Значение слова СОЗНАНИЕ. Что такое СОЗНАНИЕ?

Значение слова СОЗНАНИЕ. Что такое СОЗНАНИЕ? Женщине

Основные состояния сознания (бодрствование и сон).

Активное бодрствование — важный компонент сознания, который близко, связан с явлениями пробуждения. Познавательная деятельность невозможна, если уровень бодрство­вания не достигает определенного, оптимального уровня. Противоположным состоянию бодрствования является обычный сон.

При его достаточной глубине у человека резко понижены функции анализаторов, и он лишен сознания. Сон и бодрствование являются взаимосвязанными сторонами одного цикла, «сон-бодрствование» тесно связан с нейрофизиологическими механизмами активации, которые в настоящее время являются достаточно хорошо исследуемыми («энергетический» блок мозга).

При пробуждении от глубокого сна или при выходе из глубокого обморока восста­новление сознания происходит поэтапно. Эти этапы обычно очень короткие и сменяют другдруга в какие-то мгновения, но некоторые люди их фиксируют и могут запомнить. А.Ф.

Лазурский (1925) отметил три особенности восстановления сознания после сна: восстановление порогов восприятия (1), восстановление связи восприятия с окружающей действительностью (2), восстановление связи впечатлений с собственным «Я», собственной личностью (3).

Физиолог А.А. Герцен, сам страдавший обмороками, еще в 1890 г. оставил подробное описание такого поэтапного восстановления сознания. Он писал, что первоначально на фоне бессознательного появляется неопределен­ное чувство бытия, не имеющее никакого отношения к индивидуальности, но и без различения от внешнего мира («безличное сознание»).

Это чувство может быть приятным, если нет условий для боли, но оно может быть и очень неприятным, если есть источник боли. Затем человек постепенно начинает видеть и слышать, но ему кажется, что звуки и цвета рождаются внутри него, и каждое из ощущений чувствуется изолированно, калейдоскопично.

В последующем начинает осознаваться собственное «Я» — происходит как бы отделение «Я» от внешнего мира, хотя еще отсутствует понимание ситуации и причинно-следственных отношений. Лишь на последнем, четвертом этапе наступает полное восстановление сознания с ясным пониманием личного «Я» и окружающего мира.

Таким образом, наиболее важными обобщенными характеристиками сознания, требующими оценки в повседневной врачебной практике, являются следующие:

  1. степень ясности сознания, т.е. уровень бодрствования (или люцидность);
  2. объемсознания, т.е. широта охвата явлений окружающего мира и собственных переживаний. Условно он подразделяется на предметное сознание (опознавание окружающего мира) и самосознание (опознавание соматического и личностного «Я»);
  3. непрерывность сознания, т.е. его текучесть со способностью непрерывного опознавания и оценки прошлого, настоящего и будущего;
  4. содержание сознания, т.е. полнота, адекватность, критичность оценки используемых запасов памяти, мышления и эмоциональных отношений;
  5. активность сознания, т.е. способность к произвольному избирательному сосредоточению сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности на актуальных и индивидуально значимых внешних и внутренних явлениях (связь с механизмами внимания и волевой активности).

Бодрствование является состоянием неоднородным, и его можно условно подразделить на следующие три стадии:

  • Напряженное бодрствование соответствует самой интенсивной умственной деятельности.
  • Нормальное бодрствование не связано с творчеством и особыми эмоциями не окрашено.
  • Расслабленное бодрствование в своей крайней степени является переходным ко сну на фоне внутреннего созерцания: человек еще не спит, но уже отрешен от внешнего мира и углублен в себя.

Таким образом, сознание — это мозаика состояний, которая играет более или менее значительную роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивидуума. Обработка информации человеком существенно меняется в зависимости от уровня бодрствования. Поведение будет тем эффективней, чем ближе будет уровень бодрствования (активации) мозга к некоторому оптимуму — он не должен быть ни слишком высоким, ни слишком низким.

Состояние сна. Во сне человек проводит почти треть своей жизни. Лишенный сна человек погибает в течение 2 недель. Лишение сна на 3-5 суток вызывает у человека непреодолимую потребность во сне. Человек теряет способность к сосредоточенному вниманию, могут возникать различные нарушения моторики (тремор и тики), возможны галлюцинации.

Периодический ежесуточный сон взрослого человека, как правило, является монофазным (бодрствование и сон приуроченный к суточной смене дня и ночи), иногда дифазным (дважды в сутки), а у маленького ребенка наблюдается полифазный тип сна (в 3-5 мес. жизни ребенок обычно спит 17-18 ч, а в 2-3 года — 12 ч).

У некоторых животных наблюдается сезонный сон (спячка), обусловленный неблагоприятными для организма условиями среды (холода, засухи и т.п.). Все другие виды сна (наркотический, гипнотический и патологический) являются следствием нефизиологических воздействий на организм человека или животного.

Гипнотический сон наступает под влиянием словесного воздействия гипнотизера, сосредоточением на монотонных раздражителях, гипнотическим действием обстановки.

Патологический сон возникает при анемии мозга, мозговой травме, опухолевом поражением больших полушарий или некоторых участков ствола мозга. К явлениям патологического сна относятся и летаргический сон, снохождение и др.

Далеко не всем людям требуется 7-8 ч ночного сна. Одни хорошо себя чувствуют после 4-5 ч сна, тогда как другим нужно 8-9 ч. Но какова бы ни была длительность сна, для всех людей характерна склонность всегда придерживаться одного и того же распорядка сна и бодрствования (у «жаворонков» — уровень наибольшей работоспособности отмечается в ранние утренние часы, а у «сов» поздно вечером).

Сон, так же как и бодрствование — состояние неоднородное, имеет, по крайней мере, две фазы: «медленный» сон (синхронизированный, без сновидений) и «быстрый» сон (десинхронизированный, парадоксальный, или сон «быстрых движений глаз» со сновидениями).

Фаза «медленного» сна длится примерно 70 мин, а фаза «быстрого», парадоксального сна длится 15-20 мин. При нормальном 8-часовом ночном сне фазы медленного и парадоксального сна много раз чередуются (цикл около 90 мин).

Фаза парадоксального («быстрого») сна интересна тем, что здесь активность мозга резко возрастает, как будто человек просыпается, учащаются сердечный ритм и дыхание, глаза совершают быстрые движения под сомкнутыми веками, но в то же время человек находится в полной неподвижности вследствие резкого падения мышечного тонуса. Это обусловлено очень сложным механизмом тормозного контроля двигательной активности во сне.

В периоды парадоксального сна человек в 80-90% случаях видит яркие и испытывает сильные эмоции. Несмотря на электроэнцефалографическую картину, близкую к дремоте, пробудить из этой стадии человека не легче, чем из глубокого медленного сна. В этот период могут возникать и приступы снохождения («лунатизм»).

Исследования показали, что за фазу быстрого сна ответственна определенная область ретикулярной формации, состоящая из гигантских клеток, разветвления которых заходят далеко в соседние области и приводят к активации сенсорных областей коры, особенно зрительной зоны, возбуждают высшие мозговые центры влечений и эмоций.

Сновидения в этот период отражают мотивацию, желания человека и служат как бы символической их реализацией, разряжают очаги напряжения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. В сновидениях отражается прошлая жизнь человека, его переживания (Фрейд 3., 1933).

Быстрый сон способствует стабилизации эмоционального состояния человека, а сновидения можно рассматривать как своеобразный дополнительный механизм психологической личностной защиты. Каждую ночь человек видит сны 4-5 раз, и «разглядывание» сновидений занимает в сложности от 1 до 2 ч. Люди, утверждающие, что они видят сновидения редко, просто не просыпаются в фазе сновидений.

О связи сновидений с бывшими впечатлениями убедительно свидетельствует факт, что в своих снах слепорожденные не видят зрительных сцен, а глухорожденные не слышат голосов и звуков. Другим источником сновидений могут быть текущие ощущения, в том числе и со стороны внутренних органов, включая интерорецептивные сигналы, не доходящие до сознания в состоянии бодрствования.

Медленноволновой сон сопровождается снижением вегетативного тонуса: сужаются зрачки, розовеет кожа, активность сердечной, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем снижается. В противоположность этому во время парадоксального сна наступает «вегетативная буря». Дыхание становится нерегулярным, меняется по глубине и ритму. Возможна остановка дыхания (например, в ночном кошмаре).

Взаимодействие сознательного и бессознательного

Чем отличается сознательная деятельность человека? Первое отличие заключается в том, что деятельность животных может осуществляться только по отношению к предмету жизненной, биологической потребности. Сознательная деятельность человека не всегда и не обязательно связана с биологическими мотивами, а зачастую даже противоречит им.

Вторая особенность сознания заключается в том, что человек обладает иными формами отражения действительности, не только наглядным, чувственным, а отвлеченным, рациональным опытом, абстрактным мышлением. Обезьяна, по выражению Келлера, является рабом зрительного поля, то есть ее отражение ограничено наглядной ситуацией, она отражает непосредственно данные, внешние связи и отношения между предметами.

Решающим фактором развития сознания является возникновение языка. Язык человека представляет сложную систему кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различные системы.

Как быть Леди:  Значение слова «догматизм» в 11 словарях

Основной единицей языка является понятие. Именно в понятии отражены и закреплены существенные и устойчивые признаки того предмета, который оно обозначает. Возникновение языка и речи создает условия и возможности для усвоения не только своего индивидуального опыта, но и опыта других поколений — общественно-исторического опыта, что составляет третью важнейшую особенность сознания.

Таким образом, сознание — это высший уровень отражения действительности общественно-развитым человеком.


Понятия «сознательное» и «психическое» неравнозначны. Нельзя считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включены в сознание. В психике часто выделяют три взаимодействующих уровня:

— сознательный — осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний;

— подсознательный — содержание, переходящее в нужный момент на сознательный уровень;

— бессознательный — инстинктивные механизмы и личное бессознательное (неосознаваемая мотивация аффективных и других общих реакций).

В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением.

Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Большинство физиологических процессов (например, процессы обмена веществ) вообще не осознаются, другие (сердцебиение, дыхание) могут быть частично осознаны, если направить на них свое внимание.

Сознание не участвует и в таких безусловных рефлекторных реакциях, как моргание или отдергивание руки при уколе, можно сознательно тормозить, задерживать эти реакции. Сознание практически не участвует и в таких автоматизированных действиях, как ходьба или езда на велосипеде.

На неосознаваемом уровне могут протекать и некоторые психические процессы. Мы можем частично воспринимать и запоминать предметы и звуки, на которые наше внимание не было сознательно обращено. При мышлении человек не всегда может дать себе ясный отчет, каким именно образом он пришел к определенному заключению.

В таких случаях мы говорим об интуиции, так как начало мышления и его завершение (вывод) осознаны, но вся промежу­точная часть цепочки мыслительных операций человеком не осознается. Осо­бенно велика роль неосознаваемых психических процессов в возникновении и проявлениях эмоций и чувств.

Взаимоотношения между осознаваемыми и бессознательными психически­ми процессами очень сложны. Многие наблюдения психологов, особенно при изучении явления установки (Узнадзе Д.Н., 1966), показали, что в каждый данный момент в зону ясного сознания попадают преимущественно те моменты, которые создают затруднения для продолжения прежнего режима регулирования.

Возникшие затруднения привлекают внимание и таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание. Происходит как бы непрерывная передача управления, постоянное вза­имодействие сознания и подсознания.

Отсюда допускают, что сознательное управление пошаговое (поэтапное дискретное) и сознание привлекается к данному объекту только на относитель­но короткий интервал времени. Если сознание принудительно сосредоточива­ется на одном и том же монотонно изменяющемся содержании достаточно долго, то это автоматически приводит к снижению уровня бодрствования, возникновению сонливости и сна.

Бессознательное — непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Многие знания, отношения и переживания, составляющие внутренний мир человека, могут им не осознаваться, но определенным образом влиять на его поведение.


В структуру бессознательного психического входит широкий круг явлений:

— Субсенсорные (то есть подпороговые) ощущения и восприятия.

— Интероцептивные ощущения, которые не осознаются в норме, когда человек здоров и начинают осознаваться только при нарушениях состояния здоровья.

— Автоматизмы и навыки, которые вырабатываются в течение жизни (например, автоматизм речи, ходьбы, навык письма, рабочие навыки). Сознательная деятельность может выполняться лишь тогда, когда большинство ее элементов автоматизировано. Мы можем следить за смыслом речи и письма, только если их механизм автоматизирован.

— Импульсивные действия — действия, совершаемые безотчетно, без контроля сознания. Часто такие действия человек совершает в состоянии аффекта.

— Информация, которая накапливается в течение всей жизни и хранится в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый момент в фокусе сознания находится только небольшая ее доля. Формы бессознательной переработки информации, в частности, интуиция.

— Установка как целостное состояние человека, выражающее динамическую направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.

—  Психические явления, возникающие во сне. Сон — это не состояние отдыха мозга, а его деятельностное состояние. «Необходимость отвлечения от сигналов внешнего мира (именно это и составляет сущность сна) связана с особенностями организации переработки информации, с заполнением информационной емкости кратковременной памяти, с необходимостью рассортировки информации в долговременную память, в текущую программу деятельности, для уничтожения ненужного». То есть сон, как активное состояние мозга, характеризуется психической деятельностью, которая не осознается человеком.


Сознание структурно организовано и представляет собой целостную систему, состоящую из множества компонентов.

В современной философии в структуре индивидуального сознания принято выделять четыре основных компонента:

1) телесно-перцептивный (ощущения, восприятия, представления);

2) чувственно-эмоциональный (эмоции, аффекты, чувства, инстинкты);

3) логико-понятийный (понятия, логические умозаключения);

4) ценностно-мотивационный (идеалы, фантазия, воображение, интуиция).

Данная структура соотносится с фактом межполушарной асимметрии мозга. Как известно, правое полушарие мозга «отвечает» за наглядно-образное мышление, левое — за словесно-логическое мышление. Наряду с выделенными структурными элементами в поле сознания представлены и уровни: бессознательный (сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости), собственно сознание (включающее четыре названных компонента) и сверхсознание (интуиция, творчество).

Сфера индивидуального бессознательного, открытая австрийским психиатром 3. Фрейдом, представляет собой совокупность психических явлений, состояний, не поддающихся контролю со стороны сознания (сновидения, гипнотические состояния, сомнамбулизм и т.д.)

По его мнению, психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — это сфера бессознательных влечений. «Я» — сфера сознательного, посредник между «Оно» и «Сверх-Я», между бессознательным и внешним миром. «Сверх-Я» выполняет роль «морального цензора», это внутриличностная совесть, олицетворяющая устои общества.

Ученик и последователь 3. Фрейда швейцарский психиатр К. Юнг предположил наличие в структуре бессознательного так называемых «архетипов», связанных с коллективной жизнью людей. Он полагал, что вся информация, накопленная человечеством, сохраняется на генетическом уровне в памяти потомков и проявляется в сновидениях, художественном творчестве.

В отличие от 3. Фрейда, полагавшего, что поведением человека управляет психическая энергия сексуальных влечений — либидо, а задача человека заключается в превращении «Оно» в «Я», К. Юнг считал, что кроме индивидуального бессознательного существует более глубокий слой человеческой психики — коллективное бессознательное.

Неофрейдистское видение бессознательного наблюдается и у австрийского психиатра В. Райха, который вслед за 3. Фрейдом биологизирует бессознательное, рассматривая человека как природно-социальное существо. Наиболее видный представитель неофрейдизма — немецко-американский психолог и социолог Э.

Фромм выступил против биологизации бессознательного и подверг критике теорию 3. Фрейда за антагонизм между сущностью человека и культурой и попытался соединить психоаналитическую теорию 3. Фрейда с марксистской концепцией человека. Одним из важнейших факторов развития человека, по его мнению, является противоречие, вытекающее из его двойственной природы.

Причины болезни Фрейд видит в конфликте между социальной средой и биологическим началом в человеке. Фрейд разрабатывает учение о трехуровневой организации психики. Нижний уровень представляет собой бессознательное психическое, этот уровень включает в себя биологические инстинкты, желания, чувства, аффекты, влечения, главным из которых является либидо — половое влечение.

Эта сфера насыщена энергией, но закрыта от сознания в силу социальных запретов, установок, накладываемых обществом. 2-й уровень — предсознание — уровень волевой регуляции поведения в реальных условиях жизни. 3-й уровень — высший — сознание — уровень разума, мышления, отражает те требования и запреты, которые накладываются обществом на поведение человека.

Поскольку требования, предъявляемые к личности со стороны этих трех уровней, несовместимы, личность постоянно пребывает в ситуации конфликта, от которого она спасается с помощью специальных защитных механизмов. Многие положения и методы, разработанные в русле психоаналитической концепции, широко используются в современной клинической психологии и психотерапии.

Современные представления о феноменологии бессознательного психического позволяют говорить о том, что сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. При этом зона максимально ясного сознания невелика. Бессознательное можно определить как совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, безотчетных и не поддающихся контролю.

Механизмы психологической защиты

Защита, в том числе и психологическая, защищает любого человека от прошлой (психотравма, воспоминания); или актуальной (непосредственно происходящая ситуация) или от будущей (гипотетические страхи и переживания) психологической боли. Природа создала эти защиты для скорой психологической самопомощи (примерно как ответная реакция на болезнь или травму у организма).

Как быть Леди:  Когда и как можно общаться с заказчиком по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ — Контур.Закупки

Однако только ответная реакция с болезнями и физическими травмами тела справиться не может, сколько его не укрепляй и не повышай иммунитет. Поэтому нужны врачи, медикаменты, операционные вмешательства, физиотерапия, санаторное лечение и прочее. С психикой все почти то же самое — психологические защиты только защищают, но не «лечат», т.е. проблему они не решают, она остается с человеком.

Поэтому уповать на «психологический иммунитет, психологическую сопротивляемость» и быть от этого устойчивым и выносливым к психологическим перипетиям своей жизни недостаточно. Ведь именно психологические защиты делают человека в обычной жизни странным, неадекватным, закомплексованным и т.д.

Механизмы психологической защиты и сопротивления могут проявляться в следующих случаях:

  1. Прошлая психологическая травма (стресс)
  2. Неприятные воспоминания
  3. Страх перед любыми неудачами
  4. Страх перед любыми изменениями
  5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (инфантилизм)
  6. Вторичная выгода от своей болезни или своего состояния
  7. Слишком «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися невротическими страданиями
  8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» — быть активным, работать над собой, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.


Если длительное время не решать возникшие проблемы, то психологические защиты могут отрицательно воздействовать на психику человека, т.е:

1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Возникают сложности общения. Ограничивается образ жизни или он становится очень специфичным.

2. Далее дезадаптация нарастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Нарастает внутреннее напряжение, тревожность. «Сценарий» жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.

Образ жизни становится формой «безболезненной психотерапии». Защитный стиль жизни становится самым важным, т.о. идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматики.

В свое время профессор Зигмунд Фрейд и его младшая дочь, профессор Анна Фрейд, открыли т.н. защитные механизмы психики, посредством которых любая информация из внешнего мира, будучи отвергнутой сознанием, попадает, минуя его, в бессознательное психики.

К подобным защитным механизмам следует отнести такие формы и способы защита, как сублимация, отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, интроекция, рационализация, аннулирование действия, расщепление и др. Кратко рассмотрим перечисленные защитные механизмы психики.

  1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме) — говорит о скрытом чувстве вины.
  2. Вытеснение — выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал».
  3. Отрицание — намеренное игнорирование болезненных реальностей и действование так, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел» и т.д. очевидных стимулов, сигналов. (Скарлетт (Унесенные ветром): «Я подумаю об этом завтра»).
  4. Формирование реакции (при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз) — преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно пунктуальным а на самом деле желание быть свободным со временем.
  5. Трансфер (перенос, перемещение) — смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на начальника переносится с начальника, которого наказать невозможно в силу ряда психологических и иных причин, на собаку — как на более слабое существо (японцы использовали эту психологическую защиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника); или перенос любви или агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту вызвавшему эти чувства.
  6. Обратное чувство — изменение импульса, превращение его из активного — в пассивный (и наоборот) — либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм — может перейти в мазохизм, или мазохизм — в садизм.
  7. Подавление (фобии) — ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психологическая защита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).
  8. Идентификация с агрессором (подражание) — имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.
  9. Аскетизм — отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.
  10. Интеллектуализация, рационализация (обсессивно-компульсивный невроз) — излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.
  11. Изоляция аффекта (обсессивно-компульсивный невроз) — подавление чувств, связанных с какой-то определённой мыслью.
  12. Регрессия — возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции).
  13. Сублимация — перевод одного вида энергии в другой: секс — в творчество; агрессия — в политическую активность.
  14. Расщепление — разделение позитивного и негативного в образах «я» и объектов. Резкая смена « » и «-» оценок себя и других — нереалистичная и нетвёрдая оценка. « » и «-» сосуществуют отдельно, но параллельно. Например, то психотерапевт « », то вдруг «-» и так по поводу любого значимого человека.
  15. Девальвация — сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого.
  16. Примитивная идеализация — преувеличение силы и престижа другого человека.
  17. Всемогущество — преувеличение собственной силы.
  18. Проекция — наделение собственными конфликтующими или любыми другими своими импульсами другого человека.
  19. Проективная идентификация — проекция на какого — то человека, над которым человек затем пытается установить контроль. Проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.
  20. Репрессия — подавление желаний.
  21. Эскапизм — избегание цели ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно — избегать определенных тем разговора.
  22. Аутизм — глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).
  23. Реактивное образование — замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.
  24. Интроекция — некритичное усваивание чужих убеждений и установок.
  25. Фанатизм — воображаемое слияние желаемого и действительного.

Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации.

Таким образом, можно сказать, что защитные механизмы — система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимальных негативных, травмирующих личность переживаний. Эти переживания в основном сопряжены с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта.

Ситуации, порождающие психологическую защиту, характеризуются реальной или кажущейся угрозой целостности личности, ее идентичности и самооценке. Это субъективная угроза может, в свою очередь, порождаться конфликтами противоречивых тенденций внутри личности, либо несоответствием поступающей извне информации, сложившейся у личности образу мира и образу Я.

Механизмы защиты направлены, в конечном счете, на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира. Это может достигаться, например, такими путями как: устранение из сознания источников конфликтных переживаний; трансформация конфликтных переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта.

В тех случаях, когда Эго не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного искажения восприятия человеком реальной действительности. Защита психологического механизма является по существу способами искажения реальности (самообмана):

Эго защищает личность от угрозы, искажая суть самой угрозы. Все механизмы психологической защиты искажают реальность с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Они формируются первоначально в межличностном отношении, затем становятся внутренними характеристиками человека, то есть теми или иными защитными формами поведения.

Несмотря на различия между конкретными видами защит их функции сходны: они состоят в обеспечении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.

Примечания

  1. Лекторский В. А.Сознание // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2021. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. Consciousness // Stanford Encyclopedia of Philosophy
  3. Что такое сознаниеАрхивная копия от 2 апреля 2021 на Wayback Machine // Спиркин А. Г. Философия
  4. David J. Chalmers. Facing Up to the Problem of Consciousness
  5. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
  6. Классическая немецкая философия. Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философииАрхивная копия от 14 июля 2021 на Wayback Machine // Кальной И. И., Сандулов Ю. А.Философия для аспирантов.
  7. Владимир Данченко. Элементы Садханы
  8. Робинсон К.Состояние сознания в процессе смерти: научно-медицинский и буддистский подходы // Религиоведение. — 2007. — № 3. — С. 171. — ISSN2072-8662. Архивировано 23 мая 2021 года.
  9. Монгуш М. В.О Будде Майтрее, духах и Шамбале (диалог науки с буддизмом) // Этнографическое обозрение. — М.: Наука, 2007. — № 1. — С. 154. — ISSN0869-5415. Архивировано 4 марта 2021 года.
  10. Варнавский П. К.«Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии // Антропологический форум / гл. ред. А. Байбурин. — 2021. — № 14. — С. 198.
  11. Терентьев А. А.Буддизм: как вписать его в определение религии? // Свеча-2021. Том 23. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Сборник докладов Международной конференции «Религия и религиозность в глобальном измерении» / отв. ред. Е. И. Аринин. — Владимир: ВлГУ, 2021. — С. 217. — ISBN 978-5-9984-0404-7.
  12. Торчинов Е. А.Философия буддизма Махаяны. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 116. — 320 с. — ISBN 5-85803-197-8.
  13. Торчинов, 2002, с. 108—109.
  14. Антология дзэн / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2004. — С. 179. — 403 с. — ISBN 5-02-026863-1.
  15. Штейнер Е. С. Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. — С. 228.
  16. Юсупова Г. И. Духовная традиция дзэн и современность: к истокам толерантного сознания (теоретические аспекты) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. — Махачкала: Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН, 2007. — № 28. — С. 93. — ISSN1684-792X.
  17. Лысенко В. Г. / Виджняна / Философия буддизма: Энциклоредия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2021. — С. 210—211. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  18. Лысенко В. Г. / Виджняна / Индийская философия: Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 267. — 950 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1 / ISBN 978-5-8291-1163-2 / ISBN 978-5-98426-073-2.
  19. 12Лысенко В. Г. / Пратитья самутпада / Философия буддизма: Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2021. — С. 551. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  20. Лысенко В. Г. / Санскара / Индийская философия: Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 716. — 950 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-02-036357-1 / ISBN 978-5-8291-1163-2 / ISBN 978-5-98426-073-2.
  21. Лысенко В. Г. / Виджняна / Философия буддизма: Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2021. — С. 213. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  22. Лысенко В. Г. / Виджняна / Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН (рус.) / Науч.-ред. совет под предс. В. С. Степина. — М.: Мысль, 2021. — Т. 1. — С. 296. — 744 с. — 5000 экз. — ISBN 978-2-244-41115-9. — ISBN 978-2-244-41116-6.
  23. Лысенко В. Г. / Виджняна / Философия буддизма: Энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2021. — С. 211. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  24. Лысенко В. Г. / Аятана / Философия буддизма: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2021. — С. 146. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
Как быть Леди:  Что такое застенчивость и как перестать быть робким и стеснительным

Тестовый контроль знаний

1. Относительно устойчивая совокупность всех представлений человека о самом себе, связанная с самооценкой, называется в психологии:

  1. личность
  2. сознание
  3. «Я-концепция»
  4. структура самосознания

2. Грезоподобное нарушение сознания, сопровождающееся состояниями зачарованности или эйфории, называется:

  1. онейроидом
  2. делирием
  3. аменцией
  4. тупором
  5. сумеречным расстройством сознания

3. Онейроидное помрачнение сознания представляет собой:

  1. пароксизмальное помрачнение сознания
  2. иллюзорно-галлюцинаторное помрачнение сознания
  3. сумеречное помрачнение сознания
  4. сновидно-фантастическое помрачнение сознания

4. Особая форма психического отражения у человека, интегрирующая в себе все другие процессы, обеспечивая их взаимодействие, т.е. последовательность, непрерывность и целенаправленность их протекания.

  1. мышление
  2. бессознательное
  3. сознание
  4. чувства

5. В философии понятия «сознание» и «душа» рассматриваются как две основные разновидности бытия. В рамках какого философского направления душа является сущностью, началом любого предмета живой, а иногда и не живой природы, рассматривается как причина жизни, дыхания, познания.

  1. материализм
  2. идеализм
  3. дуализм
  4. стоицизм

6. Какое философское течение признавало существование не одного, а двух начал: материального и идеального, которые независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга — развиваются по своим законам, хотя и взаимодействуют.

  1. материализм
  2. идеализм
  3. дуализм
  4. стоицизм

7. Какие факторы стали решающими для формирования сознания.

  1. возникновение государственного общества
  2. изготовление орудий труда
  3. неблагоприятные природные условия
  4. появление языка и речи

8. Основные компоненты сознания.

  1. предметное сознание — совокупность знаний человека об окружающем мире
  2. самосознание
  3. адекватные эмоциональные оценки и переживания в отношениях с окружающим миром
  4. целеполагание

9. Компонент сознания, способствующий познавательной деятельности, это

10.Какой этап бодрствования не связан с творчеством и не окрашен особыми эмоциями?

  1. нормальное бодрствование
  2. напряженное бодрствование
  3. расслабленное бодрствование

11.На каком этапе происходит переход ко сну на фоне внутреннего созерцания?

  1. нормальное бодрствование
  2. напряженное бодрствование
  3. расслабленное бодрствование

12. Периодическое функциональное психическое состояние со специфическими поведенческими проявлениями в сфере вегетативной и моторной, характеризуется значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира.

  1. апатия
  2. расслабленное бодрствование
  3. кома
  4. сон

13. Вид сна, сопровождающийся быстрыми низкоамплитудными колебаниями на энцефолограмме, атония антигравитационной мускулатуры, падет активность мышц шеи, появляется физические явления в виде быстрых движений глаз, подергивание мышц лица, конечностей, нарушается регулярность ритма дыхания и сердечной деятельности, поднимается артериальное давление.

  1. наркотический сон
  2. парадоксальный сон
  3. патологический сон
  4. медленный сон

14. В фазе этого сна наблюдаются тонические (стойкие)изменения вегетативных и моторных показателей, снижается тонус мускулатуры, замедляется активность дыхания, сердечной, пищеварительной и выделительной систем, сужаются зрачки, розовеет кожа.

  1. наркотический сон
  2. парадоксальный сон
  3. патологический сон
  4. медленный сон

15. Синхронизированный сон, без сновидений, со снижением вегетативного тонуса, фаза которого длится приблизительно 70 минут. В период этого сна могут появляться сомнамбулизм, сноговорение, ночные кошмары у детей, о которых после пробуждения не помнят.

  1. наркотический сон
  2. патологический сон
  3. медленный сон
  4. парадоксальный сон

16. Вид сна, сопровождающийся физическими явлениями в виде быстрых движений глаз, подергивание мышц лица, конечностей, нарушается регулярность ритма дыхания и сердечной деятельности, поднимается артериальное давление.

  1. патологический сон
  2. гипнотический сон
  3. медленноволновой сон
  4. быстроволновой сон

17. Этот сон наступает под влиянием словесного воздействия, сосредоточением внимания на монотонных раздражителях.

  1. быстроволновой сон
  2. патологический сон
  3. гипнотический сон
  4. медленноволновой сон

18. Тип сна, при котором бодрствование и сон приурочены к суточной смене дня и ночи.

  1. монофазный
  2. полифазный
  3. дифазный

19. Что не входит в структуру бессознательного?

  1. субсенсорные ощущения
  2. автоматизмы
  3. непроизвольное внимание
  4. сон
  5. аффект
  6. фантазии и грёзы

20. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.

  1. самосознание
  2. сознание
  3. бессознательное
  4. предсознание

21. Теория личности, личностной структуры развития, динамики и изменений личности, созданная Зигмундом Фрейдом.

  1. гуманистическая психология
  2. аналитическая психология
  3. психоанализ

22. Основатель психоаналитической теории, он утверждал, что поведение в большей степени подчиняется влиянию подсознательных сил (влечений).

  1. А. Адлер
  2. М. Вертхаймер
  3. З. Фрейд
  4. Э. Берн

23.Ситуация: больной лежит с закрытыми глазами и его невозможно разбудить, — он не реагирует ни на какие раздражители, даже сильные болевые. Выражена мышечная апатия, постепенно угасают все рефлексы. Какое состояние нарушенного сознания описано?

  1. сопорозное состояние
  2. оглушенность
  3. коматозное состояние
  4. обнубиляция

24. При каком состоянии у больного наблюдается полное выключение сознания, однако сохраняются оборонительные и другие безусловные рефлексы.

  1. сопорозное состояние
  2. оглушенность
  3. коматозное состояние
  4. синдром изоляции

25. Состояние выключенного сознания, при котором больного удается «растормошить» и он приходит на некоторое время в сознание. При отсутствии сильных стимулов извне больной снова погружается в спячку.

  1. сопорозное состояние
  2. оглушенность
  3. коматозное состояние
  4. обнубиляция

26. К количественным нарушениям сознания, характеризующихся нарушениями процессов активации, приводящим к снижению уровня бодрствования со своеобразным «выключением» сознания, относятся все нижеперечисленные состояния, за исключением:

  1. сопор
  2. сомоноленция
  3. делирий
  4. кома
  5. аменция
  6. оглушенность

27.Качественные нарушения сознания обусловлены расстройством сознания и его заполнением изнутри патологическим содержанием. К качественным нарушениям сознания относятся все перечисленные состояния, за исключением:

  1. оглушенность
  2. делирий
  3. аменция
  4. сопорозное состояние
  5. онейроид
  6. кома

28.Состояние помраченного сознания, характеризующееся преобладанием у больных наплывов ярких сценоподобных истинных зрительных галлюцинаций.

  1. аменция
  2. онейроид
  3. делирий
  4. сумеречное расстройство сознания

29. Состояние, характеризующееся преобладанием у больных наплывов фантастических зрительных псевдогаллюцинаторных переживаний, напоминающих сновидения или грезы.

  1. аменция
  2. онейроид
  3. делирий
  4. сумеречное расстройство сознания

30. Состояние спутанности сознания в силу острой потери способности синтеза восприятий и образования причинно-следственных ассоциаций. Поведение определяется рассеянностью с эффектом недоумения, нарушены все виды ориентировки, а речь состоит из обрывков воспоминаний.

  1. аменция
  2. онейроид
  3. делирий
  4. сумеречное расстройство сознания

Ответы

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

1

3

9

бодрствование

17

3

25

2

2

1

10

1

18

3

26

3,5

3

4

11

3

19

3,6

27

1,4,6

4

3

12

4

20

3

28

3

5

2

13

2

21

3

29

2

6

3

14

4

22

3

30

1

7

2,4

15

3

23

3

8

1,2,3,4

16

4

24

1

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий