Намерения — это… Благие намерения. Слово «намерение»

Намерения - это... Благие намерения. Слово "намерение" Женщине
Содержание
  1. Значение словосочетания благие намерения. что такое благие намерения?
  2. Почему важно научиться отделять ложь от истины
  3. Но, если в аду грешники будут вместе с диаволом, почему бы им там не поддержать друг друга?
  4. «благими намерениями вымощена дорога в ад»
  5. «благими намерениями вымощена дорога в ад»… так как же творить благо?
  6. «благими намерениями вымощена дорога в ад»: примеры из истории и жизни
  7. «благими намерениями вымощена дорога в ад»: смысл выражения
  8. Богородичен
  9. В книгах притч и иисуса, сына сирахова, есть похожие стихи
  10. Версия 1. автор выражения — сэмюэл джонсон
  11. Версия 2. автор выражения — кто-то из богословов
  12. Всегда ли мечта пуста?
  13. Другие варианты
  14. Есть два возможных автора фразы: сэмюэл джонсон и джордж херберт
  15. Есть примеры аналогичных фраз
  16. Значение
  17. Значение этого выражения может быть разным, православие даёт 4 варианта
  18. Иллюстрация намерения
  19. Инверсия этой фразы есть в «фаусте» гёте
  20. Как оживить в себе веру?
  21. Кондак
  22. Откуда появилось изречение
  23. Понятие «намерение» в православии
  24. Пример бездеятельного желания
  25. Смысл
  26. Толкование 1. мечты вместо действий
  27. Толкование 2. активность в мирской жизни в ущерб духовной
  28. Толкование 3. недальновидность
  29. Толкование 4. зло прикрывается добрыми мотивами
  30. Тропарь
  31. Этот афоризм будто бы отрицает необходимость добрых дел

Значение словосочетания благие намерения. что такое благие намерения?

«Благие намерения» — шведский фильм 1992 года режиссёра Билле Аугуста.

«Благие намерения» — советский фильм 1984 года режиссёра Андрея Бенкендорфа.

«Благие намерения» — одна из серий (2005) телесериала «Остаться в живых».

«Благие намерения» — пятая серия (2005) шестого сезона российского телесериала «Убойная сила».

«Благие намерения» — эпизод (2005) аниме «Василиск».

«Благие намерения» — одна из серий (2006) третьего сезона российского телесериала «Возвращение Мухтара».

«Благие намерения» — седьмой эпизод (2021) второго сезона американского телесериала «Звёздные врата: Вселенная»

«Благие намерения» — повесть (1980) советского писателя Альберта Лиханова.

«Благие намерения» — повесть (2009) российской писательницы Александры Марининой.

Почему важно научиться отделять ложь от истины

Сегодня много вероисповеданий, и людям трудно в них разобраться. Только правильная вера способна спасти человека от греховных пут. Патриархи Церкви много рассказывали об этом. Как утверждал святитель Иоанн Златоуст, правильная вера поможет справиться с любыми проблемами.

Православный человек кроме веры, должен иметь разум и рассуждение. Верующий должен уметь отличить ложь от истины, видеть уловки темных сил. Церковнослужители убеждены, что создателями всех сект являются демонические темные силы, цель которых, увести с пути праведного души.

Православный верующий должен постоянно помнить меткое выражение о благих намерениях, чтобы не забыть, как легко можно сбиться с истинного пути.

Но, если в аду грешники будут вместе с диаволом, почему бы им там не поддержать друг друга?

Апостол Павел не случайно называет сатану и соблазненных им ангелов духами злобы поднебесной (Еф 6: 12). Злоба — определяющая характеристика этих существ. Христос именует дьявола человекоубийцей от начала (Ин 8: 44). За тысячи или миллионы лет, прошедшие с момента отпадения от Бога, сатана совершенно изничтожил в себе все крупицы доброго, бывшего в нем прежде, и с тех пор он весь — ненависть и злоба в их чистом, незамутненном виде.

Очень трудно уничтожить то, что сотворил Бог, тем более человека, созданного по образу Божию. Но сатана нечеловечески умен и хитер, поэтому он действует не напрямик, а обманом. Недаром Христос называет его лжец и отец лжи (Ин 8: 44). Дьявол клевещет человеку на Бога (именно это — «клеветник» — и значит греческое слово διάβολος), предлагает разные соблазнительные мысли, которые на первый взгляд могут представляться и разумными, и добрыми, и справедливыми.

Ждать от человекоубийцы сатаны какой-то поддержки — значит жестоко и фатально обманываться.

«благими намерениями вымощена дорога в ад»

Переходим к философской части нашего увлекательного повествования. Осталось разобрать, чем же так плохи благие намерения? К сожалению, тут просто ответить не получится.

У каждого человека есть свои представления о добре и зле, о хорошем и плохом. И обычно люди делают нечто, опираясь на эти самые ценности. Но так как у каждого представления свои, то они неизбежно входят в конфликт, а иногда и в клинч друг с другом.

Конечно, ад упоминается в выражении в метафорическом смысле. То же самое подразумевал Ж.-П. Сартр, когда писал, что «ад – это другие». Расхождение в представлении о добре и зле порождает преисподнюю человеческих отношений, в которой все беспрестанно страдают.

Однако эти философские рассуждения трудны для понимания без конкретного примера. Извольте. Парень дружит с девушкой, а вот его мама считает, что молодая женщина ему не подходит. И матушка всеми силами хочет рассорить молодых людей, строит козни, в общем, ведет себя не слишком достойно.

Но в представлении родительницы она оказывает сыну услугу, ведь она желает ему только «добра». Мама заинтересована в том, чтобы у нее была «хорошая», в ее понимании, невестка, а сын хочет счастья. Их представления не совпадают – возникает ад. А ведь и не поспоришь, что у мамы намерения благие, только ничего хорошего они не несут.

Итак, мы разобрали значение слова «намерение», а также его синоним. Нами проанализирован фразеологизм «благими намерениями вымощена дорога в ад», надеемся, читателю было не слишком скучно.

«благими намерениями вымощена дорога в ад»… так как же творить благо?

Благо имеет свойство полезности и способно удовлетворить определённые человеческие потребности — это с точки зрения экономики. С точки же зрения этики, нравственности, духовности и психологии «благо» можно заменить понятием «добро», и означать оно будет намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению полезного деяния. Это деяние должно принести человеку счастье, радость и любовь и может осуществляться только свободной волей.

Итак, благотворить — это значит совершать добро для человека исключительно по его просьбе и с проявлением его свободной воли. Среди психологов есть такое понятие, как оказание помощи или проведение консультации только по запросу клиента. Это как раз и означает «творить благо».

Почему «творить» и почему? Да потому что наивысшее проявление божественного в человеке заключается в творчестве. Рисуя на новых обоях в доме красным карандашом, маленький человечек таким образом проявляет творчество.

Подрастая и создавая свою картину мира, он рисует уже цветными карандашами на альбомных листах поздравительные открытки для родителей, снова проявляя творчество.

А в зрелом возрасте создает целые картины — шедевры, вновь проявляя творчество.

Каждый человек — это творец, в частности — своего счастья. Когда на прием к психологу приходит человек с раненой душой и рассказывает о своих проблемах, в этот момент он не может творить сам и просит помощи у специалиста. И вот именно здесь психолог начинает «благо творить». Творить добро и создавать пространство любви для возобновления радости, которое позволяет вновь человеку стать счастливым и творить самому.

Такое благо может создавать каждый человек, к которому обращаются за помощью.

А что же значит «благими намерениями выстлана дорога в ад»? Тоже ведь в основе «благо». Неужели добро направляет в ад? Такое может быть, если…

Представьте ситуацию. Вы стоите на остановке и ждете транспорт. К вам подходит незнакомый человек и рассказывает, что у вас больное сердце, так как треугольник в области носа и подбородка имеет синеватый окрас, а именно этот признак говорит о том, что надо посетить кардиолога. В голове возникает сомнение — а, может, это правда? В этом случае добро, навязанное незнакомцем, направляет в ад.

Как быть Леди:  Как построить отношения? Или что стоит "отдавать" в любви?. Статья. Гендерная психология. Самопознание.ру

Если рассмотреть позицию незнакомца, то он вроде бы имел исключительно благие намерения. По образованию он врач, увидел ярко выраженную симптоматику сердечной болезни, подошел и порекомендовал диагностику. Разве не благо?

Но с другой стороны, вы разве его об этом просили? Готовы ли вы были услышать про свое больное сердце или повышенное давление? А общаться вообще желали? Теперь вместо того, чтобы ехать по делам, вы будете весь день думать только об этом, мысль не покинет вас, пока вы не доберетесь до кардиолога и не выясните, что с вами.

Бесконечная мысль об этой проблеме превратит жизнь в ад. Вот вам и «благими намерениями выстлана дорога в ад». На тебе! Хотел, не хотел — получи! Можно к «благим намерениям» подобрать и другую народную мудрость. «В Тулу со своим самоваром», «в чужой монастырь со своим уставом». По своей сути эти высказывания похожи, имеют лишь разный эмоциональный окрас и разную силу.

Можно сделать вывод, что отличие «благо творить» от «благими намерениями выстлана дорога в ад» в том, что одно явление происходит исключительно при проявлении свободной воли того человека, на которого сия благотворительность направлена, по его желанию и согласию, а второе нет. Второе — это вмешательство в личное пространство, наперекор воли человека.

Различайте эти понятия, формируйте только хорошие намерения для себя самого и творите благо для других лишь по их просьбе.

«благими намерениями вымощена дорога в ад»: примеры из истории и жизни

Наглядный исторический пример, к чему ведут благие намерения без веры, — попытка построить коммунистическое безбожное государство. Стремление к раю на земле и всеобщему равенству сто лет назад обернулось гражданской войной, миллионами жертв и установлением тоталитарного режима. Иеромонах Иов (Гумеров) отмечает:

«Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить “счастье” человечеству. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим».

Полноценная христианская жизнь не может ограничиваться одними лишь благими намерениями. Без добродетелей и работы над собой происходит духовная деградация человека. Он отдаляет себя от Бога и спасения. Литературный редактор православной газеты Елена Фетисова рассказывает о том, как на личном опыте убедилась в этом.

Когда Елена прошла через период воцерковления, у неё пропала присущая неофитам (христианам-новичкам) духовная ревность. Всё сложнее стали даваться молитвы, посты, чтение Священного Писания и духовной литературы. Вместо того, чтобы начать трудиться над собой, Елена стала ослаблять посты, урезать молитвенные правила, всё реже обращаться к Евангелию.

Однажды, занимаясь домашними делами, женщина осознала, что самого утра ни разу не обратилась к Богу. Елена говорит, что в тот период жизни испытала «паралич веры»:

«Нет, ты по-прежнему веришь в существование Бога и во все пункты Символа веры. Но умер опыт веры: теплое чувство Его Благости и вездеприсутствия, Его непосредственного участия в твоей жизни… Оказывается, вера умирает даже не от отсутствия масштабных и ощутимых дел, вроде благотворительности. Она медленно и незаметно тает без подпитки малыми делами веры…».

«благими намерениями вымощена дорога в ад»: смысл выражения

Православие придаёт добрым намерениям большое значение. Ведь они являются проявлением благого духовного состояния человека, его стремления к добру, Богу и спасению. Однако христианство – религия не мечтательного, а деятельного спасения. На одном лишь намерении останавливаться нельзя, оно обязательно должно быть реализовано. Преподобный Симеон Новый Богослов предостерегает:

«Те, которые думают спастись без труда, не спасутся, так как спасение не бывает без труда» («Слова»).

Рассматриваемый нами афоризм – именно об этом. Сколько бы ни было у человека добрых замыслов, все они бесполезны. Если только не воплощаются в жизнь, не осуществляются делами. Без дел вера мертва (Иак.2:26). Необходимо усердно работать над собой, соблюдать заповеди, упражняться в различных добродетелях.

У крылатой фразы «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» есть и другая трактовка. Подразумевается, что некоторые искренние благие намерения порой оборачиваются греховными, губительными для души поступками. Это происходит, с духовно заблудшими людьми, которые живут без Бога, имея искажённые представления о добре и зле. Преподобный Ефрем Сирин учит:

«Без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли» («Творения», том 1).

Таким образом, дела без веры тоже мертвы. Только с Богом, имея духовно просвещённый разум, мы можем правильно реализовать свои добрые побуждения. Если Господь видит веру и преданность человека, то ценит его благие намерения (Евр.4:12). Творец дарует Свою помощь для реализации добрых помыслов. Слова святителя Иоанна Златоуста резюмируют всё вышеcказанное:

«Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине… Но не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении. Будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то, и другое способствовало нам к достижению совершенства».

Богородичен

Богоро́дице, христиа́ном Помо́щнице, Твое́ предста́тельство стяжа́вше раби́ Твои́, благода́рно Тебе́ вопие́м: ра́дуйся, Пречистая Богоро́дице Де́во, и от всех нас бед Твои́ми моли́твами всегда́ изба́ви, еди́на вско́ре предста́тельствующая.

Перевод:Богородица, Помощница христианам, мы, рабы Твои, получивши Твою помощь, с благодарностью восклицаем Тебе: Радуйся, Пречистая Богородица Дева, и от всех бед Твоими молитвами избавляй нас, Единая скорая Заступница.

В книгах притч и иисуса, сына сирахова, есть похожие стихи

Но вряд ли бы мы стали давать анализ этой фразы с точки зрения православия, если бы чего-то подобного не существовало в Библии. Священное Писание содержит несколько два похожих стиха. Первый из них есть в книге Иисуса, сына Сирахова:

«Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада» (Сирах. 21:11)

11 стих 21 главы

книги Иисуса сына Сирахова, содержит похожую фразу про ад

Примечательно, что на этот стих выдающиеся толкователи Библии не написали комментариев.

Второй похожий отрывок менее известен, но более изучен. Его встречаем в книге Притч Соломоновых:

Версия 1. автор выражения — сэмюэл джонсон

Это поэт, доктор философии, литературный критик, литературовед, составитель толкового словаря, сатирик, биограф, лексикограф. Более всего поразителен не список его заслуг, а то, что добился этот человек всего, несмотря на плохое зрение и синдром Туретта!

Джонсон был выдающимся человеком, несмотря на синдром Туретта.

Сочинял Сэмюэл Джонсон афоризмы. Один из самых известных и метких: «Патриотизм — последнее убежище негодяя» (прямую интерпритацию этого афоризма позднее использовал Лев Толстой).

Джонсон был одним из символов XVIII века, но слава его постепенно пошла на убыль.

Сэмюэл Джонсон — возможно, автор афоризма про дорогу в ад
Сэмюэл Джонсон — возможно, автор афоризма про дорогу в ад

Сегодня мы помним этого выдающегося автора, главным образом благодаря его биографии, которую написал Джеймс Босуэлл, ученик писателя. Эту книгу называют величайшей биографией на английском языке. Собственно, она и увековечила имена обоих авторов.

Именно в биографии Джеймс Босуэлл и сообщает, что в 1755 году Сэмюэл Джонсон сказал: «Ад вымощен добрыми намерениями».

Версия 2. автор выражения — кто-то из богословов

Об этом сообщает Вальтер Скотт. В романе 1819 года «Ламмермурская невеста» он пишет:

«Вам известно выражение английского богослова: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями»? — заметил Рэвенсвуд. — Или, другими словами: мы чаще обещаем, чем выполняем?».

Как быть Леди:  Какие вопросы задать парню или девушке: 200 вопросов по переписке или знакомстве

Можно ли доверять Скотту более чем Босуэллу? И не мог ли Вальтер Скотт ошибиться? Возможно всё.

Поэт Джордж Херберт написал: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»
Поэт Джордж Херберт написал: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»

В комментариях к роману Скотта М. Шерешевская утверждает, что «английский богослов» — это Джордж Херберт (1593–1633). У нас он больше известен как поэт. В его работе Jacula prudentium есть фраза Hell is full of good meaning and wishings (перевод: «Ад полон добрыми намерениями и желаниями»).

Возможно, и Джонсон, и Скотт знали этот афоризм и использовали его.

Всегда ли мечта пуста?

Есть несколько претендентов на звание «Синоним намерения». Огласим весь список:

  • Мечта.
  • План.
  • Задумка.
  • Замысел.

Мы привыкли думать, что мечта – это нечто воздушное, легкое и, скажем прямо, имеющее слабое отношение к реальности. Но не таково мнение А. Г. Маклакова, автора учебника по общей психологии, он считает, что мечта — образ будущего результата. Поэтому фантазеры не такие уж пропащие люди, как принято думать.

А если серьезно, то «мечты» не годятся на роль синонима к слову «намерения». Это слишком легковесно, с точки зрения обычного человека. А авторская трактовка того или иного понятия всегда возможна, но не обязательно пользуется спросом и пониманием у масс.

Следующий претендент – это «план». От этого слова веет надежностью и стабильностью. Если «намерение» можно заменить «планом», то будьте покойны, стремления человека серьезны. Но «план» может быть только частичной заменой, ибо план предполагает уже какие-либо конкретные действия на пути к цели. Намерение же может так и не сбыться никогда.

«Задумка» и «замысел» как синонимы. Задумка по стилистике легковесна, но не стоит ее недооценивать, ведь человек, говорящий: «У меня есть задумка» — может быть очень серьезным и прямо завтра начнет со страшной силой претворять в жизнь тот образ, который возник у него в голове.

В целом и «задумка», и «замысел» выражают ту же самую сущность, что и «намерение», и обладают тем же самым содержанием. Но не спешите, бездумно заменять одно другим, ибо в языке многое зависит от контекста и стилистики. Может быть, ни «замысел», ни «задумка» не подойдут на замену.

Другие варианты

  • Путь в ад устлан благими намерениями
  • Благими намерениями устлана дорога в ад
  • Благими (добрыми) намерениями ад вымощен
  • Пятнадцать лет ада, что благими (добрыми) намерениями вымощен
  • Из добрых побуждений дорожка прямо в ад

Есть два возможных автора фразы: сэмюэл джонсон и джордж херберт

У этого крылатого выражения есть две версии происхождения.

Есть примеры аналогичных фраз

Русскому человеку хорошо знакомы примеры других крылатых выражений с тем же смыслом, которые особенно популярны у нас в стране.

Медвежья услуга. Означает непрошенную, неуклюжую и вредную помощь. На самом деле, родина этого сюжета — Индия. И фигурировала в нём изначально обезьяна. Но позже на основе этой истории Жан Лафонтен написал басню про медведя и садовника. Оттуда и пошло крылатое выражение.

А русский читатель знаком с этим сюжетом из более поздней басни Крылова:

А Мишка на часах — да он и не без дела: У друга на нос муха села: Он друга обмахнул; Взглянул, А муха на щеке; согнал, а муха снова У друга на носу, И неотвязчивей час-от-часу. Вот Мишенька, не говоря ни слова, Увесистый булыжник в лапы сгреб, Присел на корточки, не переводит духу, Сам думает:

Медвежья услуга — крылатое выражение, которое основано на басне (иллюстрация Г.Доре)
Медвежья услуга — крылатое выражение, которое основано на басне (иллюстрация Г.Доре)

Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Эту фразу произнёс Виктор Степанович Черномырдин, когда комментировал подготовку и проведение денежной реформы 1993 года.

Есть мнение, что её автор — председатель Правительства СССР Валентин Павлов. Впрочем, ещё учённый П. А. Кропоткин в «Дневниках разных лет» писал о государстве: «…хотело как лучше, а получилось как всегда». Так что однозначно закрепить происхождение фразы за кем-либо из троих невозможно.

Значение

Намерения – это желания человека, которые стали чем-то большим, нежели пустыми мечтаниями, это некие предполагаемые действия на пути к поставленной цели.

Возможно, даже для их осуществления уже есть внутренний план. В современном мире, даже русскоязычном, «намерение» заменяется словом «мотивация». Причем когда говорят о низкой или высокой мотивации, то можно понять, это твердое намерение или пустое мечтание.

Значение этого выражения может быть разным, православие даёт 4 варианта

Православные комментаторы видят в афоризме разный смысл. Вот четыре самых популярных толкования:

Иллюстрация намерения

Петров увидел впервые в жизни по телевизору летние Олимпийские игры и вдруг внезапно захотел стать атлетом. При этом Петров понимает, что его физическая форма далека от идеала, живот слишком большой и руки слишком толстые. Но он не отчаивается, напротив, полный решимости мальчик мольбами и капризами сделал так, чтобы родители пошли вместе с ним в спортивный магазин и купили ему подходящий инвентарь. Мы этого не знаем наверняка, но, скорее всего, Петров добьется успеха, потому что он сделал конкретные шаги к цели.

Инверсия этой фразы есть в «фаусте» гёте

Если в самом афоризме мы говорим о добрых намерениях, приводящих к плохому результату, то у Гёте описана обратная ситуация: «Так кто ж ты, наконец?», — спрашивает Фауст. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — отвечает Мефистофель.

Именно этот, наиболее близкий к оригиналу перевод фраз, вероятно, сделал сам М.А.Булгаков для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите».

Добро и зло тесно переплетены, как предании об архидиаконе Феофиле.

Смысл выражения в том, что нечистые духи выполняют свою функцию в этом мире: искушают, наказывают, сводят с пути. Это их естественная потребность.

Сделка с дьяволом заставила архидиакон Феофила встать на духовный путь и добиться спасения
Сделка с дьяволом заставила архидиакон Феофила встать на духовный путь и добиться спасения

Но в то же время они совершают немало добрых поступков в этом стремлении к злу.

Добро и зло слишком тесно переплетены (эта идея развита у Булгакова в монологе Воланда о тенях и свете).

Хороший пример того, как описанная сила творит добро, — предание про архидиакона Феофила. Он заключил сделку с дьяволом, но раскаялся и стал усердно молиться Богородице. В итоге это привело его к спасению. Так зло стало стимулом для победы над греховной природой.

Кстати, именно предание о Феофиле легло в основу «Фауста».

Как оживить в себе веру?

На примере героини вышеизложенного рассказа, мы убедились, что охлаждение веры может испытать даже воцерковлённый христианин. Но усердным трудом над собой можно «реанимировать» веру и вновь почувствовать Божье присутствие в своей жизни. Митрополит Иоанн (Попов) перечисляет, что для этого нужно сделать:

«Если человек возжелал духовно обновиться, то он должен, прежде всего, помолиться сокровенной молитвой, попросить помощи Божьей. Он должен обязательно исповедоваться в том, что им овладело окаменелое бесчувствие. Следующий шаг после исповеди – это помощь ближнему и сострадание, сопереживание. Это то, что человека всколыхнет, заставит его по-новому смотреть на мир».

В молитве, то есть искреннем покаянном общении с Творцом, христианин находит благодатную защиту от зла, утешение в печалях, очищение ума. Не следует ждать особого настроя для беседы с Богом. По словам святых Макария и Петра Дамаскина, Всевышний «даёт молитву молящемуся». Об этом же говорит и преподобный Макарий Оптинский:

Как быть Леди:  Социальная изоляция. Как вернуть интерес к жизни? | Психология жизни | Здоровье | Аргументы и Факты

«Надо себя принудить к молитве, хотя бы и противилось тому сердце. А Господь, видя такое наше понуждение и усилие к молитве, подает Свою помощь» («Письма к монашествующим»).

Исповедь и Причастие являются основными Церковными Таинствами. Их установил Господь, чтобы мы могли приобщиться к Его естеству и преобразить свои тело и душу. В связи с этим митрополит Иларион (Алфеев) называет Таинства получением опыта неба и предвкушением Царствия Божьего. Преподобный Паисий Святогорец указывает на великое значение регулярного участия в этих священнодействиях:

«Диавол не обладает никакой силой над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся… К чистому созданию Божию диавол не приближается» («Слова», том 1).

Дела милосердия облагораживают и умиротворяют душу человека, искореняют в нём эгоизм. Примером такого благого дела является подаяние милостыни. Преподобный Исаак Сирин призывает христианина:

«Послужи милостыне. Когда внутри тебя обретается она, тогда изображается в тебе оная святая красота, которою уподобляешься Богу» («Слова подвижнические).

Кондак

Твои́х благодея́ний и даро́в ту́не, я́ко раби́ непотре́бнии сподо́бльшеся, Влады́ко, к Тебе́ усе́рдно притека́юще, благодаре́ние по си́ле прино́сим, и Тебе́ я́ко Благоде́теля и Творца́ сла́вяще, вопие́м: сла́ва Тебе́, Бо́же Всеще́дрый.

Перевод:Мы, как недостойные рабы, незаслуженно сподобившись Твоих благодеяний и даров, Владыка, с усердием к Тебе обращаемся и приносим посильное благодарение и, прославляя Тебя, как Благодетеля и Творца, восклицаем: «Слава Тебе, Боже Всемилостивый!»

Откуда появилось изречение

Иеромонах Иов (Гумеров) вспоминает как минимум двух человек, в трудах которых, присутствует эта фраза. Джеймс Босвелл, писатель, живший в 18 веке, в одном из своих творений приводит подобное высказывание. Еще раньше священник из Англии Джордж Герберт высказывался:

Иеромонах Иов подробно расшифровывает известное высказывание, что совершенно не схоже с обывательским объяснением. Он утверждал, что одних лишь благих намерений недостаточно, чтобы угодить Спасителю. Пожелания не соединят нас с Господом. Как правило, намерения остаются лишь желаниями, которые никогда не станут реальностью.

Понятие «намерение» в православии

Намерение – то же, что и замысел, то есть желание совершить определённый поступок. В Православии под намерением также подразумевается замысел не совершать что-либо (например, грех). Так, благим намерением является сознательное решение человека сделать добро или воздержаться от зла.

Святые Отцы в своих богословских трудах уделяли особое внимание теме намерений. Именно они лежат в основе всей нашей духовной жизни. Ведь чаще всего и греху, и добродетели предшествует соответствующее внутреннее расположение человека, обладающего свободой воли. Святитель Иоанн Златоуст учит:

«Не красота – причина блудодеяния и не безобразие – причина целомудрия… Не природа тела, а произволение души бывает причиной того и другого» (Полное собрание творений, том 3).

Связь дурных помышлений и ада очевидна. Но что означает выражение о благих намерениях?

Пример бездеятельного желания

Другой школьник – Сидоров. Так же, как и Петров, посмотрел летние Олимпийские игры и вдруг тоже внезапно захотел стать атлетом. Оповестил об этом всю родню и сказал, что завтра же пойдет в спортивную секцию записываться, его пыл пытаются погасить и сказать, что, вообще-то, лето на дворе, и все секции закрыты.

Но пусть взрослые не беспокоятся, ибо проходят дни, а Сидоров не спешит навещать ни секцию легкой атлетики, ни спортзал. Оказывается, его намерения – это так, пустые мечты. Сутки напролет он лежит на диване и грезит о лаврах победителя Олимпиады.

Как хотите, а мы не можем считать это серьезными планами на будущее. Кстати, разница в поведении двух школьником вплотную подводит нас к вопросу о том, чем можно заменить слово «намерение». Синоним у него какой?

Смысл

С богословской точки зрения смысл изречения состоит в том, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел, поэтому люди, имеющие добрые намерения, но не осуществляющие их, не могут считаться праведниками и таким образом ещё не могут рассчитывать на попадание в рай[1][неавторитетный источник?

Данная фраза употребляется для обозначения случаев, когда попытки осуществления самых гуманных и благих задач приводят (по недальновидности, недосмотру, неумению и т. п.) к совершенно обратным и даже деструктивным последствиям.

В современном русском языке в качестве аналога зачастую используется также ставшее крылатым выражение В. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Толкование 1. мечты вместо действий

Жизнь человека должна быть полна добрыми поступками, а не желаниями. Человек всё время что-то желает, мечтает, намеревается. Но каждая секунда этого промедления отнимает время у действительно полезных дел, которые можно было бы совершить. Так, планируя, но не воплощая, человек топчется на месте и скатывается в ад.

Мечты вместо реальных действий — один из смыслов афоризма
Мечты вместо реальных действий — один из смыслов афоризма

Толкование 2. активность в мирской жизни в ущерб духовной

Наши «добрые» намерения отвлекают нас от действительно праведной христианской жизни. Такую версию озвучил профессор А.И.Осипов. Он сказал, что человек, вместо того, чтобы заниматься спасением своей души и душ окружающих, находит «правильные» с точки зрения материального мира дела, которые оттягивают время духовной деятельности.

Толкование 3. недальновидность

Человек не может быть достаточно дальновиден, чтобы представлять последствия всех своих поступков. Он действует, считая, что принесёт пользу, но не факт, что всё сложится максимально благоприятным образом. Это сближает афоризм с другой известной фразой:

(Мф 6: 22–23)

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»

Толкование 4. зло прикрывается добрыми мотивами

Мало кто из людей решается взять и сотворить нечто заведомо плохое. Как правило, на преступление или грех его подталкивают именно добрые мотивы. Гитлер тоже затеял войну не потехи ради: он был убеждён, что поступает правильно. Этой версии придерживается протоирей Андрей (Ткачёв):

Тропарь

Благода́рни су́ще недосто́йнии раби Твои, Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́.

Перевод:Благодарны будучи, Господи, за Твои великие благодеяния, нам оказанные, мы, недостойные рабы Твои, славим, восхваляем и благословляем Тебя, благодарим, воспеваем и славословим Твое милосердие и рабски, с любовию восклицаем Тебе: «Благодетель, Спаситель наш, слава Тебе!»

Этот афоризм будто бы отрицает необходимость добрых дел

Сразу стоит подчеркнуть тот жуткий посыл, который это выражение вселяет в слушателя. Добрыми намерениями выстлана дорога в ад — значит, опасно их иметь? Лучше ничего не делать, не желать изменить мир к лучшему, а то в ад попадёшь?

Ну, или даже если не понимать буквально, всё равно получается жутко: слишком человек недальновиден, как бы хорошо ни поступал, всё равно результат будет плохим.

Что одно значение, что другое не вселяют оптимизма. Да может ну его, это выражение? Сказал какой-то противник добрых дел, нам-то что?

Нет. У фразы есть интересная история, и на самом деле этот афоризм не так далёк от Священного Писания, как может показаться. Да и слишком уж популярен он — даже есть на нескольких языках. Сперва узнаем историю этого выражения, а потом посмотрим, как его можно истолковать с точки зрения православия.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий