Психодрама: методичка — Школа практической психологии Елены Могилевской

Психодрама: методичка - Школа практической психологии Елены Могилевской Женщине

Первичные представления и понятия

Добрый день, уважаемые читатели! Этот текст призван быть первым пособием для тех, кто начал обучение психодраме. Я надеюсь, что вы уже видели психодраму своими глазами, так как ее сложно понять, не увидев и не опробовав на себе. Но все-таки, мне кажется полезным начать с кратких определений основных терминов, для тех, кто пока не слишком сильно погружен в метод.

Психодраматический метод и психодраматическая работаПервая терминологическая тонкость связана с самим словом «психодрама». Так получилось, что этим словом обозначаются два разных понятия — психодраматический метод и психодраматическая работа.

Психодраматический метод — это метод групповой и индивидуальной психотерапии, использующий элементы игры в психотерапевтических целях. То есть для решения терапевтических задач клиенту предлагается представить себя в некоторой воображаемой ситуации, обозначенной в пространстве кабинета, и начать в ней действовать.

Терапевтические эффекты при этом достигаются не за счёт разговора с терапевтом, а в первую очередь за счет реального действия в предлагаемых (игровых) обстоятельствах. Этот принцип действия оказался настолько продуктивным в терапии, что кроме психодрамы появились и другие методы, использующие его.

Психодраматисты обозначают их общим названием методы действия. Изначально психодрама была методом групповой психотерапии, но позже выяснилось, что приемы, основанные на принципе действия, можно применять в индивидуальной работе не менее эффективно.

Психодраматический метод, как и положено любому большому методу, имеет свою теорию и практику. В нем есть раздел, посвященный ведению психодраматических групп, и есть раздел, посвященный проведению психодраматических работ. Психодраматическая работа — это особый процесс, когда один из участников группы заявляет желание поработать над своей проблемой, а ведущий и другие участники в отведенное на это время помогают ему в решении его сложности разными психодраматическими средствами.

Психодраматические работы участников группы — это центральное действие, происходящее в психодраматических группах. Психодраматическую работу называют так же просто работой, ее же называют драматизацией, ее же драмой, ее же психодраматическим действием или просто действием, и ее же называют психодрамой в узком смысле.

Функциональные роли в группеВедущего психодраматической группы и психодраматических работ называют директором психодрамы. Участника группы, который работает над своей проблемой, на время этой работы называют протагонистом.

Участники группы, которые играют роли в работе протагониста, называются акзилари или «дополнительные я», но зачастую их не слишком правильно называют просто актерами. А все оставшиеся участники группы становятся зрителями.

Психодраматическая работа для протагониста происходит в части пространства комнаты, называемом психодраматической сценой или просто сценой.

Чуть более сложная судьба у слова дубль. В России прижилась традиция называть дублем акзилари, который играет роль самого протагониста. При этом в других психодраматических традициях дублем называют особую функциональную роль, на которую выбран один из участников группы.

Дублю в этом смысле необходимо всегда быть рядом с протагонистом, вчувствоваться в его переживания, поддерживать своим присутствием и дублировать. Дублирование — это особый способ предлагать протагонисту варианты слов и действий, и о нем подробно будет рассказано отдельно.

Этапы работы психодраматической группыРаботу в психодраматической группе обычно организуют по классической структуре, состоящей из трех этапов: разогрев, действие, шеринг. Разогрев — это разные простые действия, которые настраивают группу на предстоящие психодраматические работы.

Действие — это чаще всего одна психодраматическая работа. Шеринг — это групповой процесс, во время которого бывшие зрители и акзилари могут поделиться своими переживаниями, возникшими в течение психодраматической работы. В учебных группах еще бывает четвертый этап: процессинг или процесс-анализ, когда в группе анализируется все ранее происходившее с учебными целями.

Краткое резюмеИ еще раз перечислю основные слова.

Психодраматическая работа, просто работа, психодраматическое действие, просто действие, психодрама — это разные названия для психотерапевтической психодраматической работы, проводимой для одного участника.

Когда происходит психодраматическая работа для одного участника группы, этого участника называют протагонистом, ведущего — директором, играющих роли — акзилари («дополнительные я»), а оставшихся — зрителями.

Этапы работы психодраматической группы: 1) разогрев, 2) действие, 3) шеринг и 4) процесс-анализ (только в учебных группах).

И напоследок. Для чтения этого текста вам понадобится понимать два сокращения, которые я традиционно использую для записи реплик:

Всё! Погнали!

2.1. Примеры реализации идеи феноменологии в психодраме

Принципы создания и игры ролей

Можно сказать, что психодраматическая сцена создается из ролей, действующих в ней. Каждая роль появляется на сцене через обязательную процедуру — она должна быть показана самим протагонистом. Это гарантирует, что на сцене будет отражен именно субъективный мир протагониста, а не то, как его представляют другие люди.

Причем для психодрамы принципиально важно, чтобы протагонист именно показал (а не рассказал), как надо играть роли. А чтобы протагонист мог показать, как играть роль, директору нужно помочь ему в эту роль войти, что делается с помощью специальной процедуры и очередной базовой психодраматической техники —

введения в роль

По этой же причине задача всех акзилари — играть роль строго именно так, как ее показал протагонист. Если акзилари станут играть роли так, как они сами «это чувствуют» — то происходящее на сцене рискует перестать быть субъективным миром протагониста и для многих психодраматистов этот процесс уже не будет психодрамой.

Взаимодействие с протагонистом через дублированиеФеноменологическая направленность психодрамы отчетливо проявляется в повсеместном использовании еще одной базовой техники — дублирования.

Дублирование — это особый способ взаимодействия с протагонистом, который опирается на вчувствование и идентификацию. Если директор идентифицируется с протагонистом, вчувствуется в него, становится его «копией», его «двойником» — у него появляются шансы почувствовать то, что чувствует протагонист.

И если директор произнесет вслух от первого лица («Я чувствую…») то, что чувствует протагонист, но пока не может сам назвать словами — то такая реплика директора будет дублированием. Дублирование всегда произносится от первого лица, чтобы протагонисту было проще примериться к этой реплике как к своей и согласиться или отказаться от нее.

Сейчас, кстати, удобный момент объяснить, почему у дублирования такое название. Дублирование — это реплика, рожденная и сказанная из идентификации с протагонистом; рожденная из ощущения «копии протагониста» и произнесенная от имени такой «копии». Дублирование произошло от «doubling»: «double» — копия, а «ing» — окончание, обозначающее действие.

Психодраматическое дублирование логично дополняет процесс вчувствования, а вчувствование — это способ увидеть субъективный мир протагониста его глазами. Работа с опорой на вчувствование и дублирование помогает директору меньше привносить в работу своих идей, а больше помогать протагонисту разворачивать его внутренний мир.

Сейчас я привел лишь самую-самую первичную информацию о дублировании. Эта техника очень богата и будет описана в отдельно.

Техника зеркалаВ классической психодраме в списке базовых техник всегда перечисляется техника зеркала. В России техника зеркала не очень прижилась в своей исходной функции, но это тема для отдельного разговора.

Техника зеркала реализует идею, что только сам протагонист должен менять свой внутренний мир, а не директор или группа. Техника зеркала выполняется так: когда действие протагониста заходит в тупик, он выходит из сцены и акзилари показывают ему его сцену как можно ближе к оригиналу.

Обращение с психодраматической сценой как с субъективным миром протагонистаВ психодраме принято подчеркнуто уважительно относиться к психодраматическому пространству, созданному протагонистом. Поэтому, например, считается правильным, чтобы психодраматическую сцену строил и разбирал сам протагонист, т. к. только он имеет право распоряжаться на своей сцене.

1. Обрывки декораций

Обрывки декораций — это раздел, в котором копятся небольшие фрагменты текста, которые были написаны, но не вошли в окончательный вариант, т. к. стало понятно, что в основном тексте они будут избыточны. Но как небольшие добавки для ценителей тонкостей я оставляю их в этом разделе.

О психодраматической реальности и детской игреБлижайшей родственницей психодраматической реальности является реальность детской игры. Чтобы почувствовать родство этих реальностей, достаточно обратиться к воспоминанию о любой детской игре, которое до сих пор наполняет вас силой и воодушевлением.

Об особенностях сотворчества директора и протагонистаНа самом деле, права директора и протагониста в психодраматическом сотворчестве не совсем равны, взаимодействие директора и протагониста устроено значительно более сложно, чем просто «равенство».

«Все люди равны, но протагонист все равно “равнее”». У протагониста есть право вето любого процесса и возможность изменить любой процесс. Протагонист обладает эксклюзивными правами на все непосредственное содержание работы: реплики ролей, состав и поведение ролей. А вот у директора есть больше, чем у протагониста, прав руководить сценическим процессом.

Иллюстрирую это утрированным примером. Протагонист может сказать: «Хочу чудесное изменение этой ситуации, и все тут!», и директору будет положено пойти за этим желанием протагониста. Но директор вправе сказать, например, так: «Хорошо, побудь тогда в роли этого чудесного изменения и из этой роли на свою сцену воздействуй!».

А потом, естественно, директор должен попросить протагониста войти в те роли, на которые он только что воздействовал, и показать, как они будут реагировать на действия «чудесного изменения». Персонажи его изначальной ситуации вполне могут не согласиться с «чудесным изменением».

Если мы говорим о сотворчестве, насколько директор может реализовывать свои творческие идеи?Творчество и вдохновение директора очень важно в психодраме. Многие очень важные терапевтические идеи рождаются у директора спонтанно и являются в некоторой мере творческим актом. Хотя, естественно, у этого вида творчества есть свои строгие рамки:

Как быть Леди:  Фразы для начала знакомства в интернете

О завершении эмоционально интенсивной работы

Если пережитое протагонистом было очень интенсивно, то завершение порой может быть очень минималистичным, например таким:

  • 0: Есть ли ощущение, что мы сделали что-то полезное для тебя?
  • 0: Важно ли тебе что-то изменить или доделать в этой сцене, прежде чем мы закончим?
  • 0: Разбирай сцену, снимай роли, и давайте возвращаться в группу.
  • 0: Мы запустили много процессов, ты много пережил, и сейчас важно дать психике все это переработать, и это может занять несколько дней. Постарайся быть к себе бережным до конца сегодняшнего дня и избегать эмоционально заряженных разговоров и ситуаций.
  • 0: (Обращаясь к группе.) На самом деле, избегать эмоционально заряженных ситуаций сегодня вечером полезно не только протагонисту, но и всем участникам. И заодно напоминаю вам о правиле 48 часов, в течение которых рекомендуется не принимать серьезных решений о своей жизни.

О полезности диалога об удовлетворенности работой

Чем раньше директор узнает, что действие не подходит протагонисту, тем лучше — у него становится больше шансов предложить что-то другое. Но даже узнать об этом в конце работы и иметь возможность что-то сказать клиенту всегда лучше такой ситуации, когда протагонист будет думать о неэффективности работы позже, уже без директора.

О естественности идентификации с рольюИдентификация с ролью является сутью процесса погружения в роль. Примериваться к «шкуре» другого и идентифицироваться с ним — это абсолютно естественная способность человека. Во многом благодаря именно этой способности мы можем обучаться новому поведению через наблюдение и повторение.

О речевой специфике ролиИнтересно, что, например, если на этом этапе проявления телесной оболочки у роли проявляется интонационно специфическая манера говорить, то это непременно надо поддержать, т. к. эта часть телесной оболочки в два шага разворачивается в эмоциональную и действенную.

О связи ролевых оболочекПоза роли, движения роли, экспрессивная речевая специфика роли, эмоциональные процессы роли и коммуникативные действия роли — это неразрывно связанные между собой процессы, которые могут легко переходить один в другой. Порой для введения в роль нам достаточно поддержать и усилить любой из них, а остальные проявятся через него.

О том, что сцена создается не только из ролейСтрого говоря, психодраматическая сцена создается не только из ролей. Роли — это все-таки действующие элементы сцены. Порой на сцене появляются и просто объекты, нужные для «атмосферы», фона или для номинального воссоздания ситуации.

Правда, в психодраматическом языке, когда на сцену добавляют физический объект, обозначающий что-то важное в психодраматической реальности протагониста, это называют тоже «введение в роль» — хотя, наверное, было бы правильнее говорить о наделении его ролью.

Дух места как способ погружения в сценуЕсть интересный способ погружения в психодраматическую сцену, когда протагонисту предлагается войти в роль «духа этого места» и из роли рассказать о том, что в этом месте особенного. Такой вариант, естественно, будет уместен и эффективен при построении далеко не всякой сцены.

О пробуждении старых переживаний, психотерапии и работе памятиЕсли, например, мы работаем с негативными переживаниями клиента из какого-то периода его жизни, то порой имеет смысл, прежде чем мы начнем искать терапевтические ходы по трансформации переживаний, хорошо погрузиться в переживания того периода жизни.

Кроме очевидной идеи о том, что это может дать нам много нужной информации, на это есть и другая причина. Погружение в такие переживания активирует следы памяти, связанные с этими переживаниями и этим периодом. И если мы будем делать какую-то терапевтическую работу после такой активации, то мы увеличиваем вероятность того, что наша работа окажет влияние на эти эмоциональные следы.

Это косвенно подтверждают экспериментальные исследования механизмов памяти — процедура извлечения информации из памяти запускает процессы модификации хранимого в памяти. А в психотерапевтическом контексте нас очень интересует возможность изменения эмоциональной составляющей разных воспоминаний.

Психодрама: методичка

  Процесс развития личности  в онтогенезе, согласно данной концепции, есть процесс освоения роли и стоящего за ней поведенческого, эмоционального и когнитивного содержания, посредством прохождения ряда этапов: 1)первичное интеракциональное единство матери и ребёнка; 2) интерес к матери, на которую ребёнок обращает внимание; 3) наблюдение за ситуацией взаимодействия с матерью проявляющимися в ней отношениями; 4)внешнее подражание увиденным отношениям и взаимоотношениям; 5) интериоризация отношений в качестве собственных способов реагирования и переживания; 6) обмен отношениями или взаимоотношениями, в результате чего, интериоризованная роль может восприниматься как бы со стороны и подвергаться рефлексивному осмыслению. В дальнейшем, происходит выстраивание на фундаменте усвоенной роли своего собственного отношения и взаимодействия с различными аспектами действительности.

  1. Через феномены первого этапа процесса ролевого развития становится понятным то, каким образом отношение к миру опосредуется отношением к другим людям и те генетические предпосылки диалогического взаимодействия возможного между двумя субъектами, как оно описано в работах  М.М. Бахтина, М. Бубера, С.Л. Франка, С.Л. Рубинштейна. Первичное единство с «ты» определяет и делает возможным само существо «я». «Я» есть отдельное самодостаточное существо не в силу своей самодостаточности (в познавательной и практической деятельности), а в силу своего обособления  от другого «я», в силу своего противостояния «ты» и, следовательно, в силу своей связи с ним в этом противостоянии» / Флоренская Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М.Бахтина и А.А.Ухтомского / Общение и развитие психики. М.: 1986. С. 21-31. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992  510 с., с. 50-53./ О первоначальном единстве «Я-Ты» как предпосылки диалогического взаимодействия много и убедительно писал М.М Бахтин: «Быть – значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя он смотрит  в глаза другому или глазами другого /25, с. 312/.  В созвучии с этим находится и высказывание М. Бубера: «…через Ты человек становится Я» / Бубер М.  Я и Ты. М.:  Высшая школа, 1993. 173 c. 58/. Во всех приведенных высказываниях другой утверждается как необходимое онтологическое основание сознания и самосознания человека. А изначальная слитность «Я» и «Ты» – предпосылкой возможности диалога. 

На следующем этапе своего развития, по мысли Морено Я.Л., ребёнок воспринимает мать как «Он» – внешне противопоставленный объект, определенный через совокупность конкретных свойств и качеств – полюс овеществления по Бахтину. Однако, последующее развитие, в ходе которого происходит «передача» ребенку и разворачивание всех аспектов отношения к другому, реализуемые на первом этапе матерью как бы за двоих, с неизбежностью влечет за собой освоение и интериоризацию эмоционального и когнитивного содержания роли другого, интеграцию роли в структуру  личности ребёнка. На заключительном этапе освоения роли – обмене ролями –  другой опять превращается в «Ты» – полюс персонификации, по Бахтину. Морено утверждает, что именно из феноменов этой стадии возникает то, что он назвал теле-отношениями, при которых наряду с эмоциональным сопереживанием возможна одновременно  реалистичная оценка и понимание партнёра в его действительной ситуации и понимание своего «Я»  и своей действительной ситуации. Одновременное бытие «Я» и «Ты». Данная теория ролей, в отличие от иных ролевых теорий, не ограничивается одним только социальным измерением, а распространяет понятие роли на все области, в которых происходит контакт человека с внешней реальностью. Морено выделяет соматические, психические, социальные и трансцендентные роли, а так же различные уровни личностной идентичности, названные им «первичной вселенной» с соматическим и психическим единством матери и дитя; «вторичной вселенной», где ребёнок выходит в мир социальных ролей, идентифицируясь  с доступными ему социальными ролями;  «третьей вселенной» – переживанию тождественности с  трансперсональным бытием посредством усвоения общечеловеческих ценностей и предполагающим ценностно-смысловое отношение к миру и другим. В данном случае переживание единства происходит не на бессознательном уровне  как в первой вселенной, а в виде сознательной, смысловой причастности.

Зрелой любая роль или психологическая система может считаться тогда, когда  интериоризованны все аспекты данной роли в качестве собственных способов реагирования – поведенческие эмоциональные, социальные и когнитивные, а так же когда данная роль интегрирована в целостную структуру личности, как ценностно – смысловое образование.  Причем, переход с одного уровня идентификации на другой понимается как качественная трансформация целостной личности,  а не отдельного ее свойства. Таким образом, человеческая жизнь развертывается в «сфере среди индивидов» / Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект,  2001.  383 с. 47/ на соматическом, психическом, социальном и трансцендентном уровнях во всеобъемлющих связях с другими людьми. При этом другие люди являются не внешней средой или обстоятельствами жизни человека, а главным содержанием его личности. Механизмом ролевого развития по мысли автора, является освоение разных типов межчеловеческого взаимодействия: от идентификации, порождающей переносы в отношении к другому, через вчувствование к теле-отношениям, где вчувствование – проникновение человека в личный, эмоциональный мир другого, направленная на другого, но все-таки односторонняя форма отношений, а теле – двусторонний, полностью развернутый здоровый модус  межчеловеческих отношений.

Перечисленные выше стадии ролевого развития раскрывают нам  внутренний механизм  усвоения роли. Остановимся  подробнее на каждой из них.

Эмбриональная стадия

Приступать к рассуждениям о теории ролей следует с того момента, когда у человека появляется поведение. Та­ковое, однако, имеется уже на эмбриональной стадии. Первой исключительно соматической ролью человека яв­ляется роль эмбриона в теле матери. В этом состоянии сво­им физическим развитием человек обязан (органической) плаценте. Ребенок и мать, несмотря на различия в их фи­зическом строении, образуют функциональное единство. Оба организма во время беременности го­товятся к родам. Морено считает, что помимо роста заро­дыша существенный вклад в этот процесс вносит также и его спонтанность, которую он назвал S-фактором.

Как быть Леди:  Самооценка: понятие, виды, уровни и функции самооценки, коррекция.

В нормальных родах, которые немецкоязычные гинеко­логи характерным образом с давних пор называют спонтан­ными родами, Морено усматривает достижение давно же­ланной цели, первую победу  человека.

Первая вселенная

Для первой вселенной человека характерно то, что че­ловек с самого рождения действует в соматических ролях, не будучи с ними знаком на сознательном уровне. Морено чаще всего называет эти роли психосоматическими роля­ми. Термин  психосоматическая роль, однако же, указывает на переход к новой ролевой категории, катего­рии психических ролей. Если бы этот переход не произо­шел, человек остался бы на уровне анималистического бытия. В соматических, или соматопсихических, ролях, например в роли принимающего пищу, новорож.денный вступает в отношения с матерью и важнейшими свойства­ми мира. Он пока еще не делает различия между и Ты, между людьми и предметами, равно как между со­бой и своим телом. Ребенок действует в ролях, их не зная. Его жизнь представляет собой действие в соматопсихиче­ских ролях, и в этом действии он воспринимает мир и себя как единое явление. Первую вселенную как стадию, на которой ребенок воспринимает себя тождественным с ми­ром, Морено называет стадией, или матрицей, вселенской идентичности. Эта стадия аналогичным образом описывается в рамках концепции привязанности Дж. Боулби, теории объектных отношений Д.В. Винникотта. Попытаемся интегрировать все три подхода, чтобы наиболее полно описать процессы, происходящие на этой стадии ролевого развития.

  1. Отношения в диаде мать – дитя всегда являлись предметом пристального внимания в психологии. Исследование влияния матери на здоровье  и психическую полноценность ребенка связанны с пониманием важности раннего общения матери и ребенка. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни (Эриксон). “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Напротив, в силу ущербности матери  или враждебности окружения  у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости.”  Исследования, проведенные Рене Шпитцем (Spitz R. Autoerotism reexamined // Psychoanal. Study Child, 1962.  V.17.  P. 283-315. р. 354) раскрыли, что происходит с детьми, лишенными прочных эмоциональных отношений с матерью в первые три года жизни. Было установлено, что это вызывает глубочайшие душевные и физические расстройства.” З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери.

Важность материнского отношения на ранних этапах развития  ребенка, его сложная структура, множественность культурных и индивидуальных вариантов побуждали исследователей различных направлений делать этот период материнства предметом своего изучения. Наиболее полное освещение раннего младенчества мы находим в работах психоаналитически ориентированных авторов:  Д.В. Винникота, Р. Шпитца, Э  Эриксона, М. Кляйн,  А.Фрейд ,Ф. Дольто. В своих работах они продемонстрировали важность ранних доэдиповых отношений в развитии и манифестации психопатологии, а также доказали что все аспекты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) отношений в диаде мать – дитя в этот период максимально важны. Другое направление рассмотрения взаимодействия матери и дитя исходило как из психоаналитических так и этологических идей, и предположения существования   у младенцев врожденных программ поведения, которые вызывают необходимую для выживания и развития заботу со стороны взрослых. (Айнсворт и Боулби) Идеи, получившие свое развитие в теории привязанности.

Особо следует отметить выводы характерные для обоих указанных направлений о том, что  взаимодействие со значимыми другими людьми в этот период оказывает воздействие на происхождение, природу и функционирование внутрипсихических структур.. В этих выводах просматривается явная аналогия с интерпсихической формой действия по Л.С. Выготскому, утверждавшем, что всякая психическая функция выступает на сцену дважды – сначала как распределенная между ребенком и взрослым  в своей интерпсихической форме, и только затем как индивидуальное достояние самого ребенка, т.е. в интрапсихической форме.

Из литературы посвященной анализу закономерностей развития ребенка видно, что период младенчества  делится на стадии, отличные по содержанию решаемых в диаде задач  и формам взаимодействия ребенка и матери.

  1. Первая стадия первичного взаимодействия в психоанализе определяется как физиологическая прелюдия к объектным отношениям однако именно здесь закладывается основа будущих социальных взаимоотношений. Ее продолжительность примерно равна двум месяцам. Главной задачей для матери и младенца является стабилизация физиологических циклов для сохранения гомеостатического равновесия. Создается впечатление, что на этом этапе мать легко можно заменить другим человеком; однако это не так. Данные свидетельствуют о том, что ребенок подготовлен к взаимодействию именно с матерью. В этом взаимодействии используются различные физиологические системы, как у матери так и младенца, (зрительная, слуховая, кинестетическая, вкусовая и обонятельная). Утонченные биологические способности младенца и способность матери «отзеркаливать» (Винникотт) аффективные переживания ребенка приводит к образованию системы обратной связи. В термине «отзеркаливание» Винникотт описывает механизм взаимодействия матери с ребенком, при котором отношение матери к своему ребенку, отраженное на ее лице, «считывается» ребенком. Чувствуя то, что видит в матери, младенец формирует базисное ощущение хорошего состояния и безопасности. Аффективные взаимодействия между матерью и ребенком, включая визуальные, тактильные и кинестетические переживания обеспечивают фон, на котором ребенок начинает строить чувство собственного «я» и восприятие другого, отличающегося от него самого, целостного и отдельного. Этот решающий вклад матери подчеркивался и Кохутом, который отмечал, что детское выживание требует специфической психологической среды – наличия отзывчивых, выразительных Я – объектов, которые  подтверждают ребенку его природную энергию и жизнеспособность. Таким способом развивается особая приватная форма взаимоотношений между матерью и младенцем, обеспечивающая основу для надлежащего психологического функционирования в последующие периоды развития. Это двустороннее отношение, обеспечивающее необходимые условия для развития ребенка, возможно лишь при определенном изменении способов взаимодействия с другими со стороны матери. Мать в этот период может быть «достаточно хорошей матерью»  при условии, что находится в особом состоянии сознания, позволяющем ей чувствовать потребности своего ребенка как будто свои собственные, т.е. в состоянии полного чувственного слияния с ним. «Этому нельзя научить. Мать чувствует: младенца надо взять на руки или положить, не трогать или  перевернуть.  И лишь при определенных внешних помехах женщина не может быть «достаточно хорошей матерью»  после рождения ребенка» (Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери.  М.: Независимая фирма Класс, 1998. 79 с.). Обощая высказывания Винникота, характеризующие «достаточно хорошую мать» можно сказать, что основным условием подобного отношения к ребенку является слабая выраженность когнитивного компонента отношения, результирующегося в значенческих характеристиках отдельных качеств ребенка, и преобладание в материнском отношении на данном этапе аффективного и поведенческого компонента: мать действует в ответ на аффективные переживания. Вот почему любое вмешательство со стороны, направленное на рефлексию процессов, происходящих в диаде, может разрушить установившееся отношение. Как только отношение к ребенку стягивается к объектному полюсу отношений, оно престает быть условием полноценного развития ребенка. Со своей стороны ребенок обладает рядом врожденных способностей, позволяющих ему находится в социальной среде взаимоотношений с другими людьми.

 Наблюдения психоаналитиков были подтверждены последующими экспериментальными исследованиями, выявившими врожденные способности ребенка к взаимодействию со взрослым. В начале 70-х годов были проведены экспериментальные наблюдения за взаимодействием младенца и матери, которые оказались революционными с точки зрения понимания социально – эмоционального развития ребенка (Stern D.N. The first relationship: Infant and mather. Cambridge: Harvard University Press, 1977. Stern D.N. The interpersonal words of the infant. A view frompsyhoanalysis and developmental psychology. N.Y.: Basic books, 1985.) У младенцев были обнаружены столь необходимые для взаимодействия с матерью и дальнейшего развития врожденные «способности устанавливать человеческие взаимоотношения» (Штерн). Так было обнаружено, что новорожденные проявляют особый интерес к звукам человеческой речи, предпочитая ее другим звукам той же высоты, более того сразу отличают голос матери от голосов других женщин. При виде живого человеческого лица поведение младенцев отличается от поведения при рассматривании неживых предметов. Новорожденные девяти минут от роду по разному реагируют на гневное и улыбающееся выражение лица человека. Более того,  уже с первых дней жизни младенцы имитируют некоторые действия взрослого партнера. Исследования показали, что новорожденный открывает рот или высовывает язык, если находящийся к нему лицом взрослый совершает эти действия. Расширением  губ отвечает на выражение счастливого лица взрослого и выставлением наружу нижней губы в ответ на изображение печали, открыванием глаз и рта в ответ на удивление. Таким образом, новорожденный ребенок обладает не только биоинстинктивными способностями но и просоциальными, обеспечивающими возможность раннего взаимодействия со взрослым.  Представители Британской школы объектных отношений и близкие им американские исследователи считали, что социальные отношения человека существуют с самого рождения и не основываются на физиологических потребностях. Утверждали, что основное влияние на развитие ребенка оказывает не удовлетворение биологических потребностей, а ранний социальный опыт. 

Описывая феномены характерные для данной ступени развития Я.Л. Морено называет ее первой вселенной. Мать и ребенок образуют интеракциональное единство, являющееся прообразом всех последующих интеракций ребенка с другими людьми т.е. является матрицей социального развития человека или «социальной плацентой». Подобно тому,  как органическая плацента поставляет младенцу питательные вещества, необходимые для его органического развития, социальная плацента обеспечивает основу для  социального развития. Ребенок пока еще не воспринимает мать как «Ты»  а ее заботу о себе в качестве ее действий. В рамках первого своего переживания мира, в котором нет еще дифференциации между «Я» и «Ты»   и в котором ребенок ощущает тождество с окружающем миром, он воспринимает мать как часть или продолжение себя самого. Мать же со своей стороны угадывает и понимает все чувства и потребности ребенка, исполняет все действия, которые он сам совершить еще не может, но которые являются необходимыми для удовлетворения его жизненно важных потребностей. Возможность такого материнского отношения к ребенку связана с самим процессом формирования отношений с другими в раннем онтогенезе, когда первоначальное единство «Я» и «Ты», сохраняясь как основание всех последующих отношений человека, позволяет вчувствоваться во внутренний мир другого.

Как быть Леди:  Дебрифинг – лечение

 В этой матрице социального развития переживание совместного бытия, совместного чувствования  и совместного действования матери и младенца становится глубинным переживанием тождественности новорожденного с миром  и образует основу для дальнейшего доверия к собственному бытию.  Оно соответствует описанному Эриксоном базисному доверию. В это время отношения ребенка и взрослого не опосредованы ничем – никакой предметностью и никакого другого содержания, кроме  слитого «Я и Ты» это форма общения не несет. Младенец целиком сосредоточен на «Ты» взрослого, которое неотделимо от его «Я». Хотя уход за ребенком связан с многочисленными предметными действиями, эта предметность еще не включена в отношения с ребенком. Любовь, которую С.Л. Рубинштейн определял как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире»  и в которой происходит утверждение бытия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде. 

На данном этапе главной задачей младенца становится  формирование твердой привязанности к матери. Действия, аффекты и восприятие младенца все больше сосредотачивается на межличностном взаимодействии с матерью, в котором активны оба участника. Опыты повторяющихся пристальных разглядываний матери, которая постоянно взаимодействует с ребенком  и обеспечивает его чувством безопасности,   ведет к закладке чувств постоянства объекта и постоянства себя – истоку самосознания.  Наиболее важным аспектом взаимоотношений матери и младенца в этот период является аффективный климат. Именно аффективно обусловленный и взаимно стимулирующий диалог порождает обстановку, из которой возникают объектные отношения и внутрипсихические структуры (психоанализ и школа объектных отношений).  Морено. описывая механизмы дальнейшего  развития первичной вселенной, говорил о выделении матери как особой части мира ребенка, а затем о первичном  отделение от нее посредством подражания ей как внешнему,  иному объекту. Морено называет этот этап стадией «познания Ты», так как ребенок сначала выделяет Другого как объект познания и через это выделение происходит процесс идентификации «Я». Однако автор оговаривается, что это процесс интеракционального познания, познания через внешнее действие. Осознание своих действие более поздний этап развития ребенка.

 Теоретические построения, касающиеся ранних отношений матери и ребенка, постулируют следующие выводы: механизмы формирования отношений в процессе раннего взаимодействия матери с ребенком являются основой для последующего развития всех видов отношений человека к себе, другим, миру. Отношения в диаде мать – дитя динамичны и проходят в своем развитии два этапа: первичное интеракциональное и эмоциональное  единство   и последующая дифференциация между «Я» и «Ты».

Интегральной составляющей первой вселенной является мать. Она обеспечивает кон­такт ре6енка с грудью или бутылочкой, заботится о нем и оберегает. Вместе с младенцем они образуют интеракциональное единство. В результате возникают взаимные ролевые ожидания, закладывающие основу всех последующих ролевых интеракций ребенка с другими людьми.

По аналогии с функциональным единством матери и ре6енка, представляющего собой на эмбриональной ста­идии .матрицу органического развития, Морено рассмат­вает интеракциональное единство матери и ребенка в первой вселенной в качестве матрицы социального раз­вития человека.

Своеобразие социального развития человека вытекает того факта, что человек по сравнению с большинством животных вступает в мир совершенно беспомощны­м существом, так сказать, существом, родившимся преждевременно. Преждевременные сроки рождения делают интерак­циональное единство матери и ре6енка жизненно важным требованием.. Безмятежное течение интеракций между матерью и ре­бенком, выступающими в комплементарных ролях и эмоцио­нально целиком обращенными друг к другу, могло бы слу­жить эталоном для всех последующих процессов теле-отношений (см далее), то есть эталоном сообразного ситуации восприятия двумя людьми друг друга с вытекающими из него адекватными ролевыми ожиданиями, которые сбываются благодаря соответствующе­му ролевому поведению в креативной интеракции.

В конце стадии первой вселенной ребенок начинает различать окружающих людей и предметы, а иногда даже их узнавать. В целом, однако, он переживает их и познает только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представление или воспоминание, если таковое уже име­ется, воспринимается таким же реальным, как реальные люди и объекты.

Вторая вселенная

Возможно проигрывание роли до ознакомления с нею и ознакомление с ролью до ее проигрывания (94).

Я.Л. Морено

Вторая вселенная появляется после того, как единое восприятие мира ребенком разделяется на переживание восприятия реальности и на переживание мира пред­ставлений или, как это сформулировал сам Морено, на  восприятие реальности и на фантазию. Это раз­деление происходит в процессе нормального психологи­ческого развития и является предпосылкой возникнове­ния дискурсивного мышления, которое от одного пред­мета переходит к другому. Абстрактное мышление спо­собствует постепенному изменению восприятия мира и ориентировке в нем, дифференциации речи и формиро­ванию понятий.

Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении. Не может 6ыть отдано предпочтение одному миру в ущерб другому. С этими новыми усло­виями необходимо спонтанно справляться во всевоз­можных ситуациях. Спонтанность ре6енка позволяет ему мгновенно переходить с одного уровня на другой. Может, однако, случиться так, что человек застрянет на том или ином уровне, и в результате 6удет нарушено его развитие. Если человек остается на уровне воспри­ятия реальности, то есть в рамках матрицы вселенской реальности, это ему грозит слабоумие. И наоборот, ес­ли он застревает на уровне своих представлений, воз­никающие ирреальные страхи и желания могут стать причиной невротической отгороженности от реальности. В процессе нормального развития разделение мира на восприятие реальности и на представление или фан­тазию приводит к появлению новых ролевых катего­рий. Наряду с соматическими ролями и пока еще не­дифференцированными соматопсихическими ролями первой вселенной теперь на передний план выступают психические и социальные роли.

Третья вселенная

В работах Морено, прежде всего, в его философских и поэтических произведениях, затрагивается стадия разви­тия человека, которую Грета Лёйтц называет «третьей вселенной». Аналогично переживанию тождественности с внеиндивиду­альным бытием в первой вселенной на стадии третьей все­ленной переживается тождество с трансперсональным быти­ем. Однако это переживание единства с космосом происхо­дит не на бессознательном уровне, а в виде переживания единства без утраты способности к дискурсивному мышлению. Это пережива­ние не является обязательным в психосоциальном отноше­нии. Оно не совершается только в психических или только в социальных ролях, а осуществляется благодаря транс­ценденции к новой ролевой категории интегративного пе­реживания. Поэтому соответствующие третьей вселенной роли назвают трансцен­дентными или интегративными  ролями.

Процессы роле­вого развития и процессы ролевого обучения, благодаря которым происходит переход от первой вселенной ко второй и третьей описаны Морено как  пять главных этапов ролевого развития. Каждому из этапов соответствует базовая психодраматическая техника. Воспроизводя в психодраме процессы и механизмы естественного человеческого развития Морено действительно создает условия для развития всех участников процесса групповой терапии.

  1. Стадия идентификации себя с миром – ребенок воспринимает другого человека, мать как часть самого себя. На этой стадии переживание мира нет еще дифференциации между «Я» и «Ты». Мать, которая угадывает все желания ребенка и  выполняет нужные ему действия как бы является продолжением его самого. Ребенок   как бы управляет миром по своему желанию (в качестве мира выступает мать поэтому эта стадия и названа автором первичной вселенной). С психологическими феноменами, описанными на этой стадии, связана базовая психодраматическая техника – дублирование.

В процессе дублирования  другой член группы, выполняющий функцию дубля  выражает чувства главного героя, отрешившись от собственных переживаний и чувств. Дубль, словно доверяющая своему чутью мать предается вчувствованию в ситуацию и переживания протагониста. Он говорит то, что протагонист в данной ситуации  не может почувствовать и сказать из-за вытеснения и подавления части внутреннего мира. Высказывания дубля не воспринимаются как чужой голос, как нечто отдельное, они воспринимаются как свой внутренний голос, за счет чего восстанавливается целостность внутреннего  мира главного героя. При этом протагонист, принимая верные высказывания дубля, развивает их в своем монологе.

2.Этап. Ребенок концентрирует свое внимание на особой чужеродной части самого себя – на матери  — начинается процесс знакомства с ролью.

  1. В континууме его переживаний эта чужеродная часть его самого начинает восприниматься как самостоятельная и ребенок начинает подобно зеркалу отражать внешнее проявления этой роли в своем поведении. Феномены этой стадии раскрываются в базовой психодраматической технике «Зеркало». При использовании этой техники  другие участники группы стараются зеркально отразить поведение клиента на сцене. Видя себя со стороны, клиент имеет шанс оценить  непродуктивные и разрушительные стратегии взаимодействия с другими и  изменить свое поведение.
  2. На этом этапе ребенок не только воспринимает роль другого человека, но и может представить себя в этой роли и играть ее через внешнее подражание.
  3. На этом же этапе ребенок уже способен ощутить внутренний опыт, чувства и переживания, стоящие за этой ролью. В силу этого он способен, находясь в роли другого человека, смотреть на самого себя глазами этой роли, воспринимать себя извне.

Четвертый и пятый этапы ролевого развития соответствуют технике «Обмен ролями». В этой технике человек вживается в роль другого, чью роль он играет и пытается взглянуть на  себя  его глазами.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий