Значение словосочетания ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ. Что такое ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ?

Значение словосочетания ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ. Что такое ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ? Женщине

«работа психолога-психодраматиста с группой детей 7–12 лет по развитию эмоционального интеллекта: этапы, роли, техники» | методическая разработка: | образовательная социальная сеть

ЧОУ ДПО

«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

Программа профессиональной переподготовки

«Семейная психология. Практическая психологическая помощь в области семейных и детско-родительских отношений с присвоением квалификации «Семейный психолог»

Дипломная работа на тему:

«Работа психолога-психодраматиста с группой детей 7–12 лет

по развитию эмоционального интеллекта: этапы, роли, техники»

Выполнила:

Красковская И.В.,

 учитель английского языка,

первая квалификационная категория,

ГБОУ СОШ №54

г. Санкт-Петербург

2021

Содержание

Введение                                                                                                                   3

1. Эмоциональное воспитание детей                                                                     6                                                        

1.1 Что такое эмоциональный интеллект?                                                            6                                                                                                                  

1.2 Стратегии эмоционального воспитания                                                          7                                                              

2.  Работа психолога-психодраматиста с группой детей 7–12 лет

по развитию эмоционального интеллекта                                                           12                                                          

2.1 Основные этапы работы                                                                                 12                                      

2.2 Психодраматические техники                                                                        19                                                  

Заключение                                                                                                            24

Список использованных источников                                                                  25

Приложение «Примерный вариант занятия тренинга по развитию     эмоционального развития детей 7-12 лет»                                                          27

Введение

В последнее время психологи все больше говорят об эмоциональном интеллекте (EI). Что это такое, зачем нужен еще и эмоциональный интеллект?

Это понятие возникло в истории развития мировой психологии около 60 лет. Впервые оно применено как «социальный интеллект» американцем Эдвардом Торндайком в 1920 году, который раскрывал значение его, как способность понимать людей, уметь обращаться с ними и разумно действовать в отношениях. В мире ЕI стал одним из главных объектов исследования еще в 80-х годах прошлого века. Если понятие коэффициента интеллекта (IQ) существует больше ста лет, то об EI заговорили только в 1990 году, когда в научном журнале появилась небольшая статья, которая так и называлась — Emotional Intelligence. Ее написали исследователи Джон Майер и Питер Саловей, которые нашли доказательства того, что эмоциональный интеллект можно рассматривать как отдельный вид интеллекта и считать разумной формой подхода к тем данным, которые мы получаем посредством эмоций.

Статья вышла, но ее почти никто не прочитал, поэтому вся слава досталась Дэниэлю Гоулману — журналисту The New York Times, который в 1995 году переработал статью и написал книгу «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ». В ней он описал четыре основные составляющие EI:

Самосознание (self-awareness). Способность осознавать и анализировать собственные эмоции, а также знание своих слабых и сильных сторон.

Самоконтроль (self-management). Умение управлять своими эмоциями и сохранять эмоциональный баланс даже в критических ситуациях.

Эмпатия (empathy). Понимание эмоций окружающих и способность общаться с другими с учетом их внутреннего состояния.

Навыки отношений (relationship skills). Умение взаимодействовать с людьми, управлять их эмоциями, улаживать конфликты, работать в команде или возглавлять ее.

Лев Семенович Выготский говорил: «Человек ― существо социальное». Видимо, поэтому тема социального взаимодействия и умения выстраивать отношения является важной для людей любого возраста.

В первобытные времена необходимо было вместе выживать, организовывать хозяйственную деятельность, договариваться между племенами. Вся история человечества в целом была построена на решении проблем владения эмоциями и умения ими управлять. Без данного умения очень сложно добиться оптимального уровня взаимоотношений. Изучая и развивая свои способности в EI, человек облегчает свое существование, которое невозможно без других людей. В этом процессе присутствует и развитие гибкости психики, развивается способность чувствовать другого, контролировать свои эмоциональные проявления и переживания. EI, безусловно, ведет к снижению напряженности в отношениях между людьми, к ускорению принятия человеком собственных нужных решений, к формированию самоидентичности и умения позиционировать себя в социуме, насыщая свою жизнь удовлетворенностью от достижения целей.

Однако изучение этих функций психики продолжалось. Формулировка «эмоциональный интеллект» прозвучала в 1964 году. Автором ее стал Майкл Белдок, профессор Колумбийского университета. Дальше наступил период расцвета, который, как можно смело утверждать, продолжается до сих пор.

Сегодня проводится огромное количество исследований в этой области изучения психики. EI сегодня выходит на первый план в построении личных, деловых, семейных отношений. Люди в современном мире, наполненном большим количеством информации, проживая в ускоренном темпе жизни, нуждаются в экологичных способах взаимодействия и спокойного существования. Поэтому это направление в психологии является на сегодня актуальным.

Человек так устроен, его всему важно учить, особенно в сфере эмоций. Своей целью данной работы считаю рассмотреть вопрос развития эмоционального интеллекта детей 7-10 в группой психотерапии с использованием метода психодрамы. Эмоциональная сфера занимает огромное и важнейшее место в процессе развития детей. Это основа их будущей взрослой гармоничной и счастливой жизни. Объект исследования — эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности. Предмет — психологическая культура личности ребенка 7-10 лет. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать литературу по теме, разработать схему занятия тренинга для развития эмоционального интеллекта детей 7-10 лет в группой психотерапии с элементами психодрамы. В ходе работы будут реализованы следующие задачи: возможность показать детям, как они могут на деле управлять не только эмоциями, но и отношениями, разворачивая их в конструктивное русло, как формировать в детях навыки мотивации, становиться эмоциональным лидером и успешно удерживать это лидерство.

Методы исследования: теоретический анализ (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный) специальной литературы по теме дипломной работы.

1. Эмоциональное воспитание детей

1.1 Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Если IQ измеряет интеллектуальные, логические и аналитические способности человека, то EI ― личные и социальный навыки. Еще на первом году жизни главным фактором психики является эмоциональное общение ребенка со взрослым. Дети, не получающие на первом году жизни богатого эмоционального общения, развиваются очень медленно и часто имеют целый комплекс нарушений не только психического, но и физического развития. У ребенка может наблюдаться потеря веса, вялость, отсутствие зрительного контакта, стереотипные движения, отсутствие вокализаций, слабый плач. Развитие ребенка ― процесс самопроизвольный и вероятностный, поэтому огромное влияние на него имеет окружение, общение, достаточно сильное проявление эмоций взрослых. Наряду с этим, как только дети становятся способными к взаимодействию с другими (после трех лет), им необходимо помогать ориентироваться в эмоциях и управлять ими. Л. С. Выготский так писал о психическом развитии ребенка: «Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни». С. Л. Рубинштейн во многом поддержал и развил идеи Л. С. Выготского. Он отмечал, что «эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как познавательные процессы обычно образуют единство интеллектуального и эмоционального». Д. В. Люсин разработал концепцию эмоционального интеллекта, которая заключается в относительном разграничении эмоционального интеллекта на внутриличностный и межличностный. Межличностный аспект эмоционального интеллекта связан, прежде всего, со способностями к пониманию чужих эмоций и управлению ими.

Эмоциональный интеллект детей полностью зависит от взаимодействия со взрослым, от воспитания и отношений в семье. Насколько адекватны в своих эмоциональных проявлениях родители, насколько ребенок знаком с правилами поведения в социуме, насколько последовательны, внимательны и доброжелательны взрослые, которые его окружают, ― ровно настолько ребенок сможет научиться эмпатии и тонкому отношению к другим.

Ребенок, как и взрослый, нуждается в развитии эмоционального интеллекта: от незрелости к осознанию своих чувств и переживаний и способов адекватного их выражения. Исходя из вышесказанного, выделю следующие компоненты эмоционального интеллекта: направленность внимания ребёнка к миру людей и миру эмоций, эмоциональная ориентация ребёнка на другого и готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности. Понятие «эмоциональный интеллект школьника» можно рассмотреть, как готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности.

Как быть Леди:  Фитнес для мозга — онлайн упражнения для тренировки и развития мозга

1.2 Стратегии эмоционального воспитания

Развитие эмоционального интеллекта требует усилий всей семьи и приводит к заметным позитивным результатам. Существует десять базовых эмоций, имеющих самостоятельное значение: интерес, радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина, удивление. Каждая из них обладает своими функциями, переживается по-разному и по-разному влияет на поведение человека. Удивление является нейтральной эмоцией, интерес и радость – положительными, а остальные –отрицательными. Страх – эмоция, отражающая защитную биологическую реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия. Первичной функцией страха является организация поведения, направленного на устранение угрозы, избегание опасности. Тревога – это переживание угрозы приближающегося небытия. Она связана с угрозой самоуважению и самоценности человека. Тревога отражает внутренний конфликт между бытием и небытием, между возможностью исполнения своего потенциала и разрушением настоящей безопасности. Печаль, депрессия, горе – эмоции, возникающие в трудных жизненных ситуациях в ответ на стрессогенные события. Они могут способствовать личностному росту человека, мобилизуя его деятельность, направленную на достижение целей и удовлетворение значимых для него потребностей. Печаль – эмоциональная реакция на утрату чего-то значимого для человека, в частности, важные отношения с другими людьми (дружеские или любовные) или значимые ценности. Печаль отражает неудовлетворенную потребность индивида в тесной связи с другим человеком или в достижении успеха. Печаль побуждает человека к решению проблемы, личностному росту, к действию, направленному на устранение вызвавших ее причин и стимулирует созидательную активность, творчество субъекта. Она позволяет по-новому взглянуть на мир и понять то, о чем человек прежде не задумывался. Сигнализируя другим людям с помощью эмоции печали о том, что ему плохо, человек получает помощь и поддержку. Печаль играет важную роль в формировании эмпатии – эмоциональной восприимчивости человека к переживаниям другого человека, которая позволяет преодолевать его психологическую защиту и понять причины его поведения в целях адекватного прогнозирования и воздействия на него в нужном направлении.

Горе, как производное печали, является мощным фактором социального сплочения. Горе объединяет людей, вызывает чувство общности, принадлежности, прочной связи с родственниками, выступает источником помощи и поддержки. Гнев – эмоциональное переживание фрустрации, любого препятствия к достижению цели, ограничения физической или психологической свободы, оскорбления, обмана. Первоначальной функцией гнева (в младенчестве) является удаление источников боли или раздражения, а затем – удаление препятствий к удовлетворению. Гнев, перерастающий в агрессию, является наиболее типичной реакцией на фрустратор – препятствие на пути к удовлетворению потребности. Адаптивная роль гнева заключается в том, что он придает силы и решимость противостоять препятствиям на пути желаемого уровня удовлетворения, мобилизует энергию для активной самозащиты индивида от источников боли или фрустрации, направляет усилия на восстановление автономии, повышает уверенность в себе, уменьшает страх при наличии опасности. Осознанный, принятый и конструктивно выраженный гнев позволяет осознать свои неудовлетворенные потребности, зачастую вытесненные, и найти способы их удовлетворения без нарушения прав и потребностей других людей. Эмоция гнева необходима человеку как для ощущения собственной силы и способности постоять за себя, так и для реального отстаивания своих интересов и достижения целей. Неконструктивный выход накопившийся гнев может найти в аутоагрессии (депрессии, суициды, алкоголизация и наркотизация, пищевая зависимость и др.) и в деструкциях по отношению к окружающим (нанесение физического и морального вреда другим людям). Подавленный и невыраженный гнев может стать причиной психосоматических заболеваний. Стыд представляет собой осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации или при исполнении некоего задания, сопровождаемое негативным переживанием – огорчением, беспокойством или тревогой. Благодаря стыду человек учится учитывать социальные оценки, мнения и чувства окружающих. Стыд делает человека восприимчивым к эмоциям и оценкам окружающих, к критике. Стыд способствует развитию и поддержанию конформности по отношению к групповым нормам. Он также способствует общительности, ограничивая эгоцентризм и эгоизм; поощряет стремление к созданию положительных отношений с другими людьми; способствует социально сплоченности. Фиксация внимания на себе во время стыда усиливает самокритику, что способствует формированию более адекватного образа «Я», самосовершенствованию. Человек начинает лучше понимать, как он выглядит в глазах других. Вина является эмоциональным отражением совести как ответственного отношения к своему поведению и следования своим убеждениям. Переживание вины является результатом проступка, вступившего в противоречие с собственными моральными, этическими и религиозными нормами. Вина запускает такой защитный механизм как желание отменить совершенный проступок и активирует попытки нейтрализовать нанесенный ущерб. Вина вместе со стыдом лежит в основе социальной ответственности и становится расплатой за проступки. Вина стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей, вызывая желание загладить вину, принести извинения, чтобы разрешить внутренний конфликт, порожденный виной. Функцией вины также является поддержание общественного согласия по поводу норм и законов. Вина помогает почувствовать страдания обиженного нами человека. Заставляя почувствовать ответственность, вина содействует зрелости личности. Удивление – это эмоциональная реакция на необычность стимула, на впечатление от чего-нибудь неожиданного, странного, непонятного. Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей. С помощью удивления эмоционально окрашивается и выделяется нечто «новое», имеющее ценность для человека. Интерес – эмоция, обеспечивающая работоспособность человека. Интерес также необходим для творчества. Эмоция интереса обусловливает содержание внимания, восприятия и памяти, т.е. определяет наши мысли и воспоминания. Эмоция интереса повышает способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации. Радость возникает не только по поводу достижения цели, но и по поводу предвидения удовлетворения желания, как следствие мысленного свершившегося желаемого события. Чтобы испытать радость, человек должен сначала преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Радость и счастье являются не самоцелью, а побочным эффектом достижения цели. Радостные переживания полезны для организма. Расслабление тела позволяет восстановить затраченную энергию. Радость ускоряет процесс выздоровления больного человека; повышает толерантность к фрустрации. Радость возникает не только по поводу достижения цели, но и по поводу предвидения удовлетворения желания, как следствие мысленного свершившегося желаемого события. Чтобы испытать радость, человек должен сначала преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Радость и счастье являются не самоцелью, а побочным эффектом достижения цели. Радостные переживания полезны для организма. Расслабление тела позволяет

восстановить затраченную энергию. Радость ускоряет процесс выздоровления больного человека; повышает толерантность к фрустрации.

Регуляция эмоций – осознание своих эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Регуляция эмоций подразумевает применение знаний о своих эмоциях для решения проблемы, о которой они сигнализируют. Регуляция эмоций предполагает максимально возможное внешнее выражение, разрядку эмоциональных состояний конструктивными способами, т.е. способами, не нарушающими интересы, права и свободы других людей. Регуляция эмоций понимается нами как трансформация деструктивных эмоций в конструктивные, т.е. способствующие продуктивному осуществлению текущих или предстоящих деятельности и общения.

2.  Работа психолога-психодраматиста с группой детей 7–12 лет

по развитию эмоционального интеллекта                                                                                                                    

2.1 Основные этапы работы  

В этом возрасте дети начинают входить в большие социальные группы и подпадать под их влияние. Теперь они замечают, кто из сверстников входит, а кто не входит в группу. В этом возрасте у детей активно развиваются познавательные способности, и они узнают о власти интеллекта над эмоциями. Ребенок начинает испытывать все большее влияние со стороны сверстников, одной из основных мотиваций его жизни становится стремление любой ценой избежать неловкости. Детей этого возраста начинают волновать стиль их одежды, тип рюкзака и как их сверстники относятся к тому, что они делают. Ребенок пойдет на все, чтобы не привлекать к себе внимания, особенно если друзья будут дразнить его или критиковать его действия. Конформизм в этом возрасте является вполне здоровым, хотя нередко и вызывает раздражение родителей, которые хотят, чтобы их дети были лидерами, а не исполнителями. Он означает, что ваш ребенок все лучше распознает социальные сигналы и приобретает навык, который будет ему служить на протяжении всей его жизни. В период от семи до двенадцати это особенно важно, потому что дети этой возрастной группы могут дразнить и унижать беспощадно. На самом деле

дразнилки являются кузницей, которая формирует многие возрастные стандарты поведения. Девочек дразнят не меньше, чем мальчиков, хотя у мальчиков передразнивания нередко приводят к физическим столкновениям.

Дети довольно быстро понимают, что если их дразнят, то лучше всего вообще

эмоционально не реагировать. Протест, крик, жалобы учителю или гнев, когда крадут шапку или обзывают, могут повлечь дальнейшие унижения или изгнание из группы. Поэтому, чтобы сохранить достоинство, лучше подставить другую щеку. Понимая ситуацию, дети производят «эктомию эмоций», убирая чувства из сферы взаимоотношений со сверстниками.

Большинство детей мастерски овладевают этим приемом, но наибольших успехов добиваются те, кто в младшем возрасте научился управлять своими эмоциями.   В этом возрасте ребенка волнуют мораль и справедливость, поэтому он может придумать себе «чистые миры», где все люди равны, нет

места нацизму или войне и где не может быть тирании. Ребенок может начать презирать мир взрослых с его зверствами, такими как работорговля или инквизиция. Он сомневается, он бросает вызов, он начинает думать самостоятельно.    Ирония в том, что вместе с этим ребенок придерживается ничем не обоснованных и тиранических стандартов группы своих сверстников. Строгое соблюдение зачастую деспотичных правил, диктуемых сверстниками, – это часть нормального и здорового развития. Поведение вашего ребенка означает, что он способен распознавать стандарты и ценности, принятые в группе сверстников, и это позволяет ему стать ее частью.     Несмотря на фрондерство, дети в этом возрасте, как и все другие, хотят чувствовать себя эмоционально связанными со своими родителями и нуждаются в их любящем руководстве.                                                              

Метод психодрамы включает в себя проигрывание проблемных ситуаций таких как страх, обида, тяжелое событие. Такое проигрывание помогает человеку лучше понимать свое состояние, свой внутренний мир. После проигрывания проблемной ситуации часто у детей и подростков появляется состояние эмоционального баланса, многие говорят об ощущении «все стало на свои места». Психодрама с помощью театрализованного проигрывания раскрывает творческий потенциал ребенка, меняя восприятие, самовосприятие, отношение к окружающему миру и поведение.

Как быть Леди:  СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ | Малашенкова И.К., Дидковский Н.А. | «РМЖ» №12 от 17.06.1997

Основатель метода – американский психиатр, психолог, социолог Якоб Леви Морено. Сам ученый воспринимал психодраму не только как метод психотерапии и творчества, но и как отдельную форму искусства, философию жизни.

Якоб Леви Морено в своем новом методе не описывал каких-то четких инструкций, описаний и положений для использования. Психодрама по его идее – это разыгрывание ролей, с долей импровизации, близкой к свободным театральным постановкам. Цель проработать ту или иную проблему равносильна исключительному, не похожему на других «спектаклю». В течение «спектакля» можно кричать, плакать, быть сильным и смелым, или капризным и глупым.

Понятие «роль»

Каждый день люди играют разные роли. Для проблемного вопроса так же можно подобрать роль.

— Проблема психосоматическая: все, что связано с телом. (Пример: роль человека, который ест пищу, если у ребенка проблемы с пищевым поведением, или роль части тела человека, если ребенок справляется с каким-то заболеванием).

-Проблема эмоциональная: все, что связано с эмоциями. (Пример: роль страдающего человека, роль очень счастливого человека).

-Проблема социального взаимодействия: все, что связано с коммуникацией. (Пример: роль человека-липучки, роль человека-тень). Сюда же можно включить интегративные роли: роль любящего человека, роль верующего

человека и т.д.

Правило спонтанности

Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней.

Практика психодрамы

Психодраму можно проводить как индивидуальную терапию, но лучше использовать этот метод для групповой работы.

Условия проведения:

 Оптимальная численность группы – 6-9 человек.

 В составе группы нужно быть внимательным к мелочам, предотвращая тем самым проблемы. Группа не может быть с участниками с большой разницей в возрасте (например, ребенок 9 лет и подросток 14 лет), разным психическим состоянием (например, ребенок с психоэмоциональными проблемами и ребенок с расстройством аутистического спектра)

 Продолжительность одного занятия и курса устанавливается индивидуально, но в любом случае важна регулярность, системность. Усредненный вариант: встречи один раз в неделю, длина занятия – 1,5-2 часа.

 Важно общение на «ты», употребление настоящих имен. Кроме того, обязательно соблюдение двух главных принципов занятий: конфиденциальность и безоценочность суждений. Нельзя выносить информацию за пределы группы, нельзя оценивать слова и действия участников.

Важно: все, чем делятся участники группы специалист не должен распространять за пределами данной группы. Разглашение личной информации о ребенке происходит только в случае необходимости помощи коллег или, если ребенок находится в экстренной помощи, а специалист не может помочь.

Должности участников

Классическая психодрама выделяет 5 компонентов: протагонист, ведущий, вспомогательные «я», зрители, сцена. Рассмотрим их подробнее:

1. Протагонист – главный герой занятия, именно его переживания, идеи

или пожелания разбираются в конкретном занятии. Сам протагонист является актером, режиссером и сценаристом «своей истории». С помощью других участников он воспроизводит свои истории и эмоции, посредством других людей он разбирается в себе.

2. Руководитель, организатор группы. Побуждает к активности, направляет, помогает.

3. Вспомогательные «я» – участники, которых протагонист выбрал для воплощения ролей в своем сценарии. Они импровизируют, но направление движения диктует протагонист и руководитель.

4. Зрители – участники, которые не задействованы в играх. Они просто наблюдают со стороны.

5. Сцена – место, на котором разворачивается действие.

Фазы психодрамы

Каждый сеанс имеет 3 составляющие: разогрев, действие, шеринг:

1. Разогрев включает в себя создание доверительной атмосферы, различные упражнения на знакомство, доверие и сплоченность.

Обязательно на этом этапе проговорить настроение участников, важно определить, о чем сегодня хотят поговорить участники.

2. Основная часть подразумевает определение сцены и темы, выход протагониста на сцену, подбор конкретной ситуации из недавно случившихся, обсуждение ожиданий от работы, саму игру.

3. Шеринг – обсуждение, рефлексия, обмен эмоциями, чувствами, переживаниями, ассоциациями. Шеринг обязательно проводится в круге.

Упражнения для работы с подростками и детьми с элементами

психодрамы.

При работе с детьми или подростками, пережившими травмирующее событие, важно понимать, что оскорбления, жестокость, психологическое насилие и газлайтинг оказывают фатальное влияние на жизнь ребенка. Такие дети часто вырастают ранимыми, мнительными, у них наблюдаются телесные зажимы, проблемы с щитовидной железой и кардиологией. У них часто искажено отношение к себе и другим, им сложно доверять. В работе важно проявлять терпение, подбирать слова поддержки, хвалить ребенка даже за самые маленькие порывы «доверять». Если в группе есть такой ребенок, то у психолога есть несколько вариантов спроектировать работу в группе: создать условия для возникновения атмосферы общности и сопереживания (упражнение «два маленьких медвежонка», где ребенок и психолог вместе строят берлогу), можно оказывать поддержку ребенка в течение самого спектакля, от некого идеального объекта или героя, которым восхищается ребенок.

Упражнение «Два маленьких медвежонка»

Цель: создание доверительной обстановки.

Инструкция: ребенок и психолог включаются в роль двух маленьких медвежат, которые ищут с чего бы им построить свою уютную берлогу, где будет тепло, уютно и весело. Берлогу можно строить из всего, что попадется под руку: стулья, простыни, шарфы. Ребенок так же может изнутри обустроить эту берлогу: принести игрушки, ручки, листики.

Упражнение «Встретились два существа»

Цель: научится выражать мысли и идеи невербальным способом общения.

Участники группы получают задание придумать и показать сценку, как встретились два существа и чем это закончилось. При этом участникам необходимо выполнить одно условие: они должны представить каждое существо без слов. То есть надо жестами, мимикой, возможно, типичными для этого существа звуками показать характерные его особенности. Нужно также показать реакцию этих существ друг на друга.

Упражнение «Из семечка в дерево»

Цель: проработать эмбриональные травмы, помочь найти ребенку опору

внутри себя.

Дети лежат или сидят в эмбриональной позе, поджав колени к голове. Ведущий предлагает участникам группы представить себя семечком дерева, которое упало в конце лета на землю. На начальных стадиях сессии можно использовать повязки на глазах, но потом, когда наработан опыт, отказаться от них.

Ведущий произносит следующий текст: Семечко постепенно уходило все дальше под землю и наконец опустилось на какой-то уровень. Сначала было тепло, грело солнце. Но наступила осень и подул ветер… Опали с деревьев листья… Деревья стоят голые, они спят. Так же спокойно сейчас спят семена

в земле. Землю сковал мороз, падает снег, а семена спят в земле. Бушует вьюга, но им тепло. Время идет… Приближается весна. Солнышко начинает пригревать все сильнее и сильнее. Тает снег, по земле течет вода. Постепенно вода проникает в землю, и семена потихоньку начинают разворачиваться. Сначала из семени прорастает росток, он медленно движется, тянется к поверхности земли. Идет время, и деревце появляется, растет, крепнет. Его ветви-руки колышутся, тянутся к солнцу, к свету. Ветер усиливается, но деревце прочно держится корнями за землю. Оно растет.

Упражнение выполняется очень медленно, плавно, с перетеканием из одной позы в другую, без резких толчков и остановок. Такой характер движений позволяет подросткам лучше погрузиться в себя, сконцентрироваться на своих эмоционально-телесных ощущениях.

Упражнение «Беспорядок»

Цель: помочь человеку раскрыться, понять запрос.

Речь идёт о том, чтобы создать беспорядок. Можно положить сколько угодно объектов в кучу посредине сцены. Например, перевернуть два-три стула или опрокинуть стол, сумки членов группы, обувь, зонты, одежду, книги, ручки, карандаши и всё что можно, всё что есть вокруг, чтобы сделать кучу. Участники делают все по очереди: встаёт лицом к этому беспорядку и говорит, о чём это ему напоминает и, например, делает то, что ему хочется сделать.

Когда первый участник закончил, беспорядок создают для следующего участника.

2.2 Психодраматические техники  

В психологии много методов групповой работы с детьми и подростками, один их эффективных методов является психодрама. Психодраматический метод — это метод групповой и индивидуальной психотерапии, использующий элементы игры в психотерапевтических целях. То есть для решения терапевтических задач клиенту предлагается представить себя в некоторой воображаемой ситуации, обозначенной в пространстве кабинета, и начать в ней действовать. Работу в психодраматической группе обычно организуют по классической структуре, состоящей из трех этапов: разогрев, действие, шеринг. Разогрев — это разные простые действия, которые настраивают группу на предстоящие психодраматические работы. Действие — это чаще всего одна психодраматическая работа. Шеринг — это групповой процесс, во время которого бывшие зрители и акзилари могут поделиться своими переживаниями, возникшими в течение психодраматической работы.

5 базовых техник психодрамы:

построение сцены (создание психодраматической реальности для решения терапевтической задачи, );

введение в роль (каждая роль — это проявление субъективного мира протагониста);

дублирование (директор присоединяется к субъективному миру протагониста);

зеркало (психодраматическая работа следует за идеями и восприятием протагониста);

обмен ролями (организация взаимодействия ролей в субъективном мире протагониста).

В психодраме существует ряд техник, способствующих его осознанию переживаемого и его собственного поведения как источника тех затруднений в отношениях или в разрешении трудностей: дублирование, обмен ролями и зеркало. Это три способа могут проявить для протагониста неосознаваемые аспекты его экзистенциальной реальности. Все три способа основаны на социодинамических законах, описанных Я. Морено.

Дублирование — технический прием, состоящий в присоединении к протагонисту другого члена группы, который с этого момента становится активным участником драматического действия, находится в непосредственной близости от протагониста и получает необходимые ключи к его бессознательному через телесное восприятие, точно, даже синхронно повторяя каждое его движение и каждую позу. Функция дубля заключается в том, чтобы поддержать протагониста и помочь ему выразить актуальное физическое состояние и реальные чувства. Развивая эмпатическую связь с протагонистом, дубль может выразить его мысли и чувства, которые возникают в ходе психодраматической сессии или которые тот в себе подавляет. Произнесенные вслух, по крайней мере, один раз, эти мысли и чувства могут быть протагонистом приняты (в этом случае он повторяет сказанное дублем, перефразируя и подбирая более привычные для себя слова и выражения) или отвергнуты — если он не считает их подходящими (в каждом случае дубль подхватывает характерные для протагониста мысли и фразы, тем самым лучше его узнавая).

Такие ситуации могут помочь протагонисту переформулировать то, что было сказано прежде: «Нет, не так, а вот так…» — и дают ему возможность расширить и углубить представление о самом себе. Спустя какое-то время протагонист может обнаружить, что утверждения дубля гораздо больше соответствовали реальному положению вещей, чем казалось раньше7.

Чаще всего дублирование бывает поддерживающим, однако оно может быть также провоцирующим, конфронтирующим и даже парадоксальным. Дублирование не является «внушением», протагонист, как показывает опыт, воспринимает то, что ясно лишь для него. Дублирование связано с кажущейся неограниченной близостью и идентификацией между Я и Ты (или между матерью и младенцем).

Зеркало. Здесь член группы – часто по просьбе руководителя – копирует по возможности точно или слегка акцентированно действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве. Этот технический прием дает возможность протагонисту повысить степень объективности при осознании своих отношений с окружающими.

Как быть Леди:  Спонтанность - Психология Дома Солнца

Обмен ролями, во время которого протагонист играет «другого», тогда как вспомогательное «я» выступает в роли протагониста. Такой обмен вносит определенный вклад в психодраматический процесс и дает возможность другим участникам группы получить представление об отношениях протагониста со значимыми для него людьми через сценическое ролевое разыгрывание этих отношений. Он позволяет протагонисту взглянуть на мир глазами другого человека и, находясь в его роли, услышать собственную реакцию (которую в этот момент воспроизводит вспомогательное «я») на окружающую действительность. Это переживание может оказаться очень сильным, желанным и обладать терапевтическим эффектом. Кроме того, очень полезным может стать обмен ролями, так как помогает протагонисту развить самоконтроль, если он испытывает сильные или даже неистовые чувства по отношению к другому человеку. В результате такого обмена протагонист пребывает в альтернативной роли, что развивает его самоконтроль и дает возможность получить о себе более объективное представление. Обмен ролями -это путь, который выводит человека за привычные ограничения эгоцентризма8.

Также к числу техник психодрамы принадлежат «речь в сторону», «внутренний монолог», «активная социограмма» (члены группы располагаются в пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или антипатии). Особыми формами активной социограммы является «социальный атом» (Морено) (протагонист группирует вокруг себя соответственно существующим в реальности отношениям важнейших людей из своего окружения, которых изображают другие члены группы) и «спектрограмма» (члены группы подразделяются в пространстве в соответствии с их самовосприятием между полярными полюсами, например, активные/пассивные).

Так как готовность протагонистов к игре, в которой каждый в отдельности будет играть свои собственные проблемы, достигается быстрее, если группа хорошо себя знает и справилась со страхом или редуцировала его, то для начала группы лучше всего подходят «игры-экспромты». Другой возможностью групповых игр являются игры-сказки. Здесь игровым материалом служит известная или сочиняемая по ходу игры сказка. В прогрессирующих группах или в учебных группах, в которых центр тяжести лежит на самоосознании, игры протагонистов занимают основное время, поскольку они дают членам группы хорошую возможность познать самих себя и поработать над самими собой.

Заключение      

Итак, из вышесказанного мы видим, что психодрама уникальный в своем роде метод психотерапии, который подходит для решения большого спектра проблем. Преимущество психодрамы по сравнению с другими методами групповой психотерапии состоит в том, что ее процесс представляет собой естественное осуществление взаимосвязей повседневной жизни. То, что пережито, проделано и обсуждено, – лучше всего прочего наполнено смыслом. Можно сказать, что в психодраме, как и в других формах терапии переживанием, очень быстро вскрывается конфликтный материал.

Психодрама пользуется в работе многими заимствованными из других направлений психологии методами, но имеет и собственные специфические методики, и понятия, а также техники, некоторые из которых были нами рассмотрены. В заключении можно сказать, что психодрама является весьма эффективным методом в работе по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста, она позволяет делать этот процесс увлекательным, интересным и познавательным, детям свойственно играть, в игре все чувства проживаются естественно, когда ребенок видит, что другие дети разделяют его чувства, что у них есть похожие отклики на его историю, это придает уверенности и помогает понимать свои чувства и чувства других людей.

Список литературы:

1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. — СПб.: БХВ- Петербург, 2021, 288 с.

2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006.  № 3.  С. 78, 86.

3. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта. // Вестник бурятского государственного университета. 2021,  № 5. С. 24 31.

4. Вайнер М. Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников. // Начальная школа: плюс — минус. 2001. № 4. С. 12  14.

5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии.  1966.  № 6. С. 62 — 68.

6 .Выготский Л. С. Лекции по педологии. И.: Издательский дом

«Удмуртский университет», 2001, 304 с.

7 .Выготский Л. С. Психология развития ребенка.  М.: Смысл, Эксмо, 2005, 512 с.

8.Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе

переживаем и играем. — М.: АСТ, 2021, 96 с.

9 .Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005,  304 с.

10 .Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка. М.: ACADEMA, 2004,  288 с.

11 .Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.  Ярославль: Академия развития, 1996, 208 с.

12 .Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009, 320 с.

13 .Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 200, С. 29- 36.

14 .Мухина В. С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Л. А. Венгера.  М.: Просвещение, 1985, 272 с.

15 .Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996, 374 с.

16. Общая психология. Психология мотивации и эмоций: учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / авторы-составители Н. В. Зоткин, М. Е. Серебрякова. — Самара

17. Лейтц Г. Классическая психодрама Я.Л.Морено. Теория и практика. М.:Прогресс, Универс, 1994, 352 с.

18. Джон Готтман, Джоан Деклер. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей, М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021,117 с.

19. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций, М.: Речь, 240 с.

20. Азбука чувств Центр развития межличностных коммуникаций.-М.:Луч, 2021, 200 с.

Интернет-ресурсы:

1. https://riafan.ru/1515068-sprosim-eksperta-vosem-voprosov-ob-emocionalnom-intellekte 2

2. psychotherapy-lab.ru  

3.nacedu.by/assets/files/psihodramaticheskie-tehniki-raboty-s-detmi-i-podrostkami-perezhivshimi-travmiruyushhee-sobytie.pdf

Приложение

 «Примерный вариант занятия тренинга по развитию эмоционального развития детей 7-12 лет»

Цель тренинга: научиться осознавать свои эмоции и конструктивно управлять ими.

Задачи тренинга:

• осознать и принять свои эмоции и чувства;

• стать открытым переживаниям, понять и принять себя;

• открыто выражать позитивные и негативные чувства;

• принять и понять эмоции и чувства других людей.

В основе тренинга лежит снятие запрета на эмоции и чувства, принятие их позитивной роли, и их постоянная вербализация и конструктивное выражение, изучение положительных сторон отрицательных событий, поиск источников положительных эмоций, разрядка избыточного эмоционального напряжения, отработка способов осознания. Понимание своих и чужих эмоций, а также способность открыто говорить о них.

Особое внимание уделяется проговариванию эмоций, благодаря которому участники тренинга понимают, что чувства стыда, гнева и раздражения могут быть выражены и это не разрушает межличностные отношения. В ходе тренинга участники обучаются понимать свои и чужие эмоциональные переживания; учатся снижать свое эмоциональное напряжение и преодолевать реакции дистресса; учатся управлять эмоциями гнева и агрессии, тревоги и страха, печали и депрессии, вины, стыда и обиды и конструктивно разрешать их; развивают умение испытывать удовольствие, радость и получать удовлетворение от жизни. Тренинг включает в себя следующие темы: «Осознание эмоций», «Выражение и регуляция эмоций», «Изменение эмоций», «Гнев», «Страх», «Зависть», «Вина, стыд, обида», «Радость» и т.д. Каждое занятие завершается индивидуальной беседой с родителями для обсуждения результатов работы и коррекции дальнейшего направления совместной работы, поскольку развитие эмоционального интеллекта ребенка возможно при условии принятия и развития его семейной системы, по запросу родителей возможно проведение занятия для решения сложностей во взаимоотношении с ребенком.

Занятие на тему «Страх»:

«Коль скоро причина страха – незнанье,

то не стоит ли нам познать, чтобы не бояться?» — Сенека

Дети занимают место в общем круге, приветствуют друг друга, называя своё имя и прилагательное, характеризующее участника, и изображая действие, вся группа повторяет имя, прилагательное, действие, например,: « Я – Маша и я яркая!», после знакомства группа садится на стулья в круг, каждый рисует символ своего настроения и показывает всем, можно рисовать на маленьких карточках и вставлять в бейдж. Далее ведущий спрашивает о том, как прошла неделя, ребята делятся краткими описаниями, после чего ведущий объявляет тему и рассказывает, что такое страх, периодически задавая вопросы ребятам.

• Чего вы боитесь, перед чем испытываете тревогу в отношениях с другими людьми?

• Каким способом вы пытаетесь совладать с тревогой?

• Как страх помогает?

• Склонны ли вы принять свой страх или подавить его?

• Какие события в вашей жизни вызывают у вас страх?

• Какие события в жизни, по вашему мнению, вызывают страх у других людей? Какие вызывают меньше всего страха? В чем сходство и различия между вами?

• Хотелось бы вам, чтобы в вашей жизни не было страха?

Рассказывает, где на физическом уровне ощущается страх и предлагает в парах изобразить страх. (например, у Катерины заболел живот, ей стало страшно). Далее ведущий рассказывает о важной функции страха и способах проживания и трансформации страха. После чего ребята делятся на тройки и составляют свои карты страхов, рисуют, обозначают символами на листе А4, обсуждают в группах. 

Инструкция «Ваша задача – найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не боятся. Задача каждого – найти в себе и назвать минимум 3 страха: «Я боюсь…, хотя другие этого не боятся».

 Далее все листы вывешиваются, ребята возвращаются в круг и приступают к обсуждению способов проживания и трансформации страхов, подходят к листам и обозначают графически решения. Далее проводится музыкальная пауза с мелодиями разного характера и темпа, от быстрых, громких к спокойным, радостным, добрым. После паузы ребята выбирают чью историю будут разыгрывать путем голосования, сначала вызываются желающие рассказать и показать свои страхи, потом остальные участники подходят к тому, чья история вызвала у них отклик. Как -только выбор осуществлён, ребята начинают строить сцену, выбирают роли, далее осуществляется драматическое действие в виде ролевой игры, в процессе игры ведущий наблюдает и осуществляет необходимые интервенции, чтобы помочь в ходе игры помочь прожить, отреагировать чувства, помочь увидеть то, что ранее не было понятно, трансформировать страхи. Завершая игру, ребята снимают с себя роли, садятся в круг и обсуждают, что понравилось в процессе игры, что узнали нового о страхе, какие чувства оставляют в зале, а какие забирают с собой.

• Чему вы сегодня научились, что узнали нового?

• Что из того, что вы узнали и чему научились на тренинге, вы будете

использовать в своей дальнейшей жизни?

• Что вам больше всего понравилось и не понравилось сегодня?

• Может быть, у кого-то осталось в душе что-то неприятное, обидное?

Тогда выскажите это чувство, чтобы не уносить его с собой домой.

Домашнее задание: перенести навыки, приобретенные в ходе тренингового занятия, в реальную жизнь.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий