Аффилиация в психологии. Что это такое, определение кратко, понятие, мотивы

Аффилиация в психологии. Что это такое, определение кратко, понятие, мотивы Женщине

.2. Аффилиация. Психология общения и межличностных отношений

11.2. Аффилиация

Аффилиация — потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними. В аффилиации выделяют две стороны, одна из которых связана со стремлением к принятию (СП) — позитивная сторона аффилиации, или собственно аффилиация, а другая — со страхом отвержения (СО) — негативная сторона аффилиации. Причем основой этой потребности считается страх отвержения. Именно из-за него люди стремятся к принятию их другими людьми. Поэтому потребность в аффилиации (стремление к принятию) и страх отвержения связаны друг с другом. Однако эта связь не прямая, а обратная: чем меньше выражен страх отвержения, тем больше выражено стремление к принятию, и наоборот. Другие исследователи говорят о самостоятельности этих двух сторон аффилиации, так как корреляты потребности в принятии и страха отвержения оказываются разными (табл. 11.1).

Как видно из представленных в таблице данных, испытуемые с высоким уровнем аффилиативного интереса имели больше близких друзей, что обнаружилось и у мужчин, и у женщин. Продолжительность общения с близкими друзьями тоже обнаружила связь только с аффилиативным интересом. В то же время связь сходства мировоззрений с близкими друзьями выявилась только с боязнью отвержения, из чего можно сделать вывод, что испытуемые хотели быть уверенными в согласии с ними их друзей.

Таблица 11.1. Корреляционные связи между аффилиативным интересом (АИ) и боязнью отвержения (БО), с одной стороны, и различными формами аффилиативного поведения — с другой (по Д. Майерсу, 2007, с. 398)

Аффилиация в психологии. Что это такое, определение кратко, понятие, мотивы

Примечание: * — уровень достоверности < 0,05; ** — уровень достоверности < 0,01; *** — уровень достоверности < 0,001.

Различие между двумя сторонами аффилиации — стремлением к принятию и страхом отвержения — показано и Т. И. Толчинской: стремление к принятию не связано ни с личностной, ни с ситуативной тревожностью, ни с ригидностью, у лиц же с высокой выраженностью страха отвержения все эти личностные характеристики выражены значительно больше, чем у лиц с низким уровнем страха отвержения (табл. 11.2).

Доминирование у человека стремления к принятию приводит к стилю общения, характеризующемуся уверенностью, непринужденностью, открытостью и социальной смелостью. Если же преобладает страх отвержения, то у человека проявляются неуверенность, неловкость, скованность. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты навыки общения.

Рассматривая потребность человека в эмоционально-доверительном общении (аффилиации), И. В. Кузнецова (1999) выделяет две тенденции — надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:

• высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;

• низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовлетворенной и человек уходит в мир своих переживаний;

• низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;

• высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.

Таблица 11.2. Личностные особенности людей с высокой и низкой потребностью в аффилиации

Аффилиация в психологии. Что это такое, определение кратко, понятие, мотивы

И. В. Кузнецова показала, что слабая потребность в аффилиации в сочетании с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношений. Наибольших результатов в групповой работе достигают лица с сильной потребностью в аффилиации и с высоким мотивом достижения.

Мотив аффилиации (стремление к принятию) коррелирует со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих, к самоутверждению. Вследствие этого он проявляет большие активность и инициативу в общении с окружающими. Как отмечает Макклелланд (2007), ссылаясь на ряд исследований, лица с выраженной потребностью в аффилиации делают больше телефонных звонков, пишут больше писем и чаще гостят у друзей, чем лица со слабо выраженной потребностью в аффилиации. Выявлено также, что старшеклассники с выраженной потребностью в аффилиации состоят в большем количестве клубов, однако на взрослых эта закономерность не распространяется, как предполагают, потому, что многие общественные организации для взрослых объединяют людей по специфическим интересам.

Лица с высокой аффилиацией предпочитают такого партнера по общению, который обладает чувствами привязанности, дружбы, верности. При этом и сами они, хорошо относясь к людям, пользуются симпатией и уважением окружающих, их отношения строятся на основе взаимного доверия. Характерно, что и в качестве партнеров по работе они предпочитают друзей, а не экспертов, а при выяснении того, как обстоят дела в группе, больше интересуются тем, как члены группы ладят друг с другом, а не как они работают.

Люди с высокой потребностью в аффилиации быстрее получают представление о социальных отношениях между людьми, которых они наблюдают (рис. 11.1).

Лица с выраженной потребностью в аффилиации примиряются с противоположным мнением незнакомого человека только в том случае, если этот человек привлекателен. Однако, отмечает Макклелланд, четких свидетельств того, что лица с выраженной потребностью в аффилиации более ориентированы на сотрудничество и компромиссы, не хватает. С другой стороны, ряд исследований указывают на то, что эти лица всячески пытаются избегать конфликтов и конкуренции.

Аффилиация в психологии. Что это такое, определение кратко, понятие, мотивы

Рис. 11.1. Среднее количество межличностных отношений, правильно определенных испытуемыми с высоким и низким показателями потребности в аффилиации (по Д. Макклелланду, 2007)

Лица с выраженным стремлением к принятию имеют большее желание изменить поведение людей, которые с ними не согласны. Они дают тем больше советов людям, чем больше взгляды последних отличаются от их собственных. В то же время они стараются не высказываться критически в отношении других людей и избегают «соревновательных» игр, таких как игра в рулетку (наличие риска), шахматы и шашки. Показано также, что мужчины с выраженной потребностью в принятии обычно не добиваются успеха на руководящих постах. Они тратят на общение с подчиненными много времени, но не ради решения деловых вопросов, а ради поддержания с сотрудниками хороших отношений. А это не всегда целесообразно, руководителю иногда приходится принимать и жесткие решения, а не избегать конфликтов. Поэтому неудивительно, что в ряде зарубежных компаний молодых мужчин с высокой аффилиацией реже продвигают на более высокий уровень руководства. Правда, менеджеры по трудовым отношениям, имеющие высокую аффилиацию, более успешны, чем менеджеры с низкой аффилиацией. Это и неудивительно, ведь в обязанности этих менеджеров входит установление продуктивных отношений между руководством и профсоюзами. Поэтому высокая общительность менеджеров по трудовым отношениям и большое время, затрачиваемое ими на общение, способствуют разрешению трудовых споров.

Парадоксальным является то, что, стремясь к установлению устойчивых положительных отношений с другими, лица с высокой аффилиацией становятся менее популярными. Исследователи, выявившие этот факт, объясняют его тем, что лица с выраженной потребностью в аффилиации беспокоятся по поводу отношений с другими людьми, опасаются неодобрительной оценки, всячески стараются получить поддержку (т. е. становятся назойливыми?). Лицам с высокой аффилиацией не нравятся люди, взгляды которых расходятся с их собственными.

Люди с высокими показателями потребности в аффилиации считают себя самоотверженными, готовыми к сотрудничеству, общительными и предупредительными. Эти характеристики говорят о желании людей с высокой аффилиацией угождать другим людям. А это, в свою очередь, предполагает их более активный подход к межличностным отношениям, который сочетается с потребностью в контакте и поддержке.

Были получены данные в пользу благотворного влияния аффилиативных мотивов на здоровье. В лонгитюдном исследовании артериального давления показатель потребности в аффилиации, полученный у выпускников колледжа в возрасте 30 лет и несколько старше, оказался отрицательно связан с показателем диастолического артериального давления 20 лет спустя… Лица с синдромом непринужденности — аффилиации — имеют наиболее низкий средний показатель тяжести заболевания (47,4), который статистически значимо отличается от среднего показателя тяжести заболеваний всех других испытуемых (94,2).

Аналогично мужчины-заключенные, у которых показатель потребности в аффилиации превосходил показатель потребности во власти и которые также испытывали меньший стресс, имели более низкие показатели тяжести заболеваний, чем все другие испытуемые (McClelland, Alexander, Marks, 1982)… Лучшее здоровье этих заключенных проявлялось также в большей устойчивости иммунной системы: у них отмечался более высокий уровень концентрации иммуноглобулина А в слюне, являющегося первой линией защиты против вирусных инфекций, особенно инфекций верхних дыхательных путей.

Макклелланд Д., 2007, с. 406–407.

Установлено, что дети, родившиеся первыми или являющиеся единственными в семье, имеют более сильно выраженное стремление к признанию, чем дети, родившиеся не первыми или же не являющиеся единственными в семье. Аффилиация выражена у взрослого человека сильнее, если мать, по ее утверждению, не всегда реагировала на его плач, когда он был ребенком. Особенно отчетливо это проявилось у девочек. Это согласуется с представлениями о том, что выраженная аффилиация связана с боязнью отвержения, поскольку вероятным следствием невнимания матери к ребенку, когда ему плохо, является формирование у него устойчивой неосознаваемой потребности в поддержке, ободрении или боязнь отвержения. Это согласуется и с тем фактом, что дети, воспитывающиеся в детских домах, т. е. обделенные в какой-то степени заботой и лаской, имеют более высокие показатели аффилиации, особенно ее негативной стороны — боязни отвержения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Аффилиация в психологии

Как в психологии характеризуют аффилиацию? Это стремление человека к установлению эмоциональной связи с людьми, где главными являются принятие и расположение. Аффилиация в психологии — это желание заслужить доверие и быть принятым другими людьми. Обычно глубокие и доверительные отношения выстраиваются между людьми, которые взаимно проявляют следующие качества:

  • Эмоциональная привлекательность.
  • Легкость.
  • Понимание.
  • Доверие.

Все люди нуждаются в общении. Особенно остро данное желание возникает, когда человек находится в состоянии опасности. Почему люди стремятся к взаимоотношениям? Это позволяет им:

  1. Повысить работоспособность, что возникает на чувствах радости и счастья.
  2. Испытывать душевное удовлетворение.
  3. Преодолевать стрессы. Вместе с тем именно близкие люди становятся первым источником возникновения тревоги, комплексов, стрессов и прочих негативных переживаний.
  4. Повышать самооценку, если имеются хорошие отношения с нужными людьми.
Как быть Леди:  Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов. Ребенок и компьютер

Друзья не нужны лишь потому, что все, что они могут дать, вы можете дать себе сами! По такому принципу живут самодостаточные люди, которые могут обходиться без посторонней помощи. Вот почему многие могут не волноваться, что у них нет друзей: они, скорее всего, в них просто не нуждаются, потому что сами могут себе и помочь, и поддержать, и повеселить, и составить компанию!

Вопрос дружбы может волновать лишь потому, что в обществе принято иметь друзей. Но если у вас их нет, то не стоит огорчаться. Возможно, вам нужен всего лишь любимый партнер, с которым вы создадите семью, а также просто знакомые, с которыми можно будет раз в пятилетку встретиться и пообщаться.

Есть две лидерские позиции, которые занимает человек по отношению к тем, кто стал его последователем: когда он ведет за собой и когда просто говорит людям, куда идти, а они уже сами действуют в этом направлении. Вторая лидерская позиция является нераспространенной и новой.

В данной позиции лидер создает команду, распределяет полномочия между людьми, нагружает их ответственностью, обучает или дает возможность обучиться – и становится ненужным. Лидер дает ориентир, цель, к которой его последователи должны прийти. Также выставляется приблизительный срок, чтобы путь достижения цели не занимал годы и века.

И как последователи будут к ней идти, какими путями, это уже остается на волю выбора самих последователей. Лидер не дает распоряжений и указаний. Он просто подбирает на места тех людей, которые будут знать свои обязанности, сами решать все рабочие вопросы, развиваться или получать возможность для развития, при этом вообще не контактировать с лидером.

Лидер в такой организации практически становится ненужным. От него требуется лишь наличие, постановка цели (куда все будут идти) и сроки. Иногда требуются денежные средства и прочие ресурсы для того, чтобы люди могли ими воспользоваться, выполняя свою работу.

Но работу, действия, шаги выбирают сами люди, которые их выполняют. Лидер не говорит, что делать его подчиненным, они сами решают, как им достичь ту цель, которую перед ним поставил лидер. Задача главного здесь только одна – подобрать таких людей, которые готовы думать, действовать, развиваться, брать на себя ответственность, быть инициативными, гибкими и идти к той цели, которую он перед всей командой ставит. Лидер не пинает и не указывает. Он ставит цель, а последователи уже сами решают, как они эту цель будут достигать.

Мотив аффилиации в межличностных отношениях

1. Абакирова Т.П. Социально- психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности// Автореф. дис. . кандид. психол. наук: Новосибирск — 2000.—20 с.

2. Абалкина М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимания. — М.: Знание, 1990. —63 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

4. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка к взрослому от особенностей их взаимодействия // Психологический журнал. — 1999, т.20, №1. — 39-48 с.

5. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. —208 с.

6. Аллахвердова О.В. Исследование мотивационных компонентов совместной деятельности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. — Д.: Педагогика — 1981. — 20 с.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в двух томах. Т.2. — М.: Педагогика — 1980. — 287 с.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2001.- 375 с.

9. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психол. журнал — 1994.— №1 — 3-16с

10. Аронсон Эллиот Общественное животное. Введение в социальную психологию: Пер. с англ. М.А. Ковальчука /Под ред. B.C. Магуна. — М.: Аспект Пресс, 1998. — 517 с.

11. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — Спб.: прайм—ЕВРОЗНАК, 2002. — 560 с.

12. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2002. — 416 с.

13. Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений), М.-.Апрель-Пресс: ЭКМО-Пресс, 2000, 508 с.

14. Барднер Г. Л. Социально- психологические аспекты личного отношения человека к человеку// Автореф. дис. . канд. психол. наук: Л. —1982—23 с.

15. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001.— 301 с.

16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

17. Минск Современный литератор. — 2002. — 447 с.

18. Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности //

19. Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. иобщая редакция А.Л. Свенцицкого. — СПб: Питер, 2000. — 339-362 с.

20. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. — М.: Международная пед. академия , 1995г. — 324 с.

21. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. — М.: Международная пед. академия, —1995. —209 с.

22. Борисова А.А. Проницательность как проблема психологии общения // Вопр. Психол. — 1990, № 4. — с. 117—123.

23. БорнЖ. Эксперимент на близость. — СПб.: Речь, 2001г. — 86с.

24. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки Деймса Бюдженталя. — М.: Смысл. — 2001. — 197 с.

25. Братько Б.М. Соискателю ученой степени. Практические рекомендации (от диссертации до аттестационного дела). — 4-е изд., переработанное, дополненное. — М.: СИП РИА, 2002. — 288 с.

26. Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 63с.

27. Брем П. Буунк Аффилиация, аттракция и близкие отношения. //Перспективы социальной психологии. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — гл. 12.-372-397 с.

28. Брудный А.А. Сознание и понимание. АН КиргССР, Ин-т философии и права, Фрунзе, 1982. — 124 с.

29. Былкина И.Д. Алекситимия (аналит. обзор зарубежных исследований) // Психологический журнал. — 1994, Т. 14, №5. — 42-51 с.

30. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения, (серия «Главный учебник») — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 320 с.

31. Вилей Джон Лабиринты одиночества. М.: Прогресс — 1989. — 623 с.

32. Галигузова Л.Н. Проблемы социальной изоляции детей // Вопросы психологии, 1996, №3. — 101-138 с.

33. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста// Вопросы психологии, 1990, №5, — 33-45с.

34. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — СПб.: Изд-во «Речь». — 2004. — 161 с.

35. Гозман Л.Я., Ажгитова Н.И. Психология симпатий. — М.: Знание. — 1988, —94 с.

36. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1982.№ 4. С. 15-27.

37. Гозман Л.Я., Ажгитова Н.И. Счастливый характер. — М.: Знание. — 1986.-64 с.

38. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев: Политиздат — 1989. — 187 с.

39. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия //Психол. журн. — 1997, № 6, 34-42 с.

40. Гофман Ирвинг Представление себя другим в повседневной жизни. — Ин-т социологии РАН, М.: Канон-ПРЕСС. —1997. — 302 с.

41. Гриммак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — М.: Политиздат. — 1989. — 318 с.

42. Гриммак Л.П. Общение с самим собой. — М.: Знание. — 1992. — 214с.

43. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер— 2000. — 464 с.

44. Дернер Дитрих Логика неудачи: стратегия мышления в сложных ситуациях. — М.: Смысл. — 1997. — 243 с.

45. Джемс У. Психология. — М.: Просвещение. — 1991. — 189с.

46. Джон М. Уайменн и Говард Джайлс Коммуникация в межличностных и социальных отношениях // Перспективы социальной психологии. — М.: ЭКСМО-Пресс. — 2001. — гл 11. -342-371 с.

47. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. — 1973, №5. — 24-30 с.

48. Дорофеев В.А., Головина А.В. доверительное пространство в школе// Психологич. Журн. — 1997—№3 —32-43 с.

49. Дохоян A.M. Взаимодействие структурных компонентов общения и мотивации студентов педагогических вузов// Автореф. дис. . кандид. психол. наук: М. — 1998. —21 с.

50. Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения. — М.: МГУ — 2000. — 41 с.

51. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб: Питер. — 2002. — 508 с.

52. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров: ЭНИОМ. — 1991. — 95 с.

53. Журавлев А. Л. Роль общительности личности в руководстве коллективом// Психологические исследования общения. — М.: МГУ. — 1985. — 63-82с.

54. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. — 1989. -63-74 с.

55. Залюбовская Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности. — М.: МГУ. — 1984. — 22 с.

56. Зачесова И.И., Павлова Н.Д. Отражение в рачи особенностей взаимодействия партнеров общения// Вопросы психологии 1990, №1, 18-27с.

57. Зимбардо Ф. Застенчивость. — Спб.: Речь. — 1987. — 256 с.

58. Злобина Е. Г. Общение как фактор развития личности. — Киев: Наукова думка. — 1981. — 115с.

59. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. — Самара: СамГПУ. —2001.— 196 с.

60. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия// Психол. журн. — 2000.—№2. — с.7-16.

61. Знаков В.В. Психология понимания правды СПб.: Алетей.-1999 -281 с.

62. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер. — 2000. — 512 с.

63. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъективных отношений. — М.: Политиздат. — 1988 — 315 с.

64. Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество// Вопросы психологии, 1988, №4, 35-44с.

Как быть Леди:  Обидчивость: причины, признаки, способы борьбы

65. Кан-Калик В.А., Ковалев А.Г. Классификация психологических типов общения // Вопросы психологии. — 1987, № 3. — 44-56 с.

66. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттела. — Спб.: Речь. — 2004. — 97 с.

67. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. Автореф. дис. канд. психол. наук. — JI. — 1985. —20 с.

68. Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения. Автореф. дис. . канд. психол. наук. — М. — 1981. — 22 с.

69. Коломинский Я.Л., Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: ТетраСистемс. — 2000. — 43 1 с.

70. Кон И. С. Дружба. — Спб.: Питер —2005. — 329 с.

71. Кон И. С. Социологическая психология. — Воронеж: НПО МООЭК — 1999. —555 с.

72. Кон И.С. Психология ранней юности. — М. — 1989. — 128 с.

73. Кон И.С., Лосенков В. А. Проблемы исследования юношеской дружбы// Сов. Педагогика. — 1974. — № 10. — 34-42с.

74. Кондратьева С.В. Межличностное понимание и его роль в общении// Вопросы психол. — 1980 — №5 — 38-46с.

75. Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. — Ярославль: ЯрГУ.— 1989. — 77 с.

76. Корнеев Р.Ф. Индивидуально-личностные факторы диалогичности общения. Автореф. дис. . канд. психол. наук. — М. — 1988. — 19 с.

77. Кочарян А.С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции. Автореф. дис. . канд. психол. наук. — Л. — 1986. — 21 с.

78. Котов А.В. Мотивационно-эмоциональный конфликт в структуре поведенческого акта// Психол. журн. — 1999 — №6 — 62-71с.

79. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. — М.: Генезис. —1997. — 143 с.

80. Критская В.П., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности // Психол. журнал 1997, №3. —34-42 с.

81. Кроль Л.М., Мелешко Т.К. Дефицит потребности в общении и особенности развития личности//Психол. журн. —1997. —№ 3. — 5460 с.

82. Кроль JI.M., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. —М.:Класс. — 1988. — 154с.

83. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. — М.:Когито-Центр. — 1998. — 214 с.

84. Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наукова Думка — 1982. — 159 с.

85. Кузьмина Е.И. Воздействие значимого другого на динамику воприятия// Автореф. дис. . кандид. психол. наук: М. — 21 с.

86. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. — Спб.: Речь. — 2001. — 184 с.

87. Куликов Л.В. Психология настроения. — СПб. — 1997. — 226 с.

88. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыиа В.М. Межличностное общение. — СПб. Литер. — 2002. — 544 с.

89. Куницына В.Н. Потребности и мотивы личности// Психология. Учебник (под ред А.А.Крылова), М.: Проспект, — 1998, с188-195.

90. Лабиринты одиночества. — М.: Прогресс. — 1989. — 623 с.

91. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. Диагностика, коррекция. — М.: Academia. — 2001. — 285 с.

92. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. — Петроград: Государственное издательство. — 1922. — 230 с.

93. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд-е 2-е. — М.: Смысл. Academia. — 2004. — 345 с.

94. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. 1 т. — М.: Педагогика. — 1983. — 391 с.

95. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.:Смысл. 2001. — 511 с.

96. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. — 1989, № 3. — 15-26 с.

97. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — Москва — Воронеж. — 1997. — 383 с.

98. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика. — 1986. — 143 с.

99. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. / Ред.- сост. Д.Я. Райгородский. — Самара: Изд. дом БАХРАХ-М. — 2000. — 362 с.

100. Личность. Общение. Групповые процессы: современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии., ред О.А. Власова, М.: Просвещение. — 1991.—365с.

101. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М.:Наука.—1981—260 с.

102. Лосенков В.А. О юношеской дружбе // Сб. Социальная психология личности. — Л.: Знание. — 1974. — 236-249 с.

103. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. — Л.: Наука.— 1983.— 176 с.

104. Майерс Дэвид Социальная психология: Пер. с англ. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. — 2004. — 510 с.

105. Майерс Дэвид Социальная психология: Пер. с англ. — СПб.: Питер. — 2004. — 793 с.

106. Макгро Ф. Спасение отношений. М.:«Добрая книга», 2002. — 416с.

107. Меграбян А.А. Личность и сознание. М.: Медицина. — 1978. — 174 с.

108. Мелибруда Я-Ты-Мы., пер. с польского, ред. А.А. Бодалев. М.:Прогресс. — 1986.—254 с.

109. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. — Москва — Воронеж. — 1996. —243 с.

110. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1981.—184 с.

111. Михневич Е.А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций двух поколений эмигрантов в Германии, дипломная работа. — Берлин, 2003. — 93 с.

112. Мустакас К. Большие проблемы маленьких детей // сб. Экзистенциальная психотерапия с детьми. М.: Апрель — пресс ЭКСМО 2003.-63-82 с.

113. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия. — 2004. — 452 с.

114. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.:ЛГУ. — 1960. — 425 с.

115. Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж: НПО МОДЭК. — 1998. — 362 с.

116. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. — Спб.: Речь. — 2004. — 392 с.

117. Немов Р.С. Психология. Учебник. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 1998. Книга 1. — 632 с.

118. Николаева С. В. Одиночество как социально- психологический феномен. Автореф. дис. . канд. психол. наук: СПбГУ. — СПб. — 2004. —21 с.

119. Никольская И.М., Грановская P.M. Защита личности: психологические механизмы. — СПб. — 1999. — 347 с.

120. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей.

121. СПб.: Речь. — 2000. —504 с.

122. Новгородцева А.П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания другого. М.:МГУ, 1989, 136с.

123. Обозов Н.Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Сб. Социальная психология в трудах отечественных психологов. / Ред А.Л. Свенцицкого. — СПб: Питер. — 2000. — 108-128 с.

124. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. — СПб.: Речь. — 2003. — 294 с.

125. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.

126. СПб.: Питер. — 2000. — 522 с.

127. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения. // Психологический журнал. — 1987, т.8, № 4. — 21-34 с.

128. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Человек и общество. Вып. 3. — Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та.1968.-51-63 с.

129. Парыгин Б.Д. Анатомия общения СПб: Михайлов В.А., 1999. — 300с.

130. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. — М. — 1978.— 187 с.

131. Парыгин Б.Д. Основа социально-психологической теории. — М.: Мысль. — 1971 —348 с.

132. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизнью. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи: пер. с нем. — М.: Медицина.1995. —336 с.

133. Первин Л., Джонс О. Психология личности. — М. — 2000. — 606 с.

134. Перспективы социальной психологии. М.:ЭКСМО-Пресс.-2001 .-688 с.

135. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений// Вопросы психологии, 2001, №1, 19-26с.

136. Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. — 1984, №3.-40-53 с.

137. Праворотова Т.А. Говир Т. Недоверие как фактор ухудшения отношений// Проблемы социологии. — 1994 —№3 — 94-98с.

138. Прихожан А. М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе.— М.: Просвещение. — 1994. — 191 с.

139. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — 2-е изд. — СПб.: Питер. — 2003. — 1096 с.

140. Психологические исследования социального развития личности: Тематический сборник научных работ. — М.: институт психологии АН СССР. —231 с.

141. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Политиздат. — 1985. — 431 с.

142. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика —Пресс. — 2001. — 438 с.

143. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина.

144. СПб.: Питер. — 2001. — 403 с.

145. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект. — 1999. —584 с.

146. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М.2002. —672 с.

147. Рахматшаева В.А. Психология взаимоотношений: книга для учителя.

148. М.: Просвещение. — 1996. — 63с.

149. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии.//Психол. журнал, 2001, №1, 102-112с.

150. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии: Пер. с англ. В.В. Румынского / Под ред. Е.Н. Емельянова, B.C. Магуна — М.: Аспект Пресс. — 2000. — 429 с.

151. Руденко И. Л. Стиль общения и его детерминанты. Автореф. дис. . канд. психол. наук: МГУ. — М. — 1988. — 24 с.

152. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольника со сверстниками. — М.: Педагогика. — 1989. — 215 с.

153. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. — М.: Ювента. — 1999. — 346 с.

154. Санникова О.П. Эмоциональность и реакция активности общения// вопросы психологии, 1994, №3, 21-32с.

155. Сафонов B.C. О психологии доверительного общения // Проблема общения в психологии. — М. — 1981. — 54-68 с

156. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. Учебник. — М.: ООО ТК Велби. —2003. —336 с.

Как быть Леди:  27 смайликов, которые означают не то, что вы думаете | Lifestyle | Селдон Новости

157. Серджвеладзе Н.И. Структура и динамика межличностных и внутриличностных отношений.// Автореф. дис. . канд. психол. наук: Тбилиси — 24 с.

158. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО Речь. — 2002. — 350 с.

159. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. Спб.: Речь. — 2000. — 234 с.

160. Сидоренко Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. Спб.: Гос. Университет. 1993. — 152 с.

161. Симоненко С.И. Поведение человека в процессе отборочного интервью как фактор, вызывающий доверие// Вопр. психол. — М. — 1999. — №6 -77-88 с.

162. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Academia.— 2000. — 264 с.

163. Скрипкина Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий // Вопросы психологии. — 1999, №5. — 77-89 с.

164. Смелзер Н. Социальное взаимодействие// Социология, гл.5, М.: Феникс. — 1998. — 688с.

165. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. — 1995, №3. — 123-134 с.

166. Смирнова Е.О. Становление межличностного общения в раннем онтогенезе//Вопросы психологии, 1994, №6, 18-30с.

167. Субботский Е.В. Генезис личности и поведения у дошкольников и стиль общения// Вопросы психологии, 19986 №2, 43-53с.

168. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. — 2-е изд. — М.: Сов. Россия. —1981. — 93 с.

169. Творогова Н.Д. Социопсихосоматические закономерности общения. — М.:ЖтК. —1996. —112 с.

170. Творогова Н.Д. Социопсихологические закономерности общения. Автореф. дис. докт. психол. наук: М. — 42 с.

171. Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е.М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. — 1999., № 3 — с.80-90.

172. Трифонов Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. — СПб. — 1996. — 320 с.

173. Файзулаев А. А. Мотивационные кризисы личности// Вопросы психологии, 1998, №3, 22-35с.

174. Фернхем А., Хейвен П. Личность и близкие отношения // Личность и социальное поведение. — СПб.: Питер. — 2001. — 147-174 с.

175. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб.: Ювента — 1999. —317 с.

176. Фромм Э. Бегство от свободы — Минск — 2003. — 383 с.

177. Харламенкова Н.Е., Бабанова И.В. Стратегии самоутверждения и ценностные предпочтения одинокого человека// Психол.журнал, 1999, №2, 29-3 8с.

178. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность, т.1.СПб.:Питер-2003.- 859 с.

179. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бруменский. — М.: Издательская группа Прогресс-Универс. — 1993. — 480 с.

180. Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека// Автореф. дис. . канд. психол. наук: М. — 1984 — 21 с.

181. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.: Пер. С англ. С. Меленевская, Д. Викторова. — Спб.: Питер Пресс. — 1997. — 608 с.

182. Черенкова Г.В. Психологические особенности развития различных форм общения подростков. — М.: НИИ общ. и пед. психологии. — 1989 — 18 с.

183. Чирков В.И., Диси Э.Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей // Вопросы психологии. — 1999, №3. — 42-51 с.

184. Шаров А.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивов общения со сверстниками у подростков и старшеклассников. — Автореф. дис. . канд. психол. наук. — М. — 1986. — 22 с.

185. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: Социально-психологическая проблема. — Киев. — 1991. — 270 с.

186. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 544с.

187. Шкопоров Н.Б. Феноменология , динамика и психические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы-интерната. Автореф. дис. . канд. психол. наук. — М. — 1980.— 22 с.

188. Шкурко Т.А. Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного треннинга. Автореф. дис. . канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону. — 1997. — 20 с.

189. Шутценберг А. Синдром предков. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 240с.

190. Эмерсон Р.У. Доверие к себе. — СПб.: Ювента — 1992—147с.

191. Юрчук В.В. Современная психология общения женщин с мужчинами. Минск: Современное слово, — 2000. —377 с.

192. Якобсон П.М. Некоторые данные о психологии юношеского возраста в зарубежной литературе// Вопросы психологии. — 1970, №4, с. 150— 159.

193. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс. — 2000. — 576 с.

194. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, — 1997. — 1053 с.

195. Ainsworth M.,Bowlby J. An ethological approach to personality development//Amer. Psychologist—1991, v.46 — p. 331-341

196. Cassidy J. Adult Romantic Attachments: A Devopmental Perspective on Individual Differences //Riview of General Psychology — 2000, June, vol. 4, №2, p. 111—131.

197. Disskussiontext: interaction und Kommunikation, Thema 8: das sozio-emotionale Apriori des Menschen. — Humbold Universitaet. — Berlin. — 1999. —p. 32-50.

198. Feeney R., Waller N., Brennan K., Attachment styles as a preditor of adult romantic relationships// Journal of Personality and Social Psychology — 1990,58(2), p. 281-291.

199. Feingold Аю Good-looking people are not what we think// Psychological Bulletin, 1992, v. Ill,p. 304-341.

200. Flandeps J.P. A general systems approach to loneliness // Loneliness: A sourcebook of current theory, presearch and therapy. / Ed. by A. Peplau, D.Perlman. — N.-Y: Wiley sons corp. — 1982. — p. 48-62.

201. Higgins E., Kruglanski A. Social Psychology: Handbook of Basic Principles. —New York: Guilford, 1996, p. 733.

202. Hinde R. Relationships. A dialectical perspective. — Hove, GB: Psychology Press, 1997, p. 235.

203. Kreamer M., Hess J. Des Gefeuhles in den Beruf // Psyhologie heute — 2002, Januar. —p. 18-19.

204. Kolata G. Studying Learning in the Womb. // Reading in Psychology. — 1992, —p. 26-29.

205. Kouler И. Prosoziales Verhalten: Forschungsschwerpunkte und Forschungsthenen Zeitschrift fuer Socialpsychologie, Hillsdale: Erlbaum, t. 8, —p. 23-49.

206. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. A spectural theory of Ego defenses and Emotions. // Emotions in Personality and Psychopathology. — 1979. — p. 41-46.

207. Rusbult C. Commitment and satisfaction in romantic association: A test of the investment model.// Journal of Experimental Social Psychology, v. 16, p. 172-186.

208. Rusbult C. Interdependence processes. // Social Psychology: Handbook of Basic Principles., Higgins E., Kruglanski A., — New York: Guilford, 1996, p. 564-596.

209. Scoll W. Das Sozio-emotionale Apriori des Menschen / Forschungsvertiefung Social- und Organisationsprychologie / T.8. — Humboldt Universitaet. — Berlin. — 2001. — p. 51-83. Sonnenmoser M. Alles unter Kontrolle// Psyhologie heute — 2003, Februar—p. 11.

210. Stroebe W., Jonas K., Hewstrone M. Sozialpsychologie / Eine Einfuehrung. — Berlin. — 2003. — p. 688.

211. Stroebe W., Stroebe M. The social psychology of social support.// Higgins E., Kruglanski A. Social Psychology: Handbook of Basic Principles. — New York: Guilford, 1996, p. 597-621.202.203.204.205.206.207.

Этническая аффилиация

Этническая аффилиация (групповая аффилиация) заключается в потребности представителей этноса быть в социуме представителей комплементарных этносов и ориентации на их поддержку. Так, например, жители Белоруссии стремятся к союзу с жителями России. Групповая аффилиация – это взаимоотношения между некоторыми группами, которые думают, что одна из них — это составная частью другой.

В соответствии с нынешней теорией аффилиации, любому индивиду более или менее выражено, свойственна потребность принадлежать определенной группе. Для значительной массы людей в нестабильной ситуации переходного социума этническая и семейная принадлежность (восприятие себя членом социума или «семьи») становится более допустимым методом вновь ощутить себя некоторой частью целого, найти психологическую помощь и поддержку в традициях.

Отсюда выходит повышенный интерес к этнической идентификации, нужда в консолидации этнической общности, попытки формирования интегрирующей национальной идеи и идеала в новых общественных условиях, обособление и сохранение национальной мифологии, истории, культуры и др. от воздействия других этносов.

https://www.youtube.com/watch?v=8Oe7CFKNwRc

Идентификация себя индивидом происходит не только по этническим приметам и признакам, поэтому непосредственно этничность может находиться на периферии мотиваций личности. На важность этнической принадлежности воздействуют не только беспристрастная социальная реальность (конфликты, миграции и т.д.), но и некоторые субъективные факторы, например, уровень образованности индивида.

Смысл этнической идентификации зависит от ситуации. В основном, этническое сознание индивида и групп не актуализировано в условиях существования в моноэтнической среде или постоянных этнических отношений. Фактором, который способен увеличить возможность возникновения этнических конфликтов и повысить значение этнической идентификации, является миграция. Закономерным является факт, заключающийся в том, что чувство этничности в основном развито у не преобладающих общностей.

Немаловажным является ощущение этнического единения, возникающее стихийно и формирующееся целенаправленно. Вера в наличие естественных связей между членами одного этнического социума гораздо важнее, чем реальное присутствие таких связей.

Итак, этническая идентичность — это важнейшая составная часть общественной идентичности индивида, постижение своей принадлежности к конкретному этническому социуму. В структуре этнической идентичности обычно выделяют два главных компонента: аффективный – оценивание качеств своей группы, значимость членства в группе и непосредственно отношение к членству; когнитивный – представления и знания об особенностях своей группы, постижение себя в качестве члена такой группы.

Этническая принадлежность начинает формироваться с 6-7 лет. В этом возрасте дети приобретают некоторые фрагментарные знания об этнической принадлежности. В 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя с этнической группой, на основании места проживания, языка и национальности родителей. В 10-11 лет – формируется в полном объеме этническая идентичность.

Солдатовой и Рыжовой разработана методика, предназначенная для исследования этнических тенденций к аффилиации. Для эмпирического основания исследования выраженности мотива этнической аффилиации они использовали три критерия, которые ранее были выделены Триандисом в качестве основы аллоцентрического личностного типа.

Первый критерий – это подчинение своих собственных целей групповым. Второй – ярко выраженная идентификация с этнической группой, к которой принадлежит индивид. Третий – восприятие себя в качестве части группы, а не непосредственно группы, в качестве своего продолжения.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий