Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин). АВТОРИТАРНОСТЬ

Философия: Энциклопедический словарь (А.А. Ивин). АВТОРИТАРНОСТЬ Женщине

Что такое авторитарность? значение слова авторитарность в философском словаре

Авторитарность — — характеристика мышления, придающего преувеличенное или даже решающее значение мнениям каких-то авторитетов. Авторитарное мышление стремится усилить и конкретизировать выдвигаемые положения преждевсегопутем поиска и комбинирования цитат и изречений, принадлежащих признанным авторитетам. При этом последние канонизируются, превращаются в кумиров, не способных ошибаться и гарантирующих от ошибок тех, кто следует за ними. Мышления беспредпосылочного, опирающегося только на себя, не существует. Но предпосылочность мышления и его А. не тождественны. А. — это крайний, так сказать, вырожденный случай предпосылоч-ности, когда функцию самого исследования и размышления пытаются почтиполностьюпереложить на авторитет . Авторитарное мышление еще до началаанализа конкретных проблем ограничивает себя определенной совокупностью “основополагающих” утверждений, тем образцом, который определяет основную линию размышления и во многом задает его результат. Изначальныйобразец не подлежит никакому сомнению и никакоймодификации, во всяком случае в своей основе. Предполагается, что он содержит в зародыше решение каждой возникающей проблемы или, по крайней мере, ключ к такому решению. Системаидей, принимаемых в качестве образца, считается внутренне последовательной. Еслиобразцовнесколько, они признаются вполне согласующимися друг с другом. Если все основное уже сказано авторитетом, на долю его исследователя остаются лишьинтерпретация и комментарий известного. Из А. непосредственно вытекают комментаторство и существенно экзегетический характер мышления. Существуют общества, в которых авторитарное мышление представляется нормой и проникает во все сферы социальной жизни. Таковы средневековое общество , тоталитарные общества 20 в. и вообще любые коллективистические общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ). Как писал М. Кондорсе, в Средние века “ речь шла не об исследовании сущности какого-либо принципа , но о толковании, обсуждении, отрицании или подтверждении другими текстами тех, на которые он опирался. Положение принималось не потому, что оно было истинным, но потому, что оно было написано в такой-то книге и было принято в такой-то стране и с такого-то века. Таким образом, авторитет людей заменял всюду авторитет разума . Книги изучались гораздоболее природы и воззрения древних лучше, чем явления Вселенной”. А. характерна также для мышления членов таких коллективистических сообществ, как армия, церковь , тоталитарные религиозные секты, “нормальная” наука . Кондорсе М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.; СПб., 1909; Кун Т. Структура научных революций . М., 1975; Гадамер Х.Г. Истина и метод . М., 1988; Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого “Я” // Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992; ИвинА.А. Теория аргументации. М., 2000; Он же. Философия истории . М., 2000.

Авторитарность

— характер истика мышления, придающего преувеличенное или даже решающее значение мнениям каких-то авторитет ов. Авторитарное мышление стремится усилить и конкретизировать выдвигаемые положения прежде всего путем поиска и комбинирования цитат и изречений, принадлежащих признанным авторитетам. При этом последние канонизируются, превращаются в кумиров, не способных ошибаться и гарантирующих от ошибок тех, кто следует за ними . Мышления беспредпосылочного, опирающегося только на себя , не существует. Но предпосылочность мышления и его А. не тождественны. А. — это крайний , так сказать , вырожденный случай предпосылоч-ности, когда функцию самого исследования и размышления пытаются почти полностью переложить на авторитет . Авторитарное мышление еще до начала анализ а конкретных проблем ограничивает себя определенной совокупностью “основополагающих” утверждений, тем образцом, который определяет основную линию размышления и во многом задает его результат . Изначальный образец не подлежит никакому сомнению и никакой модификации , во всяком случае в своей основе. Предполагается, что он содержит в зародыше решение каждой возникающей проблемы или, по крайней мере, ключ к такому решению. Система идей , принимаемых в качестве образца, считается внутренне последовательной. Если образцов несколько , они признаются вполне согласующимися друг с другом. Если все основное уже сказано авторитетом, на долю его исследователя остаются лишь интерпретация и комментарий известного. Из А. непосредственно вытекают комментаторство и существенно экзегетический характер мышления. Существуют общества , в которых авторитарное мышление представляется нормой и проникает во все сферы социальной жизни. Таковы средневековое общество , тоталитарные общества 20 в. и вообще любые коллективистические общества (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ). Как писал М. Кондорсе , в Средние века “ речь шла не об исследовании сущности какого-либо принципа , но о толковании, обсуждении, отрицании или подтверждении другими текстами тех, на которые он опирался. Положение принималось не потому , что оно было истинным, но потому, что оно было написано в такой-то книге и было принято в такой-то стране и с такого-то века. Таким образом, авторитет людей заменял всюду авторитет разума . Книги изучались гораздо более природы и воззрения древних лучше , чем явления Вселенной”. А. характерна также для мышления членов таких коллективистических сообществ, как армия , церковь , тоталитарные религиозные секты, “нормальная” наука . Кондорсе М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.; СПб., 1909; Кун Т. Структура научных революций . М., 1975; Гадамер Х.Г. Истина и метод . М., 1988; Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого “Я” // Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992; ИвинА.А. Теория аргументации. М., 2000; Он же. Философия истории . М., 2000.

Смотреть что такое авторитарность в других словарях:

[от лат. autoritas — влияние, власть] — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т. п. На поведенческом уровне авторитарность нередко проявляется в стремлении индивида во что бы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции. Наиболее ярко авторитарность проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов как стратегических, так и тактических. При этом авторитарная личность полностью готова беспрекословно подчиняться указаниям «сверху» в рамках той управленческой системы, членством в которой она удовлетворена и «винтиком» которой она себя с гордостью считает, но при условии, что ей будет предоставлена возможность осуществлять полновластное давление «вниз» по иерархическому властному вектору «руководство — подчинение». Именно эту особенность авторитарной личности отмечал Адорно, фиксируя ее с помощью специальной шкалы «фашизма». Другими словами, авторитарность как личностная характеристика не исчерпывается лишь стремлением к доминированию, но и предполагает готовность к подчинению вышестоящим, как раз и делегирующим за это авторитарной личности право подавлять нижестоящих. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает. Помимо этого, в современной семейной психологии и семейной психотерапии авторитарность рассматривается как типичная «горячая картофелина» — деструктивный поведенческий паттерн, передаваемый из поколения в поколение в процессе семейного воспитания. В практическом плане проблема авторитарности тесно связана с такими явлениями, как авторитарный стиль воспитания и авторитарный стиль управления. И то, и другое предполагает жесткую статусно-ролевую иерархию, контроль и подавление инициативы и автономии индивидов, занимающих подчиненное положение. Тем самым не только ограничиваются возможности развития, самоактуализации личности, но и нередко провоцируется устойчивое неприятие любых общепринятых авторитетов и социальных норм. Как показывают последние исследования, наиболее тяжкие преступления достаточно часто совершаются лицами, выросшими в условиях авторитарного воспитания.
Понятно, что проблематика авторитарности и ее проявлений наиболее развернуто исследуется в рамках психологии управления и политической психологии. В то же время и в рамках социальной психологии развития и, в частности, социальной возрастной психологии эти вопросы активно и достаточно давно изучаются и обсуждаются. Так, например, очень точный портрет типичной авторитарной матери дал в своей работе «Идентичность: юность и кризис» Э. Эриксон. «Описывая пациентов с некоторыми патогенетическими тенденциями, мы склонны спрашивать себя, что общего у них с их родителями. Я думаю, можно сказать, что в наших случаях общим для значительного числа матерей является ряд черт, прямо не зависящих от их реального социального статуса. Во-первых, это провозглашаемое стремление к власти, претенциозность или намерение “держаться за что-то”. Они, как правило, склонны отвергать понятия чести и интеллектуальности в пользу видимости здоровья или статуса, благопристойности и “счастья”; фактически они пытаются заставить своих детей претендовать на “природную” и “правильную” социальность. Во-вторых, они обладают специфическим качеством проницательной вездесущности; их обычные голоса, равно как и тишайшие вздохи, на деле оказываются острыми, занудными или раздражающими, от которых нигде нет убежищ. … Матери, подобные этой, любят своих детей, но любят отчаянно и назойливо. Они сами настолько изголодались по одобрению и признанию, что изводят своих малышей бесконечными жалобами, особенно по поводу отцов, почти умоляя детей оправдать свое материнское существование их собственным существованием»1.
Как видно из приведенного описания, авторитарность в контексте детско-родительских отношений отнюдь не всегда является синонимом прямых жестокости и физического насилия. В частности, в своем исследовании детства А. Гитлера, Э. Фромм отмечает, что его отец — Алоис Гитлер «…не был тираном, хотя и был авторитарной личностью; он верил в такие ценности, как долг и честь, и считал своим долгом определять судьбу своих сыновей до наступления их зрелости»1.
Однако, будучи по самой своей природе, в сущности, симбиотической зависимостью садо-мазохистского характера, авторитарность часто порождает жестокость и насилие. Так, например, английский путешественник Дж. Флетчер, так описывал нравы простого, «черного» люда в Московском царстве конца XVI в.: «Видя грубые и жестокие поступки с ними всех главных должностных лиц и других начальников, они также бесчеловечно поступают друг с другом, особенно со своими подчиненными и низшими, так что самый низкий и убогий крестьянин (как они называют простолюдина), унижающийся и ползающий перед дворянином, как собака, и облизывающий пыль у ног его, делается несносным тираном, как скоро получает над кем-нибудь верх. От этого бывает здесь множество грабежей и убийств. Жизнь человека считается нипочем. Часто грабят в самих городах на улицах, когда кто запоздает вечером, но на крик ни один человек не выйдет из дому подать помощь, хотя бы и слышал вопли. Я не хочу говорить о странных убийствах и других жестокостях, какие у них случаются. Едва ли кто поверит, что подобные злодейства могли происходить между людьми, особенно такими, которые называют себя христианами»2.
Перед нами, по сути дела, классическое описание общества, основанного на авторитарной иерархии. Это, разумеется, не случайно. Авторитарность с давних времен являлась главной составляющей традиционного воспитания и социального устройства на Руси. По словам известного отечественного историка И. Е. Забелина, «…старинная родительская философия и житейская практика со стороны всяческой власти стояла на том, чтобы не давать воли малому, т. е. малому или меньшему во всех отношениях, и домашних, и общественных. … Это было коренное, несомненное начало, руководившее прежде всего воспитанием детей, следовательно родительской властью, а потом всяким начальством, всяким управлением в житейской среде, начиная с домовладычества и восходя до владычества в каком либо воеводстве или наместничестве, или даже в государстве. На этом начале крепко стоял смысл всякой власти, сколь бы ни была она мала или велика. Оно господствовало везде и не допускало никаких других понятий о подчиненных, подвластных, как только о детях, о малолетних или домочадцах, которыми управлять — значило не давать им воли»3.
Представление о покорности и полном подчинении вышестоящему — «старшему» как о главной нравственной добродетели и проявлении житейской мудрости превратилось в устойчивый архетип российского коллективного бессознательного, что отчетливо проявляется в пословицах и поговорках: «Покорись, да в ноги поклонись»; «Повинюсь, да в ноги повалюсь»; «Послушание паче поста и молитвы»; «Не делай свое хорошее, а делай мое худое» и т. п. Этим во многом объясняется живучесть авторитарных установок и в современном российском обществе. Авторитарность по-прежнему рассматривается многими родителями и педагогами как наиболее эффективное, а часто и единственно возможное, средство выполнения своей миссии и достижения поставленных целей. Аналогичных взглядов придерживаются многие руководители бизнеси государственных структур.
Между тем, по практически единодушному мнению специалистов в области организационной психологии и психологии менеджмента, авторитарный стиль руководства наименее эффективен из всех возможных. Как пишет известный американский специалист Д. Гоулман, «Давайте проанализируем, как он (авторитарный стиль управления — В. И., М. К.) влияет на климат в организации. Больше всего страдает гибкость корпоративной среды. Крайняя форма иерархичной деспотии в принятии решений убивает все новые идеи в зародыше. Люди чувствуют, что босс не испытывает к ним ни малейшего уважения, и поэтому не питают никаких иллюзий: “Мне нет смысла даже заикаться о своих идеях, — все равно они будут отвергнуты”. Пропадает также и чувство ответственности перед организацией: не имея возможности проявлять инициативу, сотрудники теряют ощущение причастности к судьбе компании и мало заботятся о качестве своей работы. … Авторитарное лидерство наносит вред и системе стимулирования. Для самых лучших работников факторы мотивации не ограничиваются деньгам и — для них важно еще и удовлетворение от хорошо выполненной работы. Авторитарный же стиль руководства не щадит профессиональную гордость. Наконец, этот стиль лидерства лишает начальника одного из важнейших инструментов грамотного управления — возможности показать сотрудникам, что их работа является частью значимой коллективной миссии, и тем самым повысить их мотивацию. Такой стиль руководства приводит к потере ясного представления задач организации, к ослабевающей приверженности общим целям и, наконец, приводит к отчуждению людей от своей работы. Сотрудники задаются вопросом: “Да какое мне до всего этого дело?”»1.
Следует добавить, что последние исследования в области корпоративного управления, проведенные, в частности, крупнейшим международным консалтинговым агентством McKinsey, доказали полную несостоятельность весьма распространенного и тиражируемого утверждения о якобы эффективности и, более того, необходимости авторитарного руководства в экстремальных условиях функционирования организации. В действительности авторитарная иерархия с ее многоуровневой системой принятия решения, тотальным контролем и доминирующим принципом мышления («Как бы чего не вышло») оказывается совершенно несостоятельной в экстремальных ситуациях, каждая из которых характеризуется выраженным давлением временных ограничений в сочетании с высокими требованиями к инициативности, самостоятельности, готовности к принятию ответственности на всех уровнях. Более того, данные требования на глазах становятся необходимым условием успешности и повседневного функционирования в современном мире. По словам одного из экспертов агентства, Т. Петерса, «для того, чтобы сохранить хоть какой-то шанс удержать контроль над событиями в наше бурное время, необходимо отказаться от большей части средств и методов контроля»2.
Деструктивные последствия авторитарности проявляются не только в специализированных областях человеческой деятельности, но и в негативных социально-психологических явлениях, вызывающих широкий общественный резонанс. В частности, так называемая «дедовщина» в российской армии является прямым следствием авторитарных установок, доминирующих и, более того, порой сознательно культивируемых в армейской среде. В ходе ряда полевых экспериментов было установлено, что в наибольшей степени к насилию и издевательствам над солдатами первого года службы склонны те из старослужащих, кто, будучи «первогодком», проявлял наибольшую склонность к подчинению требованиям «дедов», причем не только и даже не столько уступая физическому давлению, сколько в силу внутренней готовности признать легитимность такого рода требований. Совершенно очевидно, что и здесь речь идет о типичных авторитарных личностях.
Таким образом, проблема авторитарности на практике затрагивает самые различные и существенно важные сферы жизни общества. В связи с этим она остается одним из приоритетных направлений исследовательской и прикладной деятельности социальных психологов.
Практическому социальному психологу, работающему в реально функционирующих группах и организациях разного типа, необходимо уметь диагностировать категорию авторитарных членов сообщества, что позволяет, с одной стороны, адекватно осознавать действительные мотивы конкретных проявлений активности отдельных личностей, а с другой — корректировать, а порой и купировать как сами эти проявления, так и их последствия и в пространстве диадических контактов, и в пространстве внутригруппового партнерства в целом…. смотреть

Как быть Леди:  Методы коррекции и восстановления слуха

(от лат. autoritas – влияние, власть) – социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. А. связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, следование стереотипам и слабая рефлексия. А. проявляет себя как стремление индивида во что бы то ни стало добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в структуре власти, что рано или поздно вызывает конфликты с членами группы, в т. ч. с руководителем. Ярким проявлением А. является жесткое давление руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранение их от решения важных для организации (группы) вопросов. А. как стиль руководства характеризуется выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, устранением их от решения вопросов, касающихся совместной деятельности. В качестве средств выступают приказы и распоряжения. При этом исполнители получают обратную связь о выполнении своей деятельности в виде нареканий и наказания. А. руководителя проявляется в том, что он строго контролирует решение любой задачи, пресекает любую инициативу, исходящую снизу вверх, предложения др. воспринимает как посягательство на его авторитет, субъективно оценивает достигнутые результаты. А. руководителя (лидера) зачастую порождает конфликты с подчиненными. А. личности в конфликте наиболее полно отражается в выборе такой стратегии поведения, как соперничество. При разрешении конфликта А. не позволяет человеку идти на компромиссы, соглашаться с доводами оппонента, корректировать свою позицию…. смотреть

Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Связана с такими чертами личностными, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и пр. В поведении обычно проявляется как стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую позицию в структуре власти. Особенно ярко авторитарность проявляется в стиле руководства, характерном выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, — в автократическом давлении руководителя или лидера на подчиненных (ведомых), в устранении других людей от участия в решении важных вопросов. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, воспринимая ее как своеволие и посягательство на его авторитет; результаты оценивает субъективно, руководствуясь собственными установками. В качестве средств руководства выступают приказы и распоряжения, при этом связь обратная по выполнению деятельности реализуется в форме наказания. … смотреть

Как быть Леди:  Как перестать ругаться с женой

(от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. А. связана с такими личностными чертами, как агрессивность (см. агрессия), завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т. п. На поведенческом уровне А. нередко проявляется в стремлении индивида во чтобы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции (см. роль). Наиболее ярко А. проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов, как стратегических, так и тактических.Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает…. смотреть

[лат. autoritas — влияние, власть] — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. А. связана с такими личностными чертами, как агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т.п. На поведенческом уровне А. нередко проявляется в стремлении индивида во что бы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции. Наиболее ярко А. проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов, как стратегических, так и тактических. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает. М.Ю. Кондратьев… смотреть

авторита́рность,
авторита́рности,
авторита́рности,
авторита́рностей,
авторита́рности,
авторита́рностям,
авторита́рность,
авторита́рности,
авторита́рностью,
авторита́рностями,
авторита́рности,
авторита́рностях
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
авторитаризм, антидемократизм, антидемократичность, тоталитаризм, тоталитарность… смотреть

авторита’рность, авторита’рности, авторита’рности, авторита’рностей, авторита’рности, авторита’рностям, авторита’рность, авторита’рности, авторита’рностью, авторита’рностями, авторита’рности, авторита’рностях… смотреть

Авторитаризм

АВТОРИТАРИЗМ

(фр. autoritarisme, от лат. auctoritas — власть, влияние) — 1) Стиль принятия и реализации властных решений, противоположный демократическому. 2) Полит. режим, основанный на единовластии личности или группы лиц. Истор. формы А. весьма многообразны — от др.-вост. деспотий до военно-фашистских диктатур XX в. В классификации полит. режимов, принятой в совр. полит. науке, А. рассматривается как «средняя форма» между либерально-демокр. и тоталитарным режимами. Осн. отличие от первого —жесткая централизация власти, отсутствие легальных механизмов ротации властно-политич. элит. Осн. отличие от второго — сохранение свободы экон. активности граждан при ограничении их полит. и идеологич. свободы. А., как и тоталитаризм, часто опирается на массовую поддержку и специфич. культ вождя, харизматического лидера. Е.В.Гутов

Как быть Леди:  Кира Нижинская - Kyra Nijinsky - abcdef.wiki

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АВТОРИТАРИЗМ

лат, auto ritas -власть, приказание) — одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от к-рого эти требования исходят (Авторитет). Наиболее характерен А., для религиозных учений нравственности, в к-рых высшим критерием и основанием морали объявляется воля бога. Так, неопротестантизм единственным источником нравственных требований считает абсолютную волю бога, к-рую нельзя подвергнуть рациональному анализу. С этой т. зр. неправомерно даже ставить вопрос о том, почему поступки, повелеваемые богом, являются добром или почему бог повелевает людям совершать определенные действия. Реакционная сущность А. заключается в том, что он предполагает слепое выполнение предписанных свыше моральных требований, без понимания их социального смысла. Марксистская этика считает, что моральные требования имеют не субъективный источник (чья-то воля или приказ), а объективное основание. В конечном счете, это исторические законы развития об-ва и человека. Обязующая сила моральных требований зависит не от того, кто именно их высказывает, а от того, насколько правильно высказанные требования выражают объективные потребности людей и законы их общественного бытия. В этом состоит одно из отличий морали от права, где норма обретает силу в результате официального законодательства государства (Мораль и право).

Источник: Словарь по этике

АВТОРИТАРИЗМ

от лат. auctoritas — власть, влияние), антидемократич. и антиправовая концепция и практика властвования. К историч. формам А. относятся азиат, деспотии, тиранич. и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фаш. режимы, различные варианты «казарменного коммунизм». А.- это режим беззаконий, насильственной, не ограниченной правом власти единоличного правителя (тирана, деспота, фюрера и т. п.) или правящей клики. В условиях А. отсутствует правопорядок, игнорируются права я свободы граждан, обществ, орг-ций и народа в целом. Процедура демократия, решений при А. или вовсе не существует или носит фиктивный, показной характер, власть не формируется и не контролируется народом, личность лишена гарантий безопасности в ее взаимоотношениях с властью, население страны превращено в простой объект политич. манипуляций. Власть при А. держится на неприкрытом насилии и постоянной возможности его непосредств. (внесудебного, внеправового) применения против всех неугодных. Суд лишен самостоятельности и является вспомогат. инструментом офиц. власти. Для А. характерны чрезмерный централизм в управлении, монополизация власти в руках узкой касты, прямая опора на полицейский и военно-карательный аппарат, широкое использование жестоких мер принуждения и наказания, террористич. методов расправы с оппозицией, агрессивные установки во внеш. политике. А. широко использует демагогию, расовые, националистич. и др. предрассудки. Для А. характерно культивирование в массах фанатизма, страха и раболепного отношения к власти. Несмотря на воен. крах фашизма в ходе 2-й мировой войны, авторитарные тенденции продолжают действовать и в совр. условиях, о чем свидетельствуют военно-полицейские перевороты, активизация экстремистов правого и левацкого толка, оживление неофаш. сил в ряде капиталистич. стран.

Источник: Советский философский словарь

АВТОРИТАРИЗМ

от лат. auctor— создатель, основатель и auctoritas— власть)— понятие, возникшее в 19 в., буквально означает самовластное правление. Среди политических режимов (см. Режим политический) авторитарный занимает промежуточное положение между крайне правыми, деспотическими, тоталитарными и умеренно демократическими. Конкретные авторитарные режимы могут быть ближе или к правому, или к левому политическому флангу и принимать или либерально-демократический облик (правление де Голля во Франции), или право-консервативный, реакционный, и деспотический (правление Перона в Аргентине, Салазара в Португалии и др.). Основные черты авторитаризма: концентрация и централизация личной власти, командное управление; снижение роли представительных институтов; сведение к минимуму оппозиции, автономии политических и общественных организаций (партий, союзов и т. п.); ограничение в целом ассоциативной жизни общества; сокращение самоуправления; иерархический тип руководства во всех областях жизни общества (см. Иерархия); требование безусловного повиновения; акцент на принуждении.
Авторитарная идеология—специфическая форма идеологии порядка, ведущая начало от идеологии реставрации начала 19 в. (Ж.де Местр, Л. де Бональд, Р. де ла Тур дю Пин) с ее романтическим культом исторического прошлого, национальных героев, с развитой политической мифологией (см. Мифология), с акцентом на определяющей роли власти, государства и повиновения (идея Бональда — причинный характер власти короля, дворянство как средство ее осуществления и общество подданных как следствие).
К теоретикам авторитаризма нередко относят Т, Гоббса, идеолога сильной государственной власти, способной навести порядок и обуздать анархию неограниченной свободы. Среди других видных теоретиков авторитарного типа правления известны: X. Д. Кортес (1809—53), противник либерализма и социализма, сторонник религиозно-абсолютистской модели; Ф. Ю. Шаль (1801—61)—теоретик монархического варианта авторитаризма; Г. Трейчке (1834— 96) — идеолог и теоретик имперского правления Бисмарка. Исторические формы авторитаризма сменялись от реакционных к консервативным и бонапартистским, затем к либеральным, позже они пополнились националистическим, профашистским (напр., Ш. Моррас) и фашистским вариантами (режим Франко в Испании, военные хунты в разных странах и др.). Во 2-й пол. 20 в. кризисы отдельных национальных государств вызвали к жизни новые авторитарные режимы (Аденауэр в Германии, де Голль во Франции, «железная леди» М. Тэтчер в Англии и др.).
Лит.: Maisire J. de. Considerations sur la France. Neuchatel, 1796; Treilschke H. Vorlesungen uber Politik. 2 Bde. В., 1897; Adorno T. W., Frenkel-Braunswik E; Levinson D. J., Sanford R. N. The autoritarian Personality. N. Y., 1950; Lipset S. M. Political Man. N. Y., 1960; Lautorismo e la societa contemporanea. Roma, 1969; Clevages, Ideologies and Party Systems. Helsinki, 1964; Almond G. A., fowell G. Comparative Politics. Boston, 1966; Autoritarian Politics in modern Society. N. Y., 1970.
И. И. Кравченко

Источник: Новая философская энциклопедия

Смотреть значение авторитарность в других словарях

Авторитарность Ж. — 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: авторитарный (1).Толковый словарь Ефремовой

Авторитарность — — (от лат. аu(c)toritas — власть, влияние) — доминирование власти одного лица в государстве или коллективе; сопровождается, как правило, деформированием для этой цели ранее……..Политический словарь

Авторитарность — англ. authoritarian принцип доминирования спроса или предложения на биржевых торгах при соблюдении принципов конкуренции.Экономический словарь

Авторитаризм,авторитарность — (от лат. auctoritas — власть, влияние) Антидемократическая система, режим государственной политической власти, обычно сочетающийся с различного рода элементами личной диктатуры;……..Юридический словарь

Авторитарность — (от лат. auctoritas -власть, влияние) — социально-психологическая характеристика стиля руководства и лидерства, особенностями которого являются: жесткая централизация руководителем……..Психологическая энциклопедия

Авторитарность (автократичность) — — Социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Связана……..Психологическая энциклопедия

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий