Социальный статус, Критерии классификации и атрибуты социальных 254 статусов — Социальная стратификация

Социальный статус, Критерии классификации и атрибуты социальных 254 статусов - Социальная стратификация Женщине

Социальный статус

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Социальный статус можно определить как положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Социальный статус индивида определяется по специфическим для конкретного общества признакам. Например, в сословном обществе одним из критериев определения и маркировки статуса был титул. См. рис. 8.1.

Каждый социальный статус обладает определенным престижем (высоким или низким) — уважением и признанием со стороны окружающих или, наоборот, презрением (стигматизированные статусы).

Социальный статус, Критерии классификации и атрибуты социальных 254 статусов - Социальная стратификация

Брайан Тернер -британский социолог

«Статус — это позиция в социальной структуре, по которой индивид в соответствии с приписываемым или достигаемым критерием оценивается с точки зрения престижа или знатности (honour). Эта оценка будет как личностной, так и объективной, поскольку самооценка тесно связана с внешней оценкой, которую индивид получает в соответствии со своим местоположением в общественной иерархии. В социологической литературе <…> имеется «субъективное» измерение статуса (индивидуальное ощущение престижа) и «объективное» измерение (социально-правовое положение индивида)»^

В социологической литературе часто встречается классификация статусов, впервые предложенная Р. Линтоном, который выделял два типа статусов: аскриптивные и дескриптивные. Аскриптивные статусы являются прирожденными или предписанными индивиду обществом независимо от его способностей и усилий (индивид либо вовсе не может их контролировать, либо контроль носит очень ограниченный характер). Например: пол, раса, национальность. Некоторые аскриптивные статусы с течением жизни могут изменяться вне зависимости от желания самого индивида. Например: возраст, семейно родственные статусы (свекровь, теща, дед, брат н.п.) Второй тип — это достигаемые или дескриптивные статусы, которые индивид достигает своими собственными усилиями. Например: образование, должность, пост и т.п. Иногда также встречается термин «смешанный статус», который означает обладание признаками предписанного и достигаемого статусов, но достигаемого помимо желания человека (например, инвалид, беженец, безработный и т.п.)

Приписываемый статус в большей мере характерен для домодерно-вых или традиционных обществ, а достигаемый статус играет гораздо большую роль в современном индустриальном обществе. Для домодерновых обществ характерны партикуляристско-предписательные стандарты или ценности. Этническое, кастовое или сословное происхождение предопределяют статус индивида в традиционных обществах.

Вот, например, как в романе «Анна Каренина» Л. Толстой красочно и точно описывает механизм получения места чиновника в сословном российском обществе.

Облонский Степан Аркадьич «занимал почетное и с хорошим жалованием место начальника в одном из московских присутствий. Место это он получил через мужа сестры Анны, Алексея Александровича Каренина, занимавшего одно из важнейших мест в министерстве, к которому принадлежало присутствие; но если бы Каренин не назначил своего шурина на это место, то чрез сотню других лиц, братьев, сестер, родных, двоюродных дядей, теток, Стива Облонский получил бы это место или другое подобное <…>. Половина Москвы и Петербурга была родня и приятели Степана Аркадьича. Он родился в среде тех людей, которые были и стали сильными мира сего. Одна треть государственных людей, стариков, были приятелями его отца и знали его в рубашечке; другая треть были с ним на «ты», а третья треть были хорошие знакомые; следовательно, раздавате-ли земных благ в виде мест, аренд, концессий и тому подобного все были ему приятели и не могли обойти своего; и Облонскому не нужно было особенно стараться, чтобы получить выгодное место…»268

Напротив, современные общества основаны на универсалистско-достигасмых ценностях. Общество модерна делает больший упор на индивидуальной социальной мобильности, а не на почестях или традиционных стандартах престижа и чести. «Поскольку модерновые

СВЕТСКИЕ ТИТУЛОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Государь (государыня) — общий краткий титула императора (императриц) и составная часть частного титула «государь император»

Императорское величество — общин титул (малый) для императора и императриц. Императорское высочество — общий титул для великих князей.

Высочество общий титул для князей императорской крови.

Светлость — общий титул для светлейших князей (по пожалованию), а с 1886 г. и для князей императорской крови

Сиятельство — общий титул для князей и графов

Согласно табели о рангах:

В ы со коп ре восход ите л ьство — общий титул для чинов 1-11 классов.

Превосходительство-общий титул для чинов III-IV классов.

Высокородие — общий титул для чинов

V классов.

Высокоблагородие-общий титул для чинов VI-VIII классов (штаб-офицерских). Благородие-общий титул для чинов XVI классов. Для дворян (в том числе баронов) и обер-офицерских чинов.

Класс

Чины

I

Канцлер, действительный тайный советник

11

Действительный тайный советник

Ш

Тайный советник

IV

Действительный статский советник

V

Статский советник

VI

Коллежский советник, военный

VII

Надворный советник

тп

Коллежский асессор

IX

Титулярный совет»*!!*:

X

Коллежский сецэетарь

XI

Корабельный секретарь

XI!

Г уз*рнскмй секретари

XIII

Провинциальный секретарь

XIV

Коллежский регистратор

Рис. 8.1. Светские титулы Российской Империи.269

общества делают упор на личном достижении, успехе в учебе и приобретении дипломов об образовании, что становится ключевым в распределении престижа и вознаграждений, то это приводит некоторых социологов к определению современного общества как «общества ди-270

пломов»».

Существуют и иные критерии классификации социальных статусов. Так, Б. Тернер проводит различие между субъективным и объективным статусом или между самоощущением статуса и извне определяемой статусной позицией. Понятие объективного статуса определяет позитивную или негативную оценку знатности или престижа, получаемую индивидами или статусными позициями со стороны окружающих. Индивид или социальная группа могут пользоваться престижем до тех пор, пока их требования признаются другими, желающими выразить им почтение. Субъективный статус определяется самоощущением индивида, его осознанием ранжирования по престижу.

Б. Тернер выделяет экономическое, политико-правовое и культурно-символическое измерение социальных статусов: «Мой анализ социальной стратификации показывает экономическую структуру общества (классы), распределение юридических прав (гражданство) и организацию престижа и почета в терминах «культурного капитала» (статус как культурно-своеобразный стиль жизни)».271 Под политикоправовыми чертами статуса подразумевается комплекс социально-политических претензий к обществу, которое даст индивиду (или группе) определенные блага и привилегии, выделяя его из числа других индивидов или групп. Эти социально-политические претензии касаются ограниченных ресурсов, особенно образования, культуры и символических ресурсов. Культурный аспект статуса по Б. Тернеру -это культурно специфический стиль жизни, выделяющий в обществе статусную группу с особой идентичностью.

Как быть Леди:  Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов - Электронная Библиотека социология

Б. Тернер также различает статус индивидуальный (принадлежащий индивиду, как члену статусной группы) и статус групповой (принадлежащий группе). Применительно к групповым статусам Б. Тернер проводит важное разграничение между двумя типами субъектов такого статуса: 1) статусными общинами и 2) статусными колоннами или блоками.

Статусная община — это община, где индивиды на протяжении относительно долгого периода времени имеют общие атрибуты, например, язык, культуру или этническую принадлежность. Например, уэльская община в Южной Австралии или ирландская община Нью-Йорка являются, согласно терминологии Б. Тернера, статусными общинами устоявшихся, внутренне солидарных коллективов. И наоборот, статусные колонны или блоки — это скорее ассоциации или организации, в которых индивиды создают организационные структуры для достижения особых целей, например, получения пособий или налоговых льгот. Примером статусной колонны являются все лица, принадлежащие к неполным домашним хозяйствам (с одним родителем), которые претендуют на пособия или другие привилегии в социальном государстве. Другие примеры — это ассоциации пенсионеров, группы защиты потребителей, благотворительные организации для солдат-инвалидов.

Статусные колонны — это группы лоббирования, которые часто во имя защиты гражданских прав создают ассоциации для оказания давления на правительство, они появляются для достижения весьма ограниченных и возможно краткосрочных политических и социальных целей, в то время как статусные общины имеют тенденцию быть ус— 272

тоичивыми, многомерными, сложными, первичными группами.

В социологической литературе также принято различать основные и эпизодические статусы.

Основной статус — это определенный набор ресурсов, который открывает для индивида (статусной группы) ряд возможностей в системе власти, распределения материальных благ и престижа.

Другими словами, статус — это производная от того типа капитала (экономического, культурного или символического), которым обладает индивид (или группа).

Основные статусы делятся на социальные (экономические, политические. профессиональные и т.п.) и социально-демографические (пол, возраст, родственные статусы и т.п.).

Статус — обладание или изменение

Приобретается в результате

которого находится вне нашего контроля.

АСКРИПТИВНЫЙ (ПРИПИСАННЫЙ)

свободного выбора, личных

Социальные статусы

усилий и находится под контролем человека ЛЕГКРИПТИВНЫЙ (ПРИОБРЕТЕННЫЙ) СТАТУС

-258 —

Политические

Профессиональные Статусы связанные с культурой

Территориальные статусы

демографические статусы Возрастные Половые Расовые Национальные Статусы по здоровью

родственные статусы

Социальный статус, Критерии классификации и атрибуты социальных 254 статусов - Социальная стратификация

принадлежитчеловеку

СТАТУС

Позиция человека в

Статус, который

Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым

достаточно короткое время (напр. пассажир) * ЭПИЗОДИЧЕСКИЙ СТАТУС

Малий I руине— ЛИЧНЫЙ СТАТУС

Рис. 8.2. Статусный портрет индивида.

Среди комплекса основных статусов также принято особо выделять главный статус индивида. Главный статус — это наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его определяют окру-273

жающие или с которым они его отождествляют.

В некоторых источниках проводится различие между индивидуальным статусом как любым статусом индивида (социальным, демографическим), и личным статусом, который определяет позицию человека в малой группе (например, глава семьи, лидер, аутсайдер и т.п.).

Кроме основных статусов существует большое множество эпизодических, неосновных статусов. Прохожий, пациент в больнице, свидетель происшествия, участник демонстрации, читатель книги, слушатель передачи, телезритель и т.п. — это все примеры временных эпизодических состояний. Права и обязанности носителей таких статусов менее формализованы, но они все же оказывают влияние на поведение индивида, хотя в гораздо меньшей степени, чем основные статусы.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа, либо статистическая группа. Мусульмане, христиане, средний класс, андскласс, врачи, учителя, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Пешеходы, пассажиры, зрители театрального спектакля (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории.

Каждый человек обладает нс одним, а несколькими статусами. Совокупность социальных статусов называется статусным набором или «социальным набором» (термин Р. Мертона).

Для того чтобы определить социальный статус и нарисовать статусный портрет индивида или группы необходимо определить его место в системе комплекса иерархических шкал (статусного набора). Место в такой иерархии называется «рангом», который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая).274 См. рис. 8.2.

Как уже было отмечено выше, статус имеет объективное и субъективное измерения. Остановимся подробнее на анализе объективного измерения способов идентификации социальных статусов? У данной проблемы есть два аспекта.

Первый аспект звучит как научная проблема прикладного исследования: Как измерить или оценить статус индивида через эмпирические показатели? Или, выражаясь в терминах эмпирической социологии, как сконструировать измерительную шкалу, которая позволит сравнивать статусы разных индивидов и групп?

Второй аспект представляется как описание механизма идентификации статуса в повседневном взаимодействии социальных субъектов. Другими словами, это те внешние признаки, атрибуты или характеристики, по которым окружающие люди идентифицируют представителя той или иной статусной группы.

Поиск эмпирических индикаторов для измерения статуса — методологически и методически не прост. В ряде источников предлагаются такие, на первый взгляд очевидные индикаторы, как:

  • а) для измерения объема власти — количество людей, находящихся в подчинении (соответственно, чем больше людей находится в подчинении, тем выше властный статус и наоборот, чем меньше количество подчиненных — тем ниже статус);
  • б) для определения экономического статуса — количество материальных ресурсов (суммы доходов в денежном эквиваленте), находящихся в распоряжении индивида или группы (соответственно, чем больше сумма, тем выше статус и наоборот, чем ниже сумма — тем ниже статус);
  • в) для оценки образовательного статуса — количество лет обучения ит.д.

Таким образом, оценивая статус как более высокое или более низкое положение индивида или группы на каждой измерительной шкале (рис. 8.3.), исследователи определяют статусный портрет и место социального субъекта в социальной иерархии в целом. Но у такого подхода есть существенный недостаток.

Как быть Леди:  Снобизм – это совокупность жизненных норм не самой лучшей прослойки человечества ::

Власть, статус и престиж — это многомерные характеристики, любое их сведение к какому-либо одну единственному показателю огрубляет и очень упрощает реальную ситуацию.

Система шкал А-пя измерения СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ ИНДИВИДА (или ГРУППЫ)

-261 —

Социальный статус, Критерии классификации и атрибуты социальных 254 статусов - Социальная стратификацияСоциальный статус, Критерии классификации и атрибуты социальных 254 статусов - Социальная стратификация

Власть и Экономический политике- статус

правовой статус

Престиж или культурный капитал

Образование и профессия

Рис. 8.3. Статусный набор.

Например, даже в вооруженных силах, где количество находящегося под командованием личного состава — весьма важный критерий властного статуса командира, это все же не единственный признак объема власти (в частности, помимо «человеческих ресурсов» существуют и другие виды «властных ресурсов», а также различные атрибуты власти). Кроме того, методологически весьма проблематично установить отношения тождества между показателями на разных шкалах: например, пять человек в подчинении по властной шкале тождественны или не тождественны пяти годам профессионального обучения?!

На проблему необходимости оценки относительного соотношения статусов одним из первых обратил внимание Дж. Хомане. Американский социолог попытался ответить на «вопрос о природе связи между относительным статусом лиц, выполняющих разные виды работ, и характеристиками рабочего места, особенно различий в оплате» в рамках исследования «статус конторских служащих». Целью его исследования было определение того, «как группа сотрудников выражала недовольство тем, что их высокий статус, обусловленный спецификой работы, не находил отражения в других ее характеристиках»25.

Дж. Хомане приходит к выводу, что члены каждой профессиональной группы, оценивая собственную или какую-либо другую работу, разделяют одни и те же ценности, а тот факт, что существует множество ценностей, по которым ранжируются виды деятельности, имеет важные последствия. Конкретная работа может создавать проблемы, но ни одна нс касается статуса. Важны субъективная оценка статусов и согласие по поводу критериев этой оценки у членов конкретной группы.276

Для преодоления ограничений, связанных с одномерностью стратифицирующих шкал, современные социологи применяют более дифференцированную систему показателей статусного ранга. Например, в уже упоминавшемся «Обследовании классов Великобритании» (Great British Class Survey), уделяется большое внимание стилевым характеристикам, а также различиям в размерах социального, культурного и экономического капитала у представителей разных статусных групп.

(См. раздел: «Социальная структура современной Великобритании».)

«Под «статусом» понимается значение (ранг), который придают своей работе выполняющие ее индивиды». «Статус (ранг) одной работы, по сравнению со статусом (рангом) другой, зависит от меры, в какой она позволяет реализовать человеку определенные ценности. Ранг индивида (подгруппы) зависит от степени, с какой выполняемая деятельность позволяет реализовать определенные ценности

Ценности — это представления о том, что является желательным. Ценностей много. <оплата,> Основа ранжирования работ (согласие, что работа А лучше работы Б и хуже работы В) существует в той мере, в какой факты, касающиеся данных работ, признаются, а ценности разделяются людьми, которых они затрагивают. Подобное разделение зависит от взаимодействия людей и от социального контекста (культуры) — совокупности идей, привносимых извне».277

Социальный статус, Критерии классификации и атрибуты социальных 254 статусов - Социальная стратификация

Джорж Каспер Хомане (1910-1989) -американский социолог

Еще один интересный пример комплексного моделирования системы статусов — исследование Е.П. Сало. В целях изучения социального положения специалистов традиционной медицины, российский социолог, предложила следующую методику эмпирической оценки статуса профессиональной группы.

Властный статус в рамках исследования оценивался через объем власти — степень доступа индивида или группы к искомым ресурсам (плодотворная работа, материальное обеспечение, свободное время), а также возможность распоряжаться ими. Для измерения доступных властных ресурсов было предложено четыре показателя.

  • 1. Автономия принятия решений по выполнению главных профессиональных функций. Важные аспекты автономии — это возможность планировать процесс работы, определять собственную рабочую ситуацию: условия труда, темп работы.
  • 2. Возможность профессиональной группы оказывать влияние на результаты собственного труда, в том числе на объем социально-экономического вознаграждения, на разработку и утверждение положений об оплате труда, выделении материальной помощи, премий.
  • 3. Контроль входа в профессиональную группу и выхода из нее. Контроль допуска в группу находит свое отражение в конструировании фильтров, регулирующих этот процесс как на уровне рынка труда, так и на уровне образовательной системы. Например, западные профессиональные ассоциации обычно получают от государства право выдавать специалистам лицензии, принимать решение о принятии кого-либо в свои ряды, контролируют процесс создания и распространения экспертного знания, определяют содержание вступительных и выпускных экзаменов; сроки, условия и цели обучения; допустимое количество «новобранцев» и т.п.
  • 4. Наличие сильных профессиональных организаций. Автономия профессионалов подразумевает их самоидентификацию как общности, коллектива. Рядовые члены профессиональной группы должны признавать определенных лидеров, руководство, а те, в свою очередь, должны оправдывать доверие рядовых специалистов, адекватно представляя их интересы.

Экономический статус группы в исследовании Е.П. Сало определялся по трем системам показателей:

  • 1. Объем и характер доходов. Соотношение основного заработка с дополнительным доходом, связанным и не связанным с профессиональной деятельностью. Значимость внепрофессиональных источников дохода: различных социальных выплат, материальной помощи близких, сбережений и пр.
  • 2. Качество жизни. Социальная защищенность, динамика уровня жизни, стратегии потребления и пр.
  • 3. Субъективная удовлетворенность статусом, т.е. оценка своего статуса и степень удовлетворенности своим положением.

Наконец, культурный статус профессиональной группы, Е.П. Сало определяет как возможность профессиональной группы использовать собственное экспертное знание в целях создания позитивного образа группы, который позволяет манипулировать сознанием и действиями прочих членов общества, а также занимать высокие места в социо культурной иерархии общества. Для его измерения исследовательница предлагает две системы качественно-количественных показателей:

  • 1. Восприятие собственной группы как основного референта. Для идеологии профессиональной группы, нацеленной на успех, ее члены должны быть ориентированы на восприятие своей группы как некоего сообщества, обладающего определенной профессиональной культурой, ценностями, нормами. Только в такой ситуации возможна схожесть интересов членов группы, которая может стать толчком для организации восходящей социальной мобильности.
  • 2. Внешние проявления и образ действий, соответствующие социально приемлемым стандартам репутации и респектабельности, которые приводят к доверию клиентов и государства, в частности: образование; владение социально значимой информацией; способы трансформации профессиональной деятельности в статусные привилегии; собственный стиль; моральные стандарты; особый этикет или этический код; специализированный язык общения: особые потребитель-
  • 279 ские стратегии.
Как быть Леди:  Маразм - симптомы, причины, признаки, лечение маразма

В целом разработка эмпирической модели и методики измерения статуса индивида или группы детерминирована методологическими рамками или теоретическими подходами, которые разделяет автор исследования.

Обратимся теперь ко второму аспекту обозначенной выше проблемы: по каким внешним признакам, атрибутам или характеристикам окружающие люди идентифицируют представителя той или иной статусной группы.

Проведем небольшой эксперимент.

Посмотрите на рис. 8.4.

Можете ли вы определить профессию людей, изображенных на фотографиях?

Скорее всего, это нс вызовет у вас затруднения.

А теперь подумайте, почему справиться с этим заданием было так несложно.

-266-

ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА

Артефакты статуса

Рис. 8.4. Артефакты статуса.

хоккеист, курсант, сантехник, инспектор ГИБДД, химик, судья, врач, учитель, пожарный, строитель, таксист, повар.

Определите ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС изображенных на фотографиях людей. Какие роли предписаны каждым статусом?

Скорее всего, вы будете рассуждать примерно так: человек в халате и со стетоскопом — это врач, на коньках и с клюшкой — хоккеист и т.д. На фотографиях присутствуют подсказки — атрибуты (артефакты), с очевидностью указывающие на профессиональный статус изображенного человека.

Таким образом, распознать статус индивида или группы нам помогают демонстрируемые ими символы и артефакты статуса. Например, председатель совета директоров крупной корпорации обычно занимает импозантный угловой кабинет с большими окнами, внушительным широким столом и шикарным телефоном, куда не доходит шум и суматоха. Какое сообщение здесь заложено? Решения наибольшей важности принимаются здесь. Люди часто демонстрируют артефакты, связанные с высоким статусом и властью, чтобы гарантировать себе уважение и почтительное отношение, которых они, по их мнению, 280 заслуживают.

Психологи отмечают, что некоторые виды невербального поведения также могут сигнализировать о высоком или низком, подчиненном статусе. Например, люди, которые уверены в своем высоком статусе, склонны принимать более свободные, «открытые» позы, — позы, захватывающие больше места и утверждающие право на более значительную территорию. Таких демонстраций часто бывает достаточно для того, чтобы убедить других в своей власти.

Артефакты статуса могут иметь как нейтральную и позитивную окраску, так и негативную. В последнем случае речь идет о стигме и стигматизации. Стигматизация в буквальном смысле означает клеймение, нанесение стигмы и/или навешивание социальных ярлыков.

Ярким примером социальной стигматизации являлась система пометок заключённых в концентрационных лагерях «Третьего рейха».

Эта система пометок основывалась на использовании винкелей (нем. winkel — угол) — перевернутых треугольников из разноцветной материи, нашитых на тюремную робу заключённых. Дополнительно на треугольник наносилась буква, показывающая происхождение заключённого, например, «Р» — у поляков. Евреи помечались двумя треугольниками, лежащими друг на друге, образуя Звезду Давида.

При этом внутренний треугольник у звезды был жёлтого цвета, а внешний соответствовал категории заключённого. Соответствующие эмблемы должны были облегчать лагерному персоналу идентификацию заключённых по странам происхождения, расе, приговору и т.д.

Памятка для лагерной охраны СС:

«IПометка заключенных в концентрационных лагерях»

Социальный статус, Критерии классификации и атрибуты социальных 254 статусов - Социальная стратификацияСоциальный статус, Критерии классификации и атрибуты социальных 254 статусов - Социальная стратификация

Цветовые кодировки треугольников:

красный — патйт^кЛ!оЧет1Ые:Зсоммуннсты.

члены профсоюзов, либералы, социал-демократы,

масоны н анархисты:

красный перевёрнутый — шпионы, дезертиры, пленные: чёрный — асоциальные: слабоумные, сумасшедшие, алкоголиюк бездомные, попрошайки, пацифисты.

аристократы, проститутки, лесбиянки:

зелёный — обычные уголовники;___________________

лиловый прежде всего Свидетели Иеговы.

а также Исследователи Библии и

Адвентисты Седьмого Дня:

(юзовый — прежде всего гомосексуалы,

а также зоофилы и педофилы:

синий — эмигранты:

коричневый — цыгане.

Рис. 8.5. «Пометка заключенных в концентрационных лагерях» «Третьего Рейха»281

Номер заключённого заменял в лагере имя. В качестве наказания заключённые могли быть дополнительно помечены «штрафной меткой», которая означала, что заключённый входит в штрафную группу. К таким заключённым лагерная охрана относилась с особой жестоко-282 стыо.

В современной социологии «стигма» — это социальный атрибут, дискредитирующий индивида или группу. Различают стигмы тела (пятна и уродства), характера (гомосексуальность) и социальных групп (раса, племя). Теории стигмы объясняют исключение стигматизированных лиц из нормального социального взаимодействия.2*3

Концепцию стигмы в социальных науках развивали многие авторы. И. Гофман[1] анализировал влияние стигмы на социальную идентичность субъекта. Феномен сексуальной стигмы исследовал К. Пламмер. В исследовании религиозных движений понятие использовал

В. Липп. Г. Беккер28‘ применил теорию стигматизации или наклеивания ярлыков для объяснения девиантного поведения на примере курильщиков марихуаны.

Процесс стигматизации (присвоения стигмы) нередко приводит к дискриминации, то есть к реальным действиям, ограничивающим права какой-то группы.

Механизмы или способы стигматизации разнообразны. Так различают следующие их виды: Институциональная стигматизация — формально или нормативно-правовым способом установленная стигма (например, «человек, имеющий судимость»).

Личная (или внутренняя) стигматизация — предубеждение против себя самого, основанное на причастности к чему-либо («я толстушка» и т.п.).

Культурная стигматизация — социальные ярлыки и стереотипы, укоренившиеся в культуре (например, «женщины плохо водят машину», «ученые бывают странными» и т.п.).

Социальный статус, Критерии классификации и атрибуты социальных 254 статусов - Социальная стратификация

Ирвин Гоффман (1922-1982) — американский социолог.

щаться к окружающим нас знакомым людям, не особенно задумываясь об этом. При встрече с незнакомцем первое же впечатление от его внешности позволяет нам отнести его к той или иной категории и определить его качества — т.е. его «социальную идентичность». <…> Мы опираемся на эти предположения, трансформируя их в нормативные ожидания, в справедливо предъявляемые требования к другим. Как правило, мы не осознаем, что составили такие требования, равно как не сознаем и самих требований — до тех пор, пока не столкнемся с проблемой их осуществления. Именно в этот момент мы понимаем, что все время формулировали для себя определенные предположения относительно того, каким должен быть данный индивид.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий