Виды ⚠️ воображения: их функции, специфика и взаимосвязь

Виды ⚠️ воображения: их функции, специфика и взаимосвязь Женщине

Виды, формы проявления, способы и приемы воображения

Воображение может функционировать на разных уровнях. Его классификация определяется, прежде всего, активностью человека.

По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное (рис. 3.2).

Характеристики воображения

Рис. 3.2. Характеристики воображения

Активное воображение характеризуется тем, что специалист усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Творческое активное воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих их описанию. Этим видом воображения пользуются при чтении географических карт и чертежей, художественной литературы. Практика расследования и оперативно-розыскных мероприятий показывает, что изыскание необходимого и возможного способа, приема борьбы с преступностью зависит не только от теоретических знаний специалиста, гибкости его мышления, но и развитого воссоздающего воображения.

На основе воссоздающего воображения формируется установка: готовность, предрасположенность действовать определенным образом. Это следует учитывать при анализе поведения человека. Нередко поведение человека ориентируется воображаемыми им событиями, которые в действительности не имели места (известны случаи преступного поведения на почве ревности, не имеющей никаких реальных оснований; преувеличение опасности может способствовать совершению преступления).

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии или во сне.

Воображение может проявляться в разных формах. Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты — отодвинутые во времени желания. От грез мечты отличаются тем, что связаны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта.

Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач. Такие фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации — наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии со следующими способами и приемами:

  • (1) агглютинация— «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ (русалка, кентавр, танк-амфибия);
  • (2) акцентирование — выделение и подчеркивание какой- либо части, детали в создаваемом образе (карикатура, шарж);
  • (3) гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение (гротеск в искусстве);
  • (4) схематизация — сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира);
  • (5) типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе (сказочные, литературные герои).

Может быть полезным и своеобразное правило творчества, которое некоторые исследователи сравнивают с зарядкой лейденской банки, а ее разряд — с творческой вспышкой: когда бьешься долго над проблемой и убеждаешься, что сейчас решить ее не удастся, полезно на время оставить ее, с тем чтобы вновь вернуться к проблеме через некоторое время. Во время такой отсрочки («период инкубации») мозг не оставляет работы над решением волнующей человека проблемы, она продолжается, но только в подсознательной сфере.

Идея, из поля ясного сознания погрузившаяся в подсознание, не умирает, а развивается, преобразуется, обогащается и затем возвращается в сознание в более содержательном, созревшем и обоснованном виде. Великий русский физиолог А.А. Ухтомский писал, что несколько сложных научных проблем могут зреть в подсознательном рядом и одновременно, лишь изредка выплывая в поле внимания, чтобы от времени до времени подвести свои итоги.

Американский психолог Г. Уоллес, изучив и обобщив большой материал, выделил алгоритм творческого процесса:

  • • наличие потребности или испытываемое затруднение при удовлетворении этой потребности;
  • • анализ имеющейся информации;
  • • ознакомление с попытками, делавшимися ранее для разрешения данной проблемы или подобных ей;
  • • формулировку всех известных решений проблемы и их критический анализ;
  • • рождение новой идеи, нового проекта (метода), новой попытки в разрешении стоящей проблемы;
  • • претворение идеи (проекта);
  • • проверку на практике новой попытки разрешения стоящей проблемы.

В любом виде деятельности творческое воображение определяется не столько по тому, что может специалист измыслить, не считаясь с реальными требованиями, сколько по тому, как он может преобразовать действительность, отягощенную случайными, несущественными деталями. Таким образом, воображение — один из познавательных процессов, характеризующий определенный уровень развития сознания личности, ее творческого потенциала. [1][2]

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок — это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

2. Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений.

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, т.е. все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутренюю, так и внешнюю часть контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость, или ригидность, воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности — это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

3. Определение степени стереотипности воображения.

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если

содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если нетипичное, оригинальное, то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты:

(1) рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик;

  • (2) рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак;
  • (3) рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов: полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.

Как быть Леди:  ❤️ 7 неочевидных сигналов, что коллега в вас влюблен

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества, и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

2. Исследование особенностей творческого воображения

Инструкция’, перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол перед испытуемыми обратной стороной, чтобы до инструкции они не читали напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Показателями творчества в данном исследовании являются величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение.

Методические рекомендации: данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия — обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.

Упражнения

1. Развитие навыков профессионального воображения {по П.Я. Прыгунову)

Задание Г. каждый из вас — сыщик. Наметьте себе объект слежки: товарища, за которым вам придется следить. Он не должен ни о чем догадываться. Значит, как и положено сыщику, следите за ним незаметно. Правда, ему будет не до вас, он и сам станет кого-то выслеживать. Вот что вам нужно выследить и запомнить:

  • (1) каково сегодня настроение у вашего подследственного — угадать, почему он сегодня такой?
  • (2) какие действия и в какой последовательности он совершил за то время, что вы следите за ним?
  • (3) почему, для чего он их совершил? Сумейте потом воспроизвести все его действия в той же последовательности;
  • (4) угадайте, за кем он следит? Проследите, как он это делает и как он маскирует слежку; попробуйте по его действиям угадать ход его мыслей.

Наметили жертву? Даю 5 мин на всю операцию. Разойдитесь по комнате, делайте, что хотите, прогуливайтесь, разговаривайте и — следите!

Садитесь в полукруг. Кто заметил, что за ним следят? Кто сам себя выдал?

Расскажите о результатах наблюдений. Воспроизведите действия подследственного, объясните их.

Методические рекомендации: упражнение можно продлить: в начале занятия задать условия слежки, потом заниматься любыми другими упражнениями, а в конце занятия опросить о результатах слежки за все время.

Задание 2: разделитесь на пары. Первый будет Человеком, пусть он ходит по комнате, как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, пусть он ходит за спиной Человека и повторяет в точности все его движения.

Если Человек задумчив, грустен, может ли Тень веселиться? Повторяя движения Человека, Тень должна действовать в том же ритме, в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо еще попытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.

Задание 3: встаньте парами друг против друга. Решите, кто из вас Человек, а кто Зеркало. Пусть Человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: причесывается, бреется, гримируется, примеряет костюм. Зеркало обязано точно отразить все действия Человека.

У Человека есть, конечно, конкретная цель его действий: допустим, он причесывается и приглаживается, готовясь к встрече Нового года; он бреется наспех, боясь опоздать на занятия; он примеряет костюм, впервые в жизни сшитый в ателье, а не купленный в магазине готового платья. Он живет перед зеркалом в кругу этих вымышленных предлагаемых обстоятельств и верит в них.

Зеркало не должно механически повторять все движения Человека. Надо, чтобы в нем отразилась и внутренняя жизнь Человека: надо угадать его цели (хотя бы приблизительно!), надо жить его мыслями (предполагаемыми вами).

Поменяйтесь ролями.

В этом упражнении будем следить прежде всего за верной взаимосвязью и взаимозависимостью партнеров.

Задание 4:

(1) Пилка дров. Воображаемое бревно ставится на козлы. Обучаемые пилят воображаемой пилой — это требует особенно острого внимания к партнеру. Надо добиться, чтобы пила не изменялась в своих размерах, чтобы напряжения и расслабления мышц чередовались целесообразно, чтобы работали все виды памяти чувствований;

  • (2) Насос. Пожарная помпа, которую качают два человека;
  • (3) Гребля. Тут может быть два варианта: двое на одной скамейке (по одному веслу у каждого) и на двух скамейках (у каждого по два весла);
  • (4) Кузница. Один обучаемый держит воображаемый предмет щипцами на наковальне, другой — бьет молотом;
  • (5) Проверка документов. Один обучаемый проверяет документы, а другой страхует его.

Задание 5: отыщите в действии с воображаемыми предметами следующие физические самочувствия, придумав обстоятельства места, времени, возраста:

  • (1) человек хромает (одна нога короче другой или повреждено колено);
  • (2) горбатый (шея вдавлена в туловище, плечи подняты, оттого длинные руки и ноги);
  • (3) с протезом (руки или ноги);
  • (4) пьяный (замедленная мысленная речь, контроль за каждым движением, обстоятельная ориентировка). Тугоухий или совсем глухой;
  • (5) браток-рэкетир (боксер, самбист, каратист). Вор-рецидивист (туберкулезник, наркоман).

Нет ни одного человека, в точности похожего на другого. Все хромые хромают по-разному. Все глухие по-разному приспосабливаются к жизни, полной звуков. Не изображайте «пьяного вообще», а отыщите физическое самочувствие именно этого, а не другого человека.

Задание 6: представьте себе, что мы ждем в гости знаменитого актера из дружественной страны.

Один из обучаемых выходит из комнаты и вновь появляется, действуя так, как если бы он был знаменитым актером. Ничего не наигрывая, здоровается со всеми по очереди, усаживается, отвечает на вопросы, стараясь правильно говорить по-русски. Нужно добиться полной достоверности его поведения и отношения к нему всех остальных обучаемых.

Задание 7: предлагается рассмотреть фотографию-портрет. Дайте психологическую характеристику изображенному человеку (определите возраст, профессию, биографические события, интересы, особенности характера и т.д.).

В качестве фотографии желательно использовать портреты известных людей, чтобы процедура оценивания ответа была более объективной.

Оценивается положительно наиболее полное сходство с биографией изображенного человека, максимальное количество схожих признаков, глубина психологического анализа.

Кроме способности мыслить событийными и действенными категориями задание выявляет знание человеческой психологии, эрудицию в сфере своей профессиональной деятельности, ассоциативно-образное и эмоционально-образное восприятие, эмоциональную возбудимость, способность к анализу и синтезу, природной наблюдательности, физиогномике и др.

Задание 8 выполните несколько действий по заданию преподавателя. Например, пройдите:

  • • по горячему песку босиком;
  • • по грязи и слякоти в больших, не по размеру, резиновых сапогах (идет сильный дождь);
  • • по высоким сугробам в валенках;
  • • по горячему асфальту босиком;
  • • по каменистому морскому берегу босиком;
  • • по центральной улице города в узких ботинках, которые сильно натерли ноги;

принесите:

  • • кастрюлю с горячей водой; запнулись, кипяток пролился на босые ноги;
  • • хрустальную вазу, купленную маме в день ее рождения; оступились — ваза разбилась;
  • • цветы на первое свидание; встреча не состоялась, не пришла подруга (на улице сильный ливень);
  • • заблудились в лесу; без пищи вторые сутки;
  • • в очень жаркий день достали ведро холодной воды напиться, а там змея;
  • • в парной русской бане. Температура постепенно повышается до 100 °С и т.д.

Методические рекомендации: такого рода задания выполняются без предварительной подготовки, импровизированно. Выполнение оценивается положительно за эмоциональную насыщенность, нестереотипное восприятие события, правдивость.

Как быть Леди:  Что думает бывшая, которая тебя бросила | Бросила девушка Что делать Как себя вести смотреть онлайн видео от Дмитрий Петров в хорошем качестве.

Задание 9 дайте подробную характеристику эмоциональному состоянию человека, изображенного на фотографии. Объясните, что с ним происходит и что этому предшествовало.

Положительно оценивается ответ, адекватный эмоциональному состоянию изображенного на фотографии человека; нестереотип- ность и глубина психологического анализа, количество замеченных деталей, речевых эпитетов, подробность описания.

На выполнение задания дается до 5 мин.

Задание 10 сделайте этюд с экстремальной ситуацией. Задание выполняется без подготовки, импровизированно. Ситуацию предлагает руководитель занятия. Она может быть самой различной:

  • • перебегал дорогу на красный свет, запнулся, упал, в нескольких сантиметрах резко затормозил грузовик;
  • • пошел в сарай за дровами, кто-то выключил свет, закрыл дверь на замок;
  • • торопитесь. Впереди — старый узкий мостик через горную речку. При переходе мостик зашатался, затрещал и через несколько минут обломился;
  • • гуляете в лесу, попали в капкан. Друзья далеко, зов о помощи никто не слышит;
  • • шли по железнодорожному тоннелю, вдруг раздался гудок поезда. Темно, ничего не видно, и т.д.

Методические рекомендации: выполнение задания оценивается положительно за импульсивность реакции на чрезвычайное событие, количество интересных подходов, пристроек, оригинальную развязку.

Кроме эмоциональной возбудимости и выявления непосредственной мгновенной реакции на чрезвычайное событие, задание обнаруживает способность к импровизации в чрезвычайных обстоятельствах, наблюдательность, характер творческого воображения, чувство веры и правды, логику психофизического поведения, характер эмоциональной и зрительной памяти, остроту наблюдения за поведением людей и животных, пластическую выразительность, ассоциативно-образное мышление и др.

Задание 11: необходимо:

  • (1) пройтись, как ходит:
    • • младенец двух лет;
    • • глубокий старик;
    • • пьяный;
    • • артистка балета;
    • • горилла;
    • • кошка и т.д.;
  • (2) сидеть на стуле, как:
  • • пчела на цветке;
  • • кассир на рабочем месте;
  • • невеста на свадьбе;
  • • наездница на лошади;
  • • беременная;
  • • подсудимый;
  • (3) улыбнуться, как:
  • • кот на солнышке;
  • • собака своему хозяину;
  • • для обложки журнала;
  • • после большого выигрыша и т.п.

Обучаемым должна быть предложена целая серия таких упражнений.

Упражнение оценивается положительно за выразительность мимики и пластики, интересные находки, соответствие стимулу, подвижность переключения нервных процессов.

Кроме пластической выразительности, выявляется характер творческого воображения и фантазии, способность к импульсивному восприятию, импровизации, наблюдательности, чувству юмора и др.

Задание 12 сделайте небольшую актерскую зарисовку из наблюдений за профессиональными навыками и определите особенности профессиональной характерности:

  • • кассира;
  • • парикмахера;
  • • частного детектива;
  • • мошенника;
  • • продавца мясного отдела;
  • • контролера;
  • • милиционера;
  • • педагога;
  • • врача-стоматолога;
  • • повара;
  • • вахтера;
  • • гримера;
  • • шофера и т.д.

Этюдная зарисовка оценивается за узнаваемость объекта изображения, характерную пластику и ритм, эмоциональную насыщенность.

Кроме индивидуальной выразительности микрожестов задание выявляет остроту наблюдательности, характер творческого воображения, способность к импровизации, знание человеческой психологии и др.

Задание 13: представьте, один переходит улицу в неположенном месте, а другой — милиционер — задержал его. Задача первого — не опоздать на свидание, а задача второго — оштрафовать нарушителя, задержать его. Осложняющим обстоятельством может быть то, что у нарушителя не оказалось денег, а милиционер требует уплаты штрафа и предлагает ему пройти в отделение милиции для составления протокола. В чем проявляются особенности поведения и общения милиционера и нарушителя, чем детерминируется их общение.

Задание 14: расскажите о поведении людей, которые были объектом наблюдения, и по мере возможности воспроизведите отдельные моменты их поведения в действии. При этом обучаемые должны стараться не копировать внешнюю сторону поведения человека, не имитировать образ, а передавать логику действия, сочетая свой рассказ с показом. В рассказе реальные наблюдения могут дополняться вымыслом, который поможет передать событие более наглядно, чем оно протекало в действительности.

Задание 15: понаблюдайте, как ведут себя разные животные, и попытайтесь воспроизвести их поведение. При этом не нужно внешне копировать, изображать, например, собаку или кошку, все равно физического сходства добиться невозможно, а важно уловить особенный характер поведения, отличающий одно животное от другого.

Задание 16: выполните ряд простейших действий, например, встаньте, сядьте, согнитесь, поднимитесь и спуститесь по ступеням лестницы, пройдитесь взад и вперед, приберите комнату и т.п., ставя себя в положение человека разного возраста.

Задание 17: к реальным наблюдениям окружающих лиц и обстановки добавляется вымысел, который переключает действие в плоскость воображения, например одна группа обучаемых рассматривает другую. Преподаватель предлагает оправдать это следующим вымыслом:

  • (1) на студенческий вечер пришла иностранная молодежная делегация, надо ее встретить, познакомиться, принять, рассадить, угостить, втянуть в разговоры, танцы, игры;
  • (2) один из присутствующих объявляется космонавтом, который пришел сегодня к студентам в гости;
  • (3) все сидят на трибуне стадиона и наблюдают за состязанием, в котором принимают участие товарищи;
  • (4) все едут в туристском автобусе, который проходит по красивым, неизвестным местам;
  • (5) отдых альпинистов, совершающих трудное восхождение;
  • (6) все присутствуют в качестве свидетелей на судебном процессе по делу товарища и т.п.

Задание 18: возьмите груз весом в 3—15 граммов. Привяжите к его концу нитку длиной в 1 метр. Свободный ее конец намотайте на последний сгиб указательного пальца правой (для правшей) руки. Вытяните руку перед собой на уровне плеча и приведите груз в состояния покоя. Закройте глаза. Постарайтесь представить себе как можно ярче, что груз качается, как маятник. Проговаривайте про себя направление качания груза: слева направо и справа налево, спереди назад и обратно, по окружности.

Если вы обладаете воображением, то груз начнет качаться и будет именно так, как вы мысленно представляете.

*2. Развитие воображения, остроумия, гибкости ума

Инструкция: познакомьтесь с нижеприведенными курьезными и забавными ситуациями, вообразите себя их участником и постарайтесь, не подсматривая в конец упражнения, дать собственный ответ. Главное — отнеситесь ко всему с юмором.

  • (1) В Луганске местными органами СБУ раскрыта тщательно законспирированная якутская мафия. А ведь когда начиналось расследование этого чрезвычайно сложного дела, у украинских чекистов была всего лишь одна крохотная зацепка: бандиты разъезжали по городу на_.
  • (2) Уходя из дома, хозяева вешают на калитку табличку: «Осторожно: очень злая собака!».

Возвращаются — вилла ограблена. На калитке висит бумага «Зачем на собачку_?».

  • (3) Судья:
  • — Узнаете ли вы в подсудимом человека, который украл ваш автомобиль?

Потерпевший:

— Господин судья! После речи адвоката я вообще не уверен

в том, что у меня когда-то__.

  • (4) Дамочка кокетливо обращается к задержавшему ее полицейскому:
    • — Вы считаете, что моя машина ехала слишком быстро?
    • — Нет, мадам, — мрачно отвечает он. — Она летела слишком _.
  • (5) Хозяин фирмы спрашивает управляющего:
  • — Объявление о том, что нам нужен сторож, дало уже какие-нибудь результаты?
  • — Да, сэр. Нас_.
  • (6) В милицию обратился мужчина:
  • — Ко мне постоянно приходят письма с требованием денег и угрозой!
  • — Письма анонимные?
  • — Да нет, с подписью: «Начальник__».
  • (7) Мужчина зашел в ресторан, плотно поел, выпил. Собираясь расплачиваться, взглянул на счет, оторопел от указанной в нем суммы и сказал официанту:
    • — Может, ты мне как коллеге скидку сделаешь?
    • — А вы что, тоже официант?
    • — Нет, но я тоже_.
  • (8) — Ну что за вид у твоего нового подозреваемого — хромой, одного уха нет, пальцев на левой руке не хватает.
  • — Зато, какие великолепные_! — ответил следователь.
  • (9) Два киллера играют в морской бой.
  • — ВЗ.
  • — Ранил.
  • — В4.
  • — Убил.
  • — В4.
  • — Зачем же ты второй раз бьешь в В4?
  • — А это__.
  • (10) Начальник отряда исправительного учреждения тюремному врачу:
    • — Доктор! Мой заключенный наелся песка. Я велел ему выпить много воды. Что делать дальше?
    • — Следите, чтобы он не наелся_.
  • (11) Проводится социологический опрос. У рэкетира спрашивают:
  • — Что вы чаше всего включаете для получения необходимой вам информации?
  • (12) Судья подсудимому, обвиняемому в получении 5 млн долл, путем мошенничества:
  • — Почему вы не взяли адвоката?
  • — Они все отказываются иметь со мной дело, когда только
Как быть Леди:  Кто они - женщины для разовых встреч и секса? Где их найти?

узнают, что я действительно не _ _ _

  • (13) Выслушивав речь адвоката, судья в смущении произносит:
    • — Если я вас правильно понял, мне остается только причислить подсудимого к__.
  • (14) Самое важное изобретение в истории человечества — письменный договор. Он позволяет людям изложить на бумаге все причины, по которым они не доверяют__.
  • (15) Звонок в дежурную часть милиции:
    • — Скорее! Пришлите сюда милиционеров с собаками!
    • — Милиционеров пришлем, а собак нет. Обе сидят за
  • (16) Молодой человек остановил машину в неположенном месте. Подошел сотрудник дорожно-патрульной службы… Начало беседы традиционное: «Сержант… вы нарушили… права… штраф…».

И тут парень, видимо, поднаторевший в уличных боях, достал книжку и стал тыкать ею постовому в лицо.

— Читай, что написано. Правила дорожного движения.

Дви-же-ния. А я_.

  • (17) Немецкий судья спрашивает у подсудимого:
  • — Герр Грубер, почему вы застрелили жену и не тронули ее любовника?
  • — Я рассчитал, что разумнее один раз убить жену, чем каждую неделю____.

Ответы. (1) на оленях; (2) клевещете; (3) была машина; (4) низко; (5) ограбили; (6) налоговой службы; (7) грабитель; (8) приметы; (9) контрольный выстрел; (10) цемента; (11) утюг; (12) брал тех пяти миллионов; (13) лику святых; (14) друг другу; (15) кражу колбасы; (16) стою; (17) убивать по ее любовнику.

Задания с целевыми установками

  • 1. В центре чистого листа бумаги изобразите окружность диаметром 2 см, а затем в течение 3 мин на ее основе нарисуйте что- нибудь. Выделите основные особенности данного задания. Преобразуйте его таким образом, чтобы оно актуализировало образное мышление. Оцените, насколько сложным и оригинальным получился рисунок. Попробуйте определить, какие приемы были использованы вами.
  • 2. Приведите примеры, иллюстрирующие разные функции воображения: целеполагание, планирование, создание предметов материальной и духовной культуры, психической саморегуляции, саморегуляции физиологических процессов, общения, межличностного понимания, усвоения учебных предметов.
  • 3. Разработайте конкретные жизненные ситуации, учебные задания или психологические воздействия, позволяющие актуализировать различные виды воображения.
  • 4. Из предложенных ситуаций выделите те, в которых актуализируется воображение:
    • (1) Художник пишет картину в мастерской.
    • (2) Участники команды играют в брейн-ринг.
    • (3) Преподаватель следит за правильностью выполнения задания студентом и за тишиной в аудитории.
  • (4) Ученик пишет сочинение на тему «Кем я хочу быть».
  • (5) Пилот следит за полетом самолета.
  • (6) Покупая в магазине товар, покупатель просматривает множество вещей.
  • (7) Спортсмен тренируется в ходьбе на лыжах.
  • (8) Студент мечтает получить пятерку по уголовному праву.
  • (9) Библиотекарь обслуживает читателей.
  • (10) Писатель представляет себе образ будущего героя.
  • (11) Супруги планируют, как они проведут выходные.
  • (12) Девушка мечтает стать адвокатом.
  • (13) Парень учится играть на гитаре.
  • (14) Бабушка вяжет свитер и смотрит телевизор.
  • (15) Школьник, читая роман «Война и мир», представляет себе батальные сцены.
  • 5. Подберите по три примера на каждый из приемов воображения.
  • 6. Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях.
  • (1) Русалка.
  • (2) Робот-полицейский.
  • (3) Человек-амфибия.
  • (4) Танк-амфибия.
  • (5) Гулливер.
  • (6) Ковер-самолет.
  • (7) Дон Жуан.
  • (8) Волшебная лампа Аладдина.
  • (9) Шапка-невидимка.
  • (10) Баба Яга.
  • (11) Русская береза.
  • (12) Дружеский шарж.
  • (13) Плюшкин.
  • (14) Скатерть-самобранка.
  • (15) Воздушный шар.
  • (16) Дядя Степа.
  • (17) Волшебная палочка.
  • (18) Соловей-разбойник.
  • (19) Скульптура «Рабочий и колхозница».
  • (20) Портрет А.С. Пушкина.
  • (21) Подводная лодка.
  • (22) Печорин.
  • (23) Радар, локатор.
  • 7. Дайте полную квалификационную характеристику воображения (уровень субъективности (произвольность), уникальность, мотивация, модальность и содержание), которое актуализируется в следующих ситуациях.
  • (1) Старшеклассник мечтает о том, как он будет учиться в юридическом вузе.
  • (2) Мать, тревожно ожидающая возвращения своей дочери с дискотеки, невольно «видит» сцены насилия.
  • (3) Подходя к двери аудитории, опоздавший студент невольно представил себе, каким будет лицо лектора в тот момент, когда он войдет.
  • (4) Глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию.
  • (5) Незадолго до демобилизации из армии солдат постоянно видит сны о том, как он возвращается домой.
  • (6) Готовясь к встрече со следователем, вызванный по повестке гражданин несколько раз «проиграл» в сознании возможные варианты разговора.
  • (7) Летчик-испытатель отчетливо представил себе как бы со стороны положение самолета в момент выполнения сложного виража.
  • (8) Голодного человека постоянно преследуют вкусы и запахи пищи.
  • (9) Художник разрабатывает проект оформления актового зала.
  • (10) Поздно возвращающийся человек принимает тени деревьев за фигуры бандитов, и у него в голове возникают ужасные картины.
  • (11) Будущий художник любил сидеть на берегу реки и мечтать.
  • (12) Собираясь на свадьбу к подруге, девушка представила себя в свадебном платье.
  • (13) В минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.
  • (14) Следователь, слушая рассказ потерпевшего, невольно представляет себя на его месте.
  • 8. Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.
  • 9. Завершите, основываясь на своем жизненном опыте или воображении, ситуации, иллюстрирующие различные способы поведения мошенников.
  • (1) В метро к незнакомому лицу обратилась женщина, по виду приезжая из провинции, с просьбой подсказать адрес приемной одной из государственных структур. Незнакомец ответил, что знает эту приемную, и изъявил готовность проводить до подъезда. По дороге спросил, что за нужда заставляет обратиться в столь высокую инстанцию? Женщина ответила, что приехала хлопотать за сына, который, по ее мнению, осужден незаконно, но вот на месте правды не добиться…
  • (2) Девушка, представляясь сотрудником общества милосердия, ходила по квартирам и собирала деньги «на помощь беженцам из

Чечни». При ней была разграфленная тетрадь, куда она аккуратно записывала данные о дарителе, сумму взноса, предлагала расписаться в соответствующей графе. Пришла она по неведению и в квартиру, где проживал сотрудник милиции…

  • (3) Перед самым носом будущей жертвы пробежал перегруженный покупками человек, он как бы случайно уронил кошелек или бумажник. Тут же появился «прохожий», поднял кошелек, показал растерявшемуся очевидцу деньги — «Разделим?»…
  • (4) В продовольственный магазин обратился интеллигентного вида гражданин с невинной просьбой: передать его напарнику картонную коробку с радиодеталями. Приятель действительно пришел через некоторое время и забрал коробку, щедро расплатившись за услугу.

Спустя несколько дней первый посетитель снова принес такую же коробку. И опять услуга была неплохо оплачена. В третий раз, уже на правах старого знакомого, «интеллигент» притащил внушительную упаковку, сообщив по секрету: «Здесь товара на миллионы». К вечеру он появился вновь и, узнав, что напарник не приходил, очень расстроился, поскольку ему срочно нужны были деньги. Сердобольные работники прилавка собрали требуемую сумму — в залог-то оставался ценный товар!..

(5) К жене директора крупного магазина обратилась на улице пожилая женщина с украинским произношением: не знает ли та, где можно продать перстень. Объяснила, что попала в сложное положение: на вокзале обворовали, даже на обратный проезд нет денег. И вот просто вынуждена уступить за самую низкую цену перстень, унаследованный от бабушки.

Рассказ сопровождался вздохами, причитаниями и утиранием глаз. Цена назначалась не очень большая. Камнем заинтересовался и случайный прохожий. Он готов был купить перстень, да жаль денег при себе не было. Неожиданно вспомнил: близко живет его знакомый, ювелир. Можно попросить его посмотреть камень. Направились к ювелиру втроем и увидели его выходящим из подъезда. Упрашивали, можно сказать, хором: «Пожалуйста, посмотрите камень!» «Ювелир» извлек лупу и принялся изучать перстень. Затем передал его владелице, отвел «прохожего» в сторону и, шепнув ему что-то, оставил какую-то бумажку…

(6) В отделение милиции обратились сельские жители с просьбой установить, кто отбирает пенсию у старушки Киселевой. Киселева жила очень бедно, хотя возделывала небольшой огородик и получала пенсию. Соседям свою бедность она объясняла тем, что каждый месяц в день получения пенсии к ней приходит черт и все деньги забирает. В доме Киселевой сделали засаду. После прихода почтальона и получения пенсии в доме открылась дверка подпола и вылез черт с рогами и хвостом. Его схватили. Оказалось, что это…

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий