- «метапозиция»
- Алгоритм управления эмоциями
- Болезненная робость
- Вербализация чувств
- Гордость/гордыня
- Громкий крик
- Дыхание
- Зависть
- Зачем учиться управлять своими эмоциями?
- Как манипулировать людьми эмоциями
- Конфликтность и склонность к критике
- Первый шаг: назвать эмоцию
- Практика: нарабатываем навык осознания эмоций
- Проверьте свои знания
- Рефрейминг
- Схема abc
- Физическая активность
- Эмоциональные «коктейли»
- Эмоциональные манипуляции: как и зачем их используют? — negoexpert
«метапозиция»
«Метапозиция» — это такое состояние, когда вы смотрите на ситуацию как бы со стороны. Как если бы вы наблюдали за собой и своим собеседником, например, с балкона, то есть отстраненно.
Таким образом вы как бы «выходите из ситуации», оставляя все свои эмоции внутри нее, и имеете возможность посмотреть на происходящее объективно.
Используя «метапозицию», обратите внимание, как двигаются люди в ситуации, которую вы наблюдаете. Какие слова говорят друг другу? Каким тоном разговаривают? Какие используют жесты? Как себя чувствуют сейчас? Задумайтесь: чего может хотеть каждый из них в этот момент? Как бы они могли договориться об этом?
Попробуйте прямо сейчас начать тренировать этот навык. Посмотрите со стороны на человека, который читает статью. В какой позе он сидит? Удобно ли ему? Какие эмоции он сейчас испытывает? О чем думает?
Получилось увидеть себя со стороны? В напряженный момент это несколько сложнее сделать, но попытаться стоит. Отстранившись от ситуации, вы сразу снизите интенсивность испытываемых эмоций.
Алгоритм управления эмоциями
Алгоритм управления эмоциями выглядит следующим образом:
1. Осознать свою эмоцию. Например, к вам подходит коллега и в десятый раз просит помочь. Вы понимаете, что злитесь и вот-вот наговорите лишнего.
2. Понять свои цели в текущей ситуации, четко определить, чего вы хотите добиться. Какие цели у вас могут быть в ситуации с коллегой?
- Сохранить с ней хорошие отношения (тогда вы либо выполняете работу, либо отказываете ей таким образом, чтобы она спокойно пошла к кому-нибудь другому и нисколько не обиделась).
- Показать себя отзывчивым, доброжелательным человеком, который всегда готов помочь (и тогда вы в десятый раз делаете за нее работу).
- Отшить ее таким образом, чтобы она к вам больше никогда не подходила (спектр возможных действий широк).
3. Определить, в каком эмоциональном состоянии вы будете максимально эффективны при достижении своей цели.
4. Выбрать способ достичь нужного эмоционального состояния.
5. Достичь необходимого состояния, используя выбранный способ. В самом общем смысле управление эмоциями можно разделить на две подгруппы:
- Снижение интенсивности «негативной» эмоции и/или переключение ее на другую («негативная» эмоция в нашем с вами значении — та, что мешает эффективно действовать в сложившейся ситуации).
- Вызывание в себе/усиление «позитивной» эмоции (то есть той, которая поможет действовать максимально эффективно).
А теперь перейдем непосредственно к методам управления эмоциями. Существует огромное количество техник, поэтому мы рассмотрим лишь несколько самых простых и действенных.
Болезненная робость
Многие люди любят робких людей, считая их скромными, сдержанными и уравновешенными. В литературе мы также можем встретить хвалебные оды, посвященные таким личностям. Но так ли все просто на самом деле?
Застенчивость (робость, стеснительность) — это состоянии психики, главными чертами которого являются боязливость, нерешительность, скованность, напряженность и неловкость в обществе из-за отсутствия социальных навыков или неуверенности в себе.
В связи с этим можно сделать вывод, что такие люди являются достаточно комфортными для любой компании, потому что все остальные люди на их фоне выглядят уверенными в себе. Поэтому их любят: они придают чувства значимости всем вокруг.
Каким же образом можно искоренить застенчивость? Ответ, скорее всего, кроется в уверенности в себе. Если вы уверены в своих способностях, тогда ваши движения точны, слова четки, а мысли ясны. В психологии существует так называемая «петля уверенности/компетентности».
Одним из спутников робости является страх ближайшего будущего. Поэтому лучшим способом преодоления робости будет выход из зоны комфорта. Если вы несколько десятков раз в день делаете то, чего боитесь, то спустя всего неделю (а то и практически сразу) начинаете чувствовать уверенность в себе и невероятный прилив сил.
Бездеятельность превращается в деятельность. Вы наверняка знаете, что инерции действуют и в психологии, поэтому как только вы начнете преодолевать психологический и физический порог, ваш страх начнет уходить. Цепочка «мысль — намерение — планирование — действие» спустя какое-то время становится практически автоматической и вы даже не задумываетесь о страхе или возможном поражении.
Так как отказы и поражения непременно вас ждут, вам необходимо приучить себя к этому. Заранее обдумайте, как будете вести в случае неудачи, чтобы не пребывать в состоянии обескураженности. Через какое-то время вы будете действовать экспромтом, но на первых этапах лучше готовить себя психологически.
Вербализация чувств
Вербализация чувств — старый добрый метод, чаще называемый более простым словом — «выговориться». Это отличный способ снизить интенсивность эмоций.
При этом речь не идет о вербальной агрессии (нахамить, накричать, проявить сарказм). Не стоит путать сообщение о своих эмоциях и их открытое проявление. Одно дело сказать тихим спокойным голосом «Я сейчас несколько раздражен», совсем другое — наорать на собеседника.
Если вам трудно говорить о своих чувствах, то начните хотя бы о них писать (после каждой тяжелой ситуации или в конце дня). Может быть, это будет дневник, а может быть — репортаж, рассказ или даже стихи.
Гордость/гордыня
Мы объединили две эти противоположные эмоции по одной причине: в большинстве случаев люди, испытывающие гордыню, считают что это гордость. Гордыня — это кривая гордость.
Почему человек испытывает эту эмоцию? Речь идет о нежелании ущемить собственное самолюбие. Гордый человек не будет извиняться, даже если подсознательно понимает, что виноват.
Тогда как гордость — это проявление внутреннего достоинства человека и способность защищать то, что ему дорого, гордыня — это проявление неуважения к другим, несправедливое возвеличивание себя, эгоизм. Человек, преисполненный гордыни, будет параллельно испытывать следующие эмоции и чувства: обиду, злость, неуважение, сарказм, высокомерие и непринятие. Все это сопровождается завышенной самооценкой и нежеланием признавать собственные ошибки.
Гордыня формируется под воздействием неправильного воспитания. Родители воспитывают ребенка таким образом, что хвалят его притом, что он ничего хорошего не сделал. Когда ребенок растет, он попадает в социум и начинает приписывать себе все заслуги, к которым не имеет отношения. Если он становится лидером, то критикует свою команду за неудачи и принимает успехи за свои собственные.
Гордыня порождает:
- Жадность.
- Тщеславие.
- Присвоение чужого.
- Обидчивость.
- Эгоцентризм.
- Нежелание развиваться (ведь ты и так самый лучший).
Как же избавиться от гордыни? Сложность в том, что ее обладатель будет до последнего не признавать наличие проблемы. В этой связи проще признать в себе наличие робости, раздражительности, беспокойства и других черт, которые мешают человеку жить. В то время как человек, преисполненный гордыни, будет отрицать наличие этого качества.
Признайте, что порой это свойственно и вам тоже. Признавайте свои достоинства и недостатки, цените первые и избавляйтесь от последних. Уважайте себя и других людей, отмечайте их успехи и научитесь хвалить. Умейте быть благодарными.
Наилучший способ избавиться от гордыни — развитие ассертивности, эмпатии и умения слушать. Все эти три навыка мы рассмотрим в следующем уроке.
Громкий крик
Иногда бывает полезно покричать — не на кого-то, а просто громко, в воздух, для снятия мышечного напряжения.
Этот метод хорошо работает для снятия агрессии и в ситуациях, когда хотелось сказать очень много (и все очень невежливо), а не удалось проговорить практически ничего. Такое напряжение «оседает» где-то внутри горла, на связках и ниже, ближе к легким.
Если у вас богатое воображение, можете представить, что где-то там, внутри вас, застряли все невысказанные слова раздражения и обиды. Вот и надо бы их выпустить. Вопрос в том как.
Хорошо, если у вас есть возможность уехать в лес, уйти куда-нибудь вглубь и действительно прокричаться в полный голос. Что кричать? А это как захочется. Некоторые просто кричат: «Аааааа!», кто-то ругается и матерится.
Выпустите пар с помощью громкого крика. Источник
Если возможности уехать в лес нет, остается найти места, где кричать считается социально приемлемым. Это стадионы, спортивные бары, а также аттракционы. Для некоторых может существовать еще такая альтернатива крику, как пение. Тогда в вашем распоряжении караоке-бары и концерты любимых исполнителей.
Дыхание
Для того чтобы успокоиться, необязательно использовать какие-то специальные дыхательные техники или годы заниматься йогой. Достаточно будет просто несколько раз вдохнуть-выдохнуть.
При этом важно помнить, что на достижение расслабленного состояния влияет именно выдох, а не вдох, как нам часто кажется. Когда нам кто-нибудь говорит: «Дыши», мы начинаем нервно хватать ртом воздух, что ничуть не помогает снять напряжение, наоборот — оказывает ровно противоположный эффект.
Итак, метод предельно прост: делаем глубокий вдох — и медленный-медленный выдох. И еще раз. Потренируйтесь прямо сейчас.
Привычка концентрироваться на дыхании выручит вас в ситуации, когда эмоции уже зашкаливают. Источник
Дыхание — самая действенная техника по управлению эмоциями. Самая. Ничего лучше просто не существует. Но для того чтобы технология действовала, надо тренироваться заранее, «впрок», тогда в нужный момент ваше тело само придет вам на помощь. Так что тренируйтесь, тренируйтесь и еще раз тренируйтесь!
И еще один момент. Медленный выдох хорошо подходит при управлении страхом или гневом, однако часто необходимо найти в себе силы справиться и с печалью или обидой. В этом случае необходимо, наоборот, делать медленный спокойный вдох, как бы набирая в себя энергии, и быстрый выдох, как бы выбрасывая все лишнее, ненужное. Такое дыхание тонизирует и «встряхивает» организм.
Зависть
Зависть возникает по отношению к человеку, который обладает чем-либо, чем хочет обладать завидующий, но не обладает. Главная трудность в избавлении от зависти в том, что завидующий находит для себя оправдания, когда переживает это чувство. Он абсолютно уверен в том, что объект его зависти добился славы, успеха или материальных благ нечестным путем или попросту не заслужил этого.
Когда человек испытывает зависть, он не задумывается о том, как достичь такого же успеха, потому что по своей сути его мышление является деструктивным и пассивным. Это желание не поставить цель и добиться ее, а просто отобрать благо у другого человека.
Что насчет белой зависти? С чисто психологической точки зрения «белой зависти» не существует. Это скорее просто умение радоваться чужим успехам и желанием достичь подобных высот, что является поведением адекватного человека. Это восхищение чужими достижениям и мотивация стать лучше.
Чтобы побороть зависть или хотя бы начать с ней бороться, прежде всего нужно осознать наличие проблемы. Затем ответьте на несколько вопросов:
- «Какая разница, чего и как именно достиг этот человек, если мне все равно нужно работать и учиться для того, чтобы добиться своих целей?»
- «Разве успех этого человека влияет негативным образом на мои будущие успехи?»
- «Да, этому человеку повезло. В мире везет многим людям, это нормально. Причем везет именно тем, кто не воспитывает в своей душе чувство зависти. Может мне стоит порадоваться за него?».
- «Разве я хочу, чтобы моя зависть портила мою внешность и привела к язве желудка?»
- «Разве больших успехов не достигают люди, которые искренне радуются чужим успехам и желают всем добра? Разве не существует большого количества лидеров, которые любили людей и лишь благодаря этому достигли таких высот?»
Зачем учиться управлять своими эмоциями?
Сразу поясним: с точки зрения организма нет «положительных» и «отрицательных» эмоций. Они все для чего-то ему нужны. Например, гнев, страх и печаль могут сигнализировать об опасности или о том, что нас что-то не устраивает в текущей ситуации. Неудовлетворенность заставляет действовать, искать новые пути и новые возможности.
Поэтому подавлять или игнорировать эмоции — плохая идея. В любом случае они несут ценную информацию. Другое дело, что не все умеют ее «считывать» и использовать.
Вы имеете полное право испытывать весь спектр эмоций — радоваться, бояться, злиться и грустить. Источник
К сожалению, бывает и так, что именно эмоции мешают нам поступать должным образом. Хотел высказать свое мнение — застеснялся и промолчал (здесь сработал страх). Хотел выглядеть сдержанным и спокойным — сорвался и разорался.
Случалось ли с вами нечто подобное? Наверняка. Давайте прямо сейчас выполним небольшое упражнение.
Вспомните моменты, когда вы вели себя не так, как вам бы этого хотелось; что-то помешало вам поступить так, как вы собирались, или по какой-то причине вы запланировали, что будете действовать определенным образом, а почему-то повели себя совсем по-другому.
Опишите кратко ваше желаемое поведение в левом столбце таблицы. В среднем столбце опишите то, как вы действовали в реальности. И в последнем столбце проанализируйте, какие эмоции мотивировали вас на это поведение.
В каждой из описанных ситуаций вам пригодилось бы умение управлять эмоциями. А чтобы развить эту способность, нужно в первую очередь научиться отслеживать и осознавать свое эмоциональное состояние.
Как манипулировать людьми эмоциями
Манипуляция виной
Порой невозможно сказать человеку, что хочешь от него того и того, но это можно сделать более хитро. Заставь человека почувствовать себя виноватым, и он готов пойти на уступки. В отношениях такой прием часто используют девушки, которые обижаются непонятно на что, а потом добиваются желаемого.
Манипуляция эго
Порой людьми управляет большое и эгоистичное эго. Подпитай эго человека, и он будет делать то, что нужно. Такого надменного человека очень легко обвести вокруг пальца.
Манипуляция страхом
Вызови внутренний страх у человека. Когда человек боится, то сразу отсыпает от своих интересов и готов идти на поводу собеседника. Так начальник может намекнуть на увольнение, в отношениях — расставание, на улице — потасовку, в жизни — проблемы. Не обязательно манипулировать страхом открыто и прямо.
Манипуляция конфликтом
Некоторые люди не любят спорить и ругаться. Используй это, что бы настойчиво убедить в своем. Порой люди отступаются, чтобы только прекратить стычку.
В любой основе манипуляции лежит поиск уязвимых мест человека и воздействие. Найди «Ахиллесову пяту» человека, и ты сможешь управлять им.
Конфликтность и склонность к критике
Удивительно, какие нерациональные создания люди. Мы на своем личном примере видим, что желание постоянно вступать в конфликты и критиковать других не приносит никаких преимуществ и тем не менее снова и снова ведем себя именно так.
Конфликтность губительна, потому что человек, вступающий в них, сознательно и подсознательно считает себя лучше других. Разве он станет спорить и конфликтовать с тем, чье мнение считает хотя бы равным его мнению? Такая манера поведения в голове этого человека обосновывается тем, что он не хочет лицемерить, угождать и произносить слащавые слова. Он считает, что говорить правду (его правду) — гораздо более честное поведение, чем вилять или молчать.
Давайте посмотрим на проблему под углом саморазвития. Разве говорить правду и не подбирать слова — это признак развитого и умного человека? Разве много ума нужно на то, чтобы сказать что думаешь по любому поводу? Конечно, лицемерить и льстить тоже плохо, однако это другая крайность.
Критика тоже не работает, по крайней мере в долгосрочной перспективе. Карнеги справедливо утверждал, что критика ранит самолюбие человека и ставит его в положение обороняющегося. При критике мы словно вытаскиваем человека из зоны его комфорта и демонстрируем его недостатки.
Подавите в себе реакционные мысли и желание реагировать на раздражитель. Опять же — исходите как минимум из того, что критиковать может каждый и на это много ума не нужно. Обучитесь искусству косвенной критики и избавьтесь от обвиняющего тона. Это требует самоконтроля, мудрости, наблюдательности и творческого мышления. Такая критика дает человеку обратную связь, мотивирует и придает новых сил.
В этом уроке мы выяснили, что такое реакционные мысли и какое значение они имеют в управлении эмоциями. Мы также рассмотрели семь самых разрушительных эмоций, выяснили, почему их таковыми считают и нашли способы бороться с ними.
В следующем уроке мы обучимся трем главным навыкам для повышения эмоционального интеллекта — ассертивности, эмпатии и умению слушать.
Первый шаг: назвать эмоцию
Для осознания собственных чувств нам нужны слова, некий терминологический аппарат. Давайте посмотрим, какие же бывают эмоции?
Всего существует четыре класса базовых эмоциональных состояний. Это страх, гнев, печаль и радость. Под словом «класс» подразумевается некий спектр эмоций различной степени интенсивности. От 0 до 100%.
Важно понимать, что эмоции есть всегда. Они могут быть сколь угодно слабыми, но «нуля» не бывает. Поэтому мы воспользуемся математическим приемом — обозначением «ноль плюс» (0 ).
А теперь поиграем в «Синонимы». Как называется страх в сильной степени интенсивности? А гнев? О-о-очень сильный гнев. Теперь печаль. Ну и, наконец, радость. «Зашкаливающая», переливающаяся через край радость.
С этой частью все пока просто. Не так уж долго приходится задумываться, и появляются слова. Чаще всего это: ужас, паника, кошмар для класса страха. Ярость, ненависть, бешенство для гнева. Горе, тоска, скорбь для печали. И для радости — восторг, счастье, эйфория.
Давайте заполнять среднюю часть (примерно от 20 до 80% интенсивности эмоции). Здесь уже немного сложнее, хотя слова тоже находятся. Тревога. Злость. Хандра. Удовольствие.
Ну и, наконец, самая первая часть таблицы. В районе 0 . Пожалуй, для радости подошло бы «спокойствие» — некое состояние, когда все актуальные потребности удовлетворены. Малюсенькая, НО — радость! А как быть со страхом? Беспокойство и опасение — это уже 15–20% интенсивности. А меньше 5–10%?..
Да, именно в этом заключается проблема. Слов, которые называли бы страх, гнев или печаль в самом зачаточном состоянии, попросту нет. В итоге наша таблица имеет примерно следующий вид:
Как же научиться отслеживать и осознавать эмоции низкой интенсивности, если у нас нет слов? Вот несколько способов выйти из положения.
1. На самом деле в русском языке есть инструменты для формирования необходимой нам лексики. Эти инструменты называются суффиксы. Для идентификации эмоций сгодятся «раздражулька», «грустинка», «опасеньице», «кошмарик» и им подобные слова.
2. Можно и так: «Я чувствую эмоцию из 2-го класса примерно на 5–8%» или «Я в 1-й четверти печали».
3. Если не находится одного слова для обозначения эмоционального состояния, то можно использовать словосочетания. Например: «Я чувствую какое-то начинающееся раздражение».
Практика: нарабатываем навык осознания эмоций
Кроме эмоционального словаря нам нужно еще кое-что: привычка планомерно обращать внимание на свои эмоции. Как ее сформировать? Вот вам два задания, которые в этом помогут.
1. Напоминалки. Организуйте систему напоминаний в своем телефоне (не менее двух напоминаний в день). Сделайте это случайным образом. В момент оповещения определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом, запомните их и запишите.
2. Дневник эмоций. Приобретите тетрадь или блокнот. Ежедневно фиксируйте, какие наиболее сильные переживания вам запомнились за прошедший день. Описывая эмоцию, отметьте также, когда она появилась, какие ощущения при этом возникали в теле и о чем вы в тот момент думали.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.
Теперь давайте познакомимся с самыми важными навыками в процессе межличностного общения.
Рефрейминг
Рефрейминг заключается в том, что сама ситуация остается прежней, просто мы рассматриваем ее в другом контексте, то есть меняем рамки.
Возьмем, например, временной контекст: вспомните ли вы эту ситуацию через 10 лет? Если да, то как вы будете ее оценивать? Какие эмоции у вас будут возникать?
Или такой контекст: представьте себе, ваш ребенок принес из школы «тройку». Какое у вас к этому отношение? А если это единственная «тройка» в классе за контрольную, за которую все остальные получили «два»?
Многим наверняка знаком и такой способ рефрейминга: подумать о тех, кому хуже. Или вспомнить какую-нибудь самую тяжелую ситуацию, в сравнении с которой то, что происходит сейчас, — просто мелочи жизни.
Рефрейминг позволяет выйти за рамки собственных стереотипов и взглянуть на ситуацию под другим углом. Источник
Чтобы найти те рамки, в которых ситуация начнет вызывать у нас другие эмоции, нужно сосредоточиться на поиске позитива. Представьте себе, что ваш ребенок подрался со сверстниками во дворе и вернулся с порванным рукавом у куртки. Что в этом хорошего?
Во-первых, хорошо, что не пострадал сам.
Во-вторых, хорошо, что умеет постоять за себя.
В-третьих, хорошо то, что порван только рукав, а не вся куртка.
И ведь это не фантазии, это объективные факты. Чаще мы концентрируемся на неприятном, что и вызывает у нас соответствующие эмоции, но точно так же можно настроить себя замечать хорошее. По сути, рефрейминг позволяет вам увидеть ситуацию такой, какая она есть на самом деле. Ну или максимально близко к тому.
Больше об эмоциях и о том, как ими управлять, читайте в книге «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
Обложка поста отсюда
Схема abc
Чтобы понять этот метод, нужно знать, что эмоции подразделяют на первичные и вторичные.
- Первичные эмоции возникают как непосредственная реакция на событие.
- Вторичные эмоции — это наша реакция на логическую оценку ситуации.
Работа по схеме ABC направлена на управление вторичными эмоциями. Рассмотрим пример из жизни девушки-подростка.
Некоторое время назад девушка познакомилась на дискотеке с молодым человеком. Они сразу понравились друг другу, много танцевали вместе, и на прощание молодой человек попросил у девушки ее телефон. Он очень ей понравился. Однако прошло уже три дня, а молодой человек все еще не позвонил.
Физическая активность
Эмоции, вызванные чем-то во внешнем мире, запускают в нашем теле реакции, необходимые для движения («бей или беги»). Если мы не делаем ни то, ни другое, выброшенный адреналин и другие гормоны накапливаются в организме, что приводит к повышенной вспыльчивости в дальнейшем и к не самому лучшему самочувствию. Физическая активность позволяет это напряжение «сбросить».
Физическая активность может быть любой, и совсем не обязательно доводить себя до изнеможения. Можно просто быстро походить, сделать небольшую зарядку, подняться пешком по лестнице или несколько раз поприседать.
Есть один нюанс: физическая активность не поможет, если вы продолжите внутренне «накручивать» себя. Иными словами, необходимо привести в порядок не только тело, но и ум.
Эмоциональные «коктейли»
Почему мы говорим лишь о четырех эмоциях? А куда, например, относится интерес? Давайте разбираться.
У нашей психики есть такая функция, которая называется «внимание». Это некое отражение исследовательской активности организма. Что исследуют организмы? Где находится опасность и где — пища. Где можно найти партнера для продолжения рода и более комфортные условия для проживания. Люди ко всему прочему исследуют мироздание, самих себя и смысл всего сущего.
Эмоциональные манипуляции: как и зачем их используют? — negoexpert
Эмоциональная или психологическая манипуляция призвана повлиять на поведение другого человека с помощью определенной тактики, которая не заметна ни самому человеку, ни окружающим. Цель манипулятора — не только изменить поведение человека, которым управляют, но также убедить его в том, что нет никакого иного способа выйти из данной ситуации или что его отношения с манипулятором являются неизбежными.
Существует разница между убеждением и эмоциональным манипулированием. Убеждение не приемлет давления и уважает право другого человека выбирать — принять или отклонить предложенное поведение. В случае манипулирования, в первый момент может показаться, что человек может выбирать, однако под внешней свободой выбора всегда будет ситуация эмоционального давления или принуждения.
В процессе эмоционального манипулирования участвуют две стороны — манипулятор и манипулируемый:
Манипулятор: Цель манипулятора — управление другим человеком для достижения своей выгоды, эмоциональной или личной.
Манипулируемый: Не каждым человеком можно легко управлять. Наиболее уязвимыми для манипулирования бывают люди, которым не хватает уверенности в себе. Обычно это покорные, открытые, иногда наивные люди, ищущие поддержки или спасения в руках сильного манипулятора.
Примеры манипулятивных тактик:
В процессе манипулирования могут использоваться различные приёмы. Некоторые явные, другие — трудноразличимые, чтобы можно было определить их и проанализировать.
Вот некоторые тактики, с которыми вы можете столкнуться:
1. Внушениечувства вины:
Чувство вины — это сильный отрицательный мотиватор. Манипуляторы знают по опыту, что заставить человека чувствовать себя виноватым довольно легко. Они видят, что жертва самостоятельно признаётся в своих ошибках и недостатках, чувствует себя излишне смущенной и старается извиниться. Постепенно, они заставляют свою жертву считать, что она не достаточно хороша, не достаточно заботлива или эгоистична и так далее. На самом деле, в большинстве случаях, именно манипулятор обладает многими из этих качеств.
В тоже время, жертва манипуляции не может мыслить рационально, чтобы понять, что это неправда, потому что он/она запрограммирована на неуверенность в себе, на ощущение чувства собственной вины и идеализацию других людей вместе с обесцениванием собственной личности.
2. Завоевание симпатии:
Манипулятор может выбрать для себя роль жертвы, чтобы снискать расположение и сотрудничество, если другая тактика терпит неудачу. Манипулятору не сложно вызвать чувство сострадания или жалости у человека, готового сопереживать, поскольку такие люди не могут устоять, видя как кто-то страдает или испытывает боль. Зацепив жертву, манипулятор продолжает жаловаться на жизнь, на то насколько несправедливо с ним обошлись другие или судьба, постепенно заставляя свою жертву всё больше и больше сочувствовать и сопереживать.
3. Тактика запугивания:
Угрозы могут быть откровенными или скрытыми. Пугающий взгляд, игнорирование другого человека, выражение гнева или неодобрения — вот некоторые из действий устрашения. Иногда это симулирование ярости и взрыв эмоций, которые используются, чтобы запугать и подчинить себе человека.
Угрозы могут варьироваться в диапазоне от скандального поведения, чтобы разрушить социальный статус потерпевшего, до физических атак, а иногда и угроз причинить физические страдания.
4. Обольщение, соблазнение, флирт:
Такого рода манипуляции используются, чтобы создать ложное чувство близости и связать жертву отношениями. Эмоциональное соблазнение через лесть, похвалу, ухаживания и создание отношений может использоваться кратковременно, чтобы заставить жертву ослабить оборону и завоевать её доверие.
Как правило такая тактика непродолжительна и непредсказуема, но за счет периодического положительного усиления мотивации жертву легко поймать на крючок.
5. Обман:
Обман — это главная часть или стержень манипуляции: либо через сокрытие значительного количества правдивой информации, либо опуская некоторые важные факты или фабрикуя фальшивые истории. Манипулятор может преувеличивать или, наоборот, свести к минимуму факты, обманывать и сбивать с толку свою жертву, нарисовать нереальную картину себя, своей жертвы или их отношений.
Симуляция является еще одной формой обмана. Манипулятор может отрицать, что он преднамеренно сделал что-то неправильно или что он не сознавал какой эффект это окажет на жертву, демонстрируя при этом удивление или негодование. Также иногда используется явная ложь в форме отрицания: «О чем вы говорите?», или симуляция болезни или мнимой боли, для получения сочувствия и с целью ослабления защиты жертвы.
6. Рационализация или оправдание:
Манипулятор может использовать различные приемы, чтобы объяснить причины своего поведения, которые делают жертву уязвимой. Если жертва наивна или неспособна критически анализировать аргументы, манипулятор может использовать ложное рассуждение, ошибочную или «кривую» логику для преодоления контраргументов жертвы.
Если при этом жертва чувствует себя виноватой или испытывает стыд и угрызения совести, то манипулятор использует все аргументы, которые обращаются именно к этим уязвимостям.
7. Отрицание, нежелание признать факты:
Манипулятор может прямо отрицать любое негативное поведение или отказаться его признавать, просто уклонившись от обсуждения этой темы. Манипулятор может перевести разговор на ничего не значащую тему или отвлечь внимание, переключившись на совершенно другой предмет разговора. Отрицание отличается от обмана тем, что человек частично или полностью не осознает истины.
8. Агрессия:
Манипулятор может прибегнуть к фактической агрессии и насилию, чтобы заставить жертву подчиниться своей воли, в особенности если жертва более слаба или её возможности ограничены. Это может проявиться во внезапной вспышке гнева (часто притворного). Любая ответная реакция аналогичного характера со стороны манипулируемого сталкивается с ещё более интенсивной агрессией, за которую впоследствии манипулятор может возложить ответственность на саму жертву, приписывая причины такого поведения эмоциональным проблемам жертвы.
С ЭТИМ МАТЕРИАЛОМ ТАКЖЕ ЧИТАЮТ
> Манипуляции в отношениях» href=»https://tiledi.ru/manipulyatsii-v-otnosheniyah» target=»_blank» rel=»noopener noreferrer»>Манипуляции в отношениях — семь психологических триггеров