- Что делать с проблемой буллинга в школе?
- Что такое буллинг, и как он проявляется?
- Что бывает после буллинга. рана со щебенкой, аутоимунная ненависть, роботы
- В школе
- Долгосрочные последствия буллинга для жертвы
- Последствия виктимизации для состояния здоровья
- Причины травли
- Роль наблюдателей или свидетелей в школьном буллинге
Что делать с проблемой буллинга в школе?
- На государственном уровне необходимо принять законодательные меры о борьбе с школьными издевательствами, чтобы иметь четко прописанные, научно обоснованные меры по прекращению буллинга, с реальной ответственностью должностных лиц, допускающих его в школе. Такие законы должны определять, что такое издевательства, как сообщать о них и как их расследовать, какие виды поведения запрещены в ответ на издевательства, как нужно поддерживать связь с детьми, осуществлять мониторинг их психологического состояния, как поступать с хулиганами, какую помощь оказывать жертвам.
- Родители и учителя, которые хотят прекратить буллинг, могут это сделать, дав понять ученикам, что они не терпят издевательств и будут действовать самым решительным образом. Среди наиболее вредных аспектов буллинга — это формирование чувства, что жертва беспомощна, а ситуация безнадежна. Отказываясь терпеть издевательства, взрослые показывают, что ребенок не застрял в беспомощной ситуации, которая не изменится. Это может значительно облегчить психологическое состояние ребенка – жертвы.
- Если над ребенком издеваются на протяжении длительного времени, важно проводить психологическую профилактику негативных последствий такого издевательства. Основной ущерб, причиненный во время издевательств в детском возрасте, связан с разрушением чувства собственного достоинства и падения самооценки ребенка. Чтобы скорректировать этот серьезный ущерб, жертве необходимо оказать помощь для формирования сильной, адаптивной и стрессоустойчивой личности, способной восстанавливаться после травмирующих воздействий. Таких детей необходимо научить доверять себе и окружающим, ставить цели и достигать их. Иначе жизнь для них может показаться безнадежной и бессмысленной.
- Травмированному насилием ребенку нужно помочь найти занятия, в которых он может преуспеть, развивать его хобби и интересы, в которых он преуспевает, и тратить время на занятия, которые ему нравятся. Это даст возможность залечить душевные раны, созданные ощущением беспомощности перед насилием, вернет положительную самооценку и доверие к себе и своим силам.
Действуйте!
Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью.
Андрей Демкин
Что такое буллинг, и как он проявляется?
Хотя с точки зрения психически здоровых взрослых издевательства, травля и насилие являются подлыми и бессмысленными, но, к сожалению, это обычная составляющая часть жизни детей. На детской площадке одна девочка хватает другую за волосы и дергает за них.
Мальчик разрушает в песочнице построенный другим куличик. В столовой ученик постарше толкает поднос с едой младшего, чтобы тот пролил или уронил еду. Класс, где все постоянно дразнят кого-то за то, что тот толстый, рыжий, немодно одевается или плохо понимает арифметику. Хотя… и некоторые взрослые так и не выросли из этих привычек унижать, толкать и оскорблять других людей.
Хотя на первый взгляд может показаться, что охарактеризовать хулиганское поведение достаточно просто, но на поверку оно далеко не всегда соответствует классическому стереотипу сильного мальчишки, избивающего слабого одноклассника. Буллинг и запугивание — это многогранное поведение, которое меняется в зависимости от ситуации, вовлеченных в него людей, времени и места.
Школьный буллинг определяется как нежелательное, агрессивное поведение среди детей школьного возраста, что предполагает реальное или воспринимаемое доминирование, психологическое и физическое насилие, которое повторяется или проявляется постоянно.
Согласно этому определению, буллинг в школе включает в себя несколько факторов:
- Поведение не нравится ребенку, над которым издеваются, и наносит ему физический или психологический ущерб. В некоторых определениях говорится, что для того, чтобы поведение квалифицировалось как буллинг, хулиган должен намереваться нанести реальный вред своей жертве. Однако это не всегда так. Иногда жертва запугивания чувствует себя оскорбленной или униженной поведением, которое, с точки зрения хулигана не должно было бы заставить жертву чувствовать себя таким образом.
- Хулиган (хулиганы) и его жертва (жертвы) явно осознают, что хулиган имеет больше власти в ситуации буллинга, даже если все другие факторы «равны». В реальности, обычно школьные хулиганы сильнее, больше, старше, имеют группу поддержки, или действуют группой, что приводит к дисбалансу, как реального доминирования, так и воспринимаемого.
- Хулиган либо действительно проявляет насилие, либо его никем и ничем не ограниченный доступ к жертве подразумевает, что он всегда сможет безнаказанно прибегнуть к насилию.
- Хотя некоторые издевательства носят физический характер и их легко распознать, издевательства могут также происходить незаметно и скрытно, в виде целенаправленных сплетен, с помощью прямой или опосредованной коммуникации через смартфон или в Сети, приводя к психологическому насилию и эмоциональному ущербу.
- Хулиганские действия повторяются или проводятся регулярно или постоянно.
Основным аспектом буллинга является то, что он оказывает реальное эмоциональное и негативное психологическое или травмирующие воздействие. В зависимости от ситуации, это может:
- Причинить физическую боль
- Вызвать психологические страдания
- Устрашить
- Унизить
- Оскорбить
- Устыдить
- Смутить
- Принудить к нежелательным действиям
- Вызвать ограничения в действиях, самовыражении и любом другом проявлении свободы личности.
Чаще всего физический буллинг проявляется в виде избиений, ударов, пинков, толчков, пощечин, щелбанов, щипков, уколов, ограничения движений и свободы, поднятия в воздух, удушение, отнятие денег и ценностей, порча имущества, одежды.
Вербальный буллинг: оскорбления, дразнилки, пересмеивание имени, обдные прозвища, сравнения.
Психологический и социальный буллинг: угрозы, пугание, травля, издевательства, изоляция и отвержение, слухи, сплетни.
Кибербуллинг: преследовавние в Сети и через электронные средства связи, общедоступные порочащие пбликации.
Иногда буллинг в школе переходят все грани, когда издевательства и преследование основаны на расовой или этнической принадлежности, вере, инвалидности, половой принадлежности и сексуальной ориентации. В этом случае разбирательства с вопросами экстремистского буллинга переходят из психологического в юридическое поле.
Что бывает после буллинга. рана со щебенкой, аутоимунная ненависть, роботы
Нас пытаются убедить, что буллинг придумали СМИ. Да и не так он страшен, как эти самые СМИ малюют. Наш блогр рассказывает о том, как жить, когда школа и обидчики уже позади, но ты уже стал заложником ситуации, где никто не поможет
Если ты очкарик, ты уже мишень для дразнилок. Если у тебя еще лишний вес — удваивай количество подколок. Если к вышеперечисленному ты еще хорошо учишься, то поздравляю — ты отличная мишень для злобной компании с низким уровнем эмпатии и большой потребностью к унижению.
В какой-то момент ты понимаешь, что тебе никто не поможет. Обращаться к учителям или родителям за помощью — получить ярлык слабака и ябеды. К тому же старшие тебе не помогут и толкового совета не дадут.
Дать сдачи? Получишь в ответ. Действие равно противодействию (Третий закон Ньютона, ты же ботан, помнишь?)
Не обращать внимание? О, тебя с удовольствием будут испытывать на прочность — насколько тебя хватит и как далеко можно зайти в оскорблениях тебя.
Быть выше и лучше их? Отлично, дерзай, принеси на блюдечке с каемочкой новые поводы тебя ненавидеть. Ведь с каким удовольствием всегда свергали лучших и поедали белых (гавайцы доставили на «Резолюшн» корзину с десятью фунтами мяса и человеческую голову без нижней челюсти — предположительно останки Кука).
Можно надеяться, что обидчики найдут новую жертву, а ты останешься не у дел (но, наконец-то, в выигрыше. Как минимум — в спокойствии).
Но это кончится. Или нет?
Но не все так однозначно. Потому что последствия буллинга в школе могут аукнуться в любой момент. Длительный буллинг в возрасте становления личностью не только подпиливает сук, на котором находится твоя самооценка, но и яростно обрывает листья твоего характера.
Ты можешь похудеть, сменить очки на линзы и начать думать, что ты уже не так уж плох, но в какой-то момент тебя настигнут воспоминания. Ты недостаточно хорош. Старайся дальше (но и это будет бесполезно). Призраки прошлого найдут новую лазейку. Потому что время лечит не всегда и не всё, это не разодранные коленки, которые через неделю заживут. Это рваная рана, в которою щедро сыпанули (предположим) щебенки.
Как бы ты рану не промывал и бинтовал, кто-то заботливо сыпанет туда новой щебенки. Или битого кирпича
Какая-то часть себя тоже будет настроена против тебя, жадно подпитываясь воспоминаниями. Такая аутоиммунная ненависть. Которая любезно принесет тебе флешбэк с отличным моментом твоей беспомощности.
«Ты недостаточно хороша для этого платья! Ты свои ноги видела? Штопор и то ровнее.»
«Куда ты лезешь, у того парня точно есть девушка. Зачем ему такая уродина как ты?»
«Твои друзья с тобой из жалости, где они найдут еще одну такую удобную тряпку.»
И вроде со школы прошло достаточно времени, чтобы повзрослеть, возмужать, расцвести, но что-то мешает. Как вариант — сломанный ты.
Как плохо сросшийся перелом иногда будет хромать способность налаживать контакты. Чем концентрированее и длительнее буллинг, тем хуже будут твои отношения с людьми. Ощущение своей беспомощности и безнаказанности обидчиков выльется в проблемы с доверием, со способностью говорить на равных. Заводить друзей? Зачем. С кем-то встречаться? Лишние хлопоты. Собрать компанию? А вдруг они ополчатся против меня. И снова флешбэк туда, где было страшно, больно и обидно.
Аутоимунная ненависть к себе может кончится плачевно. Депрессия, тревожность — не модные диагнозы, а большие проблемы. Они могут решаться, но, увы, у нас (да и везде в мире) их диагностируют слишком мало или слишком поздно. Пока один человек постит в инстаграм селфи с потекшей тушью и разбитыми смайлами-сердцами другой не может встать с кровати — он не видит в этом смысла. Он обнимается с гложущей его пустотой и даже не плачет. У него нет на слезы сил и желания.
Иногда рана со щебенкой почти не болит. Так, ноет, но ты всё равно начинаешь обходить все места со строительными материалами. Или людьми, которые гипотетически могут отсыпать тебе щебенки. Интернет дает досуг и образование. Кассы самообслуживания, почтовые боксы и онлайн-шопинг пополняют здоровье и ману. Игры дают простор для путешествий и достижений. Удобно. Безусловно удобно. Потому что тебе по силам контролировать это самому. Не будет неожиданых и неприятных моментов.
Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
Зря нагоняют мрак на интернет- и игрозависимость. Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше
И не пытайтесь воззвать к здравому смыслу — «Посмотри как прекрасен этот мир!». Человек скорее всего там был, ему уже там не понравилось. Последствия буллинга могут быть в предпочтительном затворничестве. Домик из одеяла, запертая дверь в комнату, а теперь пришел черед экрана монитора — он будет ощущением спокойствия и надежности, которых не было тогда. В противовес флешбэку, когда ты загнан обидчиками в угол (в прямом или переносном смысле).
Наверное, большая ошибка тех, кто хочет помочь — акцент на тебя.
«ТЫ должен взять себя в руки»
«наверно ТЫ сам виноват»
«ТЫ просто ленишься»
«ТЫ выше этого»
«ТЫ сможешь»
Блин. Серьезно? Где мой первый закон робототехники! Лучше бы меня тогда окружали роботы (привет, касса самообслуживания и почтовые боксы)
Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
Уже звучит человечнее и добрее, чем… Окружающий мир.
Почему бы не помочь такому сломанному человеку, когда он не может сам?
«Давай я дам тебе телефончик одного хорошего парня»
«Я думаю это платье тебе подойдет»
«Я знаю как тебя развеселить»
«Я могу тебе помочь»
«Дай руку, я промою твою рану»
В школе
Рекомендации для родителей жертв буллинга:
- Объясните ребенку, что насилие неприемлемо ни в каких проявлениях (ни по отношению к нему, ни от него). Скажите, что проблемы нужно решать другим способом, что он может обо всем поговорить с вами, и вместе вы непременно найдете решение.
- Не замалчивайте проблему и стимулируйте сына / дочь к общению с вами. Расскажите о том, что все решаемо, что можно подключить помощь на нескольких уровнях (родительский комитет, школа).
- Объясните пострадавшему, что проблема не в нем. Скажите, что вы любите его несмотря ни на что.
Фразы, которыми можно поддержать сына / дочь:
- «Спасибо, что поделился этим»;
- «Я верю тебе»;
- «Мы преодолеем это»;
- «Ты не виноват в случившемся».
Не ругайте сына / дочь и не обвиняйте в слабохарактерности.
Не говорите школьнику, что нужно терпеть и «не обращать внимания на дураков» — помогите ему отстоять себя.
Что делать дальше:
- Научите школьника отражать нападения, защищать себя и отстаивать личные границы. Разберите вместе с ним ситуацию и продумайте стратегию, ответы обидчику.
- Скажите, что издевательства нельзя терпеть — нужно всегда обращаться за помощью ко взрослым.
- Поговорите с преподавателями, директором и матерью / отцом буллера, подключите школьного психолога или эксперта со стороны.
- Если педагоги не пытаются решить проблему и поощряют распространение травли, то стоит задуматься о смене школы.
Прочитайте нашу статью о подростковой психотерапии и о том, когда она нужна →
Не все мальчики и девочки могут открыто рассказать об издевательствах. Взрослые должны быть внимательными и реагировать на признаки нападений: замкнутость, рваная или испачканная одежда, частые потери вещей, нежелание идти в школу, снижение аппетита, проблемы со сном, апатия.
Рекомендации для матери / отца/ родственников буллера:
- Поговорите с сыном / дочерью и спросите, почему он / она так себя ведет.
- Проанализируйте свое поведение и атмосферу дома. Подумайте, что может быть причиной агрессивного поведения. Возможно, школьник не чувствует себя важным и нужным в семье — подумайте, как это исправить.
- Изучите его окружение. Если дома все хорошо, то, возможно, кто-то другой подрывает его самооценку, причиняет боль.
- Расскажите об опасностях буллинга и предупредите о наказании за такое поведение. Скажите, что вы беспокоитесь за его будущее.
- Объясните, какое поведение приемлемо и научите сына / дочь открыто говорить о том, что беспокоит, выражать негативные эмоции другим способом.
- Обратитесь за помощью к специалисту, если не можете самостоятельно разобраться с причинами агрессии.
Рекомендации для педагогов:
- Всегда вмешивайтесь, если видите, что в классе кого-то обижают.
- Поговорите с буллями и расскажите им о последствиях травли, предупредите о возможном наказании.
- Поговорите с родственниками буллера и пострадавшего.
- Фиксируйте и сохраняйте все, что можно использовать как доказательство случившегося.
- Поговорите о случившемся с директором, школьным психологом, если он есть. Если он не реагирует, идите дальше. Если этого требует ситуация, то дойдите до Министерства образования.
Согласно данным АПА, не стоит проводить совместную беседу с буллером и тем, кого обидели. Это смущает и пугает последнего.
Рекомендации для школьников, подвергшихся травле:
- Обратитесь за поддержкой к взрослым и расскажите обо всем случившемся.
- Если не можете обратиться к взрослым, то воспользуйтесь детским телефоном доверия: 8-800-2000-122.
- Не вините себя в том, что происходит, не стыдитесь этого. Дело не в вас, а в том, кто нападает.
- Не замыкайтесь и не становитесь хулиганами, чтобы отвести внимание от себя или отыграться на другом.
Рекомендации для свидетелей травли:
- Расскажите о случившемся хоть кому-нибудь.
- Не поддерживайте буллера, даже если боитесь, что он переключится на вас.
- Проявите сочувствие к тому, над кем издеваются, и предложите свою поддержку. Например, если его мама и папа не хотят помогать, то вы можете обратиться к своим родственникам или учителям.
Рекомендации для буллеров:
- Осознайте опасность такого поведения. Помните, что большинство агрессоров в будущем становятся зависимыми и встают на преступный путь.
- Подумайте, что занижает вашу самооценку, пугает или тревожит вас.
- Подумайте: почему вы причиняете боль другому? Что вы чувствуете после этого? С чем агрессия помогает справиться? Можно ли преодолеть это другими путями?
- Поговорите о том, что вас тревожит со взрослыми или другом.
С целью профилактики буллинга нужно создавать благоприятный климат дома и в школе:
- интересоваться дочерями и сыновьями, участвовать в их жизни;
- строго разграничивать приемлемое и неприемлемое поведение;
- подавать личный позитивный пример — не прибегать к физической и словесной агрессии, слушать и уважать других, открыто говорить о своих потребностях и чувствах, спокойно обсуждать разногласия;
- пропагандировать уважительное отношение к любым внешним и внутренним особенностям, толерантное отношение.
Если вы потеряли связь с сыном / дочерью и не можете самостоятельно ее восстановить, не понимаете сына / дочь или не можете справиться с личными проблемами и понимаете, что они негативно отражаются на благополучии других, то обратитесь к специалисту.
Долгосрочные последствия буллинга для жертвы
Долгосрочные психологические последствия напрямую связаны с травмирующим воздействием, которое дети испытывают в результате постоянных издевательств. Постоянная тревога и депрессивные симптомы, нередко сопровождают их всю последующую жизнь, становясь хронической проблемой.
Эти проблемы осложняют все элементы полноценной, сбалансированной жизни: прием пищи, сон, работу, занятия спортом и умение получать удовольствие от жизни. Они также затрудняют установление и поддержание близких отношений, будь то с друзьями или романтическими партнерами.
Хотя многие родители и учителя думают, что наносимый хулиганом физический вред ребенку всегда опаснее, это не совсем так. Эмоциональный ущерб длится гораздо дольше, чем физический. Особенно в детстве, когда телесные повреждения быстро заживают, а самооценку жертвы можно покалечить навсегда.
Запугивание и унижение — это попытка вселить в ребенка страх и ненависть к самому себе. Повторяющееся насилие подрывает способность ребенка считать себя полноценным, желанным, способным и эффективным человеком. Это приводит к неспособности жертвы хулигана доверять себе как полноценному человеку.
В частности, это сказывается на способности такого ребенка и взрослого справляться с трудностями: жертва усвоила, что она слишком слаба или безнадежна, чтобы справляться с проблемой, поэтому они этого и не делают. Это может иметь серьезные последствия для работы, отношений и других жизненных ситуаций, которые требуют настойчивости и решимости приложить усилия, преодолеть трудности или преуспеть.
Жертвам становится трудно доверять людям, поэтому они часто остаются одинокими, имеют проблемы с трудоустройством и работой. Они не умеют радовать себя, быть счастливыми, главным образом из-за отсутствия чувства контроля над своей жизнью, которого их лишили во время издевательств в детстве.
При оказании психологической и медицинской помощи у жертв издевательств можно предотвратить некоторые из потенциальных долгосрочных последствий издевательств. Однако без вмешательства дети-жертвы подвергаются рискам возникновения следующих расстройств:
К сожалению, некоторые жертвы насилия, которым не была оказана помощь, или которые не смогли самостоятельно переработать травму, сами становятся хулиганами. Это является патологическим механизмом попытки переработки травмы за счет других людей. (Собственно, из-за домашнего насилия, в том числе сексуального, многие хулиганы и становятся хулиганами).
Согласно исследованию, они подвержены даже большему риску длительных психологических расстройств, чем хулиганство или издевательства над самим собой. И хотя этот класс детей, согласно исследованию, имел повышенный риск семейных трудностей дома, это был не единственный определяющий фактор.
Хулиган, выросший из жертвы, имеет повышенные показатели психических расстройств, часто страдают агрофобиями, паническими и тревожными расстройствами. В молодом возрасте хулиганы из бывших жертв подвергаются высокому риску суицидальности. В то время, как только 5% молодых людей, которые никогда не были ни хулиганами, ни жертвами, имеют мысли о самоубийстве, их испытывает каждый четвертый хулиган из жертв.
У них также наблюдается самый высокий уровень депрессии, тревоги и панических расстройств. Это указывает на то, что в патологический путь – попытка преодолеть свой статус жертвы, став агрессором, является наиболее разрушительным для психики человека, как маленького, так и взрослого.
Последствия виктимизации для состояния здоровья
Дети, подверженные буллингу, имеют значимо более высокую частоту встречаемости головных болей, нарушения сна, болей в животе, тревожности, чувства печали, плохого аппетита и ночного недержание мочи. У подверженных буллингу детей в три-семь раз выше показатели депрессии.
В Таблице 1 представлены сравнительные значения частоты встречаемости ряда проявлений нездоровья у детей с буллинг-виктимизацией и детей, не переживавших подобный опыт. Наиболее высокие показатели оносятся к нарушениям сна и к депрессии. Интересно то, что нарушение сна имеет высокую взаимосвязь с депрессией.
Таблица 1. Влияние буллинг-виктимизации на здоровье учеников
Симптом | Не подверженные буллингу (%) | Подверженные буллингу (%) |
---|---|---|
Головные боли | 6 | 16 |
Проблемы со сном | 23 | 42 |
Боли в животе | 9 | 17 |
Чувство напряженности | 9 | 20 |
Тревожность | 10 | 28 |
Чувство печали | 6 | 23 |
Умеренная депрессия | 16 | 49 |
Тяжелая депрессия | 2 | 16 |
Дети, подверженные буллинг-виктимизации, также более склонны к развитию психотических симптомов. В особенности это верно, когда дети подвергаются постоянному, настойчивому и жестокому насилию. Было установлено, что, по мере того, как буллинг становится все более хроническим или тяжелым, таким же хроническим или тяжелым становится психотическое поведение.
В США известен случай подростка Майкла Карниала, который напал с оружием на свою школу в городе Падука, штат Кентукки. Он сообщил в последствии, что у него были психотические симптомы и возможно он даже испытывал симптомы шизофренического типа во время нападения на школу, хотя его посчитали вменяемым и он предстал перед судом.
Причины травли
Причины буллинга — ментальные проблемы, например, психопатии (нарциссизм, асоциальное расстройство личности) и личностная несостоятельность того, кто нападет. Например:
- в офис пришел новый работник, который предлагает идеи по оптимизации рабочего процесса, а коллеги хотят работать по привычной схеме и недовольно говорят, что он «лезет в чужой монастырь со своим уставом»;
- начальник выделяет одного из сотрудников за нестандартные идеи и предлагает коллегам прислушиваться к нему, но те считают, что лучше выжить «белую ворону», потому что эта рекомендация задевает их;
- у сотрудника синдром самозванца, он боится потерять свое место, поэтому выживает того, кто, как ему кажется, может это место занять;
- школьника систематически избивают, унижают и наказывают дома, а он вымещает свою боль и злость на однокласснике или младшем брате / сестре;
- школьник опасается травли и бьет первым — указывает на особенности сверстника и оскорбляет его, чтобы спрятать то, что он не принимает в себе;
- некто завидует успеху и счастью другого, поэтому пишет ему неприятные вещи в интернете, достает звонками или пакостями;
- педагог испытывает личную неприязнь к матери или отцу школьника и вымещает это на нем;
- преподаватель не любит свою работу и на фоне этого возненавидел школьника, который задает много вопросов или слишком активно себя ведет.
Существует миф, что травля возникает из-за особенностей того, кого обижают. Например, в школе часто достается отличникам, мальчикам и девочкам с лишним весом, ребятам из неполных или неблагополучных семей. Однако это не причины, а то, за что может зацепиться хулиган. Причина же живет в буллере.
Если мы говорим буллинге в школе, то также причиной могут быть педагогические ошибки родителей. Например, они сами высмеивают и дискриминируют мужчин / женщин по какому-то признаку и научили этому сына или дочь. Или они бьют детей, привыкли любые проблемы решать через агрессию и рукоприкладство. Сын или дочь принимает это за норму, копирует поведение родителей.
Моббинг может начаться из-за ошибок начальника: например, он закрывает глаза на конфликты в команде или выделяет любимчиков и «козлов отпущения». Более того, исследователи отмечают, что в большинстве случаев травля в коллективе начинается сверху и идет вниз по рядам, все больше разрастаясь.
Роль наблюдателей или свидетелей в школьном буллинге
Обычно все упускают роль наблюдателей в ситуациях школьного насилия, травли, издевательств и запугивания, но это глубоко ошибочная позиция. Фактически, свидетели играют решающую роль в возможности проявлений буллинга. Хотя часть актов буллинга происходит в закрытых от посторонних глаз посещениях – в туалетах, в подвалах, на чердаках, «за углом», основные акты издевательств происходят на глазах у многих других детей.
Это может быть столовая, спортзал, класс, автобус или школьный двор. Часто свидетели крайне необходимы хулигану, которому важно утверждать свой авторитет перед аудиторией и даже искать у нее поддержки. В абсолютном большинстве случаем наблюдатели никак не пытаются пресечь насилие над другими детьми.
- Боязнь того, что хулиган сделает их следующей целью
- Мнение, что это «не их дело»
- «Стучать» старшим нехорошо
- Чувство, что вмешательство ничего не даст, особенно если ранее дети сказали учителям, которые не предприняли никаких действий.
Бездействие свидетелей не является пассивным. Когда наблюдающие издевательства дети внешне ничего не делают, внутри они активно делают выбор: либо игнорировать события, либо притворяться, что это не имеет к ним никакого отношения, либо посмотреть на издевательства с интересом и, иногда, с удовольствием.
Независимо от того, что происходит, наблюдение без попыток пресечь издевательства становится вредным и для самих свидетелей. Безмолвное потворство насилию, наблюдение неприглядных сцен, которые каждый ребенок примеряет на себя, точно также оказывает травмирующее психику действие.
Если школьный коллектив непримирм к буллингу, то он происходит только в 4% случаев.
Это отличный повод поговорить с детьми о вреде издевательств и научить их полезным и действенным способам реагирования на буллинг и издевательства, когда они ее видят. Когда дети чувствуют, что могут что-то сделать с несправедливым поведением, чтобы прекратить его, они не теряют чувства контроля над жизнью, у них не разрушается самооценка и вера в себя, которые часто сопровождают выученную беспомощность, что в свою очередь приводит к тревоге и депрессии.
Пример школьного плаката в США: Как вести себя с хулиганом?
- Разреши учителю помочь тебе.
- Выйди из ситауции, если это возможно.
- Немедленно дай знатькому-нибудь о проблеме.
- Помни, что ты не одинок!