Что такое расизм — суть понятия |

Что такое расизм — суть понятия | Женщине

Борьба с расизмом и расовой дискриминацией

Генеральная Ассамблея ООН в 25 сессии (1970) приняла резолюцию, провозглашающую «твёрдую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества»[68].

Московская группа экспертов-специалистов от ЮНЕСКО осудила все виды расизма в 1964 года[63].

https://www.youtube.com/watch?v=WW93fuhZX7U

В 1966 году Генеральная Ассамблея установила Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

В 2001 году Генеральная Ассамблея провела слушания комитета по ликвидации расовой дискриминации, где было отмечено, что действия по борьбе против расизма и расовой дискриминации ведутся уже в течение третьего десятилетия[70].

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расовая дискриминация определяется следующим образом:

любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.

История

Идеология расизма начала развиваться в эпоху Великих географических открытий европейцев, которые привели к колонизации европейцами стран, населённых другими народами. Технологическое преимущество европейцев над другими народами, достигнутое ими в данный конкретный период, стало рассматриваться как их естественно-природное превосходство, что стало основой политики колониализма и, в частности, идеологическим обоснованием рабства в Новое время[3].

Для оправдания колонизационной политики, зачастую сопровождающейся истреблением или порабощением местных жителей, формируются теории об исконной неполноценности некоторых народов. Появляется гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения в рабство негров.

Вместе с тем, отдельные представители чернокожих народов могли занимать чрезвычайно высокие должности в европейских странах и пользоваться бесспорным авторитетом среди современников. Так, шведский политик Густав Бадин (1747 или 1750—1822) первоначально был чернокожим рабом, затем благодаря протекции королевы стал высокопоставленным придворным и государственным деятелем, дворецким и камергером королевы Швеции Луизы Ульрики, а затем её дочери принцессы Софьи Альбертины.

В XVIII веке появляется обосновывающая расизм теория полигенеза (происхождения человечества от разных прародителей), которая, несмотря на то, что была опровергнута учёными, продолжала влиять на попытки научно обосновать расизм[5].

В XIX века были сформулированы идеологические доктрины, которые устанавливали иерархию расовых, языковых и этнических общностей (Артюр де Гобино и др.) или утверждали биологическую обусловленность человеческого поведения (социальный дарвинизм)[3].

Основателем «научного расизма» (и в частности — нордизма) принято считать[16] французского социолога Артюра де Гобино, в своём сочинении «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853—1855) выдвинул тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге — на их цивилизационную успешность.

Нордическая раса, по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял тем, что в эпоху цивилизационного подъёма правящие элиты этих стран якобы были нордиками.

Благодаря Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. В частности, они развивались французским социологом и психологом Гюставом Лебоном в работе «Психология толпы». Идею неравенства человеческих рас также отстаивал известный французский антрополог Арман де Катрфаж.

Расистские концепции также разрабатывал переехавший в Германию английский аристократ Хьюстон Чемберлен в книге «Основы девятнадцатого столетия» (1899), прославлявшей «тевтонскую расу», книге «Арийское миросозерцание» (русский перевод М., 1913) и ряде других работ[5].

Расистские теории были выгодны для получения прибыли за счёт эксплуатации «низших» групп и закреплялись в соответствующих законах, например о запрете межрасовых браков. Дискриминация по признаку расы в свою очередь способствовала появлению и усилению экономических и социальных отличий, которые начинали восприниматься уже как «культурные различия».

До конца XIX века «классический расизм» прямо заявлял о превосходстве «белых людей»[5]. В ряде стран сложилась политика расовой дискриминации и сегрегации. В В США расовая сегрегация[3] официально существовала с 1865 года.

К середине XX века расизм дискредитировал себя как идеология[3] и был подвергнут остракизму на мировом уровне, однако продолжал практиковаться официально, например, в 1948—1994 годах в форме апартеида в ЮАР, или неформально[5]. В 1966 году была принята Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Несмотря на борьбу с расизмом в разных странах на общественном и государственном уровне, в скрытой форме расизм продолжает существовать как на уровне массового сознания, так и в академической среде. В конце XX века возникла идеология нового расизма, который, в отличие от традиционного расизма, апеллирует не к «крови», а к культуре (культурный расизм) и изображает межгрупповые различия как естественные и изначальные (примордиализм).

В настоящее время о приверженности расизму заявляют лишь маргинальные общественные активисты[3]. В настоящее время расизм нередко направлен против иммигрантов[9].

Италия

В 1921 году в своей речи в Болонье вождь итальянского фашизмаБенито Муссолини заявил, что «фашизм родился… из глубокой, вечной потребности нашей арийской и средиземноморской расы»[34][35].

В этой речи Муссолини говорил об итальянцах как о средиземноморской ветви «арийской расы», «арийцах» в значении людей индоевропейского языка и культуры[36]. Первоначально итальянский фашизм основывал свою концепцию расы на духовных и культурных факторах.

Муссолини отверг представления о том, что существуют «биологически чистые» расы, хотя биология всё же считалась существенным фактором расы[37]. Итальянские фашисты подчеркивали, что раса связана духовным и культурным фундаментом, и рассматривали «расовую иерархию» как основанную на духовных и культурных факторах[36].

Муссолини подчёркивал, что его расистские и антисемитские убеждения зародились ещё в 1920-х годах, то есть до того, как к Гитлеру пришла известность.

Я стал расистом ещё в 1921 году. Некоторые думают, что я в этом вопросе пытаюсь имитировать Гитлера, но это не так. Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу[38].

Тем не менее, ранний фашизм был космополитичен. Значимую часть в Национальной фашистской партии и движении чернорубашечников составляли евреи. Сам же Муссолини ранее утверждал, что большую часть в национальном самосознании занимают эмоции и чувства, а не биологический фактор[39][40].

Однако в 1934 году Муссолини запретил[41] книгу «Чёрная любовь» о романе итальянки и африканца. В 1929 году при основании Итальянской Академии  (англ.) (рус. евреи в неё включены не были, а в 1934 году в газетах была проведена антисемитская кампания[42].

Позже Муссолини издал ряд дискриминационных законов:

Запреты были отменены после падения итальянского фашизма в 1943 году[42].

Критика

Расизм часто критикуется с культурологических позиций, например, Отто Клайнберг обосновывает низкие результаты негроидных меньшинств по интеллектуальным тестам их социальным положением, условиями труда и быта[63].

Игорь Кон критикует расизм с психологической позиции, говоря о том, что расисты переносят свою ненависть на разного рода меньшинства:

воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы и психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение[64].

В заключительном заявлении научного коллоквиума ЮНЕСКО в Афинах 1981 года сказано:

Самые последние антропологические открытия подтверждают единство человеческого рода. Географическая разбросанность человеческого рода способствовала его расовой дифференциации, не затронув тем не менее его фундаментального биологического единства.

Каковы бы ни были установленные различия, биология ни в коей мере не позволяет установить иерархию между индивидами и популяциями, тем более, что никакая группа людей в действительности не обладает постоянным генетическим фондом. Во всяком случае никогда нельзя, не греша против истины, переходить от констатации факта различий к утверждению о существовании отношения превосходство — неполноценность.

Как быть Леди:  Жаворонок (фильм, 1964) — Википедия с видео // WIKI 2

Среди важнейших характеристик человека основное место занимает интеллектуальная деятельность. Для характеристики этой деятельности некоторыми научными дисциплинами разработаны определённые методы измерения.

Разработанные в целях сравнения индивидов внутри одной популяции, эти методы не могут по своей природе эффективно использоваться для взаимного сравнения популяций.

Недопустимо и с научной точки зрения лишено всякого основания использовать результаты психологических тестов, в частности интеллектуальный коэффициент, в целях остракизма и расовой дискриминации.

В социальных науках ничто не позволяет утверждать, что расизм — это коллективное поведение, которое неизбежно проявляется в случае господства некоторых типов общественных отношений между различными этническими группами. Напротив, многообразие и сосуществование культур и рас в многочисленных обществах являются наиболее удачной формой взаимного обогащения народов.

Расизм, который проявляется во многих формах, представляет собой на самом деле сложное явление, в котором переплетаются многочисленные факторы: экономические, политические, исторические, культурные, социальные и психологические. Только воздействуя на эти факторы, можно эффективно бороться с расизмом.

Расизм — это наиболее распространённое оружие в руках некоторых групп, стремящихся утвердить свою экономическую и политическую власть. Наиболее опасными её формами являются апартеид и геноцид.

Расизм состоит также в отрицании за некоторыми народами их истории и в непризнании их вклада в прогресс человечества[65].

Литература

  • Расизм / Н. Н. Чебоксаров // Проба — Ременсы. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 21).
  • Расизм / Малахов В. С. // Пустырник — Румчерод [Электронный ресурс]. — 2021. — С. 224. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2021, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
  • Национал-социализм // Нанонаука — Николай Кавасила [Электронный ресурс]. — 2021. — С. 178. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2021, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3.
  • Майлз Р., Браун М.Расизм и классовые отношения // Расизм. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — С. 145—176.
  • Англо-американская этнография на службе империализма. Сб. ст. — М., 1951.
  • Биологические течения в этнографии. Расизм // С. А. Токарев. История зарубежной этнографии.
  • Документы обличают расизм. — М., 1968.
  • Критика расизма в современной России и научный взгляд на проблему этнокультурного многообразия. — М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2008. — С. 124. — ISBN 5-87532-022-6.Архивная копия от 19 октября 2021 на Wayback Machine
  • Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: учебное пособие. — М.: КДУ, 2005.
  • Народы против расизма. — М., 1970.
  • Наука о расах и расизм. Сб. ст. — М.—Л., 1938.
  • «Нет!» — расизму. — М., 1969.
  • Новиков О. Г.Формирование идеологии африкано-американского движения «Власть чёрным» в 50—60-е годы XX в. К вопросу о появлении «чёрного» расизма.
  • Против расизма. [Сб. ст.] — М., 1966.
  • Расы и народы в. 1—5. — М., 1971—1974.
  • Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Расизм и его социальные корни // в книге: Антропология. — М., 1963.
  • Уинстон Г. Объединить усилия в борьбе с расизмом // Проблемы мира и социализма. — 1974. — № 5.
  • Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Общественное развитие человечества и расы // в книге: Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. — М., 1971.
  • Шнирельман В. А.Новый расизм в России  (недоступная ссылка с 21-05-2021 [3140 дней] — историякопия)
  • Шнирельман В. А.Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
  • Barzun J. Race: A study in modern superstition. 2nd ed. N. Y., 1965
  • Balibar É., Wallerstein I. Race, nation, classe: Les identités ambiguës. P., 1988.
  • Geiss I. Geschichte des Rassismus. Fr./M., 1988; Banton M. Racial theories. 2nd ed. Camb., 1998.
  • Gillette, Aaron. Racial Theories in Fascist Italy. — London; New York: Routledge, 2001.
  • Longerich P. Holocaust: The Nazi Persecution and Murder of the Jews (англ.). — Oxford; New York: Oxford University Press, 2021. — ISBN 978-0-19-280436-5.
  • Miles R. Racism. 2nd ed. L.; N. Y., 2003.
  • Races and peoples. Contemporary ethnic and racial problems. Moscow, 1974.
Аффилированная

Нацистская германия

Член

айнзацгруппы

расстреливает еврейских женщину и ребёнка, близ

Ивангорода

,

Украина

, 1942 год.

Фрагмент фотографии айнзацгруппы в Ивангороде

Центральной идеей стала «арийская раса» и её противопоставление и противоборство с враждебной «семитской расой» (евреями). Эта идея служила основой для радикального, охватывавший все сферы человеческой жизнедеятельности антисемитизма, определявшего в свою очередь стремление к борьбе против марксизма, большевизма, пацифизма, либерализма и демократии — согласно нацистскому учению, проявлений и инструментов реализации интересов «мирового еврейства».

История понималась как непрерывная расовая борьба воспринимаемых с биологической позиции народов за выживание, защита и расширение необходимого им «жизненного пространства». Конечным результатом этой борьбы считалось установление мирового господства «арийской расы», превосходящей другие расы в биологическом и культурном отношении и занимающей высшую позицию в «расовой иерархии» — расы естественных господ.

Идеология включала милитаризм: война была представлена естественным состоянием человечества, законным и единственно возможным средством утверждения мирового лидерства «народа-господина». Залогом победы в этой борьбе должна быть консолидация немецкой нации под руководством единого вождя («фюрера»), «расовая гигиена» — очищение нации от «расово чуждых» и «неполноценных» элементов, а также укрепление её «физического здоровья»[21][22][23].

«Арийцами» назывались древние индоевропейцы, рассматриваемые как отдельная раса, а из современных народов — немцы и родственные им германские народы, которые, согласно нацистской идеологии, являются наиболее «расово чистыми» существующими народами «арийского происхождения»[22][23].

Нацистский расовый теоретик Ханс Гюнтер в своей книге «Расовая наука немецкого народа[en]» (1922) определил каждый расовый подтип в соответствии с общим физическим обликом и психологическими качествами, включая «расовую душу» — со ссылкой на эмоциональные черты и религиозные убеждения.

Он приводил детальную информацию о цвете волос, глаз и кожи, строении лица. Он писал, что немцы представлены всеми пятью выделяемыми им европейскими расовыми подтипами, но подчёркивал их сильное «нордическое» наследие[24].

Нацистская расовая доктрина включала идею, что евреи («семитская раса») являются расово неполноценными антиподами и естественными врагами «арийскойрасы господ»[25], «недочеловеками»[26], а славяне — представителями «низшей расы», потомками «арийцев» и «азиатских рас» (включая «финскую расу»), выродившимися до состояния «недочеловеков» в результате расового смешения и влияния азиатской крови[27][28][29][30].

В концепции Гюнтера евреи происходят от неевропейских рас, особенно от расы, которую он классифицировал как «ближневосточную», более известную как арменоидный тип. Он утверждал, что такое происхождение делает евреев принципиально отличными от немцев и большинства европейцев и несовместимыми с ними.

В своей работе «Расовые свойства еврейского народа» Гюнтер утверждал, что «расовая душа» «ближневосточной расы» характеризуется «коммерческим духом». Согласно Гюнтеру, «ближневосточный тип» представлен в основном коммерчески настроенными и ловкими торговцами, обладающими развитыми навыками психологического манипулирования.

Гюнтер считал, что славяне принадлежат к «восточной расе», отдельной от немцев и «нордидов», и предостерегал от смешения «немецкой крови» со «славянской»[32]. Гитлеровская концепция «арийской расы господ» («Herrenvolk») исключала из этой расы подавляющее большинство славян, поскольку считалось, что славяне испытывают опасное еврейское и азиатское влияние[26][28].

По этой причине нацисты объявили славян «недочеловеками» («Untermenschen»)[26][29]. Идея нацистов, что славяне являются «низшими неарийцами», была частью планов по созданию «жизненного пространства на Востоке» для немцев и других германских народов в Восточной Европе, инициированных во время Второй мировой войны по «генеральному плану Ост».

Миллионы немцев и других германских поселенцев должны были быть перемещены на завоеванные территории Восточной Европы, в то время как десятки миллионов славян предполагалось уничтожить, переселить или обратить в рабство[30].

В нацистской Германии и на оккупированных ею территориях нацисты проводили политику расовой дискриминации и ксенофобии, основанной на концепции «расовой гигиены». Концепция «расовой гигиены» утверждала, что смешение рас якобы даёт нежелательные последствия, поэтому необходимо разделять людей на представителей высшей расы и низших элементов и необходимость соответствующего отбора.

Первых следовало искусственно поддерживать, тогда как воспроизводство вторых требовалось предотвращать. Эта концепция также требовала проводить стерилизацию или уничтожение алкоголиков, эпилептиков, лиц с различными наследственными болезнями, слабоумных.

Как быть Леди:  Как целовать мужчину, чтобы он получил удовольствие и сильно возбудился

Стремление к поддержанию «расовой гигиены» реализовывалось в государственных программах истребления различных категорий людей, в том числе в «Программе умерщвления Т-4». В соответствии с принципами «расовой гигиены» главным объектом преследования стали евреи, которые были лишены прав гражданства, возможности работать на государственной службе, иметь частную практику и собственный бизнес, вступать в брак с немцами (немками) и получать образование в государственных учебных заведениях.

Их собственность и предприятия регистрировались и подвергались конфискации. Постоянно совершались акты насилия, и официальная пропаганда разжигала либо подогревала среди этнических немцев чувства предубеждения и ненависти к евреям. Позже евреи были подвергнуты планомерному уничтожению.

Понятие

Термин расизм впервые зафиксирован французским словарём Ларусса в 1932 году, где он определялся как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение[4] в политическом дискурсе иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными.

Под расизмом понимается убеждение о решающем влиянии расы на характер, мораль, таланты, способности и поведенческие особенности отдельной личности[1]. Так, российский учёный В. С. Малахов пишет[5]:

Расизм, практиковавшийся вплоть до конца XIX столетия (рецидив которого имел место в Германии между 1933 и 1945 годами), можно назвать традиционным, или классическим. Расистов наших дней трудно заподозрить в расизме. На уровне декларируемых тезисов они абсолютно корректны. Граф Гобино и его единомышленники верили, в частности, в то, что биологические различия суть источник социокультурных различий. Они устанавливали отношение детерминации между «расой» (биологической принадлежностью) и «цивилизацией» (культурной принадлежностью). Они полагали, что мышление и поведение индивидов определено (или, точнее, предопределено) сущностными характеристиками групп, которым эти индивиды принадлежат. Главный из этих постулатов — неснимаемость различия.

В социально-психологическом аспекте расизм связан с ксенофобией, но в отличие от неё притязает на теоретическую обоснованность. Сторонники расизма аппелируют к науке (антропологии, генетике и др.) и абсолютизируют фенотипические различия между людьми, интерпретируя их в качестве источника социокультурных различий[3].

Шнирельман и другие исследователи полагают, что расизм сегодня эволюционирует и приспосабливается к новой ситуации, поэтому возникает основание говорить о новом расизме[6][7][8].

Новый расизм подчеркивает групповую (этническую или этнорасовую) идентичность, абсолютизируя её значение. Историк В. А. Шнирельман пишет, что современный новый расизм делает акцент на культуре (культурный расизм), которая биологизируется и воспринимается как нечто врождённое и неизменяемое[9].

Согласно этим представлениям, человек рассматривается не как индивид, быстро меняющийся в соответствии с окружающей средой и приспосабливающийся к ней, а как член определённой этнической или даже цивилизационной общности, который механически воспроизводит стереотипы поведения этой общности[10].

Французский политолог и историк идейПьер-Андре Тагиефф  (фр.) (рус. ввёл термин дифференциалистский расизм для различия между идеей высшей/низшей расы и идеей непреодолимых различий/несовместимости между крупными сообществами[11][12][13][14].

При этом источником социокультурной особенности той или иной группы определяются биологические, природные свойства. По мнению Малахова, не имеет значения, как называются эти свойства — «народный дух», «культурный тип», свойства «расы». Все эти обозначения выполняют ту же функцию, которую в классическом расизме выполняет «кровь» (или «гены»): они предполагают наследование социальных признаков[8].

В качестве характерных черт современного расизма исследователи называют биологическое понимание национальной принадлежности, концепцию нации как общности «крови» и связанную с этой концепцией мифологизацию той или иной воображаемой группы в качестве особого человеческого вида[6][7][15].

В настоящее время открытое выражение расистских взглядов считается политически неприемлемым. Однако такие взгляды продолжают выражаться более или менее завуалировано. Современный расизм может дистанцироваться от биологической терминологии и не заявлять о превосходстве одних групп над другими.

На смену идее превосходства приходит идея «несовместимости» цивилизаций, утверждения о том, что представители разных «культур» радикально отличаются в духовном плане и не должны смешиваться, чтобы сохранить эти отличия[5].

На социально-психологическом уровне расизм объясняется потребностью в коллективной солидарности, которая в случае с расизмом является более всеобъемлющей чем в случае с национализмом[5].

Примечания

  1. 12345racism (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. 12Расизм // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 565.
  3. 123456789Малахов, 2021.
  4. Например: «Раси́зм — доктрина, провозглашающая превосходство одной человеческой расы над другой.» — Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (авторизованный перевод Philip’s Millenium Encyclopedia), М., Астрель, 2003
  5. 12345678Малахов В. С.Скромное обаяние расизма // Знамя. — 2000. — № 6.
  6. 123Шнирельман В. А.Расизм в современной России: теория и практикаАрхивная копия от 26 февраля 2009 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 26-05-2021 [3135 дней] — историякопия) // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах: ежегодный доклад, 2003. — М., 2004. — С. 30.
  7. 123Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2005. С. 148.
  8. 12Малахов, 2005, с. 192—193.
  9. 12Шнирельман В. А. Порог толерантности. — Т. 1. — 2021. — Часть 1. — Глава 1. Что такое расизм. — С. 15—43.
  10. Шнирельман В. А.Ксенофобия, новый расизм и пути их преодоления (неопр.). Гуманитарная мысль Юга России. Дата обращения: 31 октября 2021.Архивировано 3 февраля 2021 года.
  11. Pierre-André Taguieff.Le néo-racisme différentialiste. Sur l’ambiguïté d’une évidence commune et ses effets pervers (фр.) // Langage & société. — 1985. — Décembre. — P. 69—98. — ISSN2101-0382.
  12. Pierre-André Taguieff.La force du préjugé. Essai sur le racisme et ses doubles (фр.) // Mots. Les langages du politique. — 1988. — No 17. — P. 246—248. — ISSN1960-6001.
  13. Paquot, ThierryPierre-André Taguieff (фр.). Ferrensac: Accueil Institut d’urbanisme de Paris (3 août 2000). Дата обращения: 3 мая 2021.Архивировано 3 мая 2021 года.
  14. Балибар Э., Валлерстайн И. Существует ли «неорасизм»? // Раса, нация, класс : Двусмысленные идентичности. — М. : Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. — С. 27. — 288 с. — ISBN 5-8163-0058-X.
  15. Малахов, 2005, с. 190.
  16. Shider L. Encyclopedia of the Third Reich. NY., 1976.
  17. 1860 Census Results
  18. James Oliver Horton; Lois E. Horton (2005). Slavery and the Making of America. New York: Oxford University Press, p. 7. ISBN 0-19-517903-X. «The slave trade and the products created by slaves’ labor, particularly cotton, provided the basis for America’s wealth as a nation. Such wealth provided capital for the country’s industrial revolution and enabled the United States to project its power into the rest of the world».
  19. Ю. Семёнов. Философия истории
  20. Эксперт Online: Последний романтик
  21. Фрай Н.Государство фюрера. Национал-социалисты у власти: Германия, 1933—1945. М.: Росспэн, 2009. С. 32—41.
  22. 12БРЭ, 2021, с. 178.
  23. 12Longerich, 2021, p. 30.
  24. Anne Maxwell. Picture Imperfect: Photography and Eugenics, 1870—1940. Eastbourne, England: UK; Portland, Oregon, USA: Sussex academic press, 2008, 2021. P. 150.
  25. Шнирельман, 2021.
  26. 123Longerich, 2021, p. 241.
  27. Cecil, R. The myth of the Master Race: Alfred Rosenberg and Nazi ideology. London: B. T. Batsford, 1972. P. 19, 22, 61—63, 82—83, 90—92, 187—190.
  28. 12André Mineau. Operation Barbarossa: Ideology and Ethics Against Human Dignity. Rodopi, 2004. P. 34—36.
  29. 12Steve Thorne. The Language of War. London, England, UK: Routledge, 2006. P. 38.
  30. 12Joseph W. Bendersky. A concise history of Nazi Germany. Plymouth, England, UK: Rowman & Littlefield Publishers Inc., 2007. P. 161—162.
  31. Alan E Steinweis. Studying the Jew: Scholarly Antisemitism in Nazi Germany. Harvard University Press, 2008. P. 28.
  32. Racisms Made in Germany, Wulf D. Hund 2021. P. 19.
  33. «РосБизнесКонсалтинг» «В Европе отмечен рост расизма»Архивная копия от 22 мая 2009 на Wayback Machine, 21 мая 2009
  34. Gillette, 2001, p. 11.
  35. Neocleous, Mark. Fascism. Minneapolis, Minnesota, USA: University of Minnesota Press, 1997. p. 35
  36. 12Gillette, 2001, p. 39.
  37. Glenda Sluga. The Problem of Trieste and the Italo-Yugoslav Border: Difference, Identity, and Sovereignty in Twentieth-Century. SUNY Press, 2001. P. 52.
  38. В Италии опубликована первая часть дневников Кларетты Петаччи (неопр.). Дата обращения: 15 марта 2021.
  39. The Italian Holocaust: The Story of an Assimilated Jewish Community, ACJNA.org (8 января 2008).
  40. Italian Fascism and the JewsBrown? or Shades of Gray?
  41. 123Джаспер Ридли. Муссолини. — М. : АСТ, 1999.
  42. 12Манахаим (англ.). Дата обращения: 15 марта 2021.
  43. 12Нестерова Т. П.От реформы Джентиле к реформе Боттаи: образовательная политика Италии в 1920—1930-х гг. // Известия Уральского государственного университета. — 2008. — № 59. — С. 118—126.
  44. Roger Kvist, «The Racist Legacy in Modern Swedish Sami Policy», Canadian Journal of Native Studies, Vol. 14, No. 2, 1994
  45. «Deutsches Ärzteblatt»,
    «Zwangssterilisationen in Skandinavien: Weitverbreitete Ideologie der Eugenik».
    Ссылка
  46. «The Independent», «Sweden admits to racial purification». Ссылка
  47. «The Washington Post», «Sweden sterilized thousands of „useless“ citizens for decades». Ссылка
  48. Jarlert, Anders[sv]. Judisk «ras» som äktenskapshinder i Sverige. Malmö: Sekel Bokförlag, 2006.
  49. Расовые предпочтения в онлайн-знакомствах (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 марта 2021.Архивировано 2 апреля 2021 года.
  50. Семён Гольдин Русская армия и евреи накануне Первой мировой войны.
  51. Дудаков С.Романовы и евреи // Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. — 640 с. — ISBN 5-7281-0441-X.
  52. Давидсон А. Б.Антирасистский расизм (неопр.). Новая и новейшая история. Дата обращения: 30 октября 2021.
  53. Давидсон А. Б. Антирасистский расизм? // Новая и новейшая история, 2002, № 2.
  54. Бизнес в Зимбабве будет доступен только чернокожим (неопр.). newsru.com. Дата обращения: 28 октября 2021.
  55. Интервью двоих членов организации «Африканская освободительная сила»
  56. «Slavery still casts shadow over Mauritania»
  57. Рабство в Мавритании: вчера и сегодня.
  58. «Взгляд»: «История конфликта в Дарфуре»
  59. «Black Iraqis Struggle to Shake Legacy of Racism»
  60. Press Conference by Mr Doudou Diène, Special Rapporteur of the Commission on Human Rights (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2007.Архивировано 11 февраля 2021 года.
  61. «Japan racism ’deep and profound».BBC News (2005-07-11). Retrieved on 2007-01-05.
  62. ‘Overcoming »Marginalization» and »Invisibility»‘, International Movement against all forms of Discrimination and Racism (неопр.) (PDF) (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2007.Архивировано 11 февраля 2021 года.
  63. 12Чебоксаров, 1975.
  64. Игорь Кон. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир. — М., 1966. — № 9.
  65. Из заключительного заявления научного коллоквиума ЮНЕСКО в Афинах, 1981 г.) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. — М.: Логос, 1993. — С. 223—230.
  66. Шнирельман В. А. «Порог толерантности»: Идеология и практика нового расизма. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — Т. 1. Глава 5. — С. 92—104.
  67. Пять расовых стереотипов, которые развенчала наука (неопр.). Русская служба Би-би-си. 22.03.2020.
  68. Двадцать пятая сессия  (недоступная ссылка с 21-05-2021 [3140 дней] — историякопия) на сайте ООН.
  69. Доклад Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Дурбан, 31 августа — 8 сентября 2001 года.
  70. Доклад комитета по расовой дискриминации, 58-я,59-я сессия ООН, 2001 [1]  (недоступная ссылка с 21-05-2021 [3140 дней] — историякопия)
  71.  (англ.)«Стэнфордская энциклопедия философии».
Как быть Леди:  Жадность

Россия

В Российской империи в царствование Николая II понятие «еврейство» стало определяться не столько по религиозным, сколько по расовым критериям. В связи с этим в 1910 году было запрещено производство в офицеры крещёных евреев, а в 1912 — их детей и внуков[50][51].

В России с той или иной формой дискриминации, сходной с расовой, десятилетиями был сопряжён этнический фактор. Поэтому в России имеется гораздо больше оснований говорить о связи расизма с этничностью[6].

При этом главный акцент современными российскими расистами делается на несопоставимости различных культур. Сторонники такого подхода борются за сохранение «чистых культур» и культурной самобытности, выступают против какого-либо воздействия на них извне[7].

Российский историк А. Б. Давидсон в статье «Антирасистский расизм» приводит высказывание праворадикального политика Н. Н. Лысенко, отражающее подобный взгляд на межнациональные отношения[52]:

Русские и чеченцы, русские и азербайджанцы, русские и грузины, русские и узбеки, русские и арабы, русские и негры — нации абсолютно некомплементарные (то есть несовместимые). Это означает, что наши интересы всегда будут прямо противоположны, а любое приближение друг к другу на расстояние ближе пистолетного выстрела будет восприниматься как вызов.

Социальная природа расизма

Что такое расизм — суть понятия |
Фридрих Вильгельм Ницше (1844—1900)
Большое влияние на развитие расизма оказали труды Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900), воспевшего «белокурую бестию» — «арийца» — носителя высших качеств человеческой личности«. К расовому идеалу Ницше ближе всего оказалась Пруссия — страна «избранного народа», который образует ядро сверхнациональной расы господ.

Расизм и все его производные страшны тем, что человеческая личность теряет свою бесценность, свою уникальность и неповторимость.

Расизм есть порождение политики, а не науки. Однако расизм явление далеко не только европейское. К расизму прибегали политиканы многих стран, когда они чувствовали необходимость оправдания «права» на господство или захват. Яркий пример тому — японский расизм.

Как только Япония начала колониальную экспансию в другие страны (например, Китай), была создана теория превосходства «японской расы» над всеми другими расами и народами мира (генерал Араки, Таинзаки Дзюничиро, Акияма Кэнзоо и другие «японисты»). «Оригинальные» расистские теории были созданы в своё время некоторыми ретивыми пантюрками, идеологами шляхетской Польши, финскими реакционерами, мечтавшими о создании «великой Финляндии» от Скандинавии до Урала, нечто схожее выдвигают еврейские шовинисты, воспевающие величие «избранного» богом народа — Израиля и т.д.

В 19 в. в Латинской Америке возникает индианизм, вера в то, что единственная полноценная раса — американоидная.

В 60-е гг. 20 в. в Африке бывшим президентом Сенегала, Сенгором была создана концепция негритюда, основанная на черном расизме. Ростки концепции уходят в 20-30-е гг. к французским колониям, где пытались ассимилировать расы. Тогда черное население сопротивлялось этому.

Само по себе выражение об «общности крови», столь часто употребляемое расистами, выражение, лишённое смысла, так как факторы наследственности не имеют никакой связи с кровью, не зависят друг от друга, не перемешиваются и даже не могут изменяться совершенно самостоятельно.

Неверно также и то представление, что «кровь» родителей смешивается и составляет основу крови их детей. До сих пор многие люди не знают, что кровь не имеет никакого отношения к генетическому процессу, и даже мать не снабжает своей кровью эмбрион, который, напротив, вырабатывает свою кровь.

Видимо, именно в силу столь глубоких и основательных исторических корней расизм довольно трудно полностью искоренить, и его проявления можно встретить и в наши дни.

В большинстве случаев это связанно с общей необразованностью, ограниченностью. Однако зачастую это может проявляться и среди, казалось бы, внешне цивилизованных и образованных людей. В таком случае, где же здесь причина? Зачастую семья, в которой человек вырос, или его личная семья оказывают подобное «воздействие» на неприятие чужаков, на неприятие другой, отличной от их культуры, возможно даже религии. Затем появляются другие причины, ком неприязни растет, обрастая всевозможными «оправданными причинами».

И когда люди, враждебно настроенные к чужестранному, находят единомышленников, затем сообща подкрепляют друг друга для «борьбы» с малознакомым, возникает то, что получило название расизма.

Способности человека зависят от его происхождения? или только от образования и воспитания?

Вот уже более ста лет ученые спорят, что является определяющим в характере человека — биологическое наследие или воспитание и образование. Этот спор до сих пор не завершен, но большинство специалистов придерживаются мнения, что биология (то есть генетическое наследие, полученное от родителей) создает лишь определенные задатки. Будут ли эти задатки реализованы, и если да, то как именно, зависит от воспитания, образования и социальной среды.

Например, существует заблуждение, что чернокожие делают большие успехи в спорте, так как они к этому расово предрасположены. С одной стороны, есть статистика: из всего населения США чернокожих — лишь 12%, но при этом они составляют более пятой части профессиональных бейсболистов, половину футболистов и две трети баскетболистов.

Схожая ситуация в боксе и легкой атлетике. Но, во-первых, чернокожие добиваются успеха лишь в некоторых видах спорта (например, баскетболе, боксе и легкой атлетике). Во-вторых, расовый фактор не объясняет, почему канадцы — хорошие хоккеисты, из жителей Северного Кавказа получаются хорошие борцы, а русские славятся гимнастической школой.

Дело в том, что в прошлом дискриминация не давала им большого выбора, а некоторые виды спорта были самым доступным путем к богатству и славе. В спорте также было легче всего оспорить расовые или этнические предубеждения: в физических соревнованиях успех всегда очевиден.

Если же говорить, к примеру, об успехе из Кении, то причина в первую очередь в образе жизни. Традиционно местное население делилось на оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, и именно выходцы из скотоводческой среды показывают высокие достижения в беге.

Виктор Шнирельман

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий