- Составьте предложения. с каждым из приведенных ниже существительных составьте 2 предложения так, чтобы в первом из них не- писалось слитно, а во втором раздельно. недоверие, неловкость, несчастье, нерешительность, неправда, непогода — знания.site
- Как перестать бояться неизвестности: 4 важных шага
- Решу егэ
Составьте предложения. с каждым из приведенных ниже существительных составьте 2 предложения так, чтобы в первом из них не- писалось слитно, а во втором раздельно. недоверие, неловкость, несчастье, нерешительность, неправда, непогода — знания.site
С каждым из приведенных ниже существительных составьте 2 предложения так, чтобы в первом из них НЕ- писалось слитно, а во втором раздельно.
Недоверие, неловкость, несчастье, нерешительность, неправда, непогода
Как перестать бояться неизвестности: 4 важных шага
Наш мозг эволюционно натренирован бояться неизвестности и неопределенности. Когда мы не понимаем, что может случиться дальше, мы инстинктивно готовимся к худшему — запускаем стрессовую реакцию и включаем режим «бить или бежать». В таком состоянии практически невозможно мыслить рационально и принимать взвешенные решения. Проблема в том, что вся наша жизнь в некотором смысле одна сплошная неизвестность. Мы снизили риск критических опасностей и научились худо-бедно прогнозировать будущее, построив города и государства. Но в глобальном смысле никто из нас не знает, что ждет его завтра и даже в следующую минуту.
Мы постоянно пребываем в состоянии неопределенности, просто иногда чувствуем ее острее. Когда мы слишком сильно переживаем по поводу будущего, могут развиваться тревожные и параноидальные расстройства. Но даже вне клинических состояний тревога и страх неизвестности могут отравлять жизнь. Именно поэтому важно помнить, что неизвестность — это данность. Но она порождает внутреннюю неопределенность — чувство, которым можно управлять. Рассказываем, как это делать.
Мыслите позитивно
Уметь видеть хорошее — полезный навык, но даже самым отчаянным оптимистам бывает тяжело фокусироваться на позитивном перед лицом неопределенности. Неизвестность страшит даже больше неизбежности чего-то плохо, потому что она может сулить нечто совсем ужасное. Она сковывает и фиксирует в состоянии стресса. Именно поэтому нас так выматывают «подвисшие» вопросы и затянувшиеся конфликты — хочется поскорее разрешить их любой ценой и двигаться дальше.
Когда вас начинает одолевать тревога, фокусируйтесь на позитиве — любом. Вспомните, что хорошего с вами произошло сегодня. Сойдет даже самая незначительная мелочь вроде вкусного утреннего кофе, милой картинки, которую отправил друг, небольшого рабочего задания, с которым вы с успехом справились. Если сегодня выдалось слишком мрачным, переместитесь на день раньше и вспомните, что хорошего произошло вчера. Позавчера. В этом месяце, в этом году. Когда вы сможете ненадолго сфокусироваться на чем-то приятном, ваш мозг отправит телу сигнал расслабиться. И вы сможете придумать план действий.
Выбирайте действие
Перестаньте спрашивать себя «А что, если…?». Этот вопрос порождает излишние размышления и не дает начать действовать. Допустим, вы чувствуете, что хотите сменить работу, но боитесь неизвестности: сможете ли вы найти другую работу, будет ли она лучше предыдущей, а вдруг вы испортите отношения с начальством и в будущем сильно пожалеете об этом. Чем больше сценариев вы будете прокручивать в голове, тем меньше сил останется на реальные дела. Вместо того чтобы пытаться предугадывать будущее, спросите себя: «Что я могу сделать, чтобы все сложилось лучшим образом?» Разработайте примерный план действий, попробуйте минимизировать риски. Но помните, что вам вовсе не обязательно двигаться строго по сценарию.
Еще один яркий пример — отношения. Мы часто портим свое прекрасное настоящее размышлениями о будущем: куда приведет этот роман, будет ли партнер любить меня через пять лет, а вдруг мы охладеем друг к другу и начнем изменять. Не мучайте себя. Лучше подумайте, как вы можете укрепить отношения и чаще радовать друг друга.
Контролируйте то, что можете
Строго говоря, контролировать в своей жизни мы можем всего две вещи, зато обе невероятно важные. Возможно, самые важные — свои действия и отношение к тому, что с нами происходит. Все остальное — вне нашей компетенции. С помощью действий мы можем пытаться влиять на других людей, устройство экономики и погоду, но результат далеко не всегда зависит от нас. Это не значит, что не стоит даже пытаться: школьница Грета Тунберг никак не могла быть уверена в том, что ее маленькая, но настойчивая акция в защиту природы превратится в общемировое экодвижение, и все равно устроила ее, потому что решила взять под контроль свою жизнь.
Чем меньше времени и энергии мы тратим на переживания по поводу неизвестного, тем больше у нас остается ресурсов, чтобы действительно влиять на свою жизнь: искать любимое дело, переезжать в города и страны мечты, строить отношения, поддерживать здоровье. Даже с помощью генетики мы не можем предсказать, какие болезни нас поджидают в зрелом возрасте, но снизить риски развития самых распространенных (с помощью спорта и грамотного питания) — в наших силах.
Принимайте неизвестное
Вспомните самые яркие моменты своей жизни, самые удивительные события, неожиданные встречи и важные знакомства — многие из них (если не все) происходят по воле случая. Приключение всегда предполагает неожиданный исход, и именно в этом его прелесть. Часто, когда мы отходим от намеченного плана, с нами происходят удивительные вещи. Это не значит, что неизвестность всегда сулит только радости. Но многие радости были бы невозможны, если бы все шло по плану.
Умение принимать жизнь такой, какая она есть, позволяет быстрее и четче определить свои ценности и цели. Представьте, что вы готовите важный проект по работе и переживаете, как его примет начальство. Если вы будете представлять негативный ответ, можно погрязнуть в тревоге и стрессе. Если решите, что все обязательно пройдет хорошо, рискуете расслабиться и пустить все на самотек. Так и с жизнью. Лучше просто принять тот факт, что предсказывать будущее — невозможно и бесполезно. И сосредоточиться на настоящем моменте, делать лучшее, что вы можете.
Решу егэ
Правописание НЕ и НИ.
По спецификации в задании данного типа проверяется:
−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;
−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;
−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.
В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.
Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.
12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.
Частица НЕ пишется раздельно:
1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями. Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания. Ср: Озеро не глубокое, а мелкое (отрицается признак ‘глубокое’ и утверждается признак ‘мелкое’ ).—Озеро неглубокое, но широкое (утверждаются оба признака : ‘и мелкое, и широкое’; ‘хотя мелкое , но широко е’) . | 1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул. |
2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами: а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не; б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п. Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями. | а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа; б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры; |
3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме. | 3) не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен. |
4) С полными причастиями при наличии зависимых слов (кроме слов усилителей степени, список смотрите) или противопоставления (по общему правилу) | 4) Виднелись ещё не убранные поля ржи. Не смеющийся, а плачущий ребёнок. |
4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже. | 4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году. Этот случай требует дополнительных пояснений. Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором – слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок – нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает примерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом – невидимая с Земли сторона Луны. К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д. |
5) С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами: | 5) не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то … не то, не только, не над нами. |
6) *С наречиями и словами категории состояния а) в сравнительной степени б) в роли сказуемого безличного сказуемого | 6) двигался не громче, говорил не быстрее мне не надо, ей не нужно |
7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением | 7) не с кем, не в чем, не о ком |
7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения | 7) ни с кем, ни в чём, ни о ком |
12.2 Слитное написание НЕ и НИ.
Частица не пишется слитно:
1) Если слово без НЕ не употребляется. | а) Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь; б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно; в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся; г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги) |
2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты , недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить — пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить — перелить, недодать- передать. | 2) Ребёнку очень НЕДОставало заботы родителей. Во время войны дети НЕДОедали и НЕДОсыпали. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но НЕДОоценил способностей своего противника. |
3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством. | 3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку |
4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно. Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени. | 4) Весьма неприятное происшествие. Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорил довольно-таки непонятно. |
5) С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или *когда зависимыми словами являются усилители степени | 5) Мы шли по неосвещённым улицам городка. Принял совсем необдуманное решение. |
6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени. | 6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый. |
7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно. | 7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА. |
12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:
Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.
Основные случаи употребления отрицательных частиц
Частица НЕ используется | Частица НИ используется |
---|---|
1) для выражения отрицания: Писем и телеграмм не было. Брат не похож на обманщика. Не луна, не звезды интересуют меня, а только метеориты. | 1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ Ни писем, ни телеграмм не было. Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника. Меня не интересуют ни звёзды, ни луна. |
2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание): Он не мог не позвонить. Мы не могли не заметить. | 2) для выражения количественного отрицания: На небе ни облачка. Во рту ни росинки. |
3) для выражения невозможности в безличных предложениях: Не догнать тебе бешеной тройки! Не бывать войне-пожару! | 3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования: Ни шагу назад! Ни звука! Ни дня без строчки! |
4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения: Не гость ли ты мой? Как бы мороз не ударил! Ну чем не герой! | 4) для выражения неопределённости: Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод). Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо. |
5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения: Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился! (А. Пушкин) Разве не правда, что мы поумнели? С Вашим состоянием как не жениться? (Л. Толстой) | 5) в придаточных предложениях с обобщённо-усилительным значением (с союзными словами: кто бы ни.. , что бы ни .. , где бы ни .. и т.д.). Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет. |
Сложные случаи разграничения НИ и НЕ
1.В придаточных предложениях. Сравните: | |
НЕ выражает отрицание: Когда брат не приходил, все чувствовали скуку. Не бывает войн, где солдаты не погибают. | НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности: Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость. Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить. |
2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу. Сравните: | |
Не выражает отрицание: Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению. Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем. | Ни выражает усиление отрицания: Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению. Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем. |
3. В местоименных оборотах. Сравните: | |
Выделительные обороты с НЕ содержат значение скрытого противопоставления и употребляются в утвердительных предложениях (ср.: не кто иной, а .. ) Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу. Перед нами было не что иное, как древняя пещера. | Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто … не; ничто … не: Никто иной не вывел бы нас на верную тропу. Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно. |
Запомните!
Составные усилительные обороты с частицей ни:
во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.