Максимум удовольствия или минимум страданий? Истоки гедонизма

Максимум удовольствия или минимум страданий? Истоки гедонизма Женщине
Содержание
  1. Что такое гедонизм
  2. ​основные принципы и положения этики гедонизма
  3. ​гедонистический образ жизни
  4. ​каким выглядит такой человек
  5. ​хорошо или плохо
  6. Виды гедонизма
  7. Гедонизм аристиппа: истоки
  8. Гедонизм в народной культуре
  9. Гедонизм в современном мире
  10. Гедонистическая функция
  11. Гедонистическая функция искусства
  12. Гедонистические ценности
  13. Гипергедонизм
  14. Значение слова
  15. Идеология потребления
  16. Известные гедонисты
  17. Известные цитаты о гедонизме
  18. Как выявить гедонизм
  19. Как стать гедонистом
  20. Книги о гедонизме
  21. Кто такой гедонист
  22. Кто такой гедонист?
  23. Нужно ли стремиться к гедонизму?
  24. Определение
  25. Парадокс гедонизма
  26. Плюсы и минусы гедонизма
  27. Признаки гедониста
  28. Примеры
  29. Принцип гедонизма
  30. Телевидение и интернет
  31. Философия и психология гедонизма
  32. Чем плох гедонизм
  33. Эвдемонизм: не удовольствие, но счастье
  34. Эпикурейцы: гедонизм вдали от гедонизма

Что такое гедонизм

Термин «hedonism» означает «кайф». Гедонистический образ жизни – привычка получать удовольствие от жизни, наслаждаться каждым ее мгновением. В этом усматривается сходство гедонизма с эгоизмом. Но отождествлять гедонизм и эгоизм нельзя. Эгоист — единоличник, он игнорирует потребности других людей.

​основные принципы и положения этики гедонизма

В наши дни приверженцы западного образа мысли активно распространяют мысль, что цель жизни — получение благ и удовлетворение своих жизненных потребностей.

Последователей гедонизма легко отличить от других людей по перечисленным ниже принципам:

  • стремятся получить всевозможные блага, как материальные, так и душевные;
  • границы их личного пространства расширены;
  • избегают опасных, рискованных ситуаций;
  • игнорируют гражданский и личный долг, если он препятствует удовлетворению потребностей индивида;
  • стараются не делать лишних усилий в делах, если это касается учебы, развития, конфликтов и других сфер).

В современном понимании гедонизмом называется учение, в основе которого лежит принцип достижения человеком радости через получение удовольствий и приятных эмоций во время его жизнедеятельности.

Но есть у данной теории и существенные минусы:

  • гедонизм может препятствовать личному и профессиональному развитию;
  • ставит под сомнение общепринятые нормы морали;
  • гедонисты зачастую игнорируют долги и отказываются следовать законам, ставя во главу угла погоню за собственным удовлетворением;
  • негативно проявляется на здоровье человека (переедание, болезни половой системы и т. д.)
  • у многих появляется зависимость от курения, алкоголя, наркотиков.

Психология рассматривает теорию гедонизма, утрируя эмоции личности, при этом становится не важным ее интеллект. На первое место выходит инстинкт, который мотивирует человека на действия.

Легендарный курс по медитации без оплатыРекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

В психотерапии гедонизм считается компенсаторным поведением, через которое люди стараются сознательно занизить значимость поиска смысла жизни и осознанного выбора, игнорируют свои потребности в творческой реализации, учебе, семейном круге и обществе.

​гедонистический образ жизни

Кто по праву может быть причислен к гедонистам и что характерно для их жизни.

  1. Последователи принципов гедонизма. Их цель — получить максимальное количество удовольствий от жизни, избегая страданий.
  2. Живущие в моменте «здесь и сейчас», не думающие о последствиях.
  3. Люди, чье полноценное бытие складывается из множества приятных моментов, происходящих в определенный момент времени.
  4. Те, кто приятным занятиям и увлечениям уделяет как можно больше времени до тех пор, пока не найдется новое хобби.
  5. Человек, которому легко заводить новые знакомства для любовных и дружеских отношений. Но после утраты интереса к личности, он легко может закончить общение и завести нового друга.
  6. Люди, способные поддаться сиюминутным порывам ради наслаждения, не заботясь о последствиях.
  7. Те, кто ведет себя демонстративно, стараясь все время оказаться в центре внимания.

Есть несколько общеизвестных фактов, характерных для гедонистов:

  • они обращают пристальное внимание на свою внешность, следование моде;
  • их считают законодателями современных тенденций;
  • способны на авантюрные поступки и не боятся выглядеть экстравагантно, носить броский макияж и нарушать нормы общественной морали;
  • они импульсивны (могут купить, не раздумывая, понравившуюся вещь только из-за ее яркой оболочки и необычности);
  • всё в облике гедониста кричит об его исключительной важности для самого себя, как о человеке достойном общественного восхищения.

​каким выглядит такой человек

Такие люди обычно придерживаются гедонистических взглядов на жизнь. Они стремятся получить наслаждение от любого момента и ситуации. Гедонисты ценят жизнь во всех ее проявлениях, переступая через любые преграды.

Главными источниками удовольствий этих людей становятся:

  • различные хобби;
  • алкогольные вечеринки;
  • встречи с друзьями;
  • внутрисемейные ценности;
  • вкусная пища;
  • восхваление собственных достоинств;
  • секс;
  • финансовый доход;
  • власть;
  • саморазвитие личности.

Причем каждому человеку характерно самому определять свои жизненные приоритеты. Кто-то больше всего ценит нематериальные ценности (восход солнца, поездка на природу, прогулка босиком по траве и т. д.). Другие — исключительно материальные (финансовый достаток, различные блага). Достигать счастья или нет — это решение остается за конкретной личностью.

Настоящим гедонистам присуще относиться к жизни философски. Они часто занимаются саморазвитием, изучают новое, придумывают желания и цели, стремятся их достигнуть. Даже если в результате получают лишь временное удовлетворение.

Еще такие люди не терпят, когда им намекают про чувство долга. Прямые слова об этом могут ранить гедониста, загонят его в плохое настроение и испортят дружбу.

Как быть Леди:  Откуда взялось выражение "рогоносец". | Пикабу

Многие творческие люди являются сторонниками данного направления. По их качествам и поступкам это можно легко определить. Обычно у них очень ранимый, чувствительный характер, некоторые из них придерживаются здорового образа жизни.

​хорошо или плохо

Многие считают гедонистов закоренелыми эгоистами и в этом есть доля правды, т. к. они заботятся только о своей выгоде, учитывают только свои интересы и потребности. Но если посмотреть с другой стороны, то каждый из нас когда-нибудь проявлял такие же черты характера.

Единственное, нужно определить для себя грань между собственным удовлетворением и неравнодушием в отношении других людей, их интересов, потребностей.

Виды гедонизма

Основными разновидностями гедонизма являются:

  1. Этический гедонизм. Данный вид гедонизма свойственен тем, кто умеет видеть прекрасное в обычных вещах. Главными жизненными ценностями такого человека являются любовь, семья, дети, искусство. Они получают удовольствие от того, что незнакомый прохожий улыбнулся им. Желая поднять себе настроение, они смотрят хороший фильм или читают классическую литературу.
  2. Психологический гедонизм. Эта разновидность гедонии предполагает, что индивид получает удовольствие не только от результата того или иного дела, но и в процессе деятельности. Другими словами, психологическое удовольствие – это ожидание счастья, стремление к нему, совершение каких-то определенных действий, направленных на осуществление мечты. При этом человек испытывает не только физическое удовольствие, но и духовное. Положительные эмоции возникают у человека с психологической гедонией даже в том случае, если он делает что-то хорошее не для себя, а для другого.
  1. Инфантильный гедонизм. Человек с такой разновидностью стремления к удовольствию не умеет копить деньги, планировать свое будущее. Он живет сегодня, поэтому часто неоправданно рискует, стремясь получить удовольствие. Гедонисты-инфанты часто становятся наркоманами и алкоголиками, так как сила воли у них очень слаба. В молодости они не видят в своих пагубных пристрастиях ничего опасного. Однако в 40 – 45 лет они понимают, что ничего не достигли в жизни, не успели создать семью, растеряли настоящих друзей. Такая реальность пугает их, но осознание катастрофичности положения приходит к ним тогда, когда радикальным образом изменить свою жизнь они не могут.

Гедонизм аристиппа: истоки

Гедонизм начинается с Аристиппа, современника Сократа. По описаниям очевидцев, он был не самым приятным персонажем: приспособленцем и филистером, который первым понял, что любовь к мудрости – это любовь к отсутствию мудрости у того, кто тебе платит.

Не будем подолгу ходить вокруг да около. Аристипп выстроил свой гедонизм на следующих принципах:

1. Жить нужно ради удовольствий, ведь это и есть благо, которое ищут философы, потому что в природе человека ничего иного годного на эту роль не находится.

2. Удовольствия бывают только телесными, так как в таком случае не приходится плодить сущностей и искать благо где-то еще.

3. Не бывает высоких и низких удовольствий, просто одни приятнее/доступнее других.

4. Довольствоваться надо тем, что имеешь, а то, глядишь, и по шапке дадут.

Позиция Аристиппа элегантна в том плане, что у него не возникает проблемы в познании блага. Также она больше всего походит на эдакий архетипичный гедонизм, образ которого, правда, исходит не из философии, а культуры – прежде всего из комедии. В ней гедонист появился и существует уже 2 тысячи лет как типаж легкомысленного бонвивана, неистово наслаждающегося и чествующего свою телесность.

«Пир Ахелоя» (Питер Пауль Рубенс, 1615)

Гедонизм в народной культуре

Примеры гедонизма можно найти в народной культуре, в СМИ и рекламе, в литературных произведениях:

  1. Герои многих русских сказок мечтают о богатстве, удачной женитьбе. Конечно, большинство таких персонажей рисуются авторами как негативные, но так или иначе их образы оказывают влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения.
  2. Во многих волшебных сказках главный герой (добрый молодец, принц) получает в жены прекрасную дочь короля и половину царства, когда справляется со сложными испытаниями, подготовленными королем. Однако в таких сказках получить невесту с шикарным приданым юноше помогает какое-нибудь животное или магический предмет. Своих усилий к достижению желаемого результата он не прилагает.
  3. Во многих телепередачах можно увидеть людей, которые построили свой бизнес или стали знаменитостями с помощью денег. Просмотр таких передач рождает у зрителя зависть или стремление также попытаться достичь признания социума с помощью сомнительных средств.
  4. Условия многих компьютерных игр направлены на то, чтобы человек бесконечно прокачивал способности персонажа, добывал игровые ценности. Отождествляя себя с персонажем компьютерной игры, индивид переносит виртуальные установки на реальную жизнь.

Совет психолога: Чтобы морально-нравственное становление и личностное развитие ребенка шло правильно, родители должны тщательно следить за тем, что он читает, какие фильмы смотрит, какие сайты посещает в интернете. Если родителям не нравится то, чем увлекается подросток, они должны аргументировано высказать свое отношение к тому или иному занятию. Следует избегать категоричных суждений и тотальных запретов. Оказывать влияние на процесс личностного развития возможно только в том случае ,если между подростком и родителями будет безусловное доверие и взаимопонимание.

Как быть Леди:  Стихи огонь любовь страсть - сборник красивых стихов в Доме Солнца

Гедонизм в современном мире

Из-за темпа современной жизни, человек несет на себе очень много обязанностей и рутинных дел, которые он должен выполнять для выживания в социуме. Большой информационный поток утомляет нас, и от этого мы становимся хронически недовольными.

Поэтому всё больше людей присоединяются к течению гедонизма, чтобы получить наслаждение уже сейчас. А не работать с раннего утра и до позднего вечера, чтобы где-то потом приобрести на старость квартиру.

Изобилие приятных вещей и разнообразных развлечений позволяет достигать удовольствия прямо сейчас. Гедонисты стремятся к тому, чтобы приобрести самое лучшее, поскольку часто считают, что именно оно может принести счастье. Например, дорогие алкогольные напитки, кожаный диван.

В социуме начали различать здоровый и нездоровый гедонизм. К первому относят удовлетворение своих желаний, не принося вред окружающим людям и среде. Ко второму – противоположная позиция. Когда человек для получения наслаждения готов пренебрежительно отнестись к чувствам других или морали, законам.

Гедонистическая функция

В художественных произведениях классиков можно встретить словосочетание «гедонистическая функция». С помощью этого понятия определяют источники удовольствия. Гедонистической функцией является все, что приятно для анализаторов человеческого тела:

  • удачное сочетание цветов в интерьере;
  • геометрия пространственной композиции;
  • мелодичное звучание музыкального инструмента;
  • тембр голоса собеседника;
  • фактура ткани одежды;
  • удачное дополнение образа аксессуарами;
  • талантливо написанный роман.

Гедонистическая функция искусства

Искусство предназначено для того, чтобы доставлять наслаждение людям. Например, древние греки отмечали уникальный духовный характер эстетического удовольствия и отличали его от плотских наслаждений.

Выделяют следующие источники наслаждения произведениями искусства:

  • свобода всегда вызывает восхищение и наслаждение, и если художник свободно владеет жизненным материалом, то его произведения наполнены свободой и эстетическим богатством окружающего мира;
  • художник мастерски соотносит все явления с человечеством и умеет раскрыть эстетическую сторону любого объекта или явления;
  • в произведениях гармонично сочетаются художественные формы и содержание;
  • художественная реальность построена по законам красоты и гармонии, и она упорядочена;
  • человек испытывает приобщенность к произведению искусства, испытывает радость от сотворчества;
  • в произведении присутствует игровой момент.

Настроение игры всегда формирует воодушевление. Например, точное использование рифмы, искусное построение фразы, напевчатость речи формируют у читателя ощущение игры или словесной забавы. Поль Валери называл поэзию игрой, в которой играют словами, фразами, речью.

Искусство доставляет человеку наслаждение и бескорыстную радость. Оно формирует творческую активность человека, его социализацию.

Художественное творчество и искусство ценно тем, что они раскрывают человеку правду о жизни и вместе с этим доставляют ему радость от постижения гармонии и красоты.

Гедонистическая функция искусства определяет его уникальную способность:

  • формировать и развивать эстетические вкусы;
  • пробуждать творческий потенциал.

Изготавливая бытовые предметы, стол или стул, человек заботиться об их предназначении и красоте. Искусство не владеет монополией на гармонию и красоту. Человеку необходимо чувство прекрасного, и он создает это.

Гедонистические ценности

Идеология гедонизма основана на следующих ценностях:

Гипергедонизм

Гипергедонизмом называют чрезвычайно сильно выраженную потребность человека в покупке новых вещей, экзотической пище, желании получить телесные приятные ощущения. Опасность гипергедонизма в том, что индивид теряет чувство меры. С каждым разом ему хочется испытывать все более яркие положительные эмоции. Гипергедонизм толкает человека на неоправданный риск, девиантное поведение и преступные действия.

Значение слова

Гедонист – человек, который живет ради получения удовольствия. Простыми словами, это тот, кто эгоистично заботится о собственном комфорте, удовольствии и благе. Такие люди не думают о завтрашнем дне и не беспокоятся о физических благах. Одним из таких был Омар Хайям.

Гедонист
Гедонист

Гедонисту важно, чтобы чувство эстетического наслаждения и удовольствия его не покидало. Такие люди по собственной психологии живут «одним днем». Кроме того, гедонисты подвержены стрессовым факторам, если лишаются главного счастья – чувства удовлетворенности.

Идеология потребления

Культ удовольствия стал основой целой идеологической системы. Идеология потребления ориентирована на использование благ и материальных ценностей, а не на их производство.

Формированию идеологии потребления способствуют:

  • интенсивное экономическое развитие страны;
  • увеличение уровня доходов населения;
  • сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели;
  • увеличение свободного времени у человека;
  • стремление человека к индивидуализации;

Человеку с идеология потребления свойственно:

  • заниматься шопингом (трата денег на предметы, без которых можно обойтись);
  • общаться в интернете (трата денег на оплату услуг связи);
  • при выборе вещей ориентироваться на модные тенденции;
  • оформлять кредиты (хочется купить недвижимость или авто, чтобы подчеркнуть свой статус состоятельного гражданина, но не хочется копить деньги);
  • платить не только за качество товара, но и за бренд;
  • выбирать престижные специальности в профессиональных учебных заведениях, на которых предусмотрено только платное обучение (человеку хочется причислять себя к элите).

Известные гедонисты

История насчитывает множество примеров знаменитостей, которые жили по принципу бесконечного наслаждения:

  • Ф. Петрарка;
  • А. Раймонди;
  • А. Гельвеций;
  • Дж. Бокаччо;
  • Б. Спиноза;
  • Т. Гоббс.
Как быть Леди:  эрудит — Викисловарь

Известные цитаты о гедонизме

Гедония как социальное явление обращает на себя внимание многих людей, в результате чего удалось собрать цитаты о данном феномене:

  • «Порой человек в погоне за удовольствием рискует проскочить мимо него» (С. Киркегор);
  • «Гедонизм является пороком, который не позволяет человеку расти духовно» (В. Скотт);
  • «Многие считают роскошь противоположностью бедности. Но это не так. Роскошь – это антипод вульгарности» (К. Шанель);
  • «Можно считать свободным только того, кто создает материальные блага и ценности, а не того, кто их потребляет» (У. Джеймс);
  • «Идеология потребления – самая безумная идеология» (Р. Хайнлайн).

Как выявить гедонизм

Проверить человека на склонность к гедонизму можно при помощи онлайн-тестов в Интернете. Кроме того, ниже описан ряд признаков, которые присущи таким людям:

  • слабая сила воли;
  • стремление к благам с наименьшими усилиями;
  • невежество, неприветливость, эгоизм, самолюбие;
  • завышенная самооценка;
  • лень;
  • слабая способность самоконтроля.

Другое проявление гедонизма
Другое проявление гедонизма
Когда это течение только зарождалось в Древней Греции, философы вряд ли представляли себе нынешний мир с развратом, сексом и наркотиками, которые порою берут верх над здравым смыслом. В древнем мире это течение предполагало размышления о прекрасном и стремление к получению удовлетворения путем наслаждения красотой женщин и вкусом вина.

Теперь направление осталось тем же, однако способов получить удовольствие стало больше. Многие пути достижения удовлетворения противоречат социуму. Что, собственно, и является проблемой гедонизма в нынешнее время.

Как стать гедонистом

Как и любая другая жизненная стратегия, гедонизм хорош в меру. Если человек хочет повысить степень выраженности гедонистических проявлений, ему нужно:

  1. Научиться признавать свои недостатки и перестать корить себя за них.
  2. В любом жизненном событии находить положительные моменты. Каждая неудача должна стать стимулом для саморазвития, а не поводом для отчаяния.
  3. Научиться правильно формулировать цели и разрабатывать планы с указанием сроков достижения того или иного промежуточного результата.
  4. Приступая к новому делу, настраиваться на успех.
  5. Научиться радоваться мелочам, замечать прекрасное в обычных вещах. Для этого стоит заняться развитием наблюдательности, чаще посещать театр, картинные галереи, гулять в парке.

Каждый человек сам разрабатывает сценарий своей жизни. Оптимальную степень выраженности гедонистических устремлений личности также каждый определяет сам.

Книги о гедонизме

Гедонизм как жизненная философия неоднократно становился предметом научного интереса ученых. Об этом свидетельствует то, что данной теме посвящены труды философов, но и социологов, психологов. Самыми распространенными из них являются:

  • Вербер Б «Последний секрет»;
  • Линден Д. «Мозг и удовольствия»;
  • Оруэлл Дж. «Да здравствует фикус!»
  • Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»;
  • Хаксли О. «О, дивный новый мир»;

Значение слова «гедонизм» в психологии раскрывается через такие понятия, как удовольствие, наслаждение, кайф. Современный мир предоставляет человеку массу возможностей и инструментов для обретения полного счастья. Однако важно, чтобы радость человека измерялась не только материальными благами, но и духовным богатством. В погоне за наслаждением и удовольствием нельзя забывать об этических принципах жизни в обществе.

Кто такой гедонист

По мнению социальных психологов, общество сегодня можно назвать гедонистическим, так как практически каждый индивид стремится к наслаждению.

Гедонист – это человек, живущий одним днем. Он не ставит себе глобальных целей, Его жизненные микро-задачи сводятся к тому, чтобы ему было хорошо здесь и сейчас. Он получает истинное удовольствие от таки вещей, как:

  • развлечения;
  • вкусная пища;
  • хобби;
  • общение с друзьями;
  • семья;
  • признание в обществе;
  • секс;
  • путешествия;
  • подарки.

Ярким примером гедониста является главный герой мультфильма «Футурама» — робот. Гедоническая ориентация электронной машины настолько сильна, что в своих действиях он игнорирует нормы морали и права. Ему важны его собственные желания, а не устои общества.

Кто такой гедонист?

Простыми словами — это человек, который считает высшей ценностью своей жизни получение ежедневных удовольствий, он далек от общественной жизни, легко рвет родственные и социальные связи, быстро теряет интерес к работе и семье.

Он может легко нарушить любые этические и нравственные нормы, постоянно испытывает «голод» по наслаждениям, а их дефицит вызывает у него развитие стрессовых состояний и неврозов. Гедонисты не любят общественных нагрузок, долговых обязательств и любых ограничений их свободы.

Однако, умеренные проявления гедонизма позволяют людям получать максимальное удовольствие от жизни и увлечений, отгораживаться от негатива, происходящего в мире, быть оптимистами и любить жизнь.

Нужно ли стремиться к гедонизму?

В СМИ гедонист – это счастливый человек. Ему нравится получать от жизни много, не затратив усилий, При этом создается впечатление, что ему все достается легко. Образ такого баловня судьбы нравится многим, им тоже хочется ничего не делать, жить по принципу потребительства.

Конечно, приятно удовлетворять все свои потребности, но гедоническая философия очень опасна. Hedonism-культ требует от человека перевода всех денег на свои прихоти и сиюминутные желания. Если говорить простыми словами, то быть гедонистом невыгодно в финансовом плане.

желание денег
Ярко выраженное желание обладать вещами и деньгами превращает людей в бесчеловечных существ

Определение

Современный мир устроен таким образом, что мало кто может назвать себя стопроцентно счастливым обитателем нашей планеты. У каждого есть какая-нибудь причина для неудовлетворенности в работе, отношениях или собственном здоровье.

Те же, кто сумел построить свою жизнь на ощущениях счастья независимо от условий и обстоятельств, обычно становятся изгоями. Многие их попросту не понимают.

Гедонист — это именно такой человек. Он научился брать из любых ситуаций максимум пользы для себя и даже делиться опытом с другими людьми. Главной целью такого человека становится жизнь в свое удовольствие с постоянным ощущением счастья.

Парадокс гедонизма

На пути к наслаждению индивид сталкивается со многими трудностями. Одна из них – риск не получить желаемое удовольствие. Этот риск объясняется парадоксом гедонизма, который заключается в следующем: чем больше человек стремится к счастью, тем труднее его достичь.

Г. Сиджвик объяснял этот парадокс тем, что наивно рассчитывать на моментальное получение удовольствия. Настоящее счастье требует больших энергетических затрат и труда. А гедонисты ищут легкие способы получения наслаждения. Поэтому и положительные эмоции после достижения результата у них кратковременные.

Плюсы и минусы гедонизма

Гедонизм как жизненный принцип имеет как плюсы, так и минусы:

Каждый человек в некоторой степени является гедонистом. Не всегда женщина-гедонистка или мужчина-гедонист будут проблемными в межличностном взаимодействии. Особенности проявления гедонии у человека определяются уровнем его личностного развития и психологической зрелости.

Признаки гедониста

Человек, который привык наблюдать за окружающими, может вычислить гедониста по таким поведенческим особенностям, как:

люди радуются
Гедонистам нравится беззаботная жизнь, полная кайфа

Примеры

Яркими примерами гедонизма являются:

  1. Человек, которому ничто не может испортить настроение. На производстве такой сотрудник раздражает всех своим оптимизмом и неиссякаемой энергией.
  2. Индивид, который излишне концентрируется на материальных благах. Он мечтает купить автомобиль, долго копит деньги. Однако долгожданное дорогостоящее приобретение недолго его радует: он понимает, что человеку, который ездит на такой крутой машине, несолидно жить в однокомнатной квартире. Такой человек не умеет контролировать свои желания и ранжировать их.
  3. Человек, который научился не завидовать другим. Он не сравнивает себя с успешным бизнесменом или с богатым соседом. Он не испытывает злости, узнав, что друг получил повышение, а сосед купил второй автомобиль. Жизненным смыслом такого человека является личностный рост. Он сравнивает себя вчерашнего с тем, кем он стал сегодня. Он счастлив от того, что у него есть сегодня, а не мечтает о том, что у него будет завтра.
потребление
Большинство современных людей ориентированы на потребление, а не на производство материальных благ

Принцип гедонизма

Основным принципом гедонизма можно считать идею быть счастливым. Для этого не нужны деньги и богатство. Для этого нужно научиться правильно формулировать свои желания и превращать мечты в цели. Хорошее событие может длиться всего лишь миг, но человек, заметив этот миг, будет счастлив на протяжении всего дня или даже нескольких дней.

Философы призывают не ставить слишком сложные цели, поскольку их будет трудно (а может, даже невозможно) достичь. Если индивид научится дробить большую цель на несколько мелких, у него больше шансов стать счастливым.

Главная цель гедонизма – правильная расстановка приоритетов. Средства для достижения этой цели каждый гедонист выбирает сам. Если человек неправильно выбрал средства для достижения цели, он не сможет достичь желаемого состояния наслаждения.

Телевидение и интернет

Телевидение и интернет обеспечивают быстрый и легкий доступ к развлечениям. Благодаря им люди получают удовольствие, развлекаются, получают информацию в развлекательном и привлекательном стиле. Пример гедонистической функции искусства — это воздвижение удовольствия в культ и провозглашение его главной целью человеческой жизни, именно ее и преследуют телевидение, газеты, интернет.

Гедонистический подход к жизни — это достижение удовольствия, и цель в этом случае оправдывает все средства. Приходя с работы, мы включаем телевизор или начинаем путешествовать в сети интернет, причем делаем это якобы без причины и какой-либо задачи, чтобы отдохнуть, развлечься.

В наше время интернет и телевидение используется людьми по двум причинам: чтобы получить информацию и чтобы развлечься. Причем они уже переплелись настолько, что их трудно отделить друг от друга, человек ищет информацию, но ожидает, что она будет преподнесена интересно и забавно. Развлекаясь, многие хотят получить сведения о том или ином событии или явлении.

Философия и психология гедонизма

В целом гедонизм в философии предполагает чувство удовольствия как главный смысл жизни. Если рассмотреть эту концепцию подробнее, то на сцене появляются два философа — Аристипп и Эпикур.

Философ Аристипп
Философ Аристипп

Аристипп – древнегреческий философ, который вывел течение гедонизма. Аристипп считал, что смыслом жизни является достижение счастья через эмоцию удовольствия, избегая боль и страдания. При этом удовольствие рассматривается как нечто мягкое и нежное, что воодушевляет и приносит физическое счастье.

В отличие от Аристиппа Эпикур был последователем приземленной концепции гедонизма. Эпикур рассматривал это течение как избавление от утруждающих забот, обуз, страданий и обид. В понятии философ, эмоция морального и физического удовлетворения означала ощущение удавшейся жизни. Согласно концепции Эпикура, смысл жизни заключался в избавлении от страданий и обид.

Философ Эпикур
Философ Эпикур

Интересно, что пример гедонизма – роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея». Для современного примера рассмотрим поведение Робота Бендера из мультсериала «Футурама», где реплики человека-машины ярко отражают склонность к гедонизму.

Чем плох гедонизм

Казалось бы, что плохого в том, что человек постоянно стремится к благу и счастью? Все бы ничего, если бы это достигалось теми путями, которые не мешают остальным людям и обществу в целом. Однако гедонисты порою представляют угрозу окружающим и этим наживают немало врагов.

Теперь давайте задумаемся над тем, что счастье у каждого отдельного индивида – разное. На планете Земля 7 млрд. людей, и каждый получает удовольствие от конкретных вещей. Один счастлив после секса, другому нравится чувство эйфории от наркотиков, а некоторым приносит удовлетворение вкусная еда.

Одно из проявлений гедонизма
Одно из проявлений гедонизма

Все это – не что иное, как форма гедонизма. Не верите? Подумайте сами. Наркоман употребляет наркотики, от чего получает удовлетворение в приступах эйфории. Зависимый не собирается отказываться от вредных веществ, аргументируя это тем, что препараты делают человека счастливым.

В подобных случаях гедонисты открыто наживают врагов, не думая о последствиях. Обычные разговоры вряд ли помогут в решении этой проблемы. Здесь уже не обойтись без помощи психолога и близких людей.

Никто не говорит, что стремление к высшим благам – неправильно. Но не забывайте, что гедонизм проявляется в паре с эгоизмом. А значит, окружающие при этом будут страдать.

Эвдемонизм: не удовольствие, но счастье

Параллельно гедонизму развивался эвдемонизм – схожее и пересекающееся течение, вплоть до того, что Эпикура относят сразу к двум направлениям так же, как и некоторых других последующих мыслителей. От гедонизма эвдемонизм отличается тем, что целью человеческой жизни считает достижение счастья, а не удовольствия.

«Римляне времен упадка» (Тома Кутюр, 1847)

В дальнейшем еще заметнее проявится тот факт, что многое в гедонистическом дискурсе зависит от того, используются ли определенные понятия как синонимы или нужны для того, чтобы разделять феномены. Для гедонистов в целом счастье и удовольствия тождественны. Несмотря на все различия, в этом воззрения Аристиппа и Эпикура схожи.

Хороший пример эвдемонизма – Аристотель. Он разделял понятия счастья и удовольствия во много из той предпосылки, что достижение счастья сопровождается неудовольствием. Дело скорее именно в достижении, которое предполагает прохождение пути чуть более сложного, нежели поход до магазина за вином.

Забегая вперед, аналогично и с понятием пользы, которая в утилитаризме отлично и от счастья, и от удовольствия. Отметим, что в этом и есть сущностная черта гедонизма. Обычно для него и благо, и польза, и счастье суть одно, ведь оно сводится или выражается через удовольствие, да еще желательно только телесное.

Греческое εὐδαιμονία – это слово, которое стоило бы перевести не только как «счастье», но и как «блаженство». И это не просто попытка сделать акцент на какой-то общей характеристике состояния, независящей от деталей жизненных переживаний.

Аристотель выбирает это слово в качестве философского ориентира, потому что оно отсылает к высшему божественному уровню. Эвдемонию «мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого», – говорит он, тем самым пытаясь избавиться от неразрешимой двойственности удовольствия-страдания (то ли от одного бегут к другому, то ли наоборот).

В какой-то очень извращенной мере в современном мире эвдемонистами являются любители позитивного мышления и не-думания о плохом. Сейчас стремление к счастью и думание о счастье преимущественно сводится к чисто механическому игнорированию несчастья. Как подметила Эдит Холл, настоящий эвдемонизм похож на стоицизм с позитивным взглядом на мир.

«Вакханалия» (Тициан, 1524)

Безусловно, практически все этические мыслители после Аристотеля говорят про счастье, но в общем взгляде на мир и самого себя, пожалуй, наиболее близок к образу эвдемониста Готфрид Вильгельм Лейбниц (кстати, тоже один из предтеч позитивного мышления – в форме принципа предустановленной гармонии).

В ХХ веке целая плеяда англоязычных этиков попытается вернуться к аристотелевскому взгляду на счастье и добродетель. Одной из первых была Элизабет Энском, отмечавшая, что человек, задавленный универсальными требованиями долга, не может быть счастлив (и поэтому нужно больше обращать внимание не на долг, а на качества, ведущие к правильным поступкам и довольству собой).

Подытоживая, максима эвдемонизма может звучать следующим образом: человек хочет счастья, которое является благом, не тождественным удовольствию, которое в свою очередь является чем-то вроде побочного эффекта счастья. Проблема остается, правда, в том, что удовольствие реально, а вот счастье – это всего лишь мысль, оценочное понятие, которым можно манипулировать.

Эпикурейцы: гедонизм вдали от гедонизма

Следующим серьезным словом в гедонистическом дискурсе стали воззрения Эпикура из Самоса и его последователей. Получился показательный пример расширенного гедонизма. С некоторыми плюсами и минусом, который можно выразить вопросом: «А гедонизм ли это вообще?».

Первым делом Эпикур сместил акцент в подходе к вопросу: вместо ориентира на достижение удовольствий он предложил конечной целью отсутствие страданий. Такой жест можно назвать революционным, так как он демонстрирует, что когда желаешь, то можно не только стараться всеми силами достигнуть желаемого, но можно попытаться и ослабить желание. Здесь уместна аналогия с буддизмом в понимании того, что желать – это также и страдать от нехватки.

«Вакханалия» (Себастьян Бурдон, сер. XVII века)

Далее, философ разделяет удовольствия на три вида по критериям естественности и необходимости: естественные и необходимые (утоление голода и жажды, а также потребности во сне и крове); естественные, но не необходимые (излишества в пище и, вероятно, сексе); неестественные и не необходимые (обладание высоким социальным статусом, предметами роскоши и вообще всем, что тешит эго).

На первый взгляд, выглядит так, будто бы Эпикур рекомендует стремиться к умеренности, но это не совсем так. Он предлагает рассматривать удовольствие не только как что-то конкретное и сиюминутное, а как, скажем, некоторый капитал жизненного благополучия, которому надо поднакопиться и который потенциально принесет больше удовлетворения на протяженном временном отрезке. Спокойная жизнь без бед и страданий – вот благо, особенно если она долгосрочна.

Философию Эпикура можно дополнить четвертым видом удовольствий – неестественные, но необходимые. Как раз-таки к ним относятся мудрость, добропорядочность, отсутствие страха и благоразумие, которые, по мнению философа, надо обрести для счастливой жизни.

Эпикуреец должен стремиться к так называемой атараксии – состоянию спокойствия, лишенному страданий и страхов. Человеку стоит набираться правильных знаний об устройстве мира, чтобы и человеком быть хорошим, и довольствоваться аскетичными наслаждениями.

Получаются неплохие жизненные советы. Но нет ли путаницы или намеренного подлога в приравнивании удовольствия и наслаждения к благополучию и спокойствию? Эпикур признает, что человек хочет удовольствий, но в отличие от киренаиков реалистичнее смотрит на мир.

«Пир богов, или Свадьба Пелея и Фетиды» (Ганс Роттенхаммер, 1600)

Такое зеркальное отражение позиций гедонистов-киренаиков для определенных людей, в виду их положения в обществе, характера и отношения к жизни, может принести больше удовольствий. Также у Эпикура закладывается мотив редукции всего подряд к удовольствию и объяснения конкретных не-гедонистических моментов и мотивов как тактическое действие для увеличения наслаждений в будущем.

В мировой культуре эпикурейцы известны тем, что Данте поместил и основателя учения, и его последователей на шестой круг ада, предназначенный для лжеучителей, что характерно подчеркивает их обособленность от общих представлений о гедонистах, для которых предназначены другие круги.

Говоря же о массовой культуре, за эпикурейца можно принять Чувака из «Большого Лебовски», хотя и с некоторой натяжкой, т. к. ему недостает систематизма. Эпикуру скорее бы понравился типаж героев Чарли Чаплина – неунывающих ребят, сохраняющих достоинство даже в нищете.

Любопытно, что в образе классических эльфов из фэнтези (к примеру, у Толкина) есть ощутимый эпикурейский мотив. Это довольно стильные ребята, но выражается это посредством умелого минимализма, то есть через некоторую умеренность и самоограничение. Также они мудры, но всё же имеют склонность к страстям и нередко встречается мотив того, что именно эльфы не могут выстоять перед некоторыми «высокими» удовольствия.

Показательна деконструктивная сатира Терри Пратчетта в романе «Дамы и господа». Там эльфы буквально носят обноски и тряпки, но при этом всем кажутся красивыми, потому что это внутреннее правило самого образа. Так и эпикурейство является скорее внутренним правилом, которое порой не так уж и просто разглядеть именно во внешних проявлениях и действиях.

«Триумф Вакха» (Михаэлина Вотье, 1655)

Разные исторические фигуры, от Юлия Цезаря и до Иеремии Бентама, склонялись к эпикурейским взглядам. Есть мнение, что эпикурейское влияние проникло и в Декларацию независимости США, основным автором которой был Джефферсон. Тем не менее, с этим не всё так просто.

Эпикуреизм всегда остается шаткой средней позицией между гедонизмом и эвдемонизмом. Джефферсон, являясь любителем античной философии, все-таки по духу скорее протестант, а не аскетичный гурман. Потому несмотря на то, что где-то он сам называет себя эпикурейцем, в декларации мы находим строчку о праве на счастье (а не естественное и необходимое удовольствие).

Другой пример – легендарные Семь мудрецов из бамбуковой рощи. Каноническое их описание есть, в сущности, пример эпикурейства: они удалились от интриг дворца, чтобы на лоне природы пить вино и свободно рассуждать, о чем хочется. Однако злые (конфуцианские) языки описывали их уже как гедонистов: мол, они напивались и резвились как дети, теряя всякое достоинство и приличия.

Подытоживая, максима эпикурейства может звучать следующим образом: человек хочет избегать страданий, а удовольствия бывают разными, в том числе субъективными, не являющимися благом; вместо того, чтобы тешиться сиюминутными удовольствиями, стоит вкладываться в то, что принесет длительное удовольствие в будущем.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий