Убедительная речь: как научиться убеждать и добиваться успеха

Убедительная речь: как научиться убеждать и добиваться успеха Женщине

«как убедить, что ты прав», р. шелл, м. мусса

Авторы полагают, что любое убеждение осуществляется в четыре этапа:

  1. Исследование ситуации.
  2. Преодоление пяти барьеров.
  3. Презентация идеи.
  4. Обеспечение выполнения обязательств.

Для начала вы должны определить, что за идею хотите донести людям, что в ней особенного, как вы к ней относитесь, сколько сил готовы потратить на ее реализацию, в каких условиях придется это озвучивать, какие условия подойдут больше.

После этого подумайте, как справитесь с 5 потенциальными барьерами (в книге подробнее рассказано об этом):

  • плохие взаимоотношения;
  • недостаток доверия;
  • неверный подход к коммуникации;
  • несовпадение систем ценностей;
  • конфликт интересов и потребностей.

Определите, как презентуете свою идею, почему люди должны вас слушать, чем для них привлекательно ваше решение, что за ним стоит. И в финале докажите действиями, что ваши обещания и слова не пустой звук.

В основе книги лежит опыт дипломатических переговоров самих авторов.

Что значит «говорить красиво»

Говорить красиво – это значит говорить понятно, доходчиво, с правильными интонациями, в меру эмоционально, так, чтобы убедить собеседника или собеседников в правильности своих рассуждений и выводов. О человеке, который говорит красиво, говорят, что он обладает даром красноречия или ораторскими способностями.

Красноречие может быть естественное и приобретенное. С естественным все понятно – некоторые люди обладают им от природы. Приобретенное же красноречие – это ораторское искусство, или искусство красноречия, которому нужно учиться. В наше время ему обучают на всевозможных тренингах.

А возникло оно еще в далекие времена в античной Греции, где появились первые школы по обучению искусству красноречия, и постепенно переросло в науку – риторику. На занятиях по ораторскому мастерству, как раньше, так и сейчас, учат, как обычную речь превратить в ораторскую.

Цель ораторской речи – не только донести до слушателей определенную информацию, но и убедить их в своей правоте, чтобы побудить к дальнейшим действиям. Оратор своей речью должен вызвать у слушателей эмоциональный отклик, особый психологический настрой, поэтому она не должна быть монотонной, неуверенной, с нечеткой артикуляцией.

Как говорил французский писатель-философ Вольтер:

«Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».

Принцип 5. вы скорее убедите своих слушателей, если будете говорить так, чтобы мотивировать их

Мотивация, или «силы, действующие на организм извне и изнутри, которые инициируют и направляют поведение» (Petri, 1996), часто возникает в результате использования стимулов и эмоционального языка. Чтобы стимул имел какую-то ценность, он должен быть значимым.

1. Сила стимулов. Люди скорее склонны воспринимать стимулы как значимые, когда эти стимулы указывают на благоприятное соотношение издержек и вознаграждений. Предположим, вы просите своих слушателей пожертвовать час в неделю своего времени на то, чтобы поучаствовать в благотворительной программе.

Время, которое вы предлагаете им потратить, вероятнее всего, будет воспринято как издержки, а не как стимулирующее вознаграждение; однако вы можете описать данную благотворительную работу таким образом, что она сама будет восприниматься как дающий вознаграждение, значимый стимул.

Например, вы можете сделать так, чтобы ваши слушатели, уделяя время столь важному делу, чувствовали себя людьми с сознанием гражданского долга, социально ответственными или благородными помощниками. Если вы покажете в своей речи, что эти вознаграждения или стимулы перевешивают издержки, ваши слушатели с большей вероятностью захотят принять участие в поддерживаемой вами программе.

2. Использование стимулов, соответствующих основным потребностям. Стимулы наиболее действенны, когда служат удовлетворению основных потребностей. Одна из самых популярных теорий в области потребностей принадлежит Абрахаму Маслоу (Maslow, 1954). Согласно этой теории, люди проявляют большую склонность действовать, когда стимул, предлагаемый оратором, способен удовлетворить одну из важных неудовлетворенных потребностей слушателей.

В чем смысл такого анализа для вас как для оратора? Во-первых, она описывает типы потребностей, к которым вы можете обращаться в своей речи. Во-вторых, она позволяет понять, почему некоторая линия развития речи может хорошо работать в одной аудитории и приводить к неудаче с другой аудиторией.

Третий и, возможно, наиболее важный момент состоит в том, что если ваше предложение вступает в конфликт с ощущаемой потребностью, вы должны иметь наготове сильную альтернативу из той же самой или из более фундаментальной категории потребностей. Например, если реализация вашего предложения будет стоить людям денег (скажем, будут повышены налоги), вы должны показать, что эти меры удовлетворяют какие-то другие, сравнимые по значимости потребности (например повышают их безопасность).

20 способов убеждения людей – умение убеждать, как основа успеха в деловой жизни

Не тот сильнее, кто обладает великими знаниями, а тот, кто способен убеждать – известная аксиома. Умея подбирать слова, ты владеешь миром. Искусство убеждать – целая наука, но все ее секреты уже давно раскрыты психологами в доступных для понимания, простых правилах, которые любой успешный деловой человек знает назубок. Как убеждать людей – советы специалистов…

  • Контроль над ситуацией невозможен без трезвой оценки обстановки. Оцените саму обстановку, реакцию людей, возможность влияния посторонних людей на мнение вашего собеседника. Помните, что результат диалога должен стать выгодным для обеих сторон.
  • Мысленно поставьте себя на место собеседника. Не пытаясь «влезть в шкуру» оппонента и не сопереживая ему, невозможно влиять на человека. Почувствовав и поняв оппонента (с его желаниями, мотивами и мечтами), вы найдете больше возможностей для убеждения.

убеждение

  • Первая и естественная реакция практически любого человека на давление со стороны – сопротивление. Чем сильнее «нажим» убеждения, тем сильнее сопротивляется человек. Ликвидировать «барьер» у оппонента можно, расположив его к себе. Например, пошутить над собой, над несовершенством своего товара, тем самым «усыпив» бдительность человека – нет смысла искать недостатки, если тебе их перечислили. Еще один из приемов – резкая смена тона. С официального – на простой, дружеский, общечеловеческий.
  • Используйте в общении «созидательные» фразы и слова – никакого отрицания и негатива. Неправильный вариант: «если вы купите наш шампунь, ваши волосы перестанут выпадать» или «если вы не купите наш шампунь, вы не сможете оценить его фантастическую эффективность». Правильный вариант: «Верните силу и здоровье волосам. Новый шампунь с фантастическим эффектом!». Вместо сомнительного слова «если» используйте убедительное – «когда». Не «если мы сделаем…», а «когда мы сделаем…».

убеждение

  • Не навязывайте свое мнение оппоненту – предоставляйте ему возможность мыслить самостоятельно, но «подсвечивайте» правильный путь. Неправильный вариант: «Без сотрудничества с нами вы лишаетесь массы преимуществ». Правильный вариант: «Сотрудничество с нами – это взаимовыгодный союз». Неправильный вариант: «Купите наш шампунь и убедитесь в его эффективности!». Правильный вариант: «Эффективность шампуня доказана тысячами положительных откликов, многократными исследованиями, Минздравом, РАМН и пр».
  • Ищите аргументы для убеждения оппонента заранее, продумав все возможные ветви диалога. Аргументы выдвигайте спокойным и уверенным тоном без эмоциональной окраски, не торопясь и обстоятельно.
  • Убеждая в чем-либо оппонента, вы должны быть уверены в своей точке зрения. Любые ваши сомнения в вами же выдвигаемой «истине» мгновенно «схватываются» человеком, и доверие к вам теряется.

убеждение

  • Исключите из своего лексикона слова «может быть», «наверное» и прочие подобные выражения – они не добавляют вам убедительности. В ту же мусорную корзину и слова-паразиты – «как бы», «короче», «нуу», «эээ», «в общем» и др.
  • Эмоции – главная ошибка. Победитель всегда уверен в себе и спокоен, а повествовательно-убедительная, спокойная и тихая речь гораздо действеннее пылкого воодушевления и тем более крика.
  • Не позволяйте человеку отводить взгляд. Даже если вас ставят в неудобное положение неожиданным вопросом, будьте уверены в себе и смотрите оппоненту в глаза.
Как быть Леди:  Отношения с Козерогом : Астромагия - 12 : Форум на Страстях

убеждение

  • Изучите язык жестов. Это поможет вам избежать ошибок и лучше понять оппонента.
  • Никогда не поддавайтесь на провокации. В убеждении оппонента вы должны быть «роботом», которого невозможно вывести из себя. «Уравновешенность, честность и надежность» — три «кита» доверия даже к постороннему человеку.
  • Всегда используйте факты – лучшее оружие убеждения. Не «бабушка рассказала» и «в интернете прочитал», а «есть официальная статистика…», «на личном опыте знаю, что…» и пр. В качестве фактов наиболее эффективны свидетели, даты и цифры, видео и фотографии, мнения известных людей.

убеждение

  • Учитесь искусству убеждать у своих детей. Ребенок знает, что предлагая родителям выбор, он, как минимум, ничего не потеряет и даже приобретет: не «мам, ну купиии!», а «мам, купи мне радиоуправляемого робота или хотя бы конструктор». Предлагая выбор (причем, заранее подготовив условия выбора так, чтобы человек сделал его правильно), вы позволяете оппоненту думать, что он – хозяин положения. Доказанный факт: человек в редком случае говорит «нет», если ему предлагают выбор (даже если это иллюзия выбора).

убеждение

  • Убедите оппонента в его исключительности. Не пошлой открытой лестью, а видимостью «признанного факта». Например, «Ваша фирма нам известна, как ответственная компания с положительной репутацией и один из лидеров в данной сфере производства». Или «Мы наслышаны о вас, как о человеке долга и чести». Или «Мы хотели бы работать только с вами, вы известны, как человек, слова которого никогда не расходятся с делом».
  • Делайте акцент на «вторичной выгоде». Например, «Сотрудничество с нами – это не только низкие цены для вас, но и большие перспективы». Или «Наш новый чайник – это не просто технологическая супер-новинка, а ваш вкусный чай и приятный вечер в кругу семьи». Или «Наша свадьба будет такой пышной, что даже короли позавидуют». Ориентируемся, в первую очередь, на потребности и особенности аудитории или оппонента. Исходя из них, и ставим акценты.

убеждение

  • Не допускайте пренебрежения и высокомерия по отношению к собеседнику. Он должен ощущать себя на одной ступени с вами, даже если в обычной жизни вы объезжаете таких людей за километр на своем дорогом авто.
  • Всегда начинайте разговор с моментов, которые могут объединить вас с оппонентом, а не разделить. Сразу настроенный на правильную «волну» собеседник перестает быть оппонентом и превращается в союзника. И даже в случае появившихся разногласий ответить вам «нет» ему будет уже сложно.
  • Следуйте принципу демонстрации общей выгоды. Каждая мама знает, что идеальный способ уболтать чадо на поход с ней в магазин – сообщить, что на кассе продают конфеты с игрушками, или «вдруг вспомнить», что на его любимые машинки обещали в этом месяце большие скидки. Тот же метод, только в более сложном исполнении, лежит в основе деловых переговоров и договоров между обычными людьми. Взаимовыгода – ключ к успеху.

убеждение

  • Расположите человека к себе. Не только в личных отношениях, но и в деловой среде люди руководствуются симпатиями/антипатиями. Если собеседник вам неприятен, а то и вовсе омерзителен (внешне, в общении и пр.), то никаких дел у вас с ним не будет. Поэтому один из принципов убеждения – личное обаяние. Кому-то оно дано от рождения, а кому-то приходится учиться этому искусству. Учитесь подчеркивать свои достоинства и маскировать недостатки.

Видео о искусстве убеждения 1:

Видео о искусстве убеждения 2:

Дети  и подростки (6-17 лет)

Критическое мышление появляется в 6 лет, поэтому до этого возраста убедить ребенка в чем-то непросто. Хотя уже с 2,5-3 лет иногда удается договориться с ним. Но наша тема «Убеждение», поэтому берем тот возраст, когда у ребенка есть ресурс для критической оценки.

В этом случае нужно действовать по схеме «информирование – объяснение – доказательство или опровержение». И бонусом – подкрепление своих слов мнением авторитетного для ребенка лица, например, какого-то спортсмена, актера и т.д. или проведение аналогий с теми жизненными ситуациями, которые уже знакомы ребенку.

Пример: мама убеждает ребенка помочь ей по дому. Она говорит: «А ты знаешь, что твой любимый блогер вот буквально вчера говорил, что активно помогает маме с папой и уважает ребят, которые тоже это делают? Он считает, что это важно, потому что в семье все общее, то есть, помогая с уборкой, он заботится о себе в том числе. А это навык зрелой личности, взрослого человека».

Формулировки и содержание можно менять в зависимости от возраста. С подростками лучше выходить на сотрудничество, то есть разбирать взаимные выгоды. Мы не будем заострять на этом внимание, потому что наша статья больше нацелена на убеждение взрослых людей.

Заранее прорабатывайте возможные контраргументы

как убедить человека в чем либо

Не давайте человеку возможности возразить вам. Сразу после своей мысли высказывайте возможный аргумент оппонента и отвечайте на него, потом снова высказывайте мысль, снова подбирайте фразу-сопротивление и снова отвечайте.

В итоге оппонент поймет, что вы досконально изучили вопрос, перестанет сам искать какие-то доводы и решит прислушаться к вам. К тому же такая подача информации не будет воспринята как нападение, а значит, собеседник не будет защищаться.

Альтернатива метода – прокрутить в голове все возможные контраргументы, подобрать ответ на каждый и оставить «козырь в рукаве». При общении отразите все контраргументы, и когда оппоненту будет уже нечем влиять на вас, достаньте «козырь».

Зачем нужно говорить красиво

Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.

Существует пословица:

«Встречают по одежке, а провожают по уму».

А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.

Как сказал древнегреческий философ Сократ одному постоянно молчавшему молодому человеку:

«Заговори, чтобы я увидел тебя».

А персидский поэт Саади писал:

«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию».

Французский император и полководец Наполеон считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.

Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.

Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др.

Используйте тактику прямолинейного убеждения

Если вы на 100% в чем-то уверены и можете прямо сейчас разложить все по полочкам, то действуйте, то есть последовательно излагайте аргументы.

Как быть Леди:  Безумные женихи Елизаветы I: может, не зря королева решила остаться одинокой? - Экспресс газета

Например, сотрудник просит прибавку. Чтобы убедить начальника, он рассказывает о своих достижениях на фоне коллег: пройденные курсы повышения квалификации, процент успешных сделок, публикации в СМИ, привлечение крупных клиентов и т.п.

Другой пример. Вы хотите убедить близкого человека в том, что у него есть зависимость (курение, переедание, алкоголизм, игромания или что-то еще) и что ему нужна помощь. Для этого вы нашли несколько научных книг, рассказывающих о маркерах зависимости. А потом вы на каждый маркер подобрали случай-подтверждение из жизни человека.

Можно начать убеждение с самого определения зависимости: это сильная потребность в чем-либо, для удовлетворения которой человек готов пожертвовать любыми другими потребностями и благами. Вспомните, когда ради объекта зависимости человек жертвовал карьерой, семьей, друзьями, здоровьем или чем-то еще. И последовательно все ему изложите.

Ищите единомышленников

Старайтесь не выходить на контакт с человеком один на один. Для начала найдите тех, кто уже разделяет ваши убеждения.

Психолог С. Милгрэм провел эксперимент, благодаря которому выяснил, что у одного человека меньше шансов изменить чьи-то убеждения, чем у группы людей.

Суть эксперимента: психолог вставал посередине оживленной площади и смотрел в небо. Большинство людей обходило его стороной. Но когда он подключил своих коллег, и они впятером делали на площади то же самое, то большинство людей стали обращать внимание.

Альтернатива этого способа – общественный опрос. Объясните человеку, каким его видят окружающие, какую репутацию он имеет. Например, если вы хотите убедить человека с синдромом самозванца в том, что он отличный работник, то попросите коллег дать ему характеристику.

Прием группового воздействия подходит как для убеждения одного человека, так и для тех случаев, когда вы хотите убедить многих людей в чем-то.

Молодые люди (18-34 года)

Говорите о том, что можно проверить и позвольте оппоненту исправить вас. То есть в начале разговора сделайте вид, что вы оговорились или что-то перепутали, забыли. Позвольте собеседнику поправить вас. Это повысит его уверенность, а к вам он будет относиться уже не так враждебно.

А также стоит подчеркивать право выбора человека и его власть. И учитывать ценности этой категории людей.

По данным результатам опроса ВЦИОМ для них важен доход (15%), порядок и стабильность (11%), самореализация (8%), свобода (7%), личная безопасность (5%), патриотизм (4%), уважение окружающих (3%).

Пример: друг рассказал вам о своем бизнес-плане. Как человек, который хорошо разбирается в этой сфере, вы понимаете, что в плане много недочетов, да и само это направление почти изжило себя. При этом у вас есть своя идея, для осуществления которой нужен партнер.

Вы хотите убедить друга отказаться от его идеи и войти в ваш проект. Чтобы убедить его, вам нужно четко просчитать доходность того и другого дела, собрать данные о развитии того и другого бизнеса в целом на рынке, собрать отзывы людей о том, что им нужно больше, поставить акцент на партнерское участие.

Тем самым вы зацепите все ценности. Важно по каждому пункту предоставить конкретные данные: цифры, статистика, примеры.

Определите, к какому типу относится ваш собеседник

Психолог Н.Н. Обозов назвал четыре типа людей в ситуации убеждения и подобрал «ключик» к каждому из них.

Как научиться убеждать людей по типам личности:

  1. Уверенный, или несгибаемый. Такие люди всегда знают, чего хотят, и уверены в своих силах. Поставьте под сомнение их силу, заставьте сомневаться в их правоте. В народе это называют «брать на «слабо»».
  2. Нерешительный, или убегающий. Люди этого типа легко поддаются внешнему влиянию, но так и не могут перейти ни на чью сторону. Вам нужно сделать так, чтобы человек начал сам себя уговаривать. Для этого притворитесь нерешительным и попросите у оппонента совета, мнения. Вопрос нужно сформулировать так, чтобы собеседник выдал тот ответ, который вы ждете.
  3. Агрессивный, или нападающий. Такие люди открыто отталкивают или скрытно саботируют планы. В общении с ними нужно быть решительным, напористым, местами агрессивным. Нельзя показывать свою слабость и сомнения. Если на это не хватает духу, то можно отстраниться, поиграть в надменность и независимость. А еще при убеждении людей этого типа нужно смотреть им в глаза. Если не умеете, то смотрите на переносицу – вам проще, а для оппонента разницы нет (он не понимает подвоха).
  4. Равнодушный, или бездеятельный. Чтобы убедить того, кто эмоционально сдержан, нужно вооружиться логикой. Вы должны систематически влиять на человека, подбрасывая все новые и новые доводы, аргументы.

Определить тип можно невооруженным глазом: продолжает гнуть свою линию – уверенный, вроде бы соглашается с вами, но потом отказывается – нерешительный, проявляет активную или пассивную агрессию – агрессивный, ничем не интересуется и не реагирует ни на один ваш эмоциональный посыл – равнодушный.

Определяйте цель убеждения

как убедить человека

Определите, в чем нужно убеждать людей. Концентрируйтесь не столько на самом процессе убеждения, сколько на результатах. Вы должны понимать, какого поведения и эмоционального отклика добиваетесь и зачем вы убеждаете другого человека. Думайте, как человек может отреагировать на то, что вы говорите.

Предположим, вы убеждаете коллегу, что начальник-самодур: с других требует, а сам не придерживается норм, выбирает любимчиков и козлов отпущения, сталкивает участников коллектива лбами и т.д. Вы подкрепили это все примерами из жизни, и вам удалось убедить коллегу (раньше он этого не замечал).

Вопрос: зачем вы убеждали его в том, что начальник – негодяй? Наверное, вы хотели добиться объединения всего коллектива или его большей части, а затем изменить сложившуюся ситуацию или добиться смены руководства. А получилось, что натравили коллегу на начальника, и в итоге в коллективе ничего не изменилось, а коллега потерял работу.

Где-то ваш план был не точен, наверное, нужно было заранее придумать адекватный план борьбы с начальником и предложить его коллеге.

Поздняя зрелость (от 60 лет)

У каждого человека есть потребность в любви и принятии, желание быть ценным, важным и нужным. Но у людей этого возраста она обострена, поэтому и убеждать нужно соответствующе:

  1. Объясните суть ситуации и отметьте, какую роль во всем играет ваш оппонент.
  2. Подчеркните значимость его участия, его уникальность и неповторимость.
  3. Озвучьте минусы и недостатки, сложности, которые видите.
  4. Попросите о помощи.

Пример: дочь просит маму посидеть с внуком. Она говорит: «Мы с мужем хотим на неделю уехать отдохнуть. Не могла бы ты посидеть с ребенком? Мы могли бы нанять няню с проживанием, но боимся оставлять дом и ребенка на незнакомого человека. А тебе мы доверяем, да и ты всегда и во всем поддерживала меня, и сын тебя очень любит (иногда мне кажется, что даже больше чем меня или папу).

Принцип 4. вы скорее сможете убедить аудиторию, если будете выстраивать свои доводы в соответствии с предполагаемой реакцией слушателей


Самыми распространенными схемами, по которым вы будете строить вашу убеждающую речь, являются методы изложения рациональных доводов, решения проблемы, сравнительных достоинств и мотивации.

Метод изложения рациональных доводов. Это прямолинейная схема, следуя которой вы представляете аудитории наилучшим образом подкрепленные доказательствами доводы в таком порядке: второй по силе довод в начале, самый сильный довод в конце, остальные — между ними.

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования:

  1. Полученные средства позволят школам возродить важные программы (второй по силе довод).
  2. Полученные средства пойдут на прибавку к зарплате учителям, в которой они очень нуждаются, так как стоимость жизни выросла.
  3. Реальные издержки для каждого члена общества будут очень маленькими (самый сильный довод).


Метод решения проблемы. Вы можете прояснить суть проблемы и наглядно объяснить, почему предложенное решение является наилучшим. Структура речи, построенной по этому методу, часто организуется вокруг трех основных положений:

  1. есть проблема, которая требует действий;
  2. данное предложение поможет разрешить проблему;
  3. данное предложение является наилучшим решением проблемы, потому что оно обеспечивает позитивные результаты.
Как быть Леди:  Думать: цитаты, высказывания, афоризмы

Этот метод также состоит в прямолинейном изложении доводов, так что он лучше всего будет работать в тех случаях, когда предмет относительно мало знаком аудитории, — когда она просто не знает о существовании проблемы, или когда аудитория не имеет никакого мнения, или в умеренной степени либо за, либо против предложенного решения.

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.

  1. Нехватка денег приводит к серьезным проблемам в общественном образовании (постановка проблемы).
  2. Предполагаемого дохода от введения налога будет достаточно, чтобы решить эти проблемы (решение).
  3. На сегодня, введение школьного налога — наилучший метод решения проблем общественного образования (позитивные результаты).

Для речи, построенной с использованием схемы решения проблемы, логика, связывающая доводы и цель оратора, может быть выражена так: если представленная проблема не решается или не может быть решена с помощью текущих мер, а данное предложение способно разрешить проблему практично и выгодно, то предложение должно быть принято.

Метод сравнительных достоинств. Структура метода сравнительных достоинств позволяет оратору сместить акцент на преимущества предлагаемого курса действий. Вместо того чтобы представлять предложение как способ разрешения серьезнейшей проблемы, этот метод изображает его как нечто, что должно быть принято только по причине его преимуществ перед тем, что в настоящее время делается.

Наиболее действенной эта схема оказывается в случае, когда аудитория согласна либо с тем, что существует проблема, которая должна быть разрешена, либо с тем, что предложение лучше всех альтернативных, даже если на данный момент нет никаких конкретных проблем. Подход к вопросу введения школьного налога с позиций сравнения достоинств будет выглядеть примерно так.


Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.

  1. Доходы от этого налога позволят школам повысить качество их программ (достоинство 1).
  2. Доходы от этого налога позволят школам приглашать на работу более квалифицированных учителей (достоинство 2).
  3. Доходы от этого налога позволят школам закупить более современное оборудование (достоинство 3).

Для речи, построенной по схеме сравнительных достоинств, логика организации, связывающая доводы и цель речи, может быть выражена так: если изложенные доводы показывают, что данное предложение обеспечивает значительное улучшение по сравнению с тем, что в настоящее время делается, то предложение должно быть принято.

Метод мотивации. Сочетает в себе решение проблемы и мотивацию слушателей. Он следует схеме решения проблемы, но при этом включает в себя необходимые шаги, предназначенные для того, чтобы усилить мотивационный эффект речи. Мотивационная схема, как правило, состоит из пяти шагов:

  1. шаг привлечения внимания;
  2. шаг утверждения потребности, полностью раскрывающий природу проблемы;
  3. шаг удовлетворения потребности, дающий объяснение того, как предложение удовлетворительным образом разрешает проблему;
  4. шаг наглядного представления, показывающий, что значит предложение лично для каждого слушателя;
  5. шаг — призыв к действию, выделяющий конкретное направление, в котором слушателям следует действовать.


Мотивационная схема речи в защиту предложения поддержать введение школьного налога будет выглядеть так.

Пример предложения. Я хочу, чтобы мои слушатели голосовали за введение школьного налога во время ноябрьского голосования.

  1. Сравнение результатов тестов на знание математики и естественных наук, выполненных учениками разных стран, заставляет нас обратить внимание на нашу систему образования (внимание).
  2. Недостаток денег, который является результатом мер по уменьшению издержек, отрицательно сказывается на способности наших школ качественно преподавать базовые академические дисциплины (потребность, заявление о проблеме).
  3. Предлагаемый налог даст доход, достаточный для того, чтобы разрешить эту проблему, поскольку с его введением появится возможность направлять больше средств на учебные нужды (удовлетворение потребности, как предложение разрешает проблему).
  4. Это будет ваш вклад не только в образование ваших детей, но и в то, чтобы вернуть нашу образовательную систему на уровень мировых стандартов, которым она когда-то соответствовала (наглядное представление смысла предложения лично для каждого).
  5. Вскоре нам предстоит голосование, на котором вы можете ответить «да» и тем самым проявить свою добрую волю и готовность поддержать введение крайне необходимого школьного налога (призыв к действию, указывающий конкретное направление действий).

Поскольку мотивационная схема — это вариант схемы решения проблемы, логика организации речи здесь во многом та же: если текущие меры не разрешают проблему, новое предложение, которое, действительно, способно разрешить ее, должно быть принято.

Принцип 6. вы скорее сможете убедить аудиторию, когда она видит в вас заслуживающий доверия источник

Чтобы речь была эффективной, важно доверие слушателей к оратору. Если вы намерены убеждать своей речью, кроме того, чтобы быть хорошо подготовленными, подчеркивать вашу заинтересованность в благополучии слушателей, своим видом и манерой говорить демонстрировать энтузиазм, вы должны вести себя этично. Следующие четыре правила лежат в основе этичной убеждающей речи.

  1. Говорите правду. Из всех правил это, возможно, самое важное. Аудитория, которая соглашается слушать вас, оказывает вам доверие и ожидает, что вы будете честны по отношению к ней. Следовательно, если люди считают, что вы лжете, или позднее узнают, что вы солгали, они отвергнут вас и ваши идеи. Но говорить правду значит не только избегать намеренной, прямой лжи. Если вы не уверены, что информация правдива, не используйте эту информацию до тех пор, пока не проверите ее. Неведение редко принимается в качестве извинения.
  2. Давайте вашу информацию в перспективе. Многие люди бывают настолько взволнованы содержанием сообщаемой ими информации, что преувеличивают ее значение. Хотя небольшое преувеличение может восприниматься совершенно естественно, когда оно начинает выглядеть искажением, многие рассматривают это как ложь.
  3. Воздерживайтесь от личных нападок на тех, кто не согласен с вашими идеями. Кажется, почти все согласны с тем, что оскорбления в адрес противника и другие, не относящиеся к делу, личные нападки пагубно сказываются на образе оратора как достойного доверия человека. Ответственные слушатели понимают, что такая тактика не добавляет силы доказательствам оратора и представляет собой злоупотребление привилегированным статусом человека, стоящего на трибуне.
  4. Приводите источники любой негативной информации. Происхождение идей часто не менее важно, чем сами по себе идеи, особенно если заявление содержит порицание или компрометирующую информацию. Если вы собираетесь обсудить какие-то проступки отдельных граждан или организаций или ниспровергнуть идею, основываясь на словах или идеях, почерпнутых вами где-то со стороны, приводите источник, из которого вы берете свои сведения и аргументы.

Резюме

Убеждающие речи произносятся для того, чтобы сформировать или изменить мнение аудитории или мотивировать слушателей совершить какие-то действия. Принципы, которыми следует руководствоваться при составлении и презентации публике такой речи, соответствуют описанным нами шагам подготовки информационной речи.

  1. Запишите четкую цель убеждающей речи — заявление, говорящее о том, чего вы хотите добиться от аудитории: что она должна думать или делать.
  2. Проанализируйте область интересов и уровень знаний аудитории и ее возможное отношение к вашей цели.
  3. В основной части речи приведите веские доводы — заявления, отвечающие на вопрос, почему предложение должно быть принято.
  4. Постройте свою речь так, чтобы ее организация соответствовала вашей цели и вашему анализу аудитории. Есть четыре общепринятые организационные схемы для убеждающих речей — это изложение рациональных доводов, решение проблемы, сравнение достоинств и мотивация.
  5. Постарайтесь мотивировать слушателей, дополнительно поработав над своим языком, так чтобы вы могли пробудить их эмоции, особенно в ключевых местах вашей речи, в ее начале и заключении.
  6. Оправдывайте доверие, которое вам оказывают. Одна из наиболее важных вещей, необходимых для того, чтобы завоевать доверие слушателей, особенно в случае убеждающих речей, это этичное поведение. Преподносите вашу речь в убедительной манере. Хорошая подача материала особенно важна, когда вы хотите своими словами убедить других.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий