Адаптивность. Что такое «Адаптивность»? Понятие и определение термина «Адаптивность» – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies Женщине
Содержание
  1. Что такое адаптивный дизайн сайта, и чем он отличается от отзывчивого
  2. Адаптивность. что такое "адаптивность"? понятие и определение термина "адаптивность" – глоссарий | онлайн журнал psychologies
  3. Что такое адаптивный веб-дизайн
  4. «self-*» — еще одна волна
  5. Viewport и media query
  6. Адаптивность «малой кровью»
  7. Адаптивные программы глазами программиста
  8. Адаптируемые программы и программная инженерия
  9. Варианты разработки и примеры адаптивных версий сайтов
  10. Вложенность объектов
  11. Выдерживание размеров макетов
  12. Грамотное использование графики
  13. Зачем нужна адаптивная версия сайта
  14. Использование max-width
  15. Использование контрольных точек
  16. Как сделать адаптивную верстку сайта на базе фиксированного макета
  17. Картотека: адаптивное обучение
  18. Литература
  19. Максимальные и минимальные значения
  20. Образы в адаптивном дизайне: примеры
  21. Обязательно ли использовать adaptive web design?
  22. Отличие адаптивного сайта от мобильной версии
  23. Относительность единиц измерения
  24. Панели
  25. Переключение
  26. Перенос блоков
  27. Показ изображений, исходя из ширины браузера
  28. Правильные медиазапросы
  29. Правильные шрифты
  30. Применение свойства width
  31. Принципы адаптивной верстки
  32. Программная кибернетика и адаптивные программы
  33. Прочность
  34. Размеры макетов
  35. Рано или поздно программное обеспечение все же должно выйти на следующий виток эволюционного развития и обрести два новых качества, свойственных сложным техническим системам и живым организмам, — адаптируемость и адаптивность.
  36. Резиновый
  37. Уточним терминологию

Что такое адаптивный дизайн сайта, и чем он отличается от отзывчивого

Они довольно похожи, но принципиальная разница есть в технологии их реализации:

  • Responsive Design (RWD) создается с гибкой сеткой или другими подходящими, но статическими свойствами, позволяющими одному шаблону быть актуальным для нескольких гаджетов.
  • Adaptive (AWD) проектируется с условиями, изменяющимися, исходя из устройства серфинга, в его базе есть уже ряд макетов, он динамический и ориентирован на диагональ экранов.

Во втором случае во главу угла ставится функциональность – особенности девайса учитываются в обязательном порядке. От размеров дисплея напрямую зависит характер расположения блоков. При разработке отзывчивого ведущую роль играют медиазапросы и относительная сетка, заданная в процентах.

Есть разница и в работе серверных скриптов: при AWD они сначала определяют, с чего заходит человек, а потом загружают оптимизированную под этот гаджет версию страницы.

Что лучше использовать? Зависит от структуры web-ресурса: если она «резиновая», отзывчивость будет весьма удобной, вот только от нее может снизиться скорость загрузки (при наличии большого количества визуальных элементов).

Зато адаптивность сайта – это мощный инструмент во всех остальных случаях: он развязывает дизайнерам руки, дает возможность разделить юзеров на категории и предложить каждой ориентированные на нее решения. Проще говоря, владельцы смартфонов будут видеть один макет, созданный именно для их удобства, планшетов – другой, стационарных ПК – третий.

Разница прекрасно видна по блогам, напичканным фото, текстами, броскими заголовками, функциональными кнопками. При RWD, зайдя с айфона, вы увидите его уменьшенную копию, при AWD – облегченную, которая загрузится гораздо быстрее. Да, навигация будет отличаться, но для современных продвинутых пользователей это, скорее, преимущество, а не проблема.

Итак, резюмируем, выделяя ключевой показатель:

ResponsiveAdaptive
Один, но гибкий шаблон для всех девайсовСразу несколько макетов – для каждого гаджета свой

Адаптивность. что такое "адаптивность"? понятие и определение термина "адаптивность" – глоссарий | онлайн журнал psychologies

способность к адаптации, приспособлению человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Поскольку адаптация – процесс взаимопроникающий, значит, изменяться может не только личность, но и среда, в которой он существует. Адаптивность не стоит путать со способностью социализироваться. Сумев приноровиться к обществу, человек может так и не адаптироваться в нем. Это значит, что нравственные установки и личные принципы совершенно расходятся с теми, что существуют в окружающей среде – культурной, социальной, коммуникативной. В таком случае человеку самому необходимо решать, что стоит изменить, чтобы не находиться в подавленном эмоциональном состоянии. Поэтому адаптивность стоит определять не только как способность адаптироваться к переменам, но и как желание приспособиться к ним.

Адаптивность прежде всего заключается в анализе и адекватном восприятии окружающей среды, вследствие чего вырабатывается умение оставаться целостной личностью. Кроме того адаптивность выражается в способности преобразовывать окружающую индивидуума действительность сообразно своим этическим и моральным представлениям. Если человек обладает адаптивностью, то он намного легче переносит перемены в жизни, имеет возможность адекватно сориентироваться в любой (особенно неприятной) ситуации, обладает более высокой эмоциональной устойчивостью, а также способен меняться, что не пугает, а только вдохновляет его.

Что такое адаптивный веб-дизайн

Оформление сайта, при отображении которого страницы автоматически подстраиваются под разрешение и даже под текущий формат экрана устройства, а потому одинаково наглядно и удобно просматриваются на компьютерах или ноутбуках, на планшетах, смартфонах и даже телевизорах.

По-английски он называется Adaptive Web Design, и данный термин метко отражает, каким он должен быть – гибким и функциональным.

«self-*» — еще одна волна

Есть все основания утверждать, что адаптивность станет важнейшим признаком следующей технологической волны. Рискну сослаться на собственную статью [1], в которой пересказывается основное содержание доклада одного из отцов Internet Леонарда Клейнрока на конференции, посвященной проблемам образования (www.cra.org).

Клейнрок утверждает: «Компьютерные системы завтрашнего дня не могут быть построены с применением тех методов, которыми мы пользуемся сегодня». Основным свойством систем будущего названа сложность организации и поведения. В то же время они должны строиться из простых и не очень надежных компонентов, быть несложными для пользователя, администратора и проектировщика. А для этого они должны быть «self-*» — самоконфигурируемыми, саморегулируемыми, самоадаптируемыми…

Какими же профессиональными качествами необходимо обладать специалисту, чтобы удержаться на этой новой волне? Ответ можно найти в статье [2]. Не нуждающийся в представлении Дэннис Цикритзис рассказывает о пяти волнах и уровне готовности пяти поколений специалистов к продолжению профессиональной деятельности в условиях очередной волны.

Он показывает, что приспособленность к переменам тем выше, чем выше уровень академической подготовки. Текущая, пятая по счету и, судя по всему, идущая на убыль Web-волна отличается от предыдущих технологических волн тем, что, в общем-то, не требует серьезной математической, кибернетической или философской подготовки.

Viewport и media query

Это важные параметры, которые необходимо правильно задавать. Первый – это мета-тег, говорящий браузеру о том, нужно ли увеличивать/уменьшать страницу, и как отображать присутствующие на ней объекты. Его следует записать в <head> таким образом:

Первая часть после него определяет, что ширины растягивания контента и экрана совпадают, вторая устанавливает масштаб 1 к 1.

Также верстка адаптивного сайта подразумевает использование css3 медиазапросов. Выше мы определили, что они должна включать в себя, теперь посмотрим способ их записи:

@media screen and (max-width: 768px) {

.class {

свойство: значение;

Здесь:

  • @media – сам запрос,
  • screen – носитель,
  • max-width – обязательное условие к выполнению (тут – ширина не достигает 768 пикселей),
  • class – селекторы, определяющие рабочие параметры.

При создании web-ресурса используются функции, указывающие цвет, ШхВ, сетку, ориентацию объектов, разрешение. Текущие цифры, сразу по достижению которых изменяется оформление, называют точками “перелома” (контроля), от английского breakpoints. Также находится место для логических операторов and, not и only (И, НЕ, только соответственно).

Адаптивность «малой кровью»

Вариант, отлично подходящий для простых по структуре и функционалу проектов. Типографика и изображения банально масштабируются. Правда, он не гибкий, ведь уменьшение/увеличение ШхВ происходит на фиксированный коэффициент и не может динамически меняться.

Адаптивные программы глазами программиста

Отношение специалистов к адаптивности программного обеспечения мало чем отличается от отношения к его адаптируемости. Можно насчитать несколько подходов к созданию адаптивного программного обеспечения, которые также расположены в диапазоне от чисто программистских решений до кибернетических.

Один из ярких адептов программного подхода к созданию адаптивных программ — Питер Норвиг, работающий ныне в компании Google. Норвиг — известный специалист в области искусственного интеллекта, соавтор популярной книги «Искусственный интеллект: современный подход».

У него богатая научная биография, он работал в исследовательском центре НАСА, занимал должность «старшего ученого» в ряде известных компаний, в том числе в Sun Microsystems. Представим его взгляды на адаптивность программного обеспечения, но сначала подчеркнем, что Норвиг называет технологии программирования адаптивными, не делая их четкого разграничения на адаптивные и адаптируемые. И еще: осуществленный Норвигом анализ проблем интереснее, чем предлагаемые им средства для решения оных.

Питер Норвиг выделяет три исторических этапа в области технологий программирования.

В 70-е годы структурное программирование открыло возможность для создания крупномасштабных программных систем. Наличие спецификаций позволило реализовывать проекты, следуя этим спецификациям и допуская изменения в ограниченных пределах.

Появившееся в 80-е годы объектно-ориентированное программирование упростило реагирование на изменения в спецификациях, поскольку функциональность систем могла быть разделена на классы с ограниченным взаимодействием между ними. И все же в рамках соответствующих технологий каждое изменение в спецификации по-прежнему требует вмешательства программиста, следствием чего становится высокая стоимость «цикла четыре re» (redesign/reimplement/rebuild/retest).

Современный подход к созданию программных систем, адаптивное программирование призван обеспечить эффективную адаптацию к изменениям в окружающей среде. Норвиг определяет этот подход следующим образом: «Адаптивное программное обеспечение использует доступную ему информацию из окружающей среды и совершенствует свое поведение».

Этот современный подход к программированию основывается на принципиально ином, чем прежде, представлении о свойствах окружающей среды. Переход на новые позиции можно сравнить с постоянно происходящим в науке усложнением видения картины мира. Открытие дифференциального исчисления позволило представить мир в динамике, создание теории вероятностей — отразить недетерминированность мира, и т.д. Одновременно, по мнению Норвига, рушатся некоторые устойчивые представления, оказавшиеся на поверку мифами.

Как быть Леди:  50 интересных тем для разговора или о чем говорить, когда говорить не о чем :: Инфониак

Миф о спецификации. Традиционный подход к разработке программного обеспечения предполагает, что все начинается с создания спецификации, а общий дизайн системы и детальное проектирование должны выполняться лишь после появления окончательной версии спецификации.

Миф об обслуживании программного обеспечения. Использование термина «обслуживание» применительно к программам создает неверное представление о том, что программное обеспечение может деградировать в процессе работы и нуждается в восстановлении.

Обслуживание требуется изнашиваемым «материальным» машинам и механизмам, а коды программ не изменяются. На самом деле, программы нуждаются в модернизации (upgrading) и эволюционном развитии (evolving), а необходимость в изменении однажды созданных кодов чревата опасностью внесения новых ошибок.

Миф о черном ящике. Интерпретация процессов реальной жизни в виде «черных ящиков», представленных исключительно в форме спецификации ввода/вывода, выхолащивает видение проблемы. Системы, составленные из «черных ящиков», оказываются слишком громоздкими и медленными. Адаптивные системы отличаются наличием интерфейса с окружающей средой и обратной связи.

Миф об оптимальном выборе проекта. В традициях обычного проектирования ПО, для каждого компонента рассматриваются несколько альтернативных решений, из которых выбирается наиболее соответствующее — в представлении проектировщика — цели проекта.

Возможности альтернативных решений оказываются неиспользованными, хотя они могут быть востребованы со временем, в процессе развития системы. Адаптивное программирование предполагает сохранение альтернативных возможностей на случай возникновения потребности в них.

Миф о величии программистов. Качество современных программных систем, то есть их способность как можно лучше выполнять предписанные функции, чаще всего обеспечивается квалифицированной работой программистов, которые создают решение, в наибольшей степени соответствующее спецификации.

Но программистов вполне допустимо рассматривать лишь как один из возможных ресурсов для создания систем — кстати, один из самых дорогих. К проблеме функционального соответствия можно подойти с иной точки зрения, сделав упор не на качестве программирования «черных ящиков», а на создании более универсальных средств, которые способны адаптироваться к конкретным условиям.

По мнению Норвига, решение проблемы состоит в выборе средств создания адаптивного программного обеспечения. В первую очередь, это могут быть динамические языки программирования, которые позволяют создавать приложения с длительным жизненным циклом, способные изменяться в процессе эксплуатации.

Это качество обеспечивается тем, что, в отличие от статических языков (например, Си), динамические языки допускают возможности переопределения структуры программ и данных, модернизации программ за счет изменения их компонентов. Популярность Java в значительной мере связана с пусть не полными, но определенно динамическими возможностями этого языка. Такие языки, как Dylan и Common Lisp Object System (CLOS), являются динамическими в полном смысле слова.

Основным средством реализации адаптивного программного обеспечения могут стать агентские технологии, включающие в себя схему взаимодействия между агентом и его спонсором. Под агентом обычно понимают код, который, не являясь самостоятельной программой, способен реагировать на запросы спонсора и действовать в соответствии с его предпочтениями.

Агент функционирует в сложной среде, доступной ему лишь частично, не имеет над ней полного контроля и, соответственно, ограничен в возможностях. Теоретическим базисом для создания агентских технологий, который позволяет агентам работать в условиях неопределенности, является теория принятия решений.

Адаптируемые программы и программная инженерия

Как это ни может показаться странным, но, несмотря на всю свою «железность», с точки зрения приспособленности к окружающей среде «жесткий товар» прогрессирует быстрее, чем «мягкий». Адаптируемость «железа», особенно заметную в последнее время, можно проследить на примере развития сложных центров обработки данных, собираемых из сверхтонких серверов-лезвий.

Монолитные архитектуры постепенно уступают место более гибким блочным. Программное же обеспечение, как и прежде, создается преимущественно в соответствии с централизованной монолитной моделью, которая была вполне адекватной, когда компьютеры пребывали изолированными, но плохо приспособлена к новой распределенной модели компьютерных систем.

Исключение, лишь подтверждающее правило, составляют архитектуры, ориентированные на сервис (service-oriented architecture, SOA). Всеобщее увлечение ими, в конечном счете, есть ни что иное, как не слишком хорошо осмысленная реакция на отмеченное отставание.

Параметрическая адаптация. Предполагает изменение во времени алгоритма функционирования. Примером могут служить обучаемые нейронные сети.

Варианты разработки и примеры адаптивных версий сайтов

Итак, можно:

  1. Заказать web-ресурс у профессионалов – самый простой и надежный выбор, ведь специалисты решат вопрос максимально качественно. Подходящих разработчиков вы найдете в лице коллектива Студия17 – обращайтесь.
  2. Найти уже готовое оформление и начать его использовать – подходит для тех, кто не ищет эксклюзивности, но при этом разбирается в теме настолько, чтобы самостоятельно переписать часть кода.
  3. Применить фреймворки, то есть каркасы с основными объектами, и уже на их основе достроить свое детище. Этот способ хорош тем, что позволяет получить и бесценный опыт конструирования, и уникальный набор шаблонов.

Вложенность объектов

Если один блок зависит от размещения другого, их допустимо отправлять в общий контейнер, чтобы они были взаимосвязаны, и тогда их не придется подстраивать. Такой прием работает с кнопками, лого, да много чем еще.

Выдерживание размеров макетов

Важно соблюсти подходящее разрешение – среди стандартных вариантов:

  •  320, 480 px – для смартфонов,
  • 768 – для всевозможных планшетов,
  • 1024 – для нетбуков,
  • от 1280 – для стационарных компьютеров.

Хотя жесткого соблюдения норм не предусмотрено – допустимы и промежуточные варианты. Но тогда в качестве точек «перелома» принимают фактические значения ШхВ нестандартного гаджета.

Грамотное использование графики

Если изображение детализированное, стоит сделать его растровым, если же нет – векторным. И каждую картинку лучше оптимизировать, то есть сжать, но так, чтобы ее поддерживали даже старые браузеры.

Зачем нужна адаптивная версия сайта

Ее стоит внедрить, как минимум, по трем причинам, каждая из которых достаточно важна сама по себе:

  • Чтобы к вам «в гости» было одинаково комфортно заходить с любого гаджета – сегодня люди бродят по интернет-просторам с помощью айфонов и нетбуков, отличающихся между собой размерами и разрешением экрана; чтобы обеспечить удобство всем и каждому, необходимо реализовать автоматически подстраиваемый интерфейс.
  • Чтобы ваш ресурс чаще посещали с нестационарных устройств, и мобильный трафик планомерно увеличивался – за последние годы в разы возросло количество людей, пользующихся для серфинга смартфонами и планшетами; их нельзя игнорировать, ведь часть из них – ваша целевая аудитория, а потому важно создать им все условия, чтобы они захотели побывать у вас снова.
  • Чтобы оперативно предоставлять клиентам/подписчикам ценную информацию – сегодня горячую новость или срочное уведомление человеку проще прочесть с телефона (ведь он всегда под рукой, а до компьютера, бывает, еще нужно добраться).

Использование max-width

Если его показатель в 100%, объект изменяет свой масштаб по мере необходимости, но никогда не становится больше первоначального.

Выглядит это так:

Использование контрольных точек

Осуществляется привязка к тем элементам, местоположение которых остается статическим до тех пор, пока не будет выполнен вход с другого гаджета. Это своеобразные фиксаторы, и они не дают изображениям «уползать» за границы.

Как сделать адаптивную верстку сайта на базе фиксированного макета

Если есть рабочая и уже проверенная тема, нужно:

  • сделать ее резервную копию;
  • установить редактор CSS-кода, допустим, Notepad или бесплатный Adobe Brackets;
  • запустить Google Chrome и нажать F12.

После такой подготовки можно приступать к основной части – следует:

  • Перенести проект на локальный сервер, чтобы он был временно недоступен пользователям.
  • Добавить мета-теги и перевести абсолютные единицы измерения в относительные (пиксели – в проценты).
  • Оставить без изменения max-width, то есть основную ширину, остальные выразить в %, разделив их на главную (родительскую).
  •  Изменить размеры шрифтов на em, найдя частное между нужными и стандартными. Если по умолчанию они 16px, а вам нужно 24, получится 24/16 = 1,5 em.
  • Прописать в CSS свойство «height: auto», благодаря ему картинки будут автоматически масштабироваться (правда, без изменения веса).

Это основные мероприятия, после них останется найти точки «перелома» – те, в которых наблюдаются перестройки шаблона. Искать их следует, постепенно уменьшая размер окна Google Chrome, и как только оформление перестанет корректно показываться, зафиксировать первую breakpoint в файле «style.css», а затем следующую и так до конца. Отступы блоков обнуляются.

Когда вы сделаете все это, то увидите, как элементы подстраиваются под различные размеры экрана.

Картотека: адаптивное обучение

Многие эксперты считают, что самым эффективным является персонализированное образование. Организация, содержание и формат занятий в этом случае подстраивается под учащегося, с учётом его возможностей и запросов. В итоге это позволяет извлечь из учёбы больше пользы. Такое адаптивное обучение — с подачи педагогов, психологов и кибернетиков — появилось в практике преподавания больше полувека назад. Сегодня в нём активно участвует искусственный интеллект, а интернете можно найти десятки реализующих его платформ. Тем не менее, подобные технологии пока не стали массовыми. Как выглядит адаптивное обучение, и что оно даёт детям и взрослым, рассказали в научной статье сотрудники  Центра вычислительных наук об образовании НИУ ВШЭ. С её основными положениями и выводами вы можете ознакомиться в наших карточках.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

Что такое адаптивное обучение?

Это индивидуальная настройка образования, при котором обучение гибко и оперативно приспосабливается к учащемуся — его подготовке, интересам, темпу и особенностям усвоения информации. Содержание и формат занятий выстраиваются под конкретного школьника, студента или даже взрослого человека. Либо учащийся получает рекомендации по учебным материалам, актуальным именно для него.

Иными словами, точка отсчета при таком обучении — студент, а не абстрактная программа, которую нужно освоить по образовательным стандартам. При таком адресном подходе учащиеся больше вовлечены в занятия и мотивированы, лучше планируют свою образовательную траекторию и добиваются более высоких результатов.

Как быть Леди:  Что делать если ты медлительный человек. Как избавиться от медлительности

Обучение сегодня обычно проходит на электронных платформах. Форматы учебных материалов крайне разнообразны, как и задания: от вполне привычных тестов до онлайн-викторин, квизов, игр и прочего.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

Какие данные о студенте нужны для правильной «настройки» обучения?

Важно всё — от психологического склада и способностей до предшествующего опыта обучения. Если подробнее, то среди таких параметров, например, базовые знания по предмету, сведения об успеваемости, темах и тестах, которые студент уже прошёл. Значимы когнитивные стили (стили мышления) учащихся — устойчивые способы познавательной деятельности (конкретность или абстрактность, сглаживание или заострение деталей запоминаемой информации и т.д.). Не менее значимы интересы и предпочтения, поведение, гендер и возраст учащегося, а также привычные для студентов стили обучения.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

Стили обучения? Впервые слышу, что это?

Есть разные классификации. Например, среди стилей обучения выделяют визуальный, вербальный, сенситивный, интуитивный, последовательный, глобальный и пр. Студенты с визуальным стилем обучения лучше всего запоминают то, что видят (изображения, фотографии, диаграммы и пр.). Тогда как ученики с вербальным стилем предпочитают тексты, будь то описания или объяснения.

Люди с сенситивным стилем обучения хорошо запоминают факты и решают проблемы общепринятыми методами. «Интуитивисты», наоборот, предпочитают новаторские идеи. Студенты с последовательным стилем обучения склонны к пошаговым решениям, а с глобальным стилем — быстрее находят ответ, когда понимают общую картину. Они готовы идти в учёбе семимильными шагами.

Вся эта информация используется системами искусственного интеллекта, чтобы прогнозировать поведение студента и адаптировать обучение к его индивидуальным возможностям, выстраивать эффективный и комфортный образовательный процесс.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

Какие компьютерные технологии применяют при разработке адаптивных систем?

В основе моделей адаптивного обучения лежат различные методы анализа данных и искусственного интеллекта (ИИ). Часто используется, например, метод машинного обучения (Machine learning, ML). Его основная характеристика — не прямое решение задачи, а обучение в ходе применения решений множества сходных задач.

Алгоритмы машинного обучения позволяют анализировать учебный контент, предлагать оптимальный формат материалов и уровень их сложности. С помощью ML анализируются знания студента (выполнение заданий и тестов), ритм его работы (время, потраченное на обучение и тренировку).

Но потребности учащихся могут анализироваться и другими способами. Так, генетический алгоритм позволяет подобрать оптимальную учебную цель для студента на основе его поисковых запросов и поведения в социальных сетях Facebook, Twitter и пр.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

Используется ли для адаптивного обучения психометрика?

Да, психометрические модели применяются — например, из теории тестирования (Item Response Theory). Самая известная — модель Раша. Её суть в том, что вероятность правильного ответа на задание увеличивается с ростом подготовленности студента. Обычно в адаптивном обучении подходы теории тестирования используются, чтобы выбрать подходящий по уровню элемент контента для конкретного студента.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

А может персонализированное обучение стать массовым?

Да, но для этого нужны условия. Сейчас активно развиваются разнообразные электронные платформы адаптивного обучения. Они используют адаптивные алгоритмы с элементами искусственного интеллекта. Такие платформы особенно заметно повышают вовлеченность в процесс обучения. Мировые лидеры среди них: Smart SparrowKnewtonOefenweb DreamBoxMathspace ALEKS Pearson: My Lab&Mastering и ряд других.

Платформы реализуют адаптивность через: 

  1. обратную связь (Smart Sparrow, Knewton, DataCamp, Pearson: My Lab&Mastering); 
  2. адаптацию контента (все платформы); 
  3. аналитические отчеты о прохождении курса для преподавателей и студентов (ALEKS, Fishtree, i-ready); 
  4. формат игры (Oefenweb, DreamBox); 
  5. формирующее оценивание (DreamBox, CogBooks).

Одной из первых адаптивных платформ была Lexia Learning, основанная в середине 1980-х. С помощью персонализированного обучения она помогала детям с дислексией добиться успехов в чтении.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

Но тем не менее сферы применения адаптивного обучения не расширяются, почему?

Это дорогая и трудозатратная технология. Её внедрение в образование требует серьёзных ресурсов. Нужно, например, разработать много контента разной сложности. К тому же адаптивное обучение сильно отличается от традиционных педагогических методов. Оно требует смены всей образовательной парадигмы. Так, при переходе на индивидуальные траектории для студентов в учебных заведениях должны быть соответствующие учебные программы, регламенты, организация обучения, а у педагогов — новые навыки преподавания. Адаптивное обучение пока прижилось, в основном, в технических и математических дисциплинах (сфере STEM). А в гуманитарных его использование всё ещё ограничено. Но современное образование очень ждёт момента, когда адаптация к потребностям студентов станет нормой.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

Хм, неужели педагогика пришла к идее ориентации на учащегося только в ХХ веке?

Первые идеи индивидуального подхода к каждому ученику встречались еще в I в. до н. э. Но они были четко сформулированы лишь в XVII веке, когда чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592—1670) начал закладывать основы адаптивного обучения. Его аргументы были просты: дети различаются по темпам развития. Что одному под силу, то другому — рано изучать. Поэтому процесс обучения надо строить с учетом индивидуальных особенностей учеников.

В ХХ веке о персонализации обучения заговорили во весь голос. Понятие «адаптивное обучение» ввёл английский психолог и кибернетик Эндрю Гордон Спиди Паск (1928—1996) в 1960-х. В середине XX века были разработаны и алгоритмы программированного обучения. Так, американский психолог Беррес Фредерик Скиннер (1904—1990) предложил теорию программированного обучения и наряду с Паском стал основоположником западной школы адаптивного обучения. Скиннер также разработал специальные обучающие машины для самостоятельного обучения через пошаговое усвоение материала.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

И как выглядела такая машина?

Это устройство состояло из картонных карточек с напечатанными математическими задачами и подвижного рычага, с помощью которого данные о результатах выполнения задания выводились в прозрачном окошке. Если ответ был верным, рычаг двигался, и появлялась следующая задача. В случае ошибки рычаг оставался на месте, и студенту нужно было вновь попытаться решить задание. Таким образом, правильное выполнение заданий создавало стимул — побуждало студента двигаться дальше, а верные ответы выступали подкреплением — Скиннер был одним из видных представителей необихевиоризма (исследований поведения животных и человека). 

Обучающие машины позволяли организовать индивидуальное обучение. Правда, у них был недостаток: они не учитывали предыдущие знания студентов и их индивидуальные различия.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

А какие ещё были устройства для адаптивного обучения?

Эндрю Гордон Спиди Паск создал алгоритм адаптивного обучения, в котором задания различались по уровню трудности для разных студентов. Задачи постепенно усложнялись до тех пор, пока студент не допускал ошибку. После этого алгоритм выдавал задание полегче, а у студента была возможность потренироваться. Дальше уровень сложности вновь начинал расти.

Кстати, именно изобретение Паска — прибор SAKI (Self-adaptive Keyboard Instructor, 1956 год) — стало первой системой адаптивного обучения, запущенной в коммерческое производство. SAKI не только оценивала правильность выполнения задания, но также измеряла параметры ответа студента, такие как, например, время, затраченное на ответ. Это помогало скорректировать следующее задание.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

В СССР тоже существовали аналогичные разработки?

И даже во многом превосходившие зарубежные! Среди пионеров движения, например, Лев Ланда (1927—1999), который ввёл в психологию понятие алгоритма умственных действий и показал, как концепция алгоритмизации может применяться в обучении, например, для решения задач.

Другой исследователь, Пётр Гальперин (1902—1988), предложил теорию поэтапного формирования умственных действий. Умственную деятельность он разложил на несколько этапов: мотивационная основа, объяснение преподавателя, выполнение студентами действия, рефлексия (проговаривание действия про себя, решение в уме).

Идеи Гальперина подхватила психолог и педагог Нина Талызина (1923-2021). Она писала об измеряемой цели обучения, материале, осваиваемом пошагово, с самопроверкой по итогам каждого этапа. В процессе обучения предполагалось участие обучающей машины.

В целом зарубежная школа рассматривала адаптивное обучение с позиции бихевиоризма (изучения поведения), а отечественная в рамках поэтапного формирования умственных действий, в ходе которого внешние операции с учебным материалом и их обсуждение интериоризировались — переходили во внутренний план психики, где и становились в полном смысле мыслительными. Была важна идея управления умственными процессами, выделения рациональных приёмов мышления. 

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

Когда впервые доказали высокую эффективность адаптивного обучения?

В 1984 году американский психолог Бенджамин Блум (1913–1999) опубликовал исследование с описанием эксперимента, в котором студентов разделили на три группы. Студенты, обучавшиеся индивидуально или в малых группах по два-три человека, показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто проходил обучение в большом коллективе в учебной аудитории.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

А какие ещё прорывы произошли в адаптивном обучении?

В начале 1990-х годов появились адаптивные гипермедиа-системы. Это подход к созданию информационных систем, состоящих из различных медиа (тексты, аудиоданные, видеоряд и пр.), объединённых ассоциативными связями.

Одним из первых их разработчиков стал Пётр Брусиловский. Вместе с коллегами он создал гипермедиа-системы, цель которых — организация адаптивной навигационной поддержки пользователей по веб-странице. Происходит это так: адаптивные гипермедиа-системы создают модель целей, предпочтений и знаний каждого пользователя и используют её в процессе взаимодействия с ним, чтобы адаптироваться к его потребностям. Например, студенту в адаптивной образовательной гипермедиа-системе будет предоставлена презентация, специально адаптированная к его знанию предмета, и предложен набор наиболее релевантных ссылок для информации.

IQ

Литература

  1. Леонид Черняк, Чему учиться? «Открытые системы», № 2, 2003.
  2. Дэннис Цикритзис, Как удержаться на гребне технологических волн, нами же созданных. Jet Info, № 16, 1997.

Максимальные и минимальные значения

Можно задать лимиты ширины и высоты пикселей, чтобы текстовая информация (и другой контент) либо корректно отображалась на весь дисплей, либо на его часть, но не растягивалась и оставалась читабельной.

Как быть Леди:  "Некорректно" или "не корректно" ☑️ как правильно пишется слитно или раздельно

Образы в адаптивном дизайне: примеры

Под этим понятием скрываются изображения, отлично масштабируемые при разных размерах браузера, – рассмотрим существующие нюансы.

Обязательно ли использовать adaptive web design?

Над таким вопросом можно было раздумывать несколько лет назад, сегодня же его внедрение – необходимость. Потому что статистически фиксируемые объемы мобильного траффика неуклонно растут: все больше пользователей серфят по интернет-просторам именно с планшетов и, особенно, со смартфонов, и этим людям нужно давать возможность открывать удобную к просмотру версию веб-проекта, ведь это ваша целевая аудитория.

Мы подробно рассказали, что такое адаптивная верстка сайта, примеры макетов и варианты решений тоже привели, но готовы помочь вам еще больше. Обращайтесь в компанию Студия17, заказывайте наши услуги, и мы разработаем современный web-ресурс с AWD, одинаково дружелюбный ко всем его посетителям. 

Отличие адаптивного сайта от мобильной версии

Созданные под конкретные модели и операционные системы телефонов и планшетов приложения – тоже вариант, у которого, правда, есть определенные недостатки:

  • под всякую новую ОС требуется отдельное решение, что сопровождается дополнительными затратами ресурсов на разработку;
  • программный продукт нужно загружать (а иногда даже покупать) – это дополнительные усилия со стороны пользователя, и далеко не все захотят их предпринимать; ленивых требуется убеждать, что это ПО полезно, тратиться на рекламу и тому подобное;
  •  траффик разделяется на два потока, и кажется, что посещаемость меньше;
  • материалы web-ресурса приходится интегрировать – либо синхронизируя с работой мобильной версии, либо параллельно наполняя контентом сразу два ресурса, а это двойной труд.

И вот тут уместно еще раз упомянуть термин «адаптивная верстка сайта»: что это такое в данном контексте? Здесь это комплекс мер, предпринимаемых разработчиками для создания web-проекта с одним адресом, оформлением, контентом и системой управления, одинаково удобным для просмотра со всех активно используемых устройств.

Да, минусы у этой технологии тоже есть, но они весьма относительны. Главным недостатком считается новизна: пока ею в совершенстве владеет лишь малое число специалистов. Но зато какие перспективы она открывает! Ею будут пользоваться и через 5 лет, когда, вполне вероятно, появятся какие-то принципиально иные гаджеты.

Относительность единиц измерения

Обязательно учитывайте, что 320 px разрешения на практике по-разному выглядят на айфоновском дисплее и на широкоформатном мониторе компьютера, поэтому следует задавать масштаб с координатами относительно тех объектов, что есть на каждом устройстве. Стандартом сегодня является верхняя граница экрана – равняются именно по ней.

Панели

Здесь при вертикальном/горизонтальном тапе всплывает меню, как во многих мобильных приложениях. Для фанатов десктопного серфинга подобная навигация будет не самой очевидной, но этот способ построения шаблонов сегодня считается очень перспективным, так что придется привыкать.

Переключение

Трудоемкий в создании и внедрении, а поэтому не самый популярный способ. При его реализации под каждое актуальное разрешение нужно создать свой макет (а потом между ними будет осуществляться автоматический выбор – по ситуации).

Перенос блоков

Хорош тогда, когда предусмотрено много колонок с данными. Согласно ему, при уменьшении диагонали дисплея сайдбары смещаются вниз.

Показ изображений, исходя из ширины браузера

Чтобы установить зависимость, достаточно ввести HTML-элемент <picture>. Конструкция его довольно громоздкая, но весьма эффективная:

Правильные медиазапросы

С их помощью при создании ресурса задаются:

  • типы поддерживаемых девайсов,
  • условия показа тех или иных объектов.

На каждый будут подгружаться соответствующие стили CSS-языка.

Правильные шрифты

Их можно перевести в web-формат, чтобы они автоматически увеличивались/уменьшались, исходя из диагонали экрана. Но помните, что тогда они будут подгружаться, тогда как адаптивный сайт – это ресурс, контент которого отображается не только корректно, но и быстро (современный пользователь точно не станет долго ждать, чтобы посмотреть страницу, а уйдет искать другую).

Применение свойства width

Если его значение равняется 100%, картинка будет увеличиваться/уменьшаться вверх/вниз.

Записывается оно так:

В ряде случаев то же фото можно растянуть сверх исходного размера, но тогда уж лучше указывать в коде следующий оператор.

Принципы адаптивной верстки

Разработчики стараются не только передать корпоративный дух, назначение и основные идеи проекта или обеспечивать его необходимым функционалом, но и снабдить его определенными свойствами, удобными для последующей универсальной подстройки.

Программная кибернетика и адаптивные программы

Сегодня кибернетически подготовленных ИТ-специалистов на порядок меньше, чем программистов, но это еще не самое страшное. Гораздо хуже другое. Многие из тех, кто все же имеют такую подготовку, связали свои исследования с проблемами искусственного интеллекта — направления, поглотившего огромный объем сил и средств, но не давшего какого-либо практического результата. Более того, их деятельность способствовала дискредитации в глазах общества кибернетики как науки.

Питер Норвиг — один из таких специалистов. Обратившись к его послужному списку, трудно усомниться в квалификации Норвига, но совершенно очевидны слабости его позиции. Они вызваны увлечением искусственным интеллектом и проявляются в отсутствии системного (холистического) видения проблемы адаптивности.

Для того, чтобы разрабатывать адаптивное программное обеспечение, нужно использовать опыт создания адаптивных систем управления в других дисциплинах. А еще, может быть, следует сделать шаг назад и возвратиться к трудам классиков — Норберта Винера, Джона фон Неймана, Уильяма Эшби и других.

Прочность

Мобильная версия должна быть схожей с десктопной по оформлению, но при этом важно, чтобы она оказывалась гораздо более компактной: чтобы при ее открытии со смартфона информационные блоки, смещаясь, автоматически выстраивались по вертикали – по порядку, так называемым потоком.

Размеры макетов

Еще одно, заслуживающее отдельного внимания, правило адаптивного дизайна – это mobile first: в первую очередь разрабатывают решения под мобильные, и уже потом, на их основе, делают связанную с ней десктопную версию. Шаблоны разделяются (по ширине экрана) на 6 вариантов, растущих следующим образом, в пикселях:

  • 320,
  • 480,
  • 768,
  • 1024,
  • 1280,
  • 1600.

Внимание, если нет «переломов» на большем промежутке, допустим, с 320 по 1024 px, то не будет и практического смысла предлагать отдельные решения под меньший, например, с 320 по 768.

Рано или поздно программное обеспечение все же должно выйти на следующий виток эволюционного развития и обрести два новых качества, свойственных сложным техническим системам и живым организмам, — адаптируемость и адаптивность.

Адаптивность. Что такое "Адаптивность"? Понятие и определение термина "Адаптивность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

Несмотря на смысловую близость этих терминов, для придания программам соответствующих качеств следует использовать совершенно разные средства и технические приемы. Адаптируемость программного обеспечения достигается преимущественно с помощью методов новой дисциплины — программной инженерии.

Экстенсивный рост сложности программного обеспечения информационных систем неизбежно приводит к смещению фокуса внимания с методов и техники программирования, на протяжении десятилетий занимавших лучшие умы и казавшихся ядром ИТ, к тем средствам, которые способствуют решению проблемы сложности, — к архитектуре систем и системной инженерии.

Уже сейчас понятно, что сложные дорогие программные системы, как и любые дорогостоящие сооружения и машины, должны иметь длительный жизненный цикл, а следовательно, быть способными изменяться и приспосабливаться к переменам в окружающей среде. Кроме того, они должны способствовать экономии человеческих ресурсов, а это качество обеспечивается способностью к саморегулированию. Иначе говоря, необходимо, чтобы программное обеспечение было адаптируемым и адаптивным.

К сожалению, среди специалистов пока нет единства мнений относительно адаптируемости и адаптивности программного обеспечения, что, впрочем, неудивительно. Эти качества еще не стали свойствами коммерческих продуктов и обсуждаются преимущественно на уровне диссертаций и научных семинаров. Тем не менее, некоторая общность позиций постепенно формируется.

В основном, позиции эти распределены по «оси», направленной от чисто программистских воззрений к философско-кибернетическим. Для специалистов «от программирования» в большей мере характерен прагматичный стиль мышления. Например, один приверженец программистской точки зрения дал следующее краткое, но весьма характерное определение адаптивного программирования:

Резиновый

Сравнительно легко реализуется, максимально наглядный для пользователя. Объекты при нем сжимаются, подстраиваясь под размер экрана, или вытягиваются длиной лентой для удобного скроллинга.

Уточним терминологию

Глагол «адаптировать» происходит от латинского слова adaptare, являющегося суммой «ad aptare». Здесь ad означает «добавление», а aptare — «соответствие» или «приспособление», что и дает в итоге «делать нечто приспособленным к новым условиям» (чаще всего — путем модификации).

В английском языке можно встретить в приложении к системам два производных слова — adaptive и adaptable; то есть системы могут быть адаптивными и адаптируемыми. Когда систему называют адаптивной (adaptive), подразумевается, что она автоматически адаптируется к изменяющимся условиям.

К сожалению, в русском языке столь четкой дифференциации этих терминов нет. Вот, к примеру, статья из Экономико-математического словаря Л.И. Лопатникова (М.: Дело, 2003): «Адаптирующиеся, адаптивные системы [adaptive systems] — системы, способные к адаптации.

Подразделяются на самонастраивающиеся и самоорганизующиеся системы. В первом случае в соответствии с изменениями внешней среды меняется способ функционирования системы (например, предприятие расширяет выпуск продукции вслед за увеличением спроса), во втором — меняется структура, организация системы (на заводе создали отдел стандартизации в связи с возросшими требованиями к качеству изделий)». Совершенно очевидно, что в первом случае автор имеет в виду адаптивную систему, а во втором — адаптируемую.

Деление систем на адаптируемые и адаптивные — не игра в слова. Это принципиально важно, если мы говорим о сложных программно-аппаратных комплексах, поскольку для придания им того или иного качества используются разные инструменты.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий