- «как убедить, что ты прав», р. шелл, м. мусса
- «готов убедиться. как великие лидеры меняют свое мнение, чтобы менять мир», эл питтампалли
- Значение слова убеждение. что такое убеждение?
- Основные виды убеждения
- Доказательство
- Дети и подростки (6-17 лет)
- Заинтересуйте человека
- Заранее прорабатывайте возможные контраргументы
- Используйте тактику прямолинейного убеждения
- Ищите единомышленников
- Молодые люди (18-34 года)
- Определите, к какому типу относится ваш собеседник
- Определяйте цель убеждения
- Поздняя зрелость (от 60 лет)
- Прием «лестница убеждений»
- Совет #2. изучите условия, в которых убеждение становится возможным
- Совет #4. работайте с глубинными убеждениями
- Убеждать — это привлекать людей на свою сторону. убеждение осуществляется с помощью слова, примера и дела. во всех случаях превалирует слово. вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.
«как убедить, что ты прав», р. шелл, м. мусса
Авторы полагают, что любое убеждение осуществляется в четыре этапа:
- Исследование ситуации.
- Преодоление пяти барьеров.
- Презентация идеи.
- Обеспечение выполнения обязательств.
Для начала вы должны определить, что за идею хотите донести людям, что в ней особенного, как вы к ней относитесь, сколько сил готовы потратить на ее реализацию, в каких условиях придется это озвучивать, какие условия подойдут больше.
После этого подумайте, как справитесь с 5 потенциальными барьерами (в книге подробнее рассказано об этом):
- плохие взаимоотношения;
- недостаток доверия;
- неверный подход к коммуникации;
- несовпадение систем ценностей;
- конфликт интересов и потребностей.
Определите, как презентуете свою идею, почему люди должны вас слушать, чем для них привлекательно ваше решение, что за ним стоит. И в финале докажите действиями, что ваши обещания и слова не пустой звук.
В основе книги лежит опыт дипломатических переговоров самих авторов.
«готов убедиться. как великие лидеры меняют свое мнение, чтобы менять мир», эл питтампалли
Способность убеждать людей – полезный навык, но не менее важно уметь менять собственные убеждения. И книга как раз учит этому, а также развивает гибкость мышления.
Представьте ситуацию: вы убеждены, что каждое дело нужно доводить до конца, но при этом вы понимаете, что ваш последний проект не оправдывает ожиданий, и логичнее отказаться от него, вложить время и силы во что-то новое. Нет ничего плохого в том, чтобы отступить от своего убеждения и отказаться от того, что вредно для вас.
Кроме этого, важно помнить, что каждый человек может ошибаться, поэтому никогда не стоит категорично отрицать мнения, предложения и гипотезы других людей. Возможно, они уже увидели то, чего не смогли увидеть вы, рассмотрели ситуацию под другим углом.
Подробнее о том, как менять свои убеждения и зачем это нужно, вы узнаете из книги «Готов убедиться. Как великие лидеры меняют свое мнение, чтобы менять мир».
Значение слова убеждение. что такое убеждение?
УБЕЖДЕ́НИЕ, -я, ср.
1.Действие по глаг.убедить—убеждать (в 1 знач.) и состояние по знач. глаг.убедиться—убеждаться. На другой день утром Софья Ивановна собралась ехать домой. Невзирая ни на какие убеждения со стороны Марьи Петровны, — она осталась непоколебимою в своем намерении.Григорович, Бобыль. Искусный Давыдка достигал цели, почти ничего не спустив с назначенной цены и оставив дам в приятном убеждении, что хоть дорого, да хорошо будет. Гарин-Михайловский, Ицка и Давыдка.
2. Твердое мнение. Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, — это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа.Л. Толстой, Севастополь в декабре месяце. Нужно было — вселить в неприятеля убеждение в полной безнадежности положения. Фурманов, Красный десант.
3.мн. ч. (убежде́ния, —ий). Система взглядов, мировоззрение. Политические убеждения. □ Человек, действительно имеющий какие-нибудь убеждения, только оттого и держится этих убеждений, что считает их истинными. Писарев, Реалисты. — Я вегетарианец. Убивать животных, это — противно моим убеждениям. Чехов, Печенег. — [Дедушка мой] томится в царской тюрьме за свои убеждения. Либединский, Зарево.
Основные виды убеждения
Вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.
Информирование. Для того, чтобы человека побудить к деятельности, требуется целый спектр побудительных воздействий. Среди них информирование, т.е. сообщение, во имя чего человек должен действовать, занимает важное место. Это связано с тем, что человек, прежде чем действовать, хочет убедиться, что нужно сделать и сумеет ли он это делать.
Никто на начнет действовать, если считать, что действовать либо не стоит, либо невозможно. Эту зависимость польский психолог Томашевский выразил формулой; D = f(VP), по которой решение, приводящее к действию является функцией (f) ценности цели (V) и вероятности ее реализации (Р).
Между оценкой ценности и оценкой вероятности ее реализации существует отношение псевдопроизведения, что означает, если один элемент приближается к нулю, тогда и все произведение приближается к нулю, несмотря на величину другого элемента. Если для человека что-то очень важно, но он не верит в возможность осуществления этого, он остается в бездействии. Не начнет действовать и человек, который имеет дело с какой-нибудь легко достижимой, но не стоящей усилий целью.
В формуле Томашевского отражена очень простая, но важная для менеджера мысль: чтобы побудить человека к нужной деятельности, следует прежде сего проинформировать его о цели и вероятности ее достижения.
Информирование в процессе убеждения реализуется различными методами. Среди них особое место занимает рассказ.
Рассказ представляет собой живое и образное изложение сути дела. Обычно он строится двумя путями: индуктивным (когда идут от отдельных фактов к общениям) и дедуктивным (когда идут от общих положений к отдельным фактам). Считается, что если слушатель по типу темперамента холерик, то он предпочитает дедуктивный путь, а если флегматик — то индуктивный.
Такая корреляция не абсолютна, однако довольно точна: холерику присущ быстрый темп психической деятельности, отсюда он отдает предпочтение обобщениям; флегматик же, имея замедленный темп, склонен воспринимать сначала отдельные факты, а потом уже обобщения.
При индуктивном изложении в начале рассказа можно поставить вопрос, ответом на который и станет весь последующий рассказ. Практика показывает, что когда изложение предваряется вопросом, то основное сообщение воспринимается активно. При дедуктивном же изложении вопрос ставится после сообщения главной мысли.
Если вопрос поставить перед сообщением главной мысли, то последующая затем аргументация оказывается излишней. Когда не представляется возможным определить темперамент слушающего, то его относят к среднему типу и стараются видеть в нем мыслящего человека. Роль рассказчика здесь близка к роли популярного писателя.
Разъяснение. В деятельности менеджера этот вид убеждающего воздействия занимает не менее важное место, чем информирование.
Выделяются наиболее типичные виды разъяснения:
Инструктивное разъяснение уместно и необходимо в том случае, когда от слушателя требуется запомнить что-либо, например, при усвоении порядка действий. По своей сущности это схематическое раскладывание «по полочкам» деятельности подчиненных, побуждаемых к усвоению инструкции.
При таком разъяснении мышление служащего не загружается, но задействуется память. Следует заметить, что такой прием не очень нравится творческим натурам или лицам с художественными наклонностями. У тех же, кто привык к строгим, можно сказать, алгоритмическим правилам и указаниям, инструктирование не порождает противодействий.
Для творческих натур большую притягательность имеют приемы рассуждающего разъяснения. Это связано с тем, что такие люди обычно имеют по всем вопросам свои точки зрения, кроме того, многие из них привыкли к полемике. Повествующее, а тем более инструктивное разъяснение для таких людей не подходит.
Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что ведущий ставит перед собеседником вопросы «за» и «против», заставляя его мыслить самого. При рассуждающем разъяснении можно поставить вопрос, самому ответить на него, а можно побудить к ответу слушающего.
Именно побудить, т.е. всем ходом рассуждения возбудить у собеседника желание дать ответ. Как только ведущий начнет понуждать к ответу, рассуждающее разъяснение теряет смысл. При рассуждающем разъяснении слушающий вместе с ведущим ищет пути разрешения ситуации (конечно, при направляющем внимании ведущего).
Доказательство. Традиционно доказательство относят к логическим операциям, строящимся на основе законов логики: законе тождества, законе противоречия, законе исключительного третьего и законе достаточного основания. Суть доказательства заключается в том, что выдвигается какой-то тезис (мысль или положение, истинность которого надо доказать) и подыскиваются аргументы или доводы для подтверждения тезиса.
Сама процедура обычно называется демонстрацией. В сущности — это теория доказательства. В реальной практике она проявляется явно или неявно. Некоторые люди считают эту теорию большой абстракцией. Вместе с тем на деле они весьма часто прибегают к доказательству, применяя для этого факты, включая людей в практические дела и демонстрируя им пример личного поведения.
Чтобы убедить людей или доказать им истинность какого-либо положения, часто нужны факты. Без фактов нет доказательства. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку. Однако так действуют не отдельные, разрозненные факты, а их система.
Опровержение. В логическом плане опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая кому-либо идею, мы тем самым опровергаем другую, т.е. ту, которую ошибочно вынашивает наш собеседник. Однако доказательство и опровержение — это не одно и то же.
В психологическом плане здесь имеется большая разница. Дело в том, что опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей, с разрушением и формированием его установок. Когда мы что-либо опровергаем, то встречаемся с чувством собственного достоинства оппонента, с его «Я». В связи с этим для эффективного опровержения действий человека одной логики оказывается недостаточно.
С позиций психологии считается бесполезным вступать в спор с тем, кто ошибается, но отстаивает свою точку зрения. «Вы не можете победить в споре» — гласит известное психологическое кредо. И в этом есть глубокий смысл. Ведь если мы спорим с человеком, то, стало быть, мы посягаем на его чувство собственного достоинства.
А человек это чувство, т. е. свое «Я», упорно защищает. Что из того, если мы, допустим, камня на камне не оставим от аргументации нашего оппонента и докажем полную несостоятельность его позиции? Мы выиграем? Нет, конечно. Наш оппонент, прижатый к стенке, может отказаться от борьбы.
Но он никогда искренне не признается, что был не прав, т.е. сразу не признается. Для этого ему нужно время. Чтобы заменить одну установку на другую, обычно требуется не один день. Кто «побеждает» сходу, тот обычно проигрывает. Чтобы этого не случилось, нужно научиться применять приемы опровержения.
В данном случае следует обратить внимание на одно весьма важное обстоятельство. Опровержение, результатом которого является видимый, мнимый отказ от деятельности, — это одно, а реальный искренний отказ — это совсем другое. Первый вид опровержения обычно имеет место на диспутах, на конференциях, на международных совещаниях, второй — в жизни. Именно с этим видом опровержения и имеет дело руководитель.
Опровержение как уличение в клевете или лжи — это прием политики, а опровержение, рассчитанное на перемену мировоззрения и установок, — это прием делового общения. Именно с такого рода опровержением имеет дело менеджер. Здесь следует обратиться к специфическим социально-психологическим правилам.
Правило первое. При опровержении доводов оппонента следует обращаться к его чувству собственного достоинства.
Как известно, чувство собственного достоинства (ЧСД) равно частному от деления величины успеха (У) данного лица на его притязания (П): ЧСД = У/П. Чем выше успех и чем меньше притязания, тем выше чувство собственного достоинства. Под успехом здесь понимается не материальная, а социально-психологическая величина, выступающая в виде оценочных суждений со стороны окружающих.
У людей с высокими притязаниями эта величина стремится к минимуму. Люди с высоким показателем ЧСД обладают гордостью за свое «Я», а с низким — самомнением. В результате первые проявляют тенденцию твердо отстаивать свое мнение, аргументируя его, а вторые — упорствовать.
Во всех случаях успеха добиваются в том случае, если дают человеку почувствовать его собственное «Я»: называют его по имени и отчеству, подчеркивают реальные заслуги, дают возможность проявлять инициативу, побуждают к самостоятельным действиям, стараются не навязывать чужого образа мыслей, а стимулируют к размышлению.
Правило второе. При выборе приемов и средств воздействия нужно учитывать характер актуальных потребностей оппонента.
Согласно распространенной точке зрения считается, что потребности человека условно делятся на пять уровней:
- физиологические потребности, связанные с необходимостью поддержания жизни, — в пище, воде, сне и т. д.;
- потребности в безопасности, которые проявляются в стремлении оградить себя от всяких угроз и опасностей, в стремлении к стабильности положения и уверенности в завтрашнем дне;
- потребности принадлежать какой-либо группе людей, а также в близких связях с людьми: в дружбе, общении, любви;
- потребности в уважении и признании со стороны других людей (престиж, репутация), что связано с продвижением по социальной лестнице, с карьерой;
- потребности в самореализации, самовыражении, проявлении своих возможностей.
Правило третье. В процессе побуждения людей к деятельности проявляйте к ним искреннее внимание.
Искреннее внимание к человеку растапливает холодок недоверия и устраняет психологические барьеры в общении. Неискреннее внимание быстро распознается собеседником, и он немедленно отворачивается от говорящего. Это связано с тем, что у человека в таких случаях обостряется механизм эмпатии (вчувствования), который дает ему понять подлинные намерения того, кто с ним общается.
Отсюда следует ряд советов: а) будьте участливым к личным проблемам людей; ничто так не отталкивает другого, как неискренность в обращении; б) следите за экспрессиями своего лица (избегайте масок злости и печали), контролируйте свою позу и жестикуляцию; в) внимательно слушайте собеседника.
Доказательство
Традиционно доказательство относят к логическим операциям, строящимся на основе законов логики: законе тождества, законе противоречия, законе исключительного третьего и законе достаточного основания. Суть доказательства заключается в том, что выдвигается какой-то тезис (мысль или положение, истинность которого надо доказать) и подыскиваются аргументы или доводы для подтверждения тезиса.
Сама процедура обычно называется демонстрацией. В сущности — это теория доказательства. В реальной практике она проявляется явно или неявно. Некоторые люди считают эту теорию большой абстракцией. Вместе с тем на деле они весьма часто прибегают к доказательству, применяя для этого факты, включая людей в практические дела и демонстрируя им пример личного поведения.
Чтобы убедить людей или доказать им истинность какого-либо положения, часто нужны факты. Без фактов нет доказательства. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку. Однако так действуют не отдельные, разрозненные факты, а их система.
Дети и подростки (6-17 лет)
Критическое мышление появляется в 6 лет, поэтому до этого возраста убедить ребенка в чем-то непросто. Хотя уже с 2,5-3 лет иногда удается договориться с ним. Но наша тема «Убеждение», поэтому берем тот возраст, когда у ребенка есть ресурс для критической оценки.
В этом случае нужно действовать по схеме «информирование – объяснение – доказательство или опровержение». И бонусом – подкрепление своих слов мнением авторитетного для ребенка лица, например, какого-то спортсмена, актера и т.д. или проведение аналогий с теми жизненными ситуациями, которые уже знакомы ребенку.
Пример: мама убеждает ребенка помочь ей по дому. Она говорит: «А ты знаешь, что твой любимый блогер вот буквально вчера говорил, что активно помогает маме с папой и уважает ребят, которые тоже это делают? Он считает, что это важно, потому что в семье все общее, то есть, помогая с уборкой, он заботится о себе в том числе. А это навык зрелой личности, взрослого человека».
Формулировки и содержание можно менять в зависимости от возраста. С подростками лучше выходить на сотрудничество, то есть разбирать взаимные выгоды. Мы не будем заострять на этом внимание, потому что наша статья больше нацелена на убеждение взрослых людей.
Заинтересуйте человека
Например, девушка хочет убедить приятеля заниматься спортом, вместе бегать по утрам. Она уже перебрала кучу аргументов:
- Это продлевает жизнь, повышает настроение и работоспособность, укрепляет иммунитет;
- Это позволит нам проводить больше времени вместе;
- Совместное дело укрепляет отношения и выводит их на новый уровень и т.д.
Но на все слышит один ответ «Ну, и что», «Не хочу», «Не буду». Вдруг она вспоминает, что друг увлекается фотографией. А с утра там, где она бегает, очень красивый вид. И она говорит другу об этом, предлагает совместить приятное с полезным. Друг соглашается.
А если бы для знакомого был актуален вопрос поиска второй половины, то можно было бы сказать, что обычно в то же время в парке бегает очень привлекательная девушка. В общем, нужно определить актуальную потребность и интересы человека, этим и мотивировать.
Заранее прорабатывайте возможные контраргументы

Не давайте человеку возможности возразить вам. Сразу после своей мысли высказывайте возможный аргумент оппонента и отвечайте на него, потом снова высказывайте мысль, снова подбирайте фразу-сопротивление и снова отвечайте.
В итоге оппонент поймет, что вы досконально изучили вопрос, перестанет сам искать какие-то доводы и решит прислушаться к вам. К тому же такая подача информации не будет воспринята как нападение, а значит, собеседник не будет защищаться.
Альтернатива метода – прокрутить в голове все возможные контраргументы, подобрать ответ на каждый и оставить «козырь в рукаве». При общении отразите все контраргументы, и когда оппоненту будет уже нечем влиять на вас, достаньте «козырь».
Используйте тактику прямолинейного убеждения
Если вы на 100% в чем-то уверены и можете прямо сейчас разложить все по полочкам, то действуйте, то есть последовательно излагайте аргументы.
Например, сотрудник просит прибавку. Чтобы убедить начальника, он рассказывает о своих достижениях на фоне коллег: пройденные курсы повышения квалификации, процент успешных сделок, публикации в СМИ, привлечение крупных клиентов и т.п.
Другой пример. Вы хотите убедить близкого человека в том, что у него есть зависимость (курение, переедание, алкоголизм, игромания или что-то еще) и что ему нужна помощь. Для этого вы нашли несколько научных книг, рассказывающих о маркерах зависимости. А потом вы на каждый маркер подобрали случай-подтверждение из жизни человека.
Можно начать убеждение с самого определения зависимости: это сильная потребность в чем-либо, для удовлетворения которой человек готов пожертвовать любыми другими потребностями и благами. Вспомните, когда ради объекта зависимости человек жертвовал карьерой, семьей, друзьями, здоровьем или чем-то еще. И последовательно все ему изложите.
Ищите единомышленников
Старайтесь не выходить на контакт с человеком один на один. Для начала найдите тех, кто уже разделяет ваши убеждения.
Психолог С. Милгрэм провел эксперимент, благодаря которому выяснил, что у одного человека меньше шансов изменить чьи-то убеждения, чем у группы людей.
Суть эксперимента: психолог вставал посередине оживленной площади и смотрел в небо. Большинство людей обходило его стороной. Но когда он подключил своих коллег, и они впятером делали на площади то же самое, то большинство людей стали обращать внимание.
Альтернатива этого способа – общественный опрос. Объясните человеку, каким его видят окружающие, какую репутацию он имеет. Например, если вы хотите убедить человека с синдромом самозванца в том, что он отличный работник, то попросите коллег дать ему характеристику.
Прием группового воздействия подходит как для убеждения одного человека, так и для тех случаев, когда вы хотите убедить многих людей в чем-то.
Молодые люди (18-34 года)
Говорите о том, что можно проверить и позвольте оппоненту исправить вас. То есть в начале разговора сделайте вид, что вы оговорились или что-то перепутали, забыли. Позвольте собеседнику поправить вас. Это повысит его уверенность, а к вам он будет относиться уже не так враждебно.
А также стоит подчеркивать право выбора человека и его власть. И учитывать ценности этой категории людей.
По данным результатам опроса ВЦИОМ для них важен доход (15%), порядок и стабильность (11%), самореализация (8%), свобода (7%), личная безопасность (5%), патриотизм (4%), уважение окружающих (3%).
Пример: друг рассказал вам о своем бизнес-плане. Как человек, который хорошо разбирается в этой сфере, вы понимаете, что в плане много недочетов, да и само это направление почти изжило себя. При этом у вас есть своя идея, для осуществления которой нужен партнер.
Вы хотите убедить друга отказаться от его идеи и войти в ваш проект. Чтобы убедить его, вам нужно четко просчитать доходность того и другого дела, собрать данные о развитии того и другого бизнеса в целом на рынке, собрать отзывы людей о том, что им нужно больше, поставить акцент на партнерское участие.
Тем самым вы зацепите все ценности. Важно по каждому пункту предоставить конкретные данные: цифры, статистика, примеры.
Определите, к какому типу относится ваш собеседник
Психолог Н.Н. Обозов назвал четыре типа людей в ситуации убеждения и подобрал «ключик» к каждому из них.
Как научиться убеждать людей по типам личности:
- Уверенный, или несгибаемый. Такие люди всегда знают, чего хотят, и уверены в своих силах. Поставьте под сомнение их силу, заставьте сомневаться в их правоте. В народе это называют «брать на «слабо»».
- Нерешительный, или убегающий. Люди этого типа легко поддаются внешнему влиянию, но так и не могут перейти ни на чью сторону. Вам нужно сделать так, чтобы человек начал сам себя уговаривать. Для этого притворитесь нерешительным и попросите у оппонента совета, мнения. Вопрос нужно сформулировать так, чтобы собеседник выдал тот ответ, который вы ждете.
- Агрессивный, или нападающий. Такие люди открыто отталкивают или скрытно саботируют планы. В общении с ними нужно быть решительным, напористым, местами агрессивным. Нельзя показывать свою слабость и сомнения. Если на это не хватает духу, то можно отстраниться, поиграть в надменность и независимость. А еще при убеждении людей этого типа нужно смотреть им в глаза. Если не умеете, то смотрите на переносицу – вам проще, а для оппонента разницы нет (он не понимает подвоха).
- Равнодушный, или бездеятельный. Чтобы убедить того, кто эмоционально сдержан, нужно вооружиться логикой. Вы должны систематически влиять на человека, подбрасывая все новые и новые доводы, аргументы.
Определить тип можно невооруженным глазом: продолжает гнуть свою линию – уверенный, вроде бы соглашается с вами, но потом отказывается – нерешительный, проявляет активную или пассивную агрессию – агрессивный, ничем не интересуется и не реагирует ни на один ваш эмоциональный посыл – равнодушный.
Определяйте цель убеждения

Определите, в чем нужно убеждать людей. Концентрируйтесь не столько на самом процессе убеждения, сколько на результатах. Вы должны понимать, какого поведения и эмоционального отклика добиваетесь и зачем вы убеждаете другого человека. Думайте, как человек может отреагировать на то, что вы говорите.
Предположим, вы убеждаете коллегу, что начальник-самодур: с других требует, а сам не придерживается норм, выбирает любимчиков и козлов отпущения, сталкивает участников коллектива лбами и т.д. Вы подкрепили это все примерами из жизни, и вам удалось убедить коллегу (раньше он этого не замечал).
Вопрос: зачем вы убеждали его в том, что начальник – негодяй? Наверное, вы хотели добиться объединения всего коллектива или его большей части, а затем изменить сложившуюся ситуацию или добиться смены руководства. А получилось, что натравили коллегу на начальника, и в итоге в коллективе ничего не изменилось, а коллега потерял работу.
Где-то ваш план был не точен, наверное, нужно было заранее придумать адекватный план борьбы с начальником и предложить его коллеге.
Поздняя зрелость (от 60 лет)
У каждого человека есть потребность в любви и принятии, желание быть ценным, важным и нужным. Но у людей этого возраста она обострена, поэтому и убеждать нужно соответствующе:
- Объясните суть ситуации и отметьте, какую роль во всем играет ваш оппонент.
- Подчеркните значимость его участия, его уникальность и неповторимость.
- Озвучьте минусы и недостатки, сложности, которые видите.
- Попросите о помощи.
Пример: дочь просит маму посидеть с внуком. Она говорит: «Мы с мужем хотим на неделю уехать отдохнуть. Не могла бы ты посидеть с ребенком? Мы могли бы нанять няню с проживанием, но боимся оставлять дом и ребенка на незнакомого человека. А тебе мы доверяем, да и ты всегда и во всем поддерживала меня, и сын тебя очень любит (иногда мне кажется, что даже больше чем меня или папу).
Прием «лестница убеждений»
Техника для работы с глубинными убеждениями. Суть в том, что на каждый ответ вы задаете вопрос: «А что если твоя мысль верная, что это значит?».
Пример диалога:
– Предположим, ты действительно не сможешь найти работу в новом городе, если переедешь вместе со мной. И что дальше?
– Я стану зависимой от тебя, сяду на шею.
– Допустим. Хотя я с радостью поддержку тебя, да и уверен, что ты сможешь найти работу. С твоими-то навыками. Ну да, ладно, допустим будешь зависимой. И что дальше?
– Ты начнешь унижать меня, обесценивать.
– Не начну, потому что это противоречит всем моим принципам. Но, кажется, мы дошли до главного: ты боишься перемен и не можешь доверять людям из-за имеющегося негативного опыта. Не просто же так ты все это придумала? Давай еще раз во всем разберемся, но уже без оглядки на прошлое и без сравнения меня с какими-то нехорошими людьми.
Совет #2. изучите условия, в которых убеждение становится возможным
Психолог О.И. Зайцева называет такие условия эффективного убеждения:
- Содержание и формы подачи материала соответствуют возрастному и психическому развитию человека;
- Тот, кто убеждает, учитывает индивидуальные особенности оппонента (темперамент, тип личности, опыт, потребности, система ценностей, интересы, привычки и т.д.);
- Убеждение содержит максимум доказательств, фактов, аргументов и выстроено последовательно, логично;
- Материал рассказывает об общих принципах и правилах, но при этом содержит конкретные примеры;
- Проводится анализ тех фактов, которые известны всем участникам обсуждения;
- Заметна вовлеченность говорящего (убедить других можно только в том, во что вы сами верите).
Если вы будете помнить о всех 6 принципах результативного убеждения и соблюдать их, то значительно повысите шансы на успех.
Совет #4. работайте с глубинными убеждениями
Продолжим пример с алкоголиком. Он знает, что пить плохо, вредно и опасно. Но внутри него живет что-то, что толкает на это.
Например, убеждение о том, что алкоголь – это лучший способ поднять настроение и расслабиться, набраться смелости. А если копать еще глубже, то выясняется, что алкоголь выступает суррогатом любви, дарит мнимое чувство безопасности, уводит от проблем.
А за этим скрываются такие убеждения как «Я не справлюсь», «Я не могу получить любовь другим способом», «Я слишком слаб, чтобы бороться со своими проблемами», «Я ничего не могу изменить в своей жизни, поэтому остается только убегать». Вот с этими убеждениями и нужно работать.
Обратите внимание, что работать со своими глубинными убеждениями проще, чем с чужими. Потому что все начинается с анализа эмоций и чувств. За каждой вредной привычкой, деструктивным поведением скрывается определенная потребность, которую можно удовлетворить другим способом. Нужно разобраться в своих эмоциям, мыслях и потребностях.
Убеждать — это привлекать людей на свою сторону. убеждение осуществляется с помощью слова, примера и дела. во всех случаях превалирует слово. вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.
В своей повседневной деятельности руководитель сталкивается с необходимостью убеждать людей в трех случаях: когда ему нужно а) побуждать подчиненных действовать для достижения поставленных целей; б) проводить свои идеи в переговорах с отдельными лицами и группами лиц; в) доказывать свою точку зрения непосредственному начальнику или завоевать расположение участников обсуждения проектов, планов, перспектив и т.д. Убеждать — это привлекать людей на свою сторону.
Убеждение осуществляется с помощью слова, примера и дела. Во всех случаях превалирует слово. Умение убеждать людей словом — веление времени.
Научитесь умению убеждать. Для этого усвойте три основных правила:
- будьте приветливыми, вежливыми;
- улыбайтесь людям;
- стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.
Вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.








