Как заставить ребенка учиться: ТОП-10 эффективных способов

Как заставить ребенка учиться: ТОП-10 эффективных способов Женщине

Почему ребенок не хочет учиться? 7 главных причин

Вы не сможете решить проблему, пока не узнаете о ее причинах. Если ребенок не хочет учиться, то ему не лень – у него проблемы с поведением, психикой, волей, мотивацией или отношениями. Родители любят маскировать нежелание понимать своих детей, защищать их и выстраивать правильную коммуникацию за маской «какого-то не такого» ребенка.

Худшее, что можно сделать в ситуации, когда он не хочет учиться – пытаться заставить его угрозами и тем более насилием. Тем самым вы расписываетесь в собственной несостоятельности в качестве родителя – вы попросту не можете напрячься, чтобы решить проблему и стремитесь переложить ответственность на детей.

Правильный выход из ситуации – выяснить причины возникшего отвращения к учебе, помочь найти мотивацию, добиться поднятия самооценки до адекватного уровня и установить благоприятный климат в семье.

Когда дети понимают, что их любят просто так, а не за пятерки, когда они чувствуют поддержку в неудачах и готовы вместе с вами праздновать успехи, отвращения к учебе они испытывать не будут. Гениями, возможно, тоже не будут, да и отличниками не станут. Но проявят интерес к учебе, хотя бы к некоторым предметам. Если вы готовы поступить правильно – начните с поиска причины.

Все говорят, что вам на меня наплевать

Еще через два дня вечером Витька пришел в кабинет к отцу и независимо сообщил: «Пап, все говорят, что вам на меня наплевать».

— Нет, что ты! — удивился Мишка. — Нам совсем не наплевать. Мы просто воевать устали.

— Но другие же родители воюют, лишь бы ребенок образование получил! Мама бы и дальше воевала, если бы ты ей не запретил. И Костик. А тебе, получается, все равно, что я в официанты пойду.

— Да? — Мишка надолго задумался. — Ну тогда знаешь, что получается? Получается, что я на тебе компенсируюсь. Я же чистокровный «ботан», как ты выражаешься. Меня моя мама, твоя бабушка, вместе с сачком под колпак посадила и пестовала — а я и рад был, мне лишь бы насекомых ловить и по определителю определять.

А потом я влюбился в Наташу, Костикину маму, мы поженились, и выяснилось, что она меня пестовать и ухаживать за мной вовсе не собирается, а собирается сама жить и ждет от меня, чтобы я… чтобы я был полноценным, взрослым уже. А я испугался ответственности и сбежал обратно к маме.

В этом месте Мишкиного рассказа я восхищенно захлопала в ладоши:

— Вот прямо так и сказал?! Старик, ты гений! Если тебе все-таки надоедят когда-нибудь твои четверокрылые, можешь попробовать себя в подростковой психологии!

— Так и сказал, — Мишка смущенно улыбнулся. — Но это же правда?

— Пап, ты со мной никогда так не разговаривал, — сказал Витька после долгой паузы и поиска слов.

— Ну да. Но я же, получается, на тебя и ответственность за тебя перекинул. И отношение получается другое.

Слова отца полностью совпали со словами школьного математика. Витька воспринял это как знак. И вернулся в школу. И под свою ответственность «включил голову». И оценки стали блестящие. И теперь семья подумывает о возвращении в прежнюю математическую.

Как сформировать мотивацию

Сформировать личную мотивацию позволит учет индивидуально-личностных особенностей и возможностей ребенка. Уже в начальной школе заметны отличия детей: особенности склада ума, темперамент, задатки и способности. Не нужно требовать от всех детей одинаково хорошего усвоения всей школьной программы. Как и не нужно думать, что всем детям подходит единый набор методов и средств обучения.

Нужно выявить задатки ребенка и развивать их, не пытаться делать из математика литератора, а из спортсмена музыканта. Забудьте об оценках, это не показатель успешности ребенка. Оценки – часть внешней мотивации. Ваша цель – развить в ребенке интерес, направив его по адекватному его возможностям и способностям пути. Если ребенок учится в своем направлении, то проблем с мотивацией не возникнет.

Познавательные мотивы (интерес к усвоению знаний) формируются через специфику подачи материала. Даже если деятельность интересна сама по себе, нужно уметь корректно организовать процесс обучения. Оптимальный вариант – проблемное обучение. В каждой задаче должна быть проблема, вопрос, противоречие, которое ребенок захочет и сможет сам или с помощью родителей решить.

Какую позицию должны занять родители

Родители не могут позволить себе инфантильное поведение. Вы не можете действовать шаблонно, не можете воспитывать детей так же, как воспитывали вас. Позиция родителя в попытке понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться должна быть взвешенной.

Крики, ругань, оскорбления и тем более ремень можете выкинуть сразу – этими методами вы лишь расписываетесь в своей беспомощности и несостоятельности как родителя.

Адекватные родители, во-первых, любят ребенка. Во-вторых, поддерживают его, а, в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии неуспевающего ученика. Важно создать дома тот самый «тыл», где в любых ситуациях можно чувствовать себя любимым и защищенным.

Как быть Леди:  Как развить интуицию - 28 способов, 14 упражнений, Книги и Советы

Не пропустите: Как заставить ребенка делать уроки: ТОП-10 эффективных способов

Если вы не справляетесь – идите к психологу. Не для того, чтобы он дал волшебную таблетку и объяснил что-то ребенку, а для того, чтобы он проанализировал ситуацию и объяснил что не так с вами. Дети во многом представляют собой продукт вашего воспитания и отношения.

Поэтому в плохой успеваемости и нежелании учиться нет ничьей прямой вины. И если вы не можете помочь ему самостоятельно – не стесняйтесь обращаться к специалистам, пока еще не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных способов воспитания – «кнут и пряник» работают далеко не всегда.

Нужно ли заставлять ребенка делать уроки?

Ответ — в отрывке из книги «Самостоятельные дети. Как ослабить контроль и научить ребенка управлять собственной жизнью»

В издательстве МИФ, с которым мы уже давно дружим, выходит книга Уильяма Стиксруда и Неда Джонсона. Она о том, как нам, родителям, научиться давать детям больше самостоятельности и не мешать им реализовывать свой потенциал не только в сферах их увлечений и талантов, но и в повседневной жизни, в том числе в школе. Мы попросили у издательства дать нам отрывок из книги на публикацию, и мы выбрали тот, что посвящен одному из самых острых вопросов воспитания школьников: нужно ли заставлять их делать уроки? Глава называется «Войны из-за уроков» и рассказывает о том, как нам на самом деле нужно поступать, когда речь заходит о «домашке».

«Я со страхом жду времени между обедом и сном, потому что мы только и делаем, что ругаемся», — сказал нам один из родителей. «Похоже на зону боевых действий», — сказал другой. «В нашем доме каждый вечер происходит третья мировая война», — заметил третий.

Мы поражены тем, насколько часто родители используют военные метафоры и сравнения, рассказывая о вечерних уроках. Чтобы вы получили некоторое представление о масштабах «войн за уроки», все три вышеупомянутых родителя сказали об этом Биллу в течение одной недели. Вот почему мы решили, что лучший момент для изучения сомнений и вопросов родителей относительно модели «родитель-советник» — это именно деликатная сфера домашних заданий. Итак, несмотря на то что эта глава посвящена урокам, на самом деле речь пойдет о гораздо большем.

Ругаться из-за уроков бессмысленно, и на это есть три основные причины.

Во-первых, родители иногда обнаруживают, что заставляют ребенка соблюдать правила и придерживаться взглядов, в которые сами не верят. Один отец пришел в ужас, осознав, что говорит своей десятилетней дочери, как важно запомнить столицы всех штатов, — хотя, как он выразился, «я выучился в колледже и в школе права, но, хоть убейте, понятия не имею, где столица Вайоминга». (Это Шайенн. Только, пожалуйста, не проверяйте нас на знание остальных сорока девяти столиц.) Обычно родители считают себя ответственными за выполнение уроков ребенком, не задумываясь об основной цели: воспитать любознательных и самостоятельных учеников.

Во-вторых, дети становятся слабее, а не сильнее, когда, решая их проблемы, родители прилагают больше усилий, чем сами дети. Если вы, пытаясь помочь ребенку добиться успеха, потратите 95 единиц энергии, он потратит 5. Если вы расстроены или встревожены и повышаете ставку, тратя 98 единиц энергии и давя еще сильнее, ребенок отреагирует соответственно и потратит всего 2 единицы своей энергии. Вспомним случай Джоны: у мальчика были классный руководитель, психотерапевт и школьный консультант, которые регулярно общались с его родителями на тему невыполненных уроков. Сам же Джона ничего не предпринимал. Эта контрпродуктивная динамика не изменится до тех пор, пока не изменится степень вложения энергии. Такое часто случается, когда один из родителей в полном изнеможении говорит: «Я больше не могу. Делай что хочешь».

Если вы ведете себя так, будто ваша работа — следить за тем, чтобы ребенок делал уроки, занимался игрой на пианино или спортом, вы лишь укрепляете в нем ошибочную уверенность, что за выполнение его домашних заданий отвечает кто-то еще, кроме него самого. Ему теперь не нужно переживать за это: на каком-то уровне ребенок знает, что в итоге кто-то «заставит» его все сделать.

В-третьих (и это, пожалуй, самый важный момент), вы не можете заставить ребенка делать то, чего он категорически делать не желает. Уверенность в том, что вы обязаны пытаться, принесет вам разочарование в случае провала.

Вы наверняка слышали «Молитву о душевном покое», которая звучит так: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, смелость изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого». Родителям полезно помнить эту молитву. У нас есть еще более простое объяснение.

  1. Вы не можете заставить ребенка делать что-то против его воли.
  2. Вы не можете заставить ребенка захотеть то, чего он не хочет.
  3. Вы не можете заставить ребенка не хотеть того, чего он хочет.
  4. И пусть ваши дети (по крайней мере пока) хотят того, чего хотят, и не хотят того, чего не хотят.
Как быть Леди:  Как целоваться с языком - как научиться целоваться с языком взасос

Когда мы в лекциях подчеркиваем, что нельзя заставить кого-то делать что-то против его воли, некоторые слушатели кивают в знак согласия, как будто это совершенно очевидно. Но другие категорически не согласны. (Один из клиентов Билла, психолог, сказал: «Не говорите этого моим детям!») Вопрос о принуждении может вызвать весьма эмоциональную реакцию. Когда Билл заговорил об этом с группой преподавателей и кураторов, один из них сердито возразил: «Конечно можно! Я постоянно заставляю своих детей что-то делать». Но это не совсем так. Предположим, ваш ребенок не хочет есть то, что ему предлагают, и вы собираетесь его заставить. Как? Откроете ему рот, положите в его рот еду и начнете двигать его челюстями вверх-вниз? И если так, то кто на самом деле ест? Ребенок не ест — его кормят насильно. А что вы будете делать с уроками, если ребенок сопротивляется попыткам заставить его работать? Раздвинете ему веки, откроете книгу перед его носом? Даже если бы это было возможно и действительно сработало, будет ли это полезно ему? Будет ли он учиться на самом деле?

У Неда была ученица, мама которой настаивала на том, чтобы она подала заявление в Чикагский университет, если не поступит в тот колледж, куда девочка хотела больше всего. «Но, мама, — сказала она, — мне не нравится Чикаго».

«Это неважно, — ответила мама. — Там очень хороший вуз». «Я не буду отправлять туда заявку», — заявила дочь. «Я отправлю ее сама. А твоя старшая сестра напишет эссе», — решила мама.

К счастью, девушка поступила туда, куда хотела больше всего, и ничью решимость не пришлось подвергать испытанию, но нас беспокоит наметившаяся в этой семье тенденция.

Иногда мы можем помешать детям и подросткам сделать то, чего нам не хочется, физически удерживая их или придумывая наказания. Мы можем физически что-то с ними сделать — например, затащить их в кабинет зубного врача с пинками и криками. Мы можем попытаться пересмотреть подход и попытаться склонить их к сотрудничеству или переубедить. Можем попытаться мотивировать их, предлагая «пряники» или угрожая. Но реальность такова, что по-настоящему заставить детей что-то делать нельзя. Мы живем не в тоталитарном мире «Заводного апельсина», где поведение людей можно контролировать, подключая их к машинам. Лучшее, что мы можем сделать, — обозначить возможные неприятности, чтобы дети подчинились. Даже если нам здесь и сейчас кажется, что этот метод работает, в долгосрочной перспективе он совершенно неэффективен. Это как страх — краткосрочный мотиватор, заставляющий вас быстро бежать, но в долгосрочной перспективе он не приносит положительного результата, потому что постоянно жить в страхе нельзя

Вы почувствуете облегчение, когда осознаете, что ребенка нельзя заставить. Напряжение уйдет. В следующий раз, когда вы поймете, что пытаетесь заставить своего ребенка что-то сделать, остановитесь и напомните себе: «Здесь что-то не так. Я веду себя так, будто могу заставить его, а на самом деле это не так».

Именно об этом Билл рассказал родителям Джоны. Он объяснил: попытки родителей усилить контроль над сыном привели к тому, что Джона стремился восстановить собственный контроль над ситуацией, даже если это означало делать противоположное тому, что в его собственных интересах. Сказав Джоне, что он в конечном счете сам несет ответственность за свои уроки, родители избавили его от рефлекторных попыток изо всех сил противиться любому проявлению доминирования. Кроме того, Билл объяснил родителям Джоны: если их тревожит тот или иной выбор сына, это еще не значит, что они должны постоянно демонстрировать неодобрение. Они могут — и должны — веселиться и отдыхать с ним, не думая, что каждую минуту их совместного времяпрепровождения обязательно надо сигнализировать о серьезности ситуации.

«Как же так? — спросили родители мальчика. — Мы должны просто позволить ему потерпеть неудачу?»

В их вопросе отражается распространенное заблуждение. Как правило, родители думают, что есть два способа воспитания — автократия и вседозволенность. Автократический стиль воспитания — это упор на послушание, а вседозволенность предполагает, что главное — это счастье ребенка, а значит, надо удовлетворять все его желания.

Как быть Леди:  Откуда взялся слатшейминг и как с ним бороться

Но практически все специалисты по возрастной психологии, в том числе влиятельные ученые и писатели, такие как Мэдлин Левин и Лоуренс Стейнберг, выступают за третий вариант: воспитание авторитетом. Это подразумевает поддержку, но не контроль. Авторитетные родители хотят от детей сотрудничества, потому что любят и уважают их и желают, чтобы дети учились на собственном опыте. Как минимум шестьдесят лет исследований в этой сфере подтверждают тот факт, что воспитание детей авторитетом — самый эффективный подход2 . Таким образом делается упор на самостоятельность, а зрелость ценится выше послушания. Придерживаясь этого стиля, вы посылаете сигнал: «Я сделаю все от меня зависящее, чтобы помочь тебе добиться успеха, но я не собираюсь заставлять тебя что-то делать только потому, что я так считаю». Авторитетные родители не дают своим детям полной свободы действий. Они устанавливают ограничения и говорят, когда что-то кажется им неправильным, но авторитетные родители не заставляют ребенка делать что-либо. При воспитании авторитетом развивающийся мозг ребенка не тратит огромное количество энергии на сопротивление тому, что в его собственных интересах.

Родители Джоны последовали совету Билла, хотя им было нелегко. Вместо того чтобы спрашивать: «Тебе задано домашнее задание на завтра?», мама начала говорить так: «Тебе нужна какая-нибудь помощь сегодня вечером? Я хотела бы знать, чтобы спланировать свой вечер». Она дала понять, что готова оказать любую помощь и выделит время, если только Джона захочет принять эту помощь. Она позаботилась о том, чтобы у него была тихая комната для занятий без отвлекающих факторов. Она предложила нанять репетитора или кого-нибудь из старших классов, чтобы они приходили и объясняли Джоне материал. (Многие из тех, кто сопротивляется родителям в процессе выполнения домашних заданий, охотно откликаются на слова репетитора или ученика постарше, которого можно сравнительно недорого нанять в качестве репетитора.) Родители Джоны сказали: «Мы не хотим вести себя так, будто наша задача — заставить тебя трудиться, потому что в этом случае ты станешь слабее». И, как вы увидите позже, когда мы вернемся к истории Джоны, это сработало.

Послесловие

Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников; социально-значимая деятельность – ведущая деятельность подросткового возраста. У подростков риск потери мотивации выше, так как конкуренцию деятельности составляет межличностное общение со сверстниками.

Без учебной мотивации будет неизбежно снижаться успеваемость, возникнут поведенческие нарушения, деструктивные проявления личностного потенциала и способностей. Пустоту непременно займут другие девиантные виды активности или пассивность, что тоже является отклонением.

Не бывает глупых или ленивых детей, бывают незамотивированные. Более того, каждый человек от рождения гениален и талантлив, но раскрыть гениальность, к сожалению, удается не каждому. Губится она чаще всего именно в момент принудительно обучения, погони за оценками, чужими комплиментами и титулами, желаниями родителей, а не ребенка.

Прекращение военных действий

— Сын мой, мы бесконечно устали, — сказал Витьке отец. — К тому же ведущаяся у нас в доме война не приносит никаких результатов, кроме всеобщего озлобления и изнеможения. По совету моей однокурсницы-психолога мы прекращаем военные действия. Если ты не станешь учиться, мы будем тебя еще пару лет кормить, как положено по закону, а потом пойдешь работать в кафе, на автозаправку, ну, или куда тебя там возьмут.

— Отец, ты что, прикалываешься? — спросил удивленный Витька (вообще-то у Мишки с чувством юмора не очень).

— Нет, я говорю абсолютно серьезно. С матерью и Константином мы не без труда, но пришли к консенсусу.

На выразительно молчавших мать со старшим братом на следующий день Витька глядел с подозрением. Но в школу не пошел.

Сидел, смотрел телевизор, читал, потом пошел гулять — не терпелось рассказать друзьям о поразительных изменениях в его жизни. Друзья, как и ожидалось, пришли в неописуемый восторг и буквально изошли на зависть. Только один приятель из прошлой школы сказал по телефону: «Кажется, Витек, ты попал».

Прошло несколько дней, наполненных событиями для всех, кроме Витьки. Матери позвонила возмущенная классная руководительница, которой, конечно же, всё рассказали Витькины одноклассники, сослалась чуть ли не на статью Конституции. Бывшая аспирантка холодно и отстраненно ответила:

Встревоженный Костик искал в интернете, «где работают люди с незаконченным средним образованием». Узнал много нового для себя, делился с отцом.

Через неделю новизна Витькиной ситуации улеглась, в школе накопились новые новости, к которым Витька уже не имел отношения. Утром Витьку никто не будил, но он неожиданно стал сам просыпаться и слушать, как домашние собираются на службу. Выглядывал из своей комнаты в коридор, ему приветливо кивали:

Сходил в школу на два урока математики (любил ее в принципе плюс в дворовой школе после математической легко блистал). Там старый математик сказал: удивительное дело по нашим временам, Виктор, но, если уж так сложилось и на тебе ответственность, тебе надо принять решение — или ты учишься, или не учишься. Как говорили во времена моего детства: «Не давши слова — крепись, а давши — держись».

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий