Целеполагание — что это в менеджменте
Термин «целеполагание» в современном управлении также характеризует и тренинги, популярные у бизнесменов, которые изучают эффективный план-менеджмент, тайм-менеджмент. В результате приобретаются такие умения:
- планирование рабочего и личного времени с учетом важности задач и желаемых результатов, а также их перспективы;
- правильная постановка цели и определение методов их достижения;
- определение пути кратчайшего достижения, постановки верных задач.
Целеполагание — это процедура определения одной или даже нескольких целей для управления процессом реализации идей руководства, практическое понятие, с помощью которого человек определяет желаемые результаты и методы реализации основной идеи. Оно является первичной фазой управления, предусматривающей составление дерева, определение миссии, а также характер задач.
Целеполагание в управленческой психологии — это один из этапов управления, предусматривающий выбор крупной мечты и построение дерева желаемых результатов с учетом миссии, стратегии и характеристик задач.
Виды целей
Целеполагание в ТОП-менеджменте — процедура выбора результата с параметрами возможных расхождений для достижения главной идеи. Также понимается как осмысление деятельности с практической точки зрения. Формирование возможных результатов и задач для их достижения путем выбора наиболее простых и быстрых средств с учетом имеющихся ресурсов.
Виды:
- Внешние — учитывают состояние общества и среды, в условиях которых функционирует предприятие и внутренние цели. Благодаря им организация удовлетворяет свои потребности.
- Простые и сложные.
- Стратегические и тактические.
- Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
- Производственные и маркетинговые, административные и так далее.
В учебниках по менеджменту представлена обширная классификация, однако для управления достаточно знать лишь некоторые из целей. Так, если необходимо решить масштабную проблему, влияющую на организацию в целом, то применяется постановка стратегических целей, а, если требуется расписать достижение желаемого результата отдельно по этапам, — то тактических.
Чаще организации в своих бизнес-планах определяют среднесрочные и краткосрочные результаты, а долгосрочные — это целеполагание на 5 и более лет. В условиях современной нестабильной экономической ситуации очень трудно составить прогноз даже на один год, не говоря уже о более длительных сроках, поэтому прописываются менее срочные результаты.
Важно! Планирование личного и рабочего времени и целеполагание являются функциями управления. Оно необходимо, чтобы организация чётко представляла, куда и зачем она движется. Кроме того, постановку задач для достижения основных идей планирования и предполагает целеполагание.
Целеполагание предполагает, что каждый участник организации имеет определённые права и обязанности, сферу ответственности. Именно такое понимание позволяет подойти комплексно к целевому планированию, которое позволяет разрабатывать целые программы, направленные на достижение определенных результатов.
Как правильно ставить цели
Чтобы цель работала, необходимо знать правила её постановки. Они прописаны в менеджменте и указываются на всех тренингах. Нарушение правил и основ постановки ведет к снижению эффективности.
Литература
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Метод smart
SMART — система постановки желаемых результатов. Схема целеполагания по этой методике включает следующие блоки:
- Specific — конкретность;
- Measurable — измеримость;
- Achievable — достижимость;
- Realistic — реалистичность или ревалентность;
- Time bound (timed) — определенная по времени.
Метод айви ли
Метод Айви Ли часто дают на тренингах для персонала. Он прост и эффективен:
- планирование осуществляется по окончанию следующего дня. Необходимо записать 6 важных целей;
- расставить дела в порядке важности;
- на следующий день необходимо сконцентрироваться на самом первом пункте. Это главное дело нужно довести до конца;
- затем решают менее важные дела по порядку;
- если какие-то дела остались, то недостигнутые результаты переносятся на следующий день в новый список.
Первый испытатель стратегии опробовал ее в течение трех месяцев и был впечатлен результатами. Действительно дела стали идти гораздо лучше, а корпорация принесла больше прибыли.
Метод цели-ценности
Метод заключается в заполнении матрицы с целями и ценностями. В левом столбце прописываются цели, затем идут ценности, выбранные самим человеком: семья, любовь, хобби, материальное благополучие и т. д.
Таблица целей с ценностями может выглядеть следующим образом:
Из таблицы видно, что главной целью является получение новой должности с более крупным окладом. Метод удобен, но имеет ряд недостатков, главный из которых — сложность в выставлении оценок. Такую матрицу, работающую на 100%, может составить только уверенный в себе человек, знающий чего он хочет от жизни.
В качестве дополнения можно отметить необходимость большего ранжирования. Например, выставлять оценки не по двухбалльной шкале, а по пятибальной.
Методы
Методы разработаны ведущими менеджерами.
Интересно! Эффективность методов доказана многолетними исследованиями.
Ошибки
Процесс целеполагания сложен, а ошибки могут быть такими:
- цели не соответствуют действительным желаниям человека;
- цели сформулированы нечетко, без указания даты и конкретного результата;
- установлено слишком много желаемых результатов одновременно;
- слишком простые или излишне амбициозные желания.
Важно! Применяя тот или иной метод целеполагания, стоит внимательно изучить литературу и только после этого приступить к записи своих желаний.
Таким образом, целеполагание — это процесс ближайшего планирования деятельности или социальных функций. Технологий процедуры множество, но стоит помнить общие рекомендации: конкретность желаемого результата, его срочность и соответствие внутренним приоритетам человека.
Принцип построения
Существуют различные технологии и методы целеполагания, но основными принципами построения результатов являются:
- точное конкретное обоснование;
- указание даты, на которую цель должна быть исполнена;
- формулировка — только в положительных терминах. Например, нужно говорить «хочу быть стройной» вместо «не хочу быть толстой»;
- необходимо не использовать слов, которые могут снизить эффективность цели: должен, нужно. Эти термины являются антиподами к слову «Хочу». Поэтому во всех целях необходимо заменить слово «Надо» на «Хочу», «Должен» на «Могу позволить». Есть очень простое упражнение: необходимо выписать цели в различных областях жизни. Для удобства их можно поделить, например, дом, семья, работа, учёба, здоровье и так далее. В каждом пункте стоит написать цели в такой формулировке, в которой человек привык их формулировать. После этого необходимо просмотреть список, и изменить все слова. Такие цели будут работать более эффективно, поскольку с ними работает подсознание человека.
- лучше не ставить перед собой неподъемные цели, а разбить большую на несколько подцелей. Например, мечта купить коттедж в центре города многим кажется неосуществимой. Однако, если двигаться к цели равномерно, медленными шагами, то она будет быстрее достигнута.
Стоит помнить, что нельзя сегодня зарабатывать 10 000 руб., а завтра пятьсот. Процесс эффективного целеполагания предполагает и смену мышления. Оно должно быть положительным. Большие суммы денег любят подготовленных людей. И конечно желаемый результат должен быть конкретным.
Важно! Реализуя принцип целенаправленности целеполагание позволяет устанавливать точные цели с привязкой к конкретной деятельности без размена на прочие. Особенно это видно в обществознании, ведь целеполагание подразумевает получение первоначальных базовых знаний для постановки точных, конкретных целей.
Процесс целеполагания
Процесс подразумевает поэтапную разбивку главной цели на подцели, к каждой из которых ставится ряд задач. Результат предполагает увеличение объема продаж, производительности труда либо личной эффективности.
Целеполагание
Человек и его общественный мир
Содержание
Введение
Заключение Литература | 3 4 6 8 11 12 |
Тема
3. Человек и его
общественный мир
Введение
Вопрос
«Как мы познаём мир?» кому-то
может показаться глупым, так как
очевидно, что нам известно огромное
число вещей, действий, явлений и
мы постоянно узнаём что- то новое
о себе, о других, о мире, анализируем
это новое, размышляем и о новом и известном.
Для
философии познание окружающего
мира человеком является одной из
важнейших мировоззренческих проблем.
По сути своей вопрос о том, познаваем
ли мир есть вопрос о возможности
точного и полного отражения
мира в сознании человека, его сознательной
и свободной ориентации и деятельности
в этом мире.
Размышление
о бытии есть человеческий отклик
на то, на что способен откликнуться
только человек. Наше выживание как
человеческих существ, наша жизнь зависят
от опыта разумности. Однако осведомленность
о бытии не является необходимой
для выживания или удовлетворения
жизни. Осведомленность о бытии
обладает таким духовным качеством,
которое, добавляясь к разуму, вводит
особое, специальное измерение в
наш опыт. М.Мунитц, известный американский
метафизик, сравнивает осведомленность
о бытии с духовным здоровьем
и говорит также о том, что
эта осведомленность, если она есть,
является «невыразимым аккомпанементом»
любой деятельности или опыта.
В
деятельности человек раскрывает своё
особенное место в мире и утверждает
себя в нём как существо общественное.
Поэтому ответить на вопрос «Что такое
человеческая деятельность?» — значит
выяснить, что представляет собой сам
человек.
Человек
разумный (лат. Homo sapiens), (в биологии)
— вид рода «Люди» (Homo) из семейства
гоминид в отряде приматов, единственный
живущий в настоящее время. Но
это далеко не полное понятие человека…
Природа
и сущность человека является предметом
как философского, так и религиозного
диспута.
Неоантропы
(др.-греч. νέος — новый и ἄνθρωπος
— человек) — обобщённое название
людей современного вида (Homo sapiens), ископаемых
и ныне живущих.
- Целеполагающий
характер человеческой
деятельности
Деятельность
как философская категория является
«сквозной» для разных отраслей
наук.
Как
биологический организм человек
есть часть природы. Но эта принадлежность
к миру природы не является условием,
полностью определяющим его деятельность
и его общественную жизнь. Ибо
человек наделен свойствами, позволяющими
ему стать независимым от ее влияния,
не только приспособиться к условиям,
которые он застает, но и преобразовать
их в процессе труда. Этот процесс
целенаправленной деятельности человека,
в ходе которого он преобразует наличные
элементы естественной среды в средства
удовлетворения своих потребностей,
в необходимые для жизни материальные
блага, мы называем процессом производства.
Производство материальных благ составляет
постоянную и необходимую основу
общественной жизни. Без него человеческие
общества не смогли бы существовать. Поэтому
производство материальных благ и связанные
с ним явления и процессы в
значительно большей мере, чем
явления биологические, определяют
основные процессы общественной жизни.
«Для того чтобы присвоить вещество
природы в известной форме, пригодной
для его собственной жизни, — писал
К. Маркс, — он (человек) приводит в движение
принадлежащие его телу естественные
силы — руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя
посредством этого движения на внешнюю
природу и изменяя ее, он в то же время
изменяет свою собственную природу». Труд
животных не является целенаправленной
деятельностью, ему не предшествует представление
о создаваемом предмете. Человеческий
труд предполагает в качестве непременного
условия достижения своих целей создание
и использование орудий производства.
Сознание
людей выступает, как показал
еще Аристотель, в качестве особой
«целевой» причины человеческой
деятельности.
Ценности
являются важными факторами поведения
индивида. Стремление к ним решающим
образом влияет на отношения с
другими индивидами. Каждый индивид
обладает определенной иерархией ценностей,
которые он ценит в большей
или меньшей степени. Могут существовать
признанные ценности, к которым, однако,
не стремятся, могут быть ценности,
к которым действительно стремятся,
но не признаются в этом. В данный
момент нас здесь интересует лишь
социальный механизм влияния ценностей
на общественную жизнь. Они являются
регуляторами человеческих стремлений
и поступков, позволяют оценивать
поступки других, служат основой оценки
социальной пригодности членов групп,
а поэтому определяют принципы социальной
иерархии та. очерчивают основы совместного
общежития.
Функцию
ориентации человека в окружающем мире
выполняет знание и труд. Они представляют
собой высший уровень сведений о
мире, получаемый человеком с помощью
сознания. Знание существует в форме
образов и знаков и используется
в качестве идеального плана практической
деятельности людей. Без знаний (обыденных,
научных, художественных и др.) невозможно
формирование картины мира. Ф. Бэкон
подчеркивал в связи с этим, что знание
есть сила.
Во
многом современный человек обязан
обществу. В сформировавшемся характере
ведущим компонентом является система
убеждения. Человек рождается и практически
сразу же начинается его воспитание.
Ему навиваются определенные концепции,
понятия родителями, в детском саду, в
школе…
Человечество
— совокупность человеческих индивидов.
Разнообразие культур, форм общественной
жизни и социальной организации
— предмет социальных и гуманитарных
наук (социальной и культурной антропологии,
социологии, экономики, истории и
др).
Нам известно, что человек не
рождается личностью, а становится
ею в процессе жизни.
Личность
– это человек, взятый в системе
таких его психологических характеристик,
которые социально обусловлены,
проявляются в общественных по природе
связях и отношениях, являются устойчивыми,
определяют нравственные поступки человека,
имеющие существенное значение для
него самого и окружающих. Вопросом
изучения личности занимаются на протяжении
многих веков.
А
личностные качества зависят от характера
индивида. Учение о характере —
характерология имеет длительную историю
своего развития. Важнейшими проблемами
характерологии на протяжении веков было
установление типов характера и их определения
по его проявлениям с целью прогнозировать
поведение человека в различных ситуациях.
Так как характер является прижизненным
образованием личности, большинство существующих
его классификаций исходят из оснований,
являющихся внешними, опосредованными
факторами развития личности. В психологии
понятие характер (от греч. charakter –«печать»,
«чеканка»), означает совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей личности,
складывающихся и проявляющихся в деятельности
и общении, обуславливая типичные для
нее способы поведения. Характер — качество
личности, обобщающее наиболее выраженные,
тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо
проявляющиеся в различных видах деятельности
свойства личности. Характер – «каркас»
и подструктура личности, наложенная на
ее основные подструктуры. Характерными
можно считать не все особенности человека,
а только существенные и устойчивые. Именно
направленность личности лежит в основе
единства, цельности, силы характера.
- Потребности
человека как способ
взаимодействия с
миром.
Потребностью
мы будем называть всякое требование
организма, врожденное или приобретенное,
вызываемое ощущением отсутствия чего-либо
и побуждающее к действию. На основе
потребностей индивида и группы развиваются
их интересы, то есть некоторым потребностям
придается большее значение. Иногда
мы говорим, что кто-то «заинтересован»
определенным делом, то есть он хотел
бы, чтобы это дело шло согласно
его желаниям. Интересы могут быть
разного рода: экономические, политические,
эстетические, религиозные и др.
Но как основные потребности, так
и особые интересы могут быть удовлетворены
различным образом и с помощью
различных предметов. Следовательно,
индивиды и группы должны постоянно
совершать выбор между способами
удовлетворения своих потребностей.
Вместе с тем является фактом, что
индивиды и группы часто не могут
удовлетворить всех потребностей и
интересов и должны делать выбор
между ними, отдавать одним предпочтение
перед другими. В таких ситуациях
выбора вступают в действие ценности
и критерии, определяющие шкалу ценностей.
Определение
потребности, которую понимают как
свойство субъекта, раскрывающееся в
его отношении к необходимым
условиям существования, или, конкретнее,
свойство нуждаться в определенных
условиях своего существования в
мире. Потребность, присутствующая в
каждом человеческом действии, представляет
собой именно свойство социального субъекта.
В этом плане в литературе принято различать
саму потребность человека и предмет этой
потребности, каковым могут служить организационно
выделенные части деятельности. Это означает,
что пища, одежда, медикаменты или жилище
являются предметами нашей потребности
быть сытыми, одетыми, здоровыми, защищенными
от стихий, в то время как сама потребность
есть не более чем свойство человека нуждаться
во всем этом, как в условии своего существования
в среде.
Можно
смело утверждать, что «беспотребностной»
или «внепотребностной» деятельности
людей не существует: все, что мы
делаем, мы делаем ради какой-то из своих
многочисленных и многообразных
потребностей, стремясь к тому, что
нам необходимо для существования
в природной и социальной среде.
Проблема
классификации человеческих потребностей
— одна из сложнейших проблем науки.
Тем не менее, самая большая ошибка, которую
может сделать ученый, изучающий людей,
— это свести систему их потребностей
к тому, что необходимо для физического
выживания в среде. Человек, как и всякое
живое существо, обладает набором потребностей,
определяемых природой его организма.
Необходимым является взаимодействие
и взаимная помощь, то есть кооперация
и координация совместных усилий, порядок
и безопасность, и многое, многое другое.
Система
человеческих потребностей делится на
два разных типа: потребности дефициентные
и бытийные (если использовать терминологию
одного из крупнейших психологов XX века
М. Маслоу). Под дефициентными потребностями
следует понимать потребность людей во
всем том, что необходимо для поддержания
самого факта их биологической и социальной
жизни. Бытийные потребности выражают
отношение людей к необходимым условиям
поддержания определенного качества,
условно говоря, комфортности такой жизни,
без чего невозможно полноценное существование
людей. Это означает, что предметом потребности
для человека является не только пища,
но и определенное качество этой пищи,
так как в норме человеческого поведения
заложено стремление не просто поесть
все равно что, но поесть вкусно, удовлетворить
свои гастрономические склонности.
В
числе таких бытийных потребностей
Маслоу выделяет, в частности, так
называемые потребности любви и
принадлежности (становящиеся духовной
основой семьи и дружбы), потребности
в самоидентификации, признании, уважении
и самоуважении, потребности в
самоактуализации как развитии своих
способностей и склонностей, потребности
в переживании прекрасного и
пр. Нетрудно понять, насколько наличие
бытийных потребностей усложняет механику
человеческого поведения, поскольку
именно они становятся основанием «биологически
нецелесообразных» поступков человека,
способного предпочесть факту жизни
сохранение своей чести и достоинства.
Не
углубляясь далее в классификацию
человеческих потребностей, отметим, что
именно потребности являются объективной
основой поведения, дисциплинирующей
человеческое сознание и укрощающей
произвол человеческой воли. Более
того, становится понятной логика тех
социально-философских течений, которые
считают потребности людей материальными
факторами их деятельности, существующими
вне человеческого сознания, первичными
по отношению к нему, определяющими
сознание и не зависящими от него.
Уже
на уровне своих простейших проявлений
— действий — человеческая деятельность
не должна рассматриваться как непредсказуемый
процесс, творимый абсолютно свободной,
неопределимой волей людей. Единообразие
потребностей, раскрывающих объективную
«родовую природу» человека, их дисциплинирующее
воздействие на сознание — такова наиболее
глубокая причина, обусловливающая законосообразность
деятельности, ее подчиненность определенным
«правилам», существующим в общественной
жизни людей.
Этапы процесса
Целеполагание в менеджменте характеризуется этапами:
- диагностика текущей ситуации;
- формулировка нескольких основных целей,
- формулировка главной цели в правильных эффективных терминах;
- разбивка цели по этапам.
В результате процесса должна получиться одна главная цель и до 5 подцелей. Желательно к каждой записи указать точную дату исполнения.