Как развить эйдетическую память у взрослого? — Блог Викиум

Как развить эйдетическую память у взрослого? — Блог Викиум Женщине

: использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников

Светлана Голдырева
Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету»,

К. Д. Ушинский.

Речь является важнейшей психической функцией человека – универсальным средством общения, мышления, организацией действия. Отклонения в речевом развитии отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающим, препятствуют становлению полноценной личности, вызывают трудности в освоении школьной программы.

Анализируя результаты мониторинга в аспекте речевого развития детей дошкольного возраста,отметила тревожную тенденцию: всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (сниженная память, слабая продуктивность запоминания, недостаточное устойчивое внимание и т. д.). Под влиянием новых видов деятельности, новых требований, предъявляемых дошкольнику взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточиться и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести и т. п. Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о при-общении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие речи и памяти ребенка.

В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи, памяти, внимания у детей дошкольного возраста.

Эйдетика — это новое направление, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения детей дошкольного возраста, помогает детям обогащать представления об окружающем мире, развивает память, внимание, детское воображение, побуждает к речевой и творческой активности. Преимущество использования метода эйдетики в образовательном процессе с детьми – ребенок развивается радостно, восприятие мира становится более позитивным.

Новизна использования заключается в том, что,данная методика обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро за-поминать информацию, у детей развиваются каналы восприятия информации, приобщают его к деятельности, общение со старшими и сверстниками.

Работа по этой методике способствует выполнению главной задачи пред-школьного образования – выравниванию стартовых возможностей детей, благо-даря формированию у них универсальных начальных умений, предшествующих учебным действиям.

Поставленная цель направлена на развитие зрительной и тактильной памя-ти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания, ак-тивизации ресурсов познавательных процессов.

Задачи,предопределяют направление работы и результат:

— показать влияние активизации памяти на формирование познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста в инновационной деятельности;

развивать образное мышление посредством развития речи у детей.

Понятие «эйдос» в древнегреческой философии применялось только для описания внешней структуры образа. Сербский ученый В. Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Более глубокие исследования в данном направлении провела группа ученных марбургской психологической школы под руководством Э. Йеншема в течение 20–40-х годов XX века. Объектом их экспериментов выступала эйдетика, как особый вид памяти.

В СССР проблемами эйдетики в 20–30-е годах занимались многие знаменитые ученые: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. П. Кононова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Г. С. Фейман. Они разрабатывали теоретические основы эйдетики, исследовали ее методику и проводили различные эксперименты в данном направлении. Но система эйдетики на некоторый период времени перестала быть актуальной проблемой для научных институтов. Помешала ее дальнейшему развитию политическая деятельность страны, военные действия и другие весомые обстоятельства. Вся экспериментальная работа в данном направлении была полностью прекращена.

С 1989 года открыта школа эйдетики, образовательный процесс которой направлен на развития абстрактно-образной памяти у детей и взрослых. Основателем школы эйдетики является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы, которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России, и далеко за ее границами. На данный момент подготовлено около 3000 инструкторов, которые успешно преподают в России и других странах основы развития образной памяти.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого исследования и приобрела практическую значимость. Система эйдетики позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные образы, но и является одним из ведущих условий для развития неординарного мышления и познавательной активности человека.

Основные принципы данной методики основаны на следующем:

— необходимости смены обзора (ребенок не привязан к одному месту, он может передвигаться по группе свободно, что снимает усталость и восстанавливает способность концентрироваться);

— постоянное переключение внимания ребенка с одного предмета или явления на другое (это помогает легче реагировать на смену обстановки и быстрее адаптироваться);

— мысленная и зрительная прорисовка любого предмета, явления.

Метод эйдетикипостроен на простом принципе: воображение положи-тельные эмоции = усвоенная информация.

Главная особенность моего опыта – это развивать ребенка радостно, имен-но это является преимуществом эйдетического обучения. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Научно-методической почвой моей деятельности является применение ме-тодов современных педагогических технологий обучения и развитиядетей до-школьного возраста: ТРИЗ-педагогика, мнемотехника,включающие следующие методы: цепной метод, акр вербальный метод и метод мест. Использование при этом опорных схем, таблиц, карт, позволяют мне развивать у детей память, мышление, формировать навыки объяснительной речи, делать выводы, побуждающие детей к размышлению.

При реализации своего опыта я использую следующие методы эйдетики:

1. Метод зрительной прорисовки. Суть данного метода заключается в зри-тельном соединении символов с настоящим изображением, которое является видимым на данный момент. Если человек снова увидит данный предмет или изображение, то сможет с легкостью его воспроизвести. При этом зрительное соединение заключается в мысленной прорисовке поверхности или общего контура символа. Данный метод является отличным способом для быстрого запоминания простых символов и цифр. Например, ребенку предлагается картинка, на которой нужно найти спрятанную цифру. Она может быть изображена в различном положении и иметь нестандартные размеры.

2. Метод мысленной прорисовки. Символы и слова не просто ассоциируются с предметами, а мысленно прорисовываются их контуры. Данный метод соединяет воображаемые слова с реальными предметами.При этом важно чувствовать все этапы данного процесса: скрип карандаша, движение ваших рук и т. д. Например, ребенку предлагается мысленно записать на белой стене слово карандаш зеленой краской. Без движения рук необходимо медленно выписать данное слово крупными буквами, почувствовав запах краски. Данное упражнение сразу не получается у всех желающих. Но, благодаря систематическим тренировкам, можно до-биться отличных результатов.

3. Техники запоминания точной информации. Данная техника включает в себя многообразные приемы и методы.

Разработанный мною комплекс мероприятий с применением метода эйдетикив образовательной деятельности с детьми представлен на основе:

— цветовых ассоциаций;

— ассоциаций, связанных с геометрическими формами;

— тактильных ассоциаций;

— предметных ассоциаций;

— звуковых ассоциаций;

— вкусовых ассоциаций;

— обонятельных ассоциаций;

— свободных ассоциаций, связанных с предметными образами.

Цветовые ассоциации: детям предоставляются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов или явлений. Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого — выбрать среди картинок разных предметов именно то изображение, которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.

Например: «Вот красный цвет. О чем вы подумали?»

Можно изменить ход игры: предложить ряд предметных изображений, задача ребенка выбрать цвет, с которым ассоциируется предмет и почему.

Ассоциации связанные с геометрическими формами: детям предоставляются карточки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. Задача детей — выбрать предмет или предметы, которые ассоциируются с заданными геометрическими формами.

Тактильные ассоциации: для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок. Основная идея этих карт заключается в том,что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др. К коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, с дерматиновым покрытием. Принципы работы остаются такими же, как и в предыдущих видах работы.

Пример: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинка?»(Я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

Предметные ассоциации: этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов между собой или с их признаками. Для ис-пользования этого приема,нужно иметь набор разных предметов: нитку, трубочку, кусок бумаги, кусок ткани, шишку, каштан, камень, ракушку, монету, пуговицу.

Как быть Леди:  Конспект классного часа "Компьютерные иры за и против" | План-конспект урока (2 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

Пример: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?».Или педагог держит монету и говорит: «Круглое и железное. О чем вы подумали?»(банка, ее закрывают крышкой).

Звуковые ассоциации: в эйдетике применяются аудиозаписи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков,распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков: положить в мешочки различные предметы, порождающих звуки.

Например: в одном мешочке находится бумага, в другом — монеты, в других — коробка с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем вы-бранный звук,после чего спрашиваем: «О чем ты поду-мал, услышав этот звук?»(я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Кроме того, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток.

Пример:предлагается звук момент: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» При этом необходимо спрятать источник звука.

Вкусовые ассоциации:детям предлагается попробовать на вкус продукт и задается вопрос: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодно, хрустящий, сочный, твердый, и т. п.

Обонятельные ассоциации: способность воспринимать различные ароматы еще не достаточно изучена, поэтому привлекать обонятельный анализатор следуют особенно осторожно. Можно использоватьобонятельные коробочки с разными ароматами: духов, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

Свободные ассоциации,связанные с предметными образами: игры предусматривают установление связей предметов между собой или с их признаками и используютсяпри подборе разных предметов: нитки, палочки, трубочки, бумаги, куска ткани, шишки, каштана и т. д.

Например,берется нитка и спрашивается: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?» Или можно держать предмет (монету)и задать вопрос: «Круглое и железное.

О чем вы подумали?» (банка, ее закрывают крышкой.)

Цепная реакция — заключается в построении цепных ассоциативных связей, при которых одна ассоциация вытекает из другой и, тем самым, помогает вос-производить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

Например,задание: запомните 6 слов (огурец-лодка-комар-конверт- ве-тер-трубочка-гусеница). Для этого придётся составить свой видеофильм.Пример: «Я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы.»

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно за-помнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр.Например: «В зоопарке крокодил в гости каждый день ходил: в понедельник к мишке, а во вторник к мышке, В среду ко льву, в четверг к бобру, в пятницу к двум кенгуру, К буйволу ходил в субботу в воскресенье – к бегемоту.»

Для развития ассоциативного мышления дошкольников активно использую друдлы — это загадка – головоломка; рисунок, о котором невозможно четко сказать, что это такое. При показе друдла необходимо повернуть его под разными углами, чтобы дети увидели как можно больше ракурсов этого изображения. Дети превращают друдлы в солнышко, цветочек, яблоко, очки и т. д.

Использование друдлов способствует развитию ассоциативного мышления, памяти, учит находить нестандартные подходы к разнообразным задачам. На начальном этапе использовать друдлы можно параллельно с картинками с изображением радуги, скакалки, ведра с ручкой, платочка, что схожие по форме с этими друдлами. Когда дети начинают легко подбирать картинки к друдлам, работу усложняю. Например, предлагаю составить рассказ по серии друдлов, которые дети подбирают самостоятельно и выкладывают их в определенной последовательности, а затем придумываем по ним рассказ.

Перед началом занятий по системе эйдетики следует ознакомиться с алгоритмом, помогающим запомнить информацию.Этот алгоритм состоит из четырех пунктов:

— Убеждение ребенка в правильности его действий и способностях.

— Правильная подготовка к процессу запоминания.

— Работа с учебным материалом с использованием методов эйдетики.

— Повторение пройденного материала.

Использование данного опыта работы в ежедневной работе с детьми является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников. Дети, развивающие память по данной системе, становятся более работоспособными, умеют на длительное время концентрировать собственное внимания. Система эйдетики способствует более гармоничному развитию ребенка и улучшает его взаимосвязь с окружающим миром.

Таким образом, для эффективного обучения воспитанников своей группы, я внедряю комплекс мероприятий с применением метода эйдетики в образовательной деятельности с детьми. В образовательной деятельности с детьми я использую схемы для заучивания стихов, составления рассказов и пересказов сказок и рассказов. Совместно с детьми мы составляем различные схемы, которыми в дальнейшем пользуемся в образовательной и самостоятельной деятельности, ведь эйдетика позволяет расширить не только грани памяти воспитанников, но и их возможности видеть мир по- другому, использовать для себя его полезные секреты, дает возможность воспроизводить объекты не только сразу после их исчезновения с поля зрения, но и через минуты, часы, дни, годы.

Результат применения данного опыта показал, что у детей формируется ряд важных и востребованных способностей, умений и качеств личности –а именно:

— способность восприятия и запоминания разных видов информации;

— устойчивость внимания;

— способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний;

— свобода и выразительность речи;

— навыки продуктивного общения;

— кругозор и общая культура;

— уверенность в своих силах.

Использование мою метода эйдетики в работе с детьми облегчает любое усвоение материала, повышает эффективность и успеваемость, что не обходится без развития памяти детей. Ведь известно, что тренировка и улучшение памяти является, конечно, ведущей целью развития эйдетических способностей. Но к этому можно и необходимо добавить и развитие воображения, фантазии, творческого мышления, улучшение концентрации внимания.

Таким образом, детский возраст – наиболее плодотворный период проявления эйдетических способностей. Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что влечёт за собой успехи в обучении.

Используемая литература:

1. Житникова Л. Учите детей запоминать – М. ; Просвещение 1978.

2. Аристова Т. А. Учиться успешно / развивающиеся возможности обучения… — Учебно- методическое пособие СПб. ; Бостон, 2021.

3. Бабушкина А. А., Умнова О. А. «Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5 – 9 лет» изд. «Клуб семейного досуга», 2021.

4. В. Козаренко «Мнемотехника» изд. «OZON.RU», 2007.

5. Интернет ресурс.

Известные люди с эйдетической памятью

История знает немало примеров людей с врожденной или приобретенной эйдетической памятью. Вот лишь некоторые из них:

  1. Т. Рузвельт. Каждый день тренировал память и читал по три книги.
  2. Н. Тесла. С детства отличался феноменальной памятью.
  3. Иоанн Павел II. Знал 21 язык и 100 диалектов.
  4. Ким Пик. Простой, но в тоже время необычный житель Америки. Ким читал параллельно две страницы и тут же запоминал прочитанное.
  5. Фердинанд Маркос. Он запоминал, воспроизводил или пересказывал текст любой сложности и объема.
  6. Юлий Цезарь. Обладал отличной памятью на лица, знал всех солдат.
  7. Мэрил Хеннер. Еще одна обычная, но уникальная жительница Америки, которая детально помнила все свое детство.
  8. Мэри Элизабет Боузер. Легендарная разведчица, которая запоминала и в точности передавала всю выведанную информацию.

История исследований

Считается, что одним из первых описал феномен эйдетизма сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году.

Теория, предметом которой была эйдетическая способность — особый вид образной памяти человека, — разрабатывалась на протяжении 1920—1940-х гг. в Германии, в марбургской психологической школе Э. Йенша. Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма[1].

Эйдетическая память — яркие образные воспоминания и способность вызывать их. Она не имеет ничего общего с мнемотехниками, где запоминание происходит за счет ассоциативного ряда. Эйдетика — это фотографическая образная память. Попробуем ее развить?

shutterstock_1136971007

Ученые утверждают, что человек в детском возрасте имеет хорошо развитую эйдетическую  фотографическую память. В дальнейшем мозг меняется: активно развиваются его участки, отвечающие за процесс вербальной коммуникации. Способность к эйдетике теряется, уступая место новым навыкам.

Во взрослом возрасте подобные способности становятся редкостью. И дело вот в чем. В истории есть несколько ярких примеров людей, которые имели отличную фотографическую память. Например, Ким Пик, образ которого был положен в основу фильма “Человек Дождя” читал страницу за 4-5 секунд и запоминал практически 100% прочитанного. Дэниэл Таммет поражал тем, что буквально через неделю после старта изучения мог свободно заговорить на новом языке. Стивен Уилтшир отличался способностью ориентироваться практически в любом незнакомом городе. Все дело в том, что он держал в голове несколько тысяч карт города.

Однако, есть еще одна черта, которая объединяет всех этих людей. Несмотря на свои феноменальные способности, они часто обладали низкими социальными навыками.

Как быть Леди:  Что означает слово деградировать и кто такой деградант, признаки деградации

Если не брать во внимание феноменальные случаи, то можно ли развить эйдетическую память? Сегодня предлагают массу методик — от логически обоснованных, до мистических. Мы собрали наиболее популярные рекомендации.

  1. Прежде всего, научитесь отпускать стресс. Регулярное повышение уровня кортизола в конечном итоге может плохо сказаться на области гиппокампа, который отвечает за хранение информации.
  2. Держите мозг в тонусе. Такие вещи как кроссворды, судоку, шахматы, ничуть не устарели: они до сих пор актуальны.
  3. Не забывайте про физическую активность.
  4. Боритесь с вредными привычками.

Литература

  • Anna Arnaudo (2000) «Eidetic Imagery: Raising More Questions than Answers» Biology-202, Second Web Report, Bryn Mawr College.
  • Haber R. N., Hershenson М. «The psychology of visual perception», N. Y., 1973.
  • Jaensch E.R. Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode, 1925;
  • Jaensch E.R. Zur Eidetik und Integrationtypologie, 1941
  • Jaspers K., Allgemaine Psychopatоlоgie. 2 Aufl. Berlin, 1920
  • Блонский П. П. Педология. М.: Работник просвещения, 1925.
  • Богданчиков С. А. Судьба эйдетики в советской психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2.
  • Выготский Л. С. Эйдетика // в сб. «Основные течения современной психологии». [Сб. ст.] М.- Л., 1930 (повт. изд: «Хрестоматия по ощущению и восприятию». М., 1975)
  • Загоровский П. Л. Эйдетическая школа (Йенш) и проблемы детской психологии // Психология. 1929. Т. II. Вып. I. С. 83-92.
  • Кононова М. П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1929. № 1. С. 60-82.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: МГУ, 1968.
  • Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения: В 2 т. М.: Эйдос, 1994.
  • Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 2008. — ISBN 978-5-271-18770-4.
  • Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст. — М., 1935.
  • Эйдетизм — статья из Большой советской энциклопедии

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Определение понятия

Эйдетизм – это способность точно и детально описывать те образы и ситуации, которые остались в прошлом. Причем речь идет о зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных образах. Кто исследовал и описал вид эйдетической памяти? Свой вклад внесли М. П. Кононова,  П. П. Блонский,  Н. Д. Шрейдер,  С. Л.

Эйдетическая память – это особый тип образной памяти, который позволяет моментально запоминать любые образы. Название образовано от греческого слова εἶδος, что в переводе означает «образ, внешность». Человеку с такой памятью достаточно один раз посмотреть на картину, и потом он сможет детально описать увиденное.

Например, студент с фотографической памятью может один раз посмотреть на доску и потом по памяти воспроизвести формулу в тетради во время контрольной работы. Или человек с такой особенностью памяти смотрит на страницу книги и потом воспроизводит текст по памяти с точностью до слова.

Кроме этого, эйдетик способен по одному визуальному образу снова переживать тактильные и обонятельные ощущения, слышать звуки. Причем последующее проигрывание ситуаций из прошлого ничем не отличается от первичного реального проживания.

Вот как выглядит механизм работы фотографической памяти:

  1. Человек увидел картинку (событие из жизни, кадр из фильма, лекцию на доске и т.д.) и запомнил ее в общем.
  2. Чуть позже в памяти отложились сопутствующие образы: звуки, цвета, фоновые изображения, отдельные действия участников (человек и сам не заметил этого). Фотографическая память срабатывает только в том случае, если у индивида просыпается искренний и сильный интерес к чему-то, если что-то впечатлило его.
  3. В дальнейшем человек описывает все, что увидел. Он идет от общего к частному. Эйдетики запоминают такие детали, которые не заметил бы никто другой. Например, описывая аварию, они назовут цвет глаз водителя, одежду пострадавшего, родинки и шрамы на участниках и т.п. Эйдетики помнят все это не только спустя несколько минут после случившегося, но и спустя годы.

Важно! Суть эйдетизма в том, что человек не осмысливает увиденное, он просто «фотографирует» картинку и потом воспроизводит ее. Все происходит само собой, непроизвольно.

Способность в виде эйдетической памяти имеет и свои минусы. Человек запоминает в деталях все важные события из жизни, в том числе неприятные, травмирующие. Кроме этого, часто у эйдетика наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере. Человек словно превращается в компьютер.

Примеры эйдетической памяти

Феноменальной памятью обладал Вольфганг Амадей Моцарт. В три года он запоминал то, что играли его отец и сестра, а потом воспроизводил это с точностью до мелочей. Еще известен случай, когда Моцарт был в Сикстинской капелле и запомнил сложнейшее произведение.

Еще один известный композитор Сергей Рахманинов обладал эйдетической памятью. Однажды в дом к его родителям пришел другой композитор – Александр Глазунов. Он презентовал свое новое произведение. Какого же было удивление Глазунова и всех присутствующих, когда сразу после этого за рояль сел Рахманинов и повторил все с точностью до ноты.

Еще один яркий пример эйдетической памяти – отечественный шахматист Александр Алехин. В 1934 году он стал победителем соревнований по играм вслепую. Кроме этого, шахматист пошагово помнил каждую из сыгранных им за всю жизнь партий. Это не единственная способность Александра.

Он мог после первого прочтения запомнить 10 и более страниц, отлично запоминал и распознавал лица, знал шесть языков. В беседе с другими людьми он называл такие детали и ситуации, о которых не помнили сами собеседники. Александр запоминал каждую мелочь, его образы были очень яркими.

Развитие

Фотографическая память бывает врожденной и приобретенной. В первом случае это обусловлено аномалиями развития головного мозга. Во втором случае это связано с целенаправленной работой. Эйдетика – так называется наука о развитии эйдетической памяти. Психологи выделяют несколько подходов к развитию эйдетической памяти.

По методу Айвазовского:

  1. Выберите предмет, вещь или объект. Живое или неживое, главное – не абстрактное.
  2. В течение пары минут внимательно изучайте объект, вникайте в каждую мелочь, наблюдайте за ним.
  3. Закройте глаза, постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира, шумов. Представьте перед собой этот образ. Повторите те подробности, которые вы заметили, мысленно нарисуйте их перед собой.
  4. Откройте глаза и сравните реальный объект и тот, что вы воспроизвели. Есть существенные отличия?
  5. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не сможете максимально точно визуализировать объект.
  6. Постепенно усложняйте себе задачу, например, сокращайте время на изучение объекта.

Нейробика (аэробика для мозга):

  1. Регулярно меняйте маршрут до привычного места. Например, до работы или кафе, в котором регулярно обедаете. Старайтесь внимательно изучать маршруты и запоминать их.
  2. Делайте привычные вещи левой рукой (если вы левша – правой). Например, попробуйте держать в левой руке зубную щетку, ложку, ручку.
  3. Смотрите телевизор без звука. Старайтесь по общей атмосфере, обстановке, жестам и движениям понять, о чем идет речь.

Эйдетика помогает не только в развитии фотографической памяти, но и в укреплении памяти как таковой. А также при помощи тренировок можно предотвратить появление болезни Альцгеймера, старческого слабоумия и подобных патологий.

Интересно! Врожденный эйдетизм часто связан с аутизмом, шизофренией, эпилепсией, умственной отсталостью и другими психическими отклонениями.

Советская психология

В СССР большое внимание эйдетике уделял Л. С. Выготский[2][3]. Также в СССР в 1920—1930-е гг. вопросами эйдетики занимались В. А.

Артёмов, П. П. Блонский, Н. Ф. Добрынин, П. Л. Загоровский, М. П. Кононова[4], С. В. Кравков, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов, Б. М.

Теплов, Г. С. Фейман, Л. М. Шварц, Ф. Н. Шемякин, Н. Д. Шрейдер, П. О. Эфрусси и другие. Помимо научных статей следует также отметить статьи об эйдетизме во втором и третьем изданиях Большой Советской Энциклопедии, в Философском энциклопедическом словаре и в психологических словарях.

Самые первые упоминания эйдетики встречаются в «Педологии» П. П. Блонского и «Очерках психологии» С. В. Кравкова, изданных в 1925 году. В этих работах прежде всего обращается внимание на большое теоретическое и практическое значение эйдетизма как особого, ранее не изучавшегося вида памяти.

Первой советской работой, содержащей серьёзный теоретический анализ эйдетических идей, следует считать вышедшие в 1927 г. «Психологические очерки» П. П. Блонского. В этой книге содержится большое количество конкретной и точной информации: перечисляются основные проблемы и понятия эйдетики, приводятся результаты экспериментов, выдержки из протоколов, указываются и оцениваются первоисточники и т. д.

В 1933 г. вышел в свет 63‑й том Большой Советской Энциклопедии, где содержалась обширная статья А. Р. Лурия «Эйдетизм». Относительная редкость яркого проявления эйдетизма и подавления проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, описанными, в частности, академиком АПН СССР А. Р. Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти»[5].

Следует сказать, что оценка эйдетики в СССР всегда зависела не столько от собственно научных факторов, сколько от идеологической обстановки в стране. В этом плане чётко выделяются два этапа. В 1920‑е — начале 1930-х годов требование критического отношения ко всей зарубежной психологии ещё не заслоняло и не заменяло собой полностью этапов изучения и усвоения.

До превращения в нацистскую науку эйдетика воспринималась и оценивалась в советской психологии точно так же, как и другие современные зарубежные теории: фактология признавалась, а теоретические построения критиковались за несоответствие марксизму. При этом среди советских психологов существовал довольно широкий спектр мнений в оценках эйдетики[6] — от заинтересованности, признания и согласия по многим вопросам в сочетании с обязательными критическими оценками (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Л.

Загоровский, А. Р. Лурия, И. В. Страхов и другие) — до почти полного отрицания. Так, Л. М. Шварц в 1930 году писал: «В нашей психологической и педологической литературе учение Йенша не встретило должной критической оценки. Многие положения марбургской школы, воспринятые на веру нашими авторами, неприемлемы и открывают возможность проникновения через них явно идеалистических моментов в психологию».

Как быть Леди:  Если ребенок эгоист: как найти причины и перевоспитать его

Степени эйдетической памяти

Развитие эйдетической памяти проходит пять стадий:

  1. Воспроизведение по памяти возможно только с закреплением образа.
  2. Воспроизведение образов без дополнительного закрепления, но это распространяется только на слабые образы.
  3. Воспроизведение более ярких образов и деталей.
  4. Непроизвольное запоминание важных образов с их дальнейшим ясным воспроизведением. На этой стадии появляются тактильные, слуховые, вкусовые, двигательные воспоминания (сенсорные модальности).
  5. Высшая степень, при которой человек все запоминает в деталях и очень ярко, ощущает все события прошлого как в настоящем.

В последнем случае принято выделять еще два типа памяти: В и Т. К первой группе относятся те воспоминания, которые человек контролирует, сам вызывает из глубин памяти. Образы из группы Т не поддаются контролю личности, всплывают хаотично в любом месте и в любое время.

Интересно! Воспоминания из группы Т иногда превращаются в галлюцинации.

Типология эйдетиков

Э. Йеншем[8] и его сотрудниками (в школу Э. Йенша входили его брат Вальтер Йенш, О. Кро, А. Рикель, Г. Фишер и др.) была разработана классификация степени выраженности эйдетизма:[1]

На базе тех же исследований была предложена классификация людей, способных к эйдетическим представлениям:

  1. «Т-тип» эйдетиков («Tetanoider Type») — у них представления эйдетические весьма стойки и не пропадают даже после длительной посторонней стимуляции, иногда обретая характер навязчивости; название типа дано по аналогии с названием мышечных спазмов «tetanie»;
  2. «В-тип» («Basedowider») — другой тип эйдетиков — оказывается способным к произвольному пробуждению эйдетических представлений и сознательному вмешательству в их развёртывание соответственно своим намерениям.

Согласно В. Йеншу, эти типы эйдетиков базируются на конституциональных предпосылках и, выступая в единстве с определённым типом мимики и движений, с особенными гормональными процессами, предстают и как проявление типологии характеров.

Тренировка эйдетических способностей и эйдотехника

И. Шульц описал неоднократные случаи шизофрении с попытками самоубийств, возникшие в итоге неумелых, но настойчивых попыток вызвать эйдетические образы. М. Зощенко описал ряд подобных случаев в писательской среде в своей книге «Перед восходом солнца».

В качестве лечения И. Шульц предложил вновь вызывать эйдетические образы, только делать это грамотно. Этот подход изложен, в частности, в довоенной работе одного из сотрудников Шульца К.Томаса[7]. Подход оказался успешным.

Так, шахматист и психолог А. де Гроот, который заинтересовался эйдетизмом как явлением, утверждал, что развить способности могут многие. В качестве примера он приводил шахматных гроссмейстеров, способных запоминать множество комбинаций и сценариев развития событий во время партии.

Тренировка эйдетической памяти

Можно ли стать эйдетиком? Да, фотографическую память можно тренировать и развивать. Однако упражнения для детей и взрослых будут несколько отличаться.

Три стороны эйдетики

Исторически и содержательно точная характеристика эйдетики подразумевает рассмотрение во взаимосвязи, преемственности и единстве трёх её сторон (уровней, проблемных областей):

  1. эйдетизм (эйдетические образы, Anschauungsbilder) как эмпирический и экспериментальный феномен, как особый вид памяти и, соответственно, эйдетика как частная научная теория, этот феномен объясняющая;
  2. эйдетика как общепсихологическая теория, находящаяся на уровне общетеоретических, философских и методологических проблем психологии;
  3. «интеграционная типология» («Integrationstypologie») — идеологизированная, расистская и фашистская по своей сути, псевдонаучная концепция, которая в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем и его единомышленниками после 1933 г. путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов.

У взрослых

Тренировать память можно и нужно на протяжении всей жизни, причем важно уделять внимание всем видам памяти и делать разные упражнения. Здесь действует тот же принцип, что в спорте: чтобы все мышцы росли, нужно постоянно увеличивать нагрузку и менять комплекс упражнений.

Итак, упражнения для тренировки эйдетической памяти у взрослых:

  1. Выходя куда-либо из дома, будь то дорога до работы, выход в магазин или прогулка, считайте встречающиеся дома, окна, машины, деревья. Изучайте их цвет, форму, другие особенности. В следующий раз воспроизводите это по памяти: «Ага, сейчас будет красный дом, он пятый на этой улице». И сравнивайте свои ответы с реальностью. Это упражнение имеет еще и дополнительную пользу – развивает осознанность. Обращаете ли вы внимание на повседневные мелочи или большую часть жизни двигаетесь на автопилоте? Думаю, второе. А это упражнение научит вас жить здесь и сейчас.
  2. Тренируйтесь с текстами. Для этого понадобится помощник. Распечатайте любой понятный вам текст на альбомном листе. Внимательно прочитайте его. Попросите знакомого добавить в текст пару-тройку логических предложений или слов и снова распечатать его. Прочитайте новый текст, постарайтесь найти лишние слова и выражения.
  3. Каждый раз, когда пытаетесь запомнить какую-то информацию, представляйте ее в образах. Подбирайте самые необычные ассоциации. Придумывайте что-то фантастическое.
  4. Для общего развития внимания, памяти, интеллекта и креативного мышления полезно читать слова и предложения задом наперед.

У детей

В каком возрасте появляется эйдетическая память? В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте. Поэтому оптимальный возраст для тренировки эйдетической памяти у детей – 3 – 7 лет. В противном случае эйдетическая память будет заменена причинно-следственным запоминанием.

Итак, какие упражнения подойдут:

  1. Зрительная прорисовка. Ребенку предлагают ответить на вопрос «На что похожа цифра или буква?» и дорисовать этот образ. Например, буква В похожа на парус кораблика, а цифра 3 – на змею. Важно не ограничивать ребенка – пусть придумывает даже необычные образы, фантастических животных.
  2. Мысленная прорисовка. Ребенку предлагают запомнить какой-то стих, но при запоминании он должен представлять все то, о чем рассказывает. Родители могут максимально помогать, например, брызнуть на руку ребенка немного воды, если в стихотворении идет речь о реке.

Если эти упражнения ориентированы на старших дошколят и младших школьников, то другим детям подойдут универсальные техники. Например, игра «Найди 10 отличий» или такая игра:

  • минуту ребенок внимательно разглядывает комнату, затем выходит за дверь;
  • во время отсутствия игрока другие участники (одноклассники, родители, друзья – кто угодно) что-то меняют в обстановке помещения или в себе, например, обмениваются с кем-то одеждой;
  • игрок возвращается и должен назвать все изменения.

Важное условие игры: нужно максимально сохранить первичные условия картинки, которую запомнил игрок. То есть, например, позы участников должны быть теми же. Если кто-то сядет по-другому, то это уже считается изменением.

Эйдетика. эйдетические игры и занятия — «эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления». мастер-класс для педагогов

Статья ««Эйдетика для дошкольников как путь развития логического мышления»….»
Цель: расширять и обогащать знания педагогов об эйдетике, как способе развитииассоциативно — образного мышления у детей дошкольного возраста. Задачи: • знакомство с методикойэйдетики, её приемамина основе игр, их использованием в работе с детьми; • развитие мышления,…

Презентация «Применение эйдетики в занятиях»
Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. В первом случае основой для запоминания стал яркий образ, а во втором — навязанная взрослым информация. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое,…

Конспект интегрированного занятия «Планеты солнечной системы» с применением методов эйдетики
Цели:  1.Дать знания детям о строении солнечной системы: названиях планет, их расположении по отношению к Солнцу, некоторых особенностях.  2. Развивать внимание, память, мышление.  3. Обогащать словарный запас детей (Телескоп, орбита,…

Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) с элементами эйдетики средняя группа
Конспект ООД по познавательному развитию (ФЭМП) с элементами эйдетики средняя группа. Тема: «Сравнение предметов по длине, ширине и толщине» Цель:

Эйдетика. эйдетические игры и занятия — консультация для педагогов доу «тренируем память детей по методике «эйдетика»

Статья «Консультация для педагогов ДОУ «Тренируем память детей по методике…»
Эйдетика – это специальная методика, которая поможет малышу с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память. Замечали ли вы, что просмотренный с интересом фильм или мультик малыш пересказывает взахлеб, подробно цитирует наизусть…

Конспект педагогического мероприятия с использованием элементов эйдетики «Праздник мягких игрушек»
Конспект педагогического мероприятия в средней группе с использованием элементов эйдетики «Праздник мягких игрушек» Программное содержание:

Консультация для педагогов «Эйдетика — работа с одаренными детьми»
«Эйдос» означает «образ». Данная методика подразумевает включение образного мышления. Конечно, многие не воспринимают его всерьез, считая неполноценным по сравнению с логическим мышлением. Однако, именно образное мышление позволит быстро запоминать, и научит ребенка читать с…

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста с применением методов эйдетики «Образы и ассоциации»
Задачи: Познакомить детей с понятием «ассоциация». Развитие познавательной сферы: зрительной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания. Развитие эмоциональной сферы:стимулирование инициативности, воспитание уверенности в себе, а также борьба со…

Заключение

Многие люди мечтают обладать эйдетической памятью, чтобы стать самым лучшим специалистом на работе или всемирно известным человеком. Однако мало кто знает или учитывает, что врожденный эйдетизм практически всегда связан с определенными психическими отклонениями, а приобретенный эйдетизм редко достигает уровня гениальности.

Это не означает, что эйдетика бесполезна. Тренируйте свою память и не отказывайтесь от мечты. При регулярном выполнении описанных в статье упражнений можно заметно улучшить память и действительно стать одним из лучших специалистов в своем деле.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий