Системная модель самореализации личности – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Системная модель самореализации личности – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка Женщине

Специфика самореализации личности в профессиональной деятельности

УДК 159.9

СПЕЦИФИКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. В. Киенко, И. С. Морозова

THE CHARACTERISTIS OF LEVELS OF SELF-CONTROL OF THE PERSON

E. V. Kienko, I. S. Morusova

В статье поднимается вопрос об условиях эффективного осуществления профессиональной деятельности. Проведен теоретический анализ проблемы перехода личности к саморазвитию и самореализации, в отношении которой был адаптирован и уточнен соответствующий понятийный аппарат. Обсуждаются особенности самореализации в различных видах профессиональной деятельности, определяются факторы самореализации.

The article raises the question of the conditions of effective implementation of professional activities. The authors conducts theoretical analysis of the problem of one’s self-development and one’s self-realization and defines certain concepts more precisely. The features of self-realization in different occupations, the determinants of selfrealization.

Ключевые слова: личность, самореализация, позитивные и негативные факторы самореализации, профессиональная деятельность.

Keywords: self-realization, factors self-realization, profession activity.

Проблема максимального использования человеком собственного потенциала актуальна во все времена. Ещё Аристотель указывал, что счастье как высшая цель жизни человека возможно лишь при условии совершенствования «функций и способностей, присущих человеку» [9, с. 14]. В современном мире тема самореализации только укрепила свои позиции. Потребность в саморазвитии — естественное и основополагающее свойство зрелой личности. Отметим, что самореализация — постоянный процесс раскрытия потенциальных возможностей личности, что означает применение способностей и разума и работу над тем, что действительно важно для индивида и к чему он стремится [21].

Собственный потенциал человек может реализовать исключительно в деятельности. В идеале включённый в сложную социальную систему индивид так или иначе стремится направить собственную активность во благо общества, других людей, что может обеспечить более полное удовлетворение от своих действий, осознание собственной значимости и так далее. Очевидно, что само общество приобретает большую стабильность при условии устойчивости его отдельных составляющих, что возможно при полноценном развитии, непрерывном самосовершенствовании и адекватном приложении сил (в том числе с учётом природных способностей и склонностей) каждого человека. Следовательно, возможность самореализации человека в выбранной профессиональной деятельности как одной из основных сфер жизни — узловая проблема, требующая всестороннего анализа.

Необходимо упомянуть о том, что истоки идеи самореализации личности содержатся в концепции

А. Адлера, который считал, что человек, постоянно сравнивая себя с неким идеалом, мотивируется чувством собственной неполноценности и стремится к компенсации и саморазвитию. При этом учёный не даёт какого-либо психологического определения самореализации, ограничиваясь лишь философским подходом. Однако Адлер всегда признавал, что че-

ловек обладает самосознанием и способен планировать свои действия, управлять ими, осознавая значение своих действий для собственной самореализации. По А. Адлеру, человек сам творит свою личность. Обладая креативным Я, он ставит перед собой цель и определяет пути её достижения. Однако цель субъективна, она существует «здесь и сейчас» и может быть недостижимой. Тем не менее цель является реальным стимулом [16, с. 23].

Исходные представления о самореализации в отечественной психологии можно найти в связи с введением самого понятия «личность» и изучения движущих сил её развития. Так, например,

В. М. Бехтерев в период становления психологии как науки обращался к исследованию личности, условий её развития и здоровья [4]. Он говорил о бессмертии человеческой личности, полагая, что в этом и состоит высшая степень самореализации [3].

Близким к определению самореализации является понятие «самоактуализация», которое, как правило, упоминается со ссылкой на теорию А. Г. Мас-лоу. Необходимо сказать, что сам термин «самоактуализация» сформулировал К. Гольдштейн для обозначения восстановления способностей личности после перенесенного ранения; позже ученый определяет её как универсальный принцип жизни, не соотносимый с органами и клетками. Отметим, что учёный был сторонником «организмической теории», постулаты которой заключаются в следующем.

Организм всегда ведёт себя как единое целое, а не как совокупность разнородных элементов.

Сознание и тело не отдельные сущности. Причём как сознание не состоит из отдельных способностей и элементов, так и тело не состоит из независимых органов и процессов. Происходящее в «части» всегда влияет на «целое». Любое событие, психологическое или физиологическое, происходит в контексте всего организма.

Организованность — естественное состояние организма. Здоровая личность едина, интегрирована.

Дезорганизованность может быть связана с воздействием агрессивной среды или внутренней аномалией. В структуре организма нет специфического «организатора» (душа, дух) в силу того, что организованность введена в систему изначально.

Определяющее значение для развития в данной концепции придаётся раскрытию врожденных способностей и возможностей. Хотя организм не анализируется как закрытая система, — влияние внешних воздействий минимально, и среда рассматривается, как правило, в негативном аспекте. Предполагается, что в организме нет ничего врождённого «плохого»; он становится плохим из-за неадекватного окружения. Организм, если ему позволить развиваться оптимальным образом и в соответствующей обстановке, придёт к развитию здоровой личности, в то время как злокачественные воздействия среды могут негативно сказаться на личности.

Индивид мотивируется не многими, а одним, главным мотивом — самоактуализацией. То есть человек постоянно стремится реализовать свои врожденные потенции всеми доступными способами [8].

Гольдштейн указывает на наличие в организме постоянного запаса энергии, который имеет тенденцию к равномерному распределению. Воздействие внешней среды приводит к изменению данного распределения. Реакция организма на такое вмешательство (тенденция вернуться в исходное состояние равновесия) включает основной динамический процесс — процесс выравнивания. Уровень, на котором напряжение становится уравновешенным, представляет собой «центрирование» организма, которое, в свою очередь, позволяет организму действовать наиболее эффективно, справляясь с воздействием внешней среды и актуализируясь в будущих видах активности, соответствующих его природе.

Итак, по Гольдштейну, самоактуализация личности — по существу единственный мотив. То, что может показаться при первом приближении действиями, вызванными иными мотивами, — лишь проявление главной силы жизни — самоактуализации личности [8].

Самоактуализация личности — творческая тенденция человеческой природы. Она является основой развития и совершенствования организма. Невежда, стремящийся к знанию, переживает ощущение собственной неполноты. Чтение и обучение удовлетворяют его потребность в знании, и пустота исчезает. Так «формируется» новый человек, в котором учение заняло место незнания, то есть желание стало реальностью. Таким образом, любую потребность можно определить как состояние дефицита, мотивирующее человека на его восполнение. Такое удовлетворение потребности и есть самоактуализация, или самореализация, личности [30].

Маслоу выделил базовые характеристики само-актуализирующихся (то есть стремящихся к самореализации) людей, в частности:

— Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать окружающий мир и других людей более адекватно, правильно и объективно. Они видят дейст-

вительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы её видеть.

— Принятие себя, других и природы. Самоактуа-лизирующиеся люди не отягощены чувством вины, стыда или тревоги, в отличие от большинства людей. Они не критичны к себе и не предъявляют сверхвысоких требований к окружающим, не стремятся поучать и воспитывать.

— Непосредственность, простота и естественность. Внутренней жизни самоактуализирующихся людей чужда условность; они естественны и непосредственны в своих проявлениях. Но эта «нетради-ционность» не связана с желанием произвести впечатление, они могут даже отказаться от определённых спонтанных поступков, чтобы не огорчать других.

— Центрированность на проблеме. Самоактуали-зирующиеся личности привержены определённой задаче, долгу, призванию или работе, которую они считают важной.

— Независимость: потребность в уединении. Са-моактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут в полной мере наслаждаться полнотой дружбы и любви.

— Автономия: независимость от культуры и окружения. Самоактуализирующиеся люди свободны в своём поведении, независимо от окружения. Они полагаются на собственный потенциал и внутренние источники развития.

— Свежесть восприятия. Самоактуализирующие-ся люди обладают способностью оценивать по достоинству самые обычные события в жизни, ощущая при этом удивление, удовольствие и даже экстаз.

— Вершинные (пиковые) переживания. Под вершинными переживаниями Маслоу понимал моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия.

— Общественный интерес — выражается в чувстве сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.

— Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди.

— Демократичный характер. У самоактуализи-рующихся людей нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какой расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса.

— Разграничение средств и целей. Для самоак-туализирующихся личностей характерно обострённое чувство разграничения целей и средств их достижения. В то же время они могут наслаждаться средствами, которые не вызывают интереса у обычных людей. Нередко им больше нравится делать что-то ради самого процесса (например физические упражнения), а не потому, что это средство для достижения определённой цели (например хорошее состояние здоровья).

— Философское чувство юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то психологически здорового (самоактуализирующегося) человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.

— Креативность. В данном случае речь идёт о такой способности к творчеству, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ активности наблюдательной, воспринимающей новое и вместе с тем совершенно простой личности.

— Сопротивление окультуриванию. Самоактуа-лизирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определённую внутреннюю независимость от неё [31].

Отметим, что пиковым переживаниям А. Мас-лоу уделил особое внимание. Если изначально он рассматривал их как ключевую характеристику са-моактуализирующихся личностей, то позже он пришёл к выводу, что такого рода моменты могут встречаться у всех людей. Различие заключается лишь в том, что одни люди (самоактуализирующие-ся) принимают данные переживания и ценят их, а другие — отвергают или рационализируют. По А. Маслоу, большое значение имеют пиковые переживания в жизни несамоактуализирующихся людей. По его мнению, такие моменты могут придавать жизни смысл, способны ликвидировать состояние «экзистенциальной бессмысленности» и выступать фактором, предотвращающим самоубийства [34]. Вместе с тем он твёрдо выступает против попыток мистического объяснения пиковых переживаний, отстаивая их естественное происхождение и природу. В частности, учёный утверждает, что символический язык теологии возник как система метафор для описания экстатических переживаний, имеющих вполне земную природу [17].

В целом исследования Маслоу относительно самоактуализации личности были связаны с желанием учёного понять двух его наиболее вдохновляющих учителей — Р. Бенедикт и М. Вертхаймера. Хотя это были совершенно не похожие друг на друга люди и занимались они исследованиями в разных сферах, учёный чувствовал, что им присущ такой уровень самоосуществления в профессиональной и личной жизни, который он редко наблюдал у других. Мас-лоу видел в них не только выдающихся учёных, но и глубоко совершенных, творческих людей. Так, своё авторское исследование учёный организовал с целью выяснения того, что делает их столь особенными. Маслоу стал записывать все данные, которые мог собрать относительно их личной жизни, ценностей и так далее. Сравнение Бенедикт и Вертхаймера — первый шаг в продолжавшемся всю его жизнь исследовании самореализации личности [29].

Как быть Леди:  ЭМАНСИПАЦИЯ - что это такое, определение простыми словами, суть

Необходимо отметить, что А. Маслоу выбирал образцы для своего первого крупного исследования (выборка состояла из восемнадцати выдающихся людей: девяти современников и девяти исторических личностей) на основе позитивного и негативного критериев. В качестве негативного критерия

была избрана такая характеристика, как отсутствие неврозов, психозов, психопатических черт характера, а также выраженных невротических или психопатических тенденций. В качестве позитивного критерия Маслоу обозначил наличие признаков самоактуализации личности, отмеченных выше.

Некоторые учёные рассматривают «самоактуализацию» и «самореализацию» как синонимы, отражающие стремление к раскрытию собственного потенциала (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), что в полной мере соответствует нашей исследовательской позиции.

Однако необходимо упомянуть и другой подход, концентрированный на дифференциации рассматриваемых терминов. Так, вслед за Е. Е. Вахромовым [7], можно обратиться к «Оксфордскому словарю современного английского языка для студентов». В нём приводятся следующие значения корней, из которых состоит слово «самоактуализация» («the self-actualization»): «the self» (то, как личность видит свой потенциал) и «actualization» (осуществление на практике). Самоактуализация, таким образом, предполагает наличие у человека «самости» (человеческого потенциала), которая нуждается в «актуализации» (раскрытии, осуществлении) путем определенного вида работы над собой в процессе общественно значимой деятельности. Вместе с тем реализация («realization») — это осуществление ранее составленного плана, имеет оттенок «овеществления».

Таким образом, Е. Е. Вахромов констатирует, что самореализация намекает на работу на внутреннем плане в большей степени, чем самоактуализация. Последняя же ассоциируется с деятельностью во внешнем плане. Однако такова трактовка понятий в английском языке. В русском языке «актуальность», скорее, указывает на внутренний план (актуальная проблема, статья), а «реализация» (производственных планов, товаров) — на внешний план деятельности, имеющий вещественный результат [7].

Л. А. Коростылева [16], анализируя данные понятия, также указывает, что самоактуализация связана, скорее с субъективным, внутренним аспектом существования личности; в то время как самореализация в большей степени отражает процесс проявления личности во внешнем плане.

Термин «самореализация» также близок «само-осуществлению». Однако данные понятия дифференцировать значительно проще. Так, Коростылева на основе анализа статей в зарубежных философских и психологических словарях делает вывод, что самоосуществление в большей степени указывает на результат самореализации [16].

Если обратиться к философскому осмыслению понятия «самореализация», можно также обнаружить немалое количество подходов к его интерпретации. Однако согласимся с Л. А. Царевой, что основным пониманием в трактовке исследуемого феномена является представление о сущностных силах человека. Кроме того, имеет смысл вслед за Л. А. Коростылевой, обратиться к докторской диссертации по социальной психологии Г. К. Чернявской, согласно которой самореализация личности понима-

ется с позиции нравственных принципов (как единство самоутверждения и отрицания) [16].

Неотъемлемой частью человеческой жизни является трудовая деятельность. Она выступает не только средством удовлетворения материальных потребностей человека, но и потребностей более высокого уровня, связанных, в частности, с самореализацией личности. Выбирая будущую профессию, человек, как правило, соизмеряет с её требованиями собственные интересы и возможности. Однако и при ошибочном выборе есть возможность максимального самоосуществления в профессиональной деятельности. Чтобы это стало возможным, необходимы определенные психологические условия. Таким образом, изучение возможности и условий самореализации в профессии необходимо, что поможет инициировать процесс раскрытия потенциала личности, актуализации собственного «Я» в трудовой деятельности и жизни вообще и, в свою очередь, будет способствовать минимизации текучести кадров, что имеет важное экономическое и социальное значение.

Рассмотрим результаты исследований, посвящённых изучению условий самореализации личности.

По Э. Фромму, самореализация имеет социально обусловленный характер. При этом неотъемлемым атрибутом продуктивной самореализации является способность «быть», а не «казаться» [32, с. 25].

Р. А. Зобов и В. Н. Келасьев выявили две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию: зависящие (ценностные ориентиры, готовность к самостроительству, гибкость мышления, воля) и не зависящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, состояние экологической среды) [15].

Л. А. Коростылева в качестве основных психологических детерминант самореализации выделяет следующие:

а) мотивационно-смысловые. Коростылева опирается на понимание мотива, сформулированное Е. П. Ильиным: «Границы мотива определяются, с одной стороны, потребностью, а с другой — побуждением к достижению реальной цели. Между ними располагаются психологические образования, обеспечивающие сознательный выбор человеком предмета и способа удовлетворения потребности» [11, с. 32].

В мотиве происходит сознательное отражение будущего с использованием опыта прошлого [6]. Мотив осуществляет побудительную, направляющую, смыслообразующую и стимулирующие функции.

С. Л. Рубинштейн рассматривал мотив как ядро субъекта в силу его тесной связи с направленностью личности, поведением и деятельностью: «Включение сознания в детерминацию человеческой деятельности порождает специфический тип детерминации. Детерминация через мотивацию — это детерминация через значимость явлений для человека» [26, с. 288]. На основании мотивов, которыми руко-

водствуется человек, можно судить о социальной зрелости личности, степени её самореализации;

б) личностно-ситуационные детерминанты. Выделение человеком личностного знания неизбежно происходит сквозь призму жизненного опыта. «Таким образом, те или иные ситуации наделяются конкретной валентностью (значимостью, силой). Кумулятивный, интегральный характер последних определяет ход самореализации» [16, с. 84].

Отметим также, что Коростылева разделяет мнение Н. В. Гришиной о существовании трёх базовых подходов к изучению ситуационных факторов: объективного, субъективного и исследования в естественных ситуациях [10]. Однако отмечает, что объективный подход сталкивается с различными препятствиями непредвзятому описанию ситуаций в силу субъективности восприятия. Субъективный подход тоже далёк от совершенства: он вызывает возражение с точки зрения полноты и надёжности описания ситуации самим индивидом, который передаёт субъективный опыт «проживания» данной ситуации. Поэтому наиболее привлекательным, пожалуй, является третий подход, так как именно таким образом в большей мере удаётся приблизиться к адекватному моделированию психической жизни человека [16].

С. Л. Братченко и М. Р. Миронова говорят о том, что самореализация личности зависит от характера взаимоотношений с двумя силами: внешним и внутренним миром. Причём, в соответствии с исходной позицией веры в природу человека, актуализирующее, созидательное начало признаётся в первую очередь, за организмом, внутренним миром, в котором изначально заложен мощный потенциал, «главная движущая сила жизни» и развития человека -стремление к росту, раскрытию своих способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности. Поэтому для личности исходные, определяющие отношения — с самим собой [5].

По предположению М. А. Петровской, в качестве условия самореализации может выступать твор-чески-преобразовательная деятельность субъекта, так как она является способом его структурной перестройки и повышения уровня его духовной организации [24].

Интересен подход Р. Р. Ишмухаметова, подошедшего к проблеме самоактуализации личности с позиции экологической психологии. Он пишет: «Окружающая среда (среда окружения) большинством исследователей понимается как полный, «исчерпывающий набор условий и обстоятельств, в которых живёт человек, как физических, так и социокультурных». Эти условия могут способствовать или препятствовать самореализации личности, будучи включенными в многомерный мир человека или оставаясь за его пределами и составляя не просто «фон», но основу, на которой развертывается процесс самореализации» [12, с. 45].

А. Маслоу подчёркивает важную роль в процессе самоактуализации личности наличие таких характеристик, как: позитивные эмоции, воля (необходи-

ма для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей), холистическое мышление (предполагает концентрацию внимания на отношениях и целом более, чем на отдельных частях) [22].

По мысли А. К. Марковой, значимым фактором личностного саморазвития выступает профессионализация. Именно профессия — источник существования и средство личностной самореализации человека [27]. Данная мысль близка нашим исследовательским интересам. Выявление возможностей и психологических условий самореализации в профессии имеет важное значение как для конкретной личности, так и для общества в целом.

Необходимо указать и те условия, которые могут оказать негативное влияние на самореализацию, затруднять данный процесс. Так, по А. Маслоу, в качестве таких факторов могут выступать, прежде всего, следующие характеристики:

— негативное влияние прошлого опыта (сильные привычки мешают психологическому росту, так как уменьшают гибкость, необходимую для эффективного поведения в различных ситуациях);

— социальное влияние (общество нередко «отрывает» нас от собственных вкусов и мнений);

— психологические защиты (в частности, Маслоу подчёркивал отрицательное значение десакрализации как отказа относиться к чему-либо с высокой степенью вовлечённости, а также «комплекса Ионы» как отказа от осуществления собственных способностей).

А. Эллис в качестве препятствий на пути к самореализации личности указывал на иррациональные тенденции. Он отмечает, что некоторые иррациональные идеи могут нагнетать страх. К этому приводит драматизация определённых событий в жизни. Человек преувеличивает значение негативных последствий происходящего («Это ужасно!»), что может привести к появлению автоматизмов внутренней речи, смыслов, препятствующих реализации человеком своих возможностей («А что, если…»). Другая группа иррациональных идей носит обвиняющий или предъявляющий завышенные требования характер («Терпеть не могу!»). Индивиды, подверженные самообвинению, возводят свои промахи в ранг неполноценности, некоторые — предъявляющие завышенные требования — нетерпимы к поведению других. Иррациональные тенденции этой группы часто проявляются в автоматизмах смыслов, предписывающих долженствование («Я был вынужден…», «Я должен.»). Ещё одна группа иррациональных идей включает в себя отрицание важности происходящего, рационализацию, которая устраняет возникший когнитивный диссонанс [33]. Перечисленные иррациональные тенденции, безусловно, искажают ход самореализации личности, препятствуют развитию и нарушают психическое здоровье.

Гольдштейн предполагает, что препятствия для самореализации могут возникнуть потому, что в среде не находится тех объектов и условий, которые необходимы для самоактуализации личности. Нормальный, здоровый организм — это тот, в котором

«тенденция к самоактуализации действует изнутри и который преодолевает сложности, возникающие из-за столкновений с внешним миром не на основе тревоги, но благодаря радости победы» [30, с. 238].

Как быть Леди:  Способы и техники заземления

Отметим ещё одну важную мысль. Маслоу подчёркивал, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации личности должен осуществляться в каждой ситуации выбора. Любой отказ от полной реализации потенциала чреват возникновениями патологии или даже метапатологии [7].

Чтобы создать условия для развития и самореализации личности, необходимо понять, что способности, органы и организм в целом жаждут функционирования; они требуют, чтобы их применяли по назначению. Использование приносит им удовлетворение, а бездействие раздражает. «Мускулистому человеку хочется использовать свои мускулы, более того, он должен использовать их, чтобы «чувство -вать себя хорошо» и обрести субъективное чувство гармоничного, успешного, свободного функционирования (спонтанности), которое представляет собой важнейший аспект хорошего развития и психологического здоровья. То же самое можно сказать об умственных способностях, о матке, о глазах, о способности любить. Способности требуют, чтобы их использовали, и прекращают требовать только тогда, когда их используют достаточно хорошо. То есть способности являются также и потребностями. Использовать свои способности не только интересно, но и необходимо для развития. Простаивающая без дела способность и незадействованный орган могут стать источником болезни или атрофироваться, тем самым обедняя личность» [22].

Итак, приведённые выше исследования указывают на то, что учёные, как правило, склонны изучать феномен самореализации в целом, безотносительно конкретной сферы деятельности или взаимодействий человека. Однако такого рода обобщения могут уводить в сторону от практической значимости подобных исследований. Концентрация на профессиональной сфере позволяет более полно осмыслить феномен самореализации человека и использовать полученные результаты в практических целях.

По мнению А. К. Марковой, профессия — это «социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [19, с. 15]. При этом отмечается, что для человека профессия -это «источник существования и средство личностной самореализации» [19, с. 15].

Как следствие, вопрос изучения самореализации в профессии важен ещё и тем, что таким образом возможно рассмотрение личности сквозь призму профессионального функционирования и развития. То есть профессия — это «калька» (или своего рода вспомогательный инструмент) для выяснения того, на что действительно способен человек. В свою очередь, данные изыскания могут способствовать выстраиванию целостной модели личности. Здесь необходимо вспомнить Б. Г. Ананьева, автора фун-

даментальной системы представлений о человеке как индивиде, личности и субъекте деятельности: «единичный человек может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида^) [2, с. 280].

В целом, оперируя концепцией Б. Г. Ананьева, мы приходим к пониманию личности как непрерывно развивающейся, целостной и проявляющей собственные способности в деятельности. Профессия как центральная область приложения сил человека, таким образом, может выступать как поле для самореализации. Б. Г. Ананьев подчёркивает: «Я понял, что нет более великой проблемы, чем проблема человеческих возможностей. Я понял: человек может всё» [18, с. 22-23].

Рассматривая специфику самореализации в профессии, мы считаем возможным говорить, прежде всего, о неизбежной обусловленности данного процесса ключевыми характеристиками деятельности.

Нередко самореализацию личности в труде подменяют понятиями эффективности и успешности. Тем не менее данные альтернативы далеко не тождественны исследуемому феномену, более того, можно предположить, что они являются возможными причинами полного раскрытия потенциала личности в деятельности, что согласуется с мыслью Маслоу о том, что человек способен к самореализации, выполняя наилучшим образом то, что он делает. В свою очередь, самоактуализирующейся человек способен достигать некоего «трансцендентального» уровня профессиональной успешности (качественно более высокого), в отличие от того работника, которого можно считать успешным по всем необходимым формальным признакам.

Вместе с тем, анализируя любую профессиональную деятельность, можно выделить ещё один немаловажный параметр, который способен оказать влияние на возможность самореализации человека в профессии, — удовлетворённость трудом, что вполне закономерно, так как данный компонент предполагает возможность удовлетворения в деятельности всех видов потребностей, в том числе и высших, связанных с раскрытием потенциала личности.

Необходимо отметить, что особенности самореализации человека в труде могут быть связаны и с содержанием, характером профессиональной деятельности. Например, профессии типа «человек-человек» (по Е.А. Климову) могут предъявлять более высокие требования к личности работника и актуализации им собственного «Я», чем профессии «человек-техника». В частности, «специфика профессиональной деятельности психолога определяется, прежде всего, особенностями её объекта, каким выступает человек, нуждающийся в психологической помощи. Необходимость анализа других предъявляет особые требования к уровню личностного здоровья самого психолога» [28]. Вполне вероятно, что сама деятельность может инициировать процесс самореализации работника.

При рассмотрении специфики самореализации в профессии необходимо обратиться к исследованиям данного феномена Л. А. Коростылевой. Выделяя на пути самоактуализации в профессиональной деятельности последовательные этапы профессионального самоопределения, становления в профессии, профессионального роста и профессиональной компетентности, ученый отмечает, что «генезис самореализации в профессиональной сфере может быть описан с учетом барьеров на выделенных уровнях самореализации. В зависимости от того, чем обусловлены данные барьеры, формируется их своеобразие и определяется их тип» [16, с. 145]. При этом отмечается, что «хотя нередко в психологической литературе имеет место смешение этапов профессионального самоопределения и профессионального становления, в ракурсе изучения проблемы самореализации личности в профессиональной сферы жизнедеятельности такое совмещение не представляется оправданным, поскольку вносит элемент не-дифференцированности» [16, с. 147]. Таким образом, проблема самореализации личности в профессии разрабатывалась автором преимущественно через исследование затруднений, в частности, через анализ таких вопросов, как безработица и трудоустройство. При этом отмечается, что «затруднения самореализации в профессиональной деятельности в значительной степени обусловлены профессионально-личностной позицией, приобретёнными навыками разрешения подобных ситуаций, личностной зрелостью человека» [16, с. 97].

Отдельные изыскания возможностей, условий, особенностей самореализации в профессии можно обнаружить в ряде диссертаций. В частности, И. А. Акиндинова изучала специфику самоактуализации личности в профессиях разного уровня социального престижа. При этом выборку представителей престижных профессий составили юристы, экономисты и маркетологи; непрестижных — инженеры, сотрудники библиотек (библиотекари, редакторы и библиографы). В частности, было обнаружено, что стремление к самореализации в большей степени реализуется у представителей престижных профессий. В группе представителей непрестижных профессий на первый план выходят «низшие» мотивы, которые, в силу своей неудовлетворённости мешают переходу личности на более высокие уровни само-осуществления. Не менее интересным оказался результат, свидетельствующий о том, что представители престижных профессий используют более активные механизмы самореализации (например са-мопродвижение), чем работники непрестижных специальностей (стиль самоотдачи) [1].

Необходимо упомянуть и другие подходы к исследованию самореализации в профессии. В частности, Л. Н. Ожигова затрагивает гендерную интерпретацию данного феномена [23]. Выявленная в ходе данного исследования гендерная обусловленность самоактуализации личности женщины определяет наличие специфических стратегий профессионализации:

— подчинение профессиональных стремлений гендерной роли;

— ориентация на совмещение профессиональной и гендерной роли;

— выбор профессионального продвижения при поддержке семьи.

Автор отмечает, что стратегии профессионализации женщин в целом направлены на преодоление противоречия между гендерной и профессиональной ролью, где последняя носит второстепенный характер в ценностной картине мира женщин. Постоянное соотнесение стратегий профессионализации с гендерной ролью способствует появлению напряжения, неудовлетворённости и ограничивает женщину в самореализации: профессиональные цели либо отсутствуют, либо постоянно отодвигаются, либо достижение их переживается как «проблемное». Вместе с тем позитивным моментом являются результаты, свидетельствующие о том, что в процессе профессионального становления происходит согласование гендерных и профессиональных представлений личности о себе за счёт интеграции профессиональных и гендерных представлений. Таким образом, в приведённом исследовании проблематизируется гендерная специфика профессиональной самореализации.

Кроме того, рассматривались вопросы самореализации в связи с конкретной профессиональной деятельностью [13; 14; 20; 25]. Так, например, в исследовании Е. А. Карповой [13], в частности, было обнаружено, что ценностные ориентации являются системообразующими элементами профессиональной самореализации руководителей социальнокультурной сферы, которые (элементы) в зависимости от специфики организации могут носить различный характер.

Безусловно, важным в исследовании самореализации государственных служащих [14] является разработка рефлексивно-акмеологической модели самореализации специалистов, базирующаяся на идее сбалансированности самоидентификации и рефлексии как механизмов социального познания личности. При этом ключевыми компонентами модели являются:

— индивидуальная картина мира;

— рефлексивный критерий самореализации личности;

— идентификация и рефлексия как функциональные уровни процесса социального познания и саморазвития личности.

В работе Н. Н. Радула интересным является предположение о том, что профессиональная самореализация военного психолога, определяющая эффективность его деятельности, детерминирована гармоничным сочетанием личностно-значимых и общественно востребованных умений, видов и способов работы («профессионально-личностная гармония»). Иными словами, «профессионально-

личностная гармония» как соответствие внешних и внутренних условий профессиональной деятельности выступает как ключевой фактор самореализации личности в профессии военного психолога [25].

В 2007 — 2009 годах нами было проведено исследование самореализации в профессии продавца. Ниже представлены основные выводы, которые раскрывают собственно профессиональные аспекты самореализации личности и могут служить серьёзным основанием для продолжения научноисследовательской деятельности в данном направлении.

Отметим, что торговля является одной из самых востребованных и важных сфер трудовой деятельности в современном мире. В условиях жёсткой конкуренции от деятельности отдельного продавца может зависеть успех всего предприятия. На первый план выходит клиент-центрированный подход как стремление продавца оказать поддержку покупателям и умение принимать себя и их такими, какие они есть, что является одной из характеристик само-актуализирующихся людей. Однако по-прежнему в нашем обществе происходит отождествление понятий «продавец» и «торгаш» и, соответственно, принято считать, что данная профессия не может способствовать актуализации собственного личностного потенциала.

Для установления психологических условий самореализации в профессии продавца к участию в исследовании были привлечены представители торговых организаций (книготорговая сеть и магазины, специализирующиеся на товарах для ремонта) г. Новокузнецка в возрасте от 19 до 47 лет. Общее количество участников: 71 человек.

Мы предположили, что самореализация личности в профессии продавца возможна и определяется высоким уровнем развития следующих психологических компонентов:

— удовлетворённости трудом (положительного отношения к работе);

— коммуникативных (общительности), мыслительных и эмоционально-волевых (эмоциональной устойчивости и уверенности в себе) профессионально важных качеств;

— доминирования профессиональной направленности на клиента;

— профессиональной успешности.

Выбор возможных психологических условий самореализации не случаен. Прежде всего, ему предшествовал глубокий психологический анализ профессиональной деятельности продавца, который позволил понять её специфику и области приложения потенциала работников. Кроме того, можно определить теоретическую модель самореализации в профессии, которая неизбежно должна включать некие универсальные деятельностные характеристики (удовлетворённость трудом и профессиональная успешность, о чём говорилось выше), а также специфические (важные для данной профессии или конкретной трудовой деятельности).

Как быть Леди:  Значение слова «Раскаяться» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др. -

В качестве методик исследования использовались:

— самоактуализационный тест (САТ) (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика, М. В. Кроз);

— методика для оценки уровня социальнопсихологической адаптации продавца (опросник

Р. У. Исмагилова (1981), адаптированный для профессии продавца Е. В. Дворцовой (2004));

— 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кет-тела (форма С);

— методика профессиональной направленности продавца Е. В. Дворцовой («на товар», «на клиента», «на себя», «на продажу»);

— карта наблюдения для оценки профессиональной успешности продавца (экспертная оценка успешности взаимодействия с товаром и коллегами, а также общего уровня профессиональной успешности).

Итак, обозначим основные выводы, полученные в ходе исследования.

Прежде чем приступить к изучению самоактуализации личности продавцов, нами было проведено подобное исследование на выборке медицинских работников ФБЛПУ Больница № 2 ГУФСИН РФ (32 человека — 11 мужчин и 21 женщина в возрасте от 25 до 50 лет). Было обнаружено, что продавцы в большей степени, чем медицинские работники, склонны принимать ценности самоактуализации личности, уважать себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, быстро и адекватно реагировать на изменения, а также принимать своё раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Кроме того, выявлен более высокий показатель общего уровня самоактуализации у продавцов в сравнении с медицинскими работниками, что может указывать на более благоприятные возможности для раскрытия личностного потенциала работников в сфере торговли, чем в медицине.

С целью выявления психологических условий самореализации в профессии продавца выборка была разделена на две части. Так, в первую группу попали работники с более высоким, а во вторую — с более низким уровнями самоактуализации личности.

Последовательно нами были реализованы следующие основные процедуры:

— оценён общий уровень самореализации продавцов;

— выявлена взаимосвязь самоактуализации личности продавца и удовлетворённости трудом;

— изучена взаимосвязь самореализации продавца с коммуникативными, эмоционально-волевыми и мыслительными качествами;

— выяснена роль профессиональной направленности в достижении высокого уровня самоактуализации личности продавца;

— выявлена связь самореализации личности продавца и профессиональной успешности;

— осуществлён сравнительный анализ психологических условий самоактуализации личности в группах продавцов книг и товаров для ремонта.

Итак, определим ключевые результаты проведённого исследования: во-первых, были выявлены достаточно высокие уровни самореализации личности продавцов, что может свидетельствовать о возможности данного процесса в изучаемой профессии, а также стремлении работников к актуализации своего личностного потенциала в деятельности.

Во-вторых, обнаружено, что удовлетворённость трудом отчасти может выступать психологическим условием самореализации личности продавца: имеют место значимые взаимосвязи между отдельными компонентами самореализации и показателями удовлетворённости трудом работников. Общий уровень удовлетворённости трудом положительно связан с синергией (способностью работников к целостному восприятию мира, людей, объектов и отношений) и принятием ценностей самоактуализирую-щейся личности.

В-третьих, опросник Р. Б. Кеттела позволил обнаружить, что важными психологическими условиями самореализации личности продавца являются:

а) коммуникативные качества: общительность, социальная смелость, доминантность (как стремление к независимости и самостоятельности в принятии решений) и экспрессивность (как жизнерадостность и искренность);

б) эмоционально-волевые качества: высокий уровень эмоциональной стабильности и низкие показатели напряжённости и тревожности. Действительно, по мысли А. Маслоу, самоактуализирующуюся личность отличает эмоциональная зрелость, психическое здоровье (отсутствие невроза). Кроме того, более высокий уровень самореализации личности может быть обусловлен более низкой нормативностью поведения. То есть продавец, с выраженным стремлением к спонтанности и независимости от строгих норм и правил, будет ориентирован на актуализацию собственного личностного потенциала.

В -четвёртых, к психологическим условиям самореализации личности продавца можно отнести профессиональную направленность: важное значение для принятия ценностей самоактуализирующей-ся личности имеет ориентация на клиента (связь ценностей самореализации с направленностью на продажу обратная). Кроме того, установлено, что контактность отрицательно взаимосвязана с направленностью работника на себя. Действительно, высокая контактность предполагает переход от эгоцентризма к ориентации на позицию окружающих (в данном контексте — покупателей), в то время как выраженная направленность на себя инициирует склонность к соперничеству, желание быть в центре внимания, ожидание похвалы, то есть неспособность выйти за пределы эгоцентрической позиции.

В -пятых, выявлена положительная связь профессиональной успешности продавцов с самореализацией, что свидетельствует о важной роли данного условия в реализации потенциала личности в трудовой деятельности. Особую значимость приобретает грамотное взаимодействие с покупателями. Действительно, умение эффективно общаться с клиентами, стремление оказать помощь в выборе товара (на основе актуальных потребностей) — залог самосовершенствования в изучаемой трудовой деятельности. Вероятно, достигая высокого уровня профессиональной успешности, работники получают возможность актуализировать собственный потенциал, как в деятельности, так и за её пределами.

Наконец, при сравнении выборок продавцов книжных магазинов и товаров для ремонта были обнаружены отличия в психологических условиях самореализации личности, что может говорить о значимости специфики продаваемого товара для данного процесса. В то же время универсальными для актуализации собственного «Я» продавцов психологическими условиями могут выступать высокая направленность на клиента, успешность взаимодействия с покупателями и низкая тревожность.

Таким образом, на основе результатов проведённого исследования можно констатировать, что самореализация в профессии (в данном случае — в профессии продавца) возможна и определяется рядом психологических условий, воздействуя на которые, в свою очередь, можно способствовать повышению уровня самореализации личности работников.

Итак, нами были актуализированы теоретические подходы к осмыслению феномена реализации личностью своего «Я», проиллюстрированы варианты исследований в области самореализации личности в профессии. Безусловно, необходимо расширение представлений о данном феномене, а также разработка холистической модели профессиональной самореализации личности, что имеет ключевое значение для психологической теории и практики.

Литература

1. Акиндинова, И. А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа: дис. . канд. психол. наук [Текст] / И. А. Акиндинова. — СПб., 2000.

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.

3. Бехтерев, В. М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема [Текст] / В. М. Бехтерев. — СПб.: Алетейя,1999.

4. Бехтерев, В. М. Личность и условия её развития и здоровья [Текст] / В. М. Бехтерев // Психология личности в трудах отечественных психологов

— СПб.: Питер, 2000.

5. Братченко, С. Л. Личностный рост и его критерии [Текст] / С. Л. Братченко, М. Р. Миронова // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1997. — С. 38 — 46.

6. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А. В. Брушлинский. -М., 1996.

7. Вахромов, Е. Е. Понятие «самоактуализация» в психологии [Текст] / Е. Е. Вахромов. — М.: Московский педагогический университет, 2000.

8. Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации личности [Текст] / Е. Е. Вахромов. — М., 2001.

9. Гиль, С. С. Педагогическая профилактика ПАВ-зависимости: технологии содействия самореализации подростков [Текст] / С. С. Гиль, Л. В. Гиль.

— М.: РИТМ, 2004.

10. Гришина, Н. В. Психология социальных ситуаций [Текст] / Н. В. Гришина // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С. 121 — 132.

11. Ильин, Е. П. Сущность и структура мотива [Текст] / Е. П. Ильин // Психологический журнал. -1995. — № 2.

12. Ишмухаметов, Р. Р. Психология среды как контекст проблемы самореализации личности [Текст] / Р. Р. Ишмухаметов // Успехи современного естествознания. — 2006. — № 4.

13. Карпова, Е. А. Социально-психологические особенности профессиональной самореализации руководителей социально-культурной сферы [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Е. А. Карпова. — Ярославль, 2007.

14. Ковшуро, О. Д. Рефлексивные и социальнопсихологические особенности самореализации государственных служащих [Текст] / О. Д. Ковшуро: дис. … канд. психол. наук. — М., 2002.

15. Коростылева, Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке [Текст] / Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб, 1997. — С. 3 — 19.

16. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст] / Л. А. Коростылева. — СПб.: Речь,

2005.

17. Леонтьев, Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историкокритический анализ [Текст] / Д. А. Леонтьев // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002.

18. Логинова, Н. А. Б. Г. Ананьев — выдающийся учёный в истории отечественной психологии [Текст] / А. Н. Логинова. — Алма-Ата, 1999.

19. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. — М., 1996.

20. Маслова, Т. Ф. Условия профессиональной самореализации учителей [Текст] / Т. Ф. Маслова: дис. … канд. пед. наук. — Ставрополь, 1996.

21. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999.

22. Маслоу, А. Г. На подступах к психологии бытия [Текст] / А. Г. Маслоу // Психология развития и самоактуализации: основные допущения. — Киев, 2003.

23. Ожигова, Л. Н. Гендерная интерпретация самоактуализации личности в профессии (на материале педагогической профессии): дис. . канд. психол. наук [Текст] / Л. Н. Ожигова. — Краснодар, 2000.

24. Петровская, М. А. Динамика потребностей

самоактуализирующейся личности [Текст] /

М. А. Петровская: автореф. канд. психол. наук. -Иркутск, 2007.

25. Радул, Н. Н. Особенности профессиональной самореализации военного психолога [Текст] / Н. Н. Радул: дис. … канд. психол. наук. — М., 2001.

26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М., 1940.

27. Симакова, Т. А. Психолого-акмеологиче-ская характеристика профессионализма личности [Текст] / Т. А. Симакова. — М., 2005.

28. Узденов, А. З. Самоактуализация психологов в процессе обучения в вузе [Текст] / А. З. Узде-

нов: автореф. канд. психол. наук. — Ставрополь,

2006.

29. Фэйдимен, Дж. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации [Текст] / Дж. Фэйдимен, Р. Фрейгер — М., 2001.

30. Холл, К. Теория личности [Текст] / К. Холл, Л. Гарднер. — М., 1997.

31. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2006.

32. Fromm, E. The Cane Society [Text] / E. Fromm. — New York, 1955.

33. Ellis, A. The impossibility of achieving consistently good mental health [Text] / A. Ellis // American psychology. — 1987. — Vol. 42.

34. Maslow, A. Religions, values and peak-experiences [Text] / A. Maslow. — New York: Viking, 1970.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий