Тренировка памяти: советы и упражнения, которые помогут держать мозг в тонусе | Rusbase

Тренировка памяти: советы и упражнения, которые помогут держать мозг в тонусе | Rusbase Женщине

10 упражнений для развития памяти

Чтобы натренировать память, попробуйте ежедневно выполнять эти упражнения.

1. Решать арифметические примеры

Когда вы выполняете арифметические вычисления, вы заставляете мозг работать и анализировать ситуации быстрее. Также можно ввести арифметические подсчеты в бытовую жизнь. Например, считать в уме чаевые в кафе или выгоду, которую можно получить от специального предложения в магазине.

2. Учить стихи

Попробуйте каждый день заучивать небольшое стихотворение или его фрагмент. Когда учите стихотворение, старайтесь проговаривать его вслух. Так вы задействуете свой артикуляционный аппарат, что способствует лучшему запоминанию. Со временем вам понадобится меньшее количество повторений, чтобы выучить один стих.

3. Описывать предметы

Выберите любой предмет, который есть поблизости – вазу, статуэтку, книгу с интересной обложкой. Лучше выбирать предметы, у которых больше деталей. Смотрите на предмет внимательно полминуты и запоминайте все детали. После этого отвернитесь от предмета и опишите его во всех подробностях.

4. Разгадывать кроссворды

Кроссворды эффективно тренируют мозг и память. Также подойдут и другие игры со словами, например, скрабл. 

5. Запоминать фигуры («Спички»)

Для этого упражнения вам понадобится десять спичек. Сначала возьмите пять спичек и бросьте их на стол. В течение нескольких секунд запоминайте их расположение, потом отвернитесь и попробуйте сделать такую же картину из других пяти спичек.

6. Запоминать предметы или слова

Положите на стол десять разных предметов, перечислите их вслух в течение минуты, а потом накройте чем-нибудь. После этого попытайтесь назвать все предметы, которые лежат на столе. Чтобы повысить сложность упражнения, можно увеличить количество предметов. Также упражнение можно выполнять с помощью списка слов. Запишите на листе слова, переверните лист и повторите написанное.

7. Выполнять действия вслепую 

Попробуйте походить по квартире с закрытыми глазами или сделать привычное действие вслепую. Это улучшит память и повысит навыки пространственного ориентирования.

8. Рассказывать истории

Попробуйте придумывать рассказ о том, как прошел ваш день. Сторителлинг помогает лучше запоминать важные события и интересные детали, а также связывать эмоции с воспоминаниями.

9. Делать мысленные экскурсии

Представьте себе путь на работу или мысленно прогуляйтесь по квартире. Во время таких «прогулок» обращайте внимание на детали и рассматривайте отдельные объекты. Это упражнение тренирует концентрацию внимания, ведь в ходе прогулки вы затрачиваете достаточно много времени, чтобы детально изучить объекты.

10. Строить дворцы памяти

Представьте хорошо знакомое вам пространство, например, свою комнату. Потом выберите там предметы или места, которые будут вашими «крючками», и привяжите к ним нужные ассоциации. Чем более абсурдными они будут, тем лучше запомнятся. Когда освоите метод на знакомом месте, сможете строить такие дворцы из любого пространства.

Shutterstock / Gohengs

20 советов, как прокачать память — блог издательства «манн, иванов и фербер»

Этот метод эффективен, когда нужно удержать в голове список вещей, которые не связаны друг с другом. Просто попробуйте составить из набора слов некую историю. Чем она глупее, тем лучше.

К примеру, вам нужно запомнить следующие слова: кукла, зипеди-дуу-да, высоко, рука, жвачка, зеленый, ведро, два, летать, пластик, скорость, упал, тяжелый, клей, пол. Сделать это будет гораздо легче, если вы сочините историю:

«Однажды жила-была ПЛАСТИКовая КУКЛА с ДВУМЯ ЗЕЛЕНЫМИ РУКАми. Одна из них УПАЛа, поэтому пришлось ее приКЛЕИть с помощью ЖВАЧКИ. „ЗИПЕДИ-ДУУ-ДА, — сказал я. — Интересно, сможет ли она теперь ЛЕТАТЬ?“ Но она была слишком ТЯЖЕЛОЙ и не взлетела ВЫСОКО, а приземлилась в ВЕДРО на ПОЛу на большой СКОРОСТИ».

Виды памяти

Существует много классификаций памяти. По способу запоминания выделяют: образную (зрительная, слуховая, обонятельная), моторную, эмоциональную и логическую. Однако чаще всего память делят на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. 

  • краткосрочная — это память от нескольких секунд до трех минут;
  • среднесрочная — может быть от нескольких минут до момента первого сна человека;
  • долгосрочной памятью в психологии считаются воспоминания, которые пережили сон человека. 

Долгосрочная или долговременная память тоже может быть разной. Что-то мы можем помнить на следующий день, а что-то цитировать всю жизнь, как «Мой дядя самых честных правил». Алгоритмы запоминания на разные сроки могут отличаться, поэтому лучше сразу понимать, через сколько потребуется информация.

Если мы выбираем более сложные и эффективные способы запоминания, то система повторения будет частью механизма удержания в памяти. Повторение — это не мать учения, а важнейшая часть сохранения информации в голове.

Зачем нужно учитывать особенности своей памяти?

Все мы разные, и запоминаем информацию неодинаково. Кому-то легче воспринимать информацию на слух, кому-то нужно прочитать, то есть увидеть, а кому-то – прочитать, непременно подчёркивая, и произнести вслух. Иногда именно запах навевает память о давно забытых событиях.

Как правило, какой-то вид образной памяти (так называют память на образы, сформированные в процессе восприятия и помогающие нам вспомнить, представить образ воспринятого) доминирует. Опираясь на него, нам легче запомнить материал. Ваша задача – понять, как это происходит именно у вас, и использовать на практике сильные стороны вашего восприятия и памяти. Но помните: при запоминании первый этап – это концентрация внимания.

Так, обладателям хорошей зрительной памяти помогают таблицы, схемы, наглядные пособия. Слушая лекцию, им желательно делать пометки и конспекты. Для них предпочтительнее не слушать чтение других, а читать самим, выделяя наиболее важные места.

Обладатели хорошей слуховой памяти при работе с материалом, который нужно запомнить, особенно должны избегать звуковых помех и раздражителей. Чтобы сосредоточиться и запомнить, они нуждаются в тишине. Они запоминают лекцию «с голоса» и усиливают запоминание, пересказывая вслух запомненное и рассуждая вслух.

Как быть Леди:  Ассоциативное мышление. Развитие ассоциативного мышления » Битрейника

Обладатели хорошей моторной (двигательной) памяти запоминают через движение, поэтому, рисуя схемы и графики, конспектируя, выполняя практические задания, они запоминают материал легче.

Как развить кратковременную и оперативную память

Оперативная память – наша «рабочая лошадка», и недостаточное её развитие (а именно – трудности в удержании достаточного количества единиц информации, меньше 7-9) приносит массу неприятностей: нам трудно работать с материалом, так как мы сбиваемся с мысли, нам трудно удержать сведения в памяти без ошибок, нам трудно систематизировать материал и успевать в обучении так же быстро, как это происходит у тех, чья память развита лучше.

Объём памяти, т.е. количество единиц информации, которое она в состоянии удерживать, можно и даже нужно увеличивать. Развитию кратковременной и оперативной памяти способствуют такие упражнения:

Учёные из Университета Ратгерса (США), проводя эксперименты с большой группой мышей, обнаружили, что мыши, которые недавно проходили лабиринт, подобное испытание выдерживали успешнее, увереннее, быстрее, чем остальные. Эти и подобные испытания подтвердили, что умственные нагрузки, увеличивающие объём оперативной памяти (без участия долговременной), явно увеличивали когнитивные способности испытуемых.

Как развить память у ребенка

Занимаясь с ребенком, нужно учитывать его возраст. До 12 лет все упражнения должны проходить в игровой форме. Например, можно играть в подбор ассоциаций: устроить соревнование, кто подберет больше разных образов и ассоциаций к одному слову. Еще можно воспроизводить сложные цепочки (например, из 20 слов) на скорость.

Желательно, чтобы один из родителей показывал приемы запоминания на собственном примере, поясняя, как именно он это запомнил, (через какие ассоциации). Особенно полезно, если объекты сложны для запоминания (например, цифры). Нужно составить на цифры образный алфавит (понять, на что, по-вашему, похоже каждое число от 0 до 9). Например:

  • 0 напоминает пончик;
  • 1 — подъемный кран;
  • 2 — лебедь;
  • 3 — лук с натянутой тетивой;
  • 4 — перевернутый стул;
  • 5 — морской конек;
  • 6 — замок;
  • 7 — коса;
  • 8 — снеговик;
  • 9 — воздушный шарик. 

Создав свой собственный образный алфавит, можно учить даты, составляя цепочку и придумывая историю. Например, дату Ледового побоища (1242 год) можно запомнить так: представьте большой подъемный кран, в кабине которого сидит лебедь. Он цепляет на крюк стулья и сбрасывает вниз, где их ловит другой лебедь.

Чтобы различать двух лебедей, можете надеть на них разные свитера или кепки. По мере тренировки можно будет опускать единицу, потому как большинство дат начинаются одинаково. Цепочку можно сократить до трех элементов. В результате ребенок сам начнет придумывать ассоциации и запоминать намного быстрее.

photoUnsplash

Классификация памяти по времени сохранения информации

По длительности сохранения информации различают мгновенную, кратковременную (и оперативную память, которую прежде отождествляли с кратковременной, а теперь чаще считают её оперативной составляющей), и долговременную память.

Мгновенная память сохраняется в течение очень короткого промежутка времени, до 3 секунд, и её задача – максимально полно воспринять информацию от органов чувств и, не обрабатывая, передать дальше, в кратковременную память.

Кратковременная память в течение непродолжительного времени (около 30 секунд) удерживает информацию в небольшом объёме (в среднем около 7 объектов). На этом этапе принимается решение о том, нужно ли её переводить в долговременную память.

Оперативная (рабочая) память – это активный процесс, позволяющий работать со сведениями, хранящимися в кратковременной памяти, и управлять ими, упорядочивать. Это своего рода промежуточная форма памяти (между кратковременной и долговременной), действующая в зависимости от определённого срока выполнения поставленной задачи по запоминанию (секунды или дни).

После завершения задачи информация стирается. Благодаря этой памяти мы, например, сдаём экзамен по нелюбимому предмету, после чего иной раз напрочь забываем всё выученное. Оперативная память проявляется и тогда, когда мы, реагируя на неожиданный вопрос, не только отвечаем, но и, удерживая вопрос в голове, планируем, что скажем дальше, как разовьём свою мысль. Благодаря ей мы припоминаем покупки и примерно подсчитываем сумму, продвигаясь к кассе, и так далее.

Долговременная память может хранить информацию долго, иногда – в течение всей жизни. Правда, нужно ещё извлечь её из хранилища. Для долговременного запоминания нужна осмысленная, хорошо структурированная информация, связанная с уже «укоренившимися» знаниями.

Как правило, именно неумением быстро и эффективно выполнять работу по осмыслению нового материала, его структурированию и связыванию с имеющимися знаниями, вызваны трудности перевода материала из кратковременной памяти в долговременную и, соответственно, жалобы на слабую память.

Парочки

Например, нужно запомнить слово подушка, что по-английски pillow [пилоу]. Теперь подберите фонетически похожее русское слово, например, пила. Свяжите два образа (пила и подушка). 

Представьте огромную белую мягкую пуховую подушку, которую пилит пила. Разумеется, весь пух разлетается по воздуху и все вокруг становится белым. Держите эту картинку в голове и повторите три раза вслух: pillow, pillow, pillow.

Если слово длинное, делите его на два мелких, например, слово созвездие (constellation) можно представить как коня с тележкой. Главное условие — создать максимально яркую связь между образами, которую не нужно будет вспоминать (картинка сама появится в голове). Дальше желательно как можно быстрее переходить на материал, который будет актуален для вашей работы.

Профессиональная память и методики ее развития

Развитие памяти — не одноразовый, а постоянный и целенаправленный процесс, а потому подходить к нему необходимо со всей ответственностью. Безусловно, нет никакой вероятности того, что прекрасно подошедший одному человеку метод развития памяти также подойдет другому человеку.

Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. При ???м развитие происходит как количественно, так и качественно. Учитывая зависимость от подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций происходят подъемы и спады в памяти человека.

Исследованиями установлено, что в возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает ослабевать. При этом если люди вовлечены в активную деятельность, то ???т спад может быть малозаметен. В случае если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а, наоборот, развивается.

Как быть Леди:  Что такое тайминги?

Профессиональную память просто необходимо развивать тому, кто хочет достичь успеха, подняться по карьерной лестнице, причем в различных отраслях деятельности. Люди, обладающие такой памятью, способны удерживать в мозгу невероятное количество нужной для своей профессии информации. Возьмем, к примеру, врачей или юристов: сколько они должны хранить в голове нужных диагнозов, названий и рецептур лекарств, видов кодексов и статей! В использовании данной информации в нужное время в нужном контексте и заключается высокий профессионализм этих специалистов.

Рассмотрим основные методы развития памяти, применяемые миллионами людей во всем мире:

  • 1. Последовательные ассоциации. Смысл метода заключается в запоминании слов благодаря выстраиванию ассоциаций. Благодаря данному методу можно вспомнить не только сами слова, но и порядок их расположения в тексте. Особенность этого вида запоминания заключается в его непроизвольности, когда человек затрачивает значительно меньшее количество усилий, чем если бы он заучивал слова целенаправленно. При применении данного метода, помимо памяти, активно задействуется воображение человека, так как ему предоставляется для запоминания несколько слов, и он должен составить из них предложение.
  • 2. Фонетические ассоциации. Очень часто данный метод применяется для запоминания иностранных слов и цифр. Заключается во вспоминании похожих ассоциаций к иностранному слову. Вследствие применения данного метода человек способен запоминать до 100 иностранных слов в день, не пытаясь “вызубрить” их наизусть. Особенно замечательно данный метод применим для запоминания иностранных фамилий, которые часто трудно запомнить. Недостатком метода являются возможные ошибки в произношении слов, однако при выполнении метода под контролем опытного преподавателя данный недостаток нивелируется.
  • 3. Метод логических закономерностей. Если выполняется запоминание фигур в определенной последовательности, например круг-квадрат-треугольник, человек может провести закономерности «круг — знак совершенства и постоянства; квадрат — знак спокойствия и надежности; треугольник — знак прогресса и энергии». Эти ассоциации способствуют вспоминанию исходных фигур и их последовательности. Если необходимо запомнить цифры, например номер телефона 156-824, человек рассуждает так: «1 плюс пять равно 6, 8 разделить на 2 равно четыре». Данный метод отлично подходит людям с ярко выраженной мыслительной активностью и не так сильно выраженным воображением.
  • 4. Метод «ОЧОГ». Данный метод на протяжении многих лет успешно применяется при обучении студентов в большинстве европейских стран. Название метода произошло от заглавных букв основных этапов метода: Ориентировка в тексте с целью распознания ключевой его идеи; повторное Чтение с одновременным выделением основных деталей; Обзор текста для более полного понимания правильности его изложения и выделения основной и второстепенной мысли; выделение Главной мысли в процессе пересказа текста. Тем не менее, несмотря на высокую популярность метода, он нередко подвергается критике образовательных школ как метод, не обладающий необходимыми для запоминания текста и развития памяти.
  • 5. Автобиографические ассоциации. Многим людям очень тяжело дается применение методов развития памяти, требующих глубокого вовлечения в обучающий процесс воображения. Именно для таких людей создан метод «автобиографические ассоциации», предполагающий работу не с выдуманными, а с реальными жизненными ситуациями. Для применения данного метода используются как жизненные ситуации, произошедшие с самим человеком, так и с его друзьями, родственниками, а также даты исторических событий.
  • 6. Оживление. Метод прекрасно развивает не только память, но и фантазию. Заключается в представлении в фантазии человека картин, которые знаменуют запоминающийся предмет. В случае с необходимостью запомнить информацию, представленную в виде цифр (например, исторические даты), человек использует визуализацию, что способствует расширению существующих границ памяти. Человек представляет, на какие из предметов похожи те или иные цифры. Так, цифру «1» можно представить в виде дерева, цифру «2» — в виде змеи, цифру «4» — в виде цветка.
  • 7. Повторение. Многие люди используют данный прием как основной метод развития памяти.
  • 8. Трансформация. Метод заключается в трансформации воображаемого образа. Например, яркий предмет мы можем трансформировать в черно-белый, объемный предмет — в плоский. Прием подходит для запоминания иероглифов.
  • 9. Вхождение. Один из наиболее действенных, но и наиболее сложных способов развития памяти. Человек, размышляя об определенном образе, картинке либо фильме, мысленно входит внутрь образа. Когда человек побывает внутри картинки/фильма, он почувствует тесную связь между происходящим в ней/нем действии и данные воспоминания надолго останутся в его памяти, так как человек сам является непосредственным участником происходящих событий.
  • 10. Метод Цицерона. Метод называется в честь великого императора, философа и оратора Цицерона и заключается в следующем: предмет, о котором необходимо вспомнить, оставлялся в одной из хорошо знакомых комнат. Для того, чтобы найти искомый предмет, необходимо было вспомнить комнату, в которой его оставили. Так и тренировал свою память Цицерон — перед каждым выступлением он ходил по дому и мысленно оставлял части своих лекций в углах комнаты.

Таким образом, мы рассмотрели главные методики развития человеческой памяти, применяемые на протяжении столетий. Память — ??? та основа, на к????ой базируется любая профессиональная деятельность. Юрист должен обладать хорошей памятью. В профессиональной деятельности важно учитывать свои индивидуальные различия памяти для того, чтобы максимально продуктивно использовать свои потенциальные возможности.

Развитие памяти и внимания

Чтобы иметь развитую память, нужно поработать над вниманием. Многие люди грешат на свою память и даже не подозревают, что хромает как раз внимание. Дело в том, что это два взаимосвязанных психических процесса, потому что нельзя запомнить чего-то, не обратив внимания или направить внимание, но не запомнить.

Внимание бывает непроизвольное (к любому резкому звуку либо неожиданно появившемуся объекту. Это механизм, который заложен в человеке с рождения). 

Произвольное внимание — более сложный механизм. Оно позволяет сфокусироваться именно на том, на чем нам самим хочется. Произвольное внимание у человека развивается только тренировкой. Поэтому выделяйте время на упражнения по концентрации внимания. 

  • «Найди отличия» и всевозможные лабиринты — упражнения не только для детей. Есть сложные варианты, которые заинтересуют и потребуют от взрослых высокой концентрации внимания.
  • Таблицы Шульте. Отличное упражнение, которое можно делать где угодно, просто скачав приложение. Ваша задача — как можно быстрее найти все цифры от 1 до 25 по порядку на поле 5×5. Как только вы достигли прогресса, усложняйте задачу, меняя настройки: увеличьте поле до 6×6 или 7×7, подключите перемешивание чисел после каждого хода или сделайте поле и цифры в таблице цветными. 
  • Тест Струпа. Здесь вы не увидите вопросов и вариантов ответа, лишь список слов, написанных разными цветами (например, слово «красный» написано синими чернилами, а слово «зеленый» оранжевыми). Тренировка заключается в том, чтобы быстро называть фактический цвет слова, а не написанный. Нашему мозгу проще сделать наоборот: прочитать слово и проигнорировать цвет. 
  • Игра «Муха» не только эффективное упражнение, но и веселое соревнование для всей семьи. Вам понадобится поле 5×5. Выберите ведущего, который будет управлять полетом воображаемой мухи командами (вперед, назад, влево и вправо). Муха вылетает из средней клетки на поле. Задача остальных взглядом отследить полет и правильно назвать конечную точку приземления мухи.  
Как быть Леди:  «Этого не было!»: что такое газлайтинг - Горящая изба

Развитие памяти и мышления

Мышление — тоже одна из граней сознания человека. Поскольку наше сознание является цельным, то прокачка любого из его проявлений будет положительно сказываться на тренировке всего сознания и остальных его элементов, в том числе мышления.

Здесь как в спорте: даже если человек жмет штангу лежа, его форма все равно будет лучше, чем у того, кто не занимается спортом вообще. 

Чтобы развивать мышление, нужно выполнять упражнения на визуализацию информации, потому как эти два аспекта неразрывно связаны. Человек не может понять ту информацию, которую не может визуально представить. Например, если в простейшей арифметической задаче заменить объекты на абстракции, то взрослый человек не всегда сможет понять, про что идет речь.

Тренировка памяти и мозга

Мозг и память человека взаимосвязаны, поэтому, когда мы тренируем память, мы тем самым тренируем и наш мозг. Упражнения на запоминание, визуализацию предметов отлично развивают мышление. Но есть еще несколько лайфхаков, которые улучшат функционирование мозга и помогут ему эффективнее запоминать и обрабатывать информацию.

Заниматься спортом. Ежедневные физические нагрузки улучшают работу мозга. Когда вы занимаетесь спортом, мозг получает больше кислорода. Также снижается риск диабета или сердечно-сосудистых заболеваний. А они – частые причины потери памяти.

Хорошо спать. Здоровый сон крайне важен для процессов обучения и запоминания. Ведь во время глубокой фазы сна происходит укрепление памяти. Важно не только количество сна – 7-9 часов, но и качество. Для этого надо составить расписание сна и ежедневно ложиться в одно и то же время.

Отслеживать количество стресса и следить за здоровьем. Хронический стресс способен уничтожать клетки мозга, а также быть причиной потери памяти. Постоянный стресс может влиять на здоровье человека и обострять хронические заболевания. Поэтому важно вовремя отслеживать свое состояние и контролировать количество стресса. Например, делать перерывы в течение дня, ставить себе реалистичные задачи, хорошо отдыхать.

Также следует наблюдать за здоровьем и регулярно проводить медицинские чекапы. Деменция и болезнь Альцгеймера – не единственные заболевания, которые вызывают нарушения памяти. Болезни сердца, диабет, дисбаланс гормонов также ухудшают когнитивные способности и могут влиять на наши способности концентрироваться и адекватно воспринимать новую информацию.

Улучшайте работу мозга

Как улучшить память и работу мозга? Память тесно связана с другими психическими процессами. Для хорошего запоминания и быстрого извлечения информации из хранилищ памяти необходима отменная работа мозга, ведь воспоминание – это установление определённых связей между миллиардами нервных ячеек мозга.

Это означает, что забота о мозге – это забота о его познавательных функциях, и о памяти в том числе. Это означает также и то, что развить память – значит улучшить внимание, восприятие, мышление, улучшить работу мозга. Чем тренированнее мозг, тем выше его способность анализировать поступающую информацию и запоминать.

Чем интереснее, ярче, необычнее информация – тем вероятнее возникновение новых нейронных связей. Есть некоторые закономерности, обуславливающие эффективность тренировок мозга и развития памяти. Упражнения должны быть регулярными и обеспечивать интерес, постепенное повышение уровня сложности, необычность и новизну.

Для хорошей работы памяти важно то же, что и для хорошей работы мозга. Это и сбалансированное полноценное питание, и физическая активность (так улучшается кровообращение и питание мозга), и достаточный сон (во время сна мозг продолжает обрабатывать информацию).

Существуют специальные упражнения для развития памяти и внимания, их можно выполнять онлайн. Регулярные занятия на развивающих тренажёрах способствуют также улучшению восприятия и мышления. Используя игровые тренажёры, вы сможете определить уровень развития своих познавательных способностей, постепенно увеличивать уровень сложности заданий, соревноваться с примерно равными по силе игроками, участвовать в игровых турнирах, получать титулы и награды и участвовать в мотивирующих игровых приключениях.

Желаем вам успехов в саморазвитии!

Начать прямо сейчас!

Упражнение на тренировку осознанности

Обучение концентрации внимания лучше начинать с тренировки осознанности, то есть сначала нужно научиться концентрироваться на текущем мгновении, на отвлекаясь на эмоции, посторонние мысли и чувства. Такие упражнения тренируют мозг и кратковременную память и, что особенно важно, помогают сохранить концентрацию внимания, не допуская его рассеивания даже при воздействии стресса.

Начните с малого – с ощущения себя «здесь и сейчас». Выпрямите спину, сядьте удобно, и сосредоточьтесь на своём дыхании. Ощутите, как воздух проникает в нос, прислушайтесь к движениям своего тела. Если появляются мысли о чём-то, кроме ваших ощущений в текущий момент времени – просто начните сначала, не огорчаясь и не отвлекаясь на них. Станьте хозяином текущего мгновения.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий