Коучинг: что это такое простыми словами для чайников

Коучинг: что это такое простыми словами для чайников Женщине

Что мне дал коучинг:

  • Достижение ряда целей (карьера, здоровье, зарплата).
  • Опыт управления людьми в более демократичном стиле.
  • Знакомство с новыми и интересными личностями.
  • Осознание своего предназначения.
  • Более сбалансированную жизнь.
  • Улучшение взаимоотношений с окружающими.

С дополнительной информацией на тему коучинга и развития можно ознакомиться на моем сайте. 🙂

Автор иллюстраций — Стадников Константин

Что такое коучинг?

Официальная версия:

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

Моя версия: 

Коучинг — это особый вид работы коуча с клиентом, благодаря которому клиент добивается выдающихся результатов быстрее, радостнее и проще, чем он сам бы работал над их достижением.

Что нужно, чтобы стать коучем?

Алгоритм здесь следующий:

  1. Выберите школу, которая вам подходит по местоположению, времени проведения курсов, отзывам и имеет сертификацию ICF.
  2. Насобирайте деньги на курс (1 000–2 000 долларов).
  3. Пройдите курс обучения (в среднем 1–3 месяца интенсивных аудиторных занятий по 2–3 дня в неделю или 10–12 месяцев онлайн-занятий один раз в неделю по 60–90 минут).
  4. Начните проводить бесплатные коучинговые сессии. Нужно провести минимум 100 часов.
  5. Начните рассказывать окружающим о том, что вы стали коучем.
  6. Создайте свой сайт.
  7. Начните привлекать клиентов.

Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало

Изначально обучаться коучингу я пошёл совсем не для практики коучинга, а для улучшения своих навыков руководителя. Моя команда выросла с 2 до 10 человек, и нужно было научиться ими эффективно управлять. Так как все основные книги по менеджменту на тот момент я прочитал, то советы по управлению я искал в области лидерства.

Тренинги по лидерству не вызвали у меня интереса и уважения, поэтому я переключился на коучинг. Я познакомился с коучем, который рассказал и показал мне, что такое коучинг, и моё обучение началось. Учился я в Международной академии коучинга MAXIMUM (не сочтите за рекламу) у Максима Цветкова в течение 10 месяцев, каждую неделю по 90 минут в формате вебинаров.

Выполняя все домашние задания, я начал ставить себе цели, работать над их достижением и увидел эффективность коучинга как способа достижения целей (хотя хотел просто научиться управлять людьми).

Коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

По окончании курса я уже имел чёткие цели во всех сферах жизни. Кроме того, мои сотрудники заметили перемены в моём стиле управления, и наши отношения стали на порядок лучше.

Для получения сертификата мне нужна была практика коучинга, поэтому я стал коучить всех знакомых. Так получилось, что многие из них очень быстро добились своих целей. Один из моих подчинённых после месяца коучинга ушёл на более высокую должность в другую компанию с заработной платой в два раза выше. 🙂

Я понял, что коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

Сертификат я получил и начал неактивно коучить тех клиентов, которые приходили ко мне в основном по рекомендации. Со временем таких клиентов становится больше. Но для меня основной приоритет — это моя карьера: я хочу стать СЕО через 5 лет, поэтому коучингу я не уделяю столько времени, сколько мог бы. Для меня это, скорее, возможность заработать карманные деньги на любимые игрушки (телефон, ноутбук) на выходных.

Что такое коучинг простыми словами и чем он не является

что такое коучинг

Содержание

  1. Что такое коучинг? 
  2. Ошибка № 1. Раздача конкретных советов. 
  3. Ошибка № 2. Не воспринимать проблемы и успехи клиента как свои.
  4. Ошибка № 3. Непонимание того, что клиент говорит, а что не говорит.
  5. Ошибка № 4. Это когда коуч слишком много говорит.
  6. Ошибка № 5.  Неспособность понять пользу напряжения.
  7. Ошибка № 6. Отсутствие стратегического сбалансированное направленности.
  8. Эффективное взаимодействие коуча со своими подопечными.
  1. Подведем итоги.

Этой статьей я начинаю серию статей, которые посвящены такому понятию как коучинг

Сегодня мы поговорим о том, что же такое коучинг на самом деле,  а не то, что большинство предпринимателей называет коучингом.

Я расскажу об ошибках коуча и покажу, как коучу эффективно взаимодействовать со своим подопечным. Затронем тему о компетенциях коуча, а после этого мы поговорим об одном из главнейших инструментов куча – это вопросы.

Что такое коучинг? 

Давайте начнем с определения.

Определений коучинга на самом деле очень много. Но больше всего мне нравится такое:

Это искусство создания среды с помощью беседы и поведения, которое облегчает движение человека к желаемым целям так, чтобы оно приносило удовлетворение.

Смотрите, в чем тут смысл.

>>> Мы создаем среду, при помощи беседы и какого-то своего поведения, и вот эта среда облегчает движение человека к желаемым целям.  И ещё стараемся, чтобы обоим это было в кайф.

Это определение мне нравится больше всего.

Вот теперь, когда я вам буду говорить об ошибках коуча, вы сами поймете, почему сейчас слово коучинг сейчас скомпрометировано.

Коучингом сейчас называют совершенно другие вещи.

Ошибка № 1. Это раздача конкретных советов. 

Наверняка, если вы записывались кому-то в коучинг,  то Вам давали консалтинг. То есть, вам рассказывали что, почему и зачем вам нужно это делать.

Классический коучинг полностью исключает какие-либо конкретные советы.  Потому что у клиента другая реальность, другие возможности. Вы не знаете и не можете знать все его реалии и обстоятельства дела.

>>> Так вот, коучинг предполагает, что при помощи правильных вопросов, клиент сам находит ответы и сам понимает, зачем ему достигать цель, и сам достигает её способами, которые опять же он сам внутри себя раскопал.

Поэтому, если вдруг вы будете когда-нибудь работать коучем, то, вместо того, чтобы дать совет, лучше задать вопрос, замолкнуть, держать паузу и слушать.

>>> Плюс ко всему, коуч создает решение вместе с клиентом. То есть, он помогает клиенту думать, а не даёт готовый маршрут. Вместе с клиентом коуч создает нужное направление для дальнейшего продвижения. То есть, является проводником.

>>> Плюс, коуч помогает человеку быть осознанным и ответственным.

Если вдруг клиент начинает юлить или избавляться от ответственности, коуч, посредством задавания правильных вопросов, возвращает клиенту осознанность и ответственность.

Таким образом, человек смотрит на свою жизнь под новым углом, или более трезво, или более осознанно. Называйте как хотите.

Плюс коуча –  он полностью принимает клиента таким, какой он есть.

Он не пытается его “лечить”, как-то исправить или переделывать. Он просто помогает человеку раскрыть свой потенциал.

Дальше…

Ошибка № 2. Не воспринимать проблемы и успехи клиента как свои.

Я думаю, опять же многие с этим сталкивались, если занимались коучингом.

Если вдруг у кого-то чего-то не получилось, вы прикладываете ответственность и вину на себя  за результаты клиента. Бывало?

На самом деле, как раз таки, вашей вины и ответственности в этом нет.

Точно так же, как и радости. Когда клиент достигает чего-то, вы должны четко понимать, что это заслуга клиента, а вы были всего лишь посредником.

Дальше…

Ошибка № 3. Непонимание того, что клиент говорит, а что не говорит(сознательно или неосознанно).

Это невербальные сигналы. 

Например, человек может говорить одно, а думать совершенно по-другому.

И используя невербалику, можно понять, что что-то клиент не договаривает. И попытаться при помощи вопросов выяснить, что же здесь не так. 

Это важный момент, потому что, чем правильней мы разберём текущую ситуацию, тем проще на самом деле человеку будет достичь своей цели. 

Дальше…

Ошибка № 4. Это когда коуч слишком много говорит.

Да-да!

>>> Есть даже какие цифры, что если более 20% во время беседы вашего коучинга  разговариваете вы – то значит, что-то пошло не так.

(!) Коуч, как эксперт, задает вопросы и внимательно слушает. Поэтому, считайте большой  ошибкой, если коуч слишком много говорит.

Дальше…

Ошибка № 5.  Неспособность понять пользу напряжения.

Сейчас объясню.

Человеку определенно сложно начинать что-то  делать (а ему естественно будет сложно, потому что он достигает цели и раньше никогда эти методы не пробовал). 

>>> Если не дать понять клиенту, что эта растяжка идет ему на пользу, если постоянно жалеть клиента, делать поблажки и идти на встречу его капризам, то клиент, естественно, своих целей никогда не достигнет.

Просто нужно понять, что если вы будете сдувать с клиента пылинки, он не будет особо напрягаться и даже не попытается выйти из своей зоны комфорта.

О каких результатах тогда может быть речь?

Далее…

Ошибка № 6. Отсутствие стратегического сбалансированное направленности.

Пока просто запомните эту формулировку. Об этом я подробнее расскажу в следующих статьях. 

С ошибками разобрались. 

Теперь давайте поговорим про 

Как быть Леди:  Понятие и виды социальных общностей и социальных групп -Обществознание

Эффективное взаимодействие коуча со своими подопечными.

И первое, что вам необходимо сделать – это создать раппорт.

Что это значит? Создать позицию “на равных”.

Замечали такие отношения между коучем и клиентом: я здесь супер гуру, а ты там внизу букашка

Или: перед вами долларовый миллионер, а вы зарабатываете копейки.

Общаться на равных – самое главное. Это то, что мне очень нравится в коучинге. Это искренний интерес и поддержка.

Огромному количеству людей в жизни не хватает поддержки.

Большинство людей нуждаются в том, чтобы кто-то сказал: “у тебя получится”, “я в тебя верю”,  “ты справишься!”

Вспомните определение коучинга:

с помощью беседы и поведения он создает поддерживающую среду.

>>> Если посадить цветок в землю и не поливать его, как вы думаете, он завянет?
Завянет, не сомневайтесь!

>>> А если поливать и создавать поддерживающую среду? Что произойдет?
Он расцветет и порадует вас прекрасными цветами и плодами.

(!) Точно так же и с общением.  Когда коуч общается со своим подопечным, нужно проявлять искренний интерес и и оказывать всяческую поддержку человеку.

Комплимент

Очень классно работает на поддержкукомплимент.

Я всегда говорю, что комплименты равно благодарность.

Прежде, чем сказать комплимент, подумайте, за что вы могли бы этого человека поблагодарить?

Личный опыт. Я сам был свидетелем, когда мы отрабатывали различные приемы в тройках, как комплимент запускает энергетику.

Например, сидит человек и пытается решить какую-то сложную задачу. И вот он какой-то уже  немножко приунывший от этого бремени… но, когда звучит искренний комплимент, у него как будто что-то открывается. Визуально видно, что у него включился поток энергии, он прямо на глазах преображается. 

Это должен быть какой-то комплимент, как благодарность.

Дальше…

Раппорт и подстройка.

Опять надо создать раппорт, построившись по позе или голосу, или интонациям в голосе.

Например, если человек говорит быстро, то и вы можете говорить в том же темпе.

Это поможет вам войти с клиентом в резонанс и быть с ним на одной волне.

Но это краткосрочная подстройка. Например я, если честно, каким-то образом не подстраиваюсь под человека.

Самая хорошая подстройка это, как я уже говорил, искренние интересы, поддержка, комплименты. А еще подстройка по ценностям. 

То есть, если вы разделяете ценности вашего клиента, то у вас уже произошел connect и  эта связь у вас получится автоматически.

( ) Плюс, ещё важный момент: Активное слушание. 

Обещаю, я расскажу об этом отдельно.

Дальше…

Проясняем ситуацию

Эффективное взаимодействие строится на том, что вы проясняете ситуацию клиента. 

Вот это занимает больше всего времени.

>>>Чтобы человек попал в точку B нужно понять, какова его точка А. Вам нужно прояснить, что у него в этой точке A.

Как показывают опыт, когда люди начинают анализировать свою точку А, они находят кучу вариантов, как им попасть в точку B. 

Раньше эти варианты были для клиента неочевидными и практически невидимыми без помощи коуча, без правильных вопросов, поддержки и так далее.

Поэтому прояснение ситуации занимает много времени.

Дальше…

Ответственность за результаты

>>> Эффективное взаимодействие основывается на том, что клиент берет на себя ответственность за свои результаты и берёт на себя какие-то обязательства.

Если вместе с коучем клиент разработал какой-то план, то он принимает на себя все расходы. Причём, не только денежные. Может быть, временные или  какие-то эмоциональные. Он принимает на себя ответственность за эти вот расходы, последствия, дедлайны. 

>>> В этом есть и ваш интерес. Если вы поговорили с человеком и составили для него какой-то план, а он ничего не желает делать, то какой вообще смысл с таким человеком работать? Пусть он остается на том месте, на котором стоит сейчас, раз он этого желает.

Следующий этап взаимодействия.

Баланс поддержки и фрустрации

Фрустрация это как бы легкий прессинг. 

Я говорил выше, что коуч должен поддерживать человека. Но не только. Он должен еще и стимулировать, мотивировать, подталкивать клиента вперед.

Вот этот баланс между поддержкой и этим давлением называется баланс поддержки и фрустрации. Коуч должен хвалить за действия, поддерживать, всяческим образом вдохновлять.

=== Я вычитал очень сильную штуку, которая есть у хороших коучей.

  • Коуч верит в клиентов даже больше, чем они верят в себя сами. И вот когда коуч, с внутренним настроем, что  у этого человека всё получится, что он  всё может, проводит с ним коуч-сессию, то его клиент достигает очень многого.

Это баланс это поддержки.

Теперь про фрустрацию.

Коуч должен ставить перед клиентом какие-то вызовы.

Я уже говорил, задача коуча, чтобы человек выходил за привычные рамки.

Причём, коуч не говорит ему, что надо сделать.  Это рождается в беседе между коучем и человеком. 

>>> Повторю – коуч это не консалтинг, он не дает готовых рекомендаций и прочих советов. Во время беседы клиент сам понимает, что ему предпринять, какой нужно сделать вывод и зачем ему это нужно, к каким результатам это приведет/не приведет, если это сделать/не сделать. 

Таким образом, человек берёт на себя ответственность, а задача коуча помочь человеку познать эти вызовы. 

Еще один важный момент.

Я уже упоминал об ошибках коуча, говорил, что надо  воспринимать проблемы и успехи клиента как свои собственные. 

>>>  Так вот, коуч считается эффективным, если у клиента будет чаще получаться, чем не получается. Потому что когда человек пробует какие-то новые модели поведения, естественно, будут и  косяки, и провалы, и ошибки.

И вот здесь, коучу важно поддержать человека. Сказать, что это обычный путь. Когда ты делаешь что-то новое, у тебя будут косяки и провалы, это естественно.  Но, давай-ка мы поработаем над тем, чтобы вот этих взлетов у тебя было больше, чем падений.

Подведем итоги.

На самом деле, я хотел рассказать гораздо больше, но я решил разбить материал на серию тематических статей.

В этой статье я познакомил вас с главными ошибками в коучинге и описал способы эффективного взаимодействия коуча и его подопечных.

Очень коротко пробежим по основным моментам:

  1. Учитывайте основные ошибки коуча и старайтесь их избегать:
  • Раздача конкретных советов. 
  • Не воспринимать проблемы и успехи клиента как свои.
  • Непонимание того, что клиент говорит, а что не говорит.
  • Когда коуч слишком много говорит.
  • Неспособность понять пользу напряжения.
  • Отсутствие стратегического сбалансированное направленности.
  1. Главные аспекты эффективного взаимодействия коуча со своими подопечными.
  • Позиция “на равных”.
  • Комплимент.
  • Раппорт и подстройка.
  • Проясняем ситуацию.
  • Ответственность за результаты.
  • Баланс поддержки и фрустрации.

Я очень хочу, чтобы онлайн бизнес наконец, избавился от ярлыков “мошенники”, “инфоцыгане”, “обманщики” и т.д.

Поэтому, в работе с клиентом, призываю вас в первую очередь, делать упор на его результат.

Как выглядит индивидуальная коуч-сессия можно почитать в этой статье.

Буду рад, если вы дадите мне обратную связь по моим материалам.

Ну и конечно, если будут вопросы, пишите их в комментариях!

Желаю успехов в коучинге и больших продаж.

P.S.  Если вам понравилась эта статья, то вам понравятся и другие мои бесплатные и платные продукты на тему увеличения дохода, достижения целей, поиска предназначения и реализации в любимом деле, избавления от состояния жертвы и повышения самооценки!

ВСЕ ПОДРОБНОСТИ ОБ ЭТИХ ПРОДУКТАХ ЗДЕСЬ >>

Бизнес-коучинг

Коучинг в бизнесе подразумевает процесс взаимодействия специалиста с участниками деловой сферы. В подобном случае клиентами коуча может стать не только сам предприниматель, но и его сотрудники.

Основной целью занятий становится повышение эффективности ведения бизнеса и достижение озвученных целей. Обычные бизнес-тренинги помогают лишь проанализировать рабочий процесс, получить ряд рекомендаций и советов, что создает определенную мотивацию персонала.

В свою очередь, коуч осуществляет индивидуальную работу с руководителем для достижения конкретного результата.

В условиях крупного бизнеса коучинг нашел широкое применение. В штате крупных организаций состоят собственные бизнес-коучи. Иногда компании пользуются услугами внешнего специалиста.

Фирмы выделяют на данные мероприятия довольно крупные суммы. Руководители, старшие и рядовые сотрудники участвуют в подобном консультировании.

В современных условиях тенденции бизнеса очень быстро изменяются. Практически все виды деятельности работают в условиях жесткой конкуренции.

В подобной ситуации успех ожидает лишь того, кто сможет адаптироваться к нововведениям, усовершенствовать технологические процессы и предлагать выгодные условия на фоне своих конкурентов. Именно эти задачи и помогает решить коучинг.

Как показывает практика, бизнес-коучинг активно практикуется только в крупных компаниях. Средний или малый бизнес прибегает к услугам подобных специалистов довольно редко. Однако в условиях жесткой конкуренции именно коучинг может выступить основным инструментом для развития и продвижения своего дела.

Коуч — это не просто наставник, который занимает доминирующее положение. Данный специалист общается с клиентом на равных правах и помогает определить цели, открыть потенциал и найти возможности для их достижения.

Обучение происходит в индивидуальном порядке. Для каждой компании разрабатывается специальная программа. В ходе занятий коуч не навязывает собственную точку зрения.

Основная задача специалиста — задать клиенту большое количество вопросов, на которые он самостоятельно сможет ответить. Благодаря ответам он сможет актуализировать внутренний потенциал и достичь эффективности в трудовом процессе.

Что еще почитать: Технология SMART: постановка целей за 5 шагов с примерами,Прокрастинация – что это и как избавиться от неё навсегда: научный подход простыми словами,Лучшие книги по тайм – менеджменту и планированию: личная подборка ТОП-7 книг.

В чем различия между тренингом и коучингом?

Многие люди не видят явной разницы между этими понятиями. Даже сами тренеры и коучи не всегда могут дать конструктивный ответ на этот вопрос. Попробуем разобраться в этих понятиях на примере стандартных ситуаций.

Если спросить у коуча, чем он отличается от тренера, то можно услышать самый распространенный ответ. Он расскажет множество историй, когда опытные коучи помогают клиенту находить ответ на различные жизненные вопросы, в результате чего происходит достижение воспитанником поставленных целей.

Как быть Леди:  Когда и как можно общаться с заказчиком по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ — Контур.Закупки

Однако мы так и не получили четкого объяснения относительно разницы между понятиями. На практике все несколько проще.

В большинстве случаев тренером называют человека, который проводит групповые занятия. В свою очередь, коуч практикуется на индивидуальных курсах.

Но бывают ситуации, когда тренер переходит на индивидуальный подход, а коуч — на групповой вариант преподавания. Именно это обстоятельство и вызывает путаницу между понятиями.

Иными словами, если специалист практикует индивидуальные занятия, то, вероятнее всего, он и есть коуч.

Коучинг — это занятия, в процессе которых специалист помогает клиенту достичь поставленной цели. На протяжении этого времени клиент пытается найти ответы на вопросы внутри себя, актуализирует собственные навыки и умения. При правильной работе коуча человек достигает своей профессиональной и жизненной цели.

Джон уитмор

Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 году.

Он развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту. Джон Уитмор — британский автогонщик, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW.

Джон был учеником Тимоти Голви. В 2007 году получил награду президента Международной федерации коучинга (ICF), которой было отмечено признание его работы по продвижению коучинга во всём мире.

Как выглядит обычная коучинговая сессия?

Обычная коучинговая сессия длится 60–90 минут. Если встречи частые, может сокращаться до 30–45 минут. Встречи обычно проходят в кафе или ресторане, а также на рабочем месте клиента (в его кабинете или переговорке). Реже клиент приезжает к коучу в офис.

Перед коучинговой сессией клиент формирует свой запрос — некое задание на время сессии. За время сессии клиенту с коучем предстоит найти решение его запроса.

Результатом коучинговой сессии является чёткое понимание клиента, что делать для достижения его цели, и план действий, обычно на неделю.

Во время сессии коуч задаёт клиенту вопросы и применяет различные коучинговые инструменты.

Типичная коучинговая сессия строится по модели GROW, которую придумал Уитмор:

  • Goal — какая у тебя цель? Чего ты хочешь добиться?
  • Reality — опиши свою ситуацию сейчас.
  • Options — какие есть варианты достижения цели? Кто может тебе помочь? Что тебе нужно? Давай проведём брейнсторминг.
  • Will — что нужно сделать для достижения цели? Какие ближайшие шаги? Когда бы ты мог это сделать?

Одна из задач коуча — поднимать планку клиента. То есть помогать клиенту ставить более высокие цели, чтобы он добивался в жизни большего.

Теперь, как и обещал, даю один из инструментов коучинга.

Это инструмент комплексной оценки жизни клиента и поиска слабых мест в ней.

Здесь 30 вопросов. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет».

А теперь посчитайте свою оценку отдельно в каждой сфере. Если сфера набрала меньше шести «да», значит, там есть проблемы. Если восемь и больше — всё отлично. Между шестью и восемью — стоило бы улучшить.

А теперь ваша цель — за 90 дней сделать так, чтобы собрать все 30 «да». Слабо? 😉

Как же отличить настоящего коуча от настоящего шарлатана?

КоучШарлатан
Учился в сертифицированной школе
коучей (ECF или ICF) и может предъявить свой сертификат
Не учился коучингу совсем, учился по книжкам, учился у другого коуча, учился в несертифицированной школе
Вызывает доверие, не давит своим авторитетом, не навязывает услугиНе вызывает доверия, убеждает в необходимости своих услуг, использует приёмы манипулирования
Задаёт много вопросовМного рассказывает, даёт советы
На вопрос о цене даёт прямой ответ с конкретной цифройНе называет цену, спрашивает, на какую сумму вы рассчитываете, предлагает заплатить «сколько можете»
Имеет специализацию (карьерный коучинг, лайф-коучинг, бизнес-коучинг)Готов работать с любым запросом
Может рассказать о собственном удачном опыте в выбранной сфере. Например, предлагая коучинг для руководителей, может рассказать
о своём как минимум 5-летнем опыте управления командой от 20 человек
Не может подтвердить наличие опыта в выбранной теме. Так, например, занимаясь коучингом отношений, сам не имеет партнёра

»Отдельно хочу рассказать о «коучах», которые учились в Эриксоновском университете коучинга.

Стоит отметить, что из-за того, что Мэрилин Аткинсон потратила много лет жизни, называя своё прежнее учение НЛП новомодным словом «коучинг», сейчас многих учеников этой школы воспринимают как коучей. Я не хочу оспаривать их право называться так, как им хочется, но обязан пролить свет на этот вопрос.

Кто такой Эриксон, именем которого называют его учение:

  • Итак, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) — один из самых популярных американских психотерапевтов XX столетия.
  • Написал более 140 работ по психотерапии. В 1923 году разработал ряд методик гипнотерапии, в том числе метод поднятия руки.
  • Эриксон — основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Регулярно проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии.

В биографии Эриксона не указывается, что он был учеником одного из известных на то время коучей (они в списке выше). Кроме того, сам Эриксон не называл себя коучем, а свою науку — коучингом.

Но вот появилась Мэрилин Аткинсон, которая учила своих последователей НЛП. Однако на каком-то этапе начала называть себя коучем, не указывая, у кого она училась. Вот информация о ней:

  • Мэрилин Аткинсон — президент Международного Эриксоновского университета, доктор психологии, коуч, всемирно известный тренер, ученица Милтона Эриксона, известного психолога.
  • Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведёт преподавательскую и консультативную деятельность в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского университета (Канада) и по сей день.
  • Мэрилин является автором книг по коучингу: «МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ: внутренняя динамика развития», «ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ: пошаговая система», «ЖИЗНЬ В ПОТОКЕ: коучинг».

Поэтому коучи, получившие международную сертификацию, часто оспаривают право Аткинсон называть себя коучем, как и её учеников.

Как развивался коучинг

  • С 70-х до середины 80-х — этап зарождения коучинга в США.
  • Середина 80-х — коучинг начал распространяться в США.
  • Середина 80-х — коучинг активизировался в Германии.
  • Конец 80-х — в Германии началось развитие персонала через коучинг.
  • Начало 90-х — в Европе и США стартовало разделение коучинга на специализации.
  • Середина/конец 90-х — в Европе и Америке коучинг активно набирает обороты.
  • С 2002 года и по сегодняшний день — фаза углубленной профессионализации.

Отличие коучинга от других видов помощи и консультирования показано на графике:

Таким образом, коучинг — это единственный способ консультирования, в котором именно клиент является экспертом, а коуч только задаёт вопросы.

Коучинг и образование

Основная цель коучинга в образовании — создавать такие условия для учеников, чтобы познавательный процесс проходил с максимальной заинтересованностью.

Специалист должен помочь учащимся раскрыть внутренний потенциал. При этом необходимо постоянное совершенствование навыков и умений, что позволит эффективно усваивать программу и справляться с поставленными задачами.

Многие методы из коучинга нашли широкое применение в педагогике. Благодаря этому современному подходу ученику намного легче осознать смысл обучения.

Грамотные технологии позволяют развивать мотивационный фактор и чувствовать ответственность за конечный результат. Современные педагогические подходы помогают ученикам активно участвовать в образовательном процессе.

Основные принципы коучинга в образовании:

  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • учащийся — это прежде всего личность;
  • ориентация на успех;
  • выявление сильных сторон личности;
  • полное осознание полученных знаний;
  • ответственность за конечный результат.

Каждое из этих условий формирует у ученика собственную мотивацию, которая основана на личных целях.

Если педагог будет активно использовать приемы коучинга, то ребенку будет легче осмыслить собственные возможности и ресурсы, что позволит четко сформулировать цели и превратить проблемы в задачи.

Можно вспомнить традиционный подход к обучению. Сознание сразу рисует строгую учительницу, которая заставляет зубрить все правила и понятия. После этого для получения отличной оценки заученный материал достаточно просто воспроизвести. В противном случае, в дневнике школьника появится двойка.

Согласитесь, мотивационный фактор довольно слабо выражен. При этом вряд ли заучивание сможет развить умственные способности ученика. Современный мир не стоит на месте. Каждый день появляются новые изобретения. Соответственно, ученик должен заранее учиться адаптироваться под различные изменения.

Ребенок должен уметь находить взаимосвязь между явлениями и высказывать собственную точку зрения.

Поэтому зубрежка вряд ли этому поспособствует.

В связи с этим в современную педагогику активно внедряются коуч-технологии. Именно они помогут ученикам выйти за рамки традиционной модели образования. Дети научатся размышлять, а не выдавать отдельно заученные фрагменты текста из учебников.

Современные преподаватели практикуют с учениками создание проектных групп. В ходе такой формы обучения можно проводить исследования различных явлений. Благодаря таким проектам у учеников развиваются коммуникативные и лидерские навыки.

Коучинг и психология

Коучинг в психологии — довольное новое направление. Практика психологического консультирования ориентирована на актуальные психотехнологии, которые помогают достичь поставленных целей.

Но при этом коучинг — это не просто консультирование. Специалист не навязывает клиенту тактику поведения. Коуч создает такие условия, при которых клиент самостоятельно осознает дальнейшие шаги и способы достижения жизненных целей. Обучаемый должен сам прийти к правильному выбору.

Рассмотрим характерные особенности психологического коучинга:

  • Опытный коуч способен обучить клиента достижению целей с помощью оптимальных технологий. При этом процесс не займет много времени.
  • Специалисты этого профиля помогают клиенту приходить к цели, используя при этом минимальные усилия.
  • Коучинг базируется на психологии оптимизма и ориентации на успех.
  • Коуч-психолог пытается донести до человека, что он не просто пустой сосуд. Каждый человек — это целый мир со своим потенциалом. Но иногда этот мир закрывается от реальной жизни. Коуч помогает этому внутреннему миру открыться и осознать весь скрытый потенциал. Эта способность уже заложена в нас, просто надо человеку об этом ненавязчиво напомнить.

В процессе занятий создается атмосфера совместного творчества. Обе стороны должны активно участвовать в обучении, только таким способом можно достичь результата.

Как быть Леди:  «Все боятся, что их посчитают психами»

Коуч должен активно следить за увлечениями обучаемого и задавать вопросы, которые помогут клиенту самостоятельно открыть свой потенциал. В свою очередь, клиент должен не бояться творческого поиска и принятия новых решений, которые направлены на достижение поставленных целей.

Коуч помогает клиенту обрести удовлетворение от успехов и достижений. Иными словами, он наполняет человека жизненной энергией.

Кто такой коуч и как им стать с нуля в 2021 году

Могу ли я сам стать коучем?

Вы можете смело дать положительный ответ на этот вопрос, если сможете ответить «да» на все пункты:

  • Вы хотите помогать другим людям добиваться своих целей.
  • Готовы стать образцом для них и для этого добиваться своих целей в разных сферах жизни.
  • Готовы выделить время на обучение и базовую практику коучинга (более 100 часов).
  • У вас есть время для проведения коучинговых сессий после окончания обучения.
  • Готовы учиться, тренироваться проводить сессии в присутствии других, получать обратную связь от тренера.

Может ли коучинг быть полезным для меня?

Готов ли ты к коучингу?

Оцени от 1 до 4, где 1 — неверно, 4 — совершенно верно.

Можно рассчитывать, что я буду вовремя приходить на встречи1 2 3 4
Я буду соблюдать договорённости и держать слово1 2 3 4
Я хочу слушать и принимать советы от моего коуча1 2 3 4
Я говорю прямо и обещаю моему коучу отношения «без игр»1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу, что не получаю желаемого результата,
если у меня появится такое ощущение
1 2 3 4
Я догадываюсь, что у меня есть убеждения, ограничивающие
моё развитие, и сейчас настало время совершить шаги
по продвижению вперёд
1 2 3 4
Я готов расширять свои рамки и заменить неэффективное
поведение более эффективным
1 2 3 4
Я полностью готов выйти на новый уровень в своей жизни1 2 3 4
Я хочу экспериментировать с идеями и концепциями,
которые будет предлагать коуч
1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу о том, что он пересекает мои личные границы,
и в этом случае попрошу его поменять свой подход
1 2 3 4
Я готов меняться ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС1 2 3 4
Я знаю, чего хочу, и буду использовать коуча, чтобы достичь этого1 2 3 4
Я полностью осознаю, что вся ответственность за результаты лежит на мне1 2 3 4
Я хочу, чтобы коуч всегда говорил мне правду при любых обстоятельствах1 2 3 4
У меня есть необходимые ресурсы для оплаты коучинга,
и я считаю коучинг стоящей инвестицией в мою жизнь
1 2 3 4

»___________ общий балл

Итог:

  • 60–53. Ты очень хороший кандидат для коучинга!
  • 52–47. Ты готов. Лёгкое сопротивление сдерживает тебя. С этого можно начать коучинг.
  • 46–39. Ты в выжидательной позиции. Перед тем как начать работу, нам сначала лучше поговорить о том, почему ты думаешь о коучинге.
  • 38–0. Возвращайся, когда будешь готов принять решение. Сейчас ты не готов взять ответственность и сделать значительные изменения в жизни. Коучинг для тех, кто ГОТОВ. Сейчас, возможно, ещё не твоё время. Этот срез даёт тебе понимание, где ты находишься сейчас.

По каким вопросам клиенты обращаются к коучу?

Круг вопросов, с которыми клиенты обращаются к коучу, действительно очень велик. Вот некоторые из них:

  • Планирование бизнеса, бюджетирование, постановка целей.
  • Установление баланса между работой и личной жизнью.
  • Решение сложных ситуаций.
  • Достижение максимальной производительности на работе.
  • Решение бизнес- и личных проблем.
  • Принятие ключевых решений и разработка стратегий.
  • Повышение продаж.
  • Управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям управлять мною.
  • Увеличить прибыльность моей компании по крайней мере на….
  • Убрать адреналин из моей жизни, чтобы я не выгорал.
  • Ускорить моё собственное развитие.
  • Разработать путь моего собственного роста.

Пример конкретных запросов, с которыми работал я:

  • Какое развитие карьеры выбрать.
  • Как устранить свои слабые стороны, чтобы стать маркетинг-директором.
  • Научиться управлять компанией (человек недавно стал партнёром).
  • Как поговорить с акционером о своём развитии.
  • Повышение уровня своего дохода на 50% за 6 месяцев.
  • Создание пассивного дохода в размере 200 долларов за 10 месяцев.
  • Покупка машины (не в кредит) за 1 год.
  • Карьерный рост до должности руководителя за 1 год.
  • Снижение уровня стрессов и напряжённости, чтобы работа была в кайф.
  • Найти бойфренда к концу года.
  • Обретение жизненного баланса (чтобы работа не была в ущерб другим сферам жизни).
  • Повышение уровня самочувствия и энергии.
  • Научиться управлять своим временем, определять свои возможности и эффективно определять сроки завершения задач.
  • Наведение порядка в жизни (вместо существующего хаоса).
  • Похудеть на 5 кг за 3 месяца.

Применение коучинга в дошкольных учреждениях

Современные тенденции требуют активного внедрения в педагогическую деятельность актуальных технологий, которые помогут взаимодействовать воспитателю и родителям в процессе воспитания детей.

Все участники процесса должны занимать равноправные позиции и чувствовать ответственность за конечный результат. При этом ориентация идет на положительный итог.

Коучинг в ДОУ должен обучать, направлять и воодушевлять. Специалист применяет интерактивное общение или использует дискуссионный метод.

При этом родители не получают советов, а стараются сами отвечать на различные вопросы, которые поступают от воспитателя. Такая форма общения помогает открыть потенциал и найти способы решения поставленных задач.

Данный метод можно назвать развивающим консультированием. В момент занятий устанавливаются равноправные отношения, где воспитатель или коуч выступают в роли союзника. При сотрудничестве воспитателя с семьей могут быть обозначены основные направления:

  1. Индивидуальные занятия с родителями.
  2. Проведения занятий, где родителям озвучивают основные принципы коучинга. Данную практику они смогут применять с ребенком в домашних условиях.

Главной целью коучинга в ДОУ является обеспечение условий, при которых семья принимает активное участие в воспитательной деятельности дошкольного учреждения. Подобная практика вырабатывает у родителей навыки общения с подрастающим поколением.

Взрослые должны правильно помогать ребенку в преодолении трудностей, а далее вместе радоваться достигнутым успехам. Коучинг помогает объединить усилия старшего поколения для всестороннего развития ребенка.

Надеется на положительный результат при работе с коучем можно в том случае, если перед вами грамотный и опытный специалист. Он должен представить коучинг в роли равноправного общения. Коучинг — это искусство задавать правильные вопросы, помогающие раскрыть внутренний потенциал и достичь поставленной цели.

Происхождение слова «коучинг»

Существует еще одна гипотеза о происхождении понятия «коучинг». В далекие времена богатые семьи предпочитали путешествовать в сопровождении проводника, который находился со всеми в карете и указывал путь следования. Конечно, данный вариант наиболее ярко отражает понятие коучинга.

Именно такой модели поведения должен придерживаться опытный тренер. Он управляет, но без лишней агрессии. Основная задача — находиться рядом с воспитанником и направить его на верный путь к поставленной цели, при достижении которой раскроется внутренний потенциал.

В большинстве случаев, коучинг требуется людям, которые не могут найти выхода из сложной ситуации. Иногда они даже не осознают суть возникшей проблемы, а лишь ощущают явное недовольство жизнью и желание радикальных перемен.

С понятием «коучинг» мы разобрались. Также у многих возникает еще один вопрос — что такое «коуч».

Многие скажут, это репетитор или тренер. Конечно, доля истины в этом есть. Коуч — это специалист, который помогает своему клиенту достичь поставленных целей.

Основная суть коучинга заключается в том, чтобы активизировать в человеке те умения, которые развиты у него в большей степени. Благодаря грамотному коучу подобные навыки раскрываются и осмысливаются во время сеанса.

Полезные ссылки: Книги по личностному росту и саморазвитию: ТОП-10,Токсичный начальник: что это за зверь, как с ним быть,Лучшие книги по маркетингу и продажам для новичков: личная подборка 2021.

Сколько может зарабатывать коуч?

Чаще всего коуч берёт 100 долларов за коучинговую сессию.

Клиенты не обращаются разово, а покупают в среднем 5–10 коучинговых сессий (частные клиенты берут обычно пять, корпоративные — 10). В таких случаях коуч может делать скидки.

Коуч не загружен на 100% всего времени. Хорошей считается загрузка 40–60%, так как оставшееся время требуется для передвижения по городу, привлечения новых клиентов, ведения сайтов и так далее.

Многие коучи проводят тренинги, за которые в целом тоже берут около 100 долларов в час.

Возьмём обычный рабочий день человека — 8 часов. При загрузке 40% наш коуч отработает 3 часа в день. Это будет три коучинговых сессии длительностью по 60 минут. За такой день коуч заработает 300 долларов (при условии, что коуч не давал скидок).

За 20 рабочих дней коуч зарабатывает 6 000 долларов.

Это человек, который не занимается другим видом деятельности, кроме коучинга. Таких немного, но я знаю нескольких представителей.

Чаще же доход коуча колеблется в районе 3 000 –10 000 долларов.

Если коучинг не является основной деятельностью для человека и кроме него есть постоянная работа, такой коуч проводит не более одной сессии в день. И не на все 5 дней у него есть клиенты. Обычно это 3–4 дня. Что даёт 300–400 долларов в неделю или 1 200–1 600 долларов дополнительного дохода в месяц.

Есть и такие коучи, которые практикуют коучинг исключительно для поддержания своего опыта и проводят одну сессию в неделю. Что даёт 400 долларов в месяц.

Тимоти голви

Всё началось с Тимоти Голви, который был автором концепции внутренней игры, которая легла в основу коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 году. Именно эту дату и можно считать датой рождения коучинга.

Идея внутренней игры пришла ему в голову во время работы инструктором по теннису.

Томас леонард

Считается создателем коучинга в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

Томас был консультантом по финансам. Однажды он обратил внимание, что самые успешные из его клиентов не столько просят его о консультации по финансам, сколько спрашивают личные бизнес-советы. Руководителям бизнеса и первым лицам компаний было интересно узнать, как быстро реагировать на меняющуюся экономическую обстановку, как эффективно управлять сотрудниками, а кто-то просто не мог сформулировать свои дальнейшие профессиональные цели.

Вот лишь небольшая часть достижений Томаса:

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий