Нейропсихологическая диагностика детей и подростков в центре психологии и нейропсихологии PsyMed в Москве

Нейропсихологическая диагностика детей и подростков в центре психологии и нейропсихологии PsyMed в Москве Женщине
Содержание
  1. Что это за упражнения?
  2. Что будет если нарушить естественный развитие и не давать ребёнку проявлять себя?
  3. А вот на какие именно показатели обратить внимание ⤵️
  4. Двигательные упражнения для 3–4 лет
  5. Детский нейропсихолог. центр им. г.е. сухаревой дзм
  6. Детский нейропсихолог: с какими проблемами стоит обращаться
  7. Как они могут помочь ребенку?
  8. Коротко о нейропсихологии — статьи
  9. Нейропсихологическая диагностика
  10. Нейропсихологическая диагностика детей и подростков в центре психологии и нейропсихологии psymed в москве
  11. Нейропсихологическая коррекция
  12. От чего зависит нейропластичность
  13. Пластичность целых областей мозга
  14. Примеры упражнений для разного возраста
  15. Синаптическая пластичность
  16. Упражнения для 4 – 5 лет
  17. Упражнения для 5–7 лет
  18. Упражнения для 6 – 9 лет
  19. Упражнения для любого возраста
  20. Упражнения, направленные на повышение нейропластичности

Что это за упражнения?

Нейропсихология – это сравнительно молодое направление, сочетающее в себе знания психологии, нейронауки и психофизиологии. Предмет нейропсихологии – исследование связей между работой мозга и происходящими психическими процессами. Исследуются в основном процессы, протекающие с нарушениями по причине заболеваний или травм.

Соответственно, нейропсихологическая гимнастика – это специальные комплексы упражнений, помогающие корректировать те или иные психофизиологические нарушения.

Такие комплексы показаны детям при следующих проблемах:

  • родовые травмы;
  • сниженный или повышенный мышечный тонус;
  • частые заболевания;
  • ребенок до года не ползал;
  • ходил с опорой на пальчики;
  • поздно начал говорить;
  • имеет в анамнезе ЗПР, ЗПРР, СДВГ или подобные диагнозы;
  • раздражителен, вспыльчив, конфликтен;
  • гиперактивен (или очень медлителен);
  • быстро устает, плохо засыпает;
  • плохо понимает речь взрослых, обращенную к нему;
  • неразборчиво пишет;
  • на письме пропускает или заменяет одни буквы другими, либо пишет их в зеркальном отражении;
  • с трудом усваивает школьный материал;
  • при чтении «глотает» окончания, додумывает слова;
  • с трудом сравнивает, обобщает, запоминает;
  • имеет проблемы с мелкой моторикой;
  • во время письма или рисования постоянно двигает языком или ногами;
  • не может высидеть на месте 15 минут;
  • рассеян, невнимателен;
  • не доводит начатое до конца;
  • отвлекается, не может надолго сосредоточиться;
  • не может переключиться с неверного способа выполнения поставленной задачи на верный;
  • подолгу просиживает за домашним заданием;
  • неловок и неуклюж.

Что будет если нарушить естественный развитие и не давать ребёнку проявлять себя?

У детей с нарушением формирования пространственных представлений могут быть проблемы в формировании мышления, памяти, внимания, речи.У них замедляется процесс формирования межанализаторных связей.

Также могут иметься сопутствующие проблемы, как:

  • Дислексия
  • Дисграфия
  • Дискалькулия

Поэтому ответ на вопрос: Стоит ли обращать внимание и придавать значение этому вопросу? Однозначно, да!

А вот на какие именно показатели обратить внимание ⤵️

Норма по возрасту:

✅От рождения до 1 года — Ребенок может воспринять предмет в определенном месте пространства только при условии многократно повторяющегося сведения осей глаз на предмете.

✅От 1 года до 3 лет — научившись ходить, ребенок быстро осваивает «пространство пути», но передвижение еще не дает ему возможности отделить расстояние и местоположение предмета от самого предмета.

✅ 3 – 4 года — конкретные представления о направлениях «вперед-назад», «вверх-вниз».

✅ 4 – 5 лет — понимают направление и повороты, иногда и расстояние. Различают у себя левую и правую руки в практических действиях, но название их знают еще нетвердо.

✅5 – 7 лет — описание пути приобретает обобщенный характер благодаря специальным словам(«рядом», «направо», «налево», «напротив» и т.д.)

Если вы заметили отклонения у своих деток от нормы, то приходите в наш Центр психологии и нейропсихологии PsyMed на диагностику к нейропсихологу.

Двигательные упражнения для 3–4 лет

  • Хлопки. На хлопок взрослого ребенок начинает двигаться (ходить, бегать, прыгать). На следующий хлопок – должен замереть. Услышав хлопок снова – возобновить движение и т. д. Закончится игра, когда взрослый начнет считать до 10. На счет 10 малышу нужно успокоиться, тихонько пройти и сесть на место.
  • Змейка. Взрослый расставляет несколько стульев в виде тоннеля. Ребенку необходимо проползти под стульями (на животе или на спине).
  • Замри-отомри. Под веселую музыку малыш двигается, пока не услышит команду «замри». Он должен выполнить ее. По команде «отомри» движение возобновляется.
  • Тропинка. Ребенку необходимо двигаться по шнуру, лежащему на полу, плотно ставя ступни друг к другу (пяткой к носку), стараясь удерживать равновесие.

Дыхательные упражнения:

  • Как пахнет цветок. Взрослый кладет перед сидящим на стуле малышом изображение или игрушку в виде цветка, предлагая его понюхать: сделать медленный глубокий вдох через нос (с закрытым ртом) и шумно выдохнуть открытым ртом. Повторить до 5 раз.
  • Свечка. Ребенок медленно вдыхает через нос и плавно выдыхает через слегка разомкнутые губы, направляя струю воздуха на пламя свечи, чтобы оно отклонилось. По мере освоения упражнения свечку отодвигают дальше, объясняя малышу, что его животик при этом будет напрягаться сильнее.

Детский нейропсихолог. центр им. г.е. сухаревой дзм

В Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ ведут прием детские нейропсихологи с опытом работы в условиях стационара. Записаться на консультацию нейропсихолога можно в Платном отделении Центра по телефону: 7 (495) 44-55-495.

В условиях стационара нейропсихологическая коррекция проводится бесплатно по назначению лечащего врача и после проведения нейропсихологической диагностики.

Специалисты проводят занятия с детьми индивидуально и в малых группах. Продолжительность занятий – 30-40 мин.

Детский нейропсихолог: с какими проблемами стоит обращаться

Детский нейропсихолог – это клинический психолог, основной задачей которого является помощь детям с трудностями обучения, социально-бытовой адаптации, нарушениями поведения. Специалист может помочь подобрать коррекционно-развивающие занятия для работы с имеющимися трудностями. К нейропсихологу могут обращаться дети от 4-х до 7-ми лет.

Переход к обучению в школе всегда является стрессовой ситуацией для ребенка и родителя. Могут возникнуть сложности в процессе обучения письму: слабый или сильный тонус в руках, замена и пропуск букв, знаков препинания, игнорирование заглавных букв.

Что касается математики, то возможны проблемы с пониманием задач, автоматизацией счета, в особенности обратного.

Чтение может сопровождаться различными затруднениями при понимании смысла прочитанного, чтения вслух.

Трудности в освоении учебных навыков важно вовремя обнаружить и подобрать соответствующие методы коррекции, чтобы способствовать успешному освоению школьной программы и предотвратить истощение психоэмоциональных ресурсов ребенка.

Нейропсихолог может помочь выявить причину трудностей в освоении какого-либо школьного предмета, например, математики.

Причины трудностей в обучении могут быть и более общими, например, недостаточная сформированность функций программирования регуляции и контроля, которая отражается на разных областях психической деятельности.

Как они могут помочь ребенку?

В общем смысле нейропсихологические занятия с детьми помогают развивать у них способность к произвольному планированию своих действий, а также их регулировке и контролю. Позволяют повысить концентрацию внимания, продуктивно его распределять, научиться управлять своими психическими процессами.

Как быть Леди:  Детские истерики: что с ними делать и как их избежать?

Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. Основные из них следующие:

  • Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.
  • Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).
  • Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.
  • Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).
  • Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.

Такие упражнения эффективны как для дошкольников, так и для детей школьного возраста. При этом подбирают их с учетом конкретных проблем.

Коротко о нейропсихологии — статьи

Нейропсихологическая диагностика детей и подростков в центре психологии и нейропсихологии PsyMed в МосквеНейропсихология — это наука о связи работы мозга и психики(от др.-греч. психе {, ψυχή }«дыхание, душа») человека. Психика состоит из психических явлений — психических процессов, состояний, психических свойств, поведения.

Само слово«психика» используется в обыденной жизни, в бытовом языке. Нередко можно услышать«человек с неустойчивой психикой»,«ребенок с возбудимой психикой». Обычно так говорят о людях, поведение которых вызывает неодобрительную реакцию окружающих. Однако не только поведение является частью психики. В психологии, говоря о понятии«психика», подразумевают сложную структуру, которая состоит из психических явлений — психических процессов, психических состояний, психических свойств и поведения.

  1. Психические процессы: познавательные — ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь и т.д.; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие и т. д.
  2. Психические состояния, которые представляют из себя собственную активность личности, повышенную или пониженную. Можно перечислить такие состояния, как апатия, устойчивый интерес, творческий подъем, усталость.
  3. Психические свойства — темперамент, характер, способности.
  4. Поведение.

Человек — это биосоциальное существо, жизнь которого обусловлена биологическими и социальными факторами одновременно. При анализе психических явлений нейропсихология опирается на знания о работе разных мозговых зон, которые активны в любой момент нашей жизни. Каждый отдельный участок мозга играет в обеспечении психических явлений свою роль и отвечает за что-то свое, и это«свое» А.Р.Лурия, основоположник нейропсихологии, определил как«нейропсихологический фактор». В последние десятилетия цель нейропсихологии найти все эти факторы, описать все функции разных участков мозга, понять, как мозг обеспечивает психические функции.

На основе анализа клинических данных еще в 40-е годы XX века в России была разработана общая структурно-функциональная модель работы мозга. Эта модель предлагается для анализа наиболее общих закономерностей работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока: I-й — энергетический — блок, или блок регуляции уровня активности мозга; II-й блок — приема, переработки и хранения информации; III-й блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Психические явления осуществляется при участии всех 3-х блоков мозга, вносящих свой вклад в их реализацию. Блоки мозга характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

I ФБМ — энергетический блок(блок регуляции общей и избирательной активации мозга).

Функции: а) общая генерализованая активация — обеспечивает активность всей нервной системы человека и лежит в основе функциональных состояний человека — для разных видов деятельности нужны разные уровни активности. б) локальная активация — обеспечивает избирательные селективные изменения тех или иных структур мозга, которые в данный момент участвуют в деятельности человека(одни системы активированы, другие заторможены).

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания — общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.

Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой информации. Он является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разную информацию о состояниях внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов.

Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической Деятельности и особенно — в процессах внимания, памяти, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом. Роль его очень важна и он отдыхает только во сне. Если сон менее 6 часов, то возникают изменения в когнитивной функции. Но человек не замечает этого.

II ФБМ — блок приёма, переработки и хранения информации. Основной функцией 2 блока мозга является отображение и синтез той информации которая имеется перед человеком каждый момент времени. Он включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной, поступающей извне, информации, необходимой для осуществления всей психической деятельности человека.

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов(от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления.

III ФБМ — блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности. Этот блок анатомически связан с передними отделами коры больших полушарий, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами.

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования(соответственно — прогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом(на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их решения, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, определение ошибок и их своевременное исправление.

Очевидно, что способность и возможность качественного быстрого анализа поступающей многочисленной зрительной, акустической, логической, эмоциональной и другой информации(2-й ФБМ), а также возможности произвольной саморегуляции(3-й ФБМ) формируются у человека по мере взросления и зависят как от особенностей нервной системы, соматического статуса, наследственных факторов, так и от социального окружения.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, имеет огромную практическую ценность. Это теоретическая модель, которая выросла и продолжает развиваться из данных практической работы с пациентами, взрослыми и детьми. Данные, получаемые клиническими психологами, последние годы значительно обогащаются результатами аппаратных исследовательских методик, таких как ЭЭГ, ПЭТ, МРТ. Нейропсихологическое обследование и последующий факторный анализ данных позволяет тонко и точно определить недостаточную сформированность или дефицитарность мозговых зон, обеспечивающих познавательные процессы и навыки памяти, восприятия, внимания, мышления, речи, письма и чтения, объяснить многие особенности поведения и эмоционального реагирования, мотиваций, установок и личных целей.

Нейропсихологическое обследование как часть диагностического обследования наиболее актуально для людей, находящихся на лечении у невропатолога, страдающих от последствия инсультов, черепно-мозговых травм и опухолей головного, мозга, для людей пожилого возраста и для детей, с целью подбора рекомендаций и методик реабилитации, коррекции и адекватных педагогических приемов.

Автор статьи: нейропсихолог
Петрина Татьяна Анатольевна

Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая диагностика – комплекс диагностических заданий, направленный на исследования особенностей памяти, внимания, мышления и других функций ребенка с целью определения особенностей мозговой организации психических функций. Нейропсихологическая диагностика проводится посредством определенного набора методик, часть которых была разработана еще в середине прошлого века психологом с мировым именем А.Р.

Как быть Леди:  Стрессоустойчивость: как повысить и развить? Что это в психологии? Технологии формирования личностной стрессоустойчивости и рекомендации

В ходе обследования специалист выявляет особенности функционирования тех или иных зон головного мозга, которые могут быть связаны с трудностями обучения и поведения.

Результаты нейропсихологической диагностики служат опорой для определения «мишеней» коррекционного воздействия.

Нейропсихологическая диагностика детей и подростков в центре психологии и нейропсихологии psymed в москве

Детям с проявлениями агрессии, капризах, «истериках», застенчивости, тревожности, нарушениях сна и аппетита, проблемах общения, тошноте и рвоте, ночных страхах, тиках и др.

Детям, которые имеют нарушения устной и письменной речи, дизорфографию, заикание, афазия, ринолалия, брадилалия, тахилалия, дисграфия, проблемы при обучении чтению.

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция является отличным методом для профилактики школьной неуспеваемости. Если ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, переключением между разными видами активностей, трудности освоения письма, чтения или счета – с помощью нейропсихологической диагностики, можно выявить в чем причина и подобрать соответствующий комплекс коррекционных занятий.

Нейропсихологическая коррекция, подобранная по результатам тщательной диагностики, в сотрудничестве специалиста с лечащим врачом и родителями, может улучшить качество жизни детей с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, последствиями органических поражений головного мозга, эпилепсией.

В коррекционной работе применяются двигательные (сенсомоторные) и когнитивные (познавательные) задания и игры, а также упражнения с использованием специального оборудования (например, стабилоплатформы, система «Саундбим» и др.).

Двигательная коррекция состоит из комплекса физических заданий:

— растяжки, массаж и самомассаж, направленные на нормализацию мышечного и психического тонуса, стабилизацию, психоэмоционального состояния, сенсорноенасыщение;

— дыхательные упражнения, способствующие развитию навыков саморегуляции и самоконтроля, улучшение концентрации и переключаемости внимания;

— упражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики;

— работа с сенсорными материалами, направленная на развитие сенсорной сферы, интеграцию различных видов сенсорной чувствительности;

Когнитивная коррекция включает бланковые (на листах) задания, различные настольные игры, направленные на развитие навыков произвольной регуляции, высших психических функций, таких как память, внимание, мышление, пространственные представления, мелкую моторику.

В ходе занятий нейропсихологической коррекцией также активно применяются подвижные игры, игры с правилами, хороводные игры.

Упражнения с использованием специального оборудования направлены преимущественно на развитие управляющих функций (самоконтроль, переключение между различными видами деятельности, торможение, скорость реакции), а также крупной моторики, концентрации и переключаемости внимания, навыков ориентировки на инструкцию специалиста.

Специалист подбирает и комбинирует различные виды заданий с учетом результатов нейропсихологической диагностики, возраста, особенностей и интересов ребенка, а также рекомендаций лечащего врача.

Нейропсихологическая коррекция предполагает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. В Центре им. Г.Е. Сухаревой мы рекомендуем родителям присутствовать на занятии и участвовать в них вместе с ребенком. Это дает возможность переносить опыт занятий в обыденную жизнь, узнавать новые эффективные способы взаимодействия с ребенком и работать с имеющимися трудностями не только на занятиях, но и дома. Совместные с родителями занятия – это не только полезно, но и очень весело для всех членов семьи.

Важно также помнить, что никакое коррекционное воздействие не будет эффективным, если оно не учитывает мотивацию ребенка к выполнению заданий. Поэтому нейропсихолог всегда старается сделать упражнения и игры максимально интересными для ребенка.

Нейропсихолог обращает внимание на текущее психоэмоциональное состояние ребенка, меняет структуру и формат занятия, если это необходимо. Например, ребенок устал и пока не готов к активным двигательным играм – значит специалист может уделить больше времени бланковым заданиям или настольным играм.

От чего зависит нейропластичность

  • От состояния сосудов. Чем активнее кровоснабжение мозга, тем лучше работают нейроны.
  • От возраста. Все-таки нейропластичность выше у молодых, чем у пожилых людей.
  • От тренировки. Чем чаще мы повторяем определенное действие, чем интенсивнее и методичнее мы стремимся обучиться, тем выше вероятность, что нейроны будут кооперироваться для выполнения этого действия.
  • От времени начала тренировок. После травмы или инсульта лучше начинать тренироваться как можно раньше, так как иначе мозг успевает адаптироваться к происходящему (перестает учитывать поврежденные функции), и активизировать их со временем становится труднее.
  • От разнообразия практики. Чем чаще мы применяем нейропластичность, тем она выше. При обучении конкретному навыку растет обучаемость нашего мозга вообще.

Пластичность целых областей мозга

Области, отвечающие за определенные функции, могут увеличиваться и уменьшаться в результате тренировки. Например, в коре мозга людей, упражняющихся в игре на фортепиано, очень быстро увеличиваются области, которые отвечают за движения пальцев. Более того, области увеличивались, даже когда участники исследования лишь думали о том, как они будут играть.

На этом основан принцип реабилитации мозга после травмы или инсульта. Предположим, у пациента плохо работает левая рука. Ему предлагают ограничить движения здоровой руки и попробовать действовать поврежденной. Мозг начинает увеличивать размеры зоны, отвечающей за поврежденную руку, вовлекая в процесс управления рукой здоровую часть двигательного отдела, включая соответствующие зоны в противоположном полушарии. Таким образом, мозг реорганизует свою деятельность, адаптируется, и рука начинает шевелиться лучше.

На нейропластичности основаны методы, связанные с биологической обратной связью. Эти методы позволяют лучше научить мозг управлять разными функциями организма, например, зрением при некоторых видах его нарушения. Метод предполагает тренировки с приборами, дающими обратную связь при выполнении специальных упражнений.

По-видимому, наше зрение на три четверти делает мозг. Обучаясь адаптироваться к тем особенностям зрения, которые невозможно исправить, можно научить мозг корректировать неверную картинку и «неправильными» глазами видеть более «правильно». В школах зрения нейропластичность используется путем выполнения специальных заданий: читать надписи разного цвета и размера, оценивать расстояние до объекта. Задания предлагает программа, оценивающая прогресс пациента.

Примеры упражнений для разного возраста

Нейропсихологические упражнения для детей можно применять уже с 3 – 4-летнего возраста, когда ребенок научился слушать и выполнять команды.

Синаптическая пластичность

Нейропсихологическая диагностика детей и подростков в центре психологии и нейропсихологии PsyMed в Москве

Если такое происходит со множеством нейронов в одной области, появляются целые «команды» нейронов — нейросети. Именно так формируется память или новые навыки. Мы приучаем «команды» нейронов общаться, активируя их снова и снова нашей стимуляцией (учимся кататься на лыжах, например), и в какой-то момент связь «команды» становится прочной и тело легко повторяет знакомые движения.

Наоборот, если мы долго не пользуемся ранее привычными навыками, тропинки зарастают — нейроны в этой области общаются реже, и связи между ними слабеют. Так мы забываем ненужный нам иностранный язык, а пациент, оказавшийся на зондовом кормлении, разучивается глотать.

Казалось бы, от этого явления один вред, но нет: именно так можно, например, отучить себя от предрассудков (усилием воли перестать плохо думать о людях другой национальности) и даже ослабить депрессию. Когнитивные терапевты предлагают пациентам найти привычные «дорожки», по которым ходят их депрессивные мысли, и протоптать взамен них другие, а эти оставить «зарастать». И это работает.

Как быть Леди:  Что такое сензитивный период развития? — Блог Викиум

Упражнения для 4 – 5 лет

Упражнение полезно деткам с трудностями переключения между действиями. Понадобится граница на полу (веревка или линия). С одной стороны от границы – река, с другой – берег. По команде «речка» малышу необходимо прыгнуть в «реку», по команде «берег» — на «берег».

Через какое-то время, когда ребенок привыкнет автоматически прыгать туда и обратно, команды становятся непоследовательными (например, несколько раз «речка» и один – «берег», и наоборот). Если малыш постоянно сбивается, ему предлагают сначала проговорить, что нужно сделать, а только потом выполнять нужное действие. Это помогает справиться с излишней импульсивностью и переключиться.

Более сложный вариант игры – когда ведущий произносит одну команду, а сам иногда «ошибается» и выполняет другую. Либо, наоборот: прыгает в нужную сторону, а команду дает неверную. Ребенку же ошибаться нельзя. Он дожжен верить не глазам, а своим ушам (или наоборот). Это сложно. Здесь также поможет проговаривание действий. Играть можно около 5 минут.

Если ребенку со временем надоели однообразные движения, их можно заменить. Например, садиться и вставать, изображая травку и сосны.

Двое игроков становятся по краям стола. На стол кладут шарик для пинг-понга. Задача играющих – «задуть» шарик в ворота соперника. При этом дуть нужно одновременно.

Упражнения для 5–7 лет

Эта игра помогает ребенку улучшить свои навыки планирования при помощи речи и сопоставлять их с результатом.

Мама ничего не может сама, она – робот, который следует командам ребенка. А его задача – быть хорошим проводником и давать как можно более точные указания. Например, он должен помочь маме сделать бутерброд, пошагово объясняя, что и зачем нужно делать (в конце нужно обязательно спросить – того ли результата малыш ожидал, или где-то скомандовал неправильно).

Можно помочь маме дойти из одной комнаты в другую с закрытыми глазами и взять там какую-то вещь так, чтобы не задеть ни один предмет на пути (некоторые можно расставить специально). Такая игра, помимо прочего, развивает и пространственные представления (право-лево, выше-ниже).

Вариант с рисованием: ребенок рисует на чистом листе некое изображение, состоящее из простых геометрических форм. Затем ему нужно таким образом описать этот рисунок, чтобы мама смогла его повторить, следуя этому описанию, не видя оригинал.

Вариант с графическим диктантом: на листе в клеточку малыш рисует какую-либо фигуру, обводя клетки по контурам (без диагоналей). Затем ему нужно «продиктовать» маме рисунок так, чтобы она могла повторить его в точности (сколько клеток вниз, сколько влево или вправо нужно отступить или соединить).

Ребенок делает медленный выдох. При этом пальцем он должен прерывать струю воздуха, чтобы получить шум ветра, свист птицы, воинственный клич индейца.

Упражнения для 6 – 9 лет

Упражнения для детей младшего школьного возраста более сложны, что обусловлено психическими возможностями и учебными требованиями.

Позволяет ребенку научиться выделять существенные признаки предметов для их обобщения, исключения или логического вывода.

Ребенку предлагают набор из 30–40 карточек. Взрослый загадывает один из предметов и предлагает игроку отгадать его за 20 попыток (или менее), задавая наводящие вопросы. Они должны быть такими, чтобы можно было ответить только «да» или «нет». Пытаться угадать, перебирая по очереди все изображения карточек, – нельзя.

Если ребенку поначалу слишком трудно, можно предложить ему откладывать в сторону карточки, которые не соответствуют загаданному слову (например, на вопрос «это красное?» при ответе «нет» можно убрать все красное в сторону). Но со временем нужно прийти к изначальному варианту – не трогать карточки.

Наиболее сложные варианты такой игры – без опоры на карточки, то есть на зрительный образ. Например, ребенок загадывает любой предмет из определенного класса (мебель, продукты, транспорт, одежда). Затем он должен описать этот предмет так, чтобы другой игрок смог понять, о чем идет речь. Либо загадывает взрослый, а ребенок отгадывает, задавая вопросы.

Упражнения для любого возраста

Помогает отработать зрительное внимание. Малыш лежит на спине, голова неподвижна. Перед его глазами взрослый водит яркий предмет (в стороны, вверх, вниз, по диагонали, приближая и отдаляя от лица). Задача — проводить предмет глазами, не теряя фокуса на нем.

Отрабатывает слуховое внимание. Выполняется около минуты. Ребенок закрывает глаза. Как только он слышит обозначенный звук, должен подать установленный знак (показать в эту сторону языком, пальцем, рукой). Главное не открывать глаза.

Отрабатывается дыхание животом, что усиливает в организме газообмен, создает эффект массажа внутренних органов. Учит ребенка саморегуляции. Малыш лежит на спине. Ему показывают, как делать вдох-выдох животом (вдох – носом, выдох – ртом). Затем ему предлагают делать вдох и выдох до определенного счета (сначала на равный счет, например, 3 и 3, затем вдох может быть, к примеру, на 3, выдох на 5). Упражнение противопоказано при эпи-статусе.

Нейропсихологических занятий существует множество: комплексы для детей разного возраста, комплексы, направленные на коррекцию тех или иных проблем, способствующие адаптации к обучению. Говорить, что такие упражнения – чудодейственная таблетка, нельзя.

Чаще всего они используются в комплексных программах коррекции, включающих работу с психологом, логопедом, наблюдение невролога или психиатра, прием тех или иных препаратов. Но если комплекс подобран правильно и занятия проходят регулярно, эффект может быть довольно ощутимым.

Упражнения, направленные на повышение нейропластичности

Все эти упражнения связаны с тем, чтобы предложить своему мозгу выполнять привычные для него вещи непривычным образом и собирать для этого «другие команды» нейронов. Тренируя мозг на непривычные действия, мы держим его в тонусе и улучшаем обучаемость.

  • Действовать не ведущей рукой

Для начала можно попробовать чистить зубы или есть другой рукой. По мере того как вам будет проще делать это, перейдите обратно на ведущую руку.

Попробуйте есть, принимать душ, делать другие привычные вещи с закрытыми глазами (только осторожно).

Найдите десять новых способов добраться до работы. Пообедайте не в том месте квартиры, где вы это делаете обычно.

  • Смотреть на мир перевернутым

Можно делать это, заглядывая «под коленки», как это делают дети, или переворачивать привычные предметы и разглядывать их в другом ракурсе.

По некоторым исследованиям, регулярная медитация и физические нагрузки также позволяют повысить нейропластичность.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий