- Что такое iq
- Что такое интеллект
- Iq и преступность
- Доход
- Значение результатов
- История
- Как измеряется
- Как повысить уровень интеллекта
- Какие бывают виды интеллекта
- Какие же существуют виды iq?
- Критика
- Кто придумал термин
- Культурно-независимый тест интеллекта р. кеттелла
- Наследственность
- О чем не говорят баллы
- Окружающая среда
- От чего зависит
- Отдельные гены
- Поиск наследственных причин iq
- Примечания
- Производительность труда
- Прочее
- Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин
- Раса и национальность
- Страна
- Тест интеллекта г. айзенка
- Тест прогрессивные матрицы дж. равена
- Тест структуры интеллекта р. амтхауэра
- Тесты
- Уровни интеллектуальной активности
- Успеваемость в школе
- Успех в научной деятельности
Что такое iq
С английского аббревиатура IQ расшифровывается как intelligence quotient – коэффициент интеллекта – и произносится как “ай-кью”.
IQ – это количественная оценка умственных способностей человека, которая определяется с помощью специально подготовленных тестов.
Показатель не является постоянной величиной. Он может меняться с возрастом: увеличиваться у тех, кто занимается саморазвитием, спортом, получает полезные навыки, и снижаться у тех, кто решил запустить свою жизнь.
Кроме того, уровень IQ может иметь определенную динамику в зависимости от самочувствия человека.
Многие неверно понимают, что значит коэффициент интеллекта, полагая, что он отражает степень эрудированности и образованности человека. Это не совсем так. IQ позволяет оценить мыслительный потенциал:
- наблюдательность;
- логическое и аналитическое мышление;
- умение обобщать предметы и сравнивать их между собой;
- навыки решения пространственных, вербальных и арифметических задач;
- способность применять те или иные возможности своего мозга.
Коэффициент показывает не сам уровень интеллекта, а лишь его соответствие норме аналогичного уровня либо отклонение от нее. В этом случае за норму берется среднестатистический человек, т. е. индивидуум того же или среднего возраста.
Если говорить простыми словами, то коэффициент IQ можно сравнить с ростом человека. В среднем рост женщин в России составляет 166–168 см, а у мужчин – 178 см. Если мы смотрим на прохожего, то сразу можем оценить, насколько он высок, т. е. выше среднего его рост или ниже.
При этом средний рост также не является постоянной величиной. Он может изменяться с эволюцией, условиями жизни и прочими факторами. С показателем IQ примерно то же самое.
Кстати! Новозеландский ученый и философ Джеймс Флинн выявил интересную закономерность: каждое десятилетие средний уровень IQ увеличивается на несколько пунктов.
Что такое интеллект
Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.
Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.
Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки.
Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой.
Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека.
Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.
Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими.
Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.
Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).
Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.
Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д.
Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:
Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).
Iq и преступность
Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,2 означает, что объяснённые различия в преступности составляют менее 4 %.
Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ-тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми, которые хорошо успевают.
В книге «Фактор g» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсен цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70—90, вне зависимости от расы, чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала[42].
Доход
Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса, в которых человек вырос.
Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около 1/4 различий между людьми в социальном статусе и 1/6 разницы в доходе.
Значение результатов
Как мы уже выяснили, показатель IQ позволяет сравнить уровень интеллекта со среднестатистическим значением. Поэтому шкала Стэнфорд – Бине разработана таким образом, что цифра 100 означает средний коэффициент человека.
Шкалу можно представить в виде четырех отрезков:
- С 70 до 85 пунктов.
- С 85 до 100.
- Со 100 до 115.
- Со 115 до 130.
Предполагается, что в данных промежутках находится около 95 % населения планеты. Таким образом, показатели между 70 и 130 пунктами являются нормой.
Значение выше 130 пунктов традиционно считается высоким и классифицируется как гениальность. Цифра ниже 70 – умственная недостаточность.
Интересно! Самый высокий уровень IQ был выявлен у австралийского математика Теренса Тао. Показатель его интеллекта – 230 баллов.
Есть источники, которые дают более мелкую градацию, описывая показатель интеллекта до 180 пунктов и выше, а также в диапазоне 1–24. Более общепринятой считается следующая шкала:
- 140 и выше – обладатели выдающихся творческих способностей, изобретатели, ученые;
- 131–140 баллов – высокий показатель, присущий всего трем процентам населения;
- 111–130 баллов – выше среднего;
- 91–110 баллов – считается хорошим или средним уровнем интеллекта, позволяющим добиться определенных высот;
- 81–90 баллов – ниже среднего;
- 20–70 баллов означают различную степень проблем в умственном развитии.
Более подробно уровни значений IQ и их расшифровка описаны в другой статье нашего блога.
История
Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Уильям Штерн в 1912 году. Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в роли показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический.
В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно и само число IQ утратило информативную ценность.
Как измеряется
Для измерения уровня IQ существует множество различных тестов. Все они есть в открытом доступе в интернете. Чуть позже я дам ссылку на один из них.
Есть два варианта тестирования на интеллект:
- для детей 10–12 лет;
- для взрослых и детей старше 12 лет.
Средняя продолжительность прохождения – 30 минут. Число вопросов и заданий может варьироваться от 30 до 100.
Как правило, тестирование состоит из двух частей:
- Методической. Она разработана авторитетными специалистами и опубликована в соответствующих изданиях. Включает перечень вопросов и шкалу с пояснениями.
- Программной. Составляется на основе выбранной методики, но имеет отличную от других логику и оформление.
Система подсчета везде одинаковая, но из-за определенных локальных различий результаты тестов могут отличаться на 10–15 пунктов.
Как повысить уровень интеллекта
Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.
Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.
Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.
В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия.
Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.
На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.
Какие бывают виды интеллекта
Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.
Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения.
О разнообразии видов и форм интеллекта можно судить, к примеру, по культурным особенностям разных народов. Скажем, у негроидной расы сильнее всего развито конкретно-наглядное и пластическое мышление. Жители Африки – хорошие художники и отличные танцоры; они от руки могут изобразить то, что европейцы привыкли изображать только с помощью компьютерной графики.
Рисование и танец в Африке играют роль своеобразных «алфавитов», из которых составляются особые языки. Европейское мышление – абстрактное. Живопись и танец в европейской культуре считаются искусством, то есть умением, доступным немногим; вместе с тем развиты звуко-буквенный алфавит, рассуждение абстрактными категориями, понимание таких феноменов, как закон, право, порядок и др.
Азиатские народы монголоидной расы являются носителями «символьного» мышления. У них высокого развития достигли символьный (иероглифический) алфавит, система иносказаний; культура изобилует символами, лишёнными практического смысла и выражающими сложные идеи, а в поведении существенная роль отводится ритуалам и церемониям.
Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.
Какие же существуют виды iq?
- Вербальный;
- Логический;
- Творческий;
- Лингвистический;
- Визуально — пространственный;
- Социальный.
Именно поэтому на сегодняшний день разработано множество опросников для измерения всех видов IQ. И мы предлагаем вам более подробно ознакомиться с каждым из них.
Критика
Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных и политиков.
Доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта у многих задач некорректно составлены условия либо ошибочны авторские решения. По его мнению, тесты Айзенка выдают высокую оценку людям с «усреднённым» мышлением, в то время как более умный человек с большей вероятностью даст решение, отличное от авторского[44].
Не имея целью критиковать тесты на IQ, советский психолог Лев Семёнович Выготский тем не менее в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития[45]. В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития».
Известный британский марксистМорис Корнфорт критиковал тесты на IQ как метафизичные[46] и направленные на то, чтобы лишить большинство детей полноценного образования из-за их якобы недостаточных для этого умственных способностей[47].
В 2021 году Эдриан Оуэн[en] и Адам Хэмпшир (англ. Adam Hampshire) из канадского Университета Западного Онтарио и Роджер Хайфилд[en] из лондонского Музея науки пришли к выводу, что интеллект человека состоит из нескольких компонентов и не сводится к одному показателю, поэтому IQ-тесты непригодны для целей психологических исследований[48].
Кто придумал термин
В начале 20-го века во Франции ввели обязательное образование, из-за чего возникла необходимость отделить способных к обучению детей от тех, кто нуждался в определенной помощи и специальных школах.
По распоряжению правительства психолог Альфред Бине создал методику, которая позволила оценить интеллектуальные способности будущих учеников. Именно Бине считается тем, кто придумал термин IQ. Совместно со своим коллегой Теодором Симоном он начал проводить эксперименты, изучая память, мышление и внимание детей в возрасте от 3 до 12 лет.
Первая редакция оценочной шкалы была опубликована в 1905 году и получила название “Шкала Бине – Симона”.
Чуть позже немецкий психолог и философ Уильям Штерн предложил более точную формулу вычисления коэффициента интеллекта. Так в 1912 году впервые появился термин IQ.
Позже система вычисления неоднократно изменялась. В 1916 году шкала попала в США, где была раскритикована и доработана Стэнфордским университетом, после чего она обрела свое устойчивое название “Шкала Стэнфорд – Бине”. Последняя пятая редакция была опубликована уже в 2003 году.
Культурно-независимый тест интеллекта р. кеттелла
Данный тест свободен от культурных влияний, так как оценивает врожденный компонент интеллекта, которые не зависит от воспитания, обучения. Методика была разработана в 1949 году. Р. Кеттелл создал три варианта теста:
GFT 1 — рассчитан для детей 4-8 лет и способен выявить психологическую задержку;
GFT 2 — используется для диагностики от 8 лет и старше.
GFT 3 — обычно используется для студентов вузов и одаренных личностей.
Чаще всего психологи в своей работе используют шкалу GFT 2. Этот тест состоит из двух частей по 4 субтеста в каждом (количество заданий в субтестах колеблется от 8 до 14). В качестве результата вы получите интервальный показатель. Его вы сможете сравнить с возрастными показателями, которые получились в процессе эксперимента в 90-х годах.
Наследственность
Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003)[3]. До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях.
Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8[4][5][6].
Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем[7][8].
Изучение жизненного пути приёмных детей привело к однозначному выводу о том, что различия в их судьбе в основном определялись наследственностью и случайными факторами, а не тем, в какой семье они воспитывались. Уже к 16-летнему возрасту корреляция между коэффициентом интеллекта приёмных детей и их приёмных родителей становится близка к нулю.
О чем не говорят баллы
Хотела бы подчеркнуть, что результат, полученный в ходе прохождения теста на измерение интеллекта, не является абсолютно объективной оценкой умственных способностей человека. Еще ни одна методика не научилась учитывать все индивидуальные факторы, способные оказать влияние на итоговое значение.
Вспомним известного гения-аутиста Кима Пика, чей IQ был всего 87 баллов. Вместе с тем он с полутора лет умел читать и уже в 7 лет знал наизусть Библию, изобрел технику быстрого чтения и мог за 8 секунд преодолеть книжный разворот.
Коэффициент интеллекта не отражает:
- уровень эрудированности,
- профессионализм,
- образованность,
- целеустремленность,
- трудолюбие,
- решительность,
- талант,
- общественную ценность,
- эффективность,
- жизненную мудрость,
- моральную устойчивость,
- чувство юмора и пр.
Окружающая среда
Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например: размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое.
Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25—0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями[5][18][19][20].
В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же окружающие факторы[5][19].
Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормления младенца грудью повышает его IQ[21].
Другое исследование более 13 000 детей показало[22], что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования эти результаты были подвергнуты жёсткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью.
Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий[23]; был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ[24]; были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых; отмечена нерепрезентативность («bias») испытуемых по языковому составу; подчёркнуты другие методологические проблемы; и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение[25].
От чего зависит
Психологи и ученые неоднократно проводили исследования, пытаясь найти взаимосвязь между тем, каким должен быть уровень интеллекта, и различными данными человека:
- наследственностью;
- физиологическими параметрами;
- полом;
- расовой принадлежностью;
- окружающей средой, воспитанием.
Некоторые исследователи даже связывали IQ с музыкальными пристрастиями. Так, по мнению британских ученых, коэффициент интеллекта выше у поклонников классической музыки и тяжелого рока. Самый низкий уровень IQ у людей, предпочитающих R’n’B и хип-хоп.
В действительности ни одно из исследований так и не дало оснований полагать, что тот или иной фактор оказывает существенное влияние на IQ человека. Любые различия, связанные с полом, расой или другими параметрами, можно объяснить погрешностями, эмоциональным и физическим состоянием человека во время проведения тестирования и даже временем суток.
В то же время принято считать, что у детей одаренных родителей больше шансов на высокие показатели интеллекта. Кроме того, чем более благополучна среда проживания ребенка, тем более высокий коэффициент интеллекта он сможет продемонстрировать в будущем.
На IQ влияет и возраст человека. Как правило, к 26 годам интеллект достигает своего пика, а затем постепенно начинает снижаться.
Отдельные гены
За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов[10]. Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта[11].
Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложноположительными[12]. Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения[13], так и среди детей[14].
Поиск наследственных причин iq
Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute[15]) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями[16][17].
Примечания
- ↑Gottfredson L. S.Chapter 1: Logical Fallacies Used to Dismiss the Evidence on Intelligence Testing // Correcting Fallacies about Educational and Psychological Testing / R. F. Phelps (Ed.). — Washington (DC): American Psychological Association, 2009. — ISBN 978-1-4338-0392-5.
- ↑Коэффициент интеллектуальности // Большая Советская энциклопедия (в 30 т.) / А. М. Прохоров (гл. ред.). — 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1973. — Т. XIII. — С. 306. — 608 с.
- ↑Plomin et al. (2001, 2003)
- ↑Plomin R., Pedersen N. L., Lichtenstein P., McClearn G. E.Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life (англ.) // Behavior Genetics : journal. — 1994. — May (vol. 24, no. 3). — P. 207. — doi:10.1007/BF01067188. (недоступная ссылка)
- ↑ 123Neisser et al..Intelligence: Knowns and Unknowns (неопр.). Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (7 августа 1995). Дата обращения: 6 августа 2006.Архивировано 1 июня 2021 года.
- ↑Bouchard T. J., Lykken D. T., McGue M., Segal N. L., Tellegen A.Sources of human psychological differences: the Minnesota Study of Twins Reared Apart (англ.) // Science : journal. — 1990. — October (vol. 250, no. 4978). — P. 223—228. — PMID 2218526.
- ↑World Intelligence Network. IQ и генетикаАрхивная копия от 21 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑Gosso M. F. et al.The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts (англ.) // Molecular Psychiatry : journal. — 2006. — Vol. 11, no. 9. — P. 878—886. — doi:10.1038/sj.mp.4001868.
- ↑Отцы и дети: может ли государство снизить влияние наследственности и статуса родителей?, republic.ru, 8 декабря 2021 г.
- ↑Pietropaolo S., Crusio W. E. . Genes and cognition (англ.) // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science : journal. — 2021. — Vol. 2, no. 3. — P. 345—352. — doi:10.1002/wcs.135.
- ↑Deary I. J., Johnson W., Houlihan L. M. Genetic foundations of human intelligence (англ.) // Human Genetics. — 2009. — Vol. 126, no. 1. — P. 215—232. — doi:10.1007/s00439-009-0655-4. — PMID 19294424.
- ↑Chabris C. F. et al.Most reported genetic associations with general intelligence are probably false positives (англ.) // Psychological Science. — 2021. — Vol. 23, iss. 11. — P. 1314—1323. — doi:10.1177/0956797611435528. — PMID 23012269.
- ↑Davies G. et al. Genome-wide association studies establish that human intelligence is highly heritable and polygenic (англ.) // Mol Psychiatry : journal. — 2021. — Vol. 16. — P. 996—1005. — doi:10.1038/mp.2021.85. — PMID 21826061.
- ↑Benyamin B. et al. Childhood intelligence is heritable, highly polygenic and associated with FNBP1L (англ.) // Molecular Psychiatry. — 2021. — Vol. 19. — P. 253–258. — doi:10.1038/mp.2021.184. — PMID 23358156.
- ↑アーカイブされたコピー (неопр.). Дата обращения: 3 марта 2021.Архивировано 7 марта 2021 года.
- ↑Information Processing: BGI visit
- ↑Information Processing: Supercomputers and the mystery of IQ
- ↑Bouchard Jr, T. J. Genetic and environmental influences on adult intelligence and special mental abilities (англ.) // Human biology; an international record of research : journal. — 1998. — Vol. 70, no. 2. — P. 257—279. — PMID 9549239.
- ↑ 12Plomin R., Asbury K., Dunn J. Why are children in the same family so different? Nonshared environment a decade later (англ.) // Canadian Journal of Psychiatry : journal. — 2001. — Vol. 46, no. 3. — P. 225—233. — PMID 11320676.
- ↑Harris, 2009.
- ↑Oken E. et al.Associations of maternal fish intake during pregnancy and breastfeeding duration with attainment of developmental milestones in early childhood: a study from the Danish National Birth Cohort (англ.) // American Journal of Clinical Nutrition. — 2008. — Vol. 88, iss. 3. — P. 789—796.
- ↑Kramer M. S. et al.Breastfeeding and Child Cognitive Development: New Evidence From a Large Randomized Trial (англ.) // Arch Gen Psychiatry. — 2008. — Vol. 65, iss. 5. — P. 578—584. — doi:10.1001/archpsyc.65.5.578. — PMID 18458209.
- ↑Gordon A. G.Breastfeeding, Breast-Milk Feeding, Breast Feeding, and IQ: Unknown and Known Knowns (англ.) // Arch Gen Psychiatry. — 2008. — Vol. 65, iss. 12. — P. 1457—1458. — doi:10.1001/archpsyc.65.12.1457.
- ↑Sullivan J. L.Cognitive Development: Breast-Milk Benefit vs Infant Formula Hazard // Arch Gen Psychiatry. — 2008. — Т. 65, вып. 12. — С. 1456. — doi:10.1001/archpsyc.65.12.1456-a.
- ↑Der G., Batty G. D., Deary I. J.Results From the PROBIT Breastfeeding Trial May Have Been Overinterpreted (англ.) // Arch Gen Psychiatry. — 2008. — Vol. 65, iss. 12. — P. 1456—1457. — doi:10.1001/archpsyc.65.12.1456-b.
- ↑Irwing P., Lynn R. Sex differences in means and variability on the progressive matrices in university students: A meta-analysis (англ.) // British Journal of Psychology : journal. — 2005. — Vol. 96, no. 4. — P. 505—524. — doi:10.1348/000712605X53542. — PMID 16248939.
- ↑Jackson D. N., Rushton J. P. Males have greater g: Sex differences in general mental ability from 100,000 17- to 18-year-olds on the Scholastic Assessment Test (англ.) // Intelligence : journal. — 2006. — Vol. 34, no. 5. — P. 479—486. — doi:10.1016/j.intell.2006.03.005.
- ↑Liu J., Lynn R. Chinese sex differences in intelligence: Some new evidence (англ.) // Personality and Individual Differences : journal. — 2021. — March (vol. 75, no. 6). — P. 90—93. — doi:10.1016/j.paid.2021.11.002.
- ↑Scheiber C., Reynolds M. R., Hajovsky D. B., Kaufman A. S.Gender Differences in Achievement in a Large Nationally Representative Sample of Children and Adolescents (англ.) // Psychology in the Schools : journal. — 2021. — Vol. 52, no. 4. — P. 335—348. — doi:10.1002/pits.21827.
- ↑Keith T. Z., Reynolds M. R., Patel P. G., Ridley K. P.Sex differences in latent cognitive abilities ages 6 to 59: Evidence from the Woodcock–Johnson III tests of cognitive abilities (англ.) // Intelligence : journal. — 2008. — Vol. 36, no. 6. — P. 502—525. — doi:10.1016/j.intell.2007.11.001.
- ↑Harness A. et al.Sex differences in working memory (неопр.). ResearchGate. doi:10.2466/PR0.103.5.214-218.
- ↑Blinkhorn S.Intelligence: A gender bender (англ.) // Nature. — 2005. — Vol. 438, no. 7064. — P. 31—32. — doi:10.1038/438031a. — . — PMID 16267535.
- ↑Shields J.Validity of the Wide Range Intelligence Test: Differential Effects across Race/Ethnicity, Gender, and Education Level (англ.) // Journal of Psychoeducational Assessment : journal. — 2004. — Vol. 22, no. 4. — P. 287—303. — doi:10.1177/073428290402200401.
- ↑Kaufman A. S., Kaufman J. C., Liu X., Johnson C. K.How do Educational Attainment and Gender Relate to Fluid Intelligence, Crystallized Intelligence, and Academic Skills at Ages 22–90 Years? (англ.) // Archives of Clinical Neuropsychology : journal. — 2009. — Vol. 24, no. 2. — P. 153—163. — doi:10.1093/arclin/acp015.
- ↑Flynn J. R., Rossi-Casé L. Modern women match men on Raven’s Progressive Matrices (англ.) // Personality and Individual Differences : journal. — 2021. — April (vol. 50, no. 6). — P. 799—803. — doi:10.1016/j.paid.2021.12.035.
- ↑Schmidt H. et al. No gender differences in brain activation during the N-back task: an fMRI study in healthy individuals (англ.) // Human Brain Mapping : journal. — 2009. — 1 November (vol. 30, no. 11). — P. 3609—3615. — ISSN1097-0193. — doi:10.1002/hbm.20783. — PMID 19387979.
- ↑Robert M., Savoie N.Are there gender differences in verbal and visuospatial working-memory resources (англ.) // European Journal of Cognitive Psychology : journal. — 2006. — Vol. 18, no. 3. — P. 378—397. — doi:10.1080/09541440500234104.
- ↑Dickens W. T., Flynn J. R.Black Americans Reduce the Racial IQ Gap: Evidence from Standardization Samples (англ.) // Psychological Science : journal. — 2006. — Vol. 17, no. 10. — P. 913—920. — doi:10.1111/j.1467-9280.2006.01802.x.
- ↑Mackintosh N. J.IQ and Human Intelligence (англ.). — Oxford University Press, 1998. — ISBN 0-19-852367-X.
- ↑ 12Ушаков, 2021.
- ↑Daniel Goleman. An Emerging Theory on Blacks’ I.Q. Scores
- ↑Jensen A. R.The g factor: The science of mental ability (англ.). — Westport, Connecticut: PRAEGER, 1998. — ISBN 0-275-96103-6. : «The peak crime rate occurs in the IQ range from 75 to 90, with the highest rate for violent crime in the IQ range from 80 to 90. … Low IQ is clearly a statistical risk factor» («Пиковая частота правонарушений приходится на диапазон значений IQ от 75 до 90, причём наибольшая частота преступлений против личности приходится на диапазон 80—90. … Низкий IQ определённо является статистическим фактором риска».)
- ↑Frey M. C., Detterman D. K.Scholastic Assessment or g? The Relationship Between the Scholastic Assessment Test and General Cognitive Ability (англ.) // Psychological Science. — 2004. — Vol. 15, no. 6. — P. 373—378. — doi:10.1111/j.0956-7976.2004.00687.x. — PMID 15147489.
- ↑Светлана КУЗИНА.Тесты на интеллект составлены с ошибками! (неопр.).
- ↑Выготский Л.С.Динамика умственного развития школьника в связи с обучением (рус.) : журнал.
- ↑То есть, признающие сущность, свойства и возможности предмета изучения (в данном случае, интеллекта человека) законченными, неизменными, не зависящими от условий, в которых предмет находится и может оказаться в будущем.
- ↑Морис Корнфорт. Диалектический материализм. — Государственное издательство иностранной литературы, 1956. — С. 63—64.
- ↑Ученые доказали бесполезность IQ-тестов (рус.), РИА Новости (20211220T1335 0400Z). Дата обращения 5 декабря 2021.
Производительность труда
Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы.
Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ-тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент)
низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.
Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надёжных инструментов их измерения, как тесты IQ.
Прочее
Средний IQ населения страны связан с ВВП страны (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.
Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 между фактором общего интеллекта и баллом SAT (российский аналог — ЕГЭ)[43].
Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин
С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского.
Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.
Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль.
Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.
Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.
Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.
Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.
Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно.
Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.
Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни.
Раса и национальность
Исследования среди жителей США показали[источник не указан 2139 дней] наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных этнических групп.
Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.
Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования так называемого «научного расизма», однако, по некоторым исследованиям[38], разрыв постепенно сокращается.
Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растёт во времени. В результате эффекта Флинна средний IQ негроидов в 1995 году соответствовал среднему IQ европеоидов в 1945-м[39], то есть за два поколения.
Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приёмными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми[40][страница не указана 592 дня].
Разница в 10—15 баллов при оценке IQ наблюдалась при сравнении среднестатистических показателей угнетённых социальных групп (неприкасаемых в Индии, буракумин в Японии, маори в Новой Зеландии) и доминирующих социальных групп в этих странах.
При этом разница исчезала при эмиграции в другую страну, например: исследование среди детей японцев-иммигрантов в США не показало отличий показателей буракумин от остальных японцев. На этом основании была сформирована теория о ключевом влиянии социальной структуры общества и социальной идентификации при обучении и прохождении тестов.
Подобная идентификация может приводить в том числе к тому, что дети афроамериканцев рассматривают хорошую учёбу и стремление получить высокостатусную работу как предательство своей идентичности[41].
Страна
Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований[40][страница не указана 592 дня] обнаружил связь между средним IQ страны и её экономическим развитием, ВВП (см., например, Коэффициент интеллекта и богатство народов), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом.
Тест интеллекта г. айзенка
Этот тест очень популярен и пользуется успехом в психологии, так как у опросника существует 8 различных вариантов. Первые 5 тестов направлены на измерение общей оценки IQ. Следующие три выявляют вербальные, визуально-пространственные и математические особенности вашего интеллекта.
В этом тесте вы найдете словесные, арифметические и графические задания. Методики рассчитаны для людей от 18 до 56 лет и измеряют мыслительные процессы человека, а не уровень его знаний. В результате тестирования будет произведена количественная оценка от 0 до 160 б.
Тест прогрессивные матрицы дж. равена
Данный тест определяет уровень логического мышления с помощью абстрактного материала. Тест можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой форме. Есть детский (8-14 лет) и взрослый (14-65 лет) вариант теста.
В тест входит 60 таблиц, которые разделены на 5 серий и в каждой по 12 заданий. Сложность заданий постепенно возрастает, а на выполнение каждого дается всего 20 минут. В конце прохождения теста вы узнаете уровень своего интеллекта. Методика используется в исследовательских целях, в образовательных учреждениях, на работе и клинических заведениях.
Тест структуры интеллекта р. амтхауэра
Очень популярная методика в области исследования интеллекта. Тест, чаще всего используют в групповой форме для людей от 13 до 61 года. Данная методик определяет общие способности человека и используется в рамках профориентации. В 1970 году было разработано 4 модификации теста — А1, В2, С3, D4.
Стандартный тест Р. Амтхауэра состоит из 9 субтестов, каждый субтест включает в себя 20 задач, за исключением 4 в нем 14 задач. Тест диагностирует индуктивное мышление, способность к абстрагированию, логику, умение обобщать, математическое мышление, пространственное воображение. В результате вы узнаете насколько хорошо у вас развиты различные сферы интеллекта.
Тесты
Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов — в тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях — умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление — допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез, разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п.
По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает.
Одним из наиболее известных тестов является тест Айзенка. Более точными являются тесты Д. Векслера, Дж.
Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше и предусматривает максимальный уровень IQ 160 баллов.
Уровни интеллектуальной активности
Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.
Исследователи выделяют три таких уровня:
- Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
- Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
- Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.
На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.
На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.
На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.
Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.
В этом случае выделяются два уровня:
Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.
Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер.
Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.
Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни.
В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.
Успеваемость в школе
Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами.
Успех в научной деятельности
Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов в науке. Однако доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся учёных, на уровень ниже нобелевских лауреатов.