Гештальтпсихология — — LiveJournal

Гештальтпсихология -  — LiveJournal Женщине
Содержание
  1. Что нужно знать о гештальтах
  2. Фигура-основа
  3. Закон подобия
  4. Закон симметрии
  5. Закон общего региона
  6. Закон близости
  7. Закон Закрытия
  8. Принцип общей судьбы
  9. Близость
  10. Гештальтпсихология
  11. Завершенность (закрытие гештальта)
  12. История гештальтпсихологии
  13. Как закрыть гештальт?
  14. Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом перлсом (perls f. s.) под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории райха (reich w.)  о физиологических проявлениях вытесненного материала.
  15. Откуда берутся гештальты?
  16. Отличие гештальтпсихологии от гештальттерапии
  17. Понятия и принципы гештальтпсихологии
  18. Практическая гештальтпсихология: методы оценки конфликтов
  19. Преимущество гештальтпсихологии перед другими школами
  20. Применение в дизайне пользовательского интерфейса:
  21. Продолжение
  22. Развитие гештальтпсихологии
  23. Суть метода гештальттерапии
  24. Сходство
  25. Фигура и фон
  26. Этот принцип также может снизить частоту появления ошибок для интерактивных элементов, поскольку он повышает отношения между элементами.

Что нужно знать о гештальтах

  • Гештальт — это целостный образ, создаваемый нашим восприятием. Изображение, лицо человека, мелодию или абстрактную идею мы воспринимаем сразу и целиком.
  • Гештальтпсихология еще в начале XX века описала многие особенности нашего восприятия. К примеру, как мы группируем объекты, которые похожи друг на друга или просто близко расположены. Сегодня эти правила активно применяются в дизайне и искусстве.
  • В XXI веке к идее гештальта вновь прикован интерес — на этот раз в контексте исследований мозга. Гештальт в широком смысле показывает, как мозг создает модель мира. Через нейронные цепочки обратных связей мозг постоянно сравнивает предсказания с реальностью. Обновление модели реальности и рождает гештальт. Благодаря этому мы воспринимаем мир единым и целостным, а не как хаотичный набор стимулов.
  • Гештальт-терапия — это тоже про целостное восприятие мира и контакт со средой. Только здесь речь не о нейронных контурах, а о психике, поведении и потребностях. Человеческая психика стремится к целостности, равновесию, но для этого ей постоянно нужно удовлетворять потребности и вступать в контакт со средой. Когда потребность (какая угодно — от похода в туалет до реализации многолетнего плана) удовлетворена, говорят, что гештальт закрыт.

Фигура-основа

Принцип «фигура-основа» относится к способности человека визуально разделять объекты на разных уровнях фокусировки. Мы знаем, какие элементы расположены на переднем плане, а какие — на заднем.

Закон подобия

Элементы, имеющие похожий внешний вид, кажутся более связанными. На изображении ниже, вы, вероятно, видите группы цветных кругов в виде рядов, а не в виде совокупности отдельных кругов.

Закон симметрии

Наш разум любит симметричные объекты, потому что симметрия создает впечатление стабильности и порядка.

Закон общего региона


Элементы имеют тенденцию восприниматься совокупностью элементов в общей группе, если они разделяются областью с четко определенной границей.

Закон близости

Объекты, которые находятся рядом друг с другом, похоже, сгруппированы вместе.

Пробелы играют важную роль в принципе. На следующем рисунке кружки слева кажутся частью одной группы, а кружки справа — частью другой.

Закон Закрытия

Наш мозг имеет тенденцию заполнять пробелы в информации.


На изображении ниже вы, вероятно, видите два объекта (круг и звезду), потому что ваш мозг заполняет пропущенные пробелы, чтобы создать законченное изображение.

Принцип общей судьбы

Когда элементы движутся в одном направлении, наш мозг воспринимает их как часть одной и той же группы.

Близость

Когда элементы расположены близко друг к другу, они, как правило, воспринимаются как целое (связанная группа).

Девять квадратов выше расположены недостаточно близко. Они воспринимаются как отдельные формы.

Когда квадраты расположены близко, происходит их объединение в восприятии. Хотя они по-прежнему являются отдельными формами, они теперь воспринимаются как одно
целое (группа).

Пятнадцать фигур выше образуют единое целое (форму дерева) из-за их близости.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология -  — LiveJournal

Обратимся сегодня опять к темам февральского стола заказов.  Сегодня мы постараемся подробнее развернуть тему френда mischa_poet, вот как она звучит:

«Гештальтпсихология, немного теории, интересные факты, мифы и заблуждения»

Тема довольно специфическая, попробуем по максимуму донести ее простым языком без большого количества специальных подробностей.

Гештальтпсихология — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Термин «гештальт» (нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура).

Впервые, понятие «гештальт-качество» было введено Х. Эренфельсом в 1890 году при исследовании восприятий. Он выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса). Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которые создали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовала с конца – 10-, начала 30-х годов.

Гештальтпсихология -  — LiveJournal

Согласно теории гештальтпсихологии целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

Близость. Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.

Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.

Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

Гештальтпсихология -  — LiveJournal

М.Вертгеймер

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года с выхода работы М.Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения»(1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941) и Курт Левин (1890-1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

В. Келлер в книге «Физические структуры в покое и стационарном состоянии»(1920) проводит мысль о том, что физический мир как и психологический, подчинен принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за пределы психологии: все процессы действительности определяются закономерностями гештальта. Вводилось предположение о существовании электромагнитных полей в мозгу, которые, возникнув под влиянием стимула, изоморфны в структуре образа. Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами, как выражение структурного единства мира — физического, физилогического, психического. Выявление единых закономерностей для всех сфер реальности позволяло, по Келеру преодолеть витализм. Выготский рассматривал эту попытку как «чрезмерное приближение проблем психики к теоретическим построениями данным новейшей физики»(*). Дальнейшие исследования усилили новое течение. Эдгар Рубин(1881-1951) открыл феномен фигуры и фона(1915). Давид Катц показал роль гештальт-факторов в поле осязания и цветового зрения.

Гештальтпсихология -  — LiveJournal

В 1921 году Вертгеймер, Келер и Кофка представители гештальтпсихологии, основывают журнал «Психологические исследовании»(Psychologische Forschung). Здесь публикуются результаты исследования этой школы. С этого времени начинается влияние школы на мировую психологию. Важное значение имели обобщающие статьи 20-х г.г. М.Вертгеймера: «К учению о гештальте»(1921), « О гештальтеориии»(1925), К.Левина «Намерения, воля и потребность». В 1929 г. Келер читает лекции по гештальтпсихологии в Америке, которые затем выходят книгой «Гештальтпсихология»(Gestaltp-Psychology). Эта книга представляет собой систематическое и пожалуй, лучшее изложение этой теории.
Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в 1933г., Левин в 1935г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологии в области теории не получило значительного продвижения.

К 50-м годам интерес к гештальтпсихологии спадает. В последущем, однако, отношение к гештальтпсихологии меняется.
Гештальтпсихолгия оказала большое влияние на психологическую науку США, на Э. Толмена, американские теории научения. В последнее время в ряде стран Западной Европы наблюдается усиление интереса к гештальттеории и истории Берлинской психологической школы. В 1978 году было основано Международное психологическое сообщество «Гештальттеория и ее приложения»А октябре 1979гг. вышел первый номер журнала «Гештальттеория», официального печатного органа этого общества. Членами этого общества являются психологи из разных стран мира, прежде всего Германии (З.Эртель, М. Штадлер», Г. Портеле, К.Гусс), США (Р. Арнхейм, А. Лачинс, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер и др., Италии, Австрии, Финляндии, Швейцарии.

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов.

Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как „фактор близости“, „фактор сходства“, „фактор хорошего продолжения“, „фактор общей судьбы“.

Как быть Леди:  Что такое интеллект - определение интеллекта, виды, суть, как его развить

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т.д.) принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

Гештальтпсихология -  — LiveJournal

«Схватывание» изображения: наше сознание способно воссоздавать из отдельных элементов изображения известного нам объекта изображение всего объекта. В третьем рисунке уже есть достаточное количество деталей для узнавания объекта.

Давайте приведем пример одного из исследования, чтобы было более понятно.

В середине двадцатых годов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатом этих экспериментов является книга “Продуктивное мышление”, которая была опубликована уже после смерти ученого в 1945 году и является одним из самых значительных его достижений.
Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты с детьми и взрослыми испытуемыми, беседы, в том числе и с А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, Вертгеймер приходит к выводу о несостоятельности не только ассоцианистического, но и формально-логического подхода к мышлению. От обоих подходов, подчеркивал он, скрыт его продуктивный, творческий характер, выражающийся в “перецентрировке “ исходного материала, его реорганизации в новое динамическое целое. Вводимые Вертгеймером термины “реорганизация, группировка, центрирование” описывали реальные моменты интеллектуальной работы, подчеркивая ее специфически психологическую сторону, отличную от логической.

В своем анализе проблемных ситуаций и способов их решения, Вертгеймер выделяет несколько основных этапов мыслительного процесс:


1. Возникновение темы. На этом этапе возникает чувство “направленной напряженности”, которое мобилизует творческие силы человека.
2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.
3. Решение проблемы. Этот процесс мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.
4. Возникновение идеи решения — инсайт.
5. Исполнительская стадия.

В опытах Вертгеймера обнаруживалось отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных отношений между компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.
В книге также описываются процессы значительных научных открытий (Гаусса, Галилея) и приводятся уникальные беседы с Эйнштейном, посвященные проблеме творчества в науке и анализу механизмов творческого мышления. Результатом этого анализа является сделанный Вертгеймером вывод о принципиальной структурной общности механизмов творчества у примитивных народов, у детей и у великих ученых.
Он также доказывал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения. Этот процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов и является процессом творчества, при этом чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти структуры, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Так как такое переструктурирование легче производить на образном, а не на вербальном материале, Вертгеймер пришел к выводу о том, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том, что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.
Значительное внимание уделяет ученый и проблемам этики, нравственности личности исследователя, подчеркивая, что формирование этих качеств также должно учитываться при обучении, а само обучение должно быть построено так, чтобы дети получали от него радость, осознавая радость открытия нового. Эти исследования были направлены преимущественно на изучение “визуального” мышления и носили общий характер.
Данные, полученные в исследованиях Вертгеймера, привели гештальт-психологов к выводу о том, что ведущим психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие.

Исследования Коффки показали, что так же развивается и восприятие цвета. В начале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное — как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, а в окружающем дети выделяют уже несколько наборов фигура-фон. Это неокрашенное — окрашенное теплое, неокрашенное — окрашенное холодное, которые воспринимаются как несколько разных образов, например: окрашенное холодное (фон) — окрашенное теплое (фигура) или окрашенное теплое (фон)- окрашенное холодное (фигура). На основании этих экспериментальных данных Коффка приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Он доказывал, что развитие цветового зрения основывается на восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Позже этот закон, получивший название закона транспозиции, был доказан и Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами цвета, но их отношения. Так в опыте Коффки детям предлагалось найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветной картонкой чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной конфетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо было выбрать не между черной и темно-серой крышкой, как они привыкли, но между темно-серой и светло-серой. В том случае, если бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную темно-серую крышку, однако дети выбирали светло-серую, так как ориентировались не на чистый цвет, но на соотношение цветов, выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опыт был проведен и с животными (курами), которые также воспринимали только сочетания цветов, а не сам цвет.

Таким образом, опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, в основе которого лежит «инсайт». Несколько позже К. Бюлер, который пришел к похожему выводу, назвал этот феномен «ага-переживание», также подчеркивая его внезапность и одномоментность.

Понятие об “инсайте” стало ключевым для гештальт-психологии, оно стало основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления, как было показано в работах Вертгеймера, о которых говорилось выше.

Гештальтпсихология -  — LiveJournal

Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология  не выдержала испытания временем.  В чем же причина, что гештальтизм перестал соответствовать новым научным запросам?

Скорее всего, основная причина в том, что психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.

Гештальтпсихология не должна была разъединять образ и действие, образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Методология, основанная на феноменологической концепции сознания, стала препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.

Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.

А благополучно забытый нами достаточно подросший малыш? Что произошло с ним, пока мы пытались разобраться в таких сложных хитросплетениях гештальтпсихологии? Вначале он научился различать образы и выражать свои чувства, получать ощущения приятные и неприятные. Он рос и развивался, теперь уже в русле гештальтпсихологии.

Он быстрее и лучше запоминал образы не в результате ассоциаций, а в результате своих пока еще маленьких мыслительных способностей, «озарений», т.е. инсайт. Но пока ему было еще далеко до совершенства, много времени пройдет прежде, чем он научится творческому мышлению. На все нужно время и осознанная необходимость.

Гештальтпсихология потерпела крах, поскольку в своих теоретических построениях разъединила образ и действие. Ведь образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Его связь с реальным предметным действием оставалась загадочной. Неспособность соединить эти две важнейшие категории, разработать единую схему анализа психической реальности явилась логико-исторической предпосылкой распада школы гештальтпсихологии в предвоенные годы. Ложная методология, основанная на феноменологической концепции сознания, явилась непреодолимым препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьёзные достижения  как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии.

Гештальтизм оставил заметный след в современной психологии и оказал влияние на отношения к проблемам перцепции, научения, мышления, изучения личности, мотивации поведения, а также на развитие социальной психологии. Недавние работы, являющиеся продолжением исследований гештальтистов, позволяют предположить, что их движение еще в состоянии внести вклад в развитие науки.

Как быть Леди:  Маргинал это кто такой: кто вообще считается маргиналом маргинальные действия, примеры, практика

Гештальт-психология, в отличие от своего главного конкурирующего научного движения — бихевиоризма, многое сохранила от своей первоначальной оригинальности, благодаря чему ее основные принципы не растворились полностью в главном направлении психологической мысли. Гештальтизм продолжал поощрять интерес к сознательному опыту даже в те годы, когда в психологии доминировали идеи бихевиоризма.

Интерес гештальтистов к сознательному опыту был не таким, как у Вундта и Титченера, он строился на основе новейших феноменологических взглядов. Современные приверженцы гештальтизма убеждены, что опыт сознания по-прежнему должен изучаться. Однако, они признают, что он не может исследоваться с той же точностью и объективностью, как обычное поведение.

В настоящее время феноменологический подход в психологии шире распространен в Европе, чем в США, но его влияние на американскую психологию можно проследить на примере ее гуманистического движения. Многие аспекты современной когнитивной психологии обязаны своим происхождением работам Вертхеймера, Коффки и Келера и тому научному движению, которое они основали около 90 лет тому назад.

[источники]

источники

http://studuck.ru/documents/geshtaltpsikhologiya-0

http://www.syntone.ru/library/psychology_schools/gjeshtaltpsihologija.php

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=473736#1

http://psi.webzone.ru/st/126400.htm

http://www.tiledi.ru/articles/view/geshtalt-psihologiya

http://www.textfighter.org/raznoe/Psihol/shulc/kritika_geshtalt_psihologiikritiki_geshtalt_psihologii_utverjdali_problemy_printsipy.php

А вот кстати, несколько месяцев назад у нас уже была в столе заказов тема по предмету психологии :

Ландшафтная психологияСчетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=9677

Завершенность (закрытие гештальта)

Завершение происходит, когда объект является неполным или не полностью закрытым. Если
имеется достаточное количество элементов фигуры, люди воспринимают ее как целое, заполнив недостающую информацию.

Несмотря на то, что панда выше не законченна, глаз видит достаточно элементов, чтобы завершить форму. Когда восприятие зрителя завершает форму, происходит закрытие
гештальта.

История гештальтпсихологии

Американский ученый и философ Макс Вертгеймер исследовал так называемый «фи-феномен» — особенность зрительного восприятия человека. Его труд базировался на интересном наблюдении: если расположить рядом два и более источника света или цветных объекта и попеременно включать их, то происходящее будет восприниматься, как единый процесс.

Кстати, по этому же принципу были созданы кинематография и покадровая анимация.

С точки зрения психологии, открытие Вертгеймера объяснить на то время было невозможно. По идее, человек должен воспринимать все явления и объекты по отдельности, а не соединять в единую структуру, да еще и наделять несвойственными характеристиками (движение там, где его не может быть). 

Описание «фи-феномена» было представлено в 1912 году. В этой же научной работе были сформулированы первые законы гештальтпсихологии. Зарождалась новая наука — абсолютная противоположность общепринятому в те годы структурализму.

Идеи Вертгеймера привлекли целую группу энтузиастов, которые решили углубить исследования ученого и развивать теоретическую базу направления. Самые известные гештальтисты — немецко-американские психологи Вольфганг Кёлер, Курт Коффка и Курт Левин.

Как закрыть гештальт?

Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Сложные поведенческие реакции тоже работают по законам гештальта. На этом построена гештальт-терапия, которую важно не путать с гештальтпсихологией.

Основатель гештальт-терапии Фредерик Пёрлз расширил идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до миропонимания. Холистична вся наша психика — она саморегулируется и стремится к целостности.

В каждый отдельный момент какая-то наша потребность выходит на передний план и становится фигурой на фоне.

Когда потребность удовлетворена, когда ситуация доведена до логического завершения, гештальт закрывается.

Дальше ее сменяет другая потребность, и так на протяжении всей жизни.

Эта механика работает на всех уровнях одновременно — от естественных нужд до глобальных планов на жизнь. Голод, жажду или поход в туалет долго откладывать не получится, и потребность придется удовлетворить. С недочитанной книгой, недосмотренным сериалом или недоделанным делом процесс может затянуться, а, например, с неразделенной любовью или конфликтом с родителями и вовсе никогда не закончиться.

Неудовлетворенные потребности создают своего рода напряжение и перетягивают на себя ресурсы организма, в частности память. Поэтому о незавершенных ситуациях мы помним гораздо лучше. Эта особенность нашего восприятия получила название «эффект Зейгарник».

Советская психолог Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести.

Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. В таких случаях и нужны гештальт-терапевты.

Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт.

Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом перлсом (perls f. s.) под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории райха (reich w.)  о физиологических проявлениях вытесненного материала.

Одна из  особенностей метода: пациент должен актуализировать у себя   способность осознавать настоящее и ощутить важность непосредственного эмоционального переживания. Врач получает информацию, необходимую для терапевтического воздействия, наблюдая поведение пациента.

Впрочем, надо подчеркнуть, что в последние годы отмечается явная тенденция отхода от ортодоксальной модели гештальт-терапии с ее непримиримостью к каузальности, т.е.  полного отказа от анализа и интерпретаций причин и особенностей возникновения заболевания.

Откуда берутся гештальты?

Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века.

С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения.

Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц (знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон»).

Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка.

Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали.

Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы.

В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов. Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании (predictive coding). Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне.

Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью. Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней. Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью.

Главная задача мозга — свести к минимуму ошибку предсказания о реальности. В момент, когда это происходит, и возникает гештальт.

Гештальт — это событие, а не что-то статичное. Представьте, что «верхние» нейроны встречаются с «нижними» и договариваются о том, какова реальность в данном месте в данное время. Договорившись, они жмут друг другу руки. Это рукопожатие длиной в несколько сотен миллисекунд и будет гештальтом.

Мозг необязательно будет менять предсказания. Он может и проигнорировать реальность. Вспомните гештальт-терапию и потребности: они могут существовать и на самом примитивном уровне. В далеком прошлом распознать какой-то объект означало вовремя увидеть хищника и не быть съеденным или найти что-то съедобное и не умереть с голоду. В обоих случаях цель — адаптироваться к реальности, а не описать ее с высокой точностью.

Если предсказательная модель работает, организм получает положительное подкрепление. Отсюда две возможных ситуации, когда может проявляться эффект гештальта:

Изображения, демонстрирующие эффект гештальта, как и многие другие оптические иллюзии, используют эти механики. Они как бы взламывают нашу систему восприятия. «Ваза Рубина» или «Куб Неккера» заставляют мозг постоянно корректировать предсказания и провоцируют череду «ага-эффектов».

Идея гештальта приоткрывает окно в устройство нашего восприятия. Последние достижения в исследованиях мозга говорят о том, что мир для каждого из нас — это своего рода управляемая галлюцинация. Не так важно, согласуется ли наша внутренняя «карта местности» с территорией реальности, если она позволяет нам удовлетворять все потребности. Если не позволяет — мозг вносит нужные корректировки.

Как быть Леди:  «Очень самонадеянно с вашей стороны называть мою режиссуру театральной» |

Гештальты возникают на границе контакта нашей модели мира с реальностью. Они помогают воспринимать мир в его целостности.

О цельном восприятии реальности и границе контакта с миром говорит и гештальт-терапия. Но в отличие от гештальтпсихологии, в ней идет речь не о восприятии треугольников или даже лиц, а о более сложных феноменах — поведении, потребностях и проблемах с их удовлетворением.

Благодаря последним достижениям в исследованиях мозга и сложным вычислительным моделям мы стали лучше понимать природу гештальтов. Есть шанс, что в обозримом будущем это поможет людям решать действительно важные для них проблемы и закрывать давние гештальты.

Отличие гештальтпсихологии от гештальттерапии

Многие путают похожие по названию, но такие разные понятия — «гештальтпсихология» и «гештальттерапия». Однако стоит знать, что последняя появилась гораздо позже — примерно в 40-50 гг прошлого века. Ее автор, немецкий психиатр Фредерик Перлз, не имел ничего общего с основателями концепции гештальтпсихологии. Да и в целом его теория взяла от данного направления лишь приставку «гештальт». 

Сам Перлз признавался, что ознакомился с принципами и идеями гештальтпсихологии лишь поверхностно. Не дочитал до конца ни одной монографии ее создателей. И даже если у этих двух концепций есть общие моменты, то изложены они в вольной интерпретации автора гештальттерапии.

Понятия и принципы гештальтпсихологии

Раскрывать суть гештальтпсихологии стоит с определения самого слова «гештальт». С немецкого языка оно переводится как «целостность» или «фигура» и означает некий паттерн или единое целое, состоящее из многих частей. 

Гештальт имеет физические и психофизические характеристики, которые формируются на основе мышления и восприятия. Этот процесс может происходить как во внешнем мире, так и внутри человека — в виде его переживаний, мыслей, поисков выхода из ситуации.

Можно сказать, что гештальтпсихология — это наука, которая изучает психику человека с позиции структуры его личности и базируется на двух идеях:

  1. Психические процессы целостны, но в их структуре есть отдельные элементы, имеющие вторичное значение. 
  2. Восприятие свойств предметов остается неизменным при изменении внешних условий — константность восприятия.

Основные положения гештальтпсихологии (целостность и константность) позволяют сформировать принципы организации восприятия. То есть что происходит с человеком, который сосредоточил внимание на каком-то объекте из внешнего мира или внутри себя (переживания, мысли, воспоминания).

Вот некоторые из них:

  • принцип близости, когда разные элементы соединяются или просто находятся рядом, образуя единую фигуру/форму;
  • принцип прегнантности, когда человек реагирует на самую простую и постоянную форму среди остальных;
  • принцип схожести, когда однотипные элементы воспринимаются как единое целое;
  • принцип смежности, когда происходит сочетание разных стимулов в пространстве и времени;
  • принцип замкнутости, когда человек стремится добавить недостающие элементы в фигуре;
  • принцип целостности, когда любое явление или объект сознательно упрощается, чтобы воспринимать его в целостной форме;
  • принцип фона, когда отдельные элементы, сгруппированные по определенному признаку, воспринимаются в виде целостной фигуры. А всё остальное — как менее структурированный фон;
  • принцип общей зоны, когда восприятие реальности происходит на основе жизненного опыта человека.

Практическая гештальтпсихология: методы оценки конфликтов

Отдельно стоит остановиться на теме конфликтов, которую подробно описал Курт Левин. По его мнению, существует три типа конфликтов:

  1. Стремление-стремление — муки выбора одного из двух равнозначных вариантов. 
  2. Избегание-избегание — варианты отрицательные, поэтому ни один из них не может считаться приемлемым.
  3. Стремление-избегание — конфликт базируется на двойственном восприятии. С одной стороны притяжение, а с другой отторжение.

Рассмотрим пример. По первому типу конфликтов на человека действуют два привлекательных фактора: я хочу и загорать, и купаться — что же выбрать? По второму типу всё то же самое, но факторы отрицательные: не хочу идти к врачу, но боюсь осложнений.

Особенность этого метода гештальтпсихологии в том, что любой объект может стать как положительным, так и отрицательным фактором в разных контекстах.

Кстати, спустя несколько лет Курт Левин добавил 4-й тип конфликтов — двойное стремление-избегание. Оно возникает тогда, когда каждый из факторов одновременно является и положительным, и отрицательным. К примеру, если человек выбирает между карьерой и созданием семьи, то оба варианта чем-то привлекательны для него, но и чем-то отталкивают.

Преимущество гештальтпсихологии перед другими школами

Основное преимущество данной теории заключается в том, что она сосредоточена вокруг одного объяснительного принципа: человек воспринимает мир не как набор отдельных элементов, а как единую структуру. Соответственно, такой подход можно использовать для описания любой сферы действительности — от психического развития до анализа потребностей и т. д. 

Универсальность концепции стала причиной ее популярности буквально с момента зарождения. Принципы гештальтпсихологии сегодня активно применяются в социальной и когнитивной психологии, а также психологии восприятия и обучения.

Применение в дизайне пользовательского интерфейса:

Когда вы настраиваете элементы пользовательского интерфейса так, чтобы они были симметричны относительно друг друга, вы упрощаете процесс восприятия этих элементов для пользователей. Например, симметричное навигационное меню имеет тенденцию восприниматься как более стабильное, чем асимметричное.

Примечание: Иногда симметричные макеты могут выглядеть скучно. Таким образом, вы можете захотеть внести некоторую асимметрию в дизайн, если хотите сделать его более динамичным.

Продолжение

Продолжение происходит, когда глаз вынужден перемещаться по одному объекту, а потом переходить к другому объекту.

Продолжение происходит в примере выше, потому что глаз зрителя невольно следует за линией. Гладкая плавная перекладина «Н» приводит глаз прямо к кленовому листу.
В итоге буква и лист воспринимаются как одно целое.

Развитие гештальтпсихологии

Описание и развитие концепции гештальтпсихологии пришлось на 20-40 годы прошлого века. Ученые описывали результаты своих исследований в научных трудах и книгах, а теоретическая база доктрины пополнялась новыми открытиями. 

Так, Вольфганг Кёлер сформулировал принцип равенства форм в физическом, физиологическом и феноменальном (в сознании человека) полях. Другие принципы были изложены в книге Курта Коффки «Принципы гештальтпсихологии». Позже он написал масштабный труд под названием «Основы психического развития», где впервые применил методы гештальтпсихологии в исследовании психического развития детей. 

Коффке удалось описать ряд закономерностей восприятия новорожденных. К примеру, то, что они воспринимают родителей как единый образ, состоящий из характерных гештальтов (голоса, мимики, прически, одежды). И если что-то из этого изменить, то кроха может не узнать маму или папу. 

Третий ученый, Курт Левин, разрабатывал методы гештальтпсихологии. Самый популярный — «теория поля». Согласно этому методу, поведение человека определяют внутренние и внешние физические силы. Сама личность — динамичная система, состоящая из временных и постоянных потребностей.

Суть метода гештальттерапии

Рассмотрим несколько базовых принципов данного направления:

  • Гештальт в психологии — это событие, которое имеет начало и конец.
  • Жизнь человека состоит из множества гештальтов. 
  • Основное свойство гештальта — стремление к завершенности, то есть он должен иметь логичный финал, принести удовлетворение.
  • Незакрытые потребности препятствуют гармоничному существованию человека. 
  • Концепция гештальттерапии сводится к одному процессу — закрыть незавершенные дела (гештальты). 
  • Для начала нужно осознать (найти и сформулировать) гештальты, а также определить их влияние на жизнь.

Техники гештальттерапии помогают переосмыслить себя, своё окружение, а также события из прошлого, будущего и настоящего. Самая популярная из них — «техника пустого стула». На одном стуле сидит человек, на втором — его вымышленный собеседник.

___________

Гештальтпсихология имеет своих критиков. В основном ее авторов упрекали в радикализме по отношению к фундаментальной психологии, а также в непоследовательности и противоречивости. Тем не менее в рамках этого направления было получено очень много экспериментальных данных, которые не теряют актуальности и в наше время.

Сходство

Сходство возникает, когда объекты похожи друг на друга. Люди часто воспринимают их как группу или образец.

Рисунок
выше, содержащий 11 отдельных объектов, выглядит как единый блок, потому что все формы имеют сходство. Объединение происходит потому, что треугольные формы на дне символа орла похожи на формы, которые образуют солнечные лучи.

Когда имеется сходство элементов, объект может быть выделен, если он отличается от других. Это называется аномальностью.

Фигура с правой стороны становится аномальным фокусом, потому что она не похожа на другие формы.

Фигура и фон

Глаза человека отличают объект от его фона. Форма, силуэт или форма воспринимаются как фигура (объект), а окружающая область воспринимается как фон.

Баланс фигуры и формы может сделать воспринимаемый образ более ясным. Использование необычных отношений между фигурой и фоном может добавить изображению интерес и подобие.

На этом
рисунке отношения фигуры и земли изменяются в зависимости от фокусировки внимания, поскольку глаз воспринимает или форму тени, или силуэт светлого лица.

А на этом изображении используются сложные отношения фигуры
и фона, которые меняются при восприятии листьев, воды и ствола дерева.

См. также:

Этот принцип также может снизить частоту появления ошибок для интерактивных элементов, поскольку он повышает отношения между элементами.

Гештальтпсихология -  — LiveJournal
Слева: потребуются дополнительные усилия со стороны пользователя для определения соответствия между кнопкой и соответствующему ей продукту.
Справа: используя принцип близости, вы привязываете кнопку к определенному элементу.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий