Способность к состраданию и сочувствию другим: нужно ли нам умение сопереживать

Способность к состраданию и сочувствию другим: нужно ли нам умение сопереживать Женщине

Сострадание: как понять, что это такое на самом деле?

Понимание к человеку придет с помощью:Что такое сострадание - фото 3

  • религии и духовной литературы – все религии говорят о помощи ближнему. Высокодуховный человек умеет и должен сострадать окружающим людям. В духовных книгах вы сможете найти много примеров, где имеет место проявление такое качество;
  • благотворительности – такая деятельность популярна. И она касается не только обеспеченных людей. Каждый может вносить свою лепту. Даже небольшая сумма порой может помочь спасти чью-то жизнь. А если это будут два человека и больше, то это уже существенная помощь. Волонтеры не понаслышке знают, как сострадать и проявлять сочувствие. Они дарят свое внимание и любовь нуждающимся. Ведь для многих – это так жизненно важно и необходимо;
  • самосовершенствования и интереса к окружению – только эгоистичные особы не понимают других, не любят и не уважают никого. Зацикленность только на собственной жизни, своих проблемах порождает равнодушие. Только развитие и усовершенствование себя, понимания важности жизненных целей дает возможность научиться проявлять искренний интерес к окружению и оказывать посильную помощь.

Всю свою жизнь многие только учатся строительству правильных отношений с ближними людьми. Ежедневно в мелочах мы можем помогать, сострадать, сочувствовать, сопереживать кому-то. Это может быть внимание к проблеме коллеги, помощь в бытовом вопросе и многое другое.

Читайте нашу статью «7 мечей Таро – значение и толкование при различных ситуациях».

Что такое сострадание – сила или слабость?

В психологии состраданием называют не столько чувство, сколько поведение, которое основано на понимании страданий – своих или другого человека. Осознавая причины и особенности дискомфорта, человек способен устранить или снизить интенсивность боли. В сострадании нуждается каждый, и люди, испытывающие его по отношению к себе, лучше справляются с жизненными трудностями.

Сострадание – намерение изменить ситуацию, ликвидировать источник боли и предотвратить ее появление в будущем. Нужно быть действительно сильным духом и храбрым человеком, чтобы понять чужую муку, не прятаться от нее и устранить причину внутренней боли.

Именно отсутствие сострадания или неумение его проявлять чаще всего приводят к проблемам в семьях, изменам и разводам. Реальность такова, что людям, рвущимся к успеху, обращающим внимание на его внешние проявления, не хватает душевных сил на сострадание к самым близким.

Сложнее всего проявлять сострадание к себе. Понимание и любовь к ближнему в современном обществе считаются добродетелями. А вот по отношению к себе эти свойства расцениваются как эгоизм.

В результате вместо сострадания к себе люди предпочитают самоедство и нередко нуждаются в профессиональной психологической помощи только потому, что не прощают собственных ошибок.

Почему сострадание важно?

Сострадание цениться как добродетель, проявление совести, знания и чистоты сердца человека, даже самой человечности. Низкие люди не способны испытывать сострадания, ведь они не могут контролировать себя и для них исполнения своих желаний важнее чужого счастья.

Стремление к состраданию и его проявление – это признак высокой человечности, признак верного пути. Ведь по сути, сострадание означает то, что человеку не нужно поддаваться своим низким привычкам и стремлениям, ради преступления против совести. Сердце и совесть сострадательного человека чисто, а потому ему открывается счастье.

Мы ценим сострадание как качество, которое не разрушает наше собственное счастье, которое протягивает руку помощи тому, кто упал и тому, кто нуждается. Но разве поступали бы так люди, если не внушало бы им чистого счастье само сострадание? Такой образ действий очищает сердце и помыслы человека, это качества пожертвования на благо другого, качество служения другим.

В первую очередь, сострадание это гарант собственного счастья и покоя, а также возможности чётко осознавать, что наша собственная жизнь не является источником страданий остальным. Если наши действия приносят страдания – это очень часто означает, что мы движимы пороками, а потому нам стоит задуматься над тем, в должной ли степени мы проявляем сострадание.

Обиды и злость со стороны других людей это несомненно признак их страданий внутри, но разве понимая, что они так лишь говорят о том, что им больно будем ли мы причинять им еще больше боли? Разве будем мы избивать раненного в бою солдата, просто от того, что он изнывая от боли громко кричит?

Способность к состраданию – это способность взглянуть на людей исходя не из собственного эгоизма, а из осознания их положения. Сострадание даёт возможность видеть сердца других, так как большинство движимы лишь собственным страданием и неспособностью найти удовлетворение в этой жизни.

Что такое сострадание?

Сострадание – это качество, которое позволяет отказаться от зла в отношении другого живого существа из-за осознания возможных страданий, которые повлекут действия человека. Сострадание – это понимание того, что человечность стоит выше тех желаний и низменных порывов, которые можно удовлетворить путем причинения страданий другим.

Это касается как преступлений, так и более повседневных вещей, вроде способов манипуляции, обид, тирании, гнева, жадности, гнева и так далее. Сострадание противостоит любым грехам, которые причиняют зло окружающим, не только в других людях, но и в самом себе.

Сострадание – это способность отказаться от действий, которые повлекут за собой чужие страдания, а также стремление уменьшить страдания других живых существ.

Такое качество как сострадание это некая форма жертвенности своих интересов ради спокойствия и радости других. Несмотря на то, что жертвовать чаще всего приходится низкими и невежественными привычками, это все воспринимается очень тяжело и негативно.

Ведь любая жертва переноситься через собственную боль. С другой стороны, боль другим причинять значительно легче и как-то обыденнее, чем самому себе. Сострадание указывает нам на нашу неспособность меняться ради других, ради тех для кого мы живём, действуем и трудимся.

Мы часто замечаем лишь одну сторону монеты, предпочитая игнорировать тот факт, что даже исполнение мирских обязанностей не гарантирует хорошего отношения к нам окружающим, так как именно отсутствие сострадание не даёт нам увидеть наши же поступки в их объективном отражении.

Иначе говоря, из-за эгоизма, мы не способны увидеть, что ведём себя неправильно, предпочитая оправдывать свои действия, искать виновных и открещиваться от ответственности за страдание ближнего. Это больше похоже на эгоцентризм, в центре которого стоит нежелание испытывать угрызение вины, ведь все мы понимаем, что даже если виноваты не мы, страдания причиненные нашими действиями – никуда не исчезнут.

Сострадание искренне указывает нам на то, что терпеть боль самому лучше – чем приносить боль окружающим. Как мы знаем, в корне причинения страданий другим живым существам лежат желания, невежество и стремления. Когда мы очень хотим получить какую-то вещь, мы готовы причинить страдания другим.

Когда мы стремимся выместить наше внутреннее недовольство жизни на других, мы не обращаем внимания на тот факт, что и сами способны справиться с этим. Отсутствие сострадание делает из человека ребёнка, который сам не способен достать до своей игрушки, а потому постоянно плачет, обижается и убегает от всех.

Такое поведение может указывать на незрелость и инфантильность личности. Но разве можно себе представить старого святого мудреца, который из-за своей неудовлетворенности будет причинять другим людям страдания, доказывать им их несостоятельность, вымещать на них обиды, гнев, усталость и злость?

Это невозможно представить, так как мы все понимаем, что способность разобраться в своих чувствах, самоконтроль и отказ от причинения страданий других живым существам ради собственных желаний – это признаки зрелой личности, которая не зависит ни от движения собственного настроения, ни от отношения окружающих к нему.

Как быть Леди:  Виды стресса: эустресс и дистресс - стадии и причины

Что такое сострадание: определение и значение термина. чувство сострадания

Сострадание — это слово знакомо многим не понаслышке, но что же такое в действительности сострадание, а также каким образом его понимают в различных культурах, нам предстоит выяснить в этой статье.

Значение слова «сострадание» часто понимают несколько однонаправленно, а именно, считают сострадание синонимом слова «сочувствие», что, в общем-то, верно, но только в той степени, если под состраданием мы понимаем типичную, общепринятую концепцию симпатии к другому, к ближнему, и как следствие — со-переживание его проблемам и злоключениям.

В этом случае речь идёт исключительно о сострадании/сопереживании на уровне эмоций. «А как же иначе?» — спросит читатель, воспитанный в западно-европейской культурной традиции, к которой частично относится и русская культура. Также не стоит забывать и о том, что западно-европейская традиция — это в первую очередь опора на христианские ценности. Упуская это из виду, мы бы допустили большую ошибку, потому что, сколько бы человек не подчёркивал своё неверие в высшие силы и не подписывался атеистом, тем не менее, на его воспитание повлияла традиция, в основе которой, так или иначе, лежат христианские нравственные ценности: доброта, порядочность, терпимость, сочувствие, бескорыстие и т. д.

Можно и дальше пытаться отрицать факт влияния на становление человека этих факторов, но невозможно отрицать очевидной вещи, что мы живём в пространстве единого информационного поля, и в настоящий момент это куда более понятно, чем прежде (со всем тем обилием медиаплощадок, соцсетей, возможностью мгновенной передачи информации и т. д.). Таким образом, индивид всегда находится под влиянием другой среды, другого сознания. При этом интересно отметить, что какими бы различными ни были условия нашего становления и отличия по социальному статусу, большинство из нас находится под влиянием единого информационного пространства, и, как нам известно, отсчёт нашего летоисчисления ведётся от Рождества Христова, что очень о многом говорит.

Среди наших читателей, возможно, есть поклонники славянского летоисчисления. Они обратились к более древнему наследию Руси, и это правильно. Но такие повороты в сознании происходят отнюдь не в возрасте 10 лет, когда психика гибка и может поддаваться влияниям извне, таким образом, меняя ещё не успевшую оформиться систему ценностей. Поэтому даже такие люди, эти новообращённые в зрелом возрасте, мыслят в той парадигме, в которой их воспитали, — в христианской.

Для большинства из нас сострадание — это сочувствие или жалость, вызванные страданием другого человека. Это также и составная часть эмпатии. Человек с душой будет сострадать, сопереживать несчастиям другого. Это естественно и нормально. Но опять же, ещё раз подчеркнём, что, определяя сострадание таким образом, мы ни на минуту не вышли за уровень эмоциональной сферы. Однако человек — это не только эмоции, хотя в нашей культуре очень распространено противопоставление интеллекта и чувств. На самом деле одно не существует без другого, и в психологической науке этот вопрос сродни извечному спору о том, что же появилось раньше: курица или яйца. Так и в психологии: что же первичней — эмоция или интеллект. Объективного ответа на этот вопрос психология не даёт, т. к. изучающие эту науку делятся на своего рода «партии», каждая из которых защищает ту или иную сторону, приводит аргументы в защиту своей позиции. Но так окончательно и не развеяна тайна, потому что вероятно никакой тайны и вопроса в этом нет, а интеллект и эмоции относятся друг к другу, как две стороны одной медали, и пытаться их отделить до определённой степени некорректно. Однако наука любит заниматься препарированием, отсюда и подобные поиски «истины» там, выбор сделать невозможно и не нужно. Давайте обратимся к другим источникам, менее научным с одной стороны, но имеющим гораздо более обширный опыт в вопросах, связанных с изучением различных человеческих состояний и подробнейшим образом изучающих сознание живых существ, а именно, мы обратимся к такому философско-религиозному учению, как буддизм.

Что же нам говорит на эту тему буддизм?

В буддизме тема сострадания рассмотрена очень всесторонне, и, вероятно, читателю будет интересно узнать, что сострадание на уровне чувств является всего лишь первым уровнем сострадания по шкале, принятой в современном буддизме.

Второй уровень сострадания, согласно буддизму, связан с явлениями. Для объяснения такой трактовки сострадания будет уместным представить читателю основополагающее понятие буддизма: «дуккха» (страдание). Все проблемы человеческой жизни, так или иначе, объясняются наличием в жизни страдания, при этом под страданием должно опять же пониматься не только физическое или психологическое, но и в целом несовершенство существующего, его обусловленность. Только преодоление через осознание этого конфликта способно избавить от дуккхи.

Учение о дуккхе лежит в основе философии Будды. Оно называется учением о Четырёх Благородных истинах. Таким образом, второй уровень сострадания напрямую связан с понятием дуккхи, которую также можно отнести к тому, как мы воспринимаем мир, а именно, через призму наших представлений: мы не можем видеть истинную суть вещей, а следовательно, тот мир, в котором мы живём, не может быть реальным. Он лишь проекция наших идей и установок, поэтому и называется иллюзией. Мы, по сути, строим этот мир сами, сами создаём иллюзию и в ней живём. Осознание всего этого приводит и к осознанию дуккхи.

Однако есть и третий уровень сострадания, выходящий за пределы не только индивидуально-человеческого, а также области явлений, и приводящий нас к так называемому безобъектному, ни на что не направленному состраданию. Звучит парадоксально, но это имеет место. О третьем, и самом важном, сострадании практически невозможно рассказать словами, потому что слова невольно будут отсылать нас в область интеллектуально-эмоционального, нам же следует выйти за пределы этой сферы, а именно, перейти в трансцендентную область, т. е. туда, где понятий добра и зла не существует, в область, где заканчивается дуальность и, следовательно, прекращается притяжение сансары, и мы вплотную приближаемся к нирване (ниббане) — психологической свободе и мокше.

А теперь давайте посмотрим, каким образом сострадание и его связь с мудростью рассматриваются в разных направлениях буддизма. Так же как и в христианстве, в буддизме нет единства взглядов, поэтому когда-то единое направление буддизма в настоящее время представлено множеством ветвей, три из которых наиболее известны и напрямую связаны с учением о сострадании и мудрости, а следовательно, больше всего уделили внимания объяснению этого состояния. Это буддизм Тхеравады или Хинаяны («Малая колесница»), буддизм Махаяны («Большая колесница») и буддизм Ваджраяны, более распространённый в области Тибета и иначе именуемый как «буддизм Алмазного пути». Три буддийских метода — будем называть их так, потому что в целом они отличны друг от друга именно методом, цель же у них одна — освобождение человека из сансары и достижение мокши (свободы).

Мы начнём с Тхеравады. Тхеравада или Хинаяна, как наиболее древнее направление буддизма как религии, рассматривает вопрос о сострадании наряду с мудростью. Однако для буддистов направления Хинаяны сострадание не является отдельным путём, оно до определённой степени входит в понятие мудрости. Опять же нужно сказать, что мудрость не должна пониматься как прикладное знание или вообще знание с точки зрения обычной жизни.

Речь идёт о мудрости как постижении истины, стоящей над реальностью человеческой жизни в её физическом проявлении. Мы приходим к вопросу о работе с сознанием и его переключению на другой уровень, где сознание перестаёт идентифицировать себя не только с физическим аспектом существования, включая интеллект и эмоции, но и полностью разотождествляется с самостью или тем, что привыкли называть эго, «Я».

Таким образом, сострадание не выступает самостоятельной линией или путём в направлении Тхеравады, а скорее, имманентно понятию мудрости, которая представлена как высшая цель на пути к нирване.

Махаяна с её менее ригористичным подходом, который в некоторой мере можно было бы охарактеризовать как более доступный для практики адептами, напротив, совершенно отчётливо заявляет, что сострадание наряду с мудростью являются главными путями в практике буддизма. Путь сострадания не относится к мудрости, его понимают как отдельный путь, и он равен мудрости.

Как быть Леди:  Сангвиник (28 фото): кто это такой? Характеристика человека. Чем тип темперамента отличается от меланхолика? Подходящие профессии для женщин и мужчин

Почему Махаяна придаёт настолько большое значение состраданию? Потому что, согласно этой традиции, Будда не единственный, кто достиг просветления. До него было множество архатов, сумевших познать истину, мудрость, но у Будды есть то, чего не было у архатов: сострадание. Таким же образом и вставшие на путь просветления (бодхичитта) люди и его достигшие, но пожелавшие остаться и не уходить в нирвану, для того чтобы помочь оставшимся, неосознавшим индивидам избавиться от дуккхи (страдания) и также достичь освобождения, — такие люди, именуемые боддхисаттвами, прежде всего практикуют тот самый третий вид сострадания, надличностный, стоящий над дуальностью и позволяющий равным образом со-страдать как тем, кто сотворил добро, так и тем, кто натворил зло.

Для боддхисаттв это едино. Нет большой разницы между положительным и отрицательным. Различие существует с точки зрения обычного человека, потому что он привык руководствоваться двумя категориями, он привык жить в мире дуальности, что в первую очередь говорит о несовершенстве системы оценки самого человека, его видения (оно является в большей мере иллюзией), и ни в коей мере не может быть мерилом истинности состояния вещей и мироустройства.

В этом случае применимо такое выражение, впервые высказанное св. Августином: «Учат из любви к другим, а учатся из любви к истине». Не стоит удивляться, что подобная концепция вполне применима и к буддизму. Как раз она и применима в первую очередь к буддизму, потому что буддизм не разделяет. Он учит видеть вещи «такими, какие они есть», их единство и взаимосвязанность, взаимозависимость, т. к. нет во всём мире вещей, независимых одна от другой. Отсюда мы видим связь и с таким понятием, как шуньята (пустота), но не физическая пустота, а пустота в понимании освобождения от чего-то. Будда учил дхарме из сострадания в высшем смысле этого слова (разумеется, не из жалости к человечеству, что, конечно, могло бы быть, но тогда в роли учителя уже был бы не Будда).

В традиции Ваджраяны большое значение придаётся внутренне присущим факторам, так как считается, что мудрость и сострадание — врождённые качества человека, связывающие его с «природой Будды». Природа Будды чиста, так же как и природа человека, ведь человек по определению и есть Будда в будущем, потенциальный Будда. Направление Ваджраяны считает, что человеку изначально присущи безусловные положительные характеристики, такие как безграничное сострадание и мудрость, поэтому не нужно даже заниматься их культивированием, ведь они уже существуют в чистом виде. Смысл состоит в том, чтобы очистить их от наслоений, позволить им проявиться, осознать их. С осознанием и связано понятие о сострадании, потому что само сострадание есть изначально и внутренне присущий признак осознанности и пробуждения. Как только ум будет освобождён от концепций «Я», сострадание проявляет себя.

Итак, мы рассмотрели три школы буддизма, и каждая в чём-то по-особому подходит к трактовке сострадания. Одно остаётся неизменным, что сострадание понимается не с точки зрения сферы чувств. Во-вторых, сострадание 3-го уровня, там, где мы вышли за пределы дуальной трактовки сущего, всегда идёт вместе с мудростью и достижением нирваны (психологической свободы). Сострадание высшего, необусловленного уровня — это в некоторой мере характеристика просветления и перехода в нирвану.

В этой статье мы вкратце осветили тему сострадания так, как её понимают в буддизме. Для того чтобы читатели поняли тему во всей полноте, мы рекомендуем в дальнейшем ознакомиться с другими материалами по теме буддизма, так как это позволит изучить контекст, в котором находится рассмотренная нами тема сострадания.

В статье использована информация из книги «Сострадание в психологии буддизма» Джона Макрански, известного исследователя буддизма и Вед.

Зачем нужно сострадание человеку

Но зачем нужно сострадание и сочувствие? Если вы эмоциональная личность, и у вас чересчур проявляется данное чувство, то вы замечали за собой, что вам трудно чувствовать страдания других. Чужая отрицательная энергия обвивает вас, вы перестаете ощущать радость жизни. Сострадание воздействует угнетающе, забирает силу.

Нельзя чрезмерно погружаться в страдания других людей. Важно уметь остановиться и не нанести вред себе чужими несчастьями.

Кроме того, если постоянно сочувствовать одной личности, то это приносит вред и ей и вам. Постоянное сострадание становится причиной того, что вы неумышленно препятствуете осознанию ответственности за собственные действия страдающему человеку. По причине постоянного сочувствия личность ощущает свою слабость, нужду в посторонней помощи. Подобные люди не способны жить своей самостоятельной жизнью, им всегда требуется поддержка со стороны.

Потому важно не просто уметь сопереживать, но и ощущать границу, когда требуется оградить себя от чужих эмоций. Мера нужна во всем.

Как научиться сострадать себе?

Тревога, гнев, отчаяния блокируют способность наблюдать за собой. Чтобы помочь самому себе, нужно развить навык наблюдения за процессом собственного мышления. Есть полезная техника, упрощающая эту задачу:

1

Проговорите вслух то, что вас тревожит, расстраивает или злит. Сформулируйте одной емкой фразой. Пример: «Меня никто не любит».

2

Постарайтесь запомнить ощущения, сопровождающие сказанное.

3

Потом произнесите ту же фразу, добавив слова «У меня есть мысль, что…» Получится нечто наподобие: «У меня есть мысль, что меня никто не любит».

4

Внимательно прислушиваясь к своим эмоциям, вы заметите, что напряжение уже немного снизилось.

5

К предыдущей формулировке добавьте еще «Я отмечаю, что…». Получится длинная конструкция, например: «Я отмечаю, что у меня есть мысль, что меня никто не любит».

6

Проговорите новую фразу и прислушайтесь к себе. Вам покажется, что вы говорите уже так же, как о ком-то другом.

Такая простая техника позволит взглянуть на свои чувства и боль со стороны. Воспринимая их как сторонний наблюдатель, вы уже сможете проявить сострадание к себе. Придет понимание, что речь идет только о мыслях, а не о фактах, из-за которых появились негативные суждения.

Еще один полезный прием скорой помощи самому себе – вопрос «Какие чувства я испытал, если бы услышал от мамы или своего ребенка, что…» (далее добавляется уже сформулированная фраза, которую использовали в предыдущей технике). Можно усилить эффект, говоря это своему отражению в зеркале.

Как правильно сочувствовать человеку

Чтобы не нанести себе вред, необходимо знать, как правильно сочувствовать человеку:

  • требуется понять, кто вызывает подобное чувство – близкие или все окружающие? От кого идет отрицательная энергетика? Когда вы ощутите, что чересчур близко принимаете чужие переживания, пробуйте сдерживать эмоции. Не стоит окунаться в чужие проблемы. Поддержите человека, убедит его, что он не один. Но решение для ситуации ему требуется искать самому;
  • учитесь концентрироваться и возвращаться в исходное состояние, когда понимаете, что окунаетесь в чужие проблемы. Прерывайте беседу, пока не ощутите, что способны нормально понимать ситуацию. Запомните, что все ваши чувства воздействуют на организм. По этой причине для нормального состояния тела и души важно испытывать по максимуму позитивные переживания;
  • сумейте своевременно переходить от неосознанного сочувствия к осознанному действию. Всякий раз, когда стараетесь избавляться от сострадания к другим, вы почувствуете вину. Но не стоит считать себя человеком, лишенным сострадания. Для поддержки необязательно пропускать сквозь себя отрицательную энергетику. Выслушайте, но не переживайте чрезмерно сильно. Учитесь самозащите от негатива и излишнего сочувствия.

Конечно, важно оставаться добрым человеком. Все мы обязаны помогать друзьям и близким. Но делать это возможно и без вреда себе. Важно поддержать баланс собственного организма, чтобы почувствовать личное счастье.

Как работает механизм сострадания к другим?

Люди гораздо больше склонны к состраданию по отношению к другим, чем к себе. Это объясняется особенностями самого механизма сострадания:

1

Эмпатия. Человек – существо социальное, и эта особенность помогает нашему виду выживать и доминировать. Люди реагируют на чужую боль и, наблюдая ее, нередко воспринимают почти так же остро, как собственную. Они автоматически испытывают желание спасти.

2

Социальная когниция. Испытывая стремление помочь, человек разделяет чужие и собственные эмоции. Это позволяет ему оставаться более объективным, чем тот, кто в данный момент страдает.

Как быть Леди:  «не против» или «непротив» — как писать слово правильно

3

Ощущение сближения и вознаграждение. Помогая другим, мы испытываем удовольствие, поскольку делаем доброе дело. Для приятных ощущений нам достаточно этого осознания, а проявление благодарности дарит тепло.

Когда человек испытывает боль, у него срабатывает система эмпатии, а остальные две – нет, ведь он не видит себя со стороны. Чтобы сострадать самому себе, нужно включить внутреннего наблюдателя, а это очень сложно сделать в периоды эмоциональной нестабильности.

Качества людей, которые способны сострадать

Что такое сострадание - фото 4

  • милосердием – способностью оказания любой помощи другим без корысти для себя (перевести старика через дорогу, подарить улыбку прохожему, поделиться с нуждающимися людьми и т.д.). Милосердные люди излучают позитив и испытывают добрые намерения;
  • добротой – способностью действовать искренне на благо кого-то, проявлять заботу о ком-то (например, добрый тот, кто запрещает кушать много сладкого своему ребенку, ведь он переживает за его здоровье);
  • уважением – качеством, без которого сострадать невозможно. Не уважающий окружающих человек может только жалеть, демонстрируя снисходительность и свое преимущество. Только уважать чужие муки и боль, мы можем проникнуться страданием другого, и тем их облегчить;
  • терпением – способностью доказать свое бескорыстие, веру во благо намерений и действий. К сожалению, добрые поступки не всегда ценятся и принимаются окружающими;
  • любовью – многогранным чувством, без которого сострадать невозможно. Настоящей любви не страшны никакие преграды, помехи, она преодолевает и даже то, что разум наш не способен побороть.

Книги о сочувствии

Для более полного и глубокого понимания смысла данного термина можно обратиться к некоторым книгам, как взрослым, так и детским. Например:

  1. Книга автора Рут Миншулл «Как выбирать своих людей»
    повествует о том, на что можно обращать внимание при знакомстве с людьми и как выбрать тех, кого можно впоследствии назвать «своими». В книге есть отдельная глава, посвященная понятию сочувствие.
  2. Алекс Кабрера «Феи рассказывают о сочувствии»
    — отличная книга, дающая возможность донести до ребенка смысл данного понятия и научить его в нужные моменты проявлять сочувствие.

Книги о сочувствии и сострадании позволяют людям стать более открытыми и добрыми, научить детей быть неравнодушными в некоторых ситуациях. Периодически напоминая себе о том, что такое сочувствие, и что иногда без него никак не обойтись, можно сделать мир лучше.

Проявление подобного чувства, наряду с состраданием и взаимопомощью, ведет к сплочению общества, налаживанию социальных отношений внутри него, поддержанию традиций и связи поколений. Это важно для развития полноценного, зрелого, стабильного общества.

Отличия

Далеко не всегда понятна разница между двумя терминами. Сочувствие – это способность сопереживать человеку в трудную минуту. Это может касаться как знакомого, так и незнакомого индивида.

Эмоциональное восприятие или сопереживание по-другому называется эмпатией. Оно важно для некоторых специалистов: психологов, педагогов, врачей и других. Такое чувство помогает находить общий язык с разными людьми.

При жалости индивид не стремится пережить эмоции другого, но такое чувство может выражаться в ободряющих словах. Сострадание иногда называют милосердием, оно проявляется в заботе и помощи тем, кто в этом нуждается.

Не зря одна из самых крупных благотворительных организаций называет своих сотрудниц сестрами милосердия. Они бесплатно ухаживают за тяжелобольными и нуждающимися людьми.

Не стоит путать сострадание с соболезнованием. Последнее всего лишь констатация факта, т.е. индивид обозначает, что он понимает чужое горе. У такого вида чувств нет особого эмоционального окраса.

Сострадание и духовный путь

Сострадание соотносится с духовным путем – как одно из важнейших качеств, которое необходимо для начала продвижения на нём. Сострадание позволяет отказываться от различных материальных благ ради других, отказываться от своих материальных желаний и действовать исходя из стремлений к истинному благу, а не временному.

Посвятив себя духовному пути, человек сострадательный должен показывать положительный пример, для того, чтобы не стать источником соблазна для других. Без многих добродетелей вряд ли можно действительно продвинуться на духовном пути, так как он, без сомнения, является полной противоположность материальному.

Самое важное проявление сострадания на духовном пути – это способность отказываться и отказывать. Истинное сострадание движет человека к вечному, духовному благу и отказ от различных почестей, наслаждений и удовлетворению желаний, в контексте сострадания, это осознание того, что собственное удовлетворение не сможет послужить избавлением от страданий другим, а напротив послужит источником множества бед.

Отказывать из сострадания означает способность не только сказать «нет» в отношении стремления другого человека совершить непристойный поступок, который причинит страдание другим, но и способность отказать в знаниях другому, если есть чёткое понимание, что этот человек применит их в своих эгоистичных целях или если есть понимание того, что он их не поймет.

Такое сострадание приводит к возможности постепенного роста окружающих, подобно любому живому существу. Если мы стремимся дать знания другим из ложного сострадания, то это часто оборачивается страданиями, так как и эгоист и неготовый к пониманию никогда не раскроют истину, однако будут способны использовать знания, чтобы оправдывать свои дурные поступки, что является признаком отсутствия сострадания.

Формы проявления сострадания

Милосердие и сострадание нужно каждому, но не все могут правильно проявлять эти качества. Лучше всего это делать в таких формах:

  • Слова сочувствия. Говорите о том, что испытывать боль в трудной ситуации – это нормально, напоминайте, что вы рядом и готовы помочь. Поддержка гораздо полезнее, чем упоминание о том, что кому-то хуже.
  • Похвала. Важно говорить себе и другим о хороших качествах, достижениях. Это прекращает самоедство и поиск виноватых, помогает примириться со сложной ситуацией, принять факты и не провалиться в отчаяние.

Людям часто не хватает сострадания в жизни. Это делает их несчастными, заставляет чувствовать свою второсортность, негативно сказывается на самооценке.

Все эти проблемы решаемы. Если не справляетесь с трудностями самостоятельно, запишитесь на консультацию к хорошему психологу. С помощью специалиста вы разберетесь к себе и научитесь правильным формам самоподдержки.

Хорошо или плохо

Встречаются разные мнения о том, что такое сочувствие и сострадание. Некоторые считают эти проявления негативными и ненужными. Особо радикально настроенные личности уверены, что такие чувства позволяют другим паразитировать на сильных людях.

Простой пример – знакомая женщина постоянно жалуется влиятельной и преуспевающей подруге на свою жизнь. В итоге ее бедам сочувствуют, и она получает денежную помощь.

Поэтому каждый индивид должен сам решать, почему ему нужно проявлять сочувствие, и стоит ли это делать. Не всегда помощь является благом, иногда она может привести к еще более серьезным проблемам.

Нельзя сказать, что кто-то должен вести себя сострадательно или как-то проявлять участие. Подобные философские вопросы каждый решает для себя сам. Некоторые предпочитают организовывать благотворительные организации для определенной категории, другие никак не участвуют в помощи для других лиц.

Чем руководствоваться в жизни

В некоторых ситуациях сложно понять, чем руководствоваться в жизни – разумом или сердцем. Не существует однозначного правильного ответа. Каждая ситуация требует особого подхода. Ошибаться способно и сердце, и разум.

Стоит проводить логический анализ ситуации, принимать важные решения, учитывая мнение разума и знания. Все мы каждый день используем опыт и знания на практике, пользуемся разумом. Большинство решений приходит принимать, используя веление разума, ведь некоторые вещи в жизни просто неуместны.

Но если дело касается собственных эмоций, желаний, то разум становится мешающим элементом. В сердечных делах часто приходится жить сердцем, отключая логику. Часто человек не способен сделать что-то, исполнить собственную мечту, поскольку боится последствий. Но в подобной ситуации лучше верить зову сердца, а не разума, чтобы в будущем не сожалеть.

Страхи и неспособность поверить в себя создаются умом, они базируются на накопленном опыте. Если ранее вам приходилось испытывать подобный страх, то при принятии решения сегодня, вы почувствуете страх и беспокойство. Это станет причиной нерешительности. По этой причине важно ставить перед собой цели, слушать сердце и действовать по его подсказкам.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий