Этические типовые дилеммы, как с ними справляться и примеры / философия | Thpanorama — Сделайте себя лучше уже сегодня!

Часть моральной философии

Под этической дилеммой понимаются все эти ситуация, в которой существует конфликт между различными ценностями человека и доступными вариантами действий. Это ситуации, в которых возникает конфликт между различными ценностями и убеждениями, без полностью хорошего решения и другого совершенно плохого варианта, имеющего как положительные, так и отрицательные последствия одновременно.

Дилеммы такого типа требуют более или менее глубокого осмысления имеющихся у нас альтернатив, а также ценности моральных ценностей, которыми мы руководствуемся. Часто нам приходится отдавать приоритет одной или другой ценности, и обе вступают в конфликт, чтобы принять решение.

Существование этических дилемм, существующих или возможных в реальной жизни, породило интересную область исследований, сосредоточенную на наших убеждениях и ценностях, а также на том, как ими управлять.

Они позволяют нам увидеть, как мы размышляем и какие элементы мы учитываем при принятии решения. Фактически, этические дилеммы часто используются как механизм для обучать использованию эмоций и ценностей и управлению ими, чтобы повысить осведомленность о некоторых аспектах или вызвать дебаты и обмен мнениями между людьми. Они также используются на рабочем месте, в частности, при подборе персонала.

  • Вам может быть интересно: «10 типов ценностей: принципы, которые управляют нашей жизнью»

Этические дилеммы американской психологической ассоциации

Национальное обследование

Американская психологическая ассоциация (АПА) была основана в
1892 году и на протяжении 60 лет сталкивалась с этическими
проблемами, не имея формального кодекса для их решения. На заре
существования ассоциации эти проблемы были достаточно простыми,
поскольку сама ассоциация представляла собой организацию
преподавателей колледжей. В основном, этические проблемы касались
плагиата и академических свобод.

Однако со временем необходимость в формальном кодексе решения
этических проблем стала острой, и для его создания было решено
применить инновационный эмпирический метод, в котором
использовались настоящие случаи из практики репрезентативной
выборки респондентов — членов ассоциации.

В результате кодекс содержит как общие принципы, так и объясняющие
их параграфы, которые отличаются специфичностью и с большой
вероятностью будут меняться и расширяться. С целью сохранения
уникального характера кодекса было решено, что изменения в него
будут вноситься как в результате обсуждений между членами
ассоциации, так и на основании дополнительных прецедентов.

Эти прецеденты представляют собой не столько решения Комитета по
этическим стандартам, сколько результаты решений, которые психологи
в своей работе принимают на ежедневной основе.

МЕТОД

АРА разработала анкету, которая вместе с сопроводительным письмом
была распространена среди ее членов с просьбой поделиться опытом
решения этических дилемм. С использованием таблицы случайных чисел
были выбраны 1319 респондентов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Ответы были получены от 679 психологов, то есть от 51% выборки.

Респонденты сообщили о 703 случаях этических проблем, которые были
сгруппированы по 23 категориям (Таблица 1).

Таблица 1 — Категории этически сложных инцидентов

Конфиденциальность — 12818

Неопределенные, «двойные» или конфликтные отношения —
11617

Источники и методы оплаты услуг, условия оплаты — 9714

Обстановка в университете, дилеммы, связанные с преподаванием
и его качеством — 578

Судебная психология — 355

Исследования — 294

Поведение коллег — 294

Вопросы, связанные с сексом — 284

Оценка данных — 254

Сомнительное или потенциально вредное вмешательство —
203

Компетентность — 203

Этические кодексы и комитеты по этике — 172

Психология в школе — 152

Публикации — 142

Помощь необеспеченным — 132

Супервизия — 132

Недобросовестная реклама — 132

Психология в организациях — 91

Медицинские вопросы — 51

Прекращение работы — 51

Этническая принадлежность — 41

Записи о лечении — 41

Конфиденциальность

Наибольшее количество этических дилемм было связано с
конфиденциальностью. Вот несколько примеров.

— Девушка сделала аборт без ведома своих приемных родителей. Я
с должным вниманием отнеслась к ее мнению относительно отсутствия
возможной поддержки со стороны родителей. Но я волновалась, что
наши отношения испортятся, если выяснится, что я знала о ее
решении, а они нет.

— Мой клиент-психолог сказал мне, что он нарушил этику, но я не
могу никому рассказать об этом.

— Моя клиентка сказала, что ее изнасиловали. Полиция ей не поверила
и не возбудила дело (из-за ее психического расстройства). Другой
мой клиент описал, как он изнасиловал женщину (мою
клиентку).

Возможно, это неудивительно, что конфиденциальность – наиболее
распространенная этическая дилемма. Хотя конфиденциальность
считается самым фундаментальным и чуть ли не главнейшим этическим
принципом, исследования показывают, что она является самым частым
предметом намеренных нарушений этических стандартов, и более
половины респондентов признаются в том, что ненамеренно нарушали
конфиденциальность.

Эти инциденты вызывают множество вопросов, однако главными являются
две области, которые не затрагиваются текущим вариантом этического
кодекса. Во-первых, границы конфиденциальности должны ясно
проговариваться в случае, когда психологическая услуга оказывается
несколькими лицами (включая администраторов и супервизоров) или
нескольким клиентам (например, в клинике, в терапевтической группе,
в случае парной и семейной терапии). Во-вторых, некоторые случаи,
которые касаются, например, обязательного разглашения информации о
насилии над ребенком, иллюстрируют ситуации, в которых психологи
считают, что конфиденциальность правильнее нарушить. Большинство
психологов скорее всего сталкивались с ситуацией, когда следование
правилам кажется клинически и этически неправильным, потому что
подвергает клиента или третьих лиц риску. В экстраординарных
обстоятельствах нарушение конфиденциальности может быть этически
приемлемым.

Неопределенные, «двойные» или конфликтные
отношения 

Следующей наиболее распространенной проблемой является установление
четких, разумных терапевтических границ вокруг отношений терапевта
и клиента. Вот несколько примеров:

— Я работал с ребенком и скоро понял, что между мной и его
матерью существует взаимное притяжение. Моя работа с ребенком
приносила положительные результаты. Тем не менее я принял решение
передать его другому терапевту, несмотря на достигнутый результат,
чтобы избежать «двойных» отношений.

В целом, этот инцидент говорит о том, что в этическом кодексе
«двойные» отношения и их приемлемость должны быть четче
прописаны. 

Далее, в кодексе должны быть затронуты принципы, которым должны
следовать терапевты, работающие в малых городах, деревнях и
удаленных местах.

— Я работаю в сельской местности. Я также состою в религиозной
общине… Люди приходят ко мне, потому что меня уже знают… Принцип,
запрещающий «двойные» отношения позволяет мне придерживаться этики
(но за счет возможных обид и недоразумений), но никак не помогает в
реальных обстоятельствах, в которых я работаю. 

В-третьих, кодекс должен внести ясность в разницу между «двойными»
отношениями и случайными контактами вне практики (например,
случайная встреча терапевта и клиента вне кабинета).

— Полгода назад клиент, с которым я работала 3 года, начал
встречаться с моей лучшей подругой. О том, к чему это привело, я
могу написать книгу! Я обратилась за юридической и терапевтической
помощью. Сейчас мой клиент и моя подруга живут вместе, и я передала
его другому терапевту, из-за чего он был в ярости и чувствовал себя
брошенным. Я несколько месяцев сама работала с психологом, чтобы
«достучаться» до этого клиента. Когда я узнала о романе, то скоро
сказала своей подруге, что нам надо сделать перерыв в общении. Не
знаю, будем ли мы в будущем друзьями и на каких
условиях. 

Источники и методы оплаты услуг, условия оплаты

Третьим наиболее частым источником этических проблем был финансовый
вопрос. 56 инцидентов были связаны с условиями страховки.
Недостаточное страховое покрытие в случае клиентов, остро
нуждающихся в помощи, создавало серьезную этическую дилемму для
терапевта, когда он/она был/-а не в силах оказать клиенту
адекватную помощь (

 «Страховая компания заставляет меня
менять принципы работы с клиентом из-за финансовых ограничений
страховки» 

) либо был/-а вынужден/-а быть не до конца
честным/-ой со страховой компанией (

 «Я вынужден врать о
психическом состоянии клиента, чтобы страховая компания оплатила
лечение, тогда как их психолог отказывается признавать право
клиента на выплату» 

). Другие описанные случаи включали
выставление счета за пропущенные встречи, оплата семейной терапии
как индивидуальной, искажение информации о состоянии клиента для
получения страховки, выписку нелицензированных препаратов.

Вот примеры:

— Семилетний мальчик подвергся жестокому сексуальному насилию.
Я оценил ситуацию и рекомендовал 6 месяцев терапии. Страховая
компания одобрила 10 сессий у не-специалиста, тогда как не
существует эффективной программы, которую можно завершить с
семилетним ребенком за 10 сессий.

— Замужняя женщина обращается к психологу. Ее муж оплачивает
сессии. Через несколько встреч становится очевидно, что клиентка
планирует уйти от мужа, который об этом не знает. Терапевт помогает
клиентке справиться с ситуацией, которая имеет негативные
последствия для ее мужа, и муж за это платит. 

Обстановка в университете, дилеммы, связанные с преподаванием
и его качеством

Эта группа дилемм касалась размытых правил учебных заведений. 13
респондентов отметили давление, которому они подвергались при
выставлении оценок, 8 респондентов выразили тревогу относительно
недостаточно квалифицированных выпускников.

Вот примеры:

— Мои коллеги и я беспокоимся насчет эмоциональной
нестабильности и недостаточного уровня знаний нескольких студентов,
принятых в образовательное учреждение, одобренное АПА.
— У меня были студенты с серьезными эмоциональными проблемами,
которые закончили программу по консультационной психотерапии и
стали «психотерапевтами». 

Судебная психология

Некоторые респонденты использовали оскорбления (например, слово
«шлюхи») по отношению к психологам, которые дают ложные показания в
суде. Эти психологи готовы работать на любого, кто платит.

— Они дают показания на делах о сексуальном насилии в отношении
детей и говорят, что преступник «вылечился» и не станет нарушать
закон опять («гадание на хрустальном шаре») 

Исследования

12 респондентов отметили, что подвергались давлению относительно
процедуры и результатов исследования. Вот примеры:

— Я участвую в проекте, получившем грант. Проходя мимо стола
секретаря, я увидел отчет руководителя проекта для источника
финансирования. В нем количество участвовавших в исследовании было
в 2 раза больше, чем на самом деле.

— Директор клиники, занимающейся проблемами речи, хочет
использовать данные о пациентах без получения их
согласия. 

Поведение коллег

4% респондентов говорили о проблемах в отношениях с амбициозными
коллегами. Некоторые не могли вступить в конфронтацию с коллегами,
нарушающими этику.

— Как члену кафедры мне было тяжело общаться с коллегой, на
которого постоянно жаловались студенты.

— Я вижу приемных детей, которые не могут отвечать за себя, и
социальных работников, которые ими не интересуются. Как я могу
сохранить хорошие рабочие отношения с теми, кто не выполняет свою
работу? 

Вопросы, связанные с сексом

4% респондентов были обеспокоены этичностью сексуальных
отношений.

— Не часто, но иногда, мои клиентки выражают интерес к
романтическим отношениям со мной.

— Студент, работающий с клиентом в течение семестра, закончил
работу в конце семестра, как и планировалось, и затем начал
сексуальные отношения с клиентом. Думаю, АПА должна серьезнее
относиться к таким случаям. 

Текущий этический код АПА эксплицитно не затрагивает отношения
терапевта и клиента после окончания терапии, что вызывает вопросы
относительно позиции АПА. В 13-ом переработанном черновом варианте
кодекса есть формулировка: «Психологи не вступают в сексуальные
отношения с текущими и бывшими клиентами», тогда как в 15-ом
варианте присутствуют предложенные поправки касающиеся разрешения
отношений в «экстраординарных обстоятельствах» и «только спустя
один год».

Оценка данных

Эти дилеммы касались сомнений относительно достаточной компетенции
тех, кто (a) проводит психологические тесты и (b) делает выводы на
основе некачественных данных или игнорируя важные источники
данных.

— Меня часто просят проинтерпретировать результаты теста, не
разрешая мне увидеть клиента. Я отказываюсь давать оценку без
контакта с клиентом.

— Психологи используют результаты компьютерного теста как
единственный источник оценки, не интегрируя их с другими
источниками данных. 

Сомнительное или потенциально вредное вмешательство

Некоторые респонденты высказывали сомнение в эффективности,
легитимности и безопасности методов и условий лечения.

— Моя пациентка поступила в колледж и уехала из города.
Незадолго до отъезда она рассказа мне историю о раннем сексуальном
насилии. Эти воспоминания очень ее мучили. Она отказалась ходить к
терапевту в колледже. Она попросила продолжить наши сеансы по
телефону. Я не компетентна в этом. Могу ли я работать по телефону?
Будет ли это терапией? Если я откажусь, я брошу своего клиента?

— Коллеги… которые 4-5 раз за сессию отвечают на телефонные звонки.
Насколько это этично? 

Компетенция

Около 3% дилемм касались работы в недостаточно известных областях
или утраты компетенции со временем или в результате стресса.

— Клиенты просят меня работать с ними, но я недостаточно
компетентен в работе с их проблемой.

— Я часто чувствую истощение и выгорание, но у меня не хватает
ресурсов на личную терапию и супервизию. Как мне понять свой
предел?

Этические кодексы и комитеты по этике

11 дилемм в этой области касались этики, лицензирования и
соответствующих комитетов. 3 инцидента были связаны со слишком
медленной работой комитетов. Некоторые респонденты отмечали, что
текущий этический кодекс является тривиальным, недостаточно
конкретным и неадекватно отражает заботу о клиентах.

— Моя профессиональная ассоциация, АРА, считает, что мои
религиозные убеждения (например, что гомосексуализм – это плохо)
являются неэтичными. Мне уйти из ассоциации или бросить
религию? 

Психология в школе

Эта группа дилемм касается желания терапевтов действовать в
интересах детей несмотря на давление со стороны администрации.

— Отстающего в развитии мальчика изолируют от остального класса
из-за его поведения. Школа нанимает меня, чтобы работать с его
поведением, когда он все еще находится в изоляции. Я считаю, что
его нужно интегрировать в класс. Чьи интересы я
защищаю? 

Публикации

Эти проблемы касались выражения благодарности тем, кто не принимал
участия в публикации или не выражения ее тем, кто принимал, а также
использования учителями работ студентов в своих статьях.

Помощь необеспеченным

Респонденты высказывали тревогу относительно помощи бедным,
безработным и бездомным.

— Меня волнует, что те, кто работает с бездомными, не получают
достаточно образовательных и финансовых ресурсов

— Как помочь людям с низким доходом?

Супервизия

Дилеммы из этой категории касались недобросовестной и
неуважительной работы супервизоров.

— Коллега подверглась оскорблениям со стороны супервизора,
публичной критике и обсуждению ее личности с третьими лицами. На
самом деле проблема была в том, что ему не нравился ее
терапевтический метод. 

Недобросовестная реклама

Эти дилеммы касались того, как профессионалы представляют себя и
свою работу в ложном или сомнительном ключе.

— Моя клиника хочет рекламировать мои услуги в манере, которую
я нахожу оскорбительной и непрофессиональной. 

Психология в организациях

Эти проблемы касались вмешательства руководства компании в работу
психолога, особенно в вопросе сохранения конфиденциальности
сотрудников.

Медицинские вопросы

Около 1% респондентов фокусировались на медицинских вопросах.

— Родитель десятилетнего ребенка отказывается отводить его на
медицинский осмотр. Должен ли я прекратить работу с ребенком и его
семьей?

Прекращение работы

Эти дилеммы связаны с прекращением терапевтической работы и его
объяснением. Вот примеры:

— Мой крупнейший «этический кризис» связан с прекращением
работы с клиентами, которые были жертвами сексуального насилия в
детстве и в жизнь которых я был включен по 5-7 лет.

— Моя коллега ушла в отпуск на 4 месяца и «передала» мне своего
клиента на это время. Клиент предпочел меня и не захотел
возвращаться к моей коллеге, хотя она настаивала, чтобы я убедил
клиента сделать это. Теперь у меня сомнения относительно того, что
лучше для клиента и стоит ли мне рисковать своей дружбой с
коллегой. 

Этническая принадлежность

— Многие клиенты, придя в мой кабинет, испытывают шок, когда
видят, что я не принадлежу к «этническому мейнстриму». Поэтому мне
требуется больше времени, чтобы установить с ними
контакт. 

Хотя текущий код и его новые черновые версии запрещают
дискриминацию по этническому признаку, требуется эксплицитное
обращение к вопросу о том, является ли борьба с расизмом этической
ответственностью терапевта.

Записи о лечении

Около 1% дилемм касались той информации о клиентах, которую нужно
вносить в записи, предоставления записей клиентам, которые не
оплатили сессии и непреднамеренного уничтожения записей.

Заключение 

Эмпирический подход к составлению этического кодекса позволил
учесть опыт членов АРА, что гарантирует его релевантность и
применимость. Ни один кодекс не может учесть всех ситуаций, но
такой подход снижает риск оказаться с этической дилеммой один на
один.

Этические дилеммы во взаимодействии психолога-консультанта и клиента

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г.С.Абрамова. — М. : Academia, 2001. — 240 с.

2. Абульханова, К.А. Сознание как жизненная способность личности / К.А. Абульханова // Психологический журнал. — 2009. — Т. 30, № 1. — С. 32 — 43.

Как быть Леди:  Психологи объясняют, как научиться прощать и отпускать людей по-настоящему

3. Айви, А. Е. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэн-Даунинг; пер. с англ. — М.: Психотерапевтический колледж, 1999. -487 с.

4. Антилогова, Л.Н. Нравственная мотивация и ее роль в саморегуляции поведения личности / Л.Н. Антилогова // Проблемы психологии мотивации: сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конфер. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. — С. 32-35.

5. Анцыферова, Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20, № 3. -С.5-17.

6. Аплетаев, М.Н. В поисках нравственного смысла жизни. Книга учителя-экспериментатора / М.Н. Аплетаев. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. -98 с.

7. Апресян, Р.Г. Вид на профессиональную этику / Р.Г.Апресян // Ведомости Научно-исследовательского Института прикладной этики. — 2004. -Вып. 25. Профессиональная этика / под ред. В.И. Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. — С.160-181.

8. Армашова, А.Б. Когда мораль теряет очевидность: этические дилеммы в психологическом консультировании / А.Б. Армашова // Научный поиск: Сб. научных работ студентов, аспирантов и преподавателей / под ред.

проф. А.В. Карпова. — Ярославль: ЯРО РПО, факультет психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, НПЦ «Психодигностика», 2021. — № 4(33). — С. 170-176.

9. Армашова, А.Б. Этический кодекс в работе психолога-консультанта / А.Б. Армашова, Е.Г. Руновская // Сборник по материалам ежегодного международного Конгресса «Психология XXI столетия» (Ярославль, 15-17 мая, 2021 г.) / Под ред. Козлова В.В. — Ярославль: ЯрГУ, МАПН, 2021 — С.12-14.

10. Архангельский, Л.М. Социально-этические проблемы теории личности / Л.М. Архангельский. — М.: Мысль, 1974. — 218 с.

11. Ассадулина, Ф.Г. Ценностные ориентации мужчин и женщин как факторы морального выбора / Ф.Г. Ассадулина, Д.В. Малюгин // Психологический журнал. — 2008.- Т. 29, № 6. — С. 48-55.

12. Асмолов, А.Г. На пути к толерантному сознанию / А.Г. Асмолов. -М.: Смысл, 2000. — 255 с.

13. Бадалова, М.В. Моральные дилеммы в деятельности практического психолога: подходы к разрешению / М.В. Бадалова // Первый независимый научный вестник. Перспективные направления развития современной науки. -2021. — №1,ч.1. — С.128-132.

14. Бакштановский, В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения / В.И. Бакштановский. — М.: Политиздат, 1983. — 224 с.

15. Бакштановский, В.И. Прикладная этика: опыт университетского словаря: учебное пособие / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. — Тюмень: Центр прикладной этики, 2001. — 268 с.

16. Бакштановский, В.И. Моральный выбор журналиста / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. — Тюмень: Центр прикладной этики, 2002. -448 с.

17. Барсукова, С.А. Концептуальное поле феномена «совесть» в психологии / С. А. Барсукова // Психологический журнал. — 2021. — Т. 34, № 1. -С. 36-44.

18. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.

19. Беличева, С.А. Профессионально-этические нормы социальной работы / С.А. Беличева, А.Я. Варга, М.В. Фирсов — М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России»,1993 .- 31 с.

20. Блэкберн, С. Этика: краткое введение / С. Блэкберн; пер. с англ. Ю. В. Крижевской. — М.: Астрель: АСТ, 2007. — 189 с.

21. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 209 с.

22. Бодалев, А.А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. — СПб.:Речь, 2021. — 223 с.

23. Бодров, В.А. Профессиональная ответственность как психологическая категория субъекта деятельности / В.А. Бодров, А.Г. Луценко // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В.А. Бодрова. — М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. — С.157-167.

24. Бондаренко, А.Ф. Язык. Культура. Психотерапия / А.Ф. Бондаренко. — Киев: Кафедра, 2021. — 416 с.

25. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии /Б.С. Братусь // Вопросы психологии. — 1997 — № 5. — С. 3-19.

26. Братусь, Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности / Б.С. Братусь // Вопросы философии. — 1999. — № 1. — С. 81-89

27. Братченко, С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала / С.Л. Братченко. — М.: Смысл, 2001. -197 с.

28. Брушлинский А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский. -СПб.: Алетейя, 2003. — 272 с.

29. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер — М.: «Респулика», 1995. —

464 с.

30. Бьюдженталь, Дж. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентом в гуманистической психотерапии / Дж. Бьюндженталь; пер. с англ. А.Б. Фенько. — М.: «Класс», 1998. — 323 с.

31. Бьюдженталь, Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь; пер. с англ. и общ. ред. М.Р. Миронова. — СПб.: Питер, 2001. — 294 с.

32. Варга, А.Я. Профессиональный отбор социальных работников: принципы и методы / А.Я. Варга // Профессионально-этические нормы социальной работы. — М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — С.14-24.

33. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.

34. Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии: сб. науч. ст./ Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. — С. 284-314.

35. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / И.В. Вачков; под ред. И. Б. Гриншпуна. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. — 464 с.

36. Веселова, Е.К. Психологическая деонтология: дис. … док.психол. наук: 19.00.01 / Веселова Елена Константиновна — СПб., 2003. — 402 с.

37. Веселова, Е.К. Методологические и методические проблемы эмпирического исследования нравственной сферы личности / Е.К. Веселова // Научное мнение. — 2021. — № 6. — С. 168-173.

38. Веселова, Е.К. Нравственные основания личности психотерапевта: психология совести / Е.К. Веселова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. — 2021. — Т. 8, № 2. — С. 6267.

39. Веселова Е.К. Нравственный выбор в жизненных ситуациях: диагностика психологических особенностей принятия морального решения / Е.К. Веселова // Практикум по психологии жизненных ситуаций : учебное

пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; под ред. Е. Ю. Коржовой. -Спб.: Стикс, 2021. — С. 74-101.

40. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / Волкова Елена Николаевна — М., 1998. -50 с.

41. Воловикова, М.И. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / М.И. Волвикова — М.: Институт психологии РАН, 2021.- 320 с.

42. Волоскова, Н.Н. Исследование нравственности в отечественной психологии / Н.Н. Волоскова, Н.Б. Дрожжина // Значение прикладной психологии в новейшей истории России: Матер Всероссийской научной интернет — конф. — Ставрополь, 2005. — С. 188-192.

43. Гаевая, Т.Г. Моральная ответственность как качество личности: автореф.дис. …канд. психол. наук : 19.00.01 / Гаевая Татьяна Григорьевна — М., 1987. — 26 с.

44. Ганжин, В.Т. Моральная рефлексия и выбор. / В.Т. Ганжин // Моральный выбор / Под ред.А.И.Титаренко. — М.: МГУ, 1980. — С.172-174.

45. Гарбер, И. Е. Этика психотерапии и психологического консультирования в России: постановка проблемы / И.Е. Гарбер // Теория и практика психотерапии. — 2021. — №1(1). — С. 96 — 100.

46. Гильдебранд фон Д. Этика / Гильдербанд фон Д.; пер. с немец. А.И. Смирнов. — СПб.: Алетейя, 2001. — 566 с.

47. Гиллиган, К. Иным голосом / К. Гиллиган; пер. с англ. О.В. Артемьевой // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991 / общ. ред. А.А. Гусейнова. — М.: Республика, 1992. — С.352-374.

48. Глэддинг, С. Этические и правовые аспекты консультирования / С. Глэддинг // Психологическое консультирование / С. Глэддинг; пер. с англ. А.Можаев. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — С. 87-126.

49. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест: учеб. пособие / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 44 с.

50. Горбунова, В.В. Этические дилеммы в психологической практике / В.В. Горбунова // Психологический журнал. — 2021. — Т. 31., № 4. — С. 113-119.

51. Горячева, М. А. Этика психолога. Дилемма в консультировании / М. Горячева // Вестник интегративной психологии. Журнал для психологов. -2007. — Выпуск 5. — С. 78-79.

52. Гусейнов, А.А. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. — М.: Гардарики, 2000. — 472 с.

53. Джэндлин Ю. Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями / Ю. Джендлин; пер. с англ. А.С. Ригина. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 448 с.

54. Дорцен, ван Э. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия. / Э. ван Дорцен, пер. с англ. М.С. Горовой — Ростов-на-Дону: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007.- 216 с.

55. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. -М.: Наука, 1977. — 333 с.

56. Жедунова, Л.Г. Этические принципы, как регуляторы клиент-терапевтических отношений: Особенности освоения в образовательном процессе. [Электронный ресурс] / Л.Г. Жедунова, Н.Н. Посысоев // I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии: Электронный сборник материалов конференции / под ред. Н.В. Кисельниковой, Е.А. Куминской, Е.В. Лавровой, В.А. Земцовой — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2021. — Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/369/sbornik_etika_2021.pdf

57. Зинченко, В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии / В.П. Зинченко. — М.: Новая школа, 1997. — 335 с.

58. Зинченко, В.П. Сознание как предмет и дело психологии / В.П. Зинченко // Методология и история психологии. — 2006. — Т.1. Вып.1. — С.207-231.

59. Знаков, В.В. Проблема понимания правды в этике И. Канта, нравственной философии В.С. Соловьева и современной психологии / Знаков В.В. // Психологический журнал. — 1997. — Т.18, № 4. — С. 3-14.

60. Знаков, В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема / Знаков В.В. // Психологический журнал. — 2005. — Т.26, № 1. — С. 18-25.

61. Ермолаева, Е.П. Психология социальной реализации профессионала / Е.П. Ермолаева. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — 347 с.

62. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие / В.А. Иванников. — СПб.: Питер, 2006.- 208 с.

63. Иванюшкин, А.Я. Биоэтика — наука о моральных дилеммах современной медицины (статья вторая) / А.Я. Иванюшкин// Медицинская сестра. — 2007. — № 4. — С. 33-36

64. Калмыкова, Е.С. Психотерапия за рубежом: история и современное состояние (краткий обзор) / Е.С. Калмыкова, Х. Кэхеле // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21, №2. — С. 88-99.

65. Канеман, Д. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения / Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски; пер. с англ., под ред. Г. В. Суходольского. — Харьков: Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005. — 632 с.

66. Карнишина, Н.Г. Профессиональная этика : учеб. пособие / Н.Г. Карнишина. — Пенза: ПГТУ, 1997. — 82с.

67. Карпов, А.В. Методологические основы психологии принятия решения: монография / А.В. Карпов. — М.: Институт психологии РАН, 1999. -232 с.

68. Карягина Т.Д. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию / Т.Д. Карягина, А.В.

Иванова // Консультативная психология и психотерапия. — 2021. — №4(79). — С. 182-207.

69. Клюева, Н.В. Этика и профессиональное общение психолога-консультанта: метод. указания / Н. В. Клюева, Н. С. Головчанова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2021. — 52 с.

70. Клюева, Н.В. Качественные методы исследования: учебно-методическое пособие / Н. В. Клюева; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. -Ярославль: ЯрГУ, 2021. — 116 с.

71. Клюева, Н.В. Основные проблемы этической составляющей профессиональной деятельности психолога-консультанта в современной России / Н.В. Клюева, А.Б. Армашова // Педагогический имидж — 2021. — № 4(33). — С. 115-123.

72. Клюева, Н.В. Этика психолога-консультанта и образование [Электронный ресурс] / Н.В. Клюева // I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии: Электронный сборник материалов конференции/ под ред. Н.В. Кисельниковой, Е.А. Куминской, Е.В. Лавровой, В.А. Земцовой — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2021. — Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/369/sbornik_etika_2021.pdf (дата обращения: 10.07.2021 г.).

73. Кодекс профессиональной этики Региональной Ассоциации психологов-консультантов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rapk.org/ethic-code/ (дата обращения: 3.09.2021).

74. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога / Н.И. Конюхов. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 . — 224 с.

75. Коныгина, М.Н. Этические основы социальной работы: учеб. пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. — М.: Проспект, 2021. — 160 с.

76. Кораблина, Е.П. Психологическая помощь как профессиональная деятельность практического психолога / Е.П. Кораблина // Психологические

проблемы самореализации личности / Под. ред. Г.С.Никифорова, Л.А.Коростылевой. — Вып. 5. — СПб.: СПбГУ, 2001. — С.171-181.

77. Корниенко, Н.А. Психологические основы эмоционально-нравственного развития личности : монография / Н.А. Корниенко; под ред. Г.В Залевского; Новосиб.гос. пед. ун-т. — Новосибирск: НГПУ, 1996. — 378 с.

78. Корнилов, Ю.К. Психология практического мышления: монография / Ю. К. Корнилов. — Ярославль: ДИА Пресс, 2000. — 212 с.

79. Корнилова, Т.В. Психология неопределенности: Единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов / Т.В. Корнилова // Психологический журнал. — 2021. — Т.34, № 3. — С. 89-100.

80. Корнилова, Т.В. Психология выбора как мыслительное и личностное опосредствование преодоления неопределенности / Т. В. Корнилова // Психологический журнал. — 2021. — Том 37, № 3. — С. 113-124.

81. Котов, Д. П. Профессиональный долг / Д.П. Котов — М.: Знание, 1979. — 63 с.

82. Коч, Л.А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий / Л.А. Коч. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2021. -192 с.

83. Кочюнас, Р. Этические принципы в психологическом консультировании / Р. Кочюнас. // Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — М., 2004. — С. 228-234.

84. Кошелева, Н.В. Имплицитные представления студентов об атеистах и верующих людях / Н.В. Кошелева, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2021. — Т. 9. № 1. — С. 135-143

85. Крылов, A.A. Этические принципы и правила работы психолога / А.А. Крылов, А.И. Юрьев // Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. — 2-е изд.-е. — СПб., М., Харьков, Минск, 2000. — С.545-552.

86. Кузнецова, Е.В. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие / Е.В.Кузнецова, Н.Н. Бекренева, Т.В. Тарасова. — Пенза: РИО ПГСХА, 2021. — 320 с.

87. Купрейченко А.Б. Нравственное самоопределение молодежи. / А.Б. Купрейченко, А. Е. Воробьева. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021.

— 480 с.

88. Левичев, О.Ф. Этическое мышление и особенности актуализации его развития / О.Ф. Левичев // Вестник практической психологии образования.

— 2021. — № 3. — С. 54-62.

89. Леонтьев, Д.А. Психология выбора. Часть I. За пределами рациональности / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. — 2021. — Т. 35, № 5. — С. 5-18.

90. Леонтьев, Д.А. Психология выбора. Часть II. Личностные предпосылки и личностные последствия выбора / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. — 2021. — Т. 35, № 6. — С. 56-68.

91. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — 487 с.

92. Личность: этические проблемы. — М.: МГУ, 1979. — 218 с.

93. Лэнгле, А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности / А. Лэнгле // Вопросы психологии. — 2004.

— № 4. — С. 3-21.

94. Любицкая, О.А. Структура и содержание профессионального достоинства личности в контексте психологии труда: автореф.дис. …канд. психол. наук: 19.00.03 / Любицкая Ольга Андреевна. — Хабаровск, 2007. — 26 с.

95. Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С . М а д д и ; перевод с англ. Е. Н. Осина; под ред. Д. А. Леонтьева // Психологический журнал. — 2005. — Т.26, № 6. — С. 87-101.

96. Майер, У. Судит как герой, а поступает как подлец? Морально-педагогические размышления о теоретической дихотомии в этическом

воспитании / У. Майер // Этика. Наука. Образование. Воспитание: Альманах. -2001. — Вып.1. — С.67-76.

97. Майленова, Ф.Г. Выбор и ответственность в психологическом консультировании: монография / Ф.Г. Майленова. — М.: КСП , 2002. — 416 с.

98. Малюгин, Д.В. Психологические детерминанты морального выбора : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Малюгин Дмитрий Викторович. — М., 2007.- 170 с.

99. Мандрикова, Е.Ю. Виды личностного выбора и их индвидуально-психологические предпосылки: автореф. дис. .канд. психолог. наук : 19.00.01 / Мандрикова Елена Юрьевна. — М., 2005. — 27 с.

100. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.

101. Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций / А.М. Матюшкин; под ред. А.А. Матюшкиной. — М.: КДУ, 2009. — 190 с.

102. Медведева, Г.П. Этические основы социальной работы: учебник и практикум для СПО / Г.П. Медведева. — Люберцы: Юрайт, 2021. — 443 с.

103. Мерсиянова, А.П. Основные признаки экзистенциального выбора / А.П. Мерсиянова // Вестник Томского государственного университета. — 2021. -№ 335. — С.153-156.

104. Мироненко, И.А. Проблемы нравственности в современной российской психологии: поиск ориентиров [Электронный ресурс] / И.А. Мироненко // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2021 — №4. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-nravstvennosti (дата обращения: 28.06.2021).

105. Молчанов, С.В. Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.13 / Молчанов Сергей Владимирович. — М.: 2005. — 31 с.

106. Молчанов, С.В. Представления подростков об ответственности в моральных дилеммах разного типа / С.В. Молчанов, О.В. Алмазова // Культурно-историческая психология. — 2021. — Т. 13, № 4. — С.81-90.

Как быть Леди:  Сочинение: Образ Беликова в рассказе «Человек в футляре» (А.П. Чехов) | Литрекон

107. Моральный выбор / под ред. Титаренко А.И. — М.: МГУ, 1980. —

344 с.

108. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 3-е изд., исправл. и доп. / В. С. Мухина. — М.: ООО Национальный книжный центр, 2021. — 1088 с.

109. Мэй, Р. Происхождение экзистенциальной психологии / Р. Мэй. // Экзистенциальная психология / под ред. Р. Мэя, пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С.9-42.

110. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй; пер. с англ. Т.К. Кругловой. — М.: Апрель- Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 20016.

— 256 с.

111. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности / Н.И. Непомнящая.

— М.: ВЛАДОС, 2001. — 192 с.

112. Никифоров, Г.С. Надежность профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров. — Спб.: СПбГУ, 1996. — 175 с.

113. Николаева, В.И. Категория личностного выбора в психологии экзистенциализма / В. И. Николаева // Психологические исследования. — 2009 -Вып. 4. — С. 140-149.

114. Николаичев, Б.О. Выбор конкретного поступка как реализация моральной ориентации (цели и средства, мотив и результат) / Б.О. Николаичев // Моральное сознание: элементы, формы, особенности / отв. ред. Л.Б. Волченко

— М.: МГУ, 1974. — С. 53-59.

115. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. [Электронный ресурс] / научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин; Ин-т философии РАН. — М.: Мысль, 2021. — Режим доступа: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/browse/CL6 (дата обращения: 7.07.2021 г.).

116. Новикова И.А. К проблеме комплексного изучения индивидуальности // И.А. Новикова / Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. — 2003. — №1. — 98 — 108.

117. Ожиганова, Г.В. Субъектный подход в психологии духовных способностей / Г.В. Ожиганова // Психология человека в современном мире. Сборник научных трудов, посвященный 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. /отв. ред. А.Л. Журавлев и др. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — Т.4. — С. 57-64.

118. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. — Лондон: Penguin, 2002. — 862 с.

119. Ольшевская, Э.Н. Когнитивный и эмоциональный компоненты морального самосознания студентов вуза : дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Ольшевская Элеонора Николаевна. — Ярославль, 2021. — 221 с.

120. Опросник «Шкала эмоционального отклика» А. Мехрабиана и Н. Эпштейна // Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. — М.: Академия, 2001. — С. 194 -198.

121. Папуш, М. Психотехника экзистенциального выбора / М. Папуш. -М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. — 544 с.

122. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: учебное пособие для вузов / В.А. Петровский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.512 с.

123. Поддьяков, А.Н. Ложь злоумышленнику о местонахождении жертвы и полемика о нравственном принципе правдивости [Электронный ресурс] // Психологические исследования. — 2021. — № 1(9). Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2021n1-9/273-poddiakov9.html (дата обращения: 7.12.2021).

124. Попов Л.М. Добро и зло в этической психологии личности / Л.М. Попов, О. Ю. Голубева, П. Н. Устин. — М.: Институт психологии РАН, 2008. -142 с.

125. Профессионализация эмпатии и предикторы выгорания помогающих специалистов / Т.Д. Карягина, Н.В. Кухтова, Н.И. Олифирович, Л.Г. Шермазанян // Консультативная психология и психотерапия. — 2021. — Том 25. № 2. — С. 39-58.

126. Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии : учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. — 2-е издание, стереотипное. -Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. — 488 с.

127. Психологические исследования нравственности / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2021. -414 с.

128. Разин, А.В. Моральные дилеммы / А.В. Разин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. — 2021. — № 2. -С. 66-82.

129. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум.- СПб: Питер, 2002. — 432 с.

130. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К. Роджерс; пер. с англ. — М.: Прогресс Универс, 1994. — 479 с.

131. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб: Изд-во Питер, 2002. — 720 с.

132. Рыбакова, Н.В. Моральная надежность личности / Н.В. Рыбакова, Е.С. Протанская — М.: Знание, 1984. — 63 с.

133. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2003. — 350 с.

134. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев — М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.

135. Соколова, Е.Е. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и категории личности / Е.Е. Соколова // Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге / под ред. Н.С. Плотникова, А. Хаардта, В.И. Молчанова. -М.: Модест Колеров, 2007.

136. Спенсер, Г. Научные основания нравственности. Индукции этики. Этика индивидуальной жизни / Г. Спенсер; пер. с англ. — М.: URSS, 2008 — 218 с

137. Стахнева, Л.А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии / Л.А. Стахнева // Ученые записки ОГУ. Серия Гуманитарные и социальные науки. 2021. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-subekta-i-subektnosti-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 29.06.2021).

138. Столин В.В. Состояния самосознания личности / В.В. Столин // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / ред.-сост.: Д.Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ-М, 2000. — С.66-83.

139. Столяров, A.A. Свобода воли как проблема европейского морального сознания / А.А. Столяров. — М.: Изд-во «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1999. — 208 с.

140. Субботский, Е.В. Совместимы ли социальный интеллект и мораль? / Е.В. Субботский, О.Б. Чеснокова // Национальный психологический журнал. — 2021. — № 1(5). — С.8-13.

141. Темнова, Л.В. Специфика мыслительного процесса решения нравственных задач: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.01 / Темнова Лариса Витальевна. — М., 1991. — 20 с.

142. Титаренко, А.И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора / А.И. Титаренко. // Моральный выбор. Под ред. А.И.Титаренко — М.: МГУ, 1980. — С.97-137.

143. Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания (Опыт этико-философского исследования) / А.И. Титаренко. — М.: Мысль, 1974. — 278 с.

144. Улановский, А.М. Феноменологическая психология: качественные исследования и. работа с переживанием / А.М. Улановский. — М.: Смысл, 2021.

— 264 с.

145. Уоллес, В. Психологическая консультация / В. Уоллес, Д. Холл; пер. с англ. А. Можаева — СПб. : Питер, 2003. — 541 с.

146. Философский словарь / ред. И. Т. Фролов. — 6-е изд., перераб. и доп.

— М.: Политиздат, 1991. — 560 с.

147. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: учеб. пособие / М.В. Фирсов — М.: Союз, 1998. — 295 с.

148. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе / Т.А. Флоренская — М.: Владос, 2001. — 208 с.

149. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл; пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. — 366 с.

150. Форман, Н. Этические проблемы в психологии: британский опыт / Н. Форман, Р. Роулз. // Психология. Журнал ВШЭ. — 2004 — № 1. — С.110-123

151. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. — СПб.: Наука, 2001. — 378 с.

152. Хвостов, А. А. Диагностика морального сознания в зарубежных исследованиях / А.А. Хвостов // Развитие личности. — 2021 — №3 — С.113 — 138.

153. Черняева, С.А. Принципы, цели и ценности современной психологической помощи / С.А. Черняева // Вестник С.-Петерб. университета. Сер. 6. — 2001 — вып. 3 (№22). — С.65.

154. Чигринова, И.А. Интеллектуальная и ценностная регуляция личностного выбора (на материале моральных диллем): дис. …канд. психол. наук: 19.1.1 / Чигринова Ирина Александровна. — М., 2021. — 174 с.

155. Шадриков, В. Д. Способности человека / В.Д. Шадриков — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997. — 288 с.

156. Шадриков, В.Д. Мир внутренней жизни человека / В.Д. Шадриков.

— М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 389 с.

157. Шепель, В.М Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. — М.: Народное образование, 1999 — 432 с.

158. Шнейдер, Л. Б. Психологическое консультирование: учебн. пособие / Л. Б. Шнейдер, Г.В. Вольнова, М.Н. Зыкова — М.: Академия, 2002. — 224 с.

159. Шрейдер, Ю.А. Этика. Введение в предмет / Ю.А. Шрейдер. — М.: «Текст», 1998. — 272 с.

160. Электронный сборник материалов I Международной конференции по этике в психологическом консультировании и психотерапии [Электронный ресурс] / под ред. Н.В. Кисельниковой, Е.А. Куминской, Е.В. Лавровой, В.А. Земцовой — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2021. — Режим доступа: https://www.pirao.ru/upload/iblock/369/sbornik_etika_2021 .pdf (дата обращения: 15.10.2021).

161. Этический кодекс психолога // Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования. -СПб.: СПГУМП, 2000. — Вып. 1. — С.223.

162. Этический кодекс Российского Психологического Общества [Электронный ресурс] // официальный сайт профессиональной корпорации психологов России. — Режим доступа: http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения: 12.09.2021).

163. Этический Кодекс медицинской сестры России / сост. А.Я.Иванюшкин, А.В. Самойленко. — СПб.: Изд-во «Береста», 2021. — 23 с.

164. Этический кодекс РПО/ http://рпо.рф/rpo/documentation/ethics.php

165. Этические проблемы психологических исследований и психологической практики [Электронный ресурс]: По материалам выступления на «круглом столе», 23 апреля 2002 г./ Подгот. С.М.Марабанец // Человек. -2002. — №5,6. Режим доступа: http://1543.su/VIVOVOCO/VV/PAPERS/MEN/ROUND.HTM

166. Юдин, Б.Г. Институционализация биоэтики и «улучшение» человека / Б.Г. Юдин // Рабочие тетради по биоэтике. — 2021. — Вып. 23.

Гуманитарный анализ биотехнологических проектов «улучшения» человека / Под ред. Б.Г. Юдина. — С. 5-11.

167. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. — М.: Педагогика, 1984 — 144 с.

168. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия [Электронный ресурс] / И. Ялом.; пер. с англ. Т. А. Дробакиной. — М.: Класс, 1999. — 576 с. — Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php (дата обращения 3.04.2021 г.)

169. Age changes in prosocial responding and moral reasoning in adolescence and early adulthood / N. Eisenberg, A. Cumberland, I.K. Guthrie et al. // Journal of Research on Adolescence. — 2005 — V.15. — N 3. — P. 235-260.

170. Bebeau, M. J. Influencing the moral dimensions of dental practice. / Bebeau, M. J. // Moral Development in the Professions: Psychology and Applied Ethics / J. R. Rest, D. Narvaez (eds.). — L.: Erlbaum Associates,1994. — Р. 121-146.

171. Bersoff, D.M. Explaining unethical behaviour among people motivated to act prosocially / D. M. Bersoff // Journal of Moral Education — 1999. -V.28. — N. 4. — P. 413-428.

172. Brady, F. N. An empirical study of ethical predispositions / F.N. Brady, G. E. Wheeler // Journal of Business Ethics. — 1996. — V. 15. — N.9. — P. 927-940.

173. Butterfield, K. D. Moral awareness in business organizations: Influence of issue-related and social context factors / K. D. Butterfield, L. K. Trevino, G. R. Weaver. — Human Relations. — 2000 — V. 53. — N.7. — P. 981-1018.

174. Clarkeburn, H. A test for ethical sensitivity in science / H. Clarkeburn // Journal of Moral Education. — 2002 — V. 31. — N. 4. — P. 440-453.

175. Dolgoff, R. Ethical decisions for social work practice. — 7th ed. / R. Dolgoff, D. Harrington, F. M. Loewenberg. — Belmont, C.A.: Thomson Brooks/Cole, 2005. — 285 p.

176. Douglas, S. Clinical Dilemmas in Psychotherapy: A Transtheoretical Approach to Psychotherapy Integration / S. Douglas. — N.Y.: Hardcover, 2005. -p. 255

177. Eisenberg, N. Emotion, regulation, and moral development / N. Eisenberg // Ann. Rev. Psychol. — 2000. — V. 51. — P. 665-697.

178. Erwin, W. J. Supervisor moral sensitivity. / Erwin, W. J. // Counselor Education and Supervision. — 2000. — V. 40. — P. 115-127.

179. Ethical Ambiguities in the Practice of Child Clinical Psychology / C. I. Mannheim, M. Sancilio, S. Phipps-Yonas // Professional: Research and Practice. -2002. — V. 33. — N.1. — P. 24-29.

180. Evaluating ethical sensitivity in medical students: Using vignettes as an instrument / P Hebert, E. M. Meslin, E. V. Dunn et al. // Journal of Medical Ethics. -1990. — V. 16. — N. 3. — P. 141-145.

181. Giorgi, A. Status of qualitative research in the human sciences / A. Giorgi // Methods. — 1986. — V. 1 — N. 1. — P. 29-62.

182. Gottlieb, M. Avoiding Exploitive Dual Relationships: A Decision-Making Model / M. Gottlieb // Psychotherapy. — 1993. — V. 30. — N. 1. — P. 41-48.

183. Haidt, J. When Morality Opposes Justice: Conservatives Have Moral Intuitions that Liberals may not Recognize /Haidt J., Graham J. // Social Justice Research. — 2007. — V.20. — N. 1. — P. 98-116.

184. Increasing ethical sensitivity to racial and gender intolerance in schools : Development of the racial ethical sensitivity test. / M.M. Brabeck, L.A. Rogers, S. Selcuk et al. // Ethics and Behavior. — 2000. — V. 10. — N. 2. — P. 119-137.

185. Jordan, J. Taking the First Step Toward a Moral Action: A Review of Moral Sensitivity Measurement Across Domains // Journal of Genetic Psychology. -2007. — V. 168. — N. 3. — P. 323-359.

186. Karcher, J. N. Auditors’ ability to discern the presence of ethical problems. / J. N. Karcher. // Journal of Business Ethics. — 1996 — V. 15. — P. 10331050.

187. Kitchener, K.S. Foundations of ethical practice in research and teaching in psychology / K. S. Kitchener. — Mahwah, NJ: Erlbaum, 2000. — 318 p.

188. Kohlberg, L. The relationship of moral judgment to moral action. L. Kohlberg, D. Candee //Essays on moral development / L. Kohlberg. — 1984:- Vol. 2.The psychology of moral development. — P. 498-581.

189. Kolay, A. S. Ethical Dilemmas Experienced by Psychological Counsellors Working at Different Institutions and their Attitudes and Behaviours as a Response to These Dilemmas / A. S. Kolay // Educational Sciences: Theory and Practice. — V. 12. — N. 3. — P. 1806-1812.

190. Lind, R. A. Identifying patterns of ethical sensitivity in TV news viewers: An assessment of some critical viewing skills. / R. A. Lind, T. Swenson-Lepper, D. L. Rarick // Journal of Broadcasting & Electronic Media. — 1998. — V. 42.

— P. 507-519.

191. Morality in everyday life / W. Hofman, D. C. Wisneski, M. J. Brandt, L.J. Skitka // Science. — 2021. — V. 345(6202). — P. 1340-1343.

192. Myyry, L. The role of value priorities and professional ethical training in moral sensitivity / L. Myyry, K. Helkama // Journal of Moral Education. — 2002. -V.31 — P. 35-50.

193. Owhoso, V. Mitigating gender-specific superior ethical sensitivity: When assessing likelihood of fraud risk / V. Owhoso // Journal of Managerial Issues.

— 2002. — V. 14. — P. 360-374.

194. Pope, K. Ethical Dilemmas Encountered by Members of the American Psychological Association: A National Survey / Pope K., Vetter V. // American Psychologist. — 1992. — V. 47. — N. 3. — P. 397-411.

195. Postconventional moral thinking: A neo-Kohlbergian approach / J. Rest, D. Narvaez, M. J. Bebeau, S. J. Thoma. — Mahwah, NJ: Erlbaum,1999. — 229 p.

196. Robin, D. P.The perceived importance of anethical issue as an influence on the ethical decision-making of ad managers / D. P. Robin, R. E. Reidenbach, P. J. Forrest //Journal of Business Research. — 1996. — V. 35. — P. 17-28.

197. Sadler, T. D. Moral sensitivity and its contribution to the resolution of socio-scientific issues. / T. D. Sadler // Journal of Moral Education. — 2004. — V.33. -P. 339-358.

198. Shaub, M. K. The effects of auditors’ ethical orientation on commitment and ethical sensitivity. / M. K. Shaub, D. W. Finn, P. Munter, P. // Behavioral Research in Accounting. — 1993. — V. 5. — P. 145-164.

199. Smith, D. 10 ways practitioners can avoid frequent ethical pitfalls / D. Smith // Monitor on Psycholodgy. — 2003. — V. 34. — N. 1. — P. 50.

200. Sparks, J. R. Marketing researcher ethical sensitivity: Conceptualization, measurement, and exploratory investigation / J. R. Sparks, S. D. Hunt // Journal of Marketing. — 1998. — V. 62. — P. 92-109.

201. Spinelli, E. The existential-phenomenological paradigm / E. Spinelli. // Handbook of Counselling Psychology — 2ed. // eds. R. Woolfe, W. Dryden, S. Srawbridge — London: SAGE Publications, 2003. — P.180-198.

202. Swahcon, C.D. Ethics the counselor / C.D. Swahcon // Being a counselor / eds. J.A. Brown, R.H. Pate. — Jr. Pacifi c Grove CA: Brooks. Cole, 1983. P. 47-65.

203. Tjeltveit, A. Avoiding ethical missteps / A. Tjeltveit, M. Gottlieb // Monitor on Psychology. — 2021. — V. 43. — N. 4. — P. 68-74.

204. Turiel, E. Development of Children’s Orientations toward Moral, Social, and Personal Orders: More than a Sequence in Development / E. Turiel // Human Development. — 2008. — V.51. — N.1. — P. 21-39.

Как быть Леди:  Признаки мужчины - эгоиста в отношениях с женщиной

ПРИЛОЖЕНИЯ

Бланк методики постановки этических дилемм

Инструкция

Мы предлагаем Вам ознакомиться с несколькими случаями консультативной практики и поразмышлять над тремя вопросами. Надеемся, что размышления в процессе выполнения задания будут полезны и интересны и Вам.

Вся информация, полученная от Вас, защищена требованиями конфиденциальности и будет использована исключительно в научных целях. Желаем удачи!

Ситуация 1

На консультацию обратился мужчина 38 лет, лично пришел в консультационный центр, выбрал консультанта (с множеством уточняющих вопросов о квалификации специалиста и условиях проведения консультации), сам назначил день и время встречи. Первичный запрос — «долгострой в быту»: на работе делаю все вовремя, а дома картину уже полгода не могу на стену повесить; неумение планировать время, неудовлетворенность своей жизнью в сравнении с другими. Задумывается о создании семьи, желании иметь детей, но пока имеет неустойчивые отношения с женщинами, любит погулять. Клиент упомянул, что после выходных ему сложно возвращаться на работу. Прямые вопросы консультанта о том, в чем эти сложности заключаются («Вам не нравятся условия работы, коллектив, что-то еще?», «Вы плохо себя чувствуете?», «У вас после выходных похмелье?», «У вас только алкогольная зависимость?», «Вы курите. Что именно вы курите?», «Это конфиденциально. Если вы действительно хотите получить помощь, то мне важно знать, с чем именно мы работаем»), позволили начать обсуждать тему зависимости клиента (ЛСД, кокаин, алкогольная зависимость). В ходе консультации также выяснилось, что клиент включен в сеть распространения наркотических веществ.

1.Какие мысли могут быть у консультанта по поводу своей позиции в этой ситуации?

2.Какие чувства может переживать консультант?

3.Возможные действия консультанта в этой ситуации?

Ситуация 2

Клиент мужчина 40 лет, руководитель крупной компании, обратился за психологической помощью, чтобы разобраться о своими чувствами и принять решение в ситуации выбора. По его словам, он «запутался» в отношениях с двумя женщинами: женой (женаты 15 лет, есть дочь) и молодой девушкой — его сотрудницей, с которой у него случился роман во время одной из совместных командировок. Измену он скрывает, но жена начинает дога- дываться, что с ним что-то происходит, о чем он с ней не говорит. Клиент испытывает комплекс смешанных чувств: вины, смущения, раздражения, возбуждения, тревоги, страха разоблачения. Он не хочет оставлять семью, но и не готов обрывать начавшиеся романтические отношения, начинает эмоционально в них вовле- каться, хотя понимает, что рано или поздно нужно делать выбор. Было несколько консультаций, во время которых между консультантом и клиентом сложились доверительные отношения (выстроен рабочий альянс), шла работа по осознаванию чувств и потребностей клиента, его ценностей, расстановке приоритетов и поиска оснований для выбора. Организация процесса консультирования предполагала возможные ситуации их переноса и согласования даты и времени консультаций по сотовому телефону.

После очередной консультации вечером консультанту позвонила женщина. Обратилась к консультанту по имени, упомянув общих знакомых, назвала себя и просила ей конфиденциально подтвердить, правда ли что ее муж обратился к консультанту за психологической помощью (она, по ее словам, случайно обнаружила визитку психолога со знакомой фамилией). Муж это отрицает, стал очень закрытым и замкнутым. Она очень просит дать ей информацию о причинах прихода мужа, особенно ее волнует проблема, по поводу кото- рой он обратился. Ей необходимо знать правду, так она в последнее время переживает мучительное чувство одиночества, боли, начинает подозревать появление в жизни мужа другой женщины. Она надеется, что консультант поймет ее переживания и поможет ей избавиться от мучительной неопределенности.

1.Какие мысли могут быть у консультанта по поводу своей позиции в этой ситуации?

2.Какие чувства может переживать консультант?

3.Возможные действия консультанта в этой ситуации?

Бланк анкеты этических представлений

Инструкция

Благодарим Вас за участие в исследовании и просим ответить на ряд вопросов анкеты. Вся информация используется строго в научных целях и не разглашается третьим лицам.

1. Ваш возраст

2.Пол

3.Профессиональное образование (специальность по диплому). Если имеете несколько специальностей, укажите

4.Стаж работы психологом-консультантом/ психотерапевтом

5.Что для Вас этика в работе психолога-консультанта?

6.Каковы, по Вашему мнению, главные, сущностные проявления «человеческого в человеке»?

7.Есть ли в Вашем профессиональном окружении, психологи-консультанты, вызывающие у Вас доверие как профессионалы? Попробуйте выделить 5 общих характеристик, которыми они обладают.

8.Встречались ли Вы с этически сложными ситуациями в своей консультационной практике?

Самоактуализационный тест

Инструкция к тесту

«Вам предлагается тест-опросник, каждый пункт которого содержит два высказывания, обозначенные буквами «а» и «б». Внимательно прочитайте каждую пару и пометьте на регистрационном бланке напротив номера соответствующего вопроса то из них, которое в большей’ степени соответствует Вашей точке зрения. (Поставьте крестик в квадрате под соответствующей буквой)».

№ п/п Утверждение

1 А. Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами

Б. Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами

2 А. Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты

Б. Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты

А. Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется

3 Б. Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется

4 А. Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод

Б. Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод

5 А. Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю

Б. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю

6 А. В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, поскольку это гарантирует успех

Б. В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения

7 А. Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения

Б. Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения

8 А. Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других

Б. Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе

9 А. Я могу безо всяких угрызений совести отложить на завтра то, что я должен сделать сегодня

Б. Меня мучают угрызения совести, если я откладываю на завтра то, что я должен сделать сегодня

10 А. Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей

Б. Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей

11 А. Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего

Б. Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего

12 А. Человек должен оставаться честным во всем и всегда

Б. Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным

13 А. Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, даже если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия

Б. Не стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям

14 А. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется

Б. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется

15 А. Я всячески стараюсь избегать огорчений

Б. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений

16 А. Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем

Б. Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем

17 А. Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны

Б. Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов

18 А. Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем

Б. Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас

19 А. Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом

Б. Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом

20 А. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают

Б. Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию

21 А. Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях

Б. Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания

22 А. Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации

Б. Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации

23 А. Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь

Б. Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь

24 А. Главное в нашей жизни — это создавать что-то новое

Б. Главное в нашей жизни — приносить людям пользу

25 А. Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин — традиционно женские

Б. Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские качества

26 А. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств

Б. Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается, прежде всего, выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому

27 А. Жестокие и эгоистичные поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы

Б. Жестокие и эгоистичные поступки, совершаемые людьми, не являются проявлениями их человеческой природы

28 А. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья

Б. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья

29 А.Я уверен в себе

Б. Я не уверен в себе

А. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа

30 Б. Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь

31 А. Я никогда не сплетничаю

Б. Иногда мне нравится сплетничать

32 А. Я мирюсь с противоречиями в самом себе

Б. Я не могу мириться с противоречиями в самом себе

33 А. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему

Б. Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему

34 А. Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется

Б. Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется

35 А. Меня редко беспокоит чувство вины

Б. Меня часто беспокоит чувство вины

36 А. Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение

Б. Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение

37 А. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики

Б. Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики

38 А. Я считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром»

Б. Я не считаю необходимым следовать правилу «не трать времени даром»

39 А. Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку

Б. Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку

40 А. Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного

Б. Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного

41 А. Я предпочитаю оставлять приятное на потом

Б. Я не оставляю приятное на потом

42 А. Я часто принимаю спонтанные решения

Б. Я редко принимаю спонтанные решения

43 А. Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям

Б. Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям

44 А. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь

Б. Я могу сказать, что я себе нравлюсь

45 А. Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах

Б. Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах

46 А. Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими

Б. Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими

47 А. Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди

Б. Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди

48 А. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого

Б. Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным

49 А. При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей

Б. Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо

50 А. Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения

Б. Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения

51 А. Меня постоянно волнует проблема самосовершенствования

Б. Меня мало волнует проблема самосовершенствования

52 А. Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений

Б. Достижение счастья — это главная цель человеческих отношений

53 А. Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам

Б. Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам.

54 А. При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек

Б. Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек

55 А. Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого

Б. Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение

56 А. В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным

Б. Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным

57 А. Можно судить со стороны, насколько хорошо складываются отношения между людьми

Б. Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми

58 А. Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз

Б. Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному

59 А. Я очень увлечен своей работой

Б. Я не могу сказать, что увлечен своей работой

60 А. Я недоволен своим прошлым

Б. Я доволен своим прошлым

61 А. Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду

Б. Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду

62 А. Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться

Б. Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться

63 А. Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны

Б. Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность

64 А. Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей

Б. Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей

65 А. Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие

Б. Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие

66 А. Интерес к самому себе всегда необходим для человека

Б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия

67 А. Иногда я боюсь быть самим собой

Б. Я никогда не боюсь быть самим собой

68 А. Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие

Б. Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие

69 А. Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках

Б. Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах

70 А. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили

Б. Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них

71 А. Человек должен раскаиваться в своих поступках

Б. Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих поступках

72 А. Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств

Б. Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств

73 А. В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу я сам

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий