9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно :: Инфониак

9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно :: Инфониак Женщине
Содержание
  1. Почему возникает дислексия – причины заболевания
  2. «клиновидные таблицы»
  3. . Используйте фантазию для запоминания
  4. . Блог
  5. . Каталог товаров, услуг и решений
  6. . Условия оформления заказа в Каталоге
  7. Делайте предварительный просмотр
  8. Интервальные повторения
  9. Эффект края
  10. Избавьтесь от внешних отвлекающих факторов
  11. Метод Фейнмана
  12. Воспроизведите прочитанную информацию своими словами
  13. Заполняйте ментальную пустоту
  14. Условия использования материалов, размещенных на Портале
  15. Интерференция
  16. Научитесь однозадачности
  17. Установите связь между новой и уже известной информацией
  18. Дворец памяти (чертоги разума)
  19. Использование мнемотехник
  20. Объясняйте прочитанное другим
  21. Структурирование информации
  22. Виды дислексии
  23. Дислексия: болезнь гениев или лентяев? разбираемся в ее причинах и симптомах
  24. Лечение, коррекция дислексии в москве
  25. Разминка «2–3–5»
  26. Тексты для скорочтения
  27. Чек‑лист
  28. Шаг 1

Почему возникает дислексия – причины заболевания

В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.

Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:

  • нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
  • серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.

Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.


Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

«клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

. Используйте фантазию для запоминания

Механическое повторение информации — худший способ запоминания. Вовлечение фантазии — важный метод улучшения хранения информации в нашей памяти. Давайте посмотрим, как это происходит. Мы забываем что-либо, поскольку то, что мы хотим запомнить, смешивается с тем, что мы уже усвоили.

Возьмем, к примеру, город Джексон, столицу американского штата Миссисипи. Название города легко визуализировать, представив Майкла Джексона плавающим в реке Миссисипи (достаточно нелепо, не правда ли?). Мы связали вопрос «Как называется столица штата Миссисипи?

По материалам книги «Как читать, запоминать и никогда не забывать».

. Блог

Сервис предоставляет авторизованному Пользователю, при условии внесения пользователем требуемых данных в Личном кабинете, возможность размещать и распространять контент на Портале, а также удалять размещенный им контент.

Пользователь самостоятельно несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации перед третьими лицами за свои действия, связанные с размещением и распространением контента на Портале, в том числе за то, что содержание Контента соответствует требованиям применимого законодательства и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Пользователь понимает и соглашается с тем, что Контент не должен нарушать авторские права, права на товарные знаки, средства индивидуализации и/или иные интеллектуальные права, принадлежащие третьим лицам, а так же другие требования законодательства Российской Федерации.

Пользователь самостоятельно и за свой счет обязуется урегулировать все претензии третьих лиц, связанные с размещением им Контента. В случае возникновения спорной ситуации бремя доказывания того, что размещаемый Пользователем Контент не нарушает чьих-либо прав, лежит на таком Пользователе.

Пользователь признает и соглашается с тем, что Администрация не обязана просматривать контент, размещенный Пользователем на Портале, а также то, что Администрация имеет право (но не обязанность) по своему усмотрению отказать Пользователю в размещении и/или распространении им контента, или удалить любой контент, размещенную Пользователем на Сервисе без указания причин.

Пользователь не вправе размещать и распространять контент, содержащий следующую информацию:

. Каталог товаров, услуг и решений

Каталог товаров, услуг и решений – составная часть Портала, содержащая информацию о товарах, работах, услугах и решениях для сферы образования, воспитания и обучения.

Портал и / или Администрация не выступают владельцами и не обладают никакими правами на товары, представленные в Каталоге, а равно не являются стороной в правоотношениях, возникающих из действий Пользователей по приобретению / заказу товаров, работ, услуг, решений посредством Каталога.

Все отношения между Порталом (Администрацией) и поставщиками (продавцами) регулируются отдельны договором и / или публичной офертой и находятся вне пределов действия настоящего Соглашения.

Портал предоставляет Пользователю бесплатную возможность поиска информации о товарах, ознакомления с товарными предложениями продавцов, возможность получения (в т.ч. по результатам поиска) релевантных интересам Пользователя товарных предложений и информации, а также иные функциональные возможности, явно доступные Пользователю.

Ставить оценки товарам и оставлять отзывы может только зарегистрированный Пользователь. Пользователи не могут изменять (редактировать) и удалять свои оценки и отзывы.

. Условия оформления заказа в Каталоге

Портал и / или Администрация не выступают владельцами и не обладают никакими правами на товары, представленные в Каталоге, а равно не являются стороной в правоотношениях, возникающих из действий Пользователей по заказу товаров, работ, услуг, решений посредством Каталога

В Каталоге Пользователям доступна база данных, которая представляет собой информационно-справочную систему, содержащую информацию о товарах/услугах, предназначенную для потенциальных покупателей/потребителей товаров/услуг. Информация о товарах/услугах, представленная в Каталоге, основана на информации, предоставленной продавцами (поставщиками).

Каталог предназначен исключительно для ознакомления и предварительного заказа товаров, услуг и решений. Никакие оплаты через Каталог не производятся и никакие сделки напрямую в Каталоге не совершаются.

Каталог так же позволяет запросить у Продавца пакет документов, необходимый пользователю для оформления поставки товаров / работ / услуг в порядке государственной закупки и иные документы, необходимые для совершения сделки. Данные документы предоставляются Пользователю непосредственно Продавцом (Поставщиком), Портал и Администрация не несут ответственности за достоверность и корректность указанных документов.

Любое общение, в том числе с использованием средств в Личном кабинете Пользователя, с поставщиком (продавцом) товаров, работ, услуг признается непосредственной перепиской между Пользователем и указанным лицом. Портал и / или Администрация ни в коей мере не могу участвовать или выступать стороной в указанном общении и / или нести какую-либо ответственность из (за) отношений / действий, вытекающих из указанного общения.

Делайте предварительный просмотр

На самом деле вы действительно можете достичь цели после хорошего двадцати-тридцатиминутного предварительного просмотра. Быть может, вам необходимо больше информации, в таком случае вам, возможно, стоит продолжить и выполнить предварительный просмотр каждой главы или прочесть первую и последнюю главы и сделать предварительный просмотр всех остальных. Универсального совета здесь нет — вы должны это определить сами.

Найдите признаки, помогающие понять структуру материала, такие как выделенные жирным шрифтом подзаголовки, увеличенные интервалы между абзацами, сигнальные слова («сначала», «затем» и т. п.), вводная и подытоживающая части, вопросы в конце текста. Пока вы будете это делать, подумайте, как вы разобьете материал на части.

Интервальные повторения


Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.


Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

Эффект края


Данное явление, открытие которого также принадлежит Г. Эббингаузу, заключается в том, что мы быстрее запоминаем и наиболее точно воспроизводим информацию, расположенную в начале и в конце текста.

Не верите? Проведем небольшой тест на внимательность и запоминание. Мы озвучим ряд слов, которые Вам необходимо повторить.

Как быть Леди:  Признаки гения: 7 особенностей гениальных людей | САЛИД

Готовы?

Шоколад, листопад, поезд, газета, радиоволны, кровать, вышка, радость, сон, стройка, ручка, шахматы.


Какие слова из списка Вы вспомнили первыми? Шоколад и шахматы?

А как насчет слов из середины списка? Сколько из них Вы смогли воспроизвести – три, пять? Что ж, Вам есть к чему стремиться.

Но как эффект края поможет запомнить информацию? Легко!


Прочтите текст, который Вам необходимо выучить. Выделите наиболее сложные части и начинайте заучивать их первыми либо последними.

Конечно, нельзя утверждать, что эффект края срабатывает всегда на 100%, но в большинстве случаев он действительно работает.

Избавьтесь от внешних отвлекающих факторов

Недостаток внимания может быть вызван различными внешними отвлекающими факторами, например, уведомлениями электронной почты, звонящим телефоном, коллегой, задающим вопросы. На время чтение постарайтесь убрать все отвлекающие факторы. Переведите телефон в авиарежим. Если вы в кабинете — наденьте наушники. Отойдите от ноутбука, возьмите бумажную книгу. Дайте себе установку — «У меня есть 40 минут, в течение которых я буду читать книгу, а после вернусь к другим делам».9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно :: Инфониак

Метод Фейнмана

Ричард Фейнман – физик-теоретик и лауреат Нобелевской премии – сформулировал алгоритм обучения, позволяющий быстрее и глубже изучать любую тему.

Этот простой метод основан на объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.

Суть методики можно свести к трем простым пунктам:

  1. Тезисно выписываем все, что знаем по теме, которую необходимо выучить.
  2. Выделяем «пробелы» в знаниях и восполняем их, причем новую информацию следует записывать максимально простым языком, не содержащим сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединяем всю имеющуюся информацию в одну простую и интересную историю, изложить которую на листке бумаги необходимо так, чтобы ее понял восьмилетний ребенок. А затем пересказываем ее.

Используйте сравнения, визуализацию (сопровождайте записи схемами, графиками, рисунками). Помните о том, что 90% информации мы воспринимаем посредством зрения.

Можете записать свой рассказ на диктофон или любой другой гаджет, что поможет обнаружить во время пересказа «белые пятна», которые необходимо снова проработать.


Вы можете возразить, что этот метод давно используется и без Фейнмана, и будете абсолютно правы. Все новое – давно забытое старое. Фейнман систематизировал, структурировал и дополнил этот простой, но эффективный метод запоминания.

Прибегнув к методу Фейнмана, из самого скучного и неинтересного материала можно сделать интересную и увлекательную историю, которую поймет и запомнит как взрослый, так и ребенок.

Воспроизведите прочитанную информацию своими словами

Попытайтесь воспроизвести столько информации, сколько сможете, не глядя в текст. Нарисуйте схему второй раз по памяти. Сумели ли вы вспомнить достаточно? Заполнили ли вы все ответвления, что говорит о том, что вы извлекли нужное количество информации из прочитанного?

Этот метод применим к чтению любых интересующих вас текстов. Возможно, вы читаете главу, только чтобы найти там один или два фрагмента, и, наверное, для этого достаточно хорошего предварительного просмотра. Или, быть может, вы читаете статью в журнале исключительно для собственного удовольствия и вдруг наткнулись на что-то, что вам бы хотелось запомнить. Однако если вы не умеете вспоминать информацию, то вряд ли она задержится у вас в голове надолго.

Заполняйте ментальную пустоту

Кроме внешних отвлекающих факторов, есть еще и внутренние — мысли, которые приходят сами по себе, например: «Мне нужно позвонить сестре». Или когда вы начинаете внутренний спор с автором: «Согласен ли я с этим? Достаточно ли дано информации? Могу ли я это использовать?»

Почему так происходит? Потому что скорость, с которой наш мозг обрабатывает информацию, в семь раз больше скорости чтения. Иначе говоря, при чтении у нас еще остается много незадействованного ментального пространства. Начните читать быстрее. Буквально подгоняйте себя.

Условия использования материалов, размещенных на Портале

Под использованием материалов понимается воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения и иные способы использования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Портал содержит материалы, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, включая, но не ограничиваясь, тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения.

При этом все содержание сайта охраняется законом как произведение науки, литературы и искусства, созданное коллективным творческим трудом в соответствии с положениями 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Владельцу принадлежат исключительные права на использование содержания Портала, которые были переданы ему на основании настоящего Пользовательского соглашения авторами произведений науки, литературы и искусства (в том числе, право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Портале, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в настоящем Соглашении и / или в содержании опубликованных на Портале материалов.

Использование любой информации с Портала в любых целях, кроме как в личных, без согласия Владельца не допускается.

Распространяется бесплатно.

Интерференция

Схожие воспоминания смешиваются – в этом и состоит суть интерференции. Новая информация, накладываясь на похожую старую, усложняет процесс запоминания.

Приведем простой пример: для разблокировки своего гаджета Вы годами используете один и тот же пин-код (рисунок, графический символ). Со временем он Вам порядком надоедает, и Вы решаете его сменить. В первое время при каждом введении нового кода или графического символа автоматически память будет выдавать старый вариант кода, поэтому от Вас потребуется определенное усилие, чтобы вспомнить новую комбинацию.

Для уменьшения негативного влияния интерференции рекомендуется схожую информацию изучать в разные временные промежутки. Если такой возможности у Вас нет, разбейте материал на блоки и организуйте процесс запоминания таким образом, чтобы изучаемые друг за другом части текста были максимально непохожи.

И еще один совет: если Вам необходимо осилить большой объем информации, не просто разбейте ее на блоки, а еще изучайте в разных помещениях (при желании, можете делать это на улице или в транспорте). Смена обстановки при запоминании отдельных блоков поможет избежать перемешивания информации.

Научитесь однозадачности

Сознательно в единицу времени возможно делать только что-то одно. Иногда мы ошибочно думаем, что кто-то справляется с многозадачностью. На самом же деле этот человек не делает несколько дел одновременно, а постоянно переключается между ними. Это губительно для результата.9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно :: Инфониак

Лучше прочитать главу целиком, а потом уделить время, чтобы запомнить какие-то ключевые идеи из нее, чем чередовать запоминание и чтение. Потому что в случае чередования задач, вы постоянно переключаетесь между разными отделами мозга. Закончив запоминать, вы переключились от памяти к той части мозга, которая отвечает за обработку информации. На такое переключение каждый раз требуется несколько минут. Жалко!

Установите связь между новой и уже известной информацией

Последний шаг — научиться устанавливать связи между новой и уже известной вам информацией. Это может стать самым важным этапом из всех, так как чем теснее вы связываете новую информацию с уже известной и важной для вас, тем легче ее запомнить. Классический пример: спросите у кого-нибудь, что он делал в какой-либо произвольно названный день, например 11 марта 1996 года.

Скорее всего, он даже приблизительно ничего не вспомнит, если только это не был день его рождения или какая-то другая важная для него дата. Если вы спросите, чем человек занимался в день, когда произошло какое-либо значимое историческое событие, например 11 сентября 2001 года, скорее всего, услышите поток воспоминаний.

На самом деле чем более значимые связи вы установите между блоками информации, тем легче вам будет запомнить что-то новое. Сравнивайте и сопоставляйте Чтобы начать устанавливать связи между новой и уже известной информацией, найдите между ними общие черты и различия, чтобы как-то связать только что узнанное с предыдущим опытом.

По материалам книги «Скорочтение».

Дворец памяти (чертоги разума)


Мнемотехника с таким поэтичным названием основана на построении ассоциативного ряда. Она позволяет не только разложить информацию по ячейкам памяти небольшими порциями, но и связать между собой логическими ассоциативными нитями.

Скажем сразу – это достаточно непростая техника для новичка, но освоив ее, Вы сможете не только быстро запоминать информацию, но и использовать лишь ту ее часть, которая необходима здесь и сейчас, тем самым не перегружая мозг.

Как создать стойкие ассоциативные связи между знакомой информацией и новой:

  1. Выберите место «строительства» замка. На первых порах лучше, чтобы в качестве знакомой информации выступала Ваша квартира, где Вам все знакомо до мелочей. Со временем, когда Вы освоите технику, может «строить» в своем воображении настоящие дворцы.
  2. Прикрепите новые образы к предметам интерьера, которые принято называть «опорными пунктами». Важно, чтобы опорные пункты выделялись последовательно: по часовой стрелке либо против нее. Это поможет выстроить логически понятные связи и не запутаться в локациях. Кроме того, чем эмоциональнее и неординарнее будут ассоциации, тем быстрее они запомнятся.
  3. Включаем воображение и придумываем небольшой рассказ с учетом опорных пунктов и ассоциаций.

Рассмотрим, как работает метод, на примере.

Составляем список покупок, в который входят 10 продуктов (не будем оригинальными и возьмем базовый набор):

  • бублик;
  • сахар;
  • молоко;
  • бананы;
  • картофель;
  • куриное филе;
  • яйца;
  • зеленый лук;
  • печенье;
  • кофе.

Представим наш «дворец памяти», вернее, кухню, раз уж мы собрались в продуктовый магазин. Выделим опорные пункты, расположенные по часовой стрелке в такой последовательности:

  • дверь;
  • обеденный стол;
  • ваза с фруктами на обеденном столе;
  • стул;
  • подоконник;
  • холодильник;
  • столешница;
  • хлебница;
  • раковина для мытья посуды;
  • плита.

Приступаем к созданию ассоциативных связей:

  1. Мы хотим открыть дверь, чтобы войти на кухню, но на дверной ручке висит три бублика (количество можете менять на необходимое).
  2. Подходим к обеденному столу, который весь усыпан сахаром.
  3. Из вазы с фруктами течет молоко.
  4. На стуле лежит кожура от банана.
  5. На подоконнике растет картофель, как на грядках.
  6. Открываем холодильник, а там нас ждет сюрприз в виде живой курицы.
  7. На столешнице видим разбитые яйца.
  8. Из хлебницы торчат перья зеленого лука.
  9. В раковине вместо посуды лежат килограммы печенья.
  10. А на плите, несмотря на весь этот хаос, варится чашечка ароматного черного кофе.
Как быть Леди:  6 ситуаций, когда души умерших близких хотят с вами связаться :: Инфониак

Может показаться, что все это глупо, нелепо и требует массы времени и сил (легче ведь написать список продуктов на листке бумаги), но на самом деле после нескольких тренировок Вы сможете запоминать списки из 50 пунктов. Главное – не менять обстановку в Вашей локации и последовательность ее прохождения.

Проверьте на себе эффективность техники и поделитесь своим результатом в комментариях.

Использование мнемотехник

Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
  2. Рифмуйте информацию, которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой «ABC song». И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.

Объясняйте прочитанное другим

Объяснение чего-либо своими словами позволяет установить связи, которые напрямую не описаны в материале. Используя свои слова, вы отходите от изначального текста и связываете информацию со своими знаниями и опытом. В результате вы лучше понимаете информацию.9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно :: Инфониак

Структурирование информации


Приведем небольшую аналогию. Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:

  • сэкономить время и перенести в один заход все 100 кг, но при этом надорвать спину, уронить что-либо и повредить ценный груз;
  • разбить 100 кг на равные части и сделать 5 – 10 заходов, потратить на это чуть больше времени, но остаться здоровым и обеспечить целостность и сохранность того, что мы переносим.

Так же и с информацией: лучше разбить ее на части, чем попытаться зазубрить все и сразу, но при этом ничего не понять и не запомнить важных деталей.

Именно так мы учили стихи: сначала одно четверостишье, затем другое, а после объединяли обе части в одно целое.

И еще несколько простых советов, которые помогут быстро запомнить новую информацию:

  1. Делайте перерыв каждые 20 минут, ведь мозгу тоже необходим отдых. Ударные темпы освоения материала в итоге приведут к тому, что Вы забудете даже то, что знали до этого.
  2. Не отвлекайтесь на посторонние дела. Выделите 2 часа свободного времени исключительно на изучение информации, а вот в перерыве можете выпить чаю или послушать спокойную расслабляющую музыку.
  3. Помните о том, что мозг наиболее активно работает в период с 8 до 10 утра и с 8 до 11 вечера. К тому же во время сна активно осуществляется синтез информации. Вот почему повторяемый перед сном материал запоминается лучше, а вовсе не потому, что мы кладем книгу под подушку.
  4. Ходите: это усилит кровообращение и обогатит мозг кислородом, что положительно скажется на процессе запоминания.
  5. Не тратьте силы на обучение, если плохо себя чувствуете, или у Вас болит голова. Вы все равно ничего не запомните, сколько бы ни учили.
  6. Если Вы устали, поспите. Даже получасовой сон повышает эффективность запоминания материала в 2 – 3 раза.
  7. Не откладывайте на завтра то, что можете сделать сегодня. Грамотно распределите время, чтобы ежедневно осваивать равное количество информации, а не в ночь перед экзаменом стараться прыгнуть выше головы.

Наконец, не бойтесь трудных задач, которые максимально тренируют мозг.

Глаза боятся, а руки делают.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.


При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Дислексия: болезнь гениев или лентяев? разбираемся в ее причинах и симптомах

Если ваше чадо плохо читает, абсолютно безграмотно и к тому очень рассеянно, не спешите ругать и критиковать. Возможно, у него дислексия. О причинах ее развития и о том, как помочь ребенку, говорим с представителями частной общественной инициативы «Dyslexia Belarus».

9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно :: Инфониак

Что такое дислексия?

Специалисты называют дислексией сложности в овладении чтением и письмом. Заболевание является врожденным. Из-за нехватки знаний родители часто путают особенность своего ребенка с обычной ленью или низким интеллектом. Однако это является особенностью нейрофизиологического развития мозга.

Иногда дислексия может быть приобретенной. Например, в результате травм головного мозга. Тогда обычно в слове используется приставка «а»: дислексия – алексия, дисграфия (неспособность к овладению письмом) – аграфия.

По статистике мировых исследований, каждый десятый человек страдает дислексией. Заболевание, как правило, трудно диагностируется, поэтому более 700 миллионов человек остаются неграмотными и социально изолированными.

Тем не менее при своевременной коррекции и ранней диагностике проблемы 90% детей-дислексиков могут учиться в обычной школе.

Какие симптомы указывают на дислексию?

  1. Ребенку не нравится читать сказки. Им он предпочитает энциклопедии с упорядоченной информацией. Дислексикам сложнее запомнить сюжет произведений. Прочитав второй абзац, они уже могут забыть содержание первого.

Для таких детей не существует прилагательных и наречий. Им сложно воспринимать абстрактные слова. Они легче запоминают существительные, обозначающие предметы, которые можно потрогать.

  1. Ребенок с дислексией может пропускать паузы в конце предложений и читать текст без знаков препинания. Также у него отсутствует интонирование.
  2. У ребенка нарушена оперативная память. Например, можно попросить его повторить три числа, но в обратном порядке. Дислексику это будет сложно сделать.
  3. Если постучать по столу с определенными интервалами, дети с описываемой особенностью не смогут повторить ритм.
  4. Ребенку сложно прочитать слова с тремя согласными: взгляд, всплеск.
  5. У дислексиков нарушена координация. Им сложно ловить мяч, производить манипуляции с руками, например, сделать «бэтмена».
  6. В 8 лет такие дети могут игнорировать строчки, читать слева направо, путать похожие буквы «а», «о», «и», «у», в английском языке – буквы «b» и «d». Дислексики не запоминают словарные слова.
  7. Часто дислексию сопровождает диспраксия – нарушение координации. В этом случае дети могут ударяться об углы, стены. Движения у них неловкие. Ребенку трудно обращаться с канцелярией: карандаши всегда выпадают из пенала, например.
  8. У ребенка начинаются сильные головные боли при чтении от перенапряжения.
  9.  При дислексии дети могут неправильно держать ручку. Это сигнал того, что мозг еще не готов к освоению письменных навыков.

Когда нужно бить тревогу

Диагноз «дислексия» специалист может поставить только после двух лет обучения ребенка письму и чтению, то есть во 2–3-м классе. Именно в этот период увеличивается нагрузка на него, появляется оценочная система и ускоряется темп обучения, к которому школьнику трудно приспособиться.

Иногда предрасположенность к дислексии с вероятностью в 100% профессионалы могут определить у малыша уже в 4 года. Если обнаружить проблему в этом возрасте, то можно эффективнее и быстрее помочь ребенку сориентироваться и получить навык чтения на уровне низкой нормы к началу активной учебы. При ранней коррекции есть все шансы получить уровень освоения русского языка на уровне 7 баллов. При этом школьник будет чувствовать себя намного увереннее среди сверстников.

Что делать, если у ребенка появились симптомы дислексии

Для начала нужно обратиться в Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), где специалисты проведут обследование малыша, чтобы понять, что стало причиной нарушения.

Как быть Леди:  СОЧУВСТВИЕ - что такое в Толковом словаре Ожегова

9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно :: Инфониак

Для примера: если ребенок не видит строчку, виной тому может быть астигматизм (дефект зрения, при котором искажена форма хрусталика), физиологические проблемы или продолжительное взаимодействие со смартфоном.

Для коррекции дислексии нужны профессиональные логопеды-дефектологи и клинические психологи, нейропсихологи. Специалисты, практикующие общую психологию, не смогут помочь: они не изучали структуру интеллекта, последствий повреждения участков мозга или их дисфункции.

В зависимости от типа проблемы специалисты решают, как должен обучаться ребенок и как будут оцениваться его знания. Если школьник, к примеру, не способен заучивать словарные слова, учителям могут порекомендовать заменить способ опроса. Дислексики часто не различают твердый и мягкий знаки – преподаватель может делать скидку на эту особенность при проверке диктантов.

В любом случае определять уровень послабления в оценивании конкретного ученика должны специалисты после анализа психофизиологии. И ни в коем случае родители и учителя. Также профессионалы могут посоветовать школьнику пользоваться ноутбуком при конспектировании физики и химии.

Своевременное обследование поможет избежать и некоторых вторичных проблем, например, – зависимости от оценки окружающих, робости и застенчивости.

Существенную помощь в распространении достоверной информации, помощи родителям и школьникам оказал бы развитый штат школьных психологов. Желательно, чтобы с ребенком работал профессионал на специальных интегрированных занятиях.

Что может сделать семья для помощи ребенку

  1. Обязательное качество для родителей школьника-дислексика – терпение.

Такие дети начинают оценивать себя через качество своей работы. Они думают: «Я буду хорошо работать, тогда меня будут любить». Из-за этого у них развивается трудоголизм и как следствие  – выгорание.

  1. Необходимо перейти на формат аудиокниг. Дислексики могут не слышать окончаний, поэтому часто их пропускают, «сглатывают». Им нужно включать аудиокниги на более медленной скорости, чтобы было комфортнее слушать. Учебный материал тоже желательно читать вслух.

Чтобы ребенок понял параграф завтра на занятии, прочитайте его с ним сегодня вечером. Перейдите на интернет-уроки, которые позволяют работать с информацией в сжатом варианте. Такие методы помогут ребенку легче воспринимать слова преподавателя, и он будет чувствовать себя комфортнее.

  1. Смотрите больше фильмов и мультфильмов совместно. При этом дислексикам противопоказаны сериальные мультики с простыми фразами и не говорящими героями, которые общаются звукоподражанием.

Полезнее всего смотреть полнометражный фильм с обсуждением. Нужно просить ребенка пересказывать, чтобы у него развивалась устная развернутая речь. Это способствует развитию хорошего чтения и письма.

  1. При дислексии сложно усваивать тексты с большим количеством архаизмов и словами с тремя согласными и более. Ребенок их не прочитает, поэтому желательно работать с текстами «полногласными» – с так называемым «аканьем». Для этой цели подойдут былины. Они певучие, их можно простукивать.
  2. Дети быстро начинают читать, когда отстукивают себе ритм, например, мячиком.
  3. Главное – покажите ребенку, что он гений. Постарайтесь выделить его сильные стороны. Тогда получится определенный баланс: малыш будет принимать, что он талантлив, и понимать: «Да, у меня оценки от 1 до 2. Ну вы же сказали, что это из-за медлительности. Я с этим и работаю». В таком случае ребенок принимает свое качество и не считает его недостатком. Гениальность школьника-дислексика не обсуждается, а только сфера ее применения: режиссер, полководец или художник. Завышенная самооценка должна быть обязательно, тогда влияние болезни минимизируется.
  4. Корректировать дислексию можно через любимое занятие: спорт, мультики. Не стоит требовать от ребенка слишком многого. Наоборот, нужно больше поддерживать.
  5. Если школьнику трудно писать конспекты, их можно заменить комиксами. Например, читать текст, а ребенок будет визуализировать его на бумаге.
  6. Помогайте сыну или дочке нарабатывать словарный запас. Так им будет легче запоминать текст и не испытывать скованности при пересказах.

Как количество дислексиков зависит от языка

Чем сложнее язык, его правила, количество непроизносимых согласных в словах, тем больше дислексиков среди пользователей. Детям с такими особенностями легче усваивать белорусский, русский, итальянский языки, сложнее – французский, китайский, английский.

Можно ли помочь взрослым людям с дислексией

Корректировать дислексию можно практически в любом возрасте. Главное, чтобы у человека было хобби, через которое можно воздействовать даже на взрослого.

Дислексики очень талантливые

И это правда. Дети с дислексией стараются найти применение своим сильным сторонам. Часто к страдающим данным расстройством относят и гения Леонардо да Винчи. Но это скорее коммерческий ход для мотивации: «Если он смог это сделать, то и ты сможешь». Однако знаменитостей и действительно талантливых людей с подобной болезнью очень много. Среди них культовые режиссеры Стивен Спилберг и Квентин Тарантино. Второй, к слову, даже школу не окончил.

Дислекия не помешала стать знаменитыми актрисам Кире Найтли и Дженнифер Энистон. На постсоветском пространстве среди знаменитостей-дислексиков – режиссер Федор Бондарчук, писатель Евгений Гришковец и ученый, врач-психиатр Андрей Курпатов.

Дарья ЗИМАК

Фото автора и из открытых интернет-источников

Лечение, коррекция дислексии в москве

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

Тексты для скорочтения

Для развития быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных и прекрасно подходят для развития быстрого способа чтения. Например, текст может быть повёрнут от читающего на 90 градусов, написан вверх ногами, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать.

Пример «зашумлённого» текста для скорочтения

Чек‑лист

  1. Читаем блоками по 20 минут и в паузах пересказываем своими словами важные моменты.
  2. Делаем конспект и сразу по памяти повторяем ключевые идеи три раза подряд.
  3. Повторяем перед сном.
  4. На следующий день повторяем всё прочитанное.
  5. Снова выполняем шаги с первого по третий.

На сегодня это всё. Развивайтесь и умнейте с каждым днём, и да пребудет с вами суперпамять!

В книге‑тренинге «Суперпамять за семь шагов» — проверенные и простые упражнения, которые помогут развить способность к запоминанию, научат хранить нужную информацию в голове и благодаря этому повысят продуктивность в работе или учёбе. Для успешного выполнения заданий не нужны экстраординарные способности или сложные инструменты, только настойчивость и постоянство.

Купить книгу

Шаг 1

Каждые 20 минут чтения или после каждой интересной мысли делаем паузу и отвечаем себе на вопрос: «Что я понял(а)?» Пересказываем важные моменты своими словами и делаем черновые заметки (желательно в виде схематичных картинок).

Почему нужно делать паузу в пределах 20 минут? В 80‑х годах немецкий психолог по фамилии Эббингауз исследовал то, как человек забывает, и выяснил, что из информации, которую запомнили, мы теряем около 40% в первые 20 минут, около 60% — через час, а через сутки в голове остаётся не более 33–35%.

Если мы не сделаем ничего с полученной информацией за первые 20 минут, то рискуем забыть значительную часть.

Почему нужно пересказывать, а не перечитывать, например? В 60‑х годах психолог Эндел Талвинг провёл интересный эксперимент. В нём было две группы участников: команда А и команда Б. Испытуемым дали список пар существительных вроде «кошка — колье», «слон — столб», а также задание: прочитать весь список шесть раз. О том, что слова нужно запомнить, не упоминалось.

Затем команде А оставили этот же список, а команде Б дали другой. И попросили участников из обеих групп запомнить как можно больше пар. Вы удивитесь, но результаты были примерно одинаковые.

Потом исследователи решили проверить, что будет, если одна группа станет перечитывать текст, а другая — делать паузы и пересказывать. И конечно, вторая группа в разы лучше справилась с тестированием по тексту.

Когда что‑то пересказываем, мы делаем зацепки для новых сведений через свои привычные слова и знакомые примеры. То есть это работает примерно так же, как и с запоминанием имён: с нами знакомится человек по имени Николай (новая информация), а мы мысленно отмечаем, что этого человека зовут так же, как и нашего брата (старая информация).

Итог: читаем с паузами и пересказываем прочитанное своими словами.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий