В плену ненужных покупок: как помочь близкому человеку справиться с шопоголизмом

В плену ненужных покупок: как помочь близкому человеку справиться с шопоголизмом Женщине

Что такое шопоголизм

Шопоголизм, или, по-научному, ониомания (oniomania) — сильное, часто непреодолимое желание покупать что-либо без необходимости и ради самого процесса. Этот термин (вместе с описанными симптомами) появился ещё в конце XIX века, благодаря психиатрам Эмилю Крепелину и Эйгену Блейлеру.

Как понять, что вы не шопоголик

Вам знакомо это чувство, когда видишь симпатичного парня

и он тебе улыбается, и твоё

Вот со мной то же самое, когда я вижу магазин.

«Тайный мир Шопоголика», Софи Кинселла

Чтобы проверить себя на склонность к шопоголизму и понять, есть ли у вас эта зависимость, воспользуйтесь нашим чек-листом. Прочитайте утверждения и определите, насколько вы с ними согласны. За каждый ответ «да» или «скорее да» начислите себе 1 балл. За ответы «нет» или «скорее нет» — 0 баллов.

Чек-лист «Шопоголизм»
Я получаю удовольствие, покупая или выбирая вещи в магазинах
Я часто злюсь на себя из-за чрезмерных трат
Мне приходилось брать деньги в кредит или взаймы, чтобы купить не очень полезную, но очень желанную вещь
Меня мучает чувство вины из-за того, что я позволяю себе лишние траты
Иногда я даю себе обещание перестать покупать вещи, но нарушаю его
Когда мне грустно, я иду за покупками или рассматриваю вещи в интернете
Многое из того, что я покупаю, не используется ни мной, ни членами моей семьи
Когда я не могу купить что-то, я чувствую грусть и уныние
Иногда мне кажется, что я не контролирую процесс покупок
Я бы хотел покупать меньше

Результаты:

  • Если вы набрали 4 и более баллов, возможно, вам стоит задуматься о том, чтобы обратиться за помощью к специалистам.

  • Если вы набрали менее 4 баллов, скорее всего, вы успешно контролируете своё желание приобретать новое.

7 причин, почему люди становятся шопоголиками

Каждый раз, когда сдергиваю с полки очередную вещь, меня накрывает волна восторга,

как вспышка салюта. И на несколько секунд все кажется прекрасным.

«Тайный мир Шопоголика», Софи Кинселла

Пока наши герои скупают горы ненужных вещей, выделим ситуации и эмоции, которые приводят к шопоголизму.

Семейные факторы

Чрезмерная экономия. Например, ваши родители были вынуждены экономить (или экономили сознательно), покупали вещи, еду, игрушки редко и только самое необходимое. В этом случае повзрослевшие дети стремятся компенсировать недостаток материальных благ и тратят все деньги на покупку вещей.

Расточительство. Другая крайность — расточительство родителей, которые либо сами страдали шопоголизмом, либо стремились компенсировать недостаток внимания и любви к ребёнку за счет покупки новых игрушек и вещей. Ребёнок привыкает к тому, что любовь = покупки, и переносит эту модель в свою жизнь.

Стремление к свободе и контролю над своей жизнью

Иногда молодые люди считают, что покупки дают им свободу от родительского контроля, позволяют самим принимать решения и контролировать свою жизнь (ведь я же сам решаю, что мне нужно что-то купить, сам выбираю). Также эта модель поведения может встречаться в семьях с контролирующими родственниками (родители, муж или жена и т. д.).

Как быть Леди:  Хватит это терпеть: признаки, когда забота превращается в обузу и манипуляции |

Неуверенность в себе

В этом случае люди

Недостаток радости в жизни

А также расставание с любимым человеком, стресс, отсутствие увлечений и

Склонность к депрессии и тревожным расстройствам

Нередко

Все эти категории объединяет одно — покупки не решают проблемы, не убирают тревожность или признаки депрессии, но являются привычным и простым способом на короткое время решить их.

Истинный

Скупает все и сразу, не задумываясь о последствиях. Руководствуется только одним — сиюминутное желание.

Истории из жизни

Я заглядывала в витрины магазинов,

я видела другой мир — сказочный мир идеальных вещей!

В нем

«Тайный мир Шопоголика», Софи Кинселла

В основе импульсивных покупок лежит выученное поведение, хотя возможна и генетическая предрасположенность к зависимостям вообще. В результате формируется привычка заменять разные потребности покупками. Приведём несколько примеров:

Как вылечиться от шопоголизма

Об этом ещё Фредерик Бегбедер написал в своём романе, успевшим уже стать классикой сегодняшнего дня – «99 франков»: мир захвачен рекламодателями, а соответственно – потребление в мире рекламы и предложения всячески поощряется. Буквально повсюду вам предлагают вещи, как правило, совершенно вам не нужные, но, само собой, обладающие такими качествами, о которых вы и мечтать не могли. Платья и туфли рекламируют длинноногие красотки, это создаёт иллюзию, что вы можете стать обладательницей не только баснословно дорогой обуви, но и идеальных форм, как модель с рекламного баннера.

Продавцы и директора магазинов располагают вещи на прилавках так, чтобы вы купили несколько ненужных, но очень милых вещиц. Например, вы никогда не задумывались о том, почему столько приятной, и, казалось бы, недорогой мелочи продаётся около касс? Дело в том, что такой ход рассчитан на скучающих покупателей, которым от нечего делать, стоя в очереди, волей неволей приходится рассматривать безделушки, и, да, приобретать их! В этом случае нужно не позволять управлять своими желаниями. 

Как помочь близкому избавиться от шопоголизма

Многие психологи сравнивают шопоголизм с игроманией и мобильной зависимостью. Это тоже пагубные привычки без употребления химических веществ. Но они приносят не меньше вреда, чем алкоголизм и курение. 

Кажется, что симптомы шопоголизма не настолько ярко выражены, чтобы нести угрозу здоровью зависимого. Но ониомания влечет за собой серьезные социальные последствия. И главная задача близких — убедить в этом шопоголика. Постарайтесь объяснить близкому человеку, что бесконтрольная тяга к покупкам — это постоянные ссоры в семье на почве денег, долговые ямы, разрушение отношений с друзьями из-за невозможности вовремя отдавать им взятые в долг деньги.

Когда зависимый скажет сам себе «я — шопоголик», признав существующую проблему, помочь ему будет гораздо проще. Действуя сообща, вы выстроите стратегию для борьбы с зависимостью. Но важно сразу договориться, что весь этот путь вы проделаете без вранья по поводу совершенных трат на спонтанные покупки.

По мнению психологов, строгие запреты и ультиматумы в случае с зависимыми практически никогда не работают. То же самое с шопоманией. Отбирать деньги и кредитные карты, не выпускать из дома в магазины, эмоциональный шантаж — все это неподходящие методики для борьбы с ониоманией.

Будьте готовы к тому, что зависимый, пытаясь избавиться от шопоголизма одежды, непременно столкнется с синдромом отмены. Не получая дозу адреналина от покупок, человек может чувствовать апатию и депрессию, становиться агрессивным по отношению к окружающим. Важно не бросать зависимого в таком состоянии. Ему нужна ваша помощь и поддержка.

Как быть Леди:  Пора что-то менять! Как определить ту самую «токсичность в команде» комментарии инженера / Хабр

Осознанный

Редко покупает ненужные вещи, отличаясь практичностью. Но когда видит в магазине что-то необходимое, непременно берет несколько экземпляров (с разными фактурами, вкусами, запахами). Любит скидки и бонусы — покупая горы акционных товаров, уверен, что таким образом экономит.

Причины шопоголизма

Итак, шопоголизм болезнь или ониомания – это непреодолимое влечение скупать что-либо без наличия необходимости в приобретаемых вещах. Другими словами, субъект, совершая покупку, получает удовольствие от самого этого действа. Покупки для шопоголика становятся развлечением и отдельным смыслом.

Специалисты утверждают, что чаще шопоголизм зависимость формируется у женщин по причине дефицита внимания, внутренней опустошенности, чувства одиночества, желания признания, а также при депрессивных настроях из-за расставания с партнером.

Кроме того, можно выделить ряд иных факторов, провоцирующих развитие описываемой зависимости, а именно низкая степень саморегуляции, иллюзия власти, контроля и свободы, жажда адреналина, потребность в любви, психологические травмы родом из детства.

Пониженный уровень саморегуляции ведет к снижению способности уравновешивать, ради достижения намеченной задачи, неблагоприятные особенности личности. В соединении с субъективным предпочтением предмета покупки это часто порождает пагубную страсть.

Иллюзия власти заключается в приобретении товаров не вследствие необходимости для индивидуального потребления, а из-за их расценивания как некоторых атрибутов власти, включающих также и отношение торговых представителей к клиентам: услужливое и льстивое обращение, подобострастие, уважение.

Шоппинг может дарить иллюзию контроля над собственным существованием и своеобразной свободы, поскольку он минимизирует тревожность, ликвидирует депрессивные настрои, повышает уверенность и уважение к собственной персоне. Человек имеет возможность приобрести то, что сию секунду желает, а не необходимые товары или рекомендуемые вещи. От этого субъект ощущает чувство свободы.

Адреналин можно считать своеобразным наркотиком для организма, поскольку индивид быстро к нему привыкает, что рождает зависимость в получении все больших его доз. Субъекты, попавшие в зависимость от адреналина, стараются получить его, занимаясь экстремальными разновидностями спорта.

Вследствие дефицита любви в мирском существовании индивида, он может окунуться в пучины шопоголизма. Часто недолюбленные дети, малыши, страдающие от нехватки родительского внимания и получающие подарки вместо заботы, во взрослом состоянии могут страдать шопоголизмом. Недополученными детьми ласка и внимание, компенсируются у них неуемным тяготением к покупкам на стадии взросления.

Если из прошлого тянется ворох неразрешенных психологических проблем, травм, сложностей в коммуникативном взаимодействии, склонность к разочарованиям, предрасположенность к депрессивным настроям, то приобретение нового предмета можно рассматривать в качестве попытки наградить самого себя, утешить, проявить заботу.

Кроме того, часто шопоголизм являет собой, так называемый замкнутый круг – человек совершает ненужную покупку, дома он начинает сожалеть о непомерных и нерациональных тратах, что ведет к появлению чувства вины перед родней. Естественно у субъекта падает настроение, возникает апатия. А избавиться от неприятных ощущений он может лишь при помощи покупок.

Считается, что основные факторы, провоцирующие развитие шопоголизма можно разделить на внешние причины и психологические факторы, то есть – внутренние.

Основой вторых являются психологические личностные проблемы. Шопинг считается эффективным антидепрессантом. При покупке определенной вещи организм человеческих субъектов продуцирует серотонин, который ответственен за чувство радости, а также адреналин, отвечающий за эмоциональные всплески.

Постоянные стрессоры в семейной жизни и трудовой деятельности, неуверенность, пониженная самооценка – эти внутренние неразрешенные проблемы ищут пути освобождения, и часто таким выходом становится чрезмерная тяга к совершению бесполезных покупок.

Как быть Леди:  Проблемы валидности психодиагностических методик. Виды валидности. Эмпирические способы определения валидности.

Вояжи по торговым центрам – это отличная возможность «переключиться» и повысить настроение. Восторженные высказывания и льстивые взоры продавцов в отношении произведенного приобретения значительно повышают самооценку. Появляется иллюзорное ощущение власти, ведь индивид может позволить себе обладать этой вещью, следовательно, у него имеется власть.

Помимо того, покупки дарят преходящее ощущение свободы и возможности управлять собственным бытием. Ведь человек приобретает желаемое, без указки окружения, следовательно, он свободная личность. Эта иллюзорная свобода впоследствии ведет к тому, что индивид начинает искать ответы на вопрос: «как лечить шопоголизм?».

К факторам внешней направленности относятся многообразные маркетинговые ходы, при помощи которых магазины заманивают покупателей. Различные акционные предложения и система скидок, красивые и изысканные витрины, вежливый и улыбающийся персонал – все это побуждает людей совершить ненужную покупку.

Сегодня все многообразие товаров может поразить даже самого искушенного индивида и привести к приобретению ненужного товара. Современные супермаркеты и иные торговые помещения устроены таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ ко всем товарам, предоставить возможность пощупать вещь, рассмотреть ее с разных сторон, почитать состав, дабы человек, еще не приобретя изделие, мог уже не захотеть расстаться с ним.

Спонтанный

Не считает себя зависимым и не признает проблем. Хотя практически никогда не проходит мимо значка «распродажа» на товаре и часто совершает незапланированные покупки.

Стадии развития шопоголизма

Мне нужна какая-нибудь мелочь, чтобы приободриться.

Футболка или что-то еще. Да хоть зубная паста.

Мне нужно что-то купить. Много тратить не буду.

Просто войду и…

«Тайный мир Шопоголика», Софи Кинселла

Конечно, шопоголизм не обязательно проявится в такой запущенной стадии, и до такой жизни ещё нужно дойти. Как и при любой зависимости, у шопоголизма есть 5 стадий развития привыкания. За основу возьмём этапы, выделенные Г. В. Старшенбаумом [1] , врачом-психиатром и автором книг по аддиктологии (наука, изучающая зависимости):

1-й этап, формирование. Человек испытывает сильный эмоциональный подъём во время покупок: чувство радости, ощущение риска и т. д. Формируется связка: покупка — удовольствие.

2-й этап, привычка. Человек начинает прибегать к шопингу в состоянии грусти, тревоги или других негативных эмоций. Формируется понимание, что покупки — самый простой и доступный способ улучшить своё состояние. Ониоманию на этой стадии уже желательно лечить.

3-й этап, растворение. Шопинг становится привычной (стереотипной) реакцией на жизненные ситуации, стремление покупать преобладает над остальными желаниями. Человек не воспринимает критику, игнорирует советы близких, не обращает внимания на их проблемы. На этой стадии самостоятельное избавление от ониомании уже проблематично.

4-й этап, зависимость. Человек отстраняется от окружающих, теряет социальные связи, полностью погружаясь в процесс зависимости. Покупки уже не приносят прежнего удовольствия, поэтому возникает стремление совершать их всё чаще и чаще.

5-й этап, разрушение личности. Истощаются жизненные ресурсы, человек почти всегда находится в подавленном состоянии, шопинг уже не улучшает настроение.

Типы шопоголиков

Всех людей, склонных к незапланированным покупкам, можно условно разделить на 3 типа. [4] Такая классификация помогает выстраивать план борьбы с зависимостью и лучше разобраться в ее первопричинах. Понаблюдайте за поведением близкого, чтобы понять к какой группе шопоголиков его можно отнести:

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий