14 ВЕЛИКИХ ФИЛОСОФСКИХ ДИЛЕММ (И ИХ ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ) — ПСИХОЛОГИЯ

14 ВЕЛИКИХ ФИЛОСОФСКИХ ДИЛЕММ (И ИХ ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ) - ПСИХОЛОГИЯ Женщине

Смотреть что такое «дилемма» в других словарях:

Дилемма — (родъ силлогизма двоякость противоположныхъ заключеній). Ср. Я едва могъ сдержать злобу, возбужденную издѣвательствомъ Пролетова надъ бѣдняками. Но разоблачить предъ ними его нахальное вранье значило бы отдать его на избіеніе имъ. И я молчалъ,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

дилемма — См. задача. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дилемма вопрос, задача, выбор, одно из двух, альтернатива Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ДИЛЕММА — (от ди. и греч. lemma посылка) 1) в логике вывод из двух условных и одного двучленного разделительного суждения, в котором оба члена либо посылки условных суждений (конструктивная дилемма), либо отрицания их заключений (деструктивная, или… … Большой Энциклопедический словарь

Дилемма — Дилемма ♦ Dilemme В широко распространенном смысле слова – трудный выбор из двух в равной мере неудовлетворительных возможностей. В строгом смысле, принятом в логике, – разновидность альтернативы, при которой оба термина подводят к одному и… … Философский словарь Спонвиля

[2]

ДИЛЕММА — ДИЛЕММА, дилеммы, жен. (греч. dilemma двойное предложение) (книжн.). 1. Полемический довод, состоящий в том, что противнику предлагаются на выбор два противоположных положения, исключающих возможность третьего. 2. Обстоятельства, заставляющие… … Толковый словарь Ушакова

ДИЛЕММА — (греч. , от дважды и лемма, предположение, посылка), форма умозаключения (логич. вывода), посылки (исходные допущения) которого имеют гипотетич. (условную) и дизъюнктивную (разделительную) структуру. Если прописными лат. буквами… … Философская энциклопедия

ДИЛЕММА — (от ди. и греческого lemma посылка), затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями … Современная энциклопедия

ДИЛЕММА — (греч. di дважды, лат. lemma предположение двойное предположение) суждение, в котором предмету приписываются два противоречащих признака, исключающих возможность третьего. Дилеммой называется также особый случай условно разделительного силлогизма … Новейший философский словарь

ДИЛЕММА — ДИЛЕММА, ы, жен. 1. Сочетание суждений, умозаключений с двумя противоположными положениями, исключающими возможность третьего (спец.). 2. Положение, при к ром выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен (книжн.). Стоять… … Толковый словарь Ожегова

Дилемма — (от diz дважды и lhmma принятое предложение) особый видумозаключения, в котором содержатся, как данные, два противоречащихположения, ведущие, между тем, к одному выводу. Таково, напр., следующееумозаключение: если бы А было, то оно было бы либо Б … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Как это будет выглядеть:

ДИЛЕММА, -ы, ж.1. Сочетание суждений, умозаключений с двумя противоположными положениями, исключающими возможность третьего (спец.). 2. Положение, при к-ром выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен (книжное). Стоять перед сложной дилеммой.

О толковом словаре

Толковый словарь русского языка – единственный в Интернете бесплатный словарь русского языка с поддержкой полнотекстового поиска и морфологии слов.

Толковый словарь является некоммерческим онлайн проектом и поддерживается специалистами по русскому языку, культуре речи и филологии. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями.

Ссылки на словарь русского языка допускаются без каких-либо ограничений.

Дилемма Хайнца

Одна из самых известных этических дилемм — дилемма Хайнца: предложено Кольбергом для анализа уровня нравственного развития детей и подростков (выводится из типа ответа, причины данного ответа, уровня подчинения правилам или относительной важности, которую их последующие действия могут иметь в некоторых случаях). Эта дилемма представлена ​​следующим образом:

«Жена Хайнца больна раком, и ожидается, что она скоро умрет, если ничего не будет сделано для ее спасения. Однако есть экспериментальный препарат, который, по мнению врачей, может спасти вашу жизнь: форма радия, которую только что обнаружил фармацевт.

Хотя это вещество дорогое, фармацевт взимает во много раз больше денег, чем стоит его производство (это стоит ему 1000 долларов, а он берет 5000 долларов). Хайнц собирает все деньги, чтобы купить его, рассчитывая на помощь и ссуду денег от всех, кого он знает, но ему удается собрать только 2500 долларов из 5000, которые стоит продукт.

Хайнц идет к фармацевту, который говорит ему, что его жена умирает, и просит продать ему лекарство по более низкой цене или позволить ему заплатить половину позже. Однако фармацевт отказывается, утверждая, что он должен зарабатывать на этом деньги, так как именно он его обнаружил. Тем не менее, Хайнц отчаивается и рассматривает возможность украсть лекарство ». Что я должен делать?

  • Статья по теме: «Теория нравственного развития Лоуренса Колберга»

Проблема зла Эпикура

Эпикур Самосский (341 г. до н.э. — 270 г. до н.э.) был греческим философом, который предложил проблему зла. Это загадка, ставшая одной из величайших философских дилемм в истории..

Любопытным в проблеме зла является тот факт, что Эпикур, живший до Христа, очень хорошо определил проблему веры в христианского Бога, что-то действительно призрачное.

Загадка Эпикура исходит из того, что многие религии его времени были монотеистическими, как и христианство, которое еще не появилось. В большинстве этих религий образ Бога — это всемогущее, всеведущее и всемогущее существо. Поэтому Бог может все, все знает и всегда делает добро.

Учитывая все это, Эпикур задается вопросом, как возможно существование зла, если Бог соответствует этим характеристикам.. Принимая это во внимание, мы сталкиваемся с дилеммой:

  • Зло существует, потому что Бог хочет предотвратить его, но не может.
  • Зло существует, потому что Бог хочет, чтобы оно существовало.

Либо Бог не всемогущ, либо Он не всемогущ, либо Он тоже. Если Бог может и хочет уничтожить зло, почему бы не устранить его? И если Бог не может устранить зло и, главное, не хочет этого, то зачем называть это Богом?

Дилемма трамвая

Дилемма трамвая или поезда — еще одна классика этических / моральных дилемм, созданная Филиппой Фут. В этой дилемме предлагается следующее:

«Трамвай / поезд выходит из-под контроля и на полной скорости движется по рельсам незадолго до смены точки. На этой дороге связаны пять человек, и они умрут, если поезд / трамвай подъедет к ним. Вы находитесь перед сменой иглы, и у вас есть возможность отклонить автомобиль на другую дорогу, но на которой привязан человек. Отклонение трамвая / поезда убьет одного человека. Не делая этого, пусть пять умрут. Что бы ты сделал?»

У этой дилеммы также есть несколько вариантов, может сильно усложнить выбор. Например, вы можете остановить трамвай, но это приведет к его сходу с рельсов с вероятностью 50%, что все пассажиры погибнут (и 50%, что все будут спасены). Или вы можете больше поищите эмоциональную вовлеченность субъекта: предложите, чтобы одним из способов было пять или более человек, которые умрут, если ничего не будет сделано, а другим — что это пара, ребенок, родитель. / мать, брат / сестра или родственник субъекта. Или ребенок.

Недобросовестность Сартра

Жан-Поль Сартр был французским философом, сторонником экзистенциализма и гуманистического марксизма.. Он поднял дилемму, известную как «недобросовестность», в которой указал, что люди абсолютно свободны и, следовательно, несут ответственность за свое поведение.

Несмотря на это, когда дело доходит до принятия на себя ответственности, люди предпочитают «овеществлять себя» в том смысле, что они предпочитают говорить, что они были объектами воли и замыслов других, которые не несут ответственности за свои собственные действия.

Обычно это наблюдается в случаях, когда были совершены нарушения прав человека, особенно в отношении военных преступников, заявивших, что все, что они делали, — это подчинение приказам, что их начальство подталкивало их к совершению злодеяний.

Парадокс заключается в том, что есть момент, когда человек решает действовать злом, и в действительности он может делать то, что хочет, но в то же время, отрицает свободу выбора, говоря, что на него оказывали давление.

Согласно Сартру, при любых обстоятельствах человек волен выбирать между тем или иным вариантом, но не всегда он принимает на себя последствия своих действий.

Несем ли мы ответственность за все последствия?

Согласно консеквенциализму, утвержденному утилитаристами Джереми Бентам и Джоном Стюартом Миллем, важны результаты наших действий.

Эти действия и эти результаты могут быть хорошими или плохими, но не обязательно одно подразумевает другое. Другими словами, действие, которое нам кажется хорошим, может привести к ужасным последствиям, хотя следует сказать, что все зависит от того, как вы на это смотрите.

Например, представим, что мы идем в супермаркет. Мы можем заметить мешок органического и органического картофеля, выращенного неправительственной организацией, которая справедливо платит своим работникам из стран третьего мира и помогает им строить школы. На первый взгляд, это все очень хорошо, потому что мы, очевидно, помогаем людям, у которых мало ресурсов. Мы поддерживаем.

Как быть Леди:  Что в семье терпеть НУЖНО, а что – НЕЛЬЗЯ, или о женском терпении | Счастливая семья: секреты творчества и взаимопонимания

Однако если мы посмотрим на это с другой стороны, возможно, наши доброжелательные действия принесут с собой очень плохие последствия. Например, мешок с картофелем поставляется в сетке, которая не является ни экологической, ни биологической, транспортировка из страны происхождения в наш надежный супермаркет подразумевает загрязнение окружающей среды, и, кроме того, мы много думаем о людях из третьего мира, но о деньгах, которыми мы являемся тратя, мы не тратим их на местную торговлю.

Принимая во внимание этот пример, мы можем выразить его двояко. Хорошая новость в том, что мы хорошие люди, помогающие людям, не имеющим ресурсов, а плохая новость в том, что мы вносим свой вклад в парниковый эффект. Как мы руководствуемся своим поведением, если все, что мы делаем, по сути своей неправильно?

Сложно предсказать все результаты наших действий, особенно если у нас нет всей информации.

Парадокс лжеца

Парадокс лжеца берет свое начало в Новом Завете, и в нем делается следующее утверждение: «Критский Эпименид говорит: все критяне лгут».

Это утверждение является самореференциальным, с частью объектного языка и другой — метаязыка.. Чтобы понять, истинно ли предложение, его нужно сначала разделить на две части и проанализировать отдельно.

Насколько верна или ложна фраза «все критяне лгут», не зависит от истинности или ложности первой части утверждения, которая является металингвистической. В части «Критский Эпименид говорит» изучается, говорит ли Эпименид, что «все критяне лгут», а в части «Все критяне лгут» изучается, действительно ли они лгут или нет.

Парадокс возникает из-за того, что оба уровня смешиваются, вызывая у нас головную боль. Лжет ли Эпименид, потому что он критянин? Если вы лжете, то разве критяне не лгут? Но тогда Эпименид, критянин, тоже не должен лгать?

Вот пример, очень похожий на этот и объясненный в более приземленных терминах:

Перед нами Пиноккио, и он говорит нам, что когда он лжет, у него растет нос. Это правда, поэтому его нос не растет. Но теперь он идет и говорит нам, что его нос теперь вырастет, и что он в этом уверен. У него вырастет нос? Если он вырастет, лжет ли он нам или говорит правду? Его нос действительно вырос, но вы не знали, вырастет ли он?

Когда обвинять, а когда прощать?

В отношении вышеупомянутой дилеммы иногда возникает ситуация, когда кто-то делает нам что-то плохое. Вот тогда, Пройдя через различные чувства, мы должны решить, прощать или продолжать обижаться, обвиняя этого человека в том, что он сделал, даже если это было случайно или без осознания последствий своих действий.

Этот очень приземленный философский вопрос на протяжении всей истории широко обсуждался, особенно в ситуациях, когда люди, сильно пострадавшие, например, пережившие Холокост, прощали тех, кто причинил им боль, в данном случае нацистских чиновников.

Это верно? Можно ли прощать, несмотря на нанесенный ущерб? Являются ли вина и обида отрицательными, но необходимыми эмоциями? Плохо ли просто иметь обиду?

Конечно, вина и прощение — два фундаментальных аспекта в нашей культуре и в наших отношениях с учреждениями, что, к сожалению, часто можно увидеть сегодня, когда правительство управляет кризисом в области здравоохранения. Справедливо ли обвинять наших правителей в том, как все сложилось?

Давайте снова построим матрицу выплат


В таком случае дополнительная прибыль для обеих компаний будет выглядеть так:

  1. Если обе сохранят цены, прибыль каждой увеличится на 500 миллионов — из-за нормального роста спроса.
  2. Если одна снизит цену (отказ), а другая нет (сотрудничество), прибыль первой увеличится на 750 миллионов из-за большей доли рынка — и останется неизменной для второй.
  3. Если обе снизят цены, газировку станут покупать чаще и продажи в целом увеличатся — это компенсирует низкую цену. Каждая выиграет 250 миллионов.

Уже знакомая вам матрица выплат.

К другим примерам дилеммы заключённого в бизнесе можно отнести расходы компаний на рекламу и маркетинг.

Допустим, у двух компаний есть негласное соглашение о том, что рекламные бюджеты не меняются в течение года, и их чистая прибыль остаётся на относительно высоком уровне. Если одна из них увеличит расходы на рекламу, продажи вырастут — что компенсирует расходы и принесёт дополнительную прибыль. Однако, если соглашение нарушат обе, их усилия могут нивелировать друг друга, и прибыль снизится.

Дилемма заключённого

Дилемма заключённого представляет собой одну из самых популярных концепций, относящихся к теории игр. Кстати говоря, иногда её ещё называют Дилеммой бандита.

Основывается Дилемма заключённого на идее о том, что законодательство большинства стран предполагает для группы людей, совершивших преступление в сговоре, больший срок заключения, нежели для преступника, который совершил преступление в одиночку. Исходя из этого, в Дилемме бандита двум сообщникам, которые не имеют возможности взаимодействовать друг с другом, общаться и договариваться, приходится решать дилемму, подразумевающую два варианта поведения:

  • Сохранять молчание и получить за совершённое преступление меньший срок, но только в том случае, если сообщник тоже будет сохранять молчание
  • Признать свою вину в совместном совершении преступления. Но тут вступают в силу три варианта развития событий: согласно первому, если первый сообщник «сдаст» второго, то первого освободят от уголовной ответственности и он выйдет на волю, а второй «получит по полной программе»; согласно второму, если первый сообщник будет молчать, а второй «сдаст» его, то второго освободят от наказания, а первый будет сидеть в тюрьме; согласно третьему, если оба подельника донесут друг на друга, то «мало не покажется» обоим, хотя срок всё равно будет меньше

Если изобразить суть Дилеммы заключённого схематически, то выглядеть она будет следующим образом:

Несмотря на то, что речь идёт о совершении преступления и наказании за него, данная дилемма касается вовсе не реальных уголовников, а каждого из нас с вами, ведь в процессе своей жизнедеятельности, без разницы – на работе мы находимся или дома – мы сталкиваемся с ней буквально каждый день.

Изучение дилеммы заключённого

Американский политолог Роберт Аксельрод в своей работе «Эволюция кооперации» провёл многочисленные исследования повторяющейся раз за разом Дилеммы заключённого, беря во внимание то, что в жизни одни и те же люди встают перед необходимостью постоянно разрешать эту дилемму, учитывая свой прошлый опыт, ошибки и победы, действия и результаты.

Исследователь привлёк работе коллег из разных стран мира, чтобы совместно разработать специальные компьютерные стратегии, направленные на разрешение представленной дилеммы. В результате был организован целый чемпионат по повторяющейся Дилемме заключённого.

Итоги этих соревнований показали, что стратегии, в которых превалирует жадность, исходя из расчёта на долгосрочную перспективу, давали результаты значительно хуже, нежели те стратегии, которые можно назвать альтруистическими. Также Аксельродом была показана эволюция «жадных» стратегий в альтруистические посредством естественного отбора.

Согласно дынным, полученным Робертом Аксельродом, чтобы стратегия переговоров была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия:

  • Стратегия переговоров должна быть лояльной и исключать любые попытки предать оппонента, пока этого не сделает он сам (практически все стратегии, победившие в чемпионате, соответствовали этому условию)
  • В том случае, если один оппонент предаёт второго, то первый обязательно должен «отплатить той же монетой»
  • После того, как отмщение осуществлено, стратегия вновь должна настроиться на сотрудничество
  • Стратегия переговоров ни в коем случае не должна быть направлена на то, чтобы набрать больше «баллов», чем стратегия оппонента

В результате Роберт Аксельрод рекомендует всем, кто сталкивается с Дилеммой заключённого, если он действительно желает выстроить эффективную стратегию и иметь больше шансов на победу, следовать этим рекомендациям, которые существенно увеличивают шансы на победу для всех сторон.

В процессе разработки своей собственной стратегий переговоров, действий и поведения, обязательно учитывайте те научные данные, которые мы только что озвучили. Всегда помните о том, что изначальный план необходимо выстраивать на предположении о том, что ваш оппонент (партнёр по бизнесу, руководитель или коллега на работе, товарищ или член семьи) так же, как и вы, настроен на долгосрочное, взаимовыгодное и честное сотрудничество.

Но не теряйте из вида и то, что ситуация может выйти из-под контроля и всё может пойти не так, как вы первоначально предполагали. По этой причине всегда нужно разрабатывать и иметь в запасе страховку – ещё один вариант, если вдруг действовать придётся в условиях форс-мажора.

И если уж пришлось отвечать такими же действиями, какие предпринял против вас ваш оппонент, то сразу же после того как «дали сдачи» возвращайте стратегию в её прежнее состояние – предлагайте мир, становитесь «добренькими», будьте готовы пойти на уступки и т.д.

Желаем вам успешно овладевать искусством переговоров, ведь этот навык обязательно пригодится вам как в профессиональной сфере деятельности, так и в личной жизни.

Иногда нам также приходится сталкиваться с ними в реальной жизни

Некоторые из предложенных выше этических дилемм представляют собой утверждения, которые могут показаться ложными, или гипотетические уточнения, с которыми нам никогда не придется сталкиваться в реальной жизни. Но правда в том, что ежедневно мы можем достичь сталкиваться с трудными решениями, с негативными последствиями или последствиями, мы принимаем решение.

Например, мы можем обнаружить, что знакомый совершает неэтичный поступок. Мы также можем наблюдать случай запугивания или драки, в которую мы можем вмешаться по-разному. Мы часто сталкиваемся с бездомными и можем столкнуться с дилеммой: помочь им или нет.

Как быть Леди:  А кто-то мстил любовнице мужа ?И как?Получили ли удовольствие?. Семейные отношения

Мы можем наблюдать профессиональные злоупотребления служебным положением. И мы также можем столкнуться с ними даже в личной жизни: мы можем, например, стать свидетелями измен и предательств близких или совершенных ими, имея конфликт, говорить им или нет.

В заключение, этические дилеммы представляют собой очень интересный элемент, который проверяет наши убеждения и убеждения и они заставляют нас задуматься о том, что нас мотивирует и как мы организуемся и участвуем в нашем мире. И это не что-то абстрактное и чуждое нам, но они могут быть частью нашей повседневной жизни.

Классическая дилемма

Классическая дилемма — это выбор между двумя или более альтернативами, в которых результаты одинаково нежелательны или одинаково благоприятны. Дилемма обычно не связана с моральным или этическим кризисом, но жизнь человека или персонажа может измениться в результате их решения. В молодости можно привести несколько примеров классических дилемм:

  • Куда пойти на первое свидание
  • В какой колледж поступить
  • Неуверенность в выборе предложения о работе
  • Хотите знать, стоит ли переехать в новый город?

Младшие студенты могут столкнуться с разными классическими дилеммами. Некоторые из них могут включать:

  • Двое друзей одновременно празднуют день рождения, куда вы идете?
  • В какой осенний вид спорта играть, футбол или хоккей на траве
  • Какую рубашку надеть в день фото

Классические дилеммы — это больше, чем простой выбор, потому что они обычно побуждают человека задуматься о результатах выбора. В результате персонаж в истории может оказаться в приключении, в страхе за свою жизнь или в инициировании перемен из-за выбора, который он сделал в своей дилемме.

Моральная дилемма

Моральная дилемма — это ситуация, в которой человек разрывается между добром и злом и смотрит на самую суть принципов и ценностей человека. Выбор, сделанный человеком, может вызвать у него чувство обременения, вины, облегчение или сомнения в своих ценностях.

Моральная дилемма часто вынуждает человека решать, с каким вариантом он может жить, но любые результаты крайне неприятны, несмотря ни на что. Моральные дилеммы часто используются, чтобы помочь людям продумать обоснование своих убеждений и действий, и распространены на уроках психологии и философии. Вот некоторые примеры моральных дилемм:

  • Классическая «дилемма спасательной шлюпки», когда в шлюпке всего 10 мест, а на тонущем корабле — 11 пассажиров. Должно быть принято решение, кто останется.
  • Поезд со сломанными тормозами мчится к развилке путей. Слева — переходящая женщина с двумя детьми; Справа — мужчина, выполняющий плановое техническое обслуживание рельсов. Инженер должен решить, в какую сторону направить мчащийся поезд.
  • Муж узнает, что у него неизлечимая болезнь, и решает попросить жену помочь ей избавиться от боли, пока она не стала слишком сильной.
  • Подруга обнаруживает, что парень ее лучшей подруги изменяет. Она должна решить, рассказать ли подруге или сохранить в секрете.

Моральные дилеммы также предоставляют учащимся интересные социальные темы для изучения своих должностей и исследовательских работ. Общие темы для таких заданий часто включают:

Определение слова «дилемма» по бсэ:

Дилемма (греч. dнlemma, от dнs — дважды и lemma — Лемма, посылка)особый вид умозаключений с гипотетическими (условными) и разделительными (дизъюнктивными) Посылками. Различают конструктивную Д. (утверждающая форма, modus ponens дилеммы) и деструктивную Д. (отрицающая форма, modus tollens дилеммы), каждая из которых, в свою очередь, может быть простой и сложной.

Конструктивные Д.: сложная —«если A, то В. если C, то D. A или C. следовательно, В или D» (A, В, C, D — произвольные суждения). простая — «если A, то В. если C, то В. A или C. следовательно, В»(следствия условных посылок совпадают). Деструктивные Д.: сложная — «если A, то В.

и если C, то D. не-В или не-D. следовательно, не-A или не-C». простая — «если A, то В, если A, то C. не-В или не-C. следовательно, не-A»(A, В, C, D — какие-либо суждения. частица «не» — отрицание суждения, перед которым она стоит). Логическая форма Д. находит применение в спорах и дискуссиях (в частности, по форме простой конструктивной Д. нередко строят опровержения логические).

Как и любые умозаключения в логике, Д. гарантирует истинные следствия, только если истинны посылки.В переносном смысле Д. — затруднительное положение, в котором оказывается человек, когда ему надлежит сделать выбор между двумя равно неприятными для него возможностями.Лит.: Чёрч А.

ДИЛЕММА — (греч. dilemma, от dis вдвое, и lemma предположение). Рассуждение, при котором из двух противоположных предположений вытекает одно и то же следствие, так что, какое бы из них ни принять, результат неизбежно одинаков. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Дилемма — (родъ силлогизма двоякость противоположныхъ заключеній). Ср. Я едва могъ сдержать злобу, возбужденную издѣвательствомъ Пролетова надъ бѣдняками. Но разоблачить предъ ними его нахальное вранье значило бы отдать его на избіеніе имъ. И я молчалъ,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

дилемма — См. задача. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дилемма вопрос, задача, выбор, одно из двух, альтернатива Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Дилемма — Дилемма ♦ Dilemme В широко распространенном смысле слова – трудный выбор из двух в равной мере неудовлетворительных возможностей. В строгом смысле, принятом в логике, – разновидность альтернативы, при которой оба термина подводят к одному и… … Философский словарь Спонвиля

ДИЛЕММА — ДИЛЕММА, дилеммы, жен. (греч. dilemma двойное предложение) (книжн.). 1. Полемический довод, состоящий в том, что противнику предлагаются на выбор два противоположных положения, исключающих возможность третьего. 2. Обстоятельства, заставляющие… … Толковый словарь Ушакова

ДИЛЕММА — (от ди. и греческого lemma посылка), затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями … Современная энциклопедия

ДИЛЕММА — (греч. di дважды, лат. lemma предположение двойное предположение) суждение, в котором предмету приписываются два противоречащих признака, исключающих возможность третьего. Дилеммой называется также особый случай условно разделительного силлогизма … Новейший философский словарь

ДИЛЕММА — ДИЛЕММА, ы, жен. 1. Сочетание суждений, умозаключений с двумя противоположными положениями, исключающими возможность третьего (спец.). 2. Положение, при к ром выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен (книжн.). Стоять… … Толковый словарь Ожегова

Дилемма — (от diz дважды и lhmma принятое предложение) особый видумозаключения, в котором содержатся, как данные, два противоречащихположения, ведущие, между тем, к одному выводу. Таково, напр., следующееумозаключение: если бы А было, то оно было бы либо Б … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Оценка наилучшего образа действий

Для наглядности построим матрицу выплат. «Выплата» — это продолжительность срока. Он обозначается знаком минус: то есть чем больше число, тем лучше.

Термины «признаётся» и «молчит» относятся к подозреваемым. Первое число в ячейках показывает срок для заключённого А, вторая — для заключённого Б.

Теперь немного из теории игр. Доминирующая стратегия для игрока — та, что принесёт ему наилучший результат, независимо от стратегий, которые используют другие. Здесь доминирующая стратегия заключается в том, чтобы каждый игрок признался. Это минимизирует средний тюремный срок. А вот все возможные результаты:

  1. Если А и Б промолчат, то получат по году тюрьмы — первая ячейка.
  2. Если А признается, а Б нет: А освободится, Б получит три года — вторая ячейка.
  3. Если А промолчит, но Б сознаётся: А получит три года, Б освободится — третья ячейка.
  4. Если оба признаются, каждый сядет на два года — четвёртая ячейка.

Таким образом, если первый подозреваемый признается, он либо выйдет на свободу, либо получит два года тюрьмы. А если нет — получит либо год, либо три. Второй подозреваемый находится в тех же условиях. Очевидно, что лучшая стратегия — признаться, независимо от того, что решит другой.

Примеры дилеммы заключённого

В качестве первого примера Дилеммы заключённого можно привести один из знакомых многим анекдотов, когда два коммерсанта подписывают договор о совершении сделки по купле/продаже вагона помидоров. После того как договор подписан, первый коммерсант начинает искать товар, а второй отправляется на поиски денег. По сути, представленный пример Дилеммы заключённого является «классикой жанра».

Вот смотрите: договор подписан, но что, если один из коммерсантов сможет найти помидоры и отправить целый вагон, как и договорено, но второй не отыщет денег? А что делать, если ситуация сложится наоборот? Какова вероятность, что партнёр по бизнесу не подведёт и можно ли ему доверять? Какие усилия нужно предпринимать, чтобы защитить свои интересы? Да и нужно ли вообще собирать деньги? Пускай этот неудачник ищет свои помидоры и отправляет их, а второй просто не станет платить, но какая в таком случае будет репутация у обязавшегося произвести оплату партнёра? Захочет ли кто-то иметь в перспективе дела с таким недобросовестным человеком?

[3]

Примеры упражнений

В литературе есть так много отличных способов визуализировать и объяснять дилеммы. Учителя могут настроить уровень детализации и количество ячеек, необходимых для проектов, в зависимости от доступного времени и ресурсов в классе.

  1. Определите дилемму в произведении, которое вы прочитали.
  2. Создайте раскадровку, которая показывает и объясняет дилемму литературного произведения. Используйте конкретные цитаты из текста, которые выделяют и объясняют два одинаково неприятных варианта, связанных с дилеммой.
  3. Раскадровка — это дилемма из реальной жизни, которая включает в себя внутренний и внешний конфликт.
  4. Создавайте настраиваемые рабочие листы, которые студенты должны заполнять для определенного текста.
  5. Создайте плакат , демонстрирующий пример дилеммы в литературе или реальной жизни.
Как быть Леди:  20 цитат из книги Стивена Кови “Быть, а не казаться” ≡ Alla Zadneprovskaya

Решение дилеммы

Решение дилеммы всегда сложный, затруднительный процесс, само ее возникновение происходит от того, что ни один из возможных вариантов не воспринимается человеком позитивно. Часто выбор сопровождается ситуацией цейтнота, что влечет за собой поспешное принятие ошибочных решений и приводит к негативным последствиям.

Значение слова дилемма изначально предопределяет два не удовлетворяющих варианта, соответственно она не может быть разрешена полностью, при решении проблемы можно лишь выбирать из более или менее подходящих и эффективных вариантов.

В случае дилеммы, которая касается взаимодействия с материальными объектами, решение достаточно просто и заключается в направлении всех усилий в одну сторону (при поломке техники – чинить самому, вызвать мастера или купить новую, решается исходя из имеющихся данных и анализа ситуации).

Но когда человек попадет в ситуацию выбора между несколькими своими моральными ценностями или этическими предписаниями, то личность испытывает сложный моральный конфликт. Тут на помощь могут прийти два метода: выбрать определенную линию поведения или выбрать определенный поступок.

Часто, сталкиваясь с моральными или этическими дилеммами, человек оказывается в настолько тяжелом психическом состоянии напряжения, что предпочитает не замечать или откладывать решение. Тут могут включаться различные виды психологических защит, такие, как соскальзывание с темы (обсуждение различных других тем, вместо имеющейся важной), интеллектуализация (попытки подогнать логическую базу под происходящее, без попыток искать выход).

Однако тем, кто не хочет решать все опрометчиво, а стремится все же разобраться в дилемме стоит пройти по соответствующим этапам:

— сформулировать и обозначить проблематику дилеммы;

— найти и изучить факты и причины, которые прямо или косвенно могли быть причиной возникновения проблемы;

— найти менее очевидные варианты разрешения проблемы возникновения дилеммы, чем два наиболее вероятные;

— подобрать факты в пользу каждого из решений;

— подвергнуть каждый из вариантов проверке на правильность, пользу, законность, уровень морали и этичности;

— обозначить и проверить выбранное решение при помощи общественных ценностей;

— определить положительные и отрицательные доводы принятого решения;

— определить для себя, чем придется пожертвовать, принимая данное решение, к каким последствиям оно приведет.

Соблюдение данного алгоритма действий не гарантирует стопроцентного благоприятного исхода событий, однако помогает повысить эффективность, минимизировать убытки и проанализировать ситуацию, чтобы защитить себя в будущем.

Смотреть значение дилемма в других словарях

Дилемма — дилеммы, ж. (греч. dilemma — двойное предложение) (книжн.). 1. Полемический довод, состоящий в том, что противнику предлагаются на выбор два противоположных положения, исключающих. Толковый словарь Ушакова

Дилемма Ж. — 1. Умозаключение, содержащее два исключающих друг друга положения, не допускающих возможности третьего (в логике). 2. Необходимость выбора одного из двух возможных (обычно. Толковый словарь Ефремовой

Дилемма — -ы; ж. [греч. dy(s) — дважды и lēmma — посылка]1. Лог. Суждение или умозаключение, содержащее два исключающих друг друга положения, из которых необходимо выбрать одно.2. Положение. Толковый словарь Кузнецова

Дилемма — — необходимость выбора из двух (как правило, нежелательных) возможностей. Политический словарь

Дилемма Заключенного — метод, применяемый в теории игр, анализа задачи и определения результата ее решения путем его выбора двумя равноправными партнерами. Экономический словарь

Дилемма Заключенных — — стратегическая ситуация, смоделированная как игра нормального типа, в которой каждый игрок имеет предпочтительную стратегию — наилучшую вне зависимости от ожидаемого. Экономический словарь

Дилемма Скованных — PRISONER`S DILEMMAИгра `против всех`, когда основная линия поведения игрока предполагает потери для всех пр. игроков. Результатом игры является соотношение потерь всех игроков. Экономический словарь

Дилемма Целей — ситуация, когда государство не в состоянии решить одновременно проблему стабилизации массы денег в обращении и уровня процентных ставок. Экономический словарь

Дилемма — (от ди. и греч. lemma — посылка) — 1) в логике — вывод из двухусловных и одного двучленного разделительного суждения, в котором обачлена — либо посылки условных суждений (конструктивная. Большой энциклопедический словарь

Дилемма — Ситуация, в которой кто-то сталкивается с двумя (или, в разговорном употреблении, более) взаимоисключающими или несовместимыми альтернативами, из которых нужно выбрать. Психологическая энциклопедия

Дилемма Разнородной Аудитории — (Multiple audience dilemma) —ситуация, когда человек должен представлять себя перед разными аудиториями в разных имиджах, часто в одно и то же время. Психологическая энциклопедия

Дилемма Хейнца — Гипотетическая моральная дилемма, когда участников просят сделать выбор за вымышленный персонаж в различных конфликтных ситуациях. В наиболее известном примере Хейнц.
Психологическая энциклопедия

[1]

Дилемма, Заключенного — Игра, основанная на классической детективной ситуации. В типичном варианте каждому игроку (заключенному) в отдельности сообщают, что, хотя имеются некоторые прямые. Психологическая энциклопедия

Дилемма, Моральная — Ситуация, в которой кто-то сталкивается с двумя возможностями, и при этом выбор одной из них нарушает один набор моральных предписаний, а выбор другой нарушает другой. Психологическая энциклопедия

Дилемма, Социальная — Любая ситуация, в которой непосредственный результат или выигрыш для индивида будет высоким, если этот человек отступит от социальных правил, но если от этих правил. Психологическая энциклопедия

Заключенного, Дилемма — См. дилемма заключенного. Психологическая энциклопедия

Моральная Дилемма — Гипотетическая конфликтная ситуация, когда участник эксперимента, представляющий себя главным действующим лицом, должен выбрать один из возможных вариантов действия. Психологическая энциклопедия

Социальная Дилемма — Ситуация, когда нам приходится принимать решение о поступке, который может принести личную выгоду в ближайшем будущем, однако, в силу определенных общественных последствий. Психологическая энциклопедия

Дилемма — (от греч. dilemma — альтернатива) — англ. dilemma; нем. Dilemma. 1. Вид логического вывода (силлогизма) , в к-ром одна из посылок имеет форму разделительного суждения типа альтернативы. Социологический словарь

Дилемма Заключенных — (prisoners dilemma) — парадигматический случай в теории игр, когда каждому из двух заключенных, против которых имеются доказательства преступления, не достаточные для обвинения. Социологический словарь

Дилемма Узника — (от греч. dilemma: di(s) — дважды и lemma — посылка — затруднительная ситуация выбора между двумя равнонеприятными возможностями) — лабораторный метод изучения конфликтных. Социологический словарь

Дилемма — рассуждение, представляющее два предложения, такие, что если одно из них ложно, второе с необходимостью будет истинным. В широком смысле – необходимость выбора между. Философский словарь

Дилемма В Логике — (от греч. di(s) — дважды и lemma — предположение) -в традиционной логике условно-разделительное умозаключение, т. е. умозаключение, посылками которого являются условные и. Философский словарь

Теоретическая Дилемма — (theoretical dilemma). Теоретическая проблема, которая длительное время находится в центре дискуссий. Социологический словарь

Силлогизм Условно-разделительный (см. Также Дилемма) — — в котором первая посылка является условным суждением (импликацией), а вторая посылка — разделительным (дизъюнкцией). Философский словарь

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику.

Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры.

Этическая дилемма

Этическая дилемма возникает, когда человек вынужден выбирать между двумя морально обоснованными вариантами, но они могут противоречить установленным границам бизнеса, государственного учреждения или закона. Некоторые этические дилеммы могут включать следование истине вместо верности другу; следование законам или правилам вместо сострадания к тяжелому положению человека; и озабоченность по поводу отдельного человека по сравнению с большим влиянием на сообщество.

Этические дилеммы особенно важны в области медицины и уголовного правосудия, а также в таких сферах, как социальная работа и психология. Кроме того, большинство государственных служащих должны пройти обучение этике, чтобы решать общие дилеммы, с которыми они могут столкнуться при работе с общественностью.

  • Помощник по административным вопросам обнаруживает, что ее босс отмывает деньги, и она должна решить, сдавать его или нет.
  • Врач отказывается дать смертельному пациенту морфин, но медсестра видит, что пациент находится в агонии.
  • Государственный подрядчик обнаруживает, что спецслужбы незаконно шпионили за его гражданами, но по контракту и законам обязаны хранить свою конфиденциальность в отношении этого открытия.

Дети также могут столкнуться с некоторыми этическими дилеммами. Вот некоторые примеры:

  • Мой друг заранее сдал тест по математике и говорит, что вы можете его посмотреть. Вы боретесь с математикой и знаете, что если бы вы знали вопросы заранее, это улучшило бы вашу оценку.
  • Вы идете в кино с друзьями, а билеты для детей младше 12 лет за полцены. Вам 13 лет, но вы легко можете сойти за моложе.
  • Вы тусуетесь с другом, который не очень популярен. Вы встречаетесь с другими друзьями, которые приглашают вас потусоваться с ними, но они не хотят, чтобы ваш друг приходил.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий