Умный? Проверь себя! 9 видов интеллекта: какой из них твой. Интеллектуальные способности ребенка

Умный? Проверь себя! 9 видов интеллекта: какой из них твой. Интеллектуальные способности ребенка Женщине

Почему теория об общем интеллекте по-прежнему популярна

Теорию множественного интеллекта Гарднера преподают во многих университетах, но сообщество специалистов по тестированию интеллекта медленнее принимает эту теорию и по-прежнему придерживается столетней концепции показателя общего интеллекта.

Принятие теории Гарднера ограничивается, в частности, отсутствием четких тестов по оценке уровня интеллекта каждого типа. Гарднер не составляет тесты, а специалисты по их разработке не воспользовались возможностью заполнить этот пробел.

Мы можем считать теннисистку Серену Уильямс и музыканта Пола Маккартни людьми исключительных, уникальных способностей в своих областях, но это не то же самое, что выполнить количественную оценку их способностей с помощью специальных инструментов измерения.

Возможно, вас удивит, что хороших тестов на определение музыкальных способностей не существует. Какие-то тесты есть, но то, что они измеряют, не имеет отношения к настоящей музыке в реальном мире, следовательно, они бесполезны. Такая же ситуация с другими типами интеллекта.

Из книги «Счастливое старение»

Что такое интеллект

Определение

Интеллект — это совокупность особых психических способностей личности:

  • познавательных (внимание, воображение, мышление, представление, восприятие, ощущение, память);
  • связанных с решением проблем (рефлексия, воля);
  • направленных на использование знаний в управлении окружающей средой;
  • связанных с применением абстрактных понятий (логическое мышление, умение находить связи, ассоциации, отличия);
  • образовательных (запоминание, обучение, использование уже накопленного опыта, систематизация информации, ее классификация, нахождение закономерностей);
  • адаптационных (умение приспосабливаться к изменению условий, к возникновению новых ситуаций).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Автором понятия «интеллект» является британо-американский психолог Рэймонд Бернард Кэттелл. Он предложил условное деление интеллекта по своим свойствам на две группы:

  1. Способности, отвечающие за накопление опыта и использование уже усвоенных навыков и знаний (кристаллизовавшийся интеллект).
  2. Способность анализировать, логически мыслить, понимать и решать задачи, выходящие за границы имеющегося опыта (подвижный интеллект).

Значение интеллекта в жизнедеятельности человека настолько велико, что появилось понятие «интеллектуальной собственности».

Почему интеллект разный

Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения интеллекта людей исключительно количественным способом.

Интеллект – это совокупность качеств и свойств личности, определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других способностях, недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других.

Умственные способности, как и любые другие, проявляются в деятельности. Нельзя определить уровень интеллекта человека, если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека.

И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.

К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером мышления. Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.

Есть еще и творческое мышление – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.

Биологический интеллект

Еще со времен сэра Ф.Гальтона предполагалось,
что высоким интеллектом отличаются
люди, имеющие какое-либо природное,
физиологическое превосходство 
над другими, например быстрейшую
проводимость раздражителя от рецепторов
к мозгу, либо скорость обработки информации,
либо низкий (или высокий) порог чувствительности
к уровню раздражения.

Например, предложена гипотеза, что 
уровень умственных способностей зависит 
от количества ошибок, которые возникают
при обработке и передаче информации в
коре головного мозга на уровне синапсов.
Чем больше подобных ошибок, тем ниже коэффициент
интеллекта.

Даже если и не существует
непосредственной зависимости психометрического
интеллекта от биологического, в ходе
современных психофизиологических исследований
обнаружено наличие корреляционной связи
между психометрическим интеллектом,
определяемым стандартными тестами интеллекта,
и такими физиологическими показателями,
как уровень сенсорного различения, время
реакции, а также уровень слухового различения.

Г.Айзенк полагает, что именно измерение 
уровня биологического интеллекта отвечает
современной научной парадигме,
так как, по его мнению, все остальные 
виды интеллекта – социальный и психометрический – лишь следствие,
внешнее проявление биологического интеллекта,
который и является его основной детерминантой.

Вербально-лингвистический интеллект

Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.

Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:

  • способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
  • умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
  • владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
  • умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.
Как быть Леди:  17 признаков того, что вы

В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте.

Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.

Девять типов интеллекта: каждый талантлив по-своему

Как часто мы слышим фразу про то, что все люди разные

Как часто мы слышим фразу про то, что все люди разные. И еще про то, что каждый талантлив по-своему. Так вот, это не отговорка для успокоения самолюбия. Действительно учеными различаются несколько видов интеллекта. Вот почему все по-разному справляются с одинаковыми задачами. Попробуем описать 9 известных типов интеллекта, а благодарный читатель сам определит свои таланты.

1. Природный интеллект

Определяет способность человека буквально чувствовать животных и растений. Эта способность считалась даром из нашего эволюционного прошлого. Великие первобытные охотники и собиратели обладали этим даром. Сейчас этот тип интеллекта продолжает играть важную роль. В некоторых отраслях и без него невозможно стать профессионалом. Например, ботаником или агрономом. Увы, современное общество уже конечно мало заинтересовано в этом типе, потому что мы всё больше отдаляемся от природы.

2. Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект — это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы появиться композиторы, дирижеры, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом. В данном случае примечателен факт, что только музыкальный интеллект склонность к математике может родить таких людей как барабанщики. Они, как правило, очень хорошо фильтруют внешний звук и имеют хорошо и быстро считать.

3. Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект соответственно помогает бегло считать, решать сложные математические и логические задачи. Логический интеллект, как правило, хорошо развит у математиков, ученых и детективов. Стоит отметить, что обладатели данного типа интеллекта не склонны к общению, обычно они замкнуты. Им интереснее цифры, эксперименты и логические задачки.

4. Экзистенциальный интеллект

Это довольно редкий вид интеллекта. Он потенциально помогает своему обладателю в борьбе с глубокими вопросами человеческого существования. Например, такие люди могу выдвинуть новые теории о смысле жизни, возможности бессмертия и как люди появились на планете Земля. В обычной бытовой жизни подобный вид интеллекта малоприменим, и любителей экзистенциональных вопросов часто считают «странными» людьми.

5. Межличностный интеллект

Межличностный интеллект — это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она включает в себя эффективные вербальные и невербальные коммуникации, возможность быстро замечать различия между людьми. Также эти люди имеют хорошо чувствовать настроение и темперамент других. Пожалуй, самый полезный в повседневной жизни вид интеллекта. Его обладателям легко идется по дороге жизни, свои любые интеллектуальные недостатки они могут с легкостью решить с помощью правильно выстроенного общения и системы социальных связей.

Учителя, социальные работники, актеры и политики по определению должны обладать этим типом интеллекта, но… Молодые люди с развитым межличностным интеллектом часто становятся лидерами среди своих сверстников, не потому что они сильнее, а потому что с ними интересно общаться, и, кажется, что они понимают чувства каждого.

6. Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект — это способность манипулировать физическими объектами и использовать различные физиологические навыки. Такие люди хорошо ориентируются во времени и пространстве. Соответственно обладатели данного вида интеллекта часто становятся спортсменами, артистами танцорами, иллюзионистами, хирургами.

7. Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект — это способность мыслить и четко интерпретировать свои мысли, даже очень сложные, в понятные для всех слова. Лингвистический интеллект важен для поэтов, писателей, журналистов и общественных деятелей. Люди с таким интеллектом любят писать, читать, рассказывать истории и разгадывать кроссворды, все виды занятий, связанные с публичными выступлениями.

8. Личностный интеллект

Личностный интеллект — это способность понимать себя, а также свои мысли и чувства, и использовать эти знания в процессе планирования жизни. Этот тип интеллекта позволяет человеку здраво оценивать свои возможности и грамотно планировать траты. Суперполезный вид интеллекта, обладатели редко испытывают растерянность. Такие люди нередко становятся хорошими психологами. Но при этом эти люди могут быть очень застенчивыми.

9. Пространственный интеллект

Пространственный интеллект — это способность мыслить в трех измерениях. Такие люди, хорошо осознают место, мысленно могут представить, что их ждет за углом. Они с легкостью вспоминают картину, именно картину, того места, о котором их спрашивают или о котором они вспоминают в данный момент. Моряки, летчики, скульпторы, водители, художники и архитекторы — носители развитого пространственного интеллекта. Люди с таким интеллектом в качестве отдыха любят лабиринты и пазлы.

Как быть Леди:  ребенок укачивает 'сам себя'. Усыновление

В заключении следует отметить, что каждый человек наделен несколькими видами интеллекта. И данном случае, чтобы быть более эффективным в жизнедеятельности, следует выделить один или два доминантных вида. Ориентиры на доминантные интеллектуальные способности и их развитие — отличный путь к успехам.

Логико-математический

Математический и логический интеллект обеспечивают возможность работать с числами, решать математические задачи, оценивать ситуации, делать выводы в любой сфере деятельности. Этот вид находится под контролем двух зон мозга.

  • 1-я зона контролирует чувство количества, позволяет выполнять математические операции, такие как сложение, вычитание;
  • 2-я зона отвечает за различение чисел и других математических символов, преобразование их в слова. С помощью этой зоны человек использует более сложные операции, такие как деление, процентные вычисления, схемы, частично основанные на словах.

Высокий разум этого вида помогает быстро оценить выгоду, сосчитать, какая политическая партия имеет наибольшие шансы на победу на выборах. Люди, наделенные этим интеллектом, успешны в профессиях, требующих знаний математики, физики, химии (т.е. преуспевают в научно-технических дисциплинах). Они часто занимаются логическими играми (например, шахматами), требующими вычислительных и комбинаторных навыков.

Наиболее подходящая форма тренировки:

  • логические задачи;
  • подсчет;
  • использование расчетов с практической целью (расчет денег, необходимых для покупки какого-либо оборудования, проведения праздника, определение, сколько обоев потребуется для поклейки всей комнаты и т.д.).

В какой деятельности человека ожидает успех:

  • деятельности, связанные с применением математических навыков;
  • программист;
  • детектив;
  • врач.

Множественный интеллект

Разделение интеллекта на три типа (кристаллизованный, флюидный и интеллект овладения знаниями) отражает важные способы его дифференциации. Однако этот подход не учитывает концепцию областей интеллекта, имеющую большое значение для понимания ментальных различий между людьми.

Возможно, вы встречали блестящих музыкантов и писателей, которые не знали, как подсчитать 20 процентов от суммы в счете ресторана. Даже если дать им простую подсказку (например, проигнорировать последний десятичный разряд, взять число слева и удвоить его), они все равно не понимают, как это сделать.

Эти люди могут иметь высокий уровень интеллекта всех трех типов, когда речь идет о музыке и литературе, но у них просто нет способностей к математике. По всей видимости, математика — особая область компетенции. Собственно говоря, то же самое можно сказать о музыке.

Таким образом рассуждал профессор Гарвардского университета Говард Гарднер, предложивший теорию множественного интеллекта. Он выделяет такие типы интеллекта:

  1. Музыкально-ритмический интеллект.
  2. Визуально-пространственный интеллект.
  3. Вербально-лингвистический интеллект.
  4. Логико-математический интеллект.
  5. Телесно-кинестетический интеллект (занятия спортом, танцы,
    актерское искусство).
  6. Межличностный интеллект (или социальный).
  7. Внутриличностный интеллект (или самопознание).
  8. Духовный интеллект (вспомните о таких личностях, как Моисей,
    Иисус, Магомет, Будда).
  9. Моральный интеллект (способность решать проблемы в рамках
    морали и этики, подобно царю Соломону).
  10. Натуралистический интеллект (знание природы, растений, животных и всего того, что может понадобиться для выживания в дикой природе).

Музыкально-ритмический интеллект

Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.

Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:

  • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
  • умение воспроизводить мелодию на слух;
  • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
  • различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
  • умение придавать речи яркую интонационную окраской.

Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.

Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.

Наши советы по развитию логического 
интеллекта

Чтобы развить логические способности,
постарайтесь задумываться об устройстве
разных процессов или механизмов, о том,
что именно происходит и в какой последовательности;
не стесняйтесь обращаться за разъяснениями
к другим людям. Это прекрасное упражнение.
Например: почему с человеком случается
солнечный удар?

Узнав последовательность
событий (длительное пребывание на солнце,
вызывающее обезвоживание кожи…), которые
приводят к этому явлению, вы тем самым
сможете объяснить его для себя. Тривиальные
вопросы вроде приведенного выше могут
стать предлогом для эффективной тренировки
умственных способностей.

Другой способ — развивать в себе методичность:
опишите в уме или на бумаге последовательность
возможных событий. Если, к примеру, вы хотите
попросить у начальника внеочередной отпуск,
разработайте заранее несколько сценариев.

1) Если я буду мотивировать свою просьбу
потребностью в отдыхе, который мне необходим
для того, чтобы впоследствии работать
более эффективно, то начальник может поставить
под сомнение мое умение организовать
свой труд.

2) Если я заговорю о несоответствии
объема моих обязанностей и моего оклада,
он предложит ме выбирать между отпуском
и повышением зарплаты и т. п.

При этом важно соблюдать правила 
логического вывода: из каждого элемента
следующий выводится в соответствии с определенной
закономерностью, а ответом на вопрос является
сама эта последовательность элементов.

Как быть Леди:  Краткий гид по билингвизму | Мел

Социальный интеллект

Социальный интеллект
рассматривается как проявление социально полезной адаптации. Подобное
определение интеллекта имеет давнюю
традицию. В.Штерн определил интеллект
как «некоторую общую способность к новым
жизненным условиям». Приспособительный
акт – решение жизненной задачи с помощью
интеллекта – осуществляется посредством
действия с мысленным («ментальным») эквивалентом
объекта, посредством «действия в уме»
(или же во «внутреннем плане действия»)
при доминирующей роли сознания над бессознательным.

Благодаря этому решение проблемы «может
быть осуществлено здесь и теперь без
внешних поведенческих проб, правильно
и одноразово: пробы, проверка гипотез
осуществляются во внутреннем плане действия».
В данном случае «критерием интеллектуального
поведения является не преобразование
среды, а открытие возможностей среды
для адаптивных действий индивида в ней».

В отечественной психологии Б.Ф.Теплов
определял практический ум как направляющий
свое действие от абстрактного мышления
к практике, от общих принципов – к конкретным
обстоятельствам, в отличие от теоретического
ума, направленного от «живого созерцания
к абстрактному мышлению».

М.К.Акимов и др. наметили два пути
анализа практического интеллекта:
изучение особенностей мышления людей,
занятых отдельными видами практической
деятельности, и анализ мудрости, понимаемой
в самом общем виде, например,
умение ориентироваться в социально-практических
ситуациях.

Вопрос о том, каким образом 
репрезентируется понятие «интеллект» 
в обыденном общественном сознании,
исследовал Р.Стернберг, проводя опрос 
экспертов и исследуя полученные
результаты методом факторного анализа. В результате он выделил
три формы интеллектуального поведения:

  • вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
  • способность решать проблемы;
  • практический интеллект (умение добиваться поставленных целей).

Попытка упорядочить информацию, накопленную 
в области экспериментально-психологических
теорий и исследований интеллекта, была
предпринята М.А.Холодной.

Она выделила восемь основных
подходов, для каждого из которых 
характерна определенная концептуальная
линия в трактовке природы 
интеллекта.

1. Социокультурный интеллект рассматривается
как результат процесса социализации
и влияния культуры в целом (Дж.Бруннер;
Л.Леви-Брюль; А.Р.Лурия; Л.С.Выготский и
др.).

2. Генетический интеллект определяется 
как следствие усложняющейся 
адаптации к требованиям окружающей
среды в естественных условиях взаимодействия
человека с окружающим миром (У.Р.Чарльзворт;
Ж.Пиаже).

3. Процессуально-деятельностный интеллект 
рассматривается как особая форма 
человеческой деятельности (С.Л.Рубинштейн;
А.В.Брушлинский; Л.А.Венгер; К.А.Абульханова-Славская
и др.).

4. Образовательный интеллект определяется 
как продукт целенаправленного 
обучения (А.Стаатс; К.Фишер; Р.Фейерштейн 
и др.).

5. Информационный интеллект определяется 
как совокупность элементарных 
процессов переработки информации
(Г.Айзенк; Э.Хант; Р.Штернберг и др.).

6. Феноменологический интеллект 
рассматривается как особая форма 
содержания сознания (В.Келер; К.Дункер;
М.Вертгеймер; Дж.Кемпион и др.).

7. Структурно-уровневый интеллект 
определяется как система разноуровневых 
познавательных процессов (Б.Ананьев;
Е.Степанова; Б.Величковский и др.).

8. Регуляционный интеллект рассматривается 
как форма саморегуляции психической 
активности (Л.Терстоун и др.).

М.А.Холодная предлагает понимание 
интеллекта как всей совокупности ментального 
опыта, за которым не стоит никакого
общего организующего фактора. Полемизируя
с ней, В.Н.Дружинин обращает внимание
прежде всего именно на наличие этого
общего фактора, который служит организующим
механизмом для ментального опыта: «организация
ментального опыта определяется общей
способностью к умственной деятельности,
а именно: общим интеллектом, свойством
некоторой психической системы, которая
не тождественна ментальному опыту».

Типы интеллекта по гарднеру

Теория множественного интеллекта была разработана американским психологом Говардом Гарднером, профессором Гарвардского университета, который в своей книге «Frames of  Mind» (1983 г) разделил интеллект на 7 (позже на 8) типов. Согласно Гарднеру и его многочисленным последователям, каждая личность обладает всеми интеллектами, но в разных пропорциях.

На то, какой тип преобладает, влияет наиболее развитая часть мозга, окружающая среда и ситуации, в которых человек находится в первые 10 лет жизни. У детей, окруженных музыкой, скорее всего, будет развиваться музыкальный потенциал. Личности, имеющие предпосылки к спорту, сосредоточиваются на координации движений и равновесии.

Коэффициент интеллекта лишь на 20% влияет на успех в жизни. Более важным является психический аспект – искусство общения, умение угадывать мысли других, распознавать собственные чувства и мотивы действий.

Восемь видов интеллектов человека согласно теории Гарднера:

  • языково-вербальный (лингвистический);
  • логико-математический;
  • звуко-музыкальный;
  • телесно-двигательный;
  • визуально-пространственный;
  • внутренний (внутриличностный);
  • социальный (межличностный);
  • природный.

Первые 2 вида – самые легкие в отношении измерения стандартными тестами, на них основан успех в образовании. До недавнего времени они считались единственными «истинными» видами интеллекта. Три следующих вида трудно измерить, но они являются креативной (творческой) основой личности.

Факторы, влияющие на развитие

Среди факторов, оказывающих влияние на развитие IQ, выделяют два основных:

  1. Окружающая среда. В первую очередь, это влияние семьи (уровень жизни, образования родителей, методы воспитания, отношения внутри семьи, родительский пример, образ жизни, характер питания).
  2. Наследственность. Последние исследования доказали, что именно этот фактор является основополагающим. Интеллект приемных детей, их образовательный уровень был близок к интеллекту и уровню образования биологических родителей, а не приемных.

Остальные факторы, относящиеся к групповым различиям, оказывают влияние на интеллект в гораздо меньшей степени:

  • страна проживания (средний уровень IQ выше в экономически развитых странах, он также связан с политическими, религиозными, демографическими условиями, с уровнем развития демократии и преступности в обществе);
  • расовая и национальная принадлежность (исследования, проведенные в США, показали наличие разрыва в среднестатистических данных по разным этническим группам, но в то же время отметили постепенное сокращение этого разрыва);
  • социальный фактор (согласно исследованиям, при перемещении индивидов в более благоприятную социальную среду их IQ повышался);
  • принадлежность к полу (в социально и экономически развитых странах среднестатистический показатель общего IQ находится на одном уровне, но есть различия по уровню интеллекта в отдельных областях);
  • питание (на способность мозга быстро и эффективно обрабатывать информацию может влиять недостаточное и нездоровое питание из-за нехватки важных микроэлементов). 
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий