Кто такой маргинал? Плохо ли быть маргиналами?

Кто такой маргинал? Плохо ли быть маргиналами? Женщине

Биологические маргиналы

В идеальном обществе отношение к человеку не должно основываться на состоянии его здоровья и внешности. К сожалению, инвалидность, врожденные уродства, старость или такие болезни как ВИЧ или заболевания аутичного спектра у детей, синдром Дауна делают человека «изгоем» биологическим маргиналом.

К чему может привести статус маргинала

Никто и никогда не сможет сказать, как именно будет протекать адаптация человека в абсолютно новой для него социальной среде, так как это зависит от большого количества внешних и внутренних факторов.Но если рассмотреть самый неблагоприятный сценарий, то вероятнее всего возникновение конфликтной ситуации разнонаправленного характера:

* Внешняя — агрессивный настрой маргинала по отношению к нападкам социума;* Внутренний — маргинала разрывают противоречия из-за того, что он не может найти своё место в новом социуме.

Но при проявлении своей гибкости, умении и желании подстроиться под новый социум, у маргинала есть все шансы в кратчайшие сроки покинуть этот статус, став частью нового общества.

Как маргиналы влияют на общество

Кстати, многие учёные из сферы социологии и психологии отмечают, что маргиналы привносят отдельный вклад в рост культуры, подкидывая обществу новые взгляды на привычные вещи, идеи и задавая новые тенденции.

Как работает маргинализация?

У маргинализации есть несколько факторов, которые делают ее возможной. Во-первых, это возрастающая социальная мобильность, когда перемещение индивидов между социальными группами становится в принципе возможным. Во-вторых, важным фактором становится просвещение, благодаря которому люди могут выбирать ценности, актуальные для них, но не всегда совпадающие с общественными ценностями.

По мнению социологов и антропологов, маргинализация — неизбежное следствие появления открытого общества. У этого процесса ранее отмечали негативные черты, однако с развитием глобализации к ним присоединились в том числе позитивные и амбивалентные черты.

Какие они?

В последнее время маргинальные группы получили возможность влиять на повестку — как социальную, так и культурную. Можно говорить о том, что маргинал, способный к анализу черт различных социальных структур, может составить свое представление о том, как улучшить общество, какие традиции можно назвать архаичными и что новое можно привнести в свою «старую» социальную группу из жизни «чужих», или наоборот. Именно благодаря этим изменениям становится возможным дальнейшее развитие культуры.

Кто такие маргиналы на самом деле

Маргинал — это человек (или сообщество), находящийся на периферии своей социальной группы, поскольку не разделяет ее ценности, или застрявший между несколькими социальными группами по ряду внешних или внутренних факторов. Среди внешних факторов могут быть культурные или законодательные ограничения, а ко внутренним может относиться привычка или желание человека быть вне своего сообщества.

Этот социологический термин довольно быстро подхватили медиа и, как зонтик, раскрыли его над всеми членами общества, которые подходят под описание чужаков или представляют для него опасность. Однако на самом деле маргинал — это не оппозиционер, не воинствующий представитель меньшинства.

Одним из первых маргиналов описал представитель Чикагской социологической школы Роберт Парк. По его мнению, маргинал — это основной тип городского жителя. Такой индивид высокомобилен в социальной среде, имеет более широкий кругозор и большую степень цивилизованности, однако не все городские маргиналы соответствуют этому описанию.

Зачастую маргинал застревает в своем положении по ряду обстоятельств. Так, в начале XX века довольно обширный пласт маргиналов составляли беженцы и иммигранты, которые, приехав в новую страну, не пытались ассимилироваться и сохраняли образ жизни и традиции, которые соблюдали дома.

Общество на новом месте ограничивало их социальную мобильность, чтобы отгородиться от чужой, иногда агрессивной культуры: иммигрантам могли отказывать в льготных банковских услугах, возможностях трудоустройства и покупки или аренды жилья. Так появлялись гетто и из маргинализации росла сегрегация.

К счастью, на сегодняшний день социальная политика развитых стран направлена на преодоление процесса сегрегации и маргинализация проходит по новым сценариям. На сегодняшний день маргинальные группы могут рассчитывать на защиту своих прав и интересов.

Однако не обязательно быть иностранцем, чтобы стать маргиналом. Есть много других представителей этой группы:

  • Религиозные маргиналы — в эту группу входят религиозные меньшинства, атеисты и агностики в странах, где есть официальная религия. Также религиозными маргиналами могут быть сектанты или приверженцы несуществующих религий.

  • Биологические маргиналы — в этой категории люди оказываются ввиду возраста, болезни (как, например, ограничивали возможности ВИЧ-инфицированных пациентов по трудоустройству).

  • Экономические маргиналы — очень бедные или очень богатые люди, которые живут в отрыве от общей экономической ситуации в обществе.

  • Социальные маргиналы — это группы, которым приписывается деструктивное влияние на общество. Например, в начале 1900-х годов в Англии такой группой были матери-одиночки: считалось, что они не могут ни дать обществу здорового и функционального ребенка, ни внести достаточный экономический вклад своей работой.

Как быть Леди:  Почему муж стал как сосед и как вернуть былые чувства

Кто такой маргинал?

Впервые этот термин был употреблен в психологии в 1928 году Робертом Парком в значении человека, занимающего промежуточное положение между сельскими и городскими жителями. Это тот, кто прежде жил в селе, деревне, а затем переехал в город, при этом его культурные ценности, приобретенные за время проживания в сельской местности, не вписывались в требования и устои городской цивилизации.

Этот термин получил достаточно широкое распространение. Социологическая наука относит к маргиналу ту личность, поведение которой выходит за рамки общепринятых норм и правил любой социальной группы. Он находится между двумя противоречащими друг другу группами.

Это приводит к внутреннему конфликту человека. Маргинал является частью двух разных социальных групп, но не принимает ни одну из них (не живет по их законам и не руководствуется принятыми в них нормами и ценностями). С психологической точки зрения, маргинал физически принадлежит к той или иной социальной группе, но психологически, морально, эмоционально находится за ее пределами.

Маргинал — это хорошо или плохо

Термин маргинал является социологическим, обозначавший лишь промежуточность между разными группами общества. Поэтому считать этот термин негативным будет не совсем верным.

За все времена существования человечества, были люди, отстранённые от общества. Из всеми известных можно выделить таких, как писатели Сахаров и Толстой или Степан Разин и Емельян Пугачеве. А самым ярким примером маргинальности, пожалуй, будет Иисус Христос (на половину Бог, на половину человека в христианской культуре).

С момента своего рождения, начиная с нестандартного места появления на свет (в хлеву) и на протяжении всей своей жизни Иисус живёт как бы в своём мире и вовсе не пытается «влиться» в общество, в котором он оказался. Напротив, проповедуя, он словно способствует разрушению того общества в которое он пришёл.

А Льву Толстому, например, по душе была жизнь в деревне и он отрицал большую часть привилегий дворянского сословия. Создавал на бумаге революционные издания. А несмотря на то, что Толстой так же толковал христианские понятия — православная церковь его изгнала.

Тем не менее далеко не всегда маргинальный человек готов смиряться со своим неопределенным статусом и прилагает максимум усилили для того, что бы стать частью нового общества. Кстати, по итогам наблюдений специалистов социологов было замечено, что именно в связи с этим фактором некоторые эмигранты или приезжие достигают больших высот в бизнесе и науке.

Но как и любую жизненную ситуацию, мы можем рассмотреть понятие «маргинал», как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Из положительных можно выделить:

  1. Индивидуальность. Эти люди отличаются от социума и по своим внутренним понятиям и убеждениям идут вне стадного инстинкта. Часто такие люди становятся известными учеными или деятелями искусств.
  2. Не стандартный взгляд на привычные вещи так же помогает им в создании чего-то нового, например нового бизнеса, до идеи которого никто другой не додумывался.
  3. Маргиналы очень гибкие, что помогает им в достижении их целей им и легко переезжают в другой город или страну ради работы, например.

Из отрицательных, пожалуй:

  1. Часто маргиналу бывает трудно закрыть свои базовые потребности самостоятельно.
  2. Во многих случаях маргинальность возникает из-за неблагоприятных условий жизни, революций или воин в стране.
  3. У большинства в итоге появляется тяга к противозаконным мероприятиям, и тогда уже маргиналы становятся опасными для общества.

Маргиналы и люмпены

Многие считают понятие маргиналы и люмпены синонимами, но это ошибочное мнение.

Люмпен — это человек, осознанно ведущий асоциальный образ жизни, не стремящийся его улучшать. Это морально опустившиеся, деградировавшие и постоянно опускающиеся всё ниже и ниже люди. Этот человек отказывается работать и ведёт порочный образ жизни.

Люмпенами принято считать:

  • Лица без определенного места жительства;
  • Наркоманов;
  • Алкоголики;
  • Осознанных иждивенцев;
  • Рабочий класс с доходом ниже прожиточного минимума;
  • Преступники, как в местах лишения свободы, так и вернувшихся из заключения.

Все люмпены, как правило, лишены мотивации к действию. У них отсутствуют цели или желание изменить своё материальное положение или улучшить свой социальный статус. Обычно люмпены общаются только с себе подобными, не воспринимая других людей, что часто бывает взаимным.

Как быть Леди:  Сильная личность 'Экстремал'

В некоторых случаях маргиналы могут быть люмпенами. Но всё-таки маргиналы — это люди, которые не смогли вписаться в сформировавшийся социум, имеющие свою философию и ведущий нестандартный и, возможно, непонятный обществу образ жизни.

Люмпенам свойственно попрошайничество денег, что бы обеспечить себя алкоголем или хоть какой-то едой.

Но нужно понимать, что маргинальность не является синонимом таким словам, как «оборванец», «бродяга», «бомж», «алкоголик» или «наркоман». И к определению этих понятий больше подойдёт слово люмпены.

Когда синонимами маргинала могут быть «неформал», «фрик», «изгой», «нигилист» или «деклассированный элемент».

Из этого мы можем сделать вывод, что у маргиналов и люмпенов нет ничего общего.

Маргиналы и люмпены: в чем различия?

В сознание большинства маргинал и люмпен синонимы. Этим и обуславливается негативное отношение к маргиналам в обществе.

Кто же такие люмпены? Термин «люмпен» был предложен Марксом, который подразумевал под ним бандитов, бродяг, нищих. Это деклассированные, находящиеся на самом «дне» общества индивиды. Их можно отнести к части маргинальной группы. Но маргинала далеко не всегда можно назвать люмпеном.

ЛюмпеныМаргиналы
Индивиды, достигшие социального «дна» (бомжи, нищие, преступники)Лица, находящиеся между устойчивыми социальными группами, не входя в ни одну из них (мигранты, солдаты, вернувшиеся с войны и не нашедшие себе место в мирной жизни)
«Питательная среда» для развития экстремизма«Питательная среда»:
1 для всего передового,
2 антидемократических режимов

Маргинальная личность по роберту парку

Американский социолог Роберт Парк к главным чертам характера и особенностям личности маргиналов относил следующие:

  • беспокойство;
  • агрессивность;
  • честолюбие;
  • обидчивость;
  • эгоизм;
  • категоричность во взглядах;
  • негативизм;
  • неудовлетворенная амбициозность;
  • тревожные состояния и фобии.

В обществе маргинальными личностями называли людей с асоциальным образом жизни (бедных беженцев, бомжей, попрошаек, бродяг, людей с разного рода зависимостями, нарушителей закона), которых можно отнести к представителям социального дна. Условия их жизни оказывают значительное негативное воздействие на их психическое состояние.

  1. Отвергает любые принятые в обществе нормы и традиции.
  2. Не имеет чувства долга по отношению к тому обществу, в котором живет.
  3. Испытывает сильную потребность в одиночестве и избегает общества людей.

Важно! Большинство экспертов-социологов и практикующих психологов считают, что маргинал это – источник культурного роста. Он может объективно, без внешнего влияния оценить любое явление и ситуации, потому что являются не вовлеченными в нее, как бы изолированными.Он наполняет социальную группу новыми идеями, взглядами, привносит новые тенденции, помогает членам общества развиваться, расширять кругозор, смотреть на проблемы с другого ракурса, прививает толерантность.

Маргинальность и бедность

Карл Маркс, например, относил к маргинальной категории людей бродяг, нищих, опустившихся людей и бандитов. Но в современном обществе это определение не является верным. Более того, маргинальность человека далеко не всегда соседствует с бедностью.

Как мы уже выяснили ранее, маргиналом может стать и очень состоятельный человек, который отличается от большей массы населения или, к примеру, принявший решение уехать из большого города в деревню.

Есть так же такое понятие, как дауншифтер — это человек, принявший решение ограничить или максимально сократить какое-либо общение с людьми вне своей семьи. Это маргиналы, которых устраивает их нахождение в пограничном состоянии, в котором они, по их ощущениям, испытывают свободу.

Может ли маргинал вернуться к нормальной жизни

Маргинал действительно может вернуться к прежней жизни, если ему окажут помощь. Но, как правило, эти люди уже не нуждаются в этом, будучи увлечённые своей «войной» с социумом.

Отношение общества

Период «маргинальности» человека может быть временным явлением. Это напрямую зависит от благоприятных событий и обстоятельств в его жизни.Например, приехав в страну с абсолютно другой культурой, языком и национально-расовыми признаками, на первое время вы будите для этого общества маргиналом, если у вас будут проблемы с языком и адаптацией в новой культуре.

Но стоит адаптироваться в новом обществе, избавиться от языкового барьера и устроиться на работу, как вы тут же перестаёте быть для этого общества маргиналом, даже если при этом вы являетесь представителем другой культуры и религиозной конфессии.

Исключением обычно становятся люди, ставшие маргиналами вынужденно, то есть беженцы или те, кто осознанно выбрали такой образ жизни для себя (к этим категориям можно отнести радикалов, экстремистов, революционеров и бродяг).

Получается, маргиналом может стать любой, кто выбрал свои жизненные ценности и убеждения.

Как быть Леди:  Лидер «АукцЫона» спрятал Хармса в новом клипе - Афиша Plus - Фонтанка.Ру

Политические маргиналы

К появлению маргиналов этого типа приводят политические кризисы, снижение гражданского сознания, недоверие к действующей власти. Маргиналы осознано противопоставляют себя обществу и его политическому строю. Например, люди психологически «зависшие» в эпохе СССР.

Признаки маргинальной личности

  1. Полный разрыв связей, которые были у человека до рокового события — это могут быть духовные, материальные или социальные;
  2. Кочевнический образ жизни, отсутствие привязанности к чему-либо, отсутствие постоянного места жительства;
  3. Потеря связи с близкими, друзьями, родственниками;
  4. Частая смена места жительства;
  5. Агрессивный настрой по отношению к окружающему его миру;
  6. Физическая слабость и болезни из-за их образа жизни.
  7. Формирование и наличие собственных ценностей и правил, отличающихся от общепринятых социумом;
  8. В некоторых случаях проблемы с психикой или появление отклонений, что не мудрено при затянувшемся маргинальном образе жизни (постоянно находясь в сложном, стрессовом и неблагоприятном жизненном положении), поведение в стиле «не от мира сего»;
  9. Пренебрежение моральными установками;
  10. Двойные стандарты для себя и окружающих людей.

Важно понимать, что маргинальный образ жизни подразумевает неопределённость (которую маргиналы путают со свободой), неуверенность в завтрашнем дне в связи с чем вызвано напряжение и постоянный стресс.

Примеры известных в истории маргиналов

Яркими примерами маргиналов в истории являются целые кварталы нью-йоркских эмигрантов, китайский Чайна-Таун и российский Брайтон-Бич. Множество эмигрантов в силу сложившегося менталитета оказываются за бортом американского общества, не в силах интегрироваться в него и принять новые ценности.

Еще один пример – маргиналы как подкласс российского общества, возникший в результате «ломки» старых и появления новых социально-экономических отношений в 90-е годы XX века. Причем к числу маргиналов тогда относились представители обоих полюсов социального неравенства: низшие слои общества («социальное дно») и, так называемые, «новые русские».

Маргиналами называли всемирно известных писателей и поэтов, художников и творцов, гениев и ученых, которые при жизни считались умалишенными и изгоями по причине их несхожести с другими и непониманием их взглядов и творчества остальными членами общества.

Из истории к маргиналам можно отнести:

  • Диоген Синопский — древнегреческий филосов, ученик Антисфена;
  • Степан Разин — донской казак, предводитель восстания 1670—1671 годов;
  • Емельян Пугачев — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов;
  • Устим Кармелюк — украинский крестьянин, предводитель крестьянского движения на Подолье в 1813—1835 годах.

Если вспомнить литературных героев:

  • Джеймс Мориарти — А. Конан Дойл Цикл произвидений о Шерлок Холмсе;
  • Остап Бендер — Ильф и Петров «Двенадцать стульев»;
  • Родион Раскольников — Ф. Достоевский «Преступление и наказание»;
  • Лев Мышкин — Ф. Достоевский «Идиот»;
  • Полиграф Шариков — М. Булгаков «Собачье сердце».

Важно! Маргиналы существовали во все времена. Это неизбежное явление. Задача каждого из нас как полноправного члена общества – создать такие условия для маргиналов, которые будут способствовать их возвращению к нормальной полноценной жизни.

Религиозные маргиналы

Общество можно разделить на тех, кто исповедует принятые в нем религии или вообще не верящих в бога. Лица утверждающие, что не являются представителями ни одной конфессии, но при этом верящие в высшую силу, становятся религиозными маргиналами. Именно они основывают секты и экстремистские религиозные группировки.

Экономические маргиналы

Потеря работы, невозможность или нежелание найти новую, утрата собственности или привычных источников дохода приводят к экономической маргинальности. В особо тяжелых случаях люди, оказавшиеся в таком положении, озлобляются, и намерено избегают привычного круга общения, кто-то принципиально начинает жить за счет других или государственных пособий. Потеря работы или собственности может привести человека на социальное «дно», его люмпенизации.

Примером появления большого числа экономических маргиналов в нашей стране могут служить 90-е годы 20 века. Закрытие предприятий, научных учреждений и общее снижение заработной платы привили к большому количеству людей оставшихся без привычной работы, и немеющих возможность найти новую.

Сейчас к экономическим маргиналам можно отнести и мультимиллионеров, так как их финансовый статус и возможности отделяют их от большей части общества

Этнические маргиналы

К маргиналам этого типа можно отнести мигрантов, беженцев, которым пришлось оставить привычную среду. Межкультурные, религиозные различия могут стать непреодолимыми препятствиями для этнически маргиналов.К этому типу можно отнести детей, родившихся от представителей разных национальностей.

Заключение

Весьма ошибочно считать маргиналов асоциальными личностями. Ведь совсем не обязательно, что человек, оказавшийся в другой среде, будет нести какой-то негативный посыл обществу. А с помощью принятия его в социум возможна взаимовыгодная интеграция.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий