Формирование самосознания в современных условиях социализации личности, Контрольная работа

Формирование самосознания в современных условиях социализации личности, Контрольная работа Женщине

Экономиста пример введения. отчёт по производственной практике …

… в котором он проходит обучение; название кафедры; заголовок работы «Отчёт по производственной практике»; место прохождения практики; Ф. И. О. студента, курс, группа и специальность; должность … оформлены в соответствии с установленными ГОСТами.

В рамках конструкционизма социальная практика понимается как то, что определяет все представления человека о мире и самом себе. Человек в социальном конструкционизме понимается как продукт определенной культурной и исторической среды, социального контекста, в котором он живет и действует.

Согласно мнению одного из теоретиков конструкционизма К. Джерджена, все наши представления, посредством которых мы достигаем понимания мира и себя самих, являются социальными артефактами, продуктами исторически и культурно определяемых взаимообменов между людьми [3, с. 32].

Степень, в которой конкретное понимание мира или себя поддерживается во времени, зависит не от объективной валидности (истинности) этого понимания, но от исторических трансформаций социальных практик. Поскольку социальные практики всегда выступают следствием тех языковых практик, которые имеют место у конкретных людей внутри конкретных групп в процессе непосредственного социального взаимодействия людей между собой, постольку язык для представителей конструк- ционизма выступает основным предметом анализа.

Таким образом, конструкционизм рассматривает социальные практики как такого рода социальные взаимодействия, которые формируются в языке и функционируют в нем, конституируя одну или несколько культурных традиций, задающих «значения» тем или иным явлениям для индивида, и выступающих основанием формирования его самосознания, обретения им идентичности в качестве человека с присущим ему набором ценностей, идеалов, интересов.

Несмотря на то, что представители конструкционизма проделали серьезную и основательную работу по выявлению социальной обусловленности самосознания, ими же был поставлен ряд вопросов, на которые еще только предстоит дать ответ. Одним из них является вопрос о возможности и основаниях целостного самосознания, интеграции различных образов себя у индивида, включенного в целый ряд разнообразных, часто конфликтующих между собой социальных практик.

Решения требует также проблема обнаружения тех социальных механизмов, которые бы способствовали установлению эффективного диалога между людьми, носителями различных моделей идентичности и самосознания, повышению толерантности в межгрупповом и межличностном взаимодействии.

В условиях трансформации современного общества России, которая характеризуется инверсией базовых принципов социальной организации общества и усилением дезадаптивных процессов, становится актуальным исследование проблемы интеграции развивающейся личности в социокультурный контекст.

Социокультурная адаптация выступает как процесс активного приспособления человека к условиям социальной среды, в результате которого происходит принятие целей, норм группы, социальных ролей и других характеристик социальной среды. Характер и результаты адаптационного процесса будут зависеть от многих факторов, которые принято подразделять на три группы: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.

И все три группы факторов пронизывает единый — система ценностей личности. В.Г. Морогин определяет индивидуальную систему ценностей как ценностно-потребностную сферу личности [6], что представляет собой уникальную иерархическую систему индивидуальных потребностей, сформированную под влиянием системы общественных ценностей и упорядоченную структурой архетипических ценностных матриц.

Детерминация личности происходит через усвоение в процессе социализации системы общественных ценностей, но в динамической конкуренции с ее организатором — архетипической системой ценностей [11, с. 115-118] представленной в культуре общества и являющейся основой для построения «картины мира» как общественной, так и личностной.

1 стр., 311 слов

… патологии (область проблематизации). Внутриличностный конфликт м/у подструктурами личности является источником тревоги. Механизм совладания с этой тревогой … и проверить, как новая система «работает» на практике. Можно сказать, что создание эклектического подхода в … и высвобождение энергии. В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку …

Термин «картина мира», возникший в рамках естественнонаучного знания (Г. Герц, М. Планк), отражает тенденцию к системной организации и к синтезу имеющегося знания.

О. Шпенглер, В. Дильтей, М. Хайдеггер подчеркивают систематизирующие принципы данного понятия, выделяя, прежде всего, иерархию ценностей, норм, значимых для определенной культуры и их носителей. Структура картины мира как некой модели действительности представлена в работах Л. Витгенштейна.

В тоже время целостность как одна из характеристик данного понятия отражена в трудах М. Вебера, Э. Фромма, К. Юнга и др. В настоящее время интерес к изучению картины мира личности, этнической группы обусловлен усилением социокультурных аспектов исследований проблем коллективного сознания и коллективных представлений, на которые обратил внимание еще Э. Дюркгейм.

Как быть Леди:  Эмоция гнева

Нередко понятие «картина мира» используется как синоним понятия «мировоззрение», таким образом, происходит синтез опыта и ценностно-нормативной системы человека, что приводит к созданию своеобразной ментальной карты, которая ориентирует его в событиях реальной жизни [10, с. 38].

Индивидуальная картина мира наполняется смыслами в процессе освоения личностью определенных символов, знаков, моделей обусловленных психосемантическим пространством развития индивида.

Личность, попадая с рождения в определенное семантическое пространство, находится постоянно под воздействием различных знаков, символов, как отражающих различные системы ценностей конкретных социальных групп, всего общества в целом, так и требующих постоянного познания, усвоения и интерпретации для коррекции и выбора наиболее рациональной модели поведения в конкретной ситуации и для конкретной группы людей.

Анализ процесса формирования психосемантического пространства личности в рамках возрастной психологии позволил выявить особенности восприятия информации человеком на разных этапах взросления. Так по мере развития индивид переходит от этапа накопления опыта по восприятию образов, знаков к этапу усложнения, подкрепления и выстраивания новых смысловых цепочек на основе информации, в том числе предоставляемой СМИ, что позволяет корректировать сформировавшуюся картину мира, обусловленную этническим мировоззрением личности. Ядром данной картины мира является «национальная языковая картина мира» (О.А. Корнилов).

7 стр., 3486 слов

… помешал бы Дикому сказать, что тот не выполнил условий завещания, и не отдать наследство. Однако и на … «окаменелость» персонажей глубоко соответствует всей системе патриархального мира. Эта его неспособность к изменениям, его яростное сопротивление … художественной пространственно-временной системы мог отразить этот застывший патриархальный мир; мог, отсеяв все второстепенные детали, выхватить из …

Национальная языковая картина мира определяет не только логико-понятийный компонент языкового сознания, но и его эмоционально-оценочный и нравственно-ценностный компоненты [9, с. 249]. Таким образом, формирование личности в рамках национальной культуры во многом определяется национальной языковой картиной мира и в частности тем семантическим пространством, в котором индивид оказывается с детства, в том числе сформированным и масс-медиа средствами.

Человек сопоставляя, расширяя свои представления об окружающем мире и совершенствуя процесс отображения реальности, формирует свое индивидуальное психосемантическое пространство, которое является динамичным и находится под влиянием, как изменяющейся картины мира самого человека, так и изменяющей системы общественных ценностей транслируемых через различные средства массовой информации, образование и семью, которая также формирует свое индивидуальное психосемантическое пространство. В работах К.

Гирца, который использовал понятие культуры в разных значениях: как «исторически устойчивый образ значений, воплощенный в символах», как «набор контрольных механизмов» — своеобразную программу для контроля за человеческим поведением, являющимся предельно пластичным обосновывается семиотический подход к изучению культуры.

«Концепция культуры, которой я придерживаюсь», — писал К. Гирц, — «является по существу семиотической. Разделяя точку зрения Макса Вебера, согласно которой человек — это животное, висящее на сотканной им самим паутине смыслов, я принимаю культуру за эту паутину, а ее анализ — за дело науки не экспериментальной, занятой поисками законов, но интерпретативной, занятой поисками значений» [2, с. 11].

Сложнее всего адаптироваться к этой быстро меняющейся и нестабильной жизни молодому поколению, перед которым стоят задачи получения общего и профессионального образования, выбора места работы и жительства, получения жилья, создания семьи, поиска своего места в полиэтничном и поликультурном сообществе.

И тут одним из древнейших механизмов социокультурной адаптации, выражающий момент преемственности и устойчивости как в социализации, так и в инкультурации при передаче социального и культурного наследия от поколения к поколению становится традиция. Традиции включают в себя объекты (материальные и духовные ценности), процессы и способы социокультурного наследования.

Проблема традиций, особенно в контексте ее взаимосвязи с инновациями и различными формами модернизации в постсоветской России («шоковая терапия», «разумный консерватизм»), является сложной и остро политической (см. подробнее: [1, с. 925-932].

«В сущности, речь идет о соперничестве за утверждение определенных ценностей и культурных образцов, которые имеют традиционное и инновационное измерение, — отмечает А.Б. Гофман, руководитель исследовательского проекта РГНФ «Традиции и инновации в постсоветской России.

Культурные особенности взаимодействие, динамика» — Борьба за прошлое становится составной частью борьбы за настоящее и будущее» [3, с. 109]. По его мнению, «одним из аспектов рефлексивной модернизации в российском обществе сегодня должна стать рефлексивная традиционностьпредполагающая постоянное осмысление и анализ роли традиций и традиционности, их взаимодействие с инновационными процессами, понимание их сложности и неоднозначности» [3, с. 110].

Как быть Леди:  Социальная психология: конспект лекций. Надежда Мельникова. ЛЕКЦИЯ № 5. Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность. Читать на сайте

Одной из форм такой традиционности выступает социокультурный неотрадиционализм, который «представляет собой взаимообусловленный процесс, с одной стороны, непрерывного воспроизводства традиции, с другой — ее адаптации к современным условиям за счет инкорпорации новаций» [5, с. 166].

Выявление значимости традиции в современных условиях совпадает с выводом У. Найссера о том, что люди могут вести себя адаптивно в ситуациях, допускающих только ограниченное число вариантов поведения [7, с. 194]. При неограниченном выборе вариантов поведения, выбор оптимального становится невозможным, в результате чего наступает состояние дезадаптированности [8, c. 3].

5 стр., 2173 слов

… на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства) » [2, с. 162]. Условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (свойство психики, как известно, … типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних условий. 2.

Личностная идентичность личности в современных социальных и культурных условиях

Национально-культурный тип в условиях развертывания глобальных интеграционных процессов объективно представляет собой открытую систему культурного обмена. Современные глобальные процессы в проекции на культуры национальных типов характеризуются: усилением влияния отдельных культур, насыщением институтов трансляции унифицированными инокультурными текстами, столкновением полярно противоположных ценностных систем, диспропорциями культурного диалога, обострением противоречий в культурном развитии, снижением морально-этических критериев глобальных текстов, сужением сферы использования самобытных образцов профессионального и народного творчества, переориентацией субъектов-носителей на глобальные инокультурные потоки в ущерб национально ориентированным.

Индивидуальная идентичность субъекта, как «отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.)» [1, с.

В сущностном отношении выделяется три взаимодополняющих уровня культуры, на которых может фиксироваться идентичность субъекта. Это индивидуальная культура, культура общности (субкультура), культура национально-культурного типа. Соответственно можно выделить следующие уровни культурной идентичности: личная идентичность, социальная идентичность, национально-культурная идентичность.

По мнению ООН, люди могут самоопределяться по признаку гражданства, пола, расы, языка, политической принадлежности, религии, профессии, месту проживания, спортивным увлечениям, музыкальным вкусам, литературным пристрастиям, гастрономическим предпочтениям и т. д [2, с. 3].

20 стр., 9597 слов

… плохим. Качество оценок задается воздействием культуры, других людей и самого человека. В отечественной социальной психологии предвестником исследований социальной идентичности были работы Л. И. … вкладывается в него современными западными психологами? 1.

Идентичность субъекта проявляется на уровне культурных универсалий. В аксиосфере проблема динамики идентичности лежит в области взаимодействия ценностных систем, так как «в эпохи, когда прежняя система базисных ценностей изменяется, возникает проблема самоидентификаций (возникают вопросы: «Кто мы?», «Что нас объединяет?» и т.п.)» [3, с. 69].

Представляя результат процессов адаптации и идентификации субъекта-носителя в противоречивых культурных реалиях реального культуротворческого процесса, идентичность фиксируется на уровне надбиологических программ деятельности.

Идентичность семиотически выражена. Формирование индивидуальной идентичности отражает особенности взаимодействия семиотических систем в рамках национальнокультурного типа. Здесь в качестве важных критериев формирования национально-культурной идентичности выделим: представленность репрезентативных текстов культуры на уроне институтов трансляции социально-культурного опыта; погружение субъекта носителя культуры в самобытные семиотические структуры; принятие своеобразных программ деятельности, освоение языков культуры.

Идентичность представляет собой динамичную систему, одновременно процесс и результат идентификационных процессов на уровне субъектов-носителей. Личность формируется во взаимодействии с внешним и внутренним семиотическим окружением.

Следовательно, на культурную идентичность субъекта оказывают влияние два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса: идентификация субъекта-носителя в рамках традиционных институтов трансляции социокультурного опыта и взаимодействие с внешними инокультурными потоками.

Национально-культурная среда в проекции на идентичность субъекта транслирует преимущественно традиционные, аутентичные тексты культуры. Формирование индивидуальных культурных программ деятельности на уровне профессиональных институтов трансляции социокультурного опыта (печать, радио, телевидение) в глобальных условиях зависит от модусов взаимодействия.

В условиях культурного плюрализма коммуникативное пространство стало тематическим и индивидуализированным. Это позволяет субъектам самостоятельно формировать культурную среду, а идентичность объективно становиться результатом индивидуального выбора.

Как быть Леди:  Одиночество: ваш осознанный выбор или повод обратиться к психологу | Vogue Russia

Культура национального типа находиться в диалогическом межкультурном взаимодействии. С точки зрения диалогического подхода она может быть представлена как форма взаимного общения культур. Национальная культура становиться полноценным диалогическим пространством тогда, когда насыщена произведениями, ведущими диалог между аутентичными текстами и субъектом-носителем.

Произведения культуры, как семиотическая система вовлекает субъекта в процесс сотворчества порождая новые контексты [4, с. 207]. Диалог культур предполагает некоторую напряженность культурных текстов, «неуспокоенность» культуры. Ускорение процессов межкультурного взаимодействия придает дополнительные импульсы диалогической активности, одновременно создавая ряд трудностей национально-культурному развитию.

9 стр., 4441 слов

… новых аспектов человеческого бытия в культурантропологии. Предмет и методы культурной антропологии. Культура и антропологи. Практические методы культурантропологии. Основные проблемы и … методологии культурно-антропологических исследований. М., 1991. Тема 2.

Усиление влияния внешних инокультурных потоков, транслирующих спектр возможных идентичностей, аксиологических систем и семиотических структур, новых языков науки и искусства способствует формированию семиотических центров объединяющих вокруг своего ак- сиосемантического ядра субъектов разных культур.

Количество таких семиотических центров непрерывно увеличивается. Эклектичность и многовекторность семиотических потоков «уплотняет» семиотическое пространство национального типа, образуя наднациональное контекстуальное окружение. Постоянное увеличение объемов культурной информации обостряет проблему «информационной вместимости субъекта» (В.С. Стёпин), что оказывает влияние на индивидуальную идентичность. В мультикультурном мире она утрачивает свою устойчивость.

Формируясь в диалоге с внутренними и внешними культурными потоками, идентичность как позиционирование в мире культуры приобретает динамические характеристики. Плюрализм культуротворческой деятельности расширяет спектр потенциальных идентичностей.

В условиях мультикультурности субъекты национальных культур могут идентифицировать себя уже не только с аутентичной культурой, но и с глобальным наднациональным сообществом. Появление новых способов позиционирования в культурной реальности придает процессам идентификации субъектов мобильность и нелинейность.

Субъект-носитель культуры сталкивается с множеством вариантов и инвариантов культуры, призывающих каждый раз самоопределяться в противоречивых современных реалиях, а мультикультурализм позволяет сегодня выбирать любую идентичность или идентичности. Часто идентичность, подвергаясь массированному влиянию динамичных социокультурных контекстов, подменяется ситуативным, позиционированием в культуре.

Таким образом, в современном культуротворческом процессе динамика идентичности субъекта культуры отражает противоречивость глобальных процессов. Современные стратегии самоопределения формируют новые модели идентичности, смещая акцент на внешние ино- культурные потоки.

Это может сопровождаться ослаблением национально-культурной идентичности. Идентичность субъекта-носителя в свою очередь находиться в непрерывном процессе обновления. Она дополняется новыми ценностными системами, языками культуры, моделями коммуникации, программами социально-культурных взаимодействий.

Литература

2.Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире / Авт. и дир. С. Фукуда-Парр. — М., 2004.

5 стр., 2461 слов

… индивидуальности и как процесса общественной культуры (поэтому проблема идентичности является всеобъемлющей и трудноуловимой); определение идентичности как процесса постоянного, непрекращающегося развития … позволил выделить характерные черты понятия «идентичность» в антропологическом контексте: отражение свойства субъекта в определенном пространственно-временном континууме осмысливать, ощущать …

3.Стёпин, В.С. Культура // Вопросы философии. — 1999. — № 8. — С. 61-71.

4.Библер, В.С. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. — М., 1997.

5.Абрамова, М.А. Роль традиций в социокультурной адаптации молодежи / М.А. Абрамова,

В.Г. Костюк // Регионы России для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации: Материалы международной научно-практической конференции, Новосибирск 15-27 марта 2021 г. — Носибирск, 2021.

6.Гирц, К. Интерпретация культур. — М., 2004.

7.Гофман, А.Б. Традиции и инновации в постсоветской России: культурные особенности, взаимодействия, динамика // Вестник РГНФ. — 2008. — № 4. — С. 109.

8.Культурологическая энциклопедия: в 2-х т. — Т. 2. — М., 2007.

9.Мадюкова, С.А. Социокультурный неотрадиционализм в обрядах жизненного цикла (на примере женщин тюркских этносов Южной Сибири).

Дис. канд. филос. н. — Новосибирск, 2008.

10.Морогин, В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности. — Томск, 2003.

11.Найссер, У. Познание и реальность. — М., 1981.

12.Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. — М., 2021.

13.Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. — СПб., 2006.

14.Холтон, Дж. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. — 1992. — № 2.

15.Языков К.Г. Психосемантические пространства ценностей личности при нарушении психического здоровья // Вестник ТГПУ. — 2006. — Выпуск 2 (53).

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий