Штрихи к портрету: «жареные» истории об Иерониме Босхе | Артхив

Штрихи к портрету: «жареные» истории об Иерониме Босхе | Артхив Женщине

Иероним босх. человек — тайна. | журнал ярмарки мастеров

А откуда это все?Статью о Иерониме Босхе я пишу на ЯМво второй раз.

Два дня назад я написала статью, вставила иллюстрации, выложила и…. Не судьба, видимо

Попытка вторая, она же не пытка.

Пока писала в первый раз, осознала, зачем пишу, чем хочу поделиться. ТАЙНОЙ

Любите ли Вы тайны? Стимулируют ли они Ваше творчество? Толкают на акт познания и творения?

Если «да», Вам сюда!

О биографии Босха писать не буду – Википедия на что? Имя настоящее тоже там. И личная жизнь и общественная, и наследие и…. Все там – прочтите, если интересно. Я про Тайну.

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 1

Осталось 25 картин (включая триптихи) и, по-моему, 8 рисунков. И все. И это включает все. На фоне Босха современные художники кажутся скупцами, да и не только современные. Только вот Брейгель Старший, перечисляемый среди духовных наследников Босха, так же щедр на образы и мысли, пожалуй. Но это, конечно, мое личное мнение.

Вернемся к Тайне.

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 2

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 3

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 4

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 5

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 6

Всего 25 картин, океан образов, бесконечность фантазии, горы символизма, шахты подсознания, бесконечности трактовоки ничего в сухом остатке

Никто, ни современники, ни фрейдисты, ни сюрреалисты, ни психиатры, в конце концов, не могут объяснить почему, откуда и как он это рисовал?

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 7

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 8

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 9

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 10

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 11

Фрейдисты кричат – Подсознание, великое и ужастное(т тут не ошибка, заткнись ворд, это как Волшебник из страны Оз, великий и ужастный, именно с т, ужастный).

Безусловно. Но разве у всех остальных художников его времени Подсознание, великое и ужастное, отвалилось за ненадобностью? У них же тоже подсознание было… Ведь было же? Так почему ж, подсознание было, а образы эти берут начало …. и конец свой находят в Босхе. Все подражатели и последователи просто копируют Иеронима, не в состоянии родить ни одну химеру сами. Брейгель старший только идет рядом с Мастером, а не по следам его шагов. Но Брейгель и не испытывает необходимости копировать и множить демонов Босха.

И мы с вами обладаем подсознанием, сядьте нарисуйте хоть одну химеру. Чтоб даже вам было страшно, или не только вам, это у кого какие тараканы. Только, не делайте этого насмотревшись Босха – невольно скопируете, проверено, заражает, как грипп.

Нарисовали? Вас убеждает? Страшит? Интересует?

А вторую можете, а третью, а еще, и еще , и еще, и, и, иииии

Всмотритесь сколько их

Всмотритесь – какие убедительные

Всмотритесь, красиво как

Термин «эстетизация безобразного» ну просто для мастера придуман.

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 12

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 13

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 14

Историки кричат – время то какое!!! Он столько всего видел в средневековой Европе!!

И от того что он видел рождается «Несение креста» — понимаю.Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 15

Но все остальное – не понимаю!

Вспомним, что принадлежит Босх периоду Северного Возрождения, и живет в Нидерландах (там сейчас Нидерланды, ну, вы меня поняли – не Испания, инквизиция и т.д.) И живет всю жизнь в одном городе фактически, и всю жизнь с одной женой, которую с детства знал, и в молодости на ней женился, и работает всю жизнь, вдумайтесь, В ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МАСТЕРСКОЙ. И зарабатывает всю жизнь писанием картин. Просто мистер Норма. И этот нормальный европеец эпохи возрождения рисует это — согласна.

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 16Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 17Штрихи к портрету: «жареные» истории об Иерониме Босхе | Артхив

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 18

А откуда это все?

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 19

Хипари и панки неоднократно высказывали предположение, что, дескать, без хорошей дури таку фигню хрен нарисуешь!!!!

Да, не вопрос! И дурь в средневековой Европе не под запретом, и просто в хлебе, ничего не подозревая, можно спорыньи отведать и потом всех соседей в колдовстве обвинять на основе очень убедительных голюнов. А психиатры еще и шизофрению предлагают к дури присоединить, паровозом.

Одно «но» — что наркотики, что шизофрения, в первую очередь разрушают профессиональные навыки. Это вам любой специалист скажет. А наш Мистер Норма, рисовал 40 с лишним лет весьма продуктивно – картин до нас мало дошло, но известны остатки еще нескольких триптихов, и упоминания многих картин, даже в обрывках до нас не дошедших. Т.е. многие годы, до самой смерти он рисовал, что значит мозг не был патологически изменен, что в свою очередь отменяет версии шизофрении и наркотиков.

А еще надо сказать, Босх очень сильный рисовальщик. Вот по этому рисунку мой друг биолог назвал мне латинское название совушки, изображенной Босхом. Именно совушки, блин.

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 20

И даже животных, которых никогда не видел, просто по описанию словестному и редким картинкам Босх рисует хорошо.

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 21

Слона с жирафом узнали…

Потом у нас игра была – угадай животное. Потом – угадай с натуры или нет. Потом – угадай часть животного. Потом – угадай символ. Последняя – самая интересная и очень сложная, современная символика подводит – средневековые символы сложнее и разноплановее. Попробуйте – если интересно, не заскучаете.

Потом появилась новая игра – найди заковыку.

Началась она с Братьев Стругацких – они утверждали, что где-то на картине Босха есть изображение автобуса… Двадцать лет ищу – может вам повезет – пришлите тогда фрагмент – умоляю.

Итак, автобус. А что еще не так? И мы начали рыть. Чего мы только не нашли. Начиная от рачков, которых не видно не вооруженным взглядом. И которые являются частью криля – основного корма тихоокеанских китов, и заканчивая прототипами космических кораблей будущего. Ну очень похоже. Автоклавы для выращивания клонов – одна из самых безбашенных идей, но вот предлагаю – найдите на картинах этот автоклав-инкубатор, просто интересно, это только наша ассоциация. Или нет…

А теперь внимание: взрослые люди, 21 век, художник умер 600 лет назад, а мы не можем от него оторваться, как научно-фантастический роман читать.

Наш Мистер Норма назван самым загадочным художником Европы.

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 22

Барабанная дробь!!!!!!!!!!!!

Автопортрет Художника.

Вот он наш Мистер Норма.

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 23

Есть другой автопортрет – старше чуть, и рисунок, а не картина маслом, но этот своим символизмом нам интереснее. Что же думал про себя сам художник? Как пригождается опыт наших игр! Сухое – будь то дерево или кости – символ сатаны, стоящее на плывущих по воде лодках – неустойчивость в вере, лестница – путь духовного восхождения, но даже неудобно упомянуть, в какое место эта лестница вставлена, дуплистость – внутренняя пустота в которой поселяются демоны, они там выпивают похоже и карты режутся. А если вы найдете этот фрагмент выше на картине, то увидите, что на голове нашего художника волынка играет и бал твориться, или твариться, т.к. тварей на балу не мало…

А какое лицо. Удивительные глаза…

Похоже нашего Мистера Норма видения, которые он рисовал, мучили и пугали не меньше нас…

А еще он почти монахом был, членом открытого монашеского братства.

А еще, его считали еретиком, историки, но не нашли подтверждения присутствия адамитов (секта) в современной Босху Европе.

А еще его считали чуть не святым – и не кто попало а прокатолический монарх тогдашней Испании Филипп Второй, и картины Босха куплены Филиппом для Эскориала.

Как быть Леди:  Механизмы развития и формирования характера, Периоды формирования характера - Механизмы формирования характера

А еще, люди посвященные считали Босха сильнейшим визором.

А еще, пережившие клиническую смерть часто описывают эту картинку даже в наше время.

Иероним Босх. Человек - Тайна., фото № 24

А еще, признайте, он – ТАЙНА.

Одна из самых моих любимых.

Картины иеронима босха | искусство- зеркало истории

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken] (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения

  Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы  с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Творчество Иеронима Босха одновременно — новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» — так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.

Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. Картина «Семь смертных грехов» находилась в Брюсселе в коллекции Де Гевары около 1520 года и была приобретена Филиппом II Испанским в 1670 году. Картина «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, видимо помогая тому яростно преследовать еретиков.

 Композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях — первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.

Эта работа — одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», — определяют тему этого живописного пророчества. 

«Корабль дураков», без всякого сомнения, является сатирой
На картине «Корабль дураков», монах и две монашки беззастенчиво развлекаются с крестьянами в лодке, имеющей шута в качестве рулевого. Возможно, это пародия на корабль Церкви, ведущий души к вечному спасению, а может, обвинение в похотливости и невоздержанности в адрес духовенства.

Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию», олицетворяют человеческие пороки. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален, и символичен. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

 «Жизнеописание святого Антония», написанное Афанасием Великим, повествует о том, что в 271 году н.э. еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил он 105 лет (ок. 251 — 356).

Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами. 
Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию. 
Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Так видит или не видит святой на картине Босха монстров, которые его окружают?
Они видны только нам, грешникам, ибо «то, что мы созерцаем, — это то, что мы есть

У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?

В картине «Блудный сын» Иероним Босх истолковал свои  представления о жизни

 Герой картины — тощий, в разорванном платье и разных башмаках, иссохший и словно расплюснутый на плоскости — представлен в странном остановившемся и все же продолжающемся движении.

Он почти списан с натуры — во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, — но в сухой источенности ее форм есть что-то от насекомого.

Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Только природа остается чистой, бесконечной. Тусклый цвет картины выражает мысль Босха — серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу. Это единство закономерно и естественно

.

Босх на картине изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями.

Для Босха образ Христа — олицетворение безграничного милосердия, душевной чистоты, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей.

 По своим художественным качествам  «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают.

 Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.

На картине Иеронима Босха «Увенчание терновым венцом» Иисус, окруженный четырьмя мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Два воина перед казнью коронуют его голову терновым венцом.

 Число «четыре» — число изображенных мучителей Христа — среди символических чисел выделяется особым богатством ассоциаций, оно связано с крестом и квадратом. Четыре части света; четыре времени года; четыре реки в Раю; четыре евангелиста; четыре великих пророка — Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; четыре темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Четыре злобных лица мучителей Христа — это носители четырех темпераментов, то есть все разновидности людей. Два лица наверху считаются воплощением флегматического и меланхолического темперамента, внизу — сангвинического и холерического.

 Бесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей.

 Иероним Босх Алтарь «Искушение святого Антония», 1505-1506
 Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола.

 Картина «Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и повествует о борьбе святого с Дьяволом. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Святой Антоний — поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть все время настороже, не принимать за истину все, что кажется, и знать, что обольщение может привести к Божьему проклятию.

 Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония»

 Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Правая внешняя створка «Несение креста».

Как быть Леди:  Видео, взорвавшее соцсети, сделало знаменитой семью из Алма-Аты. » JokerYkt - популярный развлекательный сайт

Центральная часть «Искушение святого Антония». Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами.

 В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось совершенно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполоненной силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.

 Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных в качестве орудий пыток

 Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.

 Иероним Босх Алтарь «Сад земных наслаждений», 1504-1505

Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и носит название «Творение» или «Земной Рай».

 Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны
На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом.
Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, Адама с Евой

В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое. тонкое, розовое сооружение,  украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времен Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

 Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria.

 Не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

 Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Кроме того, изображена только что появившаяся растительность.

 Этот редчайший, если не сказать уникальный, сюжет демонстрирует всю глубину и силу воображения Босха.

 Иероним Босх Алтарь «Воз сена», 1500-1502

Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия — низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение, изгнание из Рая. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа, изображающего Рай.

Мир — это стог сена

: каждый хватает, сколько сможет. Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним.

Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника.
На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием.
Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.

Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне — христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося «Граду небесному Иерусалиму». В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии.

Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха

 Путь босховского пилигрима пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Пляшущие крестьяне — образ иной, моральной опасности; подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились «музыкой плоти» и покорились ей.

 Иероним Босх «Видения загробного мира», часть алтаря «Страшный суд», 1500-1504

В зрелый период творчества Босх переходит от изображения видимого мира к воображаемому, порожденному его неуемной фантазией. Видения являются ему словно в сновидении, потому образы Босха лишены телесности, в них причудливо соединяются чарующая красота и нереальный, как в ночном кошмаре, ужас: бесплотные фигуры-фантомы лишены земного притяжения и легко взлетают вверх. Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры.

 Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Художник перевел пророчества, распространившиеся в Западной Европе к началу XVI века — времени, когда был предсказан Конец света,

Земной Рай находится прямо под Раем Небесным. Это некая промежуточная ступень, где праведники очищаются от последних пятен греха, до того как предстанут перед Всевышним.

Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «абсолютной глубины открывшейся божественности». 

  «Низвержение грешников» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени. 

Многие другие видения Ада, созданные Босхом, тоже кажутся хаотичными, но только на первый взгляд, а при внимательном рассмотрении в них всегда обнаруживается логика, четкая структура и осмысленность. 

В картине «Адская река» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. На переднем плане — грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Страшный суд — главная тема, проходящая через все творчество Босха. Он изображает Страшный суд как мировую катастрофу, ночь, озаряемую всполохами адского пламени, на фоне которой чудовищные монстры истязают грешников.

Во времена Босха ясновидящие и астрологи утверждали, что, перед тем как произойдет второе пришествие Христа и Страшный суд, миром будет править Антихрист. Многие тогда считали, что это время уже наступило. Чрезвычайно популярен стал Апокалипсис — Откровение апостола Иоанна Богослова, написанный в период религиозных гонений в Древнем Риме, видение ужасающих катастроф, которым Бог подвергнет мир за грехи людей. Все погибнет в очистительном пламени.

Как быть Леди:  Как не спалится (читать женатикам) - Пособие для любовников и любовниц — LiveJournal

Картина «Извлечение камней глупости», где иллюстрируется процедура извлечения из мозга камня безумия , посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени. Изображено несколько символов, вроде воронки мудрости, в насмешку надетой на голову хирургу, кувшина у него на поясе, сумки пациента, пронзенной кинжалом.

В традиционный сюжет первого чуда, сотворенного Христом, — превращение воды в вино — Босх вводит новые элементы мистерии. Псаломщик, который стоит, воздев руки, перед женихом и невестой, музыкант на импровизированной галерее, церемониймейстер, показывающий на выставленную парадную посуду тонкой работы, слуга, который падает в обморок, — все эти фигуры в полной мере неожиданны и необычны для изображаемого сюжета 

Доска Иеронима Босха «Фокусник» — исполненная юмора картина, где смешны сами лица персонажей и, конечно, поведение главных действующих лиц: коварного шарлатана, простака, поверившего, что он выплюнул лягушку, и вора, с безучастным видом тащащего у него сумку.

 Картина «Смерть и скупец» написана на сюжет, возможно, навеянный хорошо известным в Нидерландах назидательным текстом «Ars moriendi» («Искусство умирать»), где описана борьба чертей и ангелов за душу умирающего. 

 Босх запечатлевает кульминационный момент. Смерть пересекает порог комнаты, ангел взывает к образу распятого Спасителя, а дьявол пытается овладеть душой умирающего скряги.

Картина «Распятие Христа». Для Босха образ Христа — олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди.

Картина «Молитва святого Иеронима». Святой Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Может быть, поэтому отшельник изображается достаточно сдержанно

Святой Иероним или Блаженный Иероним Стридонский — один из четырех латинских отцов Церкви. Иероним был человеком могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал и в молодости совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где жил отшельником-аскетом.

 На картине «Святой Иоанн на Патмосе» Босхом изображен Иоанн Богослов, который на острове Патмос пишет свое знаменитое пророчество.  

Около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней, по мнению христиан, раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира. 

 В этой работе Иероним Босх иллюстрирует слова святого: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». 

 Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча — согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. 

Святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благославляющего Младенца — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития

 Святой Христофор — святой мученик, почитаемый католической и православной церквями, живший в III веке. 

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. 

 Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа». Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель , заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину

  В композиции Босх значительно усиливает роль окружающих Христа отрицательных персонажей, выдвигая на передний план изображения разбойников. К мотиву спасения полного зла мира через самопожертвование Христа художник обращался постоянно. Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ положительного героя, воплощая его в изображениях Христа и святых.

 Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Она показывает младенца волхвам, облаченным в роскошные одежды. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придает поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака; это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.

 Иероним Босх часто избирал темой своих картин жития святых. В отличие от традиций средневековой живописи Босх редко изображает сотворённые ими чудеса и выигрышные, зрелищные эпизоды их мученичества, которые приводили в восторг людей того времени. Художник прославляет «тихие» добродетели, связанные с самоуглубленной созерцательностью. У Босха нет ни святых воителей, ни нежных дев, отчаянно защищающих свое целомудрие. Его герои — отшельники, предающиеся благочестивым размышлениям на фоне пейзажей.

 Святая Либерата или Вильгефортис (от лат. Virgo Fortis — Стойкая Дева; II век) — католическая святая, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Согласно легенде, она была дочерью португальского короля — закоренелого язычника, который хотел выдать ее за короля Сицилии. Однако она не желала идти замуж ни за каких королей, поскольку была христианкой и дала обет безбрачия. Стремясь соблюсти свой обет, принцесса взмолилась к небесам и обрела чудесное избавление — у нее выросла густая длинная борода; сицилианский король не захотел жениться на такой страхолюдине, после чего разгневанный отец велел ее распять. 

С трасти Христовы во всей своей жестокости представлены на картине «Ecce Homo» («Сын человеческий перед толпой»). Босх изображает, как Христа выводят на высокий подиум солдаты, чьи экзотические головные уборы напоминают об их язычестве; негативный смысл происходящего подчеркивается традиционными символами зла: сова в нише, жаба на щите одного из воинов. Толпа выражает свою ненависть к Сыну Божьему угрожающими жестами и страшными гримасами.

 Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, — все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.

  Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее — в сюрреализме.

Примечания

  1. 1234RKDartists
  2. Согласно нидерландско-русской практической транскрипции, по-русски эту фамилию следует воспроизводить как Бос.
  3. Chris Will, 2021, с. 10.
  4. 1234Roger-Henri Marijnissen и Peter Ruyffelaere, «L’ABCdaire de Jérôme Bosch» (Париж, Flammarion, 2001, ISBN 9782080106537), стр. 114—115.
  5. Цитата по: Иероним Босх. Альбом репродукций. М.: «Унисерв», 1995
  6. Wilhelm Fraenger: Hieronymus Bosch. Das Tausendjährige Reich. Grundzüge einer Auslegung, Coburg, 1947
  7. Степанов А. С. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.; Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. с.129
  8. boschuniverse_nl : boschuniverse_nl (неопр.). Архивировано 29 ноября 2021 года.
  9. Chris Will, 2021, с. 15-23.
  10. Майзульс, 2020, Споры о Босхе.
  11. Chris Will, 2021, с. 26-29.
  12. Chris Will, 2021, с. 34.
  13. бестия
  14. Chris Will, 2021, с. 37-54.
  15. Chris Will, 2021, с. 82, 92-96.
  16. Мельниченко Е.2021 — год Иеронима Босха. Проект «Босх 500»: анонсы выставок и арт-проектов (неопр.). 2queens.ru. Архивировано 22 марта 2021 года.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий