вюллендорфская венера )) А остальных — еще нет.

А это образцы первобытной наскальной живописи:
Первобытное искусство: синкретизм - КУЛЬТУРОЛОГИЯ от Незнайки — LiveJournal

К сожалению, без подписей, только посмотреть… Потом подробнее про наскальную живопись попробую разобраться, а сейчас пора убегать! ..На охоту за мамонтом)))

UPD. А вот тут целая галерея палеолитических наскальных рисунков:
http://www.celtica.ru/component/option,com_datsogallery/Itemid,191/func,viewcategory/catid,8/

Первобытное искусство: синкретизм - КУЛЬТУРОЛОГИЯ от Незнайки — LiveJournal

Это из пещеры Ласко во Франции, например. Туда, кстати, с 2001 года никого из туристов не пускают, а специалистов — только по 5 человек в день. А почему — об этом следующий пост.

§

Состояние знаменитых наскальных росписей пещеры Ласко на юго-западе Франции приблизилось к катастрофическому по вине французских властей. Об этом заявил в открытом письме комиссару ЮНЕСКО Франческо Бандарину (Francesco Bandarin) крупнейший британский археолог, ведущий специалист по палеолиту Пол Бан (Paul Bahn). Его послание цитирует газета The Times.

Первобытное искусство: синкретизм - КУЛЬТУРОЛОГИЯ от Незнайки — LiveJournal
Пещера Ласко, Дордонь, Франция
(фото нашла тут: http://www.celtica.ru/component/option,com_datsogallery/Itemid,191/func,detail/catid,8/id,110/)

Бан обращает внимание комиссара на то, что Ласко, один из важнейших охраняемых памятников искусства в мире, страдает от неудачной новой системы вентиляции и контроля влажности. В результате росписи, датируемые 17 тысячами лет, покрыты пятнами плесени, кое-где по стенам с изображениями животных текут потоки воды. По мнению Бана, 600 цветных рисунков, пережившие ледниковый период, рискуют не пережить современную французскую бюрократию. Пещеру, утверждает Бан, необходимо внести в список объектов культурного наследия, которым угрожает наибольшая опасность исчезновения.

Пол Бан и его коллеги за пределами Франции ведут борьбу за спасение Ласко уже более полутора лет. Французское министерство культуры тем временем утверждает, что ситуация в пещере находится под контролем. Однако доступ в пещеру закрыт с 2001 года. По специальному разрешению в Ласко допускают не более пяти специалистов в день.

Отсюда: http://lenta.ru/news/2008/01/02/cave/

Новость, конечно, не новая — но пусть висит. Интересно, как сейчас там дела обстоят…

§

Постигающий неизведанное растет,
незнающий очевидного увядает.

Дао Дэ Цзин, стих 71

Первобытное искусство: синкретизм - КУЛЬТУРОЛОГИЯ от Незнайки — LiveJournal

Картинка отсюда: http://natalist.livejournal.com/378545.html

Цитата отсюда: http://laiska.livejournal.com/460068.html

Картинку хотела немножко другую, но эта очень уж понравилась)) Кстати, и журнал, из которого эта картинка, очень хороший и интересный.

А я вчера потащила маму в наш краведческий музей. Впечатления от него остались неоднозначные. За всё платите, туда не ходите, там за отдельные деньги, без экскурсовода нельзя, экскурсовод за 400 рублей и когда группа соберется… Впрочем, без экскурсовода тоже можно, но только основную экспозицию посмотреть, это дешевле, пожалуйста-пожалуйста.
Нет, фотографировать нельзя, — но за 50 рублей можно, заплатите в кассу и показывайте всем смотрителям; и, обращаем ваше внимание, артефакты ни в коем случае нельзя фотографировать! Можно только себя на фоне артефактов…
Ну что за порядки дурацкие! Почему это нельзя артефакты фотографировать? А как я к себе впечатления унесу? О_о

Как быть Леди:  Когнитивные искажения: ошибки мышления и помощники шарлатанов | Батенька, да вы трансформер

Хотя, конечно, впечатления все равно в памяти остаются… Но когда они незадокументированные, они кагбэ не считаются, мне кажется)) Вот, например, мне показалась очень интересной одна деталь из древней лошадиной упряжи: на ремешке, обнимающем переднюю часть морды, буквально на носу у лошади, скульптурное изображение, похожее на шакала! Зачем так сделали, зачем оно нужно было? Волков отпугивать? 🙂 Если б у меня была фотография этой штуки, все бы сразу поняли, о чем речь. А так… К тому же я еще и точную дату не запомнила, это примерно средние века — не совсем древность, но и не петровское время. Время «дикой степи»…  

Ну, я и не ждала много от первого посещения музея — это была разведка боем, только чтоб их теперешние порядки узнать.
..Нет, все-таки запрет на фотографирование артефактов очень подозрительный. Почему в других музеях можно, а в этом нет? Очень интересно.  Я ж теперь увяну, если без ответа останусь — не знаю очевидного)))

§

Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:

1. Натуральное творчество — композиция из туш, костей, натуральный макет

2. Искусственно-изобразительная форма — крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.

3. Верхнепалеолитическое изобразительное творчество — росписи пещер, гравировки на кости.

( Учебник , стр. 29-32)

1 этап. Натуральное творчество
С тушей убитого зверя первобытные люди проводили какие-то обрядовые действия.
Позднее ими было обнаружено, что вся туша для этого и не нужна, а можно обойтись одной звериной шкурой. Чтобы больше было похоже на оригинал, шкуру набрасывали на камень, выступ скалы или лепную основу (но до этого тоже дошли не сразу, лепная основа появилась намного позднее)

Элементарной формой творчества была звериная скульптура (натуральный макет):
— голова зверя на природном холмике
— голова зверя на искусственном постаменте
— грубая лепка зверя, но без головы. Во время обрядовых действий сооружение накрывалось шкурой зверя, и к нему прикреплялась звериная голова (*)

2 этап. Искусственно-изобразительная форма
Постепенно накапливался творческий опыт, который привел к следующим средствам создания образа:
— полнообъемная скульптура
— барельефное упрощение

3 этап. Развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества
В дальнейшем появляются выразительные художественные образы в цвете и объеме:
— образцы живописи (пещерные росписи )
-..а про образцы скульптуры автор учебника забыла упомянуть 🙂

В палитре первобытного художника всего 4 краски: черная, белая, красная и желтая.
Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя.
Но при всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства:
— графики (рисунки и силуэты)
— живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками)
— скульптуры (фигуры, высеченные из камня или выполненные из глины, в том числе малых форм)
— декоративного искусства (резьба по камню и кости, рельефы, орнамент)

  Первобытное искусство: синкретизм - КУЛЬТУРОЛОГИЯ от Незнайки — LiveJournal
«Женщина с кубком». Известняковый рельеф (из Лосселя, департамент Верхние Пиренеи, Франция). Верхний палеолит. Музей изящных искусств, Бордо.
Фото отсюда: http://bse.sci-lib.com/article087903.html

Однако многими исследователеми считается, что древнейшие памятники искусства не были «чистым искусством», они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в природе.

Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства (**).

— — — — — — —
(*) Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства — М., изд-во МГУ, 1982
(**) Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры — Тверь, 1993

По «натуральному творчеству» в интернете почти ничего найти не удалось, кроме программы курса «Теория и история искусства древнего мира» кандидата искусствоведения М.Н.Цветаевой. Но это только программа, и там ооочень много всего! в том числе и список литературы огромный))
А в остальном все ссылки слово в слово наш учебник переписывают. …Ну и ладно, а зато мы сегодня «просветились» … и внесли свой вклад в замусоривание интернета неоригинальным контентом 🙁

Да, и еще стало понятно, почему «натуральные композиции» из настоящих голов безвинно убиенных кошек и кроликов, которые создает одна полубезумная девица, широко известная в своем узком кругу, вызывают такое возмущение у «простых обывателей» и не вызывают никакого возмущения у искусствоведов. Они, искусствоведы, такое «натуральное творчество» еще на первом курсе проходили, ага.
Искать ссылки на девицу не буду, потому что она у меня, как у правоверной обывательницы, вызывает стойкий рвотный рефлекс. Пусть ее распиаривают утонченно-извращенные искусствоведы 🙁 Все-таки то, что простительно первобытному художнику, непростительно быку… то есть корове… то есть этой девице, да.

§

А мы в прошлую субботу ездили с мамой в Азовский краеведческий музей. И там МОЖНО было фотографировать! Ну и что, что за 50 рублей. Это не очень накладно. Но я по закону подлости забыла фотоаппарат дома!! :((

Ой, как же я об этом пожалела… Там такоооой музей!!! Там такие ископаемые зверюшки!! Огромные!! Целиком собранные (целых два)) Там такой палеонтологический отдел классный, очень хорошо оформленный. Все подписано, обо всем написано… Понятно, что к чему относится — совсем не так, как в нашем Ростовском краеведческом  музее, хоть он и областной! Он Азовскому, честно говоря, и в подметки не годится… (может, поэтому там фотографировать не разрешают))

А в Азовском музее еще и планетарий есть! И виртуальный динотерий — древний такой слон — на мониторе. А в другом зале — компьютер с самообразовательной программой: подходи и тыкай, тебе все расскажут и покажут)) Мы подошли и потыкали)) Очень долго тыкали, пока все не перелистали, не успокоились)) Нет, ну с первого раза все запомнить невозможно, — а жаль…

И еще мне очень понравилось, как они оформили реконструкцию палеонтологических раскопок —  там в песочке огромные кости лежат, и маленький раскладной стульчик с раскрытой тетрадочкой, как будто ученые только отошли.. Здорово, — легко можно себя представить на их месте)) Детям там ОЧЕНЬ нравится! Очень сильные впечатления, особенно для детской психики))

Нет, вообще сложно укладывается в голове, что каких-то 8 миллионов лет назад под нашим Новочеркасском древние мамонты бегали))

И про древних людей интересная экспозиция. Там столько странных  черепов, горшочков, монет, оружия, амуниции всякой… А маленькие экспонаты выставлены под лупой, чтобы можно было хорошо разглядеть. Первый раз такую заботу о посетителях вижу))

И еще мы там случайно попали на БАЛ :)) Оказывается, в тот день исполнялось 25 лет Азовскому клубу любителей пушкинской поэзии «Лира», и он подготовил детский бал, чтобы показать этикет XIX века. Очень любопытно было на деток посмотреть, они так старались :)) А у меня НЕ БЫЛО ФОТОАППАРАТА, вот  ведь, да? 🙁 Ну, мы решили еще раз туда вернуться. Правда, «пушкинского бала» уже там не будет… Но динотерий никуда не убежит, буду надеяться))

А пока у меня «бухгалтерская страда». Правда, все порядочные бухгалтеры уже всё давно сдали, — но мне уже тоже немножко осталось, а потом снова можно будет «культурологию изучать»))
Так что до встречи…

§

§

§

Последней, предельной сферой социума является культура. Под культурой тут понимается связная совокупность всех мыслительных продуктов социума в данном месте в данное время. К примеру говоря, у нас сейчас здесь культура русская.

Маленькие сферы могут быть погружены в большие двумя разными способами: полностью опосредованно и частично непосредственно. Младенец погружен в культуру полностью опосредованно. Реально он общается только с матерью и все получает через нее: язык, принятый набор жестов и так далее. Младший школьник тоже погружен в культуру еще опосредованно, через школу. А вот мать младенца, хоть она может даже не выходить из дома, и ее первичная сфера социума – это семья, погружена в большую культуру не чисто опосредованно, а частично непосредственно. Грубо говоря, о новостях культуры (новые слова, допустим, новые веяния в политике) она узнает не только от работающего мужа, но и, допустим, из телевизора или из аськи.

Как быть Леди:  Девственник — Lurkmore

Как и из чего слагается большая культура? Этот вопрос мы сейчас разбирать не будем. Как бы то ни было, у нее свои законы. Однако надо сказать еще два слова о том, что это такое. Во-первых, это совокупность продуктов мысли тех, кто ее составляет (множества больших сфер социума и отдельных индивидов). Однако эта совокупность обладает колоссальной силой самоорганизации. Просто совокупность продуктов мысли в виде, например, библиотеки книг – это мертвый груз, но культура совершенно не напоминает библиотеку книг. Культура работает, она живет. Скорее она напоминает большую программу, которая тоже состоит из библиотек, только уже в программистском смысле слова. Эти библиотеки пишутся по мере необходимости, неиспользуемые архивируются, используемые размножаются по разным местам памяти и так далее. Короче говоря, культура – это такой попперовский третий мир, который живет сам собой. Он вызывает из второго мира тех, кто ему нужен. Русской культуре нужен патриотизм? Появляются патриоты. А не нужно было бы патриотизма, не появилось бы патриотов. О роли личности и тем более о роли больших социальных сфер тут стоило бы поговорить отдельно. По тем гегелевских словам, которые я тут сказала, можно подумать, что никакой роли у личности нет, кроме чисто исполнительской. Это, понятно, не совсем так. Главное, исполнить можно по-разному. Но сейчас я в эту тему углубляться не буду.

Нашла тут, у Первобытное искусство: синкретизм - КУЛЬТУРОЛОГИЯ от Незнайки — LiveJournalkosilova .

Интересный какой подход, правда? Культура как живое существо)) Я такого еще не слышала… Ну только у эзотериков всяких разных, да))

§

Первобытное искусство: синкретизм - КУЛЬТУРОЛОГИЯ от Незнайки — LiveJournal

С Новым годом!
Пусть он будет добрым, щедрым и счастливым! Пусть он принесет радость и любовь, новые открытия и путешествия. Пусть он бережно хранит друзей и близких, и наших любимых зверюшек…

А Старый забрал у меня трех кошек за год, одну за другой… Такого еще у меня в жизни не было. Последний кот, Филя, умер 31-го декабря в 17 часов. Я поревела, но с мамой все равно попраздновала. Правда, быстро убежала к себе. Ничего, у меня еще Маффин есть, он вот сейчас, рядом на диване спит 🙂 Все равно грустно и пусто, остались мы с ним одни 🙁 Филя был очень хороший и очень воспитанный котик, и такой красивый, весь беленький, без единого черного пятнышка! Он два с половиной месяца болел, последние три недели мы его из трубочки кормили, сам он не мог есть… Отмучился, и как раз под Новый год. Удивительно. Очень грустно. Прощай, мой маленький Филя! Беги себе по кошачьей Радуге, там тебя уже ждут Сонька и крошечная Люся…

§

Нашла интересный, как мне показалось, отрывок о культуре:

Ю.Никитин ТРАНСЧЕЛОВЕК

Аркадий с пафосом втолковывал Михаилу:
– Я это ненавижу… Ненавижу эту расползающуюся по всему миру культуру… у меня даже губы сводит, будто хлебнул уксуса, когда произношу слово «культура», а подразумевается панамериканизм! Вроде бы и хорошо: Интернет, свободный обмен инфой, капиталы туды-сюды, как голодные тараканы, толпы туристов, безвизовый режим… Но это же проклятый Голливуд по всему миру, проклятые панки и черные крикуны, что не поют, а речитативят…

Михаил возразил вяло, я видел, что абсолютно согласен, но раз Аркадию нужен спор, дискуссия, то так и быть:
– Ну почему же только панки? У нас своя культура…
– Те же крикуны, – горячо возразил Аркадий, – что выкрикивают что-то на русском языке, только и всего! Нет, это те же американцы, разве что в доморощенном варианте. Местечковые. Этнические американцы из Житомира или Урюпинска.

Леонид потеребил бакенбарды, они у него уже с легкой проседью, вмешался:
– Простите, а где альтернатива? Множество мелких культурок, что показываются из этнического анклава, чтобы что-то спеть или показать, а затем снова прячутся в нем?

Аркадий повернулся ко мне.
– Володя, а ты чего молчишь?
Я невесело улыбнулся.
– Вы же знаете, я никогда не был на этом зациклен.
– Но все-таки, – настаивал Аркадий, – ты занимаешься оценкой рынков?
– Только в области электроники, – заверил я. – Все остальное для меня – темный лес.
– Не скромничай, – возразил Аркадий. – Чтобы прогнозировать развитие электроники, нужно примерно знать, сколько люди тогда будут зарабатывать. А это вообще относится к уровню жизни. А жизнь – она такая, без драк и философии за бутылкой водки не обходится.

Я развел руками.
– Знаешь, мне все настолько обрыдло… с некоторых пор, что я на все стал смотреть иначе. Как будто порвались какие-то важные нити, связывающие  меня со всем, что было раньше так близко, так дорого, что просто жить без тех мелочей не мог… и не считал, что мелочи, а считал высшими ценностями жизни. А они не ценности, а если и ценности, то лишь в очень короткий отрезок времени. Как был ценен каменный топор…

Михаил хохотнул:
– Ничего себе короткий отрывок! Каменный топор доминировал примерно миллион лет.
Аркадий остановил коротким, но властным жестом:
– Погоди-погоди. Речь не о временном отрывке, как я понял. Так что же, по-твоему, придет глобализм или антиглобализм? Одна культура на весь мир или множество мелких?

Я поколебался, не хочется обижать, все мои приятели, все милые и хорошие люди, но меня сделал именно тем, кем я стал, как раз полный разрыв с общепринятыми нормами и взглядами, благодаря которым я стал смотреть иначе, а это как раз и дает более точную картину будущего, когда ничто сиюминутное не заслоняет взор.
– Ни то, – ответил я наконец с явной неохотой, – ни другое. Извините, но меня уже сейчас тошнит и от глобальной культуры американизма…
Аркадий воскликнул в восторге:
– Вот это правильно! Я ж говорил?
– …и от малых культур, – продолжил я. – Терпеть не могу всякую этническую музыку. Любую. Не важно, чукчи стучат в бубны или наши деды лабают на балалайках. Скоро человек освободится от всех культур вообще.

Я видел их шокированные лица, сообразил, что не так поняли, первопроходцы всегда выражаются коряво, а точные обкатанные формулировки дают их последователи, ученики, интерпретаторы.
– Это не значит, – поправился я, – что культура исчезнет как таковая. Напротив, расцветет, как будяки на хорошем навозе. Я сказал, что человек будет свободен от культуры. Сейчас мы все – пленники русской культуры. Как вон мой друг с Кавказа, что приезжал в прошлый раз, – пленник своей сверхмалой лезгинской. Ему еще хуже, их на всем свете не больше трех тысяч, а его соплеменники заставляют писать и говорить на лезгинском, одеваться как лезгин… Эх, да мы сами разве не морщимся, когда нас заставляют слушать или смотреть что-то этническое?

Леонид подумал, сказал с горькой усмешкой:
– Три дня тому я был на Дне города. Концерты, пляски, ансамбли народных инструментов, группы балалаечников, толстые бабы в сарафанах с нарумяненными щеками пляшут и кричат частушки… Мне даже неловко стало, что смотрел концерт в джинсах, футболке и туфлях какой-то итальянской фирмы. Надо было, как я понимаю, прийти в кирзовых сапогах, телогрейке, свернуть самокрутку «козья ножка» и одобрительно приговаривать что-то вроде: ах, ядрена вошь, хорошо девки сиськами трясут… мать-мать-мать… эх, мать-мать-мать-перемать… зело мать-перемать-черезмать… обло озорно…

Аркадий подвигал задом, словно старался зацепить гвоздь, проворчал:
– Это вы чересчур, батенька. Но и забывать наши истоки – нельзя, нельзя!
Я смолчал, а Леонид сказал мирно:
– Одно дело – не забывать, другое – участвовать в этих дешевых балаганах. По мне эти бабки с матерными частушками, что выдается за русскую культуру, ничуть не лучше африканских шаманов с бубнами. Только вот не кощунственно ли отказываться от вскормившей нас русской культуры?

Как быть Леди:  вандализм цитаты, афоризмы, статусы, фразы со всего мира

К моему удивлению, они смотрели на меня, я помялся в замешательстве, потом сообразил, что они за эти пять лет остались такими же, как и были, даже на тех же должностях, не сменили ни работы, ни квартиры, ни машины, только я стал совсем другим, помялся еще и сказал чуть более окрепшим голосом:
– Мне трудно это объяснить, я ведь только эксперт по электронике и ее роли в будущем общества, но не только уважаемого Леонида коробит от наших балалаечников. И этого напора, что обязательно должны их любить и постоянно слушать, если мы – русские. А вот мне ну никак не хочется быть чьим-то заложником. Даже заложником культуры! Сейчас из России свободный выезд в любую страну и на любой континент, однако и там, на месте, мне скажут, что я – русский, потому должен хранить и беречь свою культуру… Это значит, что я должен ходить в кирзовых сапогах и телогрейке, играть на балалайке и постоянно пить водку?..

Аркадий снова поморщился.
– Володя, вы заразились от Михаила утрированием. А что, обязательно надо принимать чужую культуру? Вон китайцы, переселяясь за океан, создают свои чайнатауны…
– Для старшего поколения, – уточнил я. – Молодые интегрируются быстро. Но дело не в этом. А почему обязательно или – или?
Аркадий сказал с достоинством:
– Но не может же человек жить без культуры вообще?
– Не знаю, – ответил я честно. – Может быть, и сможем. Не задумывался. Я говорю, почему «или – или», если есть возможность на выходе из своей культуры и соприкосновении с чужой создавать что-то свое… да-да, свою собственную культуру? Посреди культур, на стыке разных культур? Почему у того лезгина такой небогатый выбор: либо оставайся писать и говорить на лезгинском, либо рви с нею и становись русским? И то и другое как бы не совсем этично, нехорошо. А вот отстраниться от маленьких местечковых культур… увы, российская тоже местечковая, хоть местечко ого-го… и начинать жить всем богатством культур мира?.. Скажу в утешение, что американская – тоже местечковая. Хоть и более распространена, чем российская. И в российской, и в американской хватает болезненных комплексов, которые навязываются любому, кто имеет несчастье слепо принадлежать этим культурам и не пытаться из них вырваться.

Леонид задумался, чему-то улыбнулся, сказал невесело:
– Да, помню, твой друг лезгин приезжал в Москву в довольно нелепой папахе, хотя было уже тепло. И что-то, помню, говорил напыщенно про закон гор. Нам было неловко, я видел по мордам, но все поддакивали. Мол, таковы культурные традиции…
– Спасибо, – сказал я. – Человек будет свободен от этих культур, сформированных в дикие времена, насквозь ложных в наше время. Человек будет свободен от самой культуры вообще!
Аркадий возразил с достоинством:
– Я бы вас понял, Володя, если бы вы отстаивали многокультурие в новом объединившемся мире. Да, я тоже верю в слияние в один народ, одно человечество, но я страшусь безликости… Мир должен был ярким от множества культур!
Я вздохнул.
– Человек свободен. Он не хочет ни от чего зависеть. А принадлежность к какой-то культуре обязывает. В одной – ходить в кирзовых сапогах и чтоб балалайка в руках, в другой – бубен над головой и оленьи рога на шапке. Утрирую, конечно, но все культуры настаивают на четкой привязке к своей биологически предзаданной… простите, что коряво, культуре! Я вот родился русским и потому обязан, именно это гадкое и вызывающее протест слово – обязан поступать и говорить предзаданно. Кем? Оказывается, моими предками, которые приносили человеческие жертвы, считали землю плоской, а чтобы защититься от засухи, топили пару ведьм в озере. Знаете, я не хочу принадлежать даже современной культуре, молодежной культуре, контркультуре, андеграунду и любым современным выкрутасам, ибо они все барахтаются в тесном аквариуме все той же убогонькой культуры. Повторяю, не будет ни американской, ни русской, ни молодежной, ни африканской, ни женской, ни музыкальной, ни панславянской… тюрьмы. Простите, я хотел сказать, культуры. Хотя культура – это тюрьма. Этническая, языковая, психофизическая…

Аркадий сказал с угрюмым подозрением:
– Это как же вообще без культур?
– Вообще, – ответил я, – очень скоро культуры будут рассматриваться как окаменелости. Ведь культура – это прежде всего предрасположения и зависимости. Вы вспомните анекдоты: француз – всегда бабник, немец – солдафон, русский – пьяница, американец – технарь, чукча – нечто  бесконечно тупое… Это предзаданность ролей, уже и сами русские сочиняют анекдоты о себе, как они бесконечно пьют, а в фильмах, чтобы кино было «наше, русское», все герои жрут водку, не просыхают, матерятся да блюют по подъездам!.. Нет, в гробу я видел такую культуру!

Михаил улыбнулся.
– Русскую?
– И ее, – сказал я зло. – Но порывая с нею, я не перебегаю в лагерь более «сильной или богатой». А вообще выхожу из культуры и тем самым вхожу в транскультуру. Ее еще нет, но она будет.
По их непонимающим лицам я видел, что оторвался уж слишком, улыбнулся и поднял фужер с вином:
– Что-то Коля умолк… Выпьем? Такая наша культурная традиция. 
 http://lib.rus.ec/b/119302/read

Кстати, мы недавно с подружкой были в Абхазии, и я купила там.. папаху))) Ну, точнее, шапку из овчины, похожую на папаху — очень уж мне на ней кучеряшки понравились! Носить я ее вряд ли решусь, но полюбила всей душой)) Она мне напоминает искусственные парики у продавщиц 80-х годов, ну и еще как «абхазский раритет» у меня котируется))
Подружка в качестве «сувенира из Абхазии» накупила насыпанных в баночки разноцветных пряностей — а я вот папаху привезла. Пряности меня не вдохновили, я готовить не умею)

Хочу еще сказать, что девятимесячный перерыв в заполнении блога объясняется разочарованием в книжке «Культурология»: сама культурология-то закончилась уже в 1-м разделе, а дальше там история культуры по конкретным странам. И мне показалось, что там все подано именно с позиций «американизма». Ну, до того, чтоб обвинять Россию в «воровстве культуры» у запада, там не дошли, конечно, но как-то невкусно все написано. Мне не понравилось. …Или я просто обленилась.. вот это скорей всего, и нечего оправдываться))

§

 «Культура есть орудие университетских профессоров для производства университетских профессоров»

— Симона ВЕЙЛЬ (1909 — 1943), французская писательница и философ

А я ничего про нее не знаю. И вообще никогда не слышала.  

Первобытное искусство: синкретизм - КУЛЬТУРОЛОГИЯ от Незнайки — LiveJournal

Вот странную фотографию нашла, похожа на концлагерную какую-то. Но нет, оказывается, она не в концлагере погибла, а в Великобритании. Но в 34 года! Сама себя до смерти довела, ограничив рацион питания до уровня заключенных в концлагере. Из сочувствия! Нет, ну кто так делает? Зачем??? Странная какая-то.

А вот интересная цитата:

102.65 КБ

’IT IS THE LIGHT continuously falling from heaven which alone gives a tree the energy to send powerful roots deep into the earth. The tree is really rooted in the sky.’ Human Personality, Simone Weil.
Нашла тут: www.changeanddecayinallaroundisee.com/index.php/entry/rooted_in_the_sky/

И еще — ссылка на ее книжку «Любовь к Богу и несчастье»: http://magazines.russ.ru/continent/2009/141/ve23.html
Мне кажется, очень интересная, буду сейчас читать.

§

Ну ничего, что Новый год уже месяц как прошел — все равно вон китайский на носу. Тост необычайно прикольный получился, не смогла не вставить. Очень он меня порадовал))) «Выпьем за тех, кто нашел древнюю кость, да еще опознал ее как нашего предка»)) Это ж надо так слепить…  Первая часть, конечно, не очень внятная, но понятно, что хотели сказать: если пыжиться помнить ВСЁ, что кто-то когда-то где-то сказал по какому-то поводу, то всей жизни не хватит. 

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий