Иероним Босх: жизнь и творчество художника

Иероним Босх: жизнь и творчество художника Женщине

Начало творческого пути

Корабль дураков 1495-1500г.С началом семейной жизни Босх совершенно перестаёт нуждаться в деньгах, становится зажиточным землевладельцем и теперь большую часть его времени поглощают картины. Пишет он за символическую плату, для собственного удовольствия. Постепенно в работах всё чаще начинают проступать черты, которые в дальнейшем позволят сюрреалистам назвать его «профессором ночных кошмаров».

«сад земных наслаждений» (1505-1510 гг.)

Это наиболее известный из фантастических триптихов Иеронима Босха. Сегодня ни одна из имеющихся трактовок образов произведения не признана единственно правильной.

Сад земных наслаждений

Пространство полотна заполняют картины грехопадений, райские видения, кошмарные чудовища и порождения ада. Левая панель представляет третий день сотворения мира. После того как Адам и Ева отведали запретного плода, Бог изгнал их. Они оказались в Саду земных наслаждений.

В центральной части картины буйствует похоть и вакханалия. Грешники предаются плотским утехам. Панель населена огромным количеством обнаженной натуры, странных предметов и приспособлений, огромных птиц и т. д., символизирующих апофеоз человеческого грехопадения.

Триптих словно бы рассыпается на множество сюжетов, выглядящих случайными, но в конце концов представляющих некую законченность картины мира.

Каждое новое поколение вкладывает в его трактовку свой смысл. Исследователи соглашаются в одном: триптих символизирует своеобразный рай, в котором нарушен естественный ход вещей и полновластно господствуют сладострастие и хаос, все дальше уводя людей от праведного пути. Картина выглядит жутко и омерзительно.

Люди выбрали греховность, поэтому им суждено жить в аду. В правой части триптиха перед зрителями открывается темный и пугающий мир, где жестоко наказывается каждое прегрешение и на спасение нет надежды. Горящие вдали отсветы адских костров зловеще озаряют хрупкие человеческие фигурки. Триптих воспринимался верующими как суровое назидание.

«святые отшельники» (1505 г.)

В центре триптиха изображен св. Иероним, устремивший взгляд на распятие. Святой ищет в нем спасения от зла, которое воплощают руины языческого храма и 2 монстра, вцепившиеся друг в друга на переднем плане картины.

Святые отшельники Босха

Левая створка содержит изображение св. Антония, противостоящего соблазну дьяволицы. Правая панель изображает св. Эгидия, молящегося у алтаря, с грудью, пронзенной стрелой. Так традиционно изображается святой, спасший своим телом любимую олениху.

«художник, рисующий ад…»

Многие исследователи считают творчество художника предтечей сюрреализма. По их убеждению, все его чудовища – порождение глубин подсознания. Другие усматривают в символике живописца связь с алхимией, магией, астрологией. Встречаются мнения, что Иероним Босх был провидцем, контактером с внеземными цивилизациями или инопланетянином.

Помимо людей, животных и растений на полотнах Иеронима Босха можно увидеть огромное количество:

  • всевозможных предметов, инструментов, приспособлений;
  • фантастических существ, уродцев, хаотических сочетаний частей человеческого тела;
  • нераскрытых символов, разрушающих реальность изображения.

Основная масса образов представлена калеками, нищими, разного рода уродцами, страшными, отвратительными демоническими тварями. Как реальные, так и библейские сюжеты силой пера Босха изменены путем добавления совершенно жутких, необъяснимых деталей.

В полной мере объяснить созданную Иеронимом Босхом фантасмагорию исследователям не под силу. По некоторым предположениям художник столь глубоко разочаровался в людях, что в картинах стал выражать свою неприязнь к человечеству. Его полотна являются демонстрацией ущербности природы человека, способного на жестокость, предательство и издевательство над себе подобными.

По мнению многих исследователей, Иероним Босх считал земную жизнь не чем иным, как дорогой в ад. На его картинах ад изображен во всех проявлениях. На ранних полотнах художника ада ограничивают пределы преисподней. В более позднем творчестве он постепенно проникает в земную повседневность, становится ее частью, полноценной и неотделимой.

Библиография

  • Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
  • Девитини А.Босх: Пер. с итал./А.Девитини — М: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
  • Баттилотти Д.Босх: Пер. с итал./Д.Баттилотти — М: «Белый город», 2000.
  • История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под ред. Ц. Г. Нессельштраус. М., 1982
  • Фомин Г. И.Иероним Босх. М., 1974
  • Ш. де Тольнай. Босх. М., 1992
  • Г. Мартин. Босх. М., 1992
  • К. С. Егорова. Три картины Босха на тему «Мыслитель и природа». Сов. искусствознание, вып. 19. М., 1985
  • Р. Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Иероним Босх: художественное наследие. М., 1998
  • Х. Х. Зорилья. Босх. Aldeasa, 2001
  • Блинова О. В.Алхимия и её символика в творчестве Иеронима Босха // Науковедение. 2000. № 1. С. 82-127.

Биография иеронима босха

Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана сживописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.

Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.

Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим.

Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом. 

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

Версии о личности босха

Поскольку информации о художнике крайне мало, приходится судить о его личности по картинам. И здесь выдвигается масса гипотез о том, кем в реальности был Босх – художник, рисующий «адские» картины.

ГипотезаЕё предполагаемое обоснование
Набожный католикЕго работы – чувство вины истинного католика за всеобщую греховность
Тайный еретикГипотеза с XVI века. Показ свободы сексуальных отношений как в секте адамитов/Показ презрения к плотским утехам по катаро-манихейской традиции
ВизионерИзображение видений, полученных в изменённом состоянии сознания
Алхимик-практикМножество символики алхимии и астрологии
АнтихристЗа продажу души Дьяволу получил возможность путешествия в разные миры
ИнопланетянинИзобразил мир, из которого прибыл
ШизофреникМозаика видения мира, порождённая процессом шизофрении
ПредсказательОгромная клубника – ГМО, голые люди за стеклом – реалити-шоу и т. п.
Любитель загадокСоздавал интриги для заинтересованности богатых заказчиков

Множество гипотез породили персонажи Босха, которые поражают воображение даже людей XXI века, знакомых с Чужими или Хищником. Сложно представить, насколько потрясали они людей больше полутысячи лет назад.

Доктор кто. кем на самом деле был иероним босх

О том

,

что работы Босха тронуты

«

тленом ереси» начали говорить еще в XVI веке

,

и сегодня эта гипотеза ничуть не утратила актуальности. В основном

,

ее сторонники делятся на два лагеря. Первые считают

,

что Босх состоял в секте адамитов — обществе Свободного Духа

,

члены которого совершали свои обряды нагишом

,

проповедовали свободу сексуальных отношений

,

не признавали частной собственности и рассчитывали построить на земле новый Эдем

,

где все были бы равны

,

невинны и беспечальны

,

словно Адам и Ева. В качестве

«

доказательства» некоторые исследователи приводят центральную часть триптиха

«

Сад земных наслаждений», считая

,

что Босх изобразил ритуалы

«

клуба

,

за который играет»

(

в частности эту гипотезу активно лоббировал немецкий историк искусства Вильгельм Френгер).

Другие уверены,что изобильная обнаженная натура нужна художнику,чтобы показать свое презрение к плотским утехам. К примеру,биограф Линда Харрис считает,что ересь Босха восходит к катаро-манихейской традиции с ее четким дуализмом(отсюда очевидное«деление» образов на Свет и Тьму,рай и ад,духовное и материальное).

И те,и другие упорно игнорируют тот факт,что во времена Босха инквизиция свирепствовала с особым тщанием. И пробежаться нагишом по улицам Хертогенбоса,проповедуя свободную любовь или двойственность мироздания(пусть даже в живописной иносказательной манере) можно было разве что до ближайшей дыбы.

Иероним босх

Настоящее имя Босха — Йероен,

правильный латинский вариант —

Hieronimus

. Ван Акен означает «из Аахена», откуда, по-видимому, были родом его предки. Псевдоним «Босх» образован от названия города Хертогенбос — в переводе «герцогский лес» — небольшого голландского городка, расположенного неподалеку от бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех крупнейших центров герцогства Брабант, владения герцогов Бургундских.

Как быть Леди:  13 удивительных фактов о Пабло Пикассо - Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Там Иероним прожил всю свою жизнь — насколько известно, он никогда никуда не уезжал. Там, вероятно, и родился около 1450 года. На портрете, выполненном пером, из так называемого «Аррасского сборника», — возможно, копии с автопортрета, — он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом.

А вот фигура на первом плане слева в «Восхождении на Голгофу» и голова «человека дерева яйца» в триптихе «Сад наслаждений» (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте.

Босх вырос в семье потомственных художников. Дед по отцовской линии — Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений Братства Богоматери, и, возможно, именно он автор «Распятия» для собора Святого Иоанна, самого величественного здания Хертогенбоса, замечательного примера брабантской готики, тогда еще только строившегося. Из пятерых сыновей Яна три стали художниками, в том числе отец Иеронима Антонис, умерший в 1478 году и оставивший мастерскую брату Иеронима Гооссену, тоже художнику. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Немногие точные факты биографии художника почерпнуты из книг счетов Братства Богоматери, с которым связана вся его жизнь и жизнь многих членов его семьи.

Светские братства были в то время очень многочисленны и играли важную роль в религиозной и общественной жизни. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Символом братства был белый лебедь, и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.

Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни, или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. Основанная в XIV веке в соответствии с учением отшельника и мистика Яна ван Рейсброка конгрегация выступала и против еретических сект и против развращенности духовенства, проповедуя более простой и личный подход к религии, более глубокий союз с Богом, возможный даже вне официальной церкви. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.

Тесная связь Босха с духовной жизнью этих организаций — веский аргумент против тех, кто считает его адептом еретических сект, например адамитов, которых в Хертогенбосе тоже было немало.

«Иеронимус Антониссон ван Акен» вступает в братство Богоматери в 1486-1487 годах, а годом позже становится его «почетным членом». Между тем уже в 1480-1481 годах в книгах счетов зафиксировано, что он приобрел две створки старого алтаря, незавершенного его отцом. В этой связи он назван живописцем, а значит, уже тогда он был свободным мастером. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509), изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Ни одна из этих работ не сохранилась.

Последнее упоминание в книгах Братства относится к 9 августа 1516 года. В этот день в капелле Богоматери церкви Святого Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника», умершего скорее всего за несколько дней до этого…

В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). В эпоху Реформации, наступившей через год после смерти художника, ранняя нидерландская живопись и скульптура понесли огромный урон. Протестанты упраздняли монастыри и аббатства, безжалостно уничтожали иконы и статуи, украшавшие католические храмы, рассматривая католический обычай изображения святых как недопустимый пережиток язычества. Особенно бурный характер иконоборческое движение приняло в Нидерландах, где в 1566 году было разгромлено свыше 5000 церквей и монастырей. В 1629 году Хертогенбос, город, в котором жил и умер Иероним Босх, был отвоеван у испанцев голландскими войсками принца Фредерика-Генриха. Видимо, тогда работы художника, написанные им для собора Св. Иоанна, бесследно исчезли.

Хертогенбос, город у бельгийской границы, один из четырех крупнейших центров герцогства Брабант, во времена Босха славился торговыми связями, а также производством органов и колоколов. Последняя часть названия города заменила впоследствии настоящую фамилию Иеронимуса ван Акена: подписывался художник «Jeronimus Bosch».

Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св. Иоанна. Из пяти сыновей Яна по крайней мере трое, в том числе отец Иеронима Антонис (он умер ок. 1478 года), стали художниками. Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Принадлежностью к художественной династии, где навыки и секреты мастерства передавались от отца к сыну, объясняется высокий профессионализм Босха.

Сведения, дошедшие до нас, свидетельствуют о том, что Босх был вполне благополучным и уважаемым человеком. Он был женат на знатной женщине — Алейт Гойартс ван дер Меервенне, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться.

Босх не оставил после себя ни дневников, ни писем, ни достоверных автопортретов. Точные факты из жизни художника известны только из книг счетов Братства Богоматери, с которым связана жизнь семьи Акенов и жизнь самого Босха.

Интеллектуальная и духовная жизнь Хертогенбоса объединялась главным образом Братством Богоматери и двумя религиозными общинами Братства Общей Жизни, выступавшего против ереси и развращенности духовенства. В хертогенбосской школе Братства Общей Жизни два года проходил обучение Эразм Роттердамский. Эта полусветская-полумонашеская организация, представлявшая движение Новое благочестие, была создана в Хертогенбосе Геертом Гротом, учеником мистика и теолога Яна ван Рейсбрука, прозванного Удивительным (1294-1381). С сочинениями этого автора Босх, несомненно, был знаком — Братство Общей Жизни располагало богатой библиотекой, где хранились также труды Фомы Аквинского, Святого Амвросия, Блаженного Августина.

Братство Богоматери — почитателей чудотворного образа Девы Марии, хранившегося в церкви Св. Иоанна, — основала группа светских и духовных лиц в 1318 году. Символом братства был белый лебедь, и его члены называли себя «братьями лебедя». Братья ежегодно собирались на пиршество — «лебединые трапезы», где основным блюдом было жаркое из этой птицы. В архиве Хертогенбоса сохранилась запись о том, что в 1498 году лебедя для трапезы подарил Босх. Согласно документам, «Иеронимус Антониссон ван Акен» вступил в Братство Богоматери в I486 году, а годом позже стал его почетным членом. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности. Есть в городском архиве документы о первом договоре с братством, заключенном Босхом в 1480-1481 годах. Впоследствии он получал множество заказов: в 1493-1494 годах Босх создал эскизы витражей часовни, в 1511-1512 — распятия, а 1512-1513 — паникадила. Последнее упоминание о Босхе относится к 9 августа 1516 года, когда в капелле Богоматери собора Св. Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, «выдающегося художника» (pictor insignis).

Факт принадлежности Босха к Братству Богоматери служит подтверждением его благочестия и делает безосновательными все попытки причислить его к какой-либо из еретических сект, распространившихся в Нидерландах перед Реформацией. Босх не считался еретиком ни при жизни, ни после смерти. Во времена самой свирепой инквизиции его заказчиками и почитателями были самые высокопоставленные особы. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» — Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Лишь в самом конце XVI века впервые заговорили о том, что картины Босха «тронуты тленом ереси», но в 1605 году это обвинение было решительно опровергнуто испанским священником Хосе де Сигенсой, писавшим о том, что все художники изображают человека таким, каков он снаружи, и только Босх — таким, каков он изнутри…

До последнего времени считалось, что все триптихи Босха предназначались для церквей — к этому выводу подводила их традиционная для алтаря форма складня. Сейчас все чаще высказываются предположения, что большинство из известных нам работ Босха все-таки не иконы, у них уже иная функция — создание некого визуального ряда с каким-то новым смыслом, в основном сакральным, но зачастую и светским.

Иконографическую схему в иконе по своему смыслу можно приравнять к обрядовой формуле, которая может видоизменяться — расширяться или сокращаться, — составляя либо более торжественный, либо более будничный вариант, но ядро ее остается неизменным. Нарушение определенного типа привычных связей, даже незначительное, должно было обладать большой силой воздействия на зрителя. По мнению немецкого культуролога и искусствоведа Ханса Бельтинга, облик «Сада земных наслаждений», выполненного в традиционной для церквей форме складного триптиха-ретабля, находился в вопиющем противоречии с содержанием, исполненным весьма откровенного эротизма и оккультизма, что усиливало его эмоционально-просветительское воздействие.

Творчество Босха — этический трактат о греховности человека и мира. В этом художник вполне солидарен с мировоззрением уходящей эпохи, сформулированным в XII веке папой Иннокентием III в трактате «О презрении к миру и ничтожестве человека». Главная идея искусства Босха — назидание и поучение. Таким было назначение искусства в системе средневековой культуры, с которой Босх сохранял кровную связь на всех этапах творчества.

И все же Босха нельзя назвать представителем искусства исключительно средневекового, его творчество скорее можно отнести к периоду «осени Средневековья», по выражению голландского исследователя Йохана Хейзинги (1872-1945). Поглощенность проблемами земного существования человека, смелое отступление от незыблемых канонов религиозного искусства в выборе и интерпретации тем свидетельствуют о духовной свободе Босха и о его причастности к великому процессу рождения культуры Нового времени. В основе Итальянского Возрождения — утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Источником обновления художественной системы в Северной Европе было уже упоминавшееся движение Новое благочестие, которое привело в начале XVI века к Реформации. В то время, когда итальянские гуманисты писали трактаты о достоинстве и благородстве человека, нидерландский гуманист Эразм Роттердамский издал трактат «Похвала Глупости», где выразил присущий человеку Северной Европы более трезвый взгляд на мир. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Заметим, что главные произведения художника, осуждающие глупость, появились задолго до трактата, изданного в 1511 году.

Как быть Леди:  Основные приемы манипулирования

Откуда этот добропорядочный и благочестивый бюргер, успешный, уважаемый художник черпал свои чудовищные образы зла и порока? Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника? Видимо, их следует искать в духовном состоянии общества, в котором он жил. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Рождался новый мир, который утверждал то, что еще недавно считалось грехом и подвергалось осуждению. Идеалы Средневековья — бедность, смирение, целомудрие, благочестие — уступают место жажде жизни, обладанию всеми ее благами; поэты и художники прославляют красоту и земную, чувственную любовь.

Оплот моральных устоев средневекового общества — Церковь — стремительно теряла свой былой авторитет. Распущенность, царившая при дворе Римского Папы и в монастырях, стремление церковнослужителей к наживе, продажа индульгенций сделали Церковь объектом ожесточенной критики, особенно в странах Северной Европы. На папском троне в конце XV века были такие одиозные личности, как распутник Иннокентий VIII, Александр VI Борджиа, устранявший неугодных ему людей с помощью яда. Пылали костры инквизиции. Испанский инквизитор Торквемада за полтора десятилетия осудил на смерть более 10 тысяч человек. На кострах погибли Ян Гус, Николай Коперник, Джордано Бруно и другие выдающиеся люди.

Все эти трагические события эпохи, тревожные настроения нидерландского общества и были источником искусства Босха…

Работы Босха рассчитаны на образованного зрителя, знакомого с главными культурными событиями и идеями своего времени. Прежде репертуар жанров готической живописи ограничивался в основном иконами, заалтарными образами и циклами фресок, иллюстрирующих жития святых. Эти жанры не утратили своей, господствующей роли, однако постепенно в сферу живописи стали исподволь проникать новые темы и мотивы. Типичная черта искусства позднего Средневековья — смешение священного с мирским. К концу XV — началу XVI века необходимым атрибутом в западном искусстве становится античная тематика. Даже многие церковные деятели эпохи Возрождения, будучи покровителями искусства, сами заказывают картины на сюжеты языческой мифологии. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи — декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т.д.

В Средние века имя художника не было существенным, важно было, что творение его прославляет Бога. В середине XV века ценность картины начинает определяться мастерством ее автора, оригинальностью его замысла. Появление новых сюжетов влечет за собой разработку новых форм, и процесс этот развивается как по инициативе самих художников, так и под влиянием заказчиков.

Творчество Босха, несомненно, питали и книги, получившие массовость со времени изобретения печати Гуттенбергом в 1455 году. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта; считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» — история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги.

Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны. Ужасная долина, усеянная пылающим углем, покрыта небом из раскаленного железа, на которое непрерывным дождем падают души грешников. Сделавшись жидкими, они протекают сквозь металл и капают на горящие внизу угли, после чего принимают свой первичный вид, вновь и вновь обновляясь для вечного страдания. На озере, покрытом льдом, сидит зверь: у него две ноги, два крыла, длиннейшая шея и железный клюв, извергающий неугасимое пламя. Этот зверь пожирает все души, которые к нему приближаются, и, переварив, выбрасывает их калом на лед озера. Здесь души принимают свой первоначальный вид, и тотчас же каждая становится беременною, все равно, душа ли то женщины или мужчины. Затем души разрешаются от бремени чудовищными зверями, имеющими головы из раскаленного железа, острейшие клювы и хвосты, усаженные острыми крючками. Эти звери выходят из какой угодно части тела и при этом разрывают и тащат за собою внутренности, грызут тело, царапаются, ревут…

По Йохану Хейзинге, любование безобразным, получение чувственного наслаждения от отвратительного и ужасного было выражением психологического состояния европейца XV века, связанного с зарождением новой маньеристической эстетики. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание. На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист — прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны, и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Антихрист совершит все возможные виды поддельных чудес, соединит в своих руках все сокровища мира и щедрой раздачей уравняет людей в богатстве, результатом чего будет ужасающий разврат во всемирном царстве Антихриста.

Всю западноевропейскую культуру во второй половине XIV — начале XV века пронизывает тема Смерти. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Эсташа Дешана и Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы. В изобразительном искусстве — фресках, алтарной живописи, скульптуре, книжной миниатюре, гравюре — излюбленными сюжетами становятся такие, как «Трое мертвых и трое живых», «Триумф смерти», «Пляски смерти», «Искусство умирать».

В церковных росписях появляются изображения скелетов на смертном одре с подписью на латыни: «Мы были такими, как вы, вы будете такими, как мы». В дни поминовения мертвых по улицам ходят карнавальные процессии, где Смерть, играя на флейте, ведет за собой людей всех сословий. Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, — эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. И, конечно же, успех этой темы был одним из проявлений великого страха, который охватил Европу в переломный период ее истории. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Падение авторитета папства, крушение тысячелетней Византии, глубокий кризис Германской империи сопровождались социальными потрясениями, распространением ересей и, наконец, новой и самой сильной вспышкой ожиданий Конца света, приуроченного к 1550 году…

На рубеже Средних веков и Возрождения представления о мире расширяются и усложняются. Художники начинают искать творческие и идеологические импульсы не только в христианской идее, но и вне нее. В культурной атмосфере того времени были очень густо перемешаны христианские аллегории, персонажи античной мифологии, народные пословицы и крылатые фразы, а также гностика, алхимия, эзотерика, астрология. Существует несколько исследований, посвященных алхимическим символам, использованным Босхом в его картинах. Исследователи сходятся в том, что алхимические знаки Босх вводит в свои работы для усиления ощущения греховности изображенных персонажей — занятия алхимией Церковь не одобряла.

А вот астрологией увлекались все образованные люди того времени; ее приверженцами были Джордано Бруно, Пико делла Мирандола, Галилей, Кеплер, Нострадамус, Парацельс, Роджер Бэкон, Томмазо Кампанелла. В ту переломную эпоху, которую знаменовало Возрождение, даже римские папы стали прибегать к услугам «практической астрологии». Иннокентий XIII консультировался с астрологом Амброджио Варезе о ходе своей болезни, а Павел III не назначал ни одной консистории, не посоветовавшись предварительно со звездочетами. Оплачиваемых астрологов стали содержать не только государи, но и многие городские общины.

Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн — леность, Марс — гнев, Венера — сластолюбие и т.д.). Порой астрологические предсказания становились сенсациями. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Было рассчитано, что в феврале 1524 года Юпитер, Венера и Сатурн соберутся в зодиакальном знаке Рыб. Это предвещало некое зловещее событие, а так как Рыбы — водный знак, то астрологи сделали вывод, что произойдет великое наводнение, подобное Всемирному потопу. В Европе разразилась настоящая паника: люди запасались продовольствием, кто-то переселялся подальше в горы, а кто-то срочно спешил проматывать состояния. Из одного только Лондона бежало около 20 тысяч человек, а президент Тулузы Ориаль, используя свое служебное положение, подготовил персональный Ноев ковчег. Возможно, такие апокалиптические предсказания астрологов стали для Босха побудительным мотивом в создании фантасмагорических триптихов, где погрязшее в грехах человечество подвергается заслуженной каре.

Босх не был одинок в своих исканиях. Необычайно близки босховским фантастически-чудовищным образам работы другого нидерландского мастера, его современника, Яна Мандейна.

Иероним Босх оказал сильное влияние на все последующее развитие нидерландской школы живописи. Главным продолжателем заданного им направления в искусстве был великий Питер Брейгель Старший. Известно, что Лукас Кранах Старший, представитель немецкого Возрождения, во время поездки в Нидерланды в 1508-1509 годах копировал алтарь Босха «Страшный суд». Отзвуки художественных идей Босха можно отметить в творчестве и многих других мастеров Запада.

Иероним Босх, который пользовался большой популярностью у людей искусства XVI-XVII веков, был совершенно забыт в XVIII веке и снова стал востребованным лишь в XX столетии, в эпоху появления экспрессионизма и сюрреализма

Автор текста — Доната Баттилотти

Иероним босх – биография и картины художника в жанре северное возрождение – art challenge

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken], великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.

Как быть Леди:  Что такое эмоции — их виды и значение в жизни человека

Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно — новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» — так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, — все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее — в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины “Искушение святого Антония”.

Интересные и неожиданные факты

  • Гипотеза посещения Босхом Италии опровергнута. «Распятая мученица» – это не изображение святой Юлианы, а фигура Либераты – святой Нидерландов, которая молилась, чтобы у неё выросла борода, и не пришлось идти замуж за язычника. Обнаружены следы бороды на изображении.
  • Сохранилась архивная запись о преподнесении Босхом членам Братства жареного лебедя. Традиция дожила до наших времён. Внутреннее название – «лебединое братство».
  • Люди Братства собирались у кого-то дома, вместе читали религиозные тексты и обсуждали различные вопросы, обедали.
  • Самый популярный герой картин – святой Антоний, небесный покровитель семейства.
  • На одной из картин явно изображён инопланетянин, спускающийся на корабле к людям.
  • Ни одна из картин автора не датирована им самим.
  • Босх сам не назвал ни одной картины или персонажа. Всё было сделано позднее.
  • Картины известного голландского художника Питера Брейгиля Старшего первоначально выдавали при продаже за картины Босха с якобы не известными ранее названиями.
  • В городе, где родился художник, сейчас нет ни одной его картины.

Интересные факты

С творчеством Иеронима Босха связано множество интересных фактов:

  1. По утверждениям исследователей, один из персонажей «Сада наслаждений» является автопортретом самого художника. Это человек с яйцевидным телом, улыбающегося при виде чужих страданий.alt
  2. Отношение художника к религии разительно отличалось от официального. Однако церковниками полотна воспринимались позитивно. Несмотря на то, что Босха считали еретиком и насмешником над служителями церкви, его работы были высоко оценены Филиппом II, «самым католическим из королей».
  3. За свою жизнь Иероним Босх сумел продать всего 7 полотен.
  4. Работы Босха часто подделывались. В начале 21 в. исследователи могли с уверенностью отнести к оригинальным творениям всего 25 полотен и 8 рисунков.
  5. Из всех картин и набросков, выполненных в характерной для Босха технике алла прима, подписаны всего 7 работ.
  6. Особенностью письма мастера было то, что окончательную фактуру изображений он создавал нанесением уже первых мазков.
  7. В истории не сохранилось оригинальных названий картин, данных Босхом.
  8. Некоторые историки предполагают, что Иероним Босх был еретиком, причастным к деятельности секты адамитов, созданной в XIII в.
  9. Предполагается, что в свои фантастические миры Иероним Босх погружался под воздействием хлеба, испеченного из ржаной муки, зараженной спорыньей. Этот вид грибка вызывает видения.
  10. Российский психиатр Марк Бурно отмечал «полифонический характер» творчества Иеронима Босха, указывающий на шизофрению.

Развитие творчества Иеронима Босха не поддается внешнему логическому измерению. Сюрреалисты считают его своим предшественником. В основе большинства его сюжетов лежат мотивы из Библии. Но персонажи полотен настолько странны, чудовищны и жутки, что никто не может признать их подобающими для иллюстрирования христианских легенд.

Расскажите в комментариях, как вы относитесь к картинам Иеронима Босха и поделитесь статьей о его творчестве с друзьями.

Личная жизнь

В 1480-м Иероним Босх вступил в брак с девушкой из богатого и знатного рода, принесшей хорошее приданое. Семья жила в Арсхоте, откуда родом была супруга художника.

По предоставленному ему праву, Босх мог безгранично распоряжаться состоянием супруги. Благодаря женитьбе он обрел достаток и независимость, а также упрочил свое общественное положение. Детей в семье не было.

В 1486-м художник стал членом Братства Богоматери (религиозного общества). Организация, посвященная служению Деве Марии, была основана в 1318-м и занималась вопросами милосердия. Предполагаемым мотивом Босха исследователи называют коммерческие интересы: он стал получать хорошие заказы. Известность живописца неизмеримо выросла.

Отношения к творчеству художника в истории

Блудный сын 1510г.Творчество Босха в истории оценивалось по-разному. В XVI веке его часто называли еретиком, в XIX – изображающим адский шабаш, в XX – творящим кошмар безумия. Между первой и второй мировыми войнами сюрреалисты назвали его певцом последних дней. Позднее – временами считали близким для садистов и изуверов. В XXI веке ряд неформальных течений увидели на картинах своих «представителей». Большинство изучающих его творчество специалистов склоняются к мысли, что секрет его ужасов ещё до конца не раскрыт и требует дальнейшего изучения.

Самые известные шедевры

Сад земных наслаждений 1500-1510 г.Часто картины Босха страшно смотреть и их невозможно понять полностью. Он писал одновременно на «языках» религиозной символики и алхимии, астрологии и даже народного фольклора. Вот лишь самые известные картины Босха с впечатляющими названиями, заставляющие теряться в догадках:

Учеба и творчество

О периоде ученичества Иеронима Босха никакой информации не сохранилось. Исследователи предполагают, что он обучался профессии живописца дома, в отцовской мастерской.

Иероним Босх творил в период заката культуры Средневековья и зарождения Ренессанса. Этим частично объясняется наличие в его работах удивительного сочетания фантастических элементов, присущих средневековой живописи, фольклорных мотивов, а также зачатков жанровой и пейзажной живописи.

Подобно многим мастерам Возрождения Иероним Босх прибегал к сюжетам из реальной жизни. Для их изображения он использовал язык иносказаний, вводя в повествование традиционные средневековые символы и образы.

Многие свои полотна Иероним Босх писал на заказ по легендарным библейским сюжетам. Так, предполагается, что его триптих «Страшный Суд» написан для Филиппа I, правителя Нидерландов.

Заказчицей «Искушения Св. Антония», как предполагают, была принцесса Маргарита Австрийская. Трактовка сюжетов из Библии на картинах Босха разрушает все общепринятые церковные каноны.

Штрихи к портрету: «жареные» истории об иерониме босхе

Бородатая женщина«заперла» Босха в Хертогенбосе.

Как известно

,

урожденный Иероним ван Акен не только взял себе псевдоним по названию города

,

в котором родился

,

но и никогда не покидал его пределов. Ученые осторожно допускают

,

что Босх мог бывать в Утрехте и Южных Нидерландах

,

но документов

,

которые бы подтверждали

,

что Босх когда-либо выезжал за пределы Хертогенбоса

,

не сохранилось. И вдруг в босховедении возникло почти сенсационное предположение: Босх бывал в Северной Италии! Ведь он написал картину с необычнейшим сюжетом

«Распятая мученица

», а именно в северноитальянских провинциях распространён культ святой Юлианы — христианки

,

которая отказалась поклониться языческим идолам и за это была распята на кресте. Увы

,

сенсация просуществовала недолго. Она оказалась развенчана

,

как только удалось обнаружить на лице босховской

«

Распятой мученицы» остаточные следы… бороды! Тут-то и выяснилось

,

что изображённая Босхом мученица — вовсе не Юлиана

,

популярная у итальянцев

,

а Либерата

,

которую ценили в Нидерландах — она тоже была распята на кресте. Собственный отец таким образом наказал Либерату за непослушание: не желая выходить за короля-язычника

,

девушка молилась Христу о том

,

чтобы на её лице выросла борода. Недавние исследования с использованием новейших цифровых методов наличие следов бороды на лице босховской мученицы подтвердили. И

,

к сожалению

,

лишили нас аргументов о том

,

что Босх мог посещать Италию.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий