СТАТУС — что такое в Толковом словаре русского языка

Правовой статус — это что?

Правовой статус является установленными нормами и правилами, применимыми к определенным категориям населения. Правовой статус — это то, чем является человек с точки зрения действующего законодательства определенной страны. Существует огромное количество разнообразных правовых статусов. Так, человек, имеющий задолженность по кредиту — это также правовой статус человека.

Достаточно часто социальный статус совмещается с правовым. Ведь нормы законодательства играют очень важную роль при формировании общественного мнения, так как любые нормы, в том числе и правовые, базируются на социальных ценностях. Некоторые становятся недекларируемыми социальными нормами.

Как правило, это те правила поведения в обществе, которые не одобряются, но их интенсивность недостаточно высокая, чтобы это считалось сильным нарушением. А вот что касается регулирования общественных отношений в более крупных масштабах, так это уже идет речь о правовых нормах.

Смотреть что такое статус в других словарях:

[от лат. status — положение, состояние] — положение личности в системе социальных отношений, отражающее и определяющее ее право и обязанности во взаимодействии и общении с социальным окружением. Различают социальный и межличностный, или интрагрупповой статус личности. При этом социальный статус индивида, то есть характеристика его положения в обществе, изучается, прежде всего, в рамках социологической и демографической наук. Что касается интрагруппового статуса, то, будучи одним из ключевых понятий социальной психологии, он определяет сущностные характеристики той социальной ситуации развития, в которой находится конкретная личность в столь же конкретном сообществе. Само понятие «статус» также, как и понятие «роль», в лексикон социальной психологии ввел Р.Линтон еще в 1936, но и сейчас социальную ситуацию развития личности в конкретной группе описывают, прежде всего, в координатах статусно-ролевых отношений. Объясняется это тем, что, по словам известного отечественного психолога В. Б. Олшанского, «статус, отвечая на вопрос: “Кто он?”, а роль — “Что он делает?”, задают именно тот ракурс рассмотрения, который позволяет дать психологически сущностную характеристику истинной позиции конкретного индивида в любых референтных для него группах и группах членства. Важной особенностью статуса является то, что этот показатель личностного положения в интрагрупповой структуре может, с одной стороны, быть совершенно различным, а порой и прямопротивоположным в зависимости от того, о какой группе членства данного индивида идет речь, а с другой — и в рамках одной и той же группы качественно меняться и со временем, и применительно к разным сферам групповой активности. Нередко подобные несовпадения и динамика статусной позиции индивида приводят к резким переменам личностью своего ближайшего окружения, к падению референтности одних общностей и выдвижению в этом смысле на первый план других, возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов, неадекватности самооценки, демонстративному поведению, проявлениям агрессии. Статус, будучи в определенном смысле результатом межличностного взаимовосприятия, в то же время представляет собой фактор, достаточно часто решающим образом определяющий характер взаимооценки и личностного видения друг друга людьми как на уровне внутригруппового, так и на уровне межгруппового взаимодействия.
Формирование статусных различий в неформальном интрагрупповом контексте описывается, в частности, теорией статусных ожиданий, разработанной группой социальных психологов во главе с Д. Бергером в 80-е гг. XX века: «Согласно этому подходу, члены группы стремятся к достижению определенных целей и готовы предоставить высокий статус тем членам, которые могут обеспечить успех группе. Когда члены группы впервые встречаются, они пытаются оценить способность каждого человека содействовать достижению групповых целей, и эти оценки впоследствии формируют основу статуса каждого члена группы»1. При этом, как показывают исследования, на выборы такого рода «…влияют как релевантные задачам характеристики, так и потенциально нерелевантные диффузные статусные характеристики, такие как возраст, этническая принадлежность и престижность профессии». По мнению Ш. Тейлора и его коллег, «как пол, так и раса могут использоваться в группах в качестве диффузных статусных характеристик, работая тем самым против женщин и членов этнических групповых меньшинств»1.
В группах низкого уровня развития, а также в группах асоциальной направленности такого рода первичные статусные ожидания, как правило, консервируются — т. е. члены группы с изначально высоким статусом стараются как осознанно, так и на бессознательном уровне соответствовать ожиданиям, в то время как низкои среднестатусные члены сообщества укрепляются в убежденности в превосходстве лидеров. При этом достаточно распространенной является практика откровенного подавления высокостатусными членами группы попыток подвергнуть сомнению свой статус, если желающие это сделать имеют место.
То, что статусная позиция оказывает существенное влияние как на межличностное восприятие, так и на самовосприятие индивида подтверждается целым рядом наблюдений и экспериментов. Как отмечает Д. Майерс, «во многих бытовых и лабораторных ситуациях люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе или как более способных к руководящей работе». Так, например, в экспериментах Р. Хамфри, построенных на ролевой симуляции работы бизнес-офиса, «по жребию все испытуемые были разделены на две части: одни стали менеджерами, другие — клерками. Как и в настоящем офисе, менеджеры отдавали распоряжения клеркам и осуществляли руководство на высшем уровне. В конце эксперимента и менеджеры, и клерки стали считать, что фактически равные клеркам по способностям (поскольку отбор осуществлялся случайным образом) менеджеры являются более интеллегентными, настойчивыми и ответственными — как если бы они действительно были более пригодны для руководящей работы»2. Примечательно, что не только «менеджеры» в процессе эксперимента утвердились в собственной «исключительности», но и «клерки» признали свою относительную «неполноценность» по сравнению с ними.
Как пишет Д. Майерс, «сходным образом исполнение роли подчиненного может вызвать эффект подавления. Эллен Ланжер и Энн Беневенто обнаружили этот факт, когда составляли из нью-йоркских женщин пары для решения арифметических задач. Вначале женщины решали задачи индивидуально, а затем в паре, причем одна из женщин назначалась “боссом”, а другая — “ассистентом”. Когда они снова стали работать индивидуально, выяснилось, что «боссам теперь удается решать больше задач, чем в первом раунде, тогда как “ассистентам” — меньше. Сходное влияние статуса на работоспособность было выявлено в экспериментах с учениками начальных классов: исполнение роли подчиненного подрывает самостоятельность»3.
В этой связи совершенно понятно почему на уровень конформности в классических экспериментах С. Милграма столь сильно влиял статус как экспериментатора и учреждения, под эгидой которого проводилось исследование, так и статус самих испытуемых — «…люди с низким статусом намного охотнее выполняли указание экспериментатора, чем испытуемые с высоким статусом. Дойдя до 450 вольт, один из испытуемых, 37-летний сварщик, повернулся и почтительно спросил: “А что включить теперь, профессор?”. Другой же испытуемый, профессор богословия, остановился на 150 вольтах и заявил: “Я не понимаю, почему этот эксперимент нам дороже человеческой жизни”, после чего замучил экспериментатора вопросами об “этичности происходящего”»1.
Большой объем исследований, связанных с проблемой статуса, выполнен в рамках организационной психологии. Это связано с тем, что, как отмечают Д. Ньюстром и К. Дэвис, «…статус имеет важнейшее значение для большинства индивидов, они прилагают значительные усилия, чтобы заслужить достойное место в группе. Если менеджменту удается связать статус работника с действиями по достижению целей компании, направленная на решение задач организации мотивация сотрудников резко возрастает»2. Данный механизм, что называется, «в лоб» задействуется в тех организациях, где продвижение по иерархической лестнице напрямую увязывается с индивидуальными и групповыми показателями результатов деятельности. Более опосредствованным и тонким способом его эксплуатации является участие в доходах и принятии решений, в программах внутрикорпоративного обучения и т. п.
При любом варианте реализации такого подхода для высшего менеджмента компании принципиально важно иметь четкое представление как о факторах, опосредствующих социальный и межличностный статус индивида (в организационном контексте они часто пересекаются), так и о символах статуса, под которыми обычно понимаются «…видимые, внешние признаки, которые принадлежат индивиду или рабочему месту и подтверждают их социальный ранг»3. Обычно к опосредствующим факторам, или источникам статуса относят: уровень образования, занимаемую должность, тип выполняемой работы и условия профессиональной деятельности, способности индивида, уровень, а также метод оплаты труда, старшинство по стажу, а также физический возраст сотрудника (последний является наиболее амбивалентным фактором — в одних компаниях великовозрастные сотрудники являются наиболее уважаемыми и пользуются определенными привилегиями, в других, напротив, от таких сотруников стараются избавиться). Кроме того, к этим достаточно универсальным источникам статуса в целом ряде случаев добавляются более локальные и, как правило, неформальные аспекты. Так, например, менеджер среднего уровня, женатый на дочери «большого босса» и имеющий в связи с этим доступ к боссу в неформальной обстановке, скорее всего, будет обладать более высоким реальным статусом, чем его коллеги по цеху. Следует добавить, что социальный и интрагрупповой статусы индивида могут пересекаться, создавая резонирующий эффект, тем самым существенно повышая реальный социальный «вес» конкретного человека.
К типичным символам статуса в организационной психологии обычно относят: мебель и другие предметы внутреннего убранства кабинета (как и сам факт наличия оного); расположение рабочего места (наиболее престижными традиционно считаются угловые офисы с красивым видом из окна); оборудование рабочего места, его качество (например, размер и марка компьютерного терминала) и «возраст»; тип рабочей одежды (дресс-код — очень дорогой костюм, просто костюм, джинсы, спецовка и т. д.); служебные привилегии (персональный автомобиль, «ведомственное» жилье, право пользования корпоративной инфраструктурой, связанной с проведением досуга и т. п.); название должности (люди, чья должность называется «менеджер по продажам», как правило, ощущают себя более статусными лицами, чем те, кто числится «продавцом-консультантом», хотя могут практически не отличаться от последних в том, что касается содержания деятельности, оплаты труда и т. д.); наличие прикрепленных работников (секретаря, референта и т. д.) и общее количество подчиненных; право распоряжаться финансами; участие в коллективных и временных органах управления (комитетах, комиссиях, управленческих командах) и т. д. Учет символов статуса при определении кадровой политики компании и разработки программ мотивации сотрудников не только важен, но и необходим, поскольку, «удовлетворенность трудом сотрудников, лишенных “причитающихся” им символов снижается». Понимая это, а также роль статуса в целом, с точки зрения мотивированности сотрудников и их преданности организации, многие топ-менеджеры «…проводят политику, в соответствии с которой сотрудники равных рангов в одном и том же отделе должны получать примерно одинаковые символы статуса, но между отделами может существовать разница, поскольку они выполняют различные функции и ранги их сотрудников могут быть приравнены только косвенно. Как бы то ни было, менеджеры должны иметь в виду тот факт, что различия в статусе существуют и ими необходимо управлять»1.
Практический социальный психолог должен уметь выявлять источники и символы статуса в конкретной организации методами включенного и внешнего наблюдения, интервью, а также использовать для этого методики диагностики особенностей корпоративной культуры. И все-таки основными практическим средствами выявления статусно-ролевой позиции индивида в более широком социально-психологическом контексте остаются социометрия, референтометрия, методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов и методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, детально описанные в третьей части настоящей «Азбуки». Они, как правило, являются первым шагом любой развернутой социально-психологической работы с группой, поскольку практический социальный психолог без знания реального статусного «расклада» в конкретной группе, по сути дела, не в силах реализовать ни одну группообразующую психологическую программу уже хотя бы потому, что его усилия, осуществляющиеся без учета, на кого в статусном плане они направлены, лишь случайно могут оказаться «адресными», а в большинстве случаев могут привести к прямо противоположным желаемым результатам…. смотреть

Как быть Леди:  Что значат объятия для девушек и парней

Термин происходит от латинского «status» — положение личности в группе относительно других, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющее ее права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же человек может иметь различный статус: мужчина, гражданин страны, сын, бизнес-тренер, автор книг, православный и т. д. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон / R. Merton [р. 1910])». «Статус оказывает влияние на власть норм над индивидом. Например, сотрудники с высоким статусом часто имеют большую свободу в отклонении от общепринятых норм, чем другие члены группы. Люди с высоким статусом также имеют большие возможности противостоять давлению, призывающему к соответствию нормам, чем их коллеги с более низким статусом. Личность, которая высоко ценится группой, но которой не нужны общественные награды, воздаваемые группой, может обращать минимальное внимание на соответствие своего поведения нормам группы, например, в одежде, прическе, соблюдении ритуалов и т. п. Именно этим можно объяснить, почему многие звезды спорта, знаменитые актеры, успешные менеджеры и выдающиеся ученые как будто не замечают норм внешнего вида и прочих общественных норм, которым следуют их коллеги. Как личностям высокого статуса, им предоставляется большая свобода действий. Но это длится до тех пор, пока деятельность людей высокого положения не начинает вредить достижению целей группы». Волкогонова О.Д., Зуб А. Т., Управленческая психология, М., «ФОРУМ», «ИНФРА-М», 2005 г., с. 70. ПРИМЕР. Вспоминает бывший министр финансов Борис Федоров: «В другой раз, во время поездки в Ижевск (Удмуртия), мне довелось лететь вместе с В. Баранниковым, В. Ериным и другими силовыми министрами. На меня произвело неизгладимое впечатление количество выпитого некоторыми из них спиртного и сцена, когда министры стали доставать громадные пистолеты и револьверы и сравнивать, у кого оружие «круче». Такие сподвижники Президента вселяли в меня чувство безотчетной тревоги». Федоров Б., Пытаясь понять Россию, СПб, «Лимбус Пресс», 2000 г., с. 169. ПРИМЕР. «Большие приемы в Кремле разбиты по разным залам. Есть Андреевский — для ближнего круга и есть Георгиевский — для массовки. Двери из одного зала в другой по-фарисейски распахнуты. Но если какой-нибудь разомлевший от обильной выпивки-закуски статист в генеральских погонах и орденах решит поздравить родного президента, на пороге из-под паркета вырастет биоробот (из ушей куда-то за спину тянутся спирали проводов, в зоне сердца под фирменным пиджаком что-то фонит и потрескивает) и раскинет стальные руки-крылья: «Вам туда нельзя»». Хакамада И. М., Sex в большой политике. Самоучитель self-made woman, М., «Новая газета», 2006 г., с. 19-20. Смена статуса человека часто влечет за собой изменение интересов и притязаний человека. ПРИМЕР. «В 1964. году был снят фильм Георгия Данелии «Тридцать три». Цензура сочла этот фильм идеологически вредным и запретила. (Только в 1988 году картину увидели зрители.) Однажды Леонов встретил в поезде помощника министра культуры, который сказал, что страшно хохотал, когда смотрел «Тридцать три». «Но зачем же было запрещать?» — удивился Леонов. «Э-э, милый мой, одно дело, когда смотришь фильм как человек, и совсем иное — как генерал!» ответил чиновник». Сарнов Б., Перестаньте удивляться, М., «Аграф», 1998 г., с. 101. ПРИМЕР. «Ко мне подошла наша сотрудница, которая занималась заселением в гостиницу слушателей: Там один сильно крутой бизнесмен скандалит. Требует номер люкс, факс и чуть ли не компьютер в номер. Говорит, что ждет к себе итальянцев на переговоры и так далее. Не можем никак его урезонить. Теперь рвется к вам! — Ну, давайте его сюда! Заходит возмущенный предприниматель с заметным усилием на ходу успокоиться: — Вот ваши работники не понимают… — Простите, а вы — кто? — Я? У меня тут бизнес с итальянцами… — Простите, а вы — кто? — Я — председатель совета директоров… — Простите, вы — кто? — снова перебиваю его. — Я? А… Я Федоров, Владимир Михайлович! — Простите, вы — кто? Тут он, наконец, слегка ошеломленно умолкает. Я смотрю не него и сообщаю вполне отчетливо: — Вы здесь — слушатель! — Понял! — Идите и заселяйтесь! — Понял! — он развернулся и пошел заселяться». Тарасов В. К., Управленческая элита: Как мы ее отбираем и готовим, СПб, «Политехника», 2006 г., с. 78-79. … смотреть

(от лат. status состояние, положение) социальный, соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяе­мое по ряду признаков, специфичных для данной систе­мы (экономических, профессиональных, этнических и др.). Люди, обладающие одним и тем же С., обнаружи­вают ряд сходных личностных черт, обозначаемых как «социальный тип» личности. В зависимости от того, за­нимает ли человек данную позицию благодаря насле­дуемым признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или благодаря собств. усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «предписанный» и «достигаемый» С. Каждый С. может сравниваться с другими по тому или иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей, приобретая, т.о., определ. социальный престиж.
Бурж. социологи, исследуя проблему С., опираются в значит. мере на теорию М. Вебера, к-рый, противопо­ставляя свои взгляды историч. материализму, утверж­дал, что стратификация общества определяется не только экономическими (доступ к обществ. богатству) и политическими (власть, право), но и социальными (престиж) показателями. По Веберу, С. (он употреблял термин « Stand», к-рый обозначает не только положение вообще, но и сословие) это общность людей, основан­ная на специфич. стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, представлений о чести и др. психологич. моменты. Каждому стилю жизни соответствует более или менее высокая оценка (почёт), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определ. нормы и представления. Так, разбогатевший буржуа стремится копировать стиль жизни аристократии, и его дети могут усвоить презрит. отношение к экономич. предпринимательству. В буржуазной социологии дела­ются попытки эмпирически установить совокупность объективных свойств (пол, возраст, этнич. принадлеж­ность, образование, род занятия, собственность и др.), на основе к-рой возникают статусные группы с опре­деленным «стилем жизни». Подобные концепции С. иг­норируют классовые отношения как реальную основу С., социальных различий.
Понятие «С.»применяется также в качестве соотноси­тельного с понятием роли социальной; С. обозначает совокупность прав и обязанностей, а роль динамич. аспект С., т. е. определ. поведение. В бурж. социологии и социальной психологии это значение понятия «С.» психологизируется, т.к. сводится по существу к пред­ставлениям индивида о собств. позиции или представ­лениям других о его позиции.
Марксистско-ленинское учение о классах позволяет исследовать членение общества на различные классы, социальные группы и слои, определять фундаменталь-ные основы С. людей. В социалистич. обществе, где отсутствуют антагонистич. классы, наиболее существ. признаками С. отд. групп являются профессия, квали­фикация (образование) и, следовательно, заработная плата, а также семейно-возрастные и локальнотеррито­риальные различия. С. человека тем выше, чем больше, его трудовые заслуги и усилия…. смотреть

СОЦИАЛЬНЫЙ — см. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СТЕПИН Вячеслав Семенович (р. 1934) — российско-белорусский философ и организатор науки. Доктор философских наук (1976). Профессор (1979), зав. кафедрой философии Белгосуниверситета (1981-1987), директор Института истории естествознания и техники (Москва) (1987-1988), чл.-корр. АН СССР (1987), директор Института философии АН СССР (с 1988). Академик РАН (1994). Иностранный член Академии наук Беларуси (1995). Почетный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ) (1992), почетный профессор-консультант Международного Института права и экономических исследований (Гонконг). Награжден орденом Дружбы народов (1986). Автор более 220 работ по философии и методологии науки. Основные труды: «Современный позитивизм и частные науки» (1963), «Практическая природа познания и методологические проблемы современной физики» (совместно с Л.М. Томильчиком, 1970), «Становление научной теории» (1976), «Природа научного познания» (редактор-составитель и соавтор, 1979), «Идеалы и нормы научного исследования» (редактор-составитель и соавтор, 1981), «Формирование научных теорий» (на финском языке, 1983), «Научные революции в динамике культуры» (редактор-составитель и соавтор, 1987), «Философская антропология и философия науки» (1992), «Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации» (совместно с Л.Ф. Кузнецовой, 1994), «Философия науки и техники» (1995), «Эпоха перемен и сценарии будущего» (1996) и др. Переводы работ С. издавались в Англии, США, Франции, ФРГ, Китае, Финляндии, Польше. С. — автор оригинальной философско-методологической концепции, раскрывающей механизм функционирования науки в социокультурном контексте — от анализа закономерностей становления конкретно-научной теории до исследования природы метатеоретических оснований науки (картины мира, идеалов и норм исследования, стиля научного мышления). С. осуществлен анализ процесса формирования научного знания как феномена культуры, эксплицированы процедуры функционирования и взаимодействия научных теорий, закономерности динамики оснований научного познания и механизмы семантического развития категориального аппарата науки. В философской концепции С. разработана системная модель социокультурной детерминации науки и, в частности, смены парадигм научного поиска. С. — основатель Минской школы методологии, ориентирующейся на анализ социокультурных факторов развития философии и науки. Работает также в области культурологии и социальной философии. Разработал концепцию типов цивилизационно-го развития, проанализировал роль универсалий культуры в воспроизводстве основных структур социальной жизни. А.А. Грицанов… смотреть

Как быть Леди:  Цитаты из русской классики со словосочетанием НЕ ЛЮБИТЬ ФАМИЛЬЯРНОСТИ

(от лат. status — состояние, положение) (состояние) — особая категория имени в афразийских языках, выражающая различные содержательные связи имени в высказывании и представляющая собой именное словоизменение, определяемое синтаксической функцией имени в предложении. Представлена в семитских, берберо-ливийскнх и кушитских языках, видимо, также в др.-егип. яз. (где ситуация во многом неясна нз-за особенностей графики), следы этой системы наблюдаются и в чадских языках. Число и характер С. варьируют в разных языках. Из семит, языков наиболее богатая система представлена в аккадском яз., где различаются: склоняемое состояние (status rectus), сопряженное состояние (status constructus), предме-стоименное состояние (status pronomina-lis), неопредел, состояние (status inde-terminatus), в пределах к-рого различают два состояния — предикативное 492 СТАТИСТИЧЕСКИЙ (status praedicativus) и абсолютное (status absolutus). С утратой внеш. флексии система С. упрощается. Так, в др.-евр. яз. три С: st. absolutus, st. constructus, st. pronominalis; в араб. яз. лишь два: st. rectus и st. constructus, хотя в араб, грамматиках обычно выделяются опре-дел. и иеопредел. состояния (в рамках st. rectus). В берберо-ливийских языках иная система С: противопоставлены присоединит, состояние (st. annexus) и свободное состояние (st. liber). В др.-егип. яз. заведомо существовал st. constructus, возможно, и др. состояния. В кушит. языках системы С. сильно варьируют в разл. языках, наиболее полно они представлены в бедауйе и сомали. В. Я. Порхомовский…. смотреть

STATUS) В социологии это понятие используется в трех значениях. (1) Р. Линтон (Linton, 1936) определял статус просто как позицию в социальной системе, такую, как «ребенок» или «родитель». Статус обозначает то, чем является человек, тогда как тесно связанное с ним понятие роли относится к поведению, ожидаемому от людей, имеющих данный статус. (2) Понятие социального статуса используется также в качестве синонима репутации (honour) или престижа, когда социальный статус обозначает позицию индивида относительно некой публично признаваемой шкалы или иерархии социального достоинства (worth). M. Вебер использовал понятие статусной группы как элемента социальной стратификации, отличного от класса, для обозначения определенных коллективов, отличаемых от других социальных групп в обществе посредством социально определяемых критериев статуса, таких, как каста или этничность. (3) В последнее время понятие статуса в социологии во все большей степени связывается с жизненным стилем и определенными образцами потребления. Например, Бурдье рассматривал статусную иерархию с точки зрения культуры. См. также: Статуса противоречивость. … смотреть

(лат. status — положение, состояние) — правовое положение субъекта права — гражданина или юридического лица, характеризуемое и определяемое его организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов. В международном праве нет четкого юридически оговоренного разграничения между понятиями «статус» и «режим». Тем не менее, нередко под С. каких-либо географических пространств или территорий (или лиц, предметов) подразумевается форма их юридической принадлежности, а под режимом — порядок использования различными государствами. Напр., С. экономической зоны — это ее принадлежность (с определенными ограничениями) прибрежному государству, а режим — это порядок осуществления в ней деятельности всеми государствами.<br><b>Синонимы</b>: <div class=»tags_list»>
бренд, индигенат, модальность, положение, состояние
</div><br><br>… смотреть

(лат. status положение, состояние) правовое положение субъекта права гражданина или юридического лица, характеризуемое и определяемое его организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов. В международном праве нет четкого юридически оговоренного разграничения между понятиями *статус* и *режим*. Тем не менее, нередко под С. каких-либо географических пространств или территорий (или лиц, предметов) подразумевается форма их юридической принадлежности, а под режимом порядок использования различными государствами. Напр., С. экономической зоны это ее принадлежность (с определенными ограничениями) прибрежному государству, а режим это порядок осуществления в ней деятельности всеми государствами…. смотреть

(status) — 1. Устойчивое положение внутри социальной системы, связанное с определенными ожиданиями, правами и обязанностями. *Статус* в этом смысле эквивалентен роли, хотя именно последний термин имеет более широкое хождение. 2. Положительная или отрицательная репутация, престиж, авторитет личности в рамках системы социальной стратификации (часто упоминаемый как социальный статус) . Обе концепции происходят от форм общества, в которых индивидуальное социальное положение было относительно устоявшимся (см. статус приписанный; мэйн), например, в соответствии с религией или законом (см. каста; сословие). В современных обществах статусные позиции склонны быть более подвижными. См. также Статусная группа; Класс, Статус и партия; Социально-экономический статус; Статусное соответствие и несоответствие…. смотреть

(от лат. status — состояние, положение) — англ. status; нем. Status. 1. Положение, позиция, ранг в любой иерархии, структуре, системе. 2. Совокупность прав и обязанностей, определяющих положение лица, госуд. органа, международной организации, государства в международных организациях, характеризующих их правовое положение.
Antinazi.Энциклопедия социологии,2009
Синонимы:
бренд, индигенат, модальность, положение, состояние… смотреть

— (от лат. status — состояние , положение) — англ. status; нем. Status. 1. Положение, позиция , ранг в любой иерархии, структуре, системе. 2. Совокупность прав и обязанностей, определяющих положение лица, госуд. органа , международной организации, государства в международных организациях , характеризующих их правовое положение…. смотреть

(от лат. status — положение, состояние) — правовое положение организации, предприятия, лица, характеризуемое и определяемое их организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов…. смотреть

ста́тус,
ста́тусы,
ста́туса,
ста́тусов,
ста́тусу,
ста́тусам,
ста́тус,
ста́тусы,
ста́тусом,
ста́тусами,
ста́тусе,
ста́тусах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.
Синонимы:
бренд, индигенат, модальность, положение, состояние… смотреть

ста’тус, ста’тусы, ста’туса, ста’тусов, ста’тусу, ста’тусам, ста’тус, ста’тусы, ста’тусом, ста’тусами, ста’тусе, ста’тусах

История социальных статусов в россии

В Российской Империи выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах и указывавшиеся как «звание»:

При этом, если имелся какой-либо чин, то вместо указанных категорий населения указывался именно чин.

В Советском Союзе выделялись следующие основные социальные статусы, закреплявшиеся в документах, и указывавшиеся как «социальное положение»:

К категории служащих относились все, кто имел высшее образование или окончил техникум. К категории рабочих относились все, кто не имел указанного образования. К категории крестьян относились жители сельских населенных пунктов, занятых в сельском хозяйстве, не имевшие вышеуказанного образования.

При поступлении на работу (службу) заполнялся «личный листок по учёту кадров», в котором имелась графа (№ 6) «Социальное происхождение». Обычно данную графу заполняли одним из следующих вариантов: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.[12]

Критерии социального статуса

Большинство социологов придерживаются многомерного подхода, учитывая такие признаки, как:[5]

  1. собственность
  2. уровень дохода
  3. образ жизни
  4. отношения между людьми в системе общественного разделения труда
  5. отношения распределения
  6. отношения по потреблению
  7. место человека в иерархии политической системы
  8. уровень образования
  9. этническое происхождение и др.

Кроме того, в социологии существует так называемый главный статус, то есть наиболее характерный для данного индивида статус, с которым он себя идентифицирует или с которым его идентифицируют другие люди. Он определяет стиль, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Общее значение данного слова

Статус — это понятие, которое описывает количественные и качественные характеристики рассматриваемого явления или предмета в определенный момент. У всего статус может меняться, это динамическая характеристика. Тем не менее когда говорится о статусе, то почти всегда речь идет о том, что происходит сейчас.

Если же человека описывают в прошлом, то данная характеристика может звучать несколько иначе применимо к тому же человеку: «Он был в двадцать лет бедным студентом». То же самое можно сказать и о будущем. Только в данном случае описание статуса будет обретать характер предположений. Например: «У этого студента такие перспективы, что я уверена — он будет богатым человеком».

Богатство — это хорошо, но бывают и плохие статусы. Например, если человек плохо выплачивает кредит в банке, то у него есть негативный статус должника. Если человек совершает деликвентные поступки, то в данном случае речь идет о нем как о преступнике.

Понятие

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Генри Мэн.

Социальный статус — это место или позиция индивида, соотносимое с положением других людей[1]; это место индивида в иерархически организованной общественной структуре, его объективная позиция в нём; это неисчерпаемый человеческий ресурс, дающий человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ[2].

Социальные статусы — это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Общество не только создаёт социальные позиции — статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям[2].

Социальный статус — это место, которое индивид занимает в социальной системе (обществе) и которое характеризуется определенным набором прав и обязанностей.

Понятие социального статуса в обществознании

Определение 1

Социальный статус является положением, которое занимает индивид с сопутствующими ему правами, обязанностями и образом жизни в социальной иерархии, основанной на чести или престиже.

У социальных статусов есть определенные признаки. Социальный статус также может относиться к рангу или положению, которое человек занимает в группе, например, сын, однокурсник, коллега, начальник и т. д.

Как быть Леди:  История Одной Болезни - Триада скачать бесплатно в MP3, текст песни, видеоклип | музыкальный портал Musify

Человек может заслужить свой социальный статус своими собственными достижениями — это называется достигнутым статусом. В качестве альтернативы человек может унаследовать свое положение в социальной иерархии — приписанный статус. Приписанный статус также может быть определен как статус, который закреплен за человеком при рождении, например: пол, раса и социально-экономическое положение.

Социальный статус чаще всего понимается как сочетание двух типов статуса, при этом приписываемый статус влияет на достигнутый статус.

Пример 1

Ребенок, родившийся в семье с высоким доходом, имеет высокий социально-экономический статус своей семьи как достигнутый статус и, скорее всего, будет подвержен в семье воздействию таких факторов, как акцент на образовании, который повысит вероятность его поступления в элитный университет. Таким образом, допуск — это достигнутый статус, на который в значительной степени повлияли ресурсы, предоставленные приписываемым статусом человека.

Эти же факторы накапливаются в системе социальной стратификации.

Определение 2

Социальная стратификация — это социальная иерархия, в которой индивиды ранжируются с точки зрения их воспринимаемой ценности для общества.

В капиталистических странах эта иерархия в значительной степени носит социально-экономический характер, поскольку люди с высоким уровнем дохода находятся на вершине социальной иерархии, а люди с низким уровнем дохода — внизу.

Социальный статус или социальная сфера, к которой человек принадлежит, могут быть изменены в процессе социальной мобильности. Можно двигаться либо вверх, либо вниз по социальной иерархии, и этот процесс описывается в терминах восходящей или нисходящей мобильности.

Социальная мобильность позволяет человеку перейти в социальный статус, отличный от того, в котором он родился, в зависимости от его амбиций, их отсутствия или других факторов.

Определение 3

Социальная мобильность — это перемещение индивида или группы с одного социального положения на другое с течением времени.

Примечание 

Таким образом, социальный статус может быть достигнут (заработан) или присвоен (присвоен при рождении). Как достигнутые, так и присвоенные статусы влияют друг на друга.Социальная мобильность позволяет индивиду перемещаться между социальными уровнями в общей социальной иерархии.

Примеры социального статуса человека

Примеры социальных ролей

Высший класс

Элита — они представляют институциональное руководство, руководителей транснациональных корпораций, фондов, университетов.

Капиталистическая элита — владельцы земель, акций, облигаций и других активов (богатства, полученного от того, чем они владеют).

Средний класс

Высший средний класс — его представляют научные и технические знания — инженеры, бухгалтеры, юристы, архитекторы, преподаватели университетов, менеджеры и директора государственных и частных организаций. Имеют как высокие доходы, так и высокий социальный престиж, хорошее (высшее) образование.

Низший средний класс — канцелярско-административный — специалисты со средним специальным образованием, банковские кассиры, работники в сфере продаж.

Рабочий класс

Ремесленники, рабочие на фабриках, работники ресторана, обслуживающий персонал.

Бедные

Работающий бедняк — работающий полный рабочий день с зарплатой ниже черты бедности.

Определение 4

Набор статусов — это набор социальных статусов, которыми обладает индивид. Человек может иметь статус дочери, жены, матери, студентки, работницы, члена церкви и общественной организации.

Примечания

  1. 12Шкаратан, 2021, с. 54.
  2. 12Шкаратан, 2021, с. 55.
  3. Статус (социальн.) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. Waters, Tony and Dagmar Waters 2021 Are the terms «socio-economic status» and «social status» a warped form of reasoning for Max Weber?» Palgrave Communications 2, Article number: 16002 (2021) Waters, Tony; Waters, Dagmar (2021). “Are the terms «socio-economic status» and «class status» a warped form of reasoning for Max Weber?”. Palgrave Communications. 2. DOI:10.1057/palcomms.2021.2.
  5. 12Бадараев Д. Д.Социальный статус человека и критерии его определения в современном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009-01-01. — Вып. 5. — ISSN1994-0866.
  6. Loretta G. Breuning Ph.D. (англ.). psychologytoday.com. Sussex Publishers. Дата обращения: 17 июня 2020.
  7. Бройнинг Л. Г.Гормоны счастья: Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин = Habits of a Happy Brain. Retrain Your Brain to Boost Your Serotonin, Dopamine, Oxytocin. — «Манн, Иванов и Фербер», 2020. — 320 с. — ISBN 9785001002376.
  8. Сколько стоит научить ребёнка музыке у нас и на Западе? (неопр.). kultspargalka.ru. Дата обращения: 17 июня 2020.
  9. Полюбите пианиста. По мнению Путина, Денис Мацуев стоит ста миллионов музыкантов (рус.). mkset.ru. Информационный портал «Новости Уфы и Башкирии» (19 мая 2008). Дата обращения: 8 октября 2021.Архивировано 8 октября 2021 года.
  10. Бомба для музыкальных школ (неопр.). Портал ClassicalMusicNews.ru (17 июня 2021). Дата обращения: 5 сентября 2021.
  11. Медведев посоветовал жалующимся на зарплаты учителям идти в бизнес (неопр.). Forbes (3 августа 2021). Дата обращения: 17 июня 2020.
  12. Часто не корректно заполнялась как «служащий», «служащая», «рабочий», «рабочая» или «служащие» и т. п. В середине ХХ века эта графа называлась иначе: «социальное происхождение (бывшее сословие (звание) родителей)». Данная графа могла содержать ответы «из крестьян», «из мещан», «из дворян», «из купцов», «из духовного звания», «из военного сословия».

Присвоенный статус и достигнутый статус

Статус может быть разделен на два типа: присвоенный статус и достигнутый (или заработанный) статус. Эти два вида статусов основаны на факторах, которые не являются общими

Приписанный статус

Статус, который присваивается индивиду на основе положения в обществе или другими членами общества, называется приписываемым статусом. Такой статус может быть присвоен по рождению или по месту нахождения в социальной группе. Например, человек может обладать определенным статусом из-за пола или возраста, рождения в богатой семье.

То есть приписываемый статус основан на возрасте, поле, расе, родстве, семье и т. д. Почти в каждом обществе, особенно в патриархальной системе общества, уважают пожилых мужчин, а в матриархальной системе общества уважают пожилых женщин.

Поскольку приписываемый статус определяется рождением, в Индии брахманам присваивается более высокий статус по сравнению с шудрами, а людям, о которых говорят, что они принадлежат к почетному классу, присваивается более высокий статус, чем людям обычного класса.

Достигнутый статус

Статус или положение, которое человек заработал своими личными усилиями, называется достигнутым статусом. Этот статус определяется способностями, возможностями и усилиями отдельных людей. Некоторые люди достигают определенного статуса благодаря имеющимся возможностям, но другим для достижения такого же статуса приходится преодолевать массу трудностей.

Достигнутый статус основан на личных способностях, образовании, заработанном богатстве и т. д. Человеку, способному проявить свои способности в социальной сфере, спорте, образовании и т. п., присваивается более высокий статус.

Различие между присвоенным статусом и достигнутым статусом

Присвоенный статусДостигнутый статус
Это подарок общества отдельным его членам.Личные достижения и личные качества человека.
Для этого нет никаких предварительных условий; старшего в семье обязательно будут уважать. Никакой квалификации не требуется.Для этого необходимы определенные условия, а именно: способности, работоспособность, финансовые возможности и т. д.
Как правило, он зависит от возраста, расы, касты, родства и т. д.Он основан на таких характеристиках, как дееспособность и навыки.
Он более стабилен.У нее нестабильная основа, и поэтому она сама по себе изменчива.
Занимает почетное место в традиционном обществе.В открытых и современных обществах достигается статус, которому придается большое значение, потому что в этом отношении важны личные качества и достижения.
Он имеет жизненно важное отношение к внутренним аспектам личности.Нет явной взаимосвязи между статусом и социальной ролью.
Он имеет более тесные связи с обычаями,
традициями и другими существующими факторами
общества.
Он — результат личных достижений и приобретается в результате конкуренции. Не имеет никакого отношения к обычаям и традициям.

Социальная роль

Данное понятие являет собой набор ожиданий, которые общество предъявляет человеку, находящемуся на конкретной социальной позиции. От индивида, занимающего определенное общественное положение, ждут соответствующие действия и манеру поведения.

Важно! Для чувства комфорта в социальной среде человеку свойственно ожидать, что люди вокруг него будут действовать и поступать, согласно моральным и общественным правилам, а также соответствовать своей роли.

Священник должен быть высокоморальным человеком, учитель в школе — любить детей, а поп-звезда — совершать скандальные поступки. Индивид ожидает от других исполнения своих ролей, иначе — он не сможет доверять окружающим и будет пребывать в тревожном состоянии.

Важно! Если статус рассматривается психологами как место человека в обществе, то социальная роль — это функции, которые он исполняет в контексте своих прав и обязанностей.

Варианты социальных ролей и их функции:

  • Менеджеры — управляют.
  • Студенты и ученики — учатся.
  • Журналисты — освещают происходящие события.
  • Музыканты — играют на инструментах или поют.
  • Строители и архитекторы — проектируют и возводят здания.

Важно! Многие исследователи отмечают такой факт: более высокий статус обуславливает и большее количество обязанностей, а также ужесточенные требования общества к их соблюдению.

Социальная стратификация по максу веберу

Исследователи проблемы социальных статусов во многом опираются на теорию, разработанную немецким социологом Максом Вебером. Он утверждал, что социальная стратификация основана на трёх факторах: экономических (богатство), политических (власть, право) и социальных (престиж).

По мнению Вебера, статус (нем. Stand) — это социальная группа с определённым стилем жизни, то есть набором привычек, ценностей, верований, понятий о чести и т.п. Каждому стилю жизни соответствует определённый престиж с более или менее высокой оценкой.

Ведутся дискуссии относительно того, являются ли введённые Вебером три измерения социальной стратификации более полезными для исследования социального неравенства, чем более традиционные термины, такие как социально-экономический статус[4].

Статус, права и обязанности

Человек выражает и проявляет себя с разнообразных сторон. Его характеризуют политические предпочтения, материальные возможности и демографические особенности.

Каждый статус как регулятор индивидуального и общественного поведения вмещает в себя следующие понятия:

  • Права. Они дают возможность человеку свободно поступать и принимать решения в той сфере, где ему позволяют полномочия.
  • Обязанности. Необходимые действия, которые диктует занимаемый статус. Они строго обозначены и заключены в правила, обычаи, инструкции. Обязательства в определенном смысле ограничивают действия субъекта, что делает его поведение предсказуемым.

В нашем обществе формы выражения ответственности достаточно разнообразны. Они диктуются уровнем социального и морально-культурного развития человека. К примеру, статус раба дает ему только одно право — выполнять свои обязанности. В демократическом государстве права и обязанности распределены между членами общества симметричнее, чем в государстве с тоталитарным режимом, где у правительства и чиновников больше полномочий, а у обычного населения — обязанностей.

Важно! Каждый человек несет ответственность за качественное исполнение своих обязанностей.

В древние времена строителей, чье строение развалилось и убило заказчика, обязательно публично казнили. Такая форма проявления ответственности была ранней и примитивной. Сейчас каждый человек либо организация тоже должны отвечать за свою работу.

Статусная несовместимость

Несовместимость статусов возникает лишь при двух обстоятельствах:

По мнению американского психолога Лоретты Грациано Бройнинг, основателя Inner Mammal Institute и заслуженного профессора Калифорнийского университета[6], важно понимать, что «социальный статус не зависит напрямую от материального положения… Бедный учитель может наслаждаться чувством собственной значимости, в то время как успешный бизнесмен чувствует себя ущербным из-за третьего или четвертого места в рейтинге богачей»[7].

Российский пример — учителя музыкальных школ, особенно — преподаватели музыкально-теоретических дисциплин[8]. При режимах ельцинизма и путинизма все эти учителя имели зарплаты ниже прожиточного минимума, не позволяющие регулярно посещать классические концерты и музыкальные спектакли, получив при этом одно из самых длительных, престижных и дорогостоящих образований в мире[9][10].

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий