Управление креативностью

Управление креативностью Женщине

Референтная группа и ее влияние на индивида (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет психологии

Кафедра психологии развития

Реферат

Референтная группа и ее влияние на индивида

Исполнитель:

Пузан Я.Г.

Екатеринбург 2008

ВВЕДЕНИЕ

С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием так называемых референтных (эталонных) групп.

Впервые, понятие референтной группы было введено Гербертом Хайменом в 40-х годах XX века и в дальнейшем развивалось в работах целого ряда американских социологов [1].

Различаются референтные группы, в которые индивид непосредственно входит, и те, на которые индивид ориентируется в своём поведении.

Референтная группа даёт нам образец для подражания и сравнения. Теория референтной группы показывает, что установление социальных связей или разрыв их естественно несут с собой особые когнитивные установки.

Присоединяясь к определённой группе, индивид «знает», что мир такой-то и такой-то. Переходя из одной группы в другую, он должен «знать», что ранее заблуждался.

Каждая группа смотрит на мир «с собственной колокольни».

Некоторые эксперименты, проведённые социальными психологами, с целью выяснения влияния групповых мнений на восприятие физических объектов, дают нам возможность осознания этой потребности.

Ключевой термин, который используют социологи для обозначения обсуждаемых явлений – «интериоризация».

Тот же самый процесс, менее интенсивный по качеству, происходит каждый раз, когда взрослого человека принимают в новый социальный контекст, или в новую социальную группу.

Таким образом, общество находится не только «вне», но и «внутри» нас – как часть нашего внутреннего бытия. Общество не просто контролирует наши движения, оно придаёт форму нашей самоидентичности, нашим мыслям и нашим чувствам.

Актуальность темы. Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с тем, что понятие референтной группы и, особенно, ее функции связаны с нормами и ценностями человека.

Раскрытие структуры референтности является важной проблемой исследования референтности. Но еще более важной проблемой является также неизученные до сих пор причины возникновения и разрыва референтных связей.

Почему именно этот, а не какой-либо другой субъект в результате социального восприятия становится значимым для индивида и складываются референтные отношения?

Почему с течением времени референтные для индивида субъекты теряют свою значимость, и складываются новые (иногда имеющие очень разные, почти противоположные нормы и ценности) референтные отношения?

Ценностные ориентации индивида формируются под влиянием его референтных отношений, но каким же образом образуются референтные отношения?

1. История возникновения и развития понятия референтности

Впервые термин «референтная группа» встречается у Г. Хаймена в 1942 г. Он использовал это понятие для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивает себя при определении своего статуса [1].

Позже Т. Ньюком определял референтную группу как группу, к которой индивид причисляет себя психологически и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении [Там же].

М. Шериф окончательно утвердил понятие «референтная группа» в американской психологии. М. Шериф акцентировал внимание на то, что референтная группа и группа членства часто не совпадают, и референтная группа именно та, к которой индивид может относить себя психологически, причем, сознательно или бессознательно [Там же].

Все авторы, занимающиеся исследованием референтных групп, работали, вкладывая в содержание понятия «референтная группа» различное значение, и вели исследования в разных направлениях.

В 1952 г. Г.

Келли, обобщив все исследования в области референтных групп, пришел к выводу, что понятием «референтная группа», как правило, обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой, связанных, с одной стороны, с мотивационными, а, с другой стороны – с перцептивными процессами.

Из этого он делает вывод, что термин «референтная группа» используется для описания двух типов совершенно разных групп, и это двойное использование термина говорит о том, что референтная группа может выполнять различные функции в формировании социальных установок индивида.

Он выделяет две функции референтной группы: нормативную и сравнительную, считая, что «первая функция заключается в том, чтобы устанавливать и навязывать стандарты для индивида…; вторая функция референтной группы заключается в том, что она является эталоном, стандартом и отправной точкой для сравнения, при помощи которой индивид может оценивать себя или других» [2. С. 200].

Большинство психологов, занимающихся данной проблемой, согласны с выделением этих двух функций.

При оценке теорий референтных групп следует отметить, что в них исследуется очень важный социально-психологический феномен. Уделяется достаточное внимание связи самооценки индивида с его принадлежностью к группе, а также влиянию внешних групп, их ценностей и норм на социальные установки и поведение индивида.

Упоминание теорий референтных групп встречается в трудах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Г.М. Андреевой, Р.С. Немова и др.

Но первая попытка дать определение понятию «референтность» и упорядочить сведения о референтных группах, полученных путем анализа работ зарубежных авторов, принадлежит Е.В. Щедриной.

Она систематизирует результаты зарубежных исследований по проблеме референтных групп и делает попытку восполнить имеющиеся пробелы, также вводит понятие референтности, уточняет взаимосвязь между феноменом референтности как качеством межличностных отношений и референтной группой.

Необходимым условием, по мнению Е.В. Щедриной, является изучение феномена референтности. При этом, особенностью введенного понятия референтности является «своеобразный перенос представлений об отношениях между индивидом и его референтной группой на систему межличностных отношений индивида в группе» [4. С. 116].

Само качество референтности обнаруживается в условиях постоянно возникающей в групповой деятельности ситуации соотношения субъекта со значимыми для него объектами.

Причем, объектами могут выступать цели и задачи совместной деятельности, эмоциональные и конфликтные ситуации, участники совместной деятельности, объективные трудности, возникающие при ее осуществлении, личные качества субъекта и т. д.

Таким образом, соотношение субъекта и объектов ориентации осуществляется опосредованно, через обращение к ценностным ориентациям другого или других членов коллектива, путем обращения к значимому другому.

Обозначенное Е. В. Щедриной понимание референтности, заключается в том, что «направленность индивида на некоторый значимый для него объект может быть реализована посредством установления взаимодействия с другим индивидом» [4. С. 118].

Такое понимание референтности подразумевает трактовку объекта ориентации, как обладающего личностной значимостью, а трактовку другого значимого субъекта, как носителя личностно значимой для первого субъекта информации.

Таким образом, референтность, по мнению Е.В. Щедриной, выражает зависимость субъекта от другого индивида и выступает как «избирательное отношение к нему в условиях задач ориентации в личностно значимом объекте» [Там же. С. 119].

Одновременно с понятием референтности Е.В. Щедрина рассматривает факторы, лежащие в основе некоторой системы межличностных отношений и проявляющиеся при изучении связи индивида с референтной для него группой: ценностно-нормативный фактор, фактор сравнения, фактор стремления к повышению социального статуса и оценочный фактор.

Если говорить об эмпирическом исследовании референтности Е.В.

Щедриной, можно отметить, что, хотя интерес предыдущих исследователей в основном состоял в выявлении референтных для данного индивида групп, членом которых он не является, или в оценке тенденций индивида принимать свою группу членства в качестве референтной, то в своем исследовании Е.

В. Щедрина делает попытку качественно охарактеризовать явление референтности путем выявления своеобразной референтной группы – круга лиц, референтных для данного индивида и входящих вместе с тем в его реальную группу.

Как быть Леди:  Референтность - это что такое референтность

https://www.youtube.com/watch?v=9vIyrByJc-U

Результаты исследований Е.В. Щедриной являются основными в области референтности и референтных групп в отечественной психологии.

2. Нормативная и сравнительная функция референтных отношений

Референтные отношения выполняют различные функции. На данный момент большинство зарубежных психологов соглашаются с выделением либо двух функций референтных отношений (референтных групп) – сравнительная и нормативная (по Г. Келли). Именно эти функции представляют особый интерес при изучении взаимосвязи ценностных ориентаций личности и ее референтных отношений.

Нормативная функция референтной группы заключается в том, что данная группа обеспечивает стандарты поведения и групповые нормы для индивида. Это означает, что нормы и ценности индивида формируются под влиянием его референтной группы. Как правило индивид присваивает нормы и ценности, существующие в референтной группе.

Сравнительная функция референтной группы состоит в том, что группа может служить точкой отсчета для оценивания индивидом себя и других людей. Нормы и ценности, существующие в референтной группе индивида чаще всего являются для него абсолютными, и в соответствии с ними он оценивает поведение, способности, личностные качества людей (в том числе и свои).

Референтность — это..

Референтность [от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности со «-значимым другим»- или кругом «-значимых других»-. Само понятие «-референтность»- ввел в социальную психологию Г.

-Хайман, утверждавший, что представления людей о самих себе, их оценка самих себя существенно, а нередко в решающей степени зависят от того, с какой общностью они себя соотносят, к какой группе они себя причисляют и, в связи с этим, с мнением какого сообщества они считаются, используя его позицию как значимый ориентир в своей жизнедеятельности.

В отечественной социальной психологии в рамках стратометрической концепции (А. -В. -Петровский) был теоретически обоснован, методически подкреплен и экспериментально проверен своеобычный подход к понимания феномена референтности, в основу которого «-положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций»- (Е. -В. -Щедрина).

Если говорить о референтных субъектах, то ими могут быть как группы, так и отдельные личности, как реальные, так и несуществующие реально люди, как находящиеся в актуальном взаимодействии с тем, для кого они рефернтны, так и не входящие в состав социального окружения.

Объединяющей их характеристикой является лишь то, что именно с их позицией соотносит свои планы, намерения та личность, для которой они являются референтными, то, что их референтность существует лишь в сознании того, для кого они референты, а реализуется лишь путем обращения этой личности именно к их мнению, реальному или воображаемому в связи со значимой для нее проблемной ситуацией.

В отличие от лица, значимого как источник некоей важной информации, в центре внимания индивида оказывается не только и не столько информация, за которой он, в конечном счете, и обращался к другому, сколько ее оценка данным конкретным и таким образом оказывающимся референтным для него лицом.

Здесь можно говорить о «-личностном видении»-, «-личностном различении»- субъекта, к которому обращаются за сведениями, как необходимом условии отношений с «-референтным лицом»-, чего не скажешь об отношениях с «-индивидом — источником информации»-.

Высокая референтность индивида для другого ни в коей мере не исключает возможности ярко выраженного негативного отношения этого другого к нему как к личности.

Несмотря на то, что отношение референтного лица к интерпретируемым фактам и обстоятельствам играет роль своего рода ориентира в жизнедеятельности индивида, последний далеко не всегда прислушивается к этой оценке, нередко не согласен с ней, не принимает ее как неоспоримо верную.

Более того, он порой может использовать информацию о мнении референтного лица как материал для обоснования своей позиции, что называется, «-от противного»-. В любой реально функционирующей группе постоянно возникают проблемные ситуации, когда членам группы для принятия того или иного решения необходимо соотнести свои взгляды, мнения, позиции.

Отдельный член группы обычно не стремится «-перебрать»- мнения всех своих товарищей, чтобы сориентироваться в обстановке, проверить справедливость своих взглядов и еще раз утвердиться в правильности выбранной им тактики. Для решения этой задачи он обычно обращается к мнению лишь одного или нескольких людей, наиболее значимых для него.

Референтное лицо, или объект референтных отношений — человек, на мнение которого ориентирован субъект этих отношений, чьи взгляды и позиции последний принимает во внимание, с чьими нормами и ценностями он соотносит свое поведение. Как правило, наиболее референтными в группе лицами являются лидер и руководитель.

Порой это совершенно не означает, что тот человек, для которого они референтны, относится к ним позитивно. Имеется в виду сам факт их значимости для индивида, возможно, не основанной на их личных достоинствах, а отражающей важность той роли, которую играет в группе каждый из них.

Отношения межличностной значимости референтного характера в конкретном контактном сообществе и характер референтной интрагрупповой структуры сообщества традиционно выявляются с помощью специально созданной для этой цели в конце 70-х годов XX века методики — референтометрия.

В отечественной социальной психологии исследования референтных отношений в реально функционирующей группе достаточно жестко связаны с разработкой теорией деятельностного опосредствования межличностных отношений, а в дальнейшем — и с концепцией персонализации.

При этом базовой методической процедурой, с помощью которой традиционно изучались и изучаются отношения межличностной значимости именно на уровне референтности, является методика референтометрии предложенная, апробированная и впервые экспериментально реализованная Е. -В. -Щедриной.

Основные показатели референтных отношений в группе практически полностью соотносятся с показателями отношений типа «-симпатия — антипатия»- традиционно выявляемых с помощью классической социометрической процедуры. Соотносятся именно по названию показателей, но никак по их содержательному собственно психологическому наполнению.

Другими словами, традиционно выявляется референтометрическая «-звезда»-, референтометрический «-аутсайдер»-, референтометрический «-отвергаемый»-, референтометрический «-принимаемый»- и т. -д. В то же время целый ряд исследований отчетливо демонстрирует явное несовпадение референтометрической и социометрической интрагрупповых структур.

Так, например, в исследованиях З. -В. -Кузьминой и Ю. -В.

-Янотовской443 было показано, что референтные отношения представляют собой принципиально самоценную сферу межиндивидуальных связей в реально функционирующей контактной группе и характеризуют взаимовидение и взаимовлияние, далеко не всегда совпадающее с тем, которое может быть описано в логике не опосредствованной целями, задачами и содержанием совместной деятельности эмоциональными связями.

Более того, в группах разного уровня развития показатели референтных отношений качественно различаются. В группах высокого уровня социально-психологического развития отмечена отчетливо выраженная взаимность референтных отношений, адекватность экспектаций в этой сфере и четкая собственно «-деловая»- мотивация подобных межличностных выборов.

Кстати следует отметить, что и в группах типа корпораций эти показатели достаточно выражены, хотя в основе этих взаимосвязей лежит не просоциальная, а откровенно антисоциальная деятельность. Что касается диффузных, или номинальных групп, то в их рамках достаточно часто референтные отношения, напрямую связанные с деятельностной сферой слабо выражены, а в экспериментальном плане социометрическая и референтометрическая интрагрупповые структуры, что называется нередко «-слипаются»-.

Если говорить о референтных отношениях как о значимом социально-психологическом феномене межличностных взаимосвязей в группе, нельзя не упомянуть и еще об одном экспериментально проверенном факте.

Значимость референтных отношений подтверждается еще и тем, что даже не объективная, а собственно субъективная их «-картинка»-, как правило, решающим образом влияет на поведенческую активность партнеров по взаимодействию. Так, например, в исследовании В. -В.

 -Трофимовой444 была зафиксирована крайне интересная закономерность.

Как быть Леди:  Словарик психологического садиста. 7 фраз-ответов на его манипуляции | Отношения | Наша Психология

В условиях диадического выполнения совместной учебной задачи выяснилось, что не столько объективная картина референтных отношений влияет на эффективность решения, сколько субъективные представления о том, кто из партнеров является референтным или нереферентным для другого.

Оказалось, что если работающие в паре в проблемной учебной ситуации подростки считают друг друга референтными, их «-парная работа»- является наиболее успешной. При этом совершенно не важно в данном случае референтны ли они друг для друга в действительности.

Более того, реально взаимно референтные лица, если они не считают себя таковыми, оказываются малоэффективными в рамках диадического взаимодействия. Кстати, здесь имеет смысл отметить и то, что референтность в данном случае может быть сопряжена не только с позитивным, но и с негативным эмоциональным отношением.

Знание системы референтных отношений для любого практического социального психолога выступает в качестве того исходного материала, лишь с помощью которого он может выстроить психологическое воздействие на группу в логике косвенного и индивидуально-специфического, и функционально-ролевого влияния.

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Референтность [лат. referens — сообщающий] — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Понятие «Р.», которое впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с…

Психологическая энциклопедия

— отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. В психологии социальной было установлено, что человек в своей деятельности и поведении ориентируется не только на симпатии и антипатии к отдельным людям, но и на коллективные цели, мнения и ценности…

Референтность как характеристика группы

Референтные связи личности с окружающими людьми заключаются в избирательной ориентированности человека на позицию других лиц при выработке собственного отношения к значимым для него объектам. Впервые понятия и были введены в американской социальной психологии в начале 40-х годов XX в.

и вскоре стали фигурировать в очень большом количестве трудов при разработке различных проблем: от психических заболеваний и детской преступности до массовых коммуникаций и формирования мнения. Наиболее яркими представителями данного направления являются американские психологи Т. Ньюком, М. Шериф, Р.

Хартли, Г. Хаймен.

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА – социальная группа, на которую индивид ориентирует свое поведение. Понятие было введено в научный оборот Гербертом Хаймоном (Hymon) в его работе «Архивы психологии» в 1942 г.

Под референтной он понимал группу, которую индивид использует для сравнительной оценки своего собственного положения или поведения.

Хаймон проводил различие между группой, к которой принадлежит индивид, и референтной, или эталонной, группой, которая служит критерием для сравнения.

Индивид может принадлежать к референтной группе или быть очень далек от нее. (термин Р. Мертона), или это непосредственное социальное окружение индивида. Это группа, к которой он принадлежит.

Если мы дорожим членством в данной группе, если мы стремимся закрепиться в ней и рассматриваем нормы и ценности ее субкультуры как наиболее авторитетные, стремимся быть похожими на большинство ее членов, то эта группа может считаться в качестве референтной.

В этом случае группа взаимодействия и референтная группа просто совпадают, но их качественные характеристики совершенно различны.

Если же мы считаем себя выше членов своей группы или рассматриваем себя как чужаков в ней, то как бы тесно мы не были связаны с ней, эта группа не является эталонной. В этом случае группа не предлагает привлекательных норм и ценностей.

Эталонная группа может быть реальной социальной группой или являющейся результатом выступать в качестве статистической общности, члены которой могут и не подозревать, что для кого-то они одна сплоченная группа. Например, на протяжении десятилетий для многих советских людей существовала такая референтная мифическая группа, как «Запад», «Америка».

Чем более закостенелым, замкнутым является данное общество, тем больше вероятность, что референтной группой индивида является его группа социального взаимодействия.

Так, в докапиталистических обществах господствовала сословная социальная структура, при которой большинство людей рождались в определенном сословии (группа с социальным статусом, закрепленным законами) и оставались в нем всю жизнь, передавая свой сословный статус по наследству.

В таком обществе крестьянину сравнивать себя с придворной аристократией, подражать ей было верхом нелепости. Капиталистическое или государственно-социалистическое (например, советское) общества открыты для социальной мобильности.

Это значит, что родившийся в крестьянской семье имеет шансы прорваться на самый верх политической, административной или экономической иерархии. В таком обществе вполне разумен индивид, находящийся на дне, но подражающий тем, кто находится на самом верху. В таком обществе сближение с референтной группой потенциально реально.

«Американская мечта» как важнейший миф Америки утверждает, что каждый американец может стать президентом или миллионером. Примеров, подтверждающих реальность этой мечты, в американской мифологии много. В советской мифологии также масса примеров героев, поднявшихся из «простых рабочих и крестьян» до высших постов в государстве.

часто является неустойчивой, подвижной, расплывчатой. Это значит, что на разных этапах биографии у него могут быть различные референтные группы. Кроме того, при выборе элементов стиля жизни индивид может ориентироваться на разные референтные группы.

Эталонные (референтные) группы могут быть позитивными и негативными. это та реальная или воображаемая группа, которая служит образцом для подражания, привлекательным эталоном.

Чем ближе индивид к ней с точки зрения стиля жизни, тем большее удовлетворение он чувствует.

это реальная или мнимая (сконструированная) группа, выступающая в качестве негативного примера, это группа контакта, ассоциации с которой стремятся избежать.

Набор референтных групп имеет Это значит, что в обществе, состоящем из множества социальных групп и субкультур, нет единого набора позитивных и негативных референтных групп, действительного для всех. Та группа, которая является образцом для подражания для одних людей, другими рассматривается как антиэталон.

это группа людей, чьей информации мы доверяем. При этом не важно, впадаем мы в заблуждение или близки к истине. Главная отличительная черта такой группы состоит в том, что мы доверяем исходящей от нее информации; проявляется она в двух основных формах.

1.  В качестве такой группы могут выступать люди, попробовавшие «на своей шкуре» данный товар или услугу. Мы обращаемся к их дилетантскому опыту, чтобы подтвердить или опровергнуть сомнения относительно марки товара, планируемой к покупке.

2.  т. е. специалисты в данной области. Это группа, которая рассматривается окружающими как наиболее сведущая в конкретной области, чье суждение точнее всего отражает реальные качества явления, товара, услуги и т. д.

Когда возникает потребность в эксперте? К нему обращаются, когда в рамках повседневности возникает проблемная ситуация, когда течение повседневной жизни нарушается. К экспертам мы обращаемся и для поддержания нормального течения повседневной жизни.

это группа, к которой индивид принадлежит и находится под прессом ее норм и ценностей. Он, возможно, и хотел бы избежать этого принуждения, но, как гласит поговорка, «с волками жить – по-волчьи выть».

Группа прямо или косвенно вынуждает его придерживаться такого стиля поведения, в том числе и потребления, который рассматривается как «подобающий» для члена данной группы, и избегать такого стиля, который считается в ней «неприличным», «странным».

это реальная или мнимая группа людей, которые рассматриваются данным индивидом как яркие носители, выразители тех ценностей, которые разделяет и он.

Поскольку же эта группа не просто втайне сочувствует этим ценностям, а активно их исповедует через свой стиль жизни и гораздо дальше него продвинулась по пути их реализации, то индивид подражает группе, стремится следовать принятому в ней стилю поведения.

Как быть Леди:  Ритуал - это... Что такое ритуал? - Значение слова

Он не является членом данной группы, находится порою очень далеко от нее как в физическом, так и в социальном пространстве. Чаще всего в роли такой эталонной группы выступают «звезды» спорта, кино, поп-музыки и герои, выдающиеся деятели той сферы, к которой тяготеет данный индивид.

это группа, которая располагает арсеналом позитивных и негативных санкций, т. е. способна как наградить, так и наказать индивида… В этом качестве могут выступать самые разные реальные социальные и мнимые группы.

Например, служащий учреждения одевается так, как нравится начальнику, дабы не раздражать его и не создавать препятствий для собственной карьеры. Перед работой он не ест чеснок, даже если очень хочется, поскольку знает, что во власти начальника уволить его за такие вкусы.

Юноша подбирает стиль поведения, который вызывает симпатию если не у всех, то у избранной части девушек или даже одной, но самой лучшей.

Девушки в данном случае выступают как утилитарная референтная группа, располагающая таким арсеналом позитивных и негативных санкций, как явные и скрытые проявления симпатии, любви, антипатии, презрения.

Данный механизм группового влияния обычно проявляется при наличии ряда условий. Чаще всего этот тип референтной группы оказывает влияние при совершении действий, видимых окружающими или ведущих к результатам, которые не могут быть не замеченными.

Индивид чувствует, что окружающие имеют в своем распоряжении позитивные или негативные санкции по отношению к нему (одобрение – насмешка и т. п.).

Индивид мотивирован бороться за получение вознаграждения группы и уход от наказания с ее стороны (например, стремится сделать карьеру или завоевать симпатию противоположного пола).

В связи с развитием информационных технологий и расширением границ коммуникативного пространства роль делового общения в референтных группах непрерывно возрастает, и стиль делового общения становится неотъемлемой частью не только собственно сферы бизнеса, но и общественной жизни в целом.

Поэтому изучение особенностей делового общения перестает носить узко прикладной характер и становится объектом внимания многих наук, в частности, психологии, социолингвистики, культурологии, риторики, речеведения.

По этой же причине современное трактование понятия «деловое общение» не включает указание на конкретную сферу человеческой деятельности (например, бизнеса), как можно было бы ожидать, и определяется как «процесс речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели».

Референтные группы. свойства и влияние референтных групп на личность

С самого рождения человек является частью многочисленных групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. В процессе общения в группе индивид усваивает социальные нормы. Включение в группу качественно изменяет личность, а наибольшие изменения происходят под влиянием так называемых референтных групп.

Что такое референтные группы? Как они влияют на личность человека, на наши действия и поступки? Как связаны уровень притязаний и референтные группы? Чем отличаются реальные и воображаемые референтные группы?

Немного истории.

Термин «референтная группа» был введен американским психологом Гербертом Хайманом .

Проводя исследования он использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего имущественного статуса.

В результате исследований Хайман установил, что ценности личности определяются не столько стандартами тех групп, членом которых личность реально выступает, сколько стандартами групп, к которым она ощущает себя принадлежащей или стремится принадлежать.

Слово «референт» обозначает образец, эталон, пример. Следовательно, референтные группы – это эталонные группы, членство в которых рассматривается индивидом как благо. Референтной, или эталонной группой называется та группа, в которой мы присутствуем психологически, нормы и ценности которой используем как систему эталонов при выборе и оценке своих действий и поступков.

У каждого человека имеется своя совокупность референтных групп, в которых он состоит или стремиться состоять. Но не всегда это стремление реализуется, так как уровень притязаний и возможностей человека оказывается в противоречии с реальными жизненными условиями общения и деятельности. На этом основании выделяются реальные референтные группы и воображаемые.

Свойства референтных групп.

Основное психологическое свойство референтных групп – оценка и направление деятельности личности.

Для ребенка референтной группой является семья, но лишь в том случае, когда он любим и принят в семье, а между родителями нет конфликтов.

Родители для ребенка выступают как «значимые другие» — образцы для подражания, как те самые «зеркала», глядя в которые он формирует свое «Я».

При конфликтах семья теряет свойство референтной группы для ребенка. В таком случае он может найти референтную группу среди сверстников, старших подростков.

Для взрослых эталонной группой может стать профессиональная группа, коллектив, вышестоящие руководители. В спортивной деятельности для начинающего футболиста референтной группой выступает любимая команда, которой он постоянно желает победы и проигрыши которой остро переживает.

Для некоторых людей референтной группой являются воображаемые, фантастически вымышленные персонажи или почерпнутые из художественной литературы, кинофильмов, пьес и пр.

Иногда подросток находит для себя в интернете референтную группу, и это ведет к формированию интернет-зависимости при условии, если эта группа является единственной референтной и подросток виртуальные отношения не переносит в реальную жизнь для дальнейшего общения.

Наконец, в роли референтной группы может выступать сверхценная идея, которая овладевает сознанием человека в состоянии алкогольного опьянения или при расстройствах психики. В таком случае знание особенностей референтной группы больного позволяет врачам найти эффективные способы коррекции личности.

Сильная ориентация человека на избранную им референтную группу может приводить и к печальным последствиям. Стремление соответствовать нормам и критериям референтной группы иногда побуждает человека исполнять роль, для которой у него не хватает ни образования, ни способностей. Он постоянно мобилизует силы изнуряя себя. Отсюда перенапряжение, психическое истощение, болезни.

Люди могут принимать картины тех групп, в которых они не признаются членами, иногда групп, в которых они никогда непосредственно не участвовали, и иногда даже таких групп, которых вообще не существует.

Те, например, кто ищет возможности повысить свой статус, более чувствительны к мнению вышестоящей социальной группы, чем той, к которой сами принадлежат. Так подростки с окраины порой усваивают кодекс преступного мира, каким они узнали его из кинофильмов.

Функции референтных групп.

Референтная группа выполняет следующие функции по отношению к поведению и деятельности людей:

  1. Эталона для подражания и формирования моральных норм поведения.
  2. Источника знаний и опыта жизни.
  3. «Зеркала» личности, которое используется для интеграции самооценки и поддержания самоуважения на достаточном уровне.

Подросток использует нормы и ценности референтной группы для сравнения себя с другими, для выбора друзей, одежды, манер поведения и разговора, для оценки своих действий. Эта функция референтной группы указывает на ее значимость в воспитательном процессе и необходимость исследования ее влияния на личность.

Подростки окружены сбивающим с толку разнообразием ролей, которые предлагаются многочисленными референтными группами и значимыми другими. Эти роли должны быть интегрированы в личностную идентичность. Процесс формирования идентичности осложняется, когда имеет место конфликт между ролями.

Референтность как феномен межличностных отношений имеет множество аспектов изучения. Учитывая референтные отношения человека, можно определить его личностную, мотивационную, ценностную, профессиональную направленности.

Изучение системы таких отношений личности можно использовать как метод психодиагностики. И, конечно, определенным образом, влияя, через значимого другого, на индивида, можно контролировать и регулировать (в определенной степени) формирование его личности, в частности структуры его ценностных ориентаций и ведущих мотивов.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий