Саморазвитие сотрудника, как один из способов обучения персонала | HR-MEDIA.RU

Саморазвитие сотрудника, как один из способов обучения персонала | HR-MEDIA.RU Женщине
Содержание
  1. Что важно знать для составления программы саморазвития
  2. Осознанные изменения
  3. Принятие своих недостатков
  4. Ищем и ставим цели
  5. Только эволюция
  6. Работаем с зоной комфорта
  7. В улучшение физической формы
  8. Виды программ личностного саморазвития
  9. Инструкция по эффективному развитию личности
  10. Метод №7. развиваем эмоциональный интеллект
  11. Неправильная мотивация
  12. План для саморазвития и программа саморазвития
  13. Полезные книги
  14. Полезные советы
  15. Программа саморазвития на год
  16. Программа саморазвития пример
  17. С чего начать саморазвитие — подробный план
  18. С чего начать саморазвитие личности
  19. Саморазвитие и самосовершенствование личности
  20. Саморазвитие и самосовершенствование персонала как фактор успешной карьеры
  21. Саморазвитие профессиональное — это совершенствование своих компетенций в профессиональной сфере
  22. Самосовершенствования — из чего оно состоит?
  23. Тотальный контроль

Что важно знать для составления программы саморазвития

  1. Чтобы правильно составить программу саморазвития нужно определить сферы жизни, которые требуют корректировки. Для этого воспользуйтесь моделью «Колесо жизненного баланса». По ней наглядно видно все пробелы и недостатки ресурсов.
  2. Используя полученный результат анализа колеса жизненного баланса, вы сможете составить программу саморазвития направленную на корректировку необходимых навыков и качеств. Таким образом, при составлении программы саморазвития важно провести оценку собственных способностей.
  3. При составлении программы саморазвития важно самому себе ответить на вопрос: «Какое качество я хочу развить?» Да, возможно вы поймете, что у вас большие пробелы в карьере, но данный момент времени указанная сфера жизни не является для вас приоритетной, следовательно не нужно затрачивать максимум энергии и ресурсов для саморазвития в этом направлении. Но так как для гармоничного формирования личности важно соблюдать баланс всех сфер жизни, полностью игнорировать самореализацию не стоит.
  4. Как бы много мы не хотели добиться, внешние обстоятельства, наличие (отсутствие) ресурсов, не всегда позволяют нам это сделать. Поэтому при составлении программы саморазвития важно оценить реально доступные возможности и затраты (не только материальные, но и моральные). Например, вы можете столкнуться с ситуацией, что ваше стремление к самосовершенствованию не будет поддержано ближним окружением. Допустим, вы решили перейти на другой тип питания – сыроедение, но ваш муж категорически против, потому что это отразится на меню всей семьи.
  5. Программу можно и нужно корректировать в соответствии с полученными промежуточными результатами. Спрогнозировать свое саморазвитие на 100% невозможно, всегда будут какие-то отклонения от общего плана, потому что могут возникнуть обстоятельства неподвластные нам, или могут измениться приоритеты. Поэтому корректировка программы саморазвития – это вполне естественный процесс.

Осознанные изменения

Цель этапа — понять, что перемены необходимы! Поможет глубокий анализ всех сфер жизни, критическая оценка происходящего с человеком. Тестируйте методы честных ответов на вопросы:

  • Почему мир стал другим? Вопрос нужно задать себе, если замечаете, что все воюют против, стали происходить негативные события, вас не понимают, отвергают, не хочется работать. Когда мир «меняет» к вам отношение — сигнал, что человек не удовлетворён жизнью, требует перемен, застрял на уровне, который давно перерос.
  • К чему я стремлюсь? Отсутствие мечты, видимой цели — это опасный маркер, который указывает на внутреннюю дисгармонию, усталость от рутинной, серой жизни, глубокую неудовлетворенность.
  • Почему я так поступаю? Если заметили, что поступки противоречат ценностям, вы на пути к деградации. Например, вы теперь готовы брать в долг, унижаясь, а не напрягаться, чтобы заработать.
  • Почему одолевают страхи, депрессия или апатия? Деструктивные состояния — голос подсознания, что вас разрывают внутренние противоречия. Например, внутренний ребенок мечтал стать космонавтом, а вы учитесь на юриста. Пришло время развиваться, обретать гармонию.
  • Из-за чего преследует лень, тотальная усталость? Проанализируйте, когда хочется все бросить, отложить на завтра дела. Возможно, вы давно переросли деятельность, цели чужие, поэтому нет желания работать над собой.
  • Почему я разрушаю себя? Появление опасных зависимостей (курение, алкоголь, наркотики, игромания) — это внутренний протест. Так подсознательное старается переломить существующую ситуацию, показать необходимость перемен, роста, развития личности. Парадоксально, но вредные пристрастия могут стать первым шагом на пути к самореализации, если осознать их истинный посыл.

Отвечайте честно на вопросы, информация поможет сформировать сильную мотивацию меняться, становиться лучше, сильней.

Принятие своих недостатков

что такое саморазвитие личности

Сложный этап саморазвития, который подарит бонусы. Помимо осознания недостатков, можно научиться принимать их, трансформировать в сильные стороны личности.

Используйте средства анализа проблем, которые предлагает авторитетный российский психолог П. Колесов:

Таблица
НедостатокКак мешаетКак может стать сильной стороной
Неумение брать ответственностьНе будет шанса построить карьеру, крепкие отношения, воспитать полноценных детей, стать успешным в любой сфере жизниВ процесс обретения навыка брать ответственность, человек повысит самооценку за достижения, научится принимать свои недостатки, исправит их, выработает силу воли
Следование стереотипамНавязанные установки: «нужно соответствовать, нельзя высовываться, страшно высказывать свои мысли» не позволят человеку достигать заветных целейОтказ от установок избавит от внутренних противоречий, научит создавать свою систему ценностей, а не следовать чужой. Превратит личность в креативную, которая не боится смелых проектов, свершений
Агрессивный настрой к миру, людямЛозунг «все против меня» лишит человека возможности прожить радостную, счастливую жизньЭнергию, которую тратили на противостояние миру, можно трансформировать в «мирное» русло. Вместо войны силы расходуем на обучение, карьеру, бизнес

Недостатки, которые личность не хочет принимать, станут причиной поражений, неудовлетворенности, одиночества и комплексов. В процессе саморазвития необходимо проработать недостатки, лучше с психологом.

Ищем и ставим цели

Саморазвитие — путь к обретению гармонии, счастливому будущему, которое полностью удовлетворяет. Нужно понять, к каким горизонтам, зачем двигаться. Как сделать:

  1. Пропишите все заветные цели. Здесь неуместно стеснение, можно записывать грандиозные планы. Не думайте долго, пишите, все что волнует.
  2. Анализ целей. По каждой позиции задайте вопрос, как вы будете себя чувствовать после достижения. Если эмоции радостные, заставляют улыбаться, наполняют энергией — цель истинная, будет легко найти мотивацию. Грусть, раздражение, апатия — навязанная цель, которую нужно вычеркнуть.
  3. Пропишите причины, которые мешают двигаться вперед. Будьте честны: лень, страх, комплексы. Теперь проанализируйте, можно ли от этого избавиться.
  4. Учитесь ставить маленькие задания на каждый день, приближающие к цели. Например, за сутки изучить метод борьбы с ленью, застенчивостью, прочитать полезную информацию, освоить программу.

На этом этапе саморазвития постарайтесь увидеть, как будет выглядеть картинка вашего трансформированного мира. Представьте ее в деталях: отличная работа, новый дом, достойное место в социуме, новая культура коммуникации. Сохраните образ в памяти, он будет мотивировать.

Только эволюция

Действие настойчивое, ежедневное — саморазвитие не терпит простоя, ожидания внезапного чуда. Чтобы стать лучше, обрести гармонию нужно работать над собой.

На этом этапе придется отказаться от лени, страхов, стереотипов. Начните с малого, каждый день делайте что-то необычное. Например, начните гулять в одиночестве, чтобы иметь возможность подумать, наблюдать за другими людьми.

Начните игру: 1 день, 1 достижение.

Не снижайте значимость побед, хвалите себя за подъем на новую ступень развития:

  • Отказ от вредной привычки.
  • Найден источник дополнительного заработка.
  • Освоен курс по ораторскому мастерству.
  • Написан очерк.
  • Признали свое негативное качество, начали с ним бороться.

Саморазвитие — захватывающий путь, где будут сложности, но и победы удивят своей регулярностью.

Работаем с зоной комфорта

Призывы «немедленно покинуть зону комфорта» — пугают людей, заставляют смириться с жизнью, которая не удовлетворяет. Правильный подход: не выходить, а бесконечно, но постепенно расширять границы зоны!

Комфорт — это базовая потребность, которая гарантирует безопасность, удовлетворение физиологических потребностей.

Бегство из зоны лишь подтолкнет личность к стрессу, апатии. Опыт великих людей подтвердил, что плавно подняться по пирамиде Маслоу реально, расширяя границы, но, не покидая их. Главное быть, стать продуктивным в процессе саморазвитие. Подтверждение:

  • И. Кант. Неординарная личность ежедневно в одно и то же время совершала прогулки по городу, горожане сверяли по нему часы. Это была его зона комфорта, которая не мешала продуктивно развиваться.
  • Р. Проеннек. Известный американский натуралист был отшельником 30 лет, жил в хижине на Аляске. Он не покидал зону комфорта, но продуктивно работал: снял уникальные кадры, провел массу исследований.
  • В. Белов. Русский писатель творил, самосовершенствовался в глухой деревне.

Известный психиатр А. Бреннер выдвинула теорию, что все мы не выходим из зоны комфорта, даже меняя кардинально жизнь, а лишь расширяем границы. Например, смена деятельности юриста на писателя — желаемый приход в эту «приятную» зону, куда вы стремились в процессе саморазвития. А смена работы, не побег, а поиск нового источника дохода для счастливой жизни.

Не нужно лишних стрессов, драматических поворотов, идите по жизни с комфортом, не переставая трудиться над собой.

В улучшение физической формы

Если трудно найти время на постоянные тренировки, начинайте с простых упражнений:

  • Планка каждый день от 1 минуты.
  • Приседания от 10 в день. Превратите в игру: каждый раз, когда идете на кухню и открываете холодильник, присядьте 2 раза, увеличивайте количество.
  • Танцуйте. Это можно делать в процессе уборки, устроить маленький марафон вечером с детьми, начните с 10-15 минут. Поставьте себе задачу освоить новый популярный стиль, например Шафл, который сжигает массу калорий.
  • Растяжка. Подтягивает тело, необязательно тратить много времени: несколько раз наклонитесь, поднимите и тяните руки, готовя пищу, убираясь или играя с детьми. Во время учебы, чтобы размяться.

Виды программ личностного саморазвития

Как мы уже рассматривали в статье, саморазвитие можно направить по четырем жизненным уровням, в соответствии с этим формируется  общий план. А уже исходя  из проведенного анализа, составляется одна общая программа или несколько, на каждую сферу деятельности, например:

  • программу профессионального саморазвития;
  • программу саморазвития делового имиджа;
  • программу творческого саморазвития;
  • программу саморазвития лидера;
  • и др.

Еще раз повторю, что программа саморазвития – это сугубо индивидуальный проект, поэтому то, как он будет выглядеть решать именно вам. Не стоит стремиться втиснуть себя в рамки эталонного образца, если он идет вразрез с вашими приоритетами и направлениями развития.

Инструкция по эффективному развитию личности

  1. Разработайте план на день. Время — ценный ресурс, его нужно использовать рационально. Придерживайтесь режима дня, поможет дисциплинировать себя, успевать выполнять важные задачи, найти час для обучения, отдыха, работы. Проанализируйте, когда продуктивность достигает пика. На этот период планируем: полезные лекции для саморазвития, активную деятельность, изучение новой информации.
  2. Учитесь правильно отдыхать. Обязательно высыпайтесь, не позволяйте организму перегружаться. Устройте выходной, релакс еще до наступления сильной усталости: почувствовали недомогание, нет сил, поспите, погуляйте, получите приятные эмоции. Это защита от стресса, тотальной лени из-за истощения.
  3. Больше бывайте на воздухе. Кажется банально, но многочисленные исследования показывают, что это повышает позитивное настроение и улучшает в целом процесс мышления.
  4. Начните тренировать тело: пробежки, плавание, фитнес.
  5. Правильно питайтесь, чтобы не загрязнять организм, не страдать от заболеваний, лишнего веса.
  6. Восстанавливайте энергию. Помимо полноценного сна, практикуйте медитацию, вхождение в расслабляющий транс, йогу. Применяйте практики, которые позволяют перезагрузить мозг, избавиться от негатива, наполниться позитивной энергией для свершений.
  7. Берите ответственность за каждый поступок. Независимость начинается с умения отвечать за свои промахи, победы. Постарайтесь сепарироваться от родителей, выйти из роли обиженной жертвы. Запретите себе обвинять в неудачах других, это шаг к истинной свободе, саморазвитию.
  8. Постоянно ставьте новые цели. Напишите список, где будет много желаний, каждый день его пополняйте. Магический эффект: чем больше целей, тем выше вероятность их легкого достижения. Почему: вы настраивает бессознательное, что это вам очень нужно, оно начинает работать, активно помогает.
  9. Ловите попутный ветер. Саморазвитие — путь, двигаясь по нему, человек не должен упускать шансы получить новый опыт, обрести знания, познакомиться с интересными людьми. Пользуйтесь всем, что предлагает мир, не фокусируйтесь на самосовершенствовании.
  10. Избавляйтесь от балласта. Речь идет о второстепенных делах, которые тяготят, отнимают время, не приносят удовольствия. Придется отказаться от деструктивного окружения, которое не верит в ваши силы, уговаривает навсегда остаться в болоте.
  11. Учитесь правильно принимать критику. Контролируйте чувства, не впадайте в истерику, принимайте и фильтруйте информацию. Критика помогает развиваться, ведь взгляд со стороны может быть конструктивным и показать вам невидимую для себя сторону.
  12. Повышайте самооценку, свою ценность для мира. Аксиома — каждая личность уникальна, поэтому не стоит уничижать себя, позволять оскорблять. Не слушайте внутреннего критика, ругающего за проступки. Ищите в себе достоинства, таланты, обязательно их развивайте.
  13. Каждый день новая ступенька. Чтобы запустить процесс самосовершенствования, приготовьтесь ломать стереотипы, пробовать что-то новое. А. Эйнштейн утверждал: «Безумие — делать одно и то же, но ждать при этом другого результата»! Экспериментируйте: хобби, экстремальные занятия, новый вид деятельности, поездки.
  14. Постоянно учитесь. Что можно изучать для саморазвития в свободное время: книги, научные труды, периодическую литературу. Посещать семинары, тренинги.
  15. Тренируйте мозг. Больше считайте в уме, запоминайте пейзажи, картины и подробно их описывайте, учите языки, займитесь точными науками. Пробуйте писать на любую тему, это развивает образное мышление, позволяет выплеснуть мысли, найти заветные желания.
  16. Ведите дневник успехов. Каждый день записывайте даже маленькие достижения, отслеживайте прогресс, чтобы сохранить мощную мотивацию двигаться вперед.
  17. Хвалите себя. Говорите себе комплименты, дарите маленькие подарки, гордитесь, тем, что вы меняетесь.
  18. Новое мышление. Негатив способен «отговорить» человека от любого занятия, он озвучит множество аргументов. Позитив — мощная энергия, толкающая вперед, он покажет отличные возможности, обеспечит везение, превратит в личность, которую любят, ценят.
  19. Найдите хобби, которое позволяет расслабиться, отдохнуть, зарядиться энергией.
  20. Не позволяйте другим нарушать личные границы.
Как быть Леди:  Злится или злиться как правильно?

Метод №7. развиваем эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — уникальный навык, которые дарит умение понять, чужие, свои эмоции, научиться эффективно управлять. Зачем: умение помогает справляться со стрессами, разрешать конфликты, управлять людьми, добиваясь нужной реакции.

  • Дневник эмоций. Записывайте, анализируйте свои эмоции за день.
  • Ищите катализатор, который вызвал сильные эмоции: неприятный диалог, критика, ссора, встреча. Цель — понять, когда вы теряете контроль над эмоциями, что больше всего провоцирует.
  • Учимся управлять эмоциями. Определив главные раздражители, ищите метод, который помогает вернуть равновесие: медитация, счет до 10 про себя, глубокое дыхание и т.д.

Эффективное упражнение «4х4х4». Что делать: 4 секунды на глубокий вдох, 4 на выдох и все это повторить 4 раза. Технологию контроля эмоций активно применяют в американской армии морские котики при стрессах.

Неправильная мотивация

Чтобы понять, какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности, задайте себе вопросы, ответьте честно:

  • Для чего нужно развиваться?
  • Что я получу в итоге?
  • Порадуют ли меня достижения?
  • Как это изменит мою жизнь?
  • Готов ли я учиться, ошибаться?

Как это сделать: возьмите лист, разграничьте на две колонки, в одной задавайте вопрос, во второй — отвечайте.

Так нужно сделать по 1-3 выбранной сфере для трансформации: социальное саморазвитие личности, семья, здоровье, духовный рост. Если ответы расстраивают, заставляют раздражаться, впадать в апатию, злится — у вас неправильная мотивация.

Формирование цели и визуализация ее достижения должны радовать, заряжать энергией, восхищать иначе не хватит мотивации достигать такой мечты.

План для саморазвития и программа саморазвития

Сначала поговорим о том, что такое план саморазвития и программа саморазвития, в чем разница, и на что опираться при работе по самосовершенствованию себя. Что такое саморазвитие и самосовершенствование, зачем вам это нужно читайте в статье.

План саморазвития – это краткое  перечисление целей, к которым необходимо прийти за определенный период времени. Подробнее о том, как составить план саморазвития, читайте в статье.

Программа саморазвития – это подробная инструкция, с учетом целей и полученных промежуточных  результатов. Программа саморазвития может быть составлена на определенный период времени, но с отображением пошагового алгоритма действий на каждый день.

То есть с помощью плана фиксируются конкретные навыки и качества, которые необходимо  проработать, ваши цели. А каким образом это будет происходить  —  расписывается уже в программе. Наличие одного проекта не исключает составление другого и наоборот.

Например, в плане по своему саморазвитию прописываете пункт — вставать каждый день в 6 утра и делать зарядку. То есть это то, что вы планируете. А вот как вы придете к такому результату – обозначьте в программе:

  • сегодня надо лечь спать в 22.00;
  • не смотреть эмоционально тяжелые фильмы и передачи;
  • не зависать в инете за час до сна;
  • подготовить инвентарь и форму для зарядки с вечера.

Возможно на первом этапе прийти к стопроцентному результату сразу не получится. Вероятнее всего потребуется перестраивать режим и распорядок дня, поэтому в программе необходимо прописать, как и в какой период времени это будет происходить.

Полезные книги

Книги для саморазвития личности учат раскрывать потенциал, таланты и повышать свою значимость для мира.

  • С. Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Настоящий бестселлер по личностному росту, быстрому достижению успеха.
  • Р. Брэнсон «К черту все! Берись и делай!». Удивительный труд миллиардера, который научит, как развиваться во многих сферах жизни, брать от нее все, изменит взгляд на реальность.
  • К. Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить». Практическое руководство от преподавателя Стэнфорда: как выработать силу воли, работать продуктивно, не бросить начатое дело.
  • М. Мэнсон «Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способ жить счастливо». Книга поможет избавиться от балласта на пути к достижению заветной цели, самосовершенствованию. Учит принимать и переживать поражения, сохранять жизненную энергию.
  • Д. Аллен «Как привести дела в порядок». Книга дает понимание, как стать продуктивным человеком, легко управлять своей жизнью, а не путаться в кругу второстепенных задач.
  • Л. Парфентьева «100 способов изменить жизнь». Книга обязательна к прочтению людям, которые только становятся на путь саморазвития. Труд собрал эффективные способы начать движение, оригинальные мотивации, реальные истории из жизни.
  • Б. Блюменталь «Одна привычка в неделю. Измени себя за год». Практическое руководство, которое позволяет пошагово выполнять советы, покорять новые вершины в разных сферах жизни.
  • Н. Хилл «Думай и богатей». Бестселлер, который зарядит энергией и подарит четкий план достижения успеха, научит преодолевать препятствия на пути к саморазвитию.
  • Б. Гейтс «Дорога в будущее». Книга познакомит с размышлениями гениального человека, заставит посмотреть на устройство мира по-другому, найти правильную мотивацию.
  • Э. Луна «Между надо и хочу». Книга помогает избавиться от навязанных стереотипов, перестать быть заложником других и исполнять их мечты. Она учит искать истинную цель, которая дарит радость, счастье.
  • М. Гладуэл «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего»? Это не практическое пособие по обучению, а захватывающая история, которая посвящает в законы жизни, позволяет проанализировать реальности, стать свободным, смелым.
  • Шер, Готтлиб «Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь». Удивительный труд, который поможет понять, как реализоваться в жизни при любых условиях. Учит находить таланты, раскрывать потенциал, избавляться от слабых сторон, страхов.
  • Н. Фьоре «Легкий способ начать новую жизнь. Как избавиться от стресса, внутренних конфликтов и вредных привычек». Это материал психолога, который поможет избавиться от внутренних конфликтов, не позволяющих изменить жизнь к лучшему. Бонус: обретения навыков продуктивности, эффективности, избавление от стереотипов, комплексов, ограничивающих установок.
  • М. Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно». Книга, которая поможет изменить мышление, стать креативным, творческим, неординарным человеком. Это техники, которые можно внедрять в жизнь, добиваться успеха.

Полезные советы

саморазвитие и самосовершенствование личности

Чтобы пройти путь к самосовершенствованию проще, не набивая шишек, применяйте советы:

Программа саморазвития на год

Как мы уже выяснили, программа для саморазвития это подробная инструкция, которая отражает пошаговый алгоритм действий на пути к самосовершенствованию. Поэтому резонно возникает вопрос о том, как составить программу саморазвития на 1 год или более продолжительный период.

В этом случае идеально сначала составить долгосрочный план, и в соответствии с ним разрабатывать программу на отдельные короткие периоды. Например, вы спрогнозировали свои цели по саморазвитию на 5 лет, подгонять под него детальную программу, пожалуй, бесполезная трата времени.

Поэтому для начала составьте проект, допустим на 1 месяц. По итогу, в соответствии с полученным результатом, вносите корректировки в план, если что-то пошло не так, или продляйте программу личностного саморазвития на следующий месяц. О том, как это сделать, мы на примере рассмотрим далее.

Программа саморазвития пример

Программа саморазвития личности  — это индивидуальный проект, с учетом собственных способностей, навыков, качеств, имеющихся ресурсов и окружающих условий, поэтому образец, вы можете взять за основу, но с корректировкой под свои приоритеты и потребности.

Прежде чем, включать очередной пункт в свой план, задавайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?» То есть важно понимать, к какому результату лично для вас приведет работа над собой в конкретном направлении. Мотивация – двигатель развития, ее отсутствие – зря потраченные силы и время.

Допустим, у нас составлен следующий план по саморазвитию на год:

Физический уровень:

  • подъем в 6 утра;
  • ложиться спать в 22.00;
  • душ перед сном;
  • чистка организма 1-2 раза;
  • не есть за 3 часа до сна и не переедать;
  • включить в свою деятельность занятия спортом;
  • научиться дыхательными упражнениями.

А теперь распишем  пример программы по саморазвитию личности, как мы будем реализовывать этот план на практике в предстоящем месяце. Отдельно можно для себя отметить, что вы получите при достижении положительного результата по каждому пункту.

С чего начать саморазвитие — подробный план

процесс развития и саморазвития личности

Саморазвитие — важнейшей стартап, в который нужно постоянно, много инвестировать, главным образом своё время на осмысление и работу с собой. Цель саморазвития: стать лучше во всех сферах жизни, приобрести навыки, повышающие вашу ценность для мира и для себя.

Главная задача — успешно стартовать, а не получить стресс от неожиданных перемен. Расширяйте зону комфорта постепенно, но постоянно.

С чего начать саморазвитие личности

Цель первого этапа — понять, чего вы хотите.

Без глубокого осознания истинных, а не навязанных потребностей результат недостижим.

Популярная концепция А. Маслоу с его пирамидой потребностей, заявляет, что главная цель саморазвития — это самореализация.

Суть теории: достичь внутренней гармонии, реализовать потенциал, осознать, принять свою природу, ценность для мира. В эпицентре концепции находится личность, которая удовлетворив физические потребности, может реализоваться, получить признание, достичь вершины самосовершенствования.

Как быть Леди:  Тревожно-фобическое расстройство и как оно лечится

Еще одна теория от Пола Дж. Майера — колесо жизненного баланса, где отображены все сферы жизни, а человек сам расставляет приоритеты. Полезное упражнение с прорисовкой целей и визуализацией достижений поможет личности определить векторы движения: бизнес, личностный рост, финансы, отношения.

Цель теории: человек формирует гармоничную, сбалансированную жизнь, а не реализует чужие навязанные установки.

По мнению Г. Селевко (авторитетный педагог) личность нуждается в главных потребностях, которые меняют качество жизни:

  • Самоорганизация. Управление реальностью, а не бессмысленное метание по течению.
  • Самоопределение.
  • Безопасность.
  • Самоутверждение.
  • Эстетика.
  • Свободное самовыражение.
  • Познание нового.
  • Динамика в жизни.
  • Общение, поиск места в социуме.

Главная цель саморазвития — это постоянная эволюция, которая заставляет человека двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом.

Чтобы начать путь в верном направлении, проанализируйте, в какой сфере жизни вы ощущаете внутренний дискомфорт, мучает проблема.

Саморазвитие и самосовершенствование личности

Саморазвитие — это процесс повышения собственной осознанности, приобретение навыка управлять собой, развивать силу воли, повышать самооценку, находить правильную мотивацию, ставить и достигать цели.

Психологи утверждают, что только рост над собой способен кардинально изменить реальность, сделать ее «лояльной» и радостной.

Саморазвитие простыми словами — это не цель, а жизненный путь, самореализация человека, где он сможет сосредоточиться на мечтах, целях, достигать их. Успех во всех его проявлениях — главная цель процесса, где нужно постоянно учиться, становится лучше, ломать навязанные стереотипы.

Саморазвитие и самосовершенствование личности — это хороший способ вырваться из круговорота неудач, убрать из жизни то, что мешает и привнести новое, которое помогает достигать желаемого.

Саморазвитие и самосовершенствование персонала как фактор успешной карьеры

Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспособность не могут вырасти только из занятий совершенствованием профессиональных знаний, умений. Важнейшим условием построения карьеры является личностный рост специалиста. Эффективность личностного роста профессионала возможна только через саморазвитие, в процессе которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать продуктивные, открытые отношения с людьми, последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем многообразии, противоречивости и красоте.

Отличительными признаками такой развитой личности являются:

  • — способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия;
  • — умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим;
  • — достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения;
  • — энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности;
  • — открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту.

Внутренним обучением и развитием своего персонала занимаются многие организации. В современных условиях и тенденциях, которые задает бизнес, необходимость в обучении и развитии собственных кадров становится все более актуальным и востребованным вопросом, ведь это позволяет иметь не только высококвалифицированных специалистов, но и способствует развитию бизнеса, что является немаловажным фактором.

Но далеко не каждый работодатель готов вкладываться в развитие и образование своих сотрудников, так как это стоит недешево, занимает немало времени, сил и требует ресурсов. Поэтому достаточно часто на практике работники занимаются самообразованием и саморазвитием для того, чтобы уверенно занимать определенную профессиональную нишу, повышать свой уровень квалификации и развиваться лично.

Саморазвитие связано с мотивацией субъекта деятельности, с его уже имеющейся компетентностью, которую он готов реализовать или уже реализует, со стилем жизни, с практической деятельностью, с культурой использования свободного времени и т.д.

Саморазвитие — это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является необходимым и основным для достижения жизненного успеха.

Любое развитие постигается путем наблюдения и анализа самого себя. Саморазвитие может быть личностным, а может быть и профессиональным. Они кардинально отличаются друг от друга, так как у них разные цели. Личностное саморазвитие подразумевает развитие персональных качеств, которые заложены где-то глубоко внутри каждого человека на генетическом уровне, при развитии которых человек открывает в себе что-то новое, что было ему неизвестно ранее и чем он никогда не пользовался.

Саморазвитие профессиональное — это совершенствование своих компетенций в профессиональной сфере. Оно может быть долгим, а может быть и быстрым. Желание, возможности, а также самые дорогие сейчас временные ресурсы, которые работник готов для этого выделить, в данном вопросе являются главными и основополагающими факторами.

Немаловажную роль играет и мотивация. Мотиваторами могут выступать как работодатель, так и сам работник. Например, хорошей мотивацией со стороны работодателя может послужить переход на более высокую должность, при занятии которой у работника появляется гораздо больше перспектив, чем он имеет сейчас, смена профессиональной деятельности (получение новой профессии) как возможности попробовать себя в чем-то новом, чего давно хотелось, но не было возможности. Самомотивация задается самим работником и зависит от тех целей, которые он перед собой ставит.

Постоянное саморазвитие сотрудника — важнейший фактор роста в компаниях, где обучение является неотъемлемой частью карьеры, планируется и поддерживается. Если принцип саморазвития принимается в качестве основной ценности корпоративной культуры, это становится серьезным преимуществом компании в условиях конкуренции за счет создания у сотрудников продуктивных представлений о самих себе и своих коллегах, о своей работе и компании.

Внедрение системы саморазвития в компании, как правило, проходит ряд этапов.

Этап 1. Подготовка к разработке и внедрению системы саморазвития. Создание, развитие и поддержание системы мотивации сотрудников на собственное саморазвитие в современной компании -составная часть успешной стратегии ее развития. Уровень сложности внедрения такой системы зависит от следующего:

  • — понимания руководством системности действий по планомерной постоянной работе с персоналом, в ходе которой создаются условия по поддержанию и обеспечению возможностей обучения каждого сотрудника в ходе осуществления им рабочих действий;
  • — профессионализма и, что не менее важно, морально-этических человеческих качеств менеджеров, которые, не только используя свои профессиональные знания, но и затрачивая большие моральные усилия, развивают у сотрудников понимание важности саморазвития;
  • — степени готовности персонала к принятию самостоятельных решений в пределах своих полномочий, внедрению каких бы то ни было изменений в размеренный темп и стиль работы;
  • — состояния высокого стресса в компании: не стоит начинать внедрение новшеств в период повышенной деловой активности компании;
  • — наличия регламента внедрения новых процедур и четкого обозначения зон ответственности каждого управленческого уровня организации, открытости информации;
  • — стиля корпоративной культуры, которая в основе своей должна быть такой, чтобы поощрять работников к постоянному росту и развитию, при этом признавая его право на ошибки и предоставляя ему необходимый временной ресурс на обучение и освоение как новых профессиональных областей, так и уровней личностного развития.

При выполнении указанных условий можно начинать работу по внедрению системы саморазвития в компании, заключающуюся в комплексном постоянном обучении сотрудников в профессиональном и личностном плане, а также побуждении их к развитию потребностей постоянного поиска путей самосовершенствования, внутреннего потенциала, ведь для результативного развития сотруднику необходимо в первую очередь самому делать шаги в определенном направлении.

Следует отметить, что результативность данной системы нельзя измерить количественно в краткосрочном периоде: это качественная характеристика, затрагивающая как результативность работы самого сотрудника, так и ритм и стиль его работы в команде, а следовательно, деятельность сложившейся в компании команды единомышленников с присущим им стилем корпоративной культуры, психологическим климатом, то есть общим укладом рабочей жизни всего коллектива, который работает на результат.

Этап 2. Обеспечение процесса разработки системы саморазвития в компании. На данном этапе необходимо сделать следующее.

  • — Составить четкий график работы специалистов по управлению персоналом с руководителями и сотрудниками подразделений при проведении диагностических процедур. Данную работу проводят руководители каждого подразделения компании совместно с менеджерами. Сроки проведения исследования не должны быть затянуты; оптимальное время для проведения исследования для компании численностью 40 человек составляет две недели.
  • — Определить и согласовать степень глубины исследования (в зависимости от степени готовности руководящего звена компании), узнать мнение сотрудников о ситуации, сложившейся во вверенном им подразделении, в частности, получить диагностическое заключение о своих управленческих способностях. В ходе данного этапа проводится диагностика корпоративной культуры с целью определения, благоприятствует ли она обучению и развитию персонала, способствуют ли ее ценности, установки, традиции созданию в компании системы саморазвития персонала. Данный этап сам по себе может послужить диагностической процедурой степени готовности и оценки уровня понимания руководством необходимости вводимых изменений и разрабатываемой системы саморазвития сотрудников; в зависимости от характера прохождения данного этапа в компании можно скорректировать масштаб планируемых нововведений.
  • — Менеджерам по персоналу разработать и утвердить диагностический инструментарий оценки работы сотрудников, анализа их системы ценностей с учетом особенностей деятельности каждого подразделения и уровня их коммуникаций в процессе осуществления должностных обязанностей. Целесообразно разработать систему вопросов, позволяющих судить о достоверности ответов респондентов.
  • — Определить способы оповещения сотрудников о предстоящем диагностическом исследовании и четко разъяснить сотрудникам цели проведения аналитической работы. Важно четко довести до персонала цели и задачи исследования и упредить возможные негативные реакции респондентов, а именно — страх быть уволенным за «не те» результаты, а также сопротивление в виде распускания слухов и сплетен.

Этап 3. Проведение диагностического исследования. После проведения подготовительного этапа работы по разработке системы саморазвития в компании наступает этап комплексной диагностической работы, по результатам которой разрабатываются планы индивидуального развития каждого сотрудника, внедряются / корректируются общие методы мотивации сотрудников.

В ходе диагностического исследования проводится комплексная оценка профессионального и личностного потенциала сотрудников каждого подразделения с целью определения имеющихся у них способностей и потребностей, определяющих тот стартовый уровень, позволяющий после проведения аналитики составлять план его индивидуального развития.

Данное исследование целесообразно строить на использовании и совмещении различных методов.

  • Интервьюирование сотрудников — проводится менеджером, дает представление о личности человека, его отношении к коллегам и к своей работе. Данная информация позволяет получить знание о ценностях сотрудника, общем настрое и психологическом состоянии, в котором он выполняет свои рабочие обязанности. Следует помнить, что подобная беседа должна проходить в доверительной атмосфере, без нравоучений и назиданий. В ходе разговора и непосредственного контакта с респондентом необходимо обращать внимание на вербальное и невербальное поведение, так как форма свободного общения позволяет получить информацию различного рода: значимые для сотрудника факты; его оценку происходящих рабочих событий и управленческих воздействий; объяснительную мотивацию собственных действий и пр. Все это позволит получить целостное представление о самомотивации сотрудника и характере его рабочей жизни. Длительность беседы не должна превышать 45-60 минут.
  • Анкетирование сотрудников — позволяет получить структурированную оценку рабочей ситуации, морально-психологического климата, существующих методов мотивационного воздействия в ком пании, что необходимо для определения существующих стартовых условий для разработки системы самореализации. Анкеты не должны быть объемными, на их заполнение сотрудник должен потратить не более 40 минут; систему обработки полученных результатов следует продумать заранее, поскольку она достаточно трудоемка и сложна.
  • Наблюдение за работой сотрудников — проводится с целью дополнения общей сложившейся картины личностных, профессиональных, коммуникативных способностей каждого из них. Данный вид диагностики не должен быть навязчивым и мешать сотруднику выполнять свои рабочие обязанности. Помимо наблюдения должны приниматься во внимание оценка качества выполнения рабочих проектов, мнение непосредственного начальника, мнение коллег. Комбинированное использование методов позволит специалисту по управлению персоналом получить наиболее точные и реалистичные прогнозы потенциала сотрудников, составить наиболее полное представление о том, как эффективнее использовать их на благо организации, а следовательно, создать для них такой микроклимат, в котором они наиболее полно раскрылись бы и приобрели возможность максимального саморазвития.
Как быть Леди:  15 мыслей, которые помогут изменить твоё отношение к жизни |

Этап 4. Обработка результатов диагностического исследования. На данном этапе менеджер проводит обработку анкетных листов сотрудников, принимая во внимание результаты интервью и наблюдений, составляет экспертное аналитическое заключение относительно мотивационного поведения каждого из сотрудников, а также картину общей структуры мотивации в компании.

Этап 5. Разработка системы мотивации сотрудников, направленной на их саморазвитие. На данном этапе разрабатываются персональные мотивационные карты на каждого сотрудника компании. Помимо внесения в мотивационную карту основных мотиваторов и ценностей работников, разрабатываются планы их индивидуального развития, мониторинг внедрения / выполнения которого является задачей руководителя того подразделения, где работает сотрудник, и менеджера.

В плане отражаются возможности обучения работников, предоставляемые компанией: доступ к электронным библиотекам, повышение профессионального уровня посредством участия в новейших про граммах обучающих учреждений; рекомендуемые внутренние тренинги в компаниях, разрабатываемые специалистами по управлению персоналом с учетом выявленных потребностей в обучении; коучинг; ротация сотрудников; делегирование определенных полномочий в ходе выполнения тех или иных проектов; система наставничества.

Также на этом этапе по результатам полученных в ходе аналитики данных разрабатываются методы корректировки корпоративной культуры, то есть тех стандартов, регламентов и правил, которые отражают способности и возможности сотрудников к самореализации и саморазвитию.

Привить коллективу культуру обучения очень сложно, так как в 99% случаев приходится ломать сложившийся консервативный ритм работы, образ мышления, преодолевать явное и скрытое сопротивление, а также психологические барьеры людей, которые боятся открытого диалога не только с работодателем и коллегами, но и с самим собой.

По мере внедрения планов индивидуального развития, безусловно, возникают коррективы, поэтому данный документ не представляет собой строгий регламент, скорее — это рабочий документ, который изменяется в течение всего времени работы сотрудника в компании.

Следует обратить внимание и на поощрение работников за прохождение диагностических процедур. Целесообразным является проведение корпоративного мероприятия с целью моральнопсихологического сплочения коллектива и культивирования духа всеобщего сотрудничества, что является фактором, определяющим эффективность не только проведения командообразующего события, но и дальнейшей сплоченной и дружной работы в ходе осуществления рабочих обязанностей и становления системы обучения в компании.

На этом этапе происходит выделение по результатам диагностического исследования сотрудников с сильной стартовой ценностной ориентацией мотивации, то есть имеющих ярко выраженные способности и желание саморазвиваться и самореализовываться. Эти сотрудники обладают следующими выраженными потребностями:

— их интересует общность взглядов и интересов, принадлежность к тому, что создает смысл жизни, то есть к чему-то более высокому, нежели просто карьерный рост;

  • — их частная и профессиональная жизнь взаимосвязаны, успех в карьере основан на удовлетворении, получаемом от жизни;
  • — они способны самостоятельно, инициативно и ответственно решать рабочие задачи, работают не на «процесс ради процесса», а на результат; работа интересна им и имеет цель;
  • — они «живут» и «горят» (но не «сгорают») на работе.

Данная категория сотрудников составляет интеллектуальное ядро компании, с ними рекомендуется проводить более тщательную, внимательную индивидуальную работу по созданию возможностей саморазвития с целью сохранения в компании движущей силы, которой они являются.

Этап 6. Разработка плана поддержания мотивации и саморазвития сотрудников. На данном этапе менеджер по управлению персоналом намечает план действий по дальнейшим процедурам изучения структуры мотивации сотрудников и, следовательно, разработке возможностей их саморазвития.

Мотивация человека — величина непостоянная, она изменяется во времени, поэтому общие диагностические процедуры целесообразно проводить о дин-два раза в год, но это уже так называемая «поддерживающая» работа, поскольку необходимости в глобальных исследованиях, таких как первичное, уже нет.

Главное правило руководителя в процессе развития работника -собственный пример, а главный его инструмент — личный пример, так как руководитель выступает в качестве ролевой модели для подражания.

Сотрудники с высоким уровнем мотивации на саморазвитие должны постоянно находиться под незримым контролем руководителя и менеджера по управлению персоналом, так как именно они представляют собой особую ценность для компании, их потеря может снизить эффективность ее работы в целом.

Безусловно, за развитие сотрудника отвечает не только он один: за разработку и функционирование системы развития сотрудников несет ответственность вся компания, в том числе руководитель и специалисты по персоналу. Однако без интереса сотрудников в собственном развитии ничего не получится, поэтому важно не только создать условия для их саморазвития, но и формировать у них способность к саморазвитию, мотивировать их на побуждение развития потребности в нем, способности к аналитике собственных рабочих действий, их критической оценке.

Добиться этого можно только личным примером, поэтому стартовая точка создания системы саморазвития — назначение на руководящие должности и позиции менеджеров по управлению персоналом грамотных, высокопрофессиональных сотрудников, обладающих высокими нравственно-моральными качествами и интеллектуальными способностями, то есть людей, умеющих вести за собой.

Так как же работник может саморазвиваться для того, чтобы повысить свою квалификацию и усовершенствовать свои знания? Способов много. Рассмотрим некоторые из них.

Способ первый. Человек может читать полезную развивающую и профессиональную литературу. Такой способ дает возможность получить достаточно большой багаж теоретических знаний и позволит попробовать их применить на практике.

Способ второй. Дистанционное обучение. Возможность получения образования по совсем новой профессии или повышение квалификации по имеющейся. Такой способ образования позволяет достаточно быстро получить не только новые знания, но и документ, подтверждающий их получение.

Способ третий. Работник может посещать тренинги, семинары, слушать вебинары по интересующим его тематикам. Данный способ является одним из самых популярных, так как сочетает в себе одновременно получение как теоретических, так и практических знаний.

Способ четвертый. Человек может быть наставником для других работников, либо иметь своего наставника. Такой способ очень хорошо развивает навыки руководителя, причем в обоих случаях и когда работник сам является наставником и когда у него есть наставник.

Конечно, это далеко не все способы, которые существуют. Их гораздо больше, но можно попробовать начать с одного из них, либо использовать все четыре одновременно.

Саморазвитие профессиональное — это совершенствование своих компетенций в профессиональной сфере

Оно может быть долгим, а может быть и быстрым. Желание, возможности, а также самые дорогие сейчас временные ресурсы, которое работник готов для этого выделить, в данном вопросе являются главными и основополагающими факторами.

Немаловажную роль играет и мотивация. Мотиваторами могут выступать как работодатель, так и сам работник. Например, хорошей мотивацией со стороны работодателя может послужить переход на более высокую должность, при занятии которой у работника появляется гораздо больше перспектив, чем он имеет сейчас, смена профессиональной деятельности (получение новой профессии), как возможности попробовать себя в чем-то новом, чего давно хотелось, но не было возможности. Самомотивация задается самим работником и зависит от тех целей, которые он перед собой ставит.

Так как же работник может саморазвиваться для того, чтобы повысить свою квалификацию и усовершенствовать свои знания?  Способов много. Рассмотрим некоторые из них.

По теме: Обучение руководителей: актуальность, мотивация, стратегия и методы

  • Способ первый. Человек может читать полезную развивающую и профессиональную литературу. Такой способ дает возможность получить достаточно большой багаж теоретических знаний и позволит попробовать их применить на практике.
  • Способ второй. Дистанционное обучение. Возможность получения образования по совсем новой профессии или повышение квалификации по имеющейся. Такой способ образования позволяет достаточно быстро получить не только новые знания, но и документ, подтверждающий их получение.
  • Способ третий. Работник может посещать тренинги, семинары, слушать вебинары по интересующим    его тематикам. Данный способ является одним из самых популярных, так как сочетает в себе    одновременно получение как теоретических, так и практических знаний.
  • Способ четвертый.  Человек может быть наставником для других работников, либо иметь своего   наставника. Такой способ очень хорошо развивает навыки руководителя, причем в обоих случаях и когда работник сам является наставником и когда у него есть наставник.

Конечно, это далеко не все способы, которые существуют. Их гораздо больше, но можно попробовать начать с одного из них, либо использовать все четыре одновременно. Еще раз повторюсь, все зависит от желания, возможности и времени, которое работник готов уделить самому себе для того, чтобы достичь профессиональных высот и личного развития.  А какие он для этого будет использовать способы это уже вторично. Главное результат!

По теме: По каким критериям оценить развитие сотрудника?

По теме: В современных условиях руководителю не надо обучаться… о новом формате развития менеджеров

Самосовершенствования — из чего оно состоит?

Согласно теории колеса баланса Пола Дж. Майера развиваться и совершенствоваться человеку нужно на 4 важных уровнях, чтобы достичь гармонии:

План саморазвития личности
УровеньЧто нужно поменять, улучшить
ФизическийСмена образа жизни на здоровый, режим дня, правильное питание,  очищение организма, упражнения, тренировки, правильный отдых. Гармоничная сексуальная жизнь, общение с природой, избавление от опасных привычек
СоциальныйПроработка, налаживание межличностных отношений: с партнером, родными, детьми, коллегами, окружающими. Осознание своей ценности для мира, социума. Развитие женской, мужской природы. Финансовая стабильность, умение зарабатывать деньги
ДуховныйПознание внутреннего и внешнего мира, сущности души. Нужно развить качества, которые помогают совершенствоваться: отказ от агрессии, умение контролировать эмоции, сострадание, благодарность, жизнерадостность. Борьба с негативными установками: эгоизм, обидчивость, жестокость.
ИнтеллектуальныйПостоянное обучение, новые навыки, тренировка мозга, освоение полезных умений в разных сферах жизни. Постановка целей, отказ от стереотипов, комплексов, профессиональный рост

Всё это можно объединить в общее психологическое развитие, а также современная жизнь требует добавить уровень профессиональных навыков.

Чтобы достичь гармонии, нужно следить за балансом во всех сферах жизни, поддерживать стабильность, стараться внести новые позитивные изменения.

Тотальный контроль

Основа саморазвития личности — понимание, что мир не может быть настроен враждебно против вас! Он готов дать все, проблема в том, может ли это осознать человек.

В этом мешает тотальный контроль, который заставляет личность впадать в панику, истерику, если ему не подчиняются, идут против принципов, установок. Технология избавления от иррационального контроля:

  • Принять, как аксиому: мир не враждебен, он такой, как вы его видите.
  • Все люди разные, нельзя их «мерить» и подстраивать под себя.
  • Бороться с желанием сделать всех лучше. Недостатки других не должны вас волновать.
  • Стать лояльным к себе, другими. Речь идет не о мягкость, а о гибкости. Эта способность к саморазвитию личности, которая дарит возможности: обучение, перенимание опыта, быстрое принятие решений, умение пользоваться шансами.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий