15 неприятных фактов о религии, православии и христианстве | Пикабу

15 неприятных фактов о религии, православии и христианстве

Как быть Леди:  Как хоронить умерших от коронавируса: врачи дали пояснения
Как быть Леди:  Философия сознания от А до Я

Положительная и отрицательная роль религии

В настоящее время у атеистов нет единства во взглядах на роль религии. Существует три основных позиции: первая — религия играет только отрицательную роль, вторая — религия играет по преимуществу отрицательную роль, третья — религия играет противоречивую роль, т.е. в одних ситуациях во влиянии религии преобладают отрицательные результаты, в других — положительные. В тех случаях, когда признается также и положительная роль, атеисты часто расходятся в понимании того, в чем она конкретно состоит.

Все три позиции принципиально отличаются от взгляда на религию представителей религии: богословов, служителей культа, религиозной интеллигенции и т.п. Различаясь в понимании роли «своей» и «чужой» религии, они убеждены, что «своя» религия играет только положительную роль. Особенно опасен для общества такой вариант понимания, который разжигает вражду и ненависть к инакомыслящим и инаковерующим (фанатический вариант).

В современном обществе роль религии противоречива. В историческом прошлом преобладали ее положительные аспекты, но в историческом будущем они сойдут на нет, что приведет к исчезновению религии. Она станет не нужна ни отдельному человеку, ни обществу. Однако, когда наступит это время, через сто или тысячу лет, сейчас сказать невозможно.

Религия имеет специфическую часть (веру в сверхъестественное) и неспецифическую (идеи, включенные и в другие духовные явления: нравственные, правовые, педагогические, медицинские, экологические и др.). Положительное и отрицательное в жизнь людей вносят обе части религии.

Отрицательная роль религии заключается в следующемТезисы о роли религии в обществе // http://www.humanism.su/ru.:

  • 1. Самый большой и опасный негативный результат приносил в прошлом и приносит сейчас фанатический элемент внутри религий. Что это такое? Фанатизм есть поведение, когда люди во имя своих мировоззренческих убеждений приносят вред себе или другим людям и даже совершают преступления. В разных религиозных организациях степень проявления фанатизма разная. Есть такая религия, в которой фанатизм отсутствует в принципе — бахаи. Вообще точно установленных фактов фанатизма мало. Есть в основном косвенные сведения и некоторые гипотезы. Самым опасным проявлением фанатизма в России сегодня является ваххабитский фанатизм. Проявлением фанатизма являются истерические обряды в некоторых общинах пятидесятников. Проявления фанатизма есть и в православии: отказ части православных служителей культа и верующих получать ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), молитвы части монахов с утра до вечера в некоторых монастырях, «ночевки» некоторых монахов в гробах, разжигание вражды и ненависти к инакомыслящим россиянам под видом борьбы с «тоталитарными сектами». Лидерами в последнем виде фанатической деятельности являются богослов Дворкин и дьякон Кураев. Им удалось получить одобрение руководства РПЦ и вовлечь в эту борьбу массы православных верующих, в том числе многих интеллигентов.
  • 2. Проявления отрицательной роли религии есть и вне зоны фанатизма. К ним можно отнести: пропаганду ложной картины мира (что сдерживает развитие некоторых направлений науки и их усвоение), пропаганду некоторых вредных норм морали (например, призыв «любить врагов»), сдерживание социальной активности верующих (ориентация через молитвы на мифическую помощь бога), отчуждение верующих разных конфессий друг от друга и связанные с этим нелады в семьях, отчуждение верующих от светской культуры. Если понаблюдать за жизнью, можно найти и другие признаки отрицательного влияния религии на жизнь людей.

Положительная роль религии заключается в следующемТезисы о роли религии в обществе // http://www.humanism.su/ru.:

  • 1. Положительная роль специфической части религии (веры в сверхъестественное) состоит в том, что она дает людям утешение, т.е. способствует преодолению отрицательных эмоций. Это своеобразная и крайне необходимая сегодня форма психотерапии.
  • 2. У разных религий эта роль в разной степени проявляется и через функционирование их неспецифического элемента. Сюда относятся: благотворительность, пропаганда позитивных нравственных идей (призыв помогать людям, осуждение наркомании, алкоголизма и др.). Как ни парадоксально это звучит, к плюсам религии можно отнести и пропаганду некоторых научных идей, например, экологических и педагогических.
  • 3. Сегодня условия жизни большой части россиян не позволяют им преодолеть отрицательные эмоции через безрелигиозные институты. А это значит, что у них нет выбора между религией и атеизмом. Им, к сожалению, приходится выбирать между погружением в религию и уходом из жизни. И надо признать, что жить с религией — это более гуманный выбор.
Как быть Леди:  10 самых глупых людей на планете и их поступки

Сегодня задача полного преодоления религии нереальна, а попытка ее ускоренного решения будет приносить только вред обществу.

И в завершении исследования приведем данные социологического опроса, проведенного агентством «Медиа-союза», которые в корне меняют сложившиеся представления о происходящем в нашем обществе. Главный итог работы социологов — это разрушение «некоторых мифов» и, в частности, мифа о том, что российское общество в целом «равнодушно к вопросам веры, а устойчивый образ верующего — старуха в платочке».

Что же на самом деле показал соцопрос? Отвечая на вопрос «Какую религию вы исповедуете?», назвали себя православными 62%, мусульманами — около 8%, атеистами — 15%, «в Бога верю, но не отношу себя к какому-либо исповеданию» — 14%. Еще 1,2% в соцопросе проходят по графе «другое»: к ним социологи причисляют другие христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочееНовые масштабные исследования о роли религии в современном российском обществе представлены московскими социологами 08.11.2006 г. // http://www.blagovest-info.ru..

Особо следует обратить внимание на динамику роста православных: в 1991 г. таковыми называли себя примерно треть населения, тогда как в 2006 г. — уже две трети. Число же мусульман не меняется, а вот атеистов стало в два раза меньше. Подобная динамика за столь короткий исторический период (20 лет) является беспрецедентной. Кроме того, важным и «удивительным», что «освоение религиозного пространства идет в формах традиционной религиозности».

На постоянный вопрос ко всем соцопросам в данной области — каковы критерии «православности»? — специалисты проекта «Реальная Россия» отвечают, разделив группы по степени религиозности. Получается, что из 62% православных — 8,5 % активных (несколько раз в месяц посещают церковь, регулярно причащаются), 20,8% — умеренных (в храме — 1 раз в месяц и реже), 21,3% — пассивных (заходят в храм по большим праздникам). Интересно, что почти 46% из этих 62% при подробном опросе оказываются и вовсе «нейтральными, неверующими», т.е. относящими себя к православию по этнокультурному признаку. Социологам удалось также посчитать, что с конца 80-х гг. число регулярно совершающих исповедь и причастие выросло в 4 раза. Количество воцерковленных увеличивается прямо пропорционально росту числа действующих храмов: в 1989 г. в России было 6 тыс. храмов и 4% воцерковленных от общего числа православных, в 2005 г. на 8,5% воцерковленных приходится уже 12,6 тыс. храмов. Это позволяет социологам приблизительно спрогнозировать, что в 2021 г. доля воцерковленных достигнет уже 20%, если будет открыто 25 тыс. храмов. Ну а еще через 10 лет, если все будет хорошо, в 35-40 тыс. храмов будут регулярно приходить уже треть всех, называющих себя православнымиНовые масштабные исследования о роли религии в современном российском обществе представлены московскими социологами 08.11.2006 г. // http://www.blagovest-info.ru..

Опровергая мнение о «старушках», социологи создали портрет современного российского верующего: среднему активному православному сейчас 48,6 лет и на 75% это женщины, тогда как среди активных мусульман больше мужчин (60,5%), а средний возраст примерно такой же — 45,6 лет, что близко к средним значениям по стране.

Социологов радует вывод о том, что активные верующие являются и социально активными гражданами, они поддерживают рыночную экономику и основные институты демократии, выступают сторонниками укрепления государства, проявляют социальный оптимизм (мусульмане (37%) более, чем православные (25%)), намерены обеспечить демографический рост, среди человеческих качеств более всего почитают трудолюбие, а в общественной жизни предпочли бы равенство свободе.

Еще один важный аспект исследования касается межнациональных отношений. Оказалось, что больше половины (52%) православных и чуть меньше (46,4%) мусульман чувствуют угрозу межнациональных конфликтов. Однако из всего перечня проблем верующие больше всего озабочены обнищанием населения, ростом преступности, безработицы и коррупции. Обострение межнациональных конфликтов в этом списке стоит на последнем месте (2,8% — православные, 6,5% — мусульмане), что позволяет автора исследования сделать вывод о том, что тема ксенофобии и национальной нетерпимости «искусственно раздувается в СМИ».

Представитель Совета муфтиев России, завотделом московского муфтията Фарид Асадуллин был единственным, кто не выразил восторга по поводу результатов исследования «Реальная Россия». Разделяя главный вывод — о возвращении религии в публичную сферу, о росте ее влияния, он подверг критике «исламскую составляющую» опроса. Так, он процитировал одно из интервью М. Тарусина, где говорится о 10-15% мусульман в России (в представленном опросе их численность определяется в 8%). Кроме того, приверженцев ислама нельзя разделить на активных и пассивных в силу особенностей этого исповедания, что не учитывается в данном соцопросе, авторов которого представитель Совета муфтиев упрекнул в определенных «мировоззренческих приоритетах».

Председатель гильдии религиозной журналистики «Медиа-союза» Александр Щипков выступил со своим обобщением: он считает, что «во все времена, во всех регионах» соотношение верующих и неверующих составляло 85 к 15. Главная задача социологов, по его мнению, изучать не столько количество, сколько качество веры. Хотя сам он предлагает идентифицировать православных следующим образом: «Если человек никогда в жизни не причащался и даже не крещен, но верит в Бога и считает себя православным — значит, он православный»Новые масштабные исследования о роли религии в современном российском обществе представлены московскими социологами 08.11.2006 г. // http://www.blagovest-info.ru..

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий