Волкова Е.Н. и др. Обзор зарубежных исследований по проблеме кибербуллинга среди подростков и молодежи — CYBERPSY

Волкова Е.Н. и др. Обзор зарубежных исследований по проблеме кибербуллинга среди подростков и молодежи - CYBERPSY Женщине

Кибербуллинг и его влияние на социализацию младшего подростка | homo cyberus

Волкова Е.Н. и др. Обзор зарубежных исследований по проблеме кибербуллинга среди подростков и молодежи - CYBERPSYМардахаев Л.В., Гречкина М.Э.

Аннотация. В статье раскрываются кибермоббинг и кибербуллинг как информационные технологии психологического террора несовершеннолетних, рассматривается их влияние на последующую социализацию (киберсоциализацию) всех его участников. Охарактеризована социализация, факторы, существенно влияющие на её развитие, а также особенности проявления. Выделена и охарактеризована ситуативная социализация (ресоциализация) кибербуллинга несовершеннолетнего, как явление с учётом её влияния на всех участников: жертвы, субъекта, соучастников и безразличных свидетелей.

Ключевые слова: кибермоббинг, кибербуллинг, киберсоциализация, социализация, ресоциализация, ситуативная социализация кибербуллинга, младший подростковый возраст.


Cyberbullying and its influence on the socialization of the younger teenager

Abstract. The article reveals “cybermobbing” and “cyberbulling”, as information technologies of psychological terror of minors, and their influence on the subsequent socialization of all participants (cyber socialization). Characterized by socialization, factors that significantly affect its development, as well as features of manifestation. The situational socialization (resocialization) of the juvenile cyberbulling has been identified and characterized as a phenomenon, taking into account its influence on all participants: the victim, the subject, accomplices, and indifferent witnesses.

Key words: cybermobing, cyberbulling, cybersocialization, socialization, resocialization, situational socialization of cyberbulling, younger adolescence.


В отечественной и мировой практике нередко в подростково-молодёжной среде проявляются такие явления, которые получили название моббинг и буллинг.

Моббинг (от англ. mob – толпа) – это своего рода психологический террор, включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других (обычно против одного человека) [10]. Например, моббинг против новичка. Одним из исследователей этого явления с 1980 года является норвежский учитель Эрлинг Георг Руланн Он и его коллеги являются авторами антимоббинговых программ, которые признаны во многих странах мира.

В специальной литературе выделяют такое понятие как школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой-либо целью [1; 3] (пример подобного явления представлен в фильме «Чучело»).

Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, поддразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.

Термин «буллинг» (от англ. bull – бык; bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного ученика или группы детей в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить (Е. Руланд) [13]. Цель буллинга – затравить жертву, вызвать у неё страх, деморализовать, унизить, подчинить. Преследователи (обидчики) дают ребёнку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д.

Анализ литературы и источников [12] свидетельствует о том, что понятия «моббинг» и «буллинг» схожие – это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа детей, которые имеют авторитет и влияние на других.

С развитием информационных технологий появились и новые возможности психологического террора, давления, травли детей, подростков и молодёжи, которые получили названия «кибермоббинг» и «кибербуллинг».

Кибермоббинг (от англ. cybermobing) и кибербуллинг (от англ. cyberbulling) интернет-травля – это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных интернет-сетей, блогов, чатов и т.д. Осуществляются они также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учётной записи в социальных интернет-сетях («фейковой страницы»), электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.

Развитие информационных технологий расширило спектр возможностей их использования в интернет-травле несовершеннолетних и способствовало появлению специальных исследований, направленных на выявление различных видов проявления кибербуллинга и его характеристик. Таких видов кибербуллинга сложилось много, среди них следует выделить:

флэйминг (flaming) – конфликт, основанный на обмене оскорбительными репликами между оппонентами;

нападки (harassment) – поток сообщений оскорбительного характера, поступающих на один, а часто – на несколько каналов коммуникации жертвы сразу;

клевета (denigration) – введение в заблуждение ближайшего окружения жертвы с помощью разного вида сообщений, фото и т.п.;

самозванство (impersonation) – использование личной информации жертвы: к примеру, паролей к аккаунтам в социальных интернет-сетях для осуществления коммуникации от имени жертвы (часто негативного или провокационного характера);

надувательство (trickery) – выманивание личной информации жертвы с целью её распространения или использования в качестве шантажа;

Как быть Леди:  Сочинение не тему «Как отцам и детям найти компромисс?»

отчуждение (ostracism) – намеренное отстранение/исключение жертвы из социальной группы в интернет-пространстве;

киберпреследование (cyberstalking – преследовать, выслеживать) – выслеживание жертвы с использованием ресурсов сети Интернет для последующего осуществления насилия/шантажа и т.д.;

хеппислепинг (happy slapping) – любое проявление физического или вербального насилия, записанное на видео и размещенное в Интернете с целью высмеивания жертвы [2];

троллинг (от англ. trolling – из сленга участников виртуальных сообществ – «ловля рыбы на блесну») – размещение в Сети на коммуникативных ресурсах провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтной обстановки путём нарушения правил этического кодекса интернет-взаимодействия;

холивары (от англ. holywar – «священная война») – бесцельная конфронтация, обмен сообщениями на интернет-форумах, в чатах, представляющий собой бесплодную полемику, в которой участники яростно пытаются навязать друг другу свои точки зрения;

хейтинг (hate) – негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции;

грифинг (griefers) – целенаправленное преследование других игроков в онлайн-играх, с целью не победить, а лишить удовольствия от игры других геймеров, активно используя брань, блокируя отдельные области игры и открыто мошенничая и пр.;

секстинг (sexting) – рассылка или публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми [12].

Как показывают данные исследований [3], полученные в школьном возрасте психологические травмы могут обернуться вполне серьёзными взрослыми проблемами, существенно влияющими на образ жизни и возможности в самореализации всех участников кибербуллинга. Данный факт свидетельствует о том, что травля в эти годы не проходит бесследно для всех её участников (жертвы, преследователя (преследователей), наблюдателей), и её последствия сказываются почти на протяжении всей жизни каждого из них. Не случайно в специальной литературе введён термин «киберсоциализация». Термин предложен в 2005 году В.А. Плешаковым.

«Киберсоциализация человека (от англ. Cyber- – общий универсальный префикс, объединяющий в группу префиксы e-, i-, net-, info-, techno-, computer-, media-, internet-, virtual- и т.п., англ. Socialization – социализация) –социализация личности в киберпространствепроцесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационнопотребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» [4].

Учитывая, что кибербуллинг и кибермоббинг представляют собой использование интернет-ресурсов посредством создания определённой деструктивной среды с целью травли конкретного пользователя, возникает необходимость выявить и раскрыть их влияние на социализацию всех его участников.

Прежде всего следует отметить, что социализация человека представляет собой «естественный, закономерный процесс социального развития, определяющий личностное становление человека, направленность и качественное самоизменение его социальности на протяжении всей жизни. Она является следствием реализации социальности конкретного человека, обуславливающей его социальное становление и дальнейшее самоизменение, под воздействием социокультурной среды жизнедеятельности, воспитания, воздействия на него различных факторов, а также направленной самоактивности» [9].

Анализ представленного определения позволяет утверждать, что социализация несовершеннолетнего, а также всех, кто в той или иной степени вовлечен в ситуацию кибербуллинга, обусловлена совокупностью факторов:

– внутренних: социальность человека; мотивация и отношение к чему-либо; направленность, интенсивность и время самоактивности;

– внешних: среда жизнедеятельности; воспитание; воздействие различных факторов, в том числе: взгляды, реплики, суждения, различные информационные сообщения и пр.

Внутренние факторы, характеризующие социальное своеобразие несовершеннолетнего, позволяют выявить и охарактеризовать деструктивные изменения его социальности, происходящие под влиянием кибербуллинга. Оно представляет собой качественные изменения социального в личности, как существа разумного, которые находят отражение в:

развитии сферы сознания (особенностей восприятия и отношения к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные ими складывающиеся убеждения, идеалы, ценностные ориентации);

своеобразии культуры (изменения норм и правил средового поведения);

изменении социоролевого положения несовершеннолетнего в социуме;

изменения отношений к миру вещей и явлений, обусловленные деструктивными изменениями эмоционального благополучия;

накоплении опыта социального поведения в определённой социокультурной среде.

Эти изменения обусловлены влиянием кибербуллинга на социализацию (ресоциализацию) всех, кто вовлечен в сложившуюся ситуацию. Данный факт диктует необходимость выделить и проанализировать само явление кибербуллинга и сопровождающие его факторы. Для этого следует выделить и охарактеризовать ситуативную социализацию (ресоциализацию) кибербуллинга несовершеннолетнего как явление [7]. Ситуативная социализация представляет собой качественную характеристику, с одной стороны, своеобразия социальности всех участников кибербуллинга (объекта кибербуллинга, субъекта его организации, соучастников его развития, свидетелей, проявляющих безразличие к складывающейся, сложившейся ситуации), с другой, – социума, в котором находится ребёнок, обусловленного кибербуллингом, а с третьей – способности объекта кибербуллинга противостоять факторам риска в среде жизнедеятельности. Другими словами, ситуативная социализация (ресоциализация) кибербуллинга требует учёта:

  1. Своеобразия социальности всех участников кибербуллинга:
  1. Социализирующей среды, в которой находятся участники кибербуллинга.
  2. Способности жертвы кибербуллинга противостоять факторам риска в среде жизнедеятельности.
Как быть Леди:  Проблемы валидности психодиагностических методик. Виды валидности. Эмпирические способы определения валидности.

При анализе влияния кибербуллинга на каждого из его участников следует учитывать совокупность выделенных выше факторов: социальность личности, её участие в порождаемой кибербуллингом среде. Это требует субъектного подхода к анализу: субъект как жертва кибербуллинга; субъект как организатор кибербуллинга; субъект как соучастник кибербуллинга и субъект как сторонний наблюдатель кибербуллинга.

Объект кибербуллинга – жертва. По данным исследователей [3] буллинг не зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Жертвой кибербуллинга может стать любой ребёнок, подросток, молодой человек, даже если он физически и интеллектуально развит. Повод для этого может быть любым или вовсе отсутствовать. Объектом кибербуллинга, как и буллинга, чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить. Для этого достаточно приклеить ребёнку ярлык: «тупой», «очкарик», «хромой», «длинный», «коротышка» и т.д. Нередко кибербуллинг используется отдельными лицами для сведения счета с кем-либо в ситуации ревности, зависти, способа наказать, отыграться, показать свою значимость, величие и одновременно безнаказанность. ВОЗ пришла к выводу, что насилию со стороны сверстников в России подвергаются 20% детей в возрасте от 10 лет, 19% 13-летних, а к 15 годам количество истязаемых детей снижается до 13% [3].

Кибербуллинг в основном проявляется через психологическое воздействие на человека – насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность, страх, которые сопровождаются внутренним дискомфортом. Подобного рода насилие может привести его к серьёзным психическим проблемам. Последствия такого воздействия сказываются на личности жертвы: ребёнок неохотно идет в школу и ищет любой повод, чтобы не ходить туда; возвращается из школы подавленным; никогда не упоминает никого из одноклассников; очень мало говорит о своей школьной жизни; не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо; одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, он никого не хочет позвать к себе и пр.

Учитывая, что кибербуллинг особенно активно реализуется в подростковой среде, следует подчеркнуть, что это переходный период от детства к взрослости. Именно в данный период происходит изменение ведущей деятельности с учебной на общение со сверстниками. Основными характеристиками учебной деятельности являются: результативность, обязательность, произвольность. Общение подростка со сверстниками характеризуется: постоянной сменой круга интересов/компаний, экспериментами в стиле общения с окружающими. Главная особенность данного переходного периода заключается в желании подростка найти своё место в обществе. Он активно расширяет сферу удовлетворяющего его общения, не только в школе, но и за её пределами. В этих условиях именно интернет-пространство становится наиболее привлекательной средой общения, где младший подросток сможет найти понимание и поддержку.

Как свидетельствует практика, Интернет становится для подростков частью социокультурной среды общения. Следовательно, от её культурно-содержательной направленности зависит социализация, десоциализация или ресоциализации личности. Кибербуллинг целенаправленно создаёт деструктивную (виктимизирующую) среду по отношению к конкретному воспитаннику (своей жертве).

Социализирующая среда, в которой находятся жертва и другие участники кибербуллинга. В ситуации кибербуллинга среда по отношению к жертве (объекту влияния), а также для всех её участников носит деструктивный (виктимный, виктимизирующий, опасный) характер. Виктимизация (от лат. victime – жертва) – это процесс социально-психологических изменений личности человека под влиянием совокупности негативных внешних условий и факторов, способствующих его превращению в тот или иной тип жертв неблагоприятной социализации (термин введён А.В. Мудриком) [11, С. 202].

Виктимизирующая ситуация развития социализации несовершеннолетнего как явление – это конкретная ситуации с учётом всей совокупности факторов, определяющих её деструктивный характер по отношению к конкретному воспитаннику в момент её оценки. Чем дольше по времени находится в подобной ситуации несовершеннолетний, тем большее испытывает он виктимизирующее влияние. Виктимизирующая ситуация выступает как процесс, способствующий десоциализации.

Виктимизирующая ситуация развития социализации несовершеннолетнего как процесс – это своеобразие деструктивного протекания качественно-количественных изменений в социальности человека под воздействием виктимной социокультурной среды. Она помогает выделить динамику деструктивного (десоциализарующего) развития конкретного воспитанника, а также особенности деструктивного ресоциализирующего изменения. Такая информация позволяет определять пути влияния на деструктивный процесс и придания ему конструктивности в ресоциализации несовершеннолетнего.

Виктимизирующая среда, формируемая в процессе кибербуллинга, создаёт у жертвы эмоциональную неуверенность, страх, которые существенно сказываются на его образе жизни, типичном проявлении, что ведёт к десоциализации, которая сопровождается ресоциализацией, обусловленной новой ситуацией и деятельностным проявлением. Характер десоциализации и направленность ресоциализации во многом определяются способностью жертвы кибербуллинга противостоять факторам риска в среде жизнедеятельности. Неразвитость или недостаточная развитость этих способностей может привести жертву к серьёзным психическим последствиям.

Субъект организации кибербуллинга. В специальной литературе тех, кто травит кого-либо, называют «мобберами», «троллерами», «булли» [10]. В социальной педагогике такого человека называют виктимизатором (виктимизирующим). Такие люди часто действуют анонимно, и жертва может не знать, от кого проистекают агрессивные действия. В этой ситуации виктимизатор чувствует своё превосходство, защищённость, удовлетворённость от того, что он смог унизить другого. По существу это деятельностное проявление субъекта, которое носит ресоциализирующий характер, негативно сказываясь на формируемой личности. Для такого человека нравственные нормы во взаимоотношениях не имеют смысла, главным для него становится проявить свою власть над другим (другими). Это качество у виктимизатора с возрастом приобретает ещё большую омерзительность.

Как быть Леди:  Самоценность: почему важно вернуть её себе или развить | Саморазвитие | Наша Психология

Соучастники кибербуллинга. Это лица, которые в той или иной степени включаются в кибербуллинг и своими действиями усиливают его деструктивное влияние на жертву. Включённость несовершеннолетних в деструктивную деятельность также носит ресоциализирующий, негативно выраженный характер. Такие дети проявляют «стадность», они стараются делать «как все», не задумываясь над тем, что по отношению к другому проявляют жестокость, и что сами могут оказаться в подобной ситуации. Они заражаются ситуацией кибербуллинга и становятся, как и инициатор, виктимизаторами по отношению к жертве. Им начинает нравиться травмировать другого, они нередко завидуют инициатору виктимизации. Последствия для соучастников ситуации кибербуллинга также носят деструктивный характер.

Характерно, что в другой ситуации участники кибербуллинга сами способны инициировать кибербуллинг по отношению к тому, кому завидуют, кого хотят наказать, над кем хотят потешаться.

Свидетель, проявляющий безразличие к складывающейся, сложившейся ситуации вследствие кибербуллинга. При характеристике несовершеннолетних, проявивших безразличие, равнодушие к жертве кибербуллинга, справедлива мысль, представленная Бруно Ясенским в романе «Заговор равнодушных»: «Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Но бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия совершаются на земле все самые низкие преступления». Ситуация кибербуллинга не проходит бесследно для людей безразличных. Они утверждаются в том, что это не их дело и для их благополучия лучше всего сделать вид, что они не в курсе и им безразлично.

Таким образом, можно утверждать, что для всех участников ситуации кибербуллинга создается неблагоприятная среда для социализации. Необходимо как можно раньше выявлять подобные явления и решительно их пресекать, используя и административный, и воспитательный потенциал.

Список литературы

  1. Буллинг в школе: причины, последствия, помощь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/71131 (дата обращения 17.05.19)
  2. Волкова И.В. Характеристика подросткового буллинга и его определение / И.В. Волкова // Вестник Минского университета. – 2021. – № 2. – С. 26-33.
  3. Гребенникова О.А., Добролюбова М.И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников / О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // Концепт: научно-методический электр. журнал. – 2021. – № 59. – С. 1-5. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2021/470113.htm (дата обращения 12.04.19)
  4. Информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.homocyberus.ru (дата обращения 12.04.19)
  5. ЛазареваТ. Я – изгой: чем опасен буллинг / Т. Лазарева [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://7sisters.ru/children/110149-ya-izgoy-chem-opasen-bulling.html (дата обращения – 07.04.2021)
  6. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) / Д.А. Лэйн // Детская и подростковая психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – С. 240-276.
  7. Маланцева О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. – 2007. – № 4. – С. 90-92.
  8. Мардахаев Л.В. Ситуативная социализация (ресоциализация) несовершеннолетнего / Л.В. Мардахаев // Понятийный аппарат педагогики и образования: колл. моногр. / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова; Урал. гос. пед. унив. – Вып. 10. – Екатеринбург: Институт разв. образ. РАО, УрГПУ, 2021. – С. 300-308.
  9. Мардахаев Л.В. Социализация в становлении личности: социально-педагогический подход / Л.В. Мардахаев // ЦИТИСЭ. Электр. науч. журнал. – 2021. – № 1(14).
  10. Мобинг // Психология и психиатрия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psihomed.com/mobbing (дата обращения 12.04.19)
  11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов высш. учеб. завед. / А.В. Мудрик. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  12. Троллинг и хейтерство психиатрия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://postnauka.ru/longreads/86459 (дата обращения 12.04.19)
  13. Roland E. Bullying: the Skandinavian research tradition // Bullying in schools, создатель Lane D.A. Tattum D.P., 21-32. Stroke-on-Tent: Trentham, 1989.
  14. Sourander A., Ronning J., Brunstein-Klomek A., Gyllenberg D., Kumpulainen K., Niemela S., … Almqvist F. Childhood bullying behavior and later psychiatric hospital and psychopharmacological treatment: Findings for the Finnish 1981 birth cohort study // Archives of general psychiatry. – 2009. – P. 1005-1012.

 © Мардахаев Лев Владимирович, Гречкина Марина Эдуардовна

Мардахаев Л.В., Гречкина М.Э. Кибербуллинг и его влияние на социализацию младшего подростка / Л.В. Мардахаев, М.Э. Гречкина  // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2021. — №1(6). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://tiledi.ru/Mardahaev_LV_Grechkina_ME_1_2021, свободный — Загл. с экрана.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий