- «фокусы языка»
- Библиография нлп[]
- История развития
- История развития[]
- Концепции и методики[]
- Латерализация мозга[]
- Моделирование[]
- Научная критика
- Новый код нлп
- Область применения нлп[]
- Общая критика[]
- Общие сведения[]
- Околонаучная критика[]
- Пресуппозиции[]
- Примечания
- Ссылки[]
- Философская база[]
- Шестишаговый рефрейминг
«фокусы языка»
В НЛП существует специальная концепция для поиска нужного фокуса, которая называется фрейминг. Фрейм (англ. — рамка) — контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи. Одно из самых популярных направлений фрейминга — это «Фокусы языка» Роберта Дилтса.
- 1. Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).
- 2. Аналогия: замена данной фразы другой, похожей на данную, но новая фраза должна менять смысл исходного суждения.
- 3. Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
- 4. Противоположный пример: поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.
- 5. Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.
- 6. Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.
- 7. Последствия: внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.
- 8. Другой результат: переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.
- 9. «Разделение» (англ. chunkdown): изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
- 10. «Обобщение» (англ. chunkup): обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.
- 11. Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.
- 12. Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.
- 13. Стратегия реальности: переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.
- 14. Применение к себе: оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.
Предлагаем вам потренироваться в использовании этой техники на тренажере ниже. Чтобы вам было понятнее, как работает эта техника, сначала выберите пункт «Оценить» и посмотрите, как справились с заданием другие пользователи.
Библиография нлп[]
- Бэндлеp P., Гpиндеp Д.Структура магии. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. Том первый: ISBN 5-93878-151-5, том второй: ISBN 5-93878-152-3
- Бэндлеp P., Гpиндеp Д.Из лягушек — в принцы. Вводный курс НЛП тренинга. — М.: Флинта, 2000. ISBN 7-256-37680-9
- Бэндлер Р, Гриндлер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. — Симферополь: Реноме, 1999. ISBN 966-7198-31-6
- Андреас С., Фолкнер Ч. НЛП. Новые технологии достижения успеха. — К.: София; М.: ИД Гелиос, 2001. ISBN 5-220-00392-5
- Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. — СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-272-00155-9
- О’Коннор Д., Сеймор Д. Введение в НЛП. — Челябинск: Версия, 1997. — Режим доступа: эл. версия.
- Гриндер Д., Бостик-Сен Клер К.Шёпот на ветру. Новый код в НЛП. — М.: Прайм-Еврознак, 2005. ISBN 5-93878-188-4
- Коридзе А. НЛП работает? Объяснение с точки зрения нейрофизиологии. — М.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЕ РЕШЕНИЯ» 2021. ISBN 978-5-0053-3141-0
История развития
Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно тремя людьми[16][17][18][19] — Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером под попечительством антрополога, социального учёного, лингвиста и кибернетикаГрегори Бейтсона в Калифорнийском университете, Санта-Круз, в 1960-е и 1970-е годы.
В основу НЛП легла техника копирования вербального и невербального поведения трёх психотерапевтов: Фриц Пёрлз (гештальттерапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и Милтон Эриксон (эриксоновский гипноз)[20].
В начале 1980-х Бендлер и Гриндер разошлись, началась серия судебных процессов на тему авторских прав на бренд «NLP», что вызвало появление множества альтернативных названий. В течение 1990-х в некоторых странах (например, Великобритания) был предпринят ряд попыток привести НЛП к более формальному и регулируемому основанию. Около 2001 года история с судебными исками была завершена.
История развития[]
Нейролингвистическое программирование разрабатывалось совместно Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером под попечительством антрополога, социального учёного, лингвиста и кибернетикаГрегори Бейтсона в Калифорнийском университете, Санта-Круз, в 1960-е и 1970-е годы.
Будучи изначально лишь исследованием того, каким образом лучшие в своей сфере психотерапевты достигали высоких результатов, оно переросло в самостоятельную область и методологию, основанную на навыке моделирования как идентификации и перенимания аспектов поведения других людей и способов мышления, приведших их к достижениям в своей сфере.
Первые три человека, которых моделировали Гриндер и Бэндлер, были Фриц Пёрлз (Гештальт-терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия)
и Милтон Эриксон (эриксоновский гипноз).[16] Эти люди считались весьма компетентными в своих областях, и постоянные паттерны и подходы, используемые ими, легли в основу НЛП.
Бэндлер и Гриндер проанализировали речевые паттерны, тонголоса, выбор слов, жестикуляцию, позы и движения глаз этих людей и соотнесли полученную информацию со внутренними мыслительными процессами каждого участника.
Это был первый проект по тому, что получило название «моделирование».
Результаты этих исследований были широко использованы и интегрированы во многие другие области, от здравоохранения до гипнотерапии и коачинга.
В 1960-е и 1970-еобщая семантика повлияла на несколько философских школ, что привело к возникновению движения человеческого потенциала и сообществ, адаптировавших идеи философии New Age.
Семинары, посвящённые исследованию человеческого потенциала, как, например, в калифорнийскомЭсалене, стали привлекать всё больше людей.
Нейролингвистическое программирование вначале привлекало в большей степени психотерапевтов, но затем внимание на него обратили бизнесмены, продавцы, художники, а также члены движения New Age.[17] Впоследствии в развитие НЛП значительный вклад внесли такие личности, как Джудит Делозье, Роберт Дилтс и Дэвид Гордон, а семинары Бэндлера и Гриндера были скомпилированы в книгу «Из лягушек в принцы», одну из самых популярных книг по НЛП сегодня.[18]
Большинство техник, обычно объединяемых под названием НЛП, можно найти в самых первых работах основателей нейролингвистического программирования и группы единомышленников, окружавших их в 1970-е годы. Бэндлер и Гриндер для обучения избрали метод погружения, пытаясь понять, как ощущали себя и воспринимали мир некоторые люди, представляя себя на их месте и действуя, как они.
Первая опубликованная ими модель — метамодель — стала подходом к проведению изменений, основанным на реагировании на синтаксические элементы языка клиента, которые дают информацию о пределах клиентской модели мира.
Грегори Бейтсон, написавший предисловие к первой книге по НЛП, был впечатлён первыми результатами НЛП и представил Бэндлера и Гриндера Милтону Эриксону. Бейтсон оказал значительное влияние на развитие стоявших за НЛП людей и предоставил многие теоретические предпосылки для данной области.
Бэндлер и Гриндер погрузились в мир Милтона Эриксона и получили полный доступ к его работам, они разработали и опубликовали Милтон-модель, основываясь на гипнотическом языке Эриксона, терапевтических метафорах и других поведенческих паттернов, таких как подстройка и ведение при создании раппорта.
Вместе с Эриксоном они разделяли идею, что внимание сознания обычно ограничено и, тем самым, пытались привлечь внимание бессознательного разума путём применения метафор и других гипнотических речевых паттернов.[19] Другие концепции и идеи относительно сознательного и бессознательного разума также сформулированы под влиянием Эриксона:
Первая группа разработчиков НЛП сделала наблюдение, что люди, как правило, выдают информацию о бессознательной обработке информации в глазодвигательных паттернах, а также в изменениях позы тела, жестов, речи, дыхания. Была обнаружена связь между этими изменениями и сенсорно окрашенным языком:
«Я чётко вижу, что…», «я слышу, что вы говорите» или «давай удерживать контакт».[6][21] Данные наблюдения легли в основу модели репрезентативных систем, что, в свою очередь, открыло путь к разработке подходов по фиксированию стратегий успешных людей и клиентов в психотерапевтических контекстах.
Например, работа с фобиями включает в себя визуально-кинестетическую диссоциацию, которая, как предполагается, уменьшает негативные ощущения, ассоциирующиеся с травматическими событиями[2][22], и изменение субмодальностей, что включает в себя изменение репрезентаций памяти — например, размера, яркости, подвижности внутренних образов — с целью изменения поведения.[23][24] Имея возможность подмечать невербальные сигналы, указывающие на внутреннюю обработку информации, они смогли сконцентрировать внимание на структуре паттерна, а не личном содержании переживаний клиента.
Другие методы осуществления изменения включают в себя якорение, то есть процесс извлечения ресурсных, или положительных для человека, воспоминаний, с целью привлечь его в последующие контексты.
Разработчики НЛП опубликовали целый ряд убеждений и пресуппозиций, которым до сих пор обучают на НЛП-тренингах. Они были созданы для того, чтобы объединить некоторые паттерны, демонстрировавшиеся успешными психотерапевтами и профессионалами в области коммуникаций.
Большинство из них происходят из идеи Альфреда Коржибски и Грегори Бейтсона относительно того, что карта не есть территория, множественные описания действительности обеспечивают возможность выбора и гибкость, что позволяет эффективно организовать личные ресурсы (состояния, цели и убеждения), чтобы изменить себя и получить желаемый результат.[2] Даже кажущееся отрицательным поведение рассматривается в НЛП как попытка осуществить позитивное намерение (которое вполне может и не осознаваться). Пресуппозиции эти могут не быть истинны, но в контекстах изменения полезно действовать, как если бы они оказались верны.
Последняя пресуппозиция подразумевает, к примеру, что поведение, демонстрируемое любым человеком, представляет собой лучший выбор из всех доступных ему в данный момент.[2][3] Все эти методы и техники (якорение, репрезентативные системы) требуют сильно развитого навыка сенсорной наблюдательности и калибровки, считающиеся необходимым условием для применения какой-либо из этих моделей.
Некоторые пресуппозиции НЛП, такие, как «нет неудачи, есть только обратная связь» (Уильям Росс Эшби), имеют прямое отношение к теории информации и значимости петель обратной связи для научения.[4] Другая идея заключается в том, что смысл коммуникации состоит в реакции, которую она производит.[2]
В начале 1980-х Бэндлер и Гриндер разошлись, началась серия судебных процессов на тему авторских прав на брэнд «NLP», что вызвало появление множества альтернативных названий.
В течение 1990-х в некоторых странах (например, Великобритания) был предпринят ряд попыток привести НЛП к более формальному и регулируемому основанию.
Концепции и методики[]
Согласно Роберту Дилтсу, «НЛП имеет теоретическую основу в нейрологии, психофизиологии, лингвистике, кибернетике и теории коммуникации». [11] Философской основой НЛП по его мнению является Структурализм.
Другие сторонники НЛП считают, что оно основывается не на теории, а на моделировании. В целом, практики НЛП более заинтересованы в том, что эффективно, а не в том, что истинно.[6]
Латерализация мозга[]
Концепция функциональной асимметрии полушарий («латерализациямозга») используется в качестве одного из источников для базового предположения НЛП о том, что глазодвигательные сигналы (и иногда жесты) связаны с визуальной/аудиальной/кинестетической репрезентативной системами и определёнными зонами мозга.[12] Например, согласно одной из теорий функциональной асимметрии[13] , левая сторона считается более логическо-аналитической, а правая — более креативно-творческой[14], и зоны мозга, как считается, специализируются на выполнении определённых функций, например, связанных с математикой и речью.
Моделирование[]
Целью моделирования является отслеживание поведения профессионала и перенос его на другого человека.
Теория НЛП, стоящая за моделированием, не утверждает, что каждый может быть Эйнштейном, а скорее говорит о том, что «ноу-хау» возможно отделить от человека, описать и передать опытным путем и что способность к воспроизведению навыка может являться предметом переноса в собственную структуру моделирующего, которая может меняться и улучшаться по мере практики.
Моделирование включает в себя пристальное наблюдение, обсуждение, имитирование и воспроизведение многих различных аспектов мыслей, чувств, убеждений и поведения моделируемого (то есть действуя «как если бы» моделирующий является профессионалом) пока моделирующий не сможет воспроизводить их с определенным постоянством и точностью.
Научная критика
Со времени создания НЛП было проведено множество эмпирических исследований, экспериментально проверявших в лабораторных условиях эффективность методик НЛП и обоснованность его концепций. Бо́льшая часть научных экспериментов показала неэффективность методик НЛП, и отсутствие у них научного обоснования, хотя результаты ряда исследований всё же были положительными.
Обзор исследований, проведённый Шарпли в 1984[35] и обзор, написанный в 1987, в ответ на критику Эйншпроха и Формана[36], показывают что эмпирические данные не подтверждают базовых положений НЛП, однако ряд методов НЛП дают результат[2][35].
Некоторые исследователи указывают на недостаточную проверку теорий НЛП в лабораторных условиях[37]. НЛП также критикуют за то, что оно не является наукой и не имеет чётких теоретических обоснований.
Хотя оно заявляет о неврологии в своей родословной, устаревшее представление НЛП об отношениях между когнитивным стилем и функционированием мозга, в конечном счете, сводится к грубым аналогиям. НЛП греется в лучах бесчисленных экспансивных свидетельств, но Национальный Исследовательский Совет (National Research Council) не мог выявить никаких достаточных данных в его пользу, или даже сжатого изложения его основной теории. (Beyerstein, 1990)[38]
Одно исследование (Krugman, 1985) показывает, что НЛП не более эффективно в уменьшении тревоги, чем простое ожидание в течение часа[39].
Новый код нлп
Новый код НЛП — совокупность моделей и техник, расширяющих и дополняющих оригинальный вариант, называемый «классическим кодом» или «старым кодом». Новый код был создан Джоном Гриндером, соавтором классического кода, и его коллегой Джудит Делозье в середине 1980-х годов в ответ на критику первого поколения техник НЛП.
Последователей классического НЛП критиковали за излишнюю механистичность процессов, личную неконгруэнтность во время применения «техник-ритуалов» и в недостаточном внимании к системным источникам возникновения проблем. Как и классическое НЛП, Новый код не является направлением академической психологии.
Как утверждает Гриндер, Новый код был разработан под влиянием идей антрополога Грегори Бейтсона о теории информации, книг Карлоса Кастанеды, а также того опыта, который Гриндер получил во время своего визита в Конго, где он обучался местным традициям танца, пения и игры на барабанах.
Область применения нлп[]
Первоначальной областью применения нейролингвистического программирования была сфера языковых и коммуникативных явлений в психотерапевтическом процессе.
НЛП обучает тому, что наш опыт формируется из ощущений, сенсорных репрезентаций и нейрологических и физиологических особенностей человека.
В НЛП не ставится ограничений относительно того, что может быть передано в рамках или посредством сенсорных систем, допускается возможность синтестезии, иными словами переживания одной формы ощущений внутри другой сенсорной системы.
- Повседневные коммуникативные ситуации: например, ведение переговоров и система коммуникации «родитель—ребёнок».
- Психологические явления: например, фобии и возрастная регрессия.
- Медицинские явления: например, контроль над болевыми ощущениями или влияние на состояние здоровья/нездоровья.
- Проявления бессознательных феноменов: например, постгипнотическая суггестия, коммуникация на уровне бессознательных процессов, погружение в транс и утилизация внешних сигналов, изменение перцептивного ряда.
- Работа с известными духовными переживаниями и состояниями: например, медитация и просветление.
- Исследование субъективных парапсихологических явлений: например, экстрасенсорное восприятие.
- Изменение устоявшихся стереотипов поведенческих реакций: например, резкое изменение стиля жизни, критериев и ценностей или нахождение сексуальных партнёров.
- Ситуации ведения бизнеса: например, продажи и тренинг персонала.
- Разделение целостных поведенческих стратегий на компоненты для их аналитического исследования.
- Моделирование известных и/или Эффективных личностей: то есть субъективная самоидентификация с тем, каким мог бы быть опыт жизни в качестве таких людей, и проведение детализированных суггестивных влияний на глубинные способы мышления с основанием на доступных наблюдению свидетельствах, что позволяет «копировать» в различной степени подробности манеру поведения и внешне проявляемый стиль жизни моделируемых личностей.
- Развитие и систематизация более эффективных и разнообразных подходов при работе с ситуациями общения, убеждениями и субъективной реальностью человека.
Общая критика[]
В академических кругах мнение об НЛП разделилось: существует ряд сторонников и противников НЛП. Нейролингвистическое программирование подвергается резкой критике со стороны некоторых клинических психологов, специалистов по менеджменту, лингвистов и психотерапевтов.
Различными людьми поднимаются вопросы о неэффективности практик НЛП, неэтичности использования НЛП, НЛП как психокульте, преувеличенных и ложных заявлениях сторонников НЛП (см.
раздел «Критика» в конце статьи). В России некоторые церковные деятели считают, что использование НЛП неприемлемо в рамках Православия.[26]
Возможно, обвинения в том, что НЛП представляет собой психокульт[источник?] связаны с тем, что приёмы нейролингвистического программирования используются в некоторых сектах и религиозных культах для обращения людей и их последующего контроля.
Помимо этого, нейролингвистическое программирование рассматривается некоторыми исследователями в контексте психокультов и альтернативных религий в связи с тем, что корни НЛП можно найти в движении за человеческий потенциал.
Альтернативой
саентологии
является нейро-лингвистическое [программирование] (НЛП), хотя, как и в других случаях, рассмотренных ниже, в ней содержится больше неявно выраженной
религиозности
. … Вероятно, [в НЛП] присутствуют некоторые схожие моменты со школами восточного
мистицизма
. Например, в кратких биографиях тренеров НЛП всегда упоминаются имена людей, у которых они обучались. Не являясь религиозной системой
per se
, эта программа может рассматриваться как аналогичная новым религиям восточного происхождения, восходящим в своей истории через вереницу гуру, и эзотерическим движениям, заявляющим о праве называться аутентичными благодаря своему происхождению из предшествующих движений.
[28]
Во многих случаях критика в адрес НЛП не подкрепляется соответствующими доказательствами и исследованиями и не имеет систематический характер.[источник?] При этом критика разделяется на два потока: с одной стороны, утверждается, что НЛП неэффективно и является мошенничеством, с другой же вопрос стоит относительно этичности его применения.
Поскольку курсы НЛП доступны многим людям, некоторые авторы выражают озабоченность возможностью неэтического использования НЛП. Например, в книге «Технологии изменения сознания в деструктивных культах», изданной под авторством Тимоти Лири[источник?] (который с энтузиазмом относился к НЛП и с которым в конце 1980-х сотрудничал Роберт Дилтс, когда вводил концепцию реимпринтинга Т.
Лири в НЛП[29][30]), М. Стюарт и других авторов, отмечается: «Большое количество людей познакомилось с техниками погружения в гипнотический транс, не имея ни малейшего представления об этической стороне работы с подсознанием».[31]
Общие сведения[]
в 1973
году Ричардом Бэндлером и Френком Пьюселиком, бывшими в то время студентами, и Джоном Гриндером, профессором лингвистики, в сотрудничестве с известным учёным Грегори Бейтсоном.
Термин «нейролингвистическое программирование» отсылает к комплексу моделей и принципов, предназначенных для исследования того, как разум и нейрология («нейро»), языковые паттерны («лингвистическое») организации восприятия и познавательных способностей человека в систематических паттернах («программирование») взаимодействуют при конструировании субъективной реальности и человеческого поведения.
Основываясь на языковых паттернах и сигналах тела, собранных экспертными методами во время наблюдений нескольких психотерапевтов[2], практикующие нейролингвистическое программирование считают, что наша субъективная реальность определяет убеждения, восприятие и поведение, и, следовательно, возможно проводить изменения поведения, трансформировать убеждения и лечить травмы.[2][3][4] Техники, выработанные на основе данных наблюдений, своими создателями описывались как «терапевтическая магия», тогда как само НЛП описывалось как «исследование структуры субъективного опыта».[5][6] Эти утверждения основываются на принципе, что любое поведение (будь то самое совершенное или дисфункциональное) не проявляется случайно, но имеет структуру, которую возможно понять.[4][7] НЛП применяется в целом ряде сфер деятельности: продажи, психотерапия, коммуникация, образование, коучинг, спорт, управление бизнесом, межличностные отношения, а также в духовных движениях и при соблазнении.
НЛП обвиняют в противоречивости, а также иногда критикуют за недоказанность и псевдонаучность[8] те, кто следит за случаями мошенничества, содержащими преувеличения заявлениями и неэтическими практиками.[9] Как среди практиков, так и среди скептически настроенных людей существует значительное разнообразие мнений относительно того, что следует считать НЛП, а что не следует.
Околонаучная критика[]
По мнению некоторых авторов, изучению корректности моделей, используемых НЛП, посвящено недостаточное количество научных исследований. Они выступают за недопустимость употребления слова «наука» по отношению к НЛП.[32] Также бытует мнение, что название «нейролингвистическое программирование» было выбрано, чтобы умышленно создать впечатление научной респектабельности, тогда как «НЛП имеет мало общего с нейрологией, лингвистикой или даже респектабельной поддисциплиной нейролингвистикой».[33]
Подобная критика имеет место в то время, как сами основатели НЛП заранее предупреждали обвинения в некорректности моделей и ненаучности методологии НЛП:
Все, что мы собираемся вам здесь сказать — это ложь. Поскольку у вас нет требований к истинным и точным понятиям, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать. Между точными и другими учителями существует лишь два различия. Первое: мы на наших семинарах в самом начале предупреждаем, что все, что мы скажем, будет ложью, а другие учителя этого не делают. Большинство из них верит в то, что провозглашает, не осознавая искусственности своих утверждений.
Второе отличие состоит в том, если вы будете действовать так, как будто наши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают.
[2]
Пресуппозиции[]
Пресуппозиции в нейролингвистическом программировании означают набор когнитивных представлений, используемых как инструмент, облегчающий, по мнению создателей НЛП, достижения желаемых эффектов от техник и приемов реорганизации паттернов (шаблонов) внимания.
- Карта не территория. Мир, который мы воспринимаем, не то же самое, что объективно существующий мир. (автор тезиса философ Альфред Коржибски).
- В каждый момент человек совершает лучший выбор из доступных ему при выборе. (здесь и далее в пресуппозициях, за редким исключением, используются тезисы научной модели Т. О. Т. Е. ( Прибрам , Галантер и др. о кибернетичекой регуляции в нервной системе)
- Разум и тело — элементы единой кибернетическойсистемы. Изменение в одной части несёт за собой изменение в другой.
- Модель мира другого человека может в корне отличаться от моей. Модель мира каждого человека уникальнa, и все субъективные модели одинаково верны (или неверны).
- Смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает.
- За любым поведением стоит исходно позитивное намерение.
- Вселенная сфера дружественная и изобильна ресурсами.
- У людей уже есть все необходимые им ресурсы для удовлетворения всех своих намерений
- Нет неудач, есть только обратная связь.
- Человек не его поведение.
- И др.
Примечания
- ↑Thyer, Bruce A.; Pignotti, Monica G.Science and Pseudoscience in Social Work Practice (англ.). — Springer Publishing Company , 2021. — P. 56—57, 165—167. — ISBN 978-0-8261-7769-8.. — «As NLP became more popular, some research was conducted and reviews of such research have concluded that there is no scientific basis for its theories about representational systems and eye movements.».
- ↑ 123Sharpley C. F. Research findings on neurolinguistic programming: Nonsupportive data or an untestable theory? // Journal of Counseling Psychology. — 1987. — Т. 34, № 1. — С. 103—107. — doi:10.1037/0022-0167.34.1.103.
- ↑Witkowski, Tomasz. Thirty-Five Years of Research on Neuro-Linguistic Programming. NLP Research Data Base. State of the Art or Pseudoscientific Decoration? (англ.) // Polish Psychological Bulletin : journal. — 2021. — 1 January (vol. 41, no. 2). — doi:10.2478/v10059-010-0008-0.
- ↑Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. — М.: Высшая школа, 2003. — 4000 экз. — ISBN 5-06-004382-7.
- ↑ 12Von Bergen C. W., Gary B. S., Rosenthal T., Wilkinson L. V.Selected alternative training techniques in HRD // Human Resource Development Quarterly. — 1997. — Т. 8, № 4. — С. 281. — doi:10.1002/hrdq.3920080403.
- ↑Druckman D. Be All That You Can Be: Enhancing Human Performance // Journal of Applied Social Psychology. — 2004. — Т. 34, № 11. — С. 2234—2260. — doi:10.1111/j.1559-1816.2004.tb01975.x.
- ↑Devilly G. J. Power Therapies and Possible Threats to the Science of Psychology and Psychiatry // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. — 2005. — Т. 39, № 6. — С. 437—445. — doi:10.1080/j.1440-1614.2005.01601.x. — PMID 15943644.
- ↑Stollznow, K. Bad language: Not-so Linguistic Programming // Skeptic. — 2021. — Т. 15, № 4. — С. 7.
- ↑ 12Norcross J. C., Koocher G. P., Garofalo A.Discredited psychological treatments and tests: A Delphi poll // Professional Psychology: Research and Practice. — 2006. — Т. 37, № 5. — С. 515—522. — doi:10.1037/0735-7028.37.5.515.
- ↑ 12Witkowski T. Thirty-Five Years of Research on Neuro-Linguistic Programming. NLP Research Data Base. State of the Art or Pseudoscientific Decoration? // Polish Psychological Bulletin. — 2021. — Т. 41, № 2. — С. 58—66. — ISSN0079-2993. — doi:10.2478/v10059-010-0008-0.
- ↑Dowlen, Ashley. NLP – help or hype? Investigating the uses of neuro-linguistic programming in management learning (англ.) // Career Development International : journal. — 1996. — 1 January (vol. 1, no. 1). — P. 27—34. — doi:10.1108/13620439610111408.
- ↑См. следующие источники:
- Hunt, Stephen J.Alternative Religions: A Sociological Introduction (англ.). — Hampshire: Ashgate Publishing Ltd, 2003. — ISBN 978-0-7546-3410-2.
- Barrett, David V.Sects, Cults and Alternative Religions: A World Survey and Sourcebook (англ.). — Singapore: Blandford Press, 1998. — ISBN 9780713727562.
- Whiworth, Belinda.New Age Encyclopedia: A Mind, Body, Spirit Reference Guide (англ.). — 1st. — New Jersey: New Page Books , 2003. — ISBN 978-1-56414-640-3.
- Handbook of New Age / Kemp, Daren; Lewis, James R.. — 1st. — Leiden: Brill, 2007. — ISBN 9789004153554.
- Religions of Modernity: Relocating the Sacred to the Self and the Digital (англ.) / Aupers, Stef; Houtman, Dick. — 1st. — Leiden: Brill, 2021. — P. 115—132. — ISBN 9789004184510.
- The Cambridge Companion to New Religious Movements (англ.) / Hammer, Olav; Rothstein, Mikael. — 1st. — Cambridge: Cambridge University Press, 2021. — P. 247. — ISBN 978-0-521-14565-7.
- New Religious Movements: Challenge and Response (англ.) / Cresswell, Jamie; Wilson, Bryan. — 1st. — London: Routledge, 1999. — P. 64. — ISBN 978-0-415-20049-3.
- Edwards, Linda.A Brief Guide to Beliefs: Ideas, Theologies, Mysteries, and Movements (англ.). — 1st. — Kentucky: Westminster John Knox Press , 2001. — P. 573. — ISBN 978-0-664-22259-8.
- Walker, James K.The Concise Guide to Today’s Religions and Spirituality (англ.). — 1st. — Oregon: Harvest House Pubslishers, 2007. — P. 235. — ISBN 978-0-7369-2021-7.
- Encyclopedia of New Religious Movements / Clarke, Peter B.. — 1st. — London: Routledge, 2006. — С. 440—441. — ISBN 978-0-203-48433-3.
- ↑Norcross J. C., Koocher G. P., Fala N. C., Wexler H. K. What does not work? Expert consensus on discredited treatments in the addictions // Journal of Addiction Medicine. — 2021. — Т. 4, № 3. — С. 174—180. — doi:10.1097/ADM.0b013e3181c5f9db. — PMID 21769032.
- ↑Glasner-Edwards S., Rawson R. Evidence-based practices in addiction treatment: Review and recommendations for public policy // Health Policy. — 2021. — Т. 97, № 2. — С. 93—104. — doi:10.1016/j.healthpol.2021.05.013. — PMID 20557970.
- ↑Grinder, John & Carmen Bostic St Clair (2001.). Whispering in the Wind. CA: J & C Enterprises. ISBN 0-9717223-0-7 (англ.)
- ↑Was Frank Pucelik 1 of the Founders of NLP? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июля 2021.Архивировано 20 июля 2021 года.
- ↑Neuro-linguistic Programming (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 июля 2021.Архивировано 15 февраля 2021 года.
- ↑Срок регистрации домена frankpucelik.ru истёк (недоступная ссылка)
- ↑Интервью с Дж. Гриндером
- ↑Andreas S., Faulkner C. NLP: The New Technology of Achievement. NLP Comprehensive, 1994. (англ.)
- ↑Bandler, Richard & John Grinder (1983). Reframing: Neurolinguistic programming and the transformation of meaning. Moab, UT: Real People Press. (англ.)
- ↑ 12Bandler, Richard & John Grinder (1975a). The Structure of Magic I: A Book About Language and Therapy. Palo Alto, CA: Science & Behavior Books. ISBN 0-8314-0044-7. (англ.)
- ↑Sharpley C.F. (1987). «Research Findings on Neuro-linguistic Programming: Non supportive Data or an Untestable Theory». Communication and Cognition Journal of Counseling Psychology, 1987 Vol. 34, No. 1. (англ.)
- ↑ 12Dilts, Robert B, Grinder, John, Bandler, Richard & DeLozier, Judith A. (1980). Neuro-Linguistic Programming: Volume I — The Study of the Structure of Subjective Experience. Meta Publications, 1980. (англ.)
- ↑The First Institute. What is Neuro-Linguistic Programming?Архивная копия от 7 ноября 2006 на Wayback Machine. 1996. (англ.)
- ↑Robert Dilts. Roots of NLP (1983) p.3 (англ.)
- ↑Love M. H.Neuro-Linguistic Programming: A Basis for Language LearningАрхивная копия от 11 мая 2021 на Wayback Machine // The Journal of the Imagination in Language Learning and Teaching. Volume VI, 2001. (англ.)
- ↑Dilts R. Modeling With NLP. Meta Publications, Capitola, CA, 1998. (англ.)
- ↑Интересное интервью «Правая и левая стороны души» с Вадимом Ротенбергом (3 ноября2006):
«Способность к логическим умозаключениям, к вероятностному прогнозу на основе проанализированного прошлого опыта, к однозначному взаимопониманию в процессе вербального общения — функция левого полушария мозга, особенно левой лобной доли. … Мир противоречив во многих своих проявлениях, и в этом богатстве, разнообразии и противоречивости связей человек тоже не должен чувствовать себя потерянным. За целостное восприятие многозначного мира и за основанное на этом восприятии поведение и творчество ответственно правое полушарие, и тоже в наибольшей степени правая лобная доля». - ↑Bandler, Richard, John Grinder, Judith Delozier (1977). Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Volume II. Cupertino, CA: Meta Publications. p.10, 81, 87. (англ.)
- ↑neuro-linguistic programming (NLP) (англ.)
- ↑Alok Jha.
Was Derren Brown really playing Russian roulette — or was it just a trick?. The Guardian, 9 октября 2003. (англ.) - ↑Margaret Thaler Singer, Janja Lalich Crazy Therapies: What Are They? Do They Work?. — San Francisco, CA,: Jossey-Bass, 1996. ISBN 0-7879-0278-0
- ↑Corballis, M. in Sala (ed) (1999) Mind Myths. Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain Author: Sergio Della Sala Publisher: Wiley, John & Sons ISBN 0-471-98303-9 p.41
- ↑ 12Sharpley, C. F. (1984). Predicate matching in NLP: A review of research on the preferred representational system. Journal of Counseling Psychology, 31(2), 238—248. (англ.)
- ↑
Einspruch, E. L., & Forman, B. D. (1985). «Observations Concerning Research Literature on Neuro-Linguistic Programming». Journal of Counseling Psychology, 32(4), 589—596. (англ.) - ↑Kelton Rhoads, What about NLP?. 1997. (англ.) (Рус. перевод (недоступная ссылка))
- ↑Beyerstein, BL. (1990). Brainscams: Neuromythologies of the New Age. International Journal of Mental health, 19 (3), 27-36. (англ.)
- ↑Krugman, Martin. Neuro-linguistic programming treatment for anxiety: Magic or myth? // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 53(4), Aug 1985, 526—530. (англ.)
- ↑Монастырские беседы НЛП или Православие?
- ↑Игумен Антоний (Логинов), протоиерей Сергий Гончаров. NLP — практика игумена Евмения
- ↑Т.Лири, М.Стюарт Технологии изменения сознания в деструктивных культах. (рус.)
- ↑Dilts R. The Influence of Timothy Leary on Re-Imprinting. (англ.)
- ↑About Timothy Leary // IncreasingIntelligence.com. (англ.)
- ↑Т.Лири, М.Стюарт и др. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. — СПб.: «Экслибрис», 2002. 224 с.
- ↑Hunt, Stephen J. (2003) Alternative Religions: A Sociological Introduction, London: Ashgate p.195 ISBN 0-7546-3409-4 Режим доступа: стр. 195—196 (Books.google.com). (англ.)
Ссылки[]
ar:برمجة لغوية عصبيةbg:
Невролингвистично програмиранеca:Programació neurolingüísticacs:Neurolingvistické programovánída:Neurolingvistisk Programmeringde:
Neurolinguistische Programmierungen:Neuro-linguistic programmingeo:Neŭro-lingvistika programadoes:
Programación neurolingüísticaet:Neuro-lingvistiline programmeeriminefi:Neurolingvistinen ohjelmointifr:
Programmation neuro-linguistiquehu:Neuro-lingvisztikus programozásid:NLPit:
Programmazione neuro linguisticaja:神経言語プログラミングlt:Neurolingvistinis programavimasnl:
Neuro-Linguïstisch Programmerenno:Nevrolingvistisk programmeringpl:Programowanie neurolingwistycznept:
Programação neurolingüísticaro:Programare neuro-lingvisticăsr:
Неуролингвистичко програмирањеsv:Neurolingvistisk programmeringtr:Nörolinguistik Programlamauk:
Нейролінгвістичне програмуванняzh:神經語言規劃
Философская база[]
НЛП иногда определяют как эмпирическуюэпистемологию.
Система эта была разработана при ответе на вопрос, почему определённые психотерапевты так эффективно взаимодействуют со своими клиентами. Вместо того, чтобы исследовать данный вопрос с точки зрения психотерапевтической теории и практики, Бэндлер и Гриндер обратились к анализу того, что делали эти психотерапевты на наблюдаемом уровне, категоризировали это и применяли категории в виде общих моделей межличностного влияния. НЛП пытается научить людей наблюдать, делать предположения и реагировать на людей так же, как те три крайне эффективных психотерапевта.
Многие сторонники НЛП считают, что оно ближе к технологии, чем к науке, и зачастую относят его к подобию инженерии, поскольку НЛП пытается ответить на вопрос «что работает?», а не на вопрос «что истинно?». Они бы сказали, что стремятся создавать практические модели и удобные подходы.
Первые разработчики заявляли о своей незаинтересованности в теории, и в НЛП рекомендуется концентрироваться на том, «что работает». Однако некоторые практики создают и развивают собственные теории, стоящие за НЛП, основываясь на синтезе нейролингвистического программирования с другими личностными, нью-эйджевскими, психологическими и/или нейрологическими концепциями. Некоторые тренеры обучают этим теориям в рамках НЛП.
На тренингах НЛП обучают наблюдать тонкие вербальные и невербальные сигналы, и подразумевается, что не может быть никакой определённости в работе какого-либо метода, а поведенческая гибкость рассматривается в качестве ключа к успеху.
Шестишаговый рефрейминг
Многим из нас знакома ситуация, когда определённые проблемы не решаются очень и очень долго, а причину этого понять мы никак не можем. Дело в том, что этому мешает наше собственное подсознание, которому по каким-то причинам кажется, что так, как есть сейчас – лучше всего. Для изменения настроя своего подсознания очень хорошо подходит техника шестишагового рефрейминга.
За основу в ней берётся особое медитативное состояние, при нахождении в котором подсознание наиболее восприимчиво к поступающей информации, тогда как в обычном состоянии её доступ блокируют различные субличности (см. здесь).
Схема шестишагового рефрейминга довольно проста:
- Первый шаг. Нужно лечь на пол и расслабиться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы тела, после чего примерно пять минут просто лежать, акцентируя внимание на дыхании.
- Второй шаг. Визуализация большого белого экрана.
- Третий шаг. Как только экран представлен, нужно задать своему подсознанию вопрос о том, готово ли оно к сотрудничеству. Ответ должен отобразиться на экране.
- Четвёртый шаг. Если ответ положительный, то можно задавать подсознанию любые вопросы, форма которых должна подразумевать простые ответы (да/нет).
- Пятый шаг. В процессе взаимодействия с подсознанием нужно узнать у него, какие выгоды оно извлекает из сложившейся проблемной ситуации, и обратиться к творческой составляющей своей личности с просьбой найти более подходящий способ удовлетворения данной потребности.
- Шестой шаг. Следует расслабиться, позволив подсознанию обработать информацию, не спеша посчитать от одного до десяти и встать. Рефрейминг окончен.
Применение шестишагового рефрейминга способствует эффективному решению многих проблем. Лучше всего, конечно, во время его применения находиться под гипнозом, для чего можно обратиться к услугам специалиста. Но можно применять его и самостоятельно. Более детально изучить особенности этой техники можно тут. Также можно посмотреть интересное видео на эту тему.