Все, что угодно, кроме правды.
Мы знаем на собственном опыте, что для излечения душевных заболеваний есть очень действенное и весьма эффективное средство: правдиво рассказать себе историю своего единственного и неповторимого детства и эмоционально вновь пережить ее. Можем ли мы полностью избавиться от иллюзий?
Наша жизнь полна ими, наверное, потому, что правда кажется нам невыносимой. Однако человек не может жить без правды, за это приходится расплачиваться тяжелыми заболеваниями. Поэтому мы пытаемся найти — каждый для себя — свою правду. Процесс этот — очень и очень долгий.
Мы ни в малейшей степени не можем изменить наше прошлое, и ничто не может компенсировать причиненный нам в детстве ущерб. Но мы можем изменить себя, «восстановить» свое Я и вернуть утраченную внутреннюю целостность. Мы можем сделать это, внимательно проанализировав сохранившиеся в нашей памяти события прошлого и глубже осознав их.
Путь этот, конечно, не из приятных, но зато во многих случаях он позволяет нам покинуть, наконец, незримую, но тем не менее очень страшную тюрьму нашего детства, перестать быть бессознательными жертвами своего прошлого и стать людьми, ощущающими ответственность за свою судьбу, знающими свою жизненную историю и умеющими примириться с ней.
Большинство людей, однако, делают прямо противоположное. Они не хотят знать историю своей жизни и потому не догадываются, что, в сущности, именно то, что было заложено в детстве, предопределяет все их поступки. Они никак не могут вырваться из своего затянувшегося детства с его проблемами, знание о которых вытеснено в сферу бессознательного.
Они не предполагают, что стараются избегать опасностей, которые, действительно, когда-то были реальными, но уже давно не являются таковыми. Ими движет лежащие глубоко в бессознательном воспоминания, чувства и потребности, которые в извращенной манере определяют почти все их поступки, и так будет до тех пор, пока неосознанное не станет осознанным.
Как проявить заботу
Забота о близких – ежедневный труд любого человека. Нам важно заботиться о любимом человеке, мы постоянно волнуемся о нем и хотим, чтобы он ни в чем не нуждался. Проявить заботу можно разными способами, а какой вы выберете, решать только вам.
Инструкция
1
Забота о любимом человеке. Здесь, главное — не переусердствовать, иначе забота перерастет в навязчивость, что только отпугнет от вас
любимого человека
. Каждый из нас
ценит
внимание. Поэтому старайтесь интересоваться делами и настроением вашего близкого. Пусть он поделится с вами своими сомнениями, радостями и перспективами. Он будет доволен тем, что
нашел
внимательного слушателя, которому он не безразличен. Выслушайте его, подскажите свои варианты решений. Затем угостите его вкусным ужином. Создайте дома атмосферу спокойствия и уюта, тогда ваш любимый будет уверен, что о нем не забывают, его ждут и о нем заботятся.
3
Забота о коллегах и сотрудниках. Если вы – руководитель, то на вас лежит огромная ответственность. От вас зависит, будет ли текучка кадров в отделе, и какой сложится характер взаимоотношений в коллективе. Будьте объективны. Никогда не осуждайте одного подчиненного прилюдно. Поговорите с каждым наедине, выясните, какие есть проблемы в работе, каково самочувствие коллег и т.п. В конце концов, от работы сотрудников зависит эффективность общей деятельности компании. Устраивайте совместное чаепитие, поздравляйте друг с друга с днем рождения, помогайте в рабочем процессе и т.п. Главное – не развивайте дистанцию с подчиненными, иначе вы рискуете образовать пропасть между собой и вашими коллегами.
Некоторые советы васту по расположению помещений по секторам:
Гостиная — должна быть на севере или востоке, но не в юго-восточном углу.
Спальня — может быть расположена смежно с жилой комнатой и находиться в северо-западной части северной стороны дома. Запад — это направление, символизирующее тишину и закат, лучшее подходит для спален детей или взрослых мужчин, поэтому спальня главы семейства должна быть в юго-западном углу западной стороны дома. Желательно избегать расположения спальных комнат на севере, а также спать головой на север.
Если имеется более одного этажа, то спальня хозяев должна находиться на верхнем этаже в юго-западном углу. Эта комната также пригодна для взрослого женатого ребенка, но ни при каких условиях не должна быть спальней более молодых детей, иначе будут столкновения и ненужные ссоры в доме.
Комната для медитаций и алтарь – должны быть на востоке, севере или в северо-восточном углу. Они не должны быть в южном секторе или в спальне.
Кухня — должна располагаться в юго-восточном углу дома или квартиры, либо на западе. Если кухня находится на северо-востоке, то увеличивается умственная напряженность и это может принести большие проблемы.
Столовая — лучше делать на западной стороне дома. Если она находится на востоке или севере, то это тоже хорошо.
Хранить ценности нужно всегда в северной стороне дома.
Ванные – лучше делать смежные с юго-восточным углом восточной части дома.
Туалеты — никогда не должны быть в центре, на северо-востоке, юго-востоке и юго-западе. Туалеты должны быть построены в западной, северо-западной или южной частях дома.
Кладовая комната — должна быть в северо-западном углу главного здания.
Чулан должен быть в юго-западном углу открытой площадки вокруг главного здания. Если это невозможно, то он должен быть в юго-западном углу главного здания и иметь минимальную длину и ширину.
Центр — главное место в доме. Это квадратная или прямоугольная часть в середине дома или квартиры, известная как Брахмастан. Это место творца Вселенной полубога Брахмы. Через него проходит поток космической энергии. Чтобы ничто не мешало этому процессу, центр дома должен оставаться абсолютно пустым.
Юго-Восточная часть дома или квартиры — идеальное место для систем обогрева, огня и электрических приборов.
Юго-Западная часть дома или квартиры должна быть наиболее массивной и закрытой. Здесь обязательно должна стоять тяжелая мебель, книжные шкафы, цветы в массивных кадках.
Северо-Западная часть дома — прекрасное место для всего движущегося, мобильного и меняющегося — машин, велосипедов, гостей, животных, неплохо было бы установить здесь кондиционер или вентилятор. Это направление влияет на отношения между людьми, покровительствует изменениям.
Северо-Восток — это направление чистоты и духовности. Северо-восточная часть дома и комнат всегда должна оставаться чистой, светлой и аккуратной, свободной от мебели. Ни в коем случае там не должен быть туалет! На северо-востоке обязательно должна присутствовать вода – аквариум, ваза с цветами или просто стакан воды.
Обращение редактора к читателям.
Книга, которую Вы держите сейчас в руках, увидела свет два десятка лет тому назад. За эти годы она несколько раз переиздавалась и была переведена на многие языки. Теперь, наконец-то, пришло время издания ее русского перевода. Потенциально огромная аудитория российских читателей может встретиться с новым интересным автором.
«Ну вот,— возможно скажете Вы,— еще одна переводная книга по психологии. Их так много сейчас, что буквально рябит в глазах от такого многообразия и обилия. Стоит ли тратить сначала деньги, а затем время, чтобы познакомиться с еще одной психологической интерпретацией детства и детских проблем? ».
Должен сказать сразу: книга Алис Миллер — это книга из ряда вон. Ее особость заключается прежде всего в том, что автор стремится (и небезуспешно!), поставить с головы на ноги сразу два мира — мир детско-родительских отношений и мир психоанализа. Авторская задача максимум — показать, что, во-первых, сложившаяся система традиционных и типичных представлений о детско-родительских проблемах — это не просто система ошибочных представлений, но система весьма опасных иллюзий, следование которым заводит процессы личностного развития людей (и взрослых, и детей) в болезненные тупики, и, во-вторых, традиционные психоаналитические представления о детско-родительских проблемах и средствах их разрешения также иллюзорны и ошибочны и не могут служить основой для эффективной психотерапии.
Следует также подчеркнуть, что книга А. Миллер посвящена отнюдь не одаренным детям и их родителям в традиционном понимании слова «одаренный», она адресована всем детям и всем родителям. Все дети без исключения одарены от рождения множеством талантов и способностей, и пожалуй главными из них являются способности жить, переживать свою жизнь и действовать в своей жизни.
Драма одаренного этими талантами ребенка состоит в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться (и, как правило, реально оказываются) всего лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности его родителей. Собственная жизнь ребенка как таковая становится при этом исключительно «жизнью для…».
Так он, становясь все более благовоспитанным, постепенно лишается своей одаренности, обменивая ее на «любовь», «признание», «похвалу», «заботу», «внимание» и т.п. родителей. Вместе с этим он утрачивает свою собственную жизнь, свои переживания, свои действия,— утрачивает самого себя.
Вот то «психологическое узилище», в которое оказываются ввергнутыми подавляющее большинство детей. И неудивительно, что в итоге наш так называемый «мир взрослых» оказывается своего рода сообществом заключенных, отсидевших свой срок и выпущенных на свободу.
Согласитесь, получается довольно неприглядная, мрачная и неутешительная картина того мира людей и их взаимоотношений, который мы привыкли видеть совершенно иначе. Настолько иначе, что хочется спорить, возражать: «Детство — самая радостная и светлая пора в жизни; да, там не все было гладко, но нельзя же до такой степени сгущать краски; и папа, и мама были замечательные люди, и они (пусть по своему, каждый на свой лад) любили меня».
Однако, мы должны понимать, что картина типичного детства, нарисованная автором,— не плод доктринерства или досужих размышлений, она, подобно проявляемому фотоснимку, постепенно проступает перед умственным взором читателя из материала многочисленных и вполне конкретных клинических случаев из двадцатилетней психотерапевтической практики А. Миллер.
И эта практика свидетельствует также, что логика самих наших возражений — это типичная логика людей, уже вовлеченных в процесс межпоколенной трансляции психологического насилия. В той степени, в которой я под влиянием «родительской фигуры» не принимаю себя, я принимаю в себя эту фигуру и становлюсь ею.
Здесь действует та же логика идентификации, что и при трансляции тоталитарных идеологий: адепт любой такой идеологии, оказавшись под «психологическим микроскопом», непременно обнаружит в себе всю «свою историю»: своего маленького лидера (отца), свою малую родину (мать), свою крошечную армию, гражданские и отечественные войны, миниатюрный репрессивный аппарат, тюрьмы и концентрационные лагеря, а также некоторое число репрессированных внешних и внутренних «врагов». «Есть многое на свете, друг Горацио…».
Чтобы перевернуть мир, достаточно перевернуть представления людей об этом мире. А. Миллер проделывает эту работу более чем профессионально. Лишая нас всевозможных иллюзий о детстве и предоставляя нам возможность взглянуть в лицо реальности нашей собственной жизни, она ставит своего читателя перед буквально гамлетовским экзистенциальным выбором: быть или не быть — зажить своей жизнью или продолжать отчужденное существование, «жизнь для… ».
Выбор подлинной, аутентичной жизни, выбор самореализации невозможен без особого возвращения человека в собственное детство в сопровождении психотерапевта. Главная цель такого возвращения — переживание и осознание тех чувств, которым в свое время было отказано в праве на жизнь.
Подобная тактика психотерапевтической работы казалось бы полностью соответствует канонам психоаналитической практики. Надо сказать, что сама А. Миллер получила профессиональную психоаналитическую подготовку. После защиты диссертации она прошла полный курс обучения психоанализу в Цюрихе и работала психоаналитиком на протяжении 20 лет, долгое время была членом Швейцарской и Международной психоаналитических ассоциаций.
Однако в ходе практической работы постепенно начал переворачиваться собственный психоаналитический мир А. Миллер, фундамент которого составляли канонические положения З. Фрейда и, в частности, идеи о том, что: а) прямой доступ человека в собственный опыт раннего детства невозможен; б) все соображения пациентов о своем раннем детстве имеют характер фантазий; и в) психотерапевтическая ценность ранних переживаний сомнительна, поскольку их основу составляют неудовлетворенные влечения сексуальной природы.
Раз за разом отрицая на практике эти элементы символа психоаналитической веры, А. Миллер приходит к полному и окончательному разрыву с психоанализом. В 1988 году она официально оформляет этот разрыв и прекращает свое членство в психоаналитических ассоциациях, обретая тем самым свободу в качестве независимого исследователя и автора.
Последние годы А.Миллер решила отказаться от психотерапевтической практики и педагогической деятельности и целиком посвятить себя литературному творчеству. С тех пор она опубликовала семь книг, в которых представила на суд общественности результаты своих исследований.
Свобода — ключевой мотив всего творчества А. Миллер. Ее тонко чувствующая, восприимчивая душа в равной степени не приемлет и неосознаваемые маленьким ребенком унижения со стороны родителей, и «рациональный» геноцид, осуществляемый машиной тоталитарного государства.
Ей в равной степени ненавистны и педагогика, и политика, до самых своих оснований пропитанные насилием и неприятием свободы и достоинства человека. Очевидный гуманистический пафос творчества А. Миллер — лауреата международной премии им. Я. Корчака — делают ее систему представлений и практик своеобразным синтезом психоанализа и гуманистической психологии.
В этой связи не могу не отметить один весьма примечательный факт: впервые об А. Миллер и ее книгах советские психологи узнали от… Карла Роджерса — основоположника и лидера гуманистической психологии. К. Роджерс, отвечая на вопросы аудитории после своей заключительной публичной лекции в МГУ в 1986 году, сослался на книгу А.
Миллер «Вначале было воспитание » (на английском языке эта книга была издана под названием «For your own good» — «Для вашего собственного блага »). В одной из глав этой замечательной книги (которая скоро также выйдет в свет в русском переводе благодаря усилиям издательства «Академический Проект») А.
«Что же мне делать со всеми этими идеями и представлениями автора о детстве? » — возможно спросите меня Вы, уважаемый читатель. Я, конечно, понимаю, что в России пока лишь очень немногие люди могут позволить себе курс квалифицированного психоанализа или другой профессиональной психотерапевтической или хотя бы психологической помощи.
Однако, наряду с психотерапией, существует психологическая культура. Поэтому ответить на наш гипотетический вопрос можно очень коротко: знать, чтобы быть более культурным в психологическом отношении. Знать — это уже очень много. Если я знаю о действии паров ртути, мне и в голову не придет дать ребенку поиграть с таким «живым», интересным, подвижным и блестящим шариком.
Если я знаю о существовании болезнетворных микроорганизмов, я позабочусь о чистоте рук своего ребенка. Если я знаю о Бухенвальде и ГУЛАГе, я сделаю все, чтобы об этом со временем узнал и мой ребенок. И если теперь я узнаю о драме детства, я постараюсь отказаться от того, чтобы играть в ней главную роль, постараюсь освободиться от этой роли, чтобы дать свободу своим детям (и, в частности,— дать им свободу любить или ненавидеть меня, а не всего лишь карму «моего» продолжения в них). Действительное/знание — реальная сила.
И последнее обстоятельство, которое мне хотелось бы отметить, прежде чем Вы обратитесь к чтению книги А. Миллер. Перевод любого текста — задача творческая, поскольку совершенно безнадежная: пожалуй лишь сам автор, став переводчиком, может создать действительно аутентичный текст.
В этой связи мне лишь остается выразить надежду, что переводчиком удалось быть предельно близким к немецкому оригиналу. Со своей стороны, при редактировании русского перевода я стремился к тому, чтобы сделать его предельно интеллигибельным и адекватным основному кругу идей и установок автора.
Уверен, что книга А.Миллер внесет свой весомый вклад в становление психологической культуры моих соотечественников.
Доктор психологических наук А.Б. Орлов
Оформление входной двери
Декорированию входной двери в Васту придается очень большое значение. Двери с ровной поверхностью приносят неудачу, в то время как изображения листьев, цветов, птиц, вырезанные на дверях и косяках, окажут благотворное воздействие на весь дом. Привнося энергии священных знаков и символов в свое жилище, можно изменить ситуацию в нем в лучшую сторону.
Существует множество рекомендуемых – разрешенных и запрещенных для изображения мотивов.
- Входную дверь можно украсить изображением Куладеваты – домашнего божества, богини процветания Лакшми, священной коровы или телёнка в цветочной гирлянде, знаком Ом или свастикой. Популярным защитным символом является бог Ганеша с головой слона. Изображение располагается на уровне глаз входящего.
- Разрешается украсить дверь цветочным орнаментом, особенно цветами лотоса, изображением листьев и пар птичек.
- Не рекомендуются изображения диких животных, змей, сов, слонов, орлов, свиней.
- Для России есть свои специфические рекомендуемые изображения для оформления дверей.
- Не обязательно делать свою дверь музейным экспонатом, достаточно нескольких резных элементов.
Для защиты дома перед входом часто сажают священный базилик – Туласи. Если вырастить его в открытом грунте невозможно, можно выносить его из дома на улицу в летний период. Иногда его не сажают, а рисуют на стенах рядом с дверью или на входной двери — эффект тот же.
Считается, что листья и ветки базилика являются полностью духовной энергией, поэтому он способен исполнять желания жильцов и обладает магическим свойством отражать негативную энергию, защищать от привидений, демонических существ, горя и неудач. А ветер, пролетающий сквозь листья базилика, обладает очищающим действием.
Посмотрим на детей другими глазами
«Как мало и плохо мы знаем своих детей! … Ребёнок — непрочитанная книга, огромный, неизведанный мир», — так выразила своё отношение к детям детский психолог Е. Тихонова. Как же открыть очарование детства?
На детей нужно по-другому смотреть… Если смотреть на них банально, суетливо, авторитарно, ничего не увидишь — отсюда раздражение и усталость. Нужно посмотреть на детство иначе: просто как на небо, где нет фальшивых интонаций, где царит простота и открытость, доверие взрослым и ещё что-то, чего мы не знаем.
Посмотреть на ребенка, как на семя, в котором заложены все зачатки будущего цветка, дерева, колоса. В детях всё самое сокровенное уже есть, и в этом они не отличаются от взрослых. Конечно, у них ещё нет опыта, знаний, нет сложившегося мировоззрения, но в главном мы равны, и хотя это вовсе не исключает иерархию отношений, все же заставляет признать в детях заслуженных собеседников.
Работая с детьми, я предложила им описать самый счастливый день своей жизни. Шестилетняя Маша рассказала как она с мамой и сёстрами пошла гулять … и вдруг увидела … закат, его красота была поразительной! Дети, как и взрослые, могут воспринимать окружающий мир, проникая в его сущность.
К несчастью, для родителей часто внутренняя жизнь ребёнка заслоняется тем, что кажется более насущным: здоровьем, материальным обеспечением, интеллектуальным развитием, образованием! А то, что происходит в душе малыша, ускользает от их внимания. Отсюда вырастает несерьёзное отношение к личности ребёнка, по существу её игнорирование.
Наблюдая за одной молодой мамой, я увидела как по-особому она обращается с каждым своим ребёнком.
Чуткая мама подмечает, который из ее деток именно сейчас нуждается в ней — она оставляет всё и обращает к нему всю свою любовь и ласку. Это может длиться всего несколько минут, но такое лично адресное общение действует поразительно быстро и эффективно.
Секрет таких диалогических отношений с ребёнком в том, что взрослый является не подавляющим авторитарным воспитателем, а скорее мудрым сопровождающим по жизни посредником, создающим условия для развития духовного «Я» ребёнка.
Требования, предъявляемые к дверям
- Входная дверь не должна быть направлена на кладбище.
- Входная дверь самая массивная из всех дверей. Высота должна минимум в 2 раза превышать её ширину (идеально 3 ширины). Дверная коробка прямоугольная, а над коробом арка.
- Входная дверь должна быть привлекательной, прочной и тяжёлой, и укреплённая металлической обшивкой.
- Входная дверь должна ярко освещаться.
- Глазок неблагоприятен, лучше пользоваться домофоном.
- Перед парадной дверью рекомендуются ступеньки.
- Все двери должны открываться вовнутрь помещения по часовой стрелке и быть сделанными из одного материала.
- Все двери в доме не должны скрипеть и издавать каких-либо звуков.
- Двери рекомендуется делать из дерева не молодого и не старого. Древесина должны быть хорошего качества, без изъянов, а сама дверь должна иметь правильные размеры: слишком маленькая дверь также нежелательна, как и слишком большая.
- Пороги рекомендуются к каждой двери.
- Перед входной дверью не должно быть никаких преград: больших деревьев, камней, колонн, фонарных столбов, углов, лифта, перил лестницы.
- Следует избегать размещения двух-трех дверей напротив друг друга, выстроенных в ряд на одной прямой.
- Следует избегать располагать входные двери прямо напротив дверей дома, находящегося напротив.
- Верхняя линия всех дверей и окон должна проходить на одном уровне, кроме входной двери, которая может быть выше других. Остальные двери в доме не должны быть больше входной двери.
- Неблагоприятно, когда двери открываются навстречу друг другу.
- Общее число дверей в доме должно быть четным, но не должно заканчиваться на ноль (10).
- Если дверь имеет трещины или слишком старая, для владельца наступят тяжёлые времена и трудности в обществе.
- Задняя дверь — самая меньшая по размеру и не должна быть видна из входящей двери; её нужно всегда держать закрытой.
https://www.youtube.com/watch?v=playlist
Если такие условия невыполнимы, не все потеряно. Существуют защитные янтры (диаграммы), прикрепляемые к двери с любой стороны.