- Основные качества педагога
- Что даёт человеку познание самого себя?
- Основы саморазвития и характеристики
- Основы самопознания и саморазвития
- Основные выводы маслоу
- Второстепенные качества
- Выделяют несколько этапов саморазвития
- Индивидуальность — яркий, неповторимый человек
- Какие средства используются для самопознания
- Ключевые правила в работе учителя
- Личность
- Ориентация на личность в работах к. роджерса
- Психология развития а. маслоу
- Психология рубенштейна
- Самопознание и его роль в развитии школьников — психология образования в xxi веке: теория и практика
- Я-концепция и этапы её эволюции
- Вывод
Основные качества педагога
- Доверительные отношения;
- Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников;
- Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях;
- Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка;
- Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания;
- Понимать и знать самого себя.
Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться.
Что даёт человеку познание самого себя?
Не менее актуален и вопрос о том, что даёт человеку познание себя. Но преимущества очевидны:
В результате тщательного анализа особенностей своей натуры человек способен кардинальным образом поменять свою жизнь, стать успешной, гармонично развитой личностью.
Самопознание – это не пустое философствование. Это глубокий процесс, в ходе которого представление о мире меняется. Также изменяется и отношение к окружающим людям. Объект выстраивает отношения, отсекает тех, кто мешает его самореализации.
Кроме того, человек учится справляться с негативом. Отрицательные эмоции разрушают личность. В процессе самопознания объект овладевает различными методиками, которые помогают избавиться от негативных чувств. Поэтому даже признание собственных недостатков не приводит к пониженной самооценке.
Основы саморазвития и характеристики
Основы саморазвития предполагают, наличие способностей у человека формировать свою жизнь и достигать поставленных задач, целей. Кроме деятельности, на этот процесс оказывают влияние также активность человека. Он может быть социально активным (инициативный, исполнительный) или социально реактивным (импульсивным, пассивным).Социальная активность проходит следующие пути развития:
- Нормативный уровень — школьники, имитация, повторение действий.
- Нормативно-личностный — подростковый период, появляется свой взгляд на жизнь, отношение к определённым вопросам.
- Личностно-продуктивный, продуктивно-творческий — взрослый человек, который оказывает вклад в общественную жизнь, создаёт новшества, модернизирует старое, вносит элементы творчества в процесс жизни.
Неотъемлемыми условиями саморазвития является инициатива, позже — сознательность и самостоятельность. Социальная активность способствует выработке способностей к собственному выбору путей развития на жизненном пути, появляется ответственность за свои действия. Развитие невозможно и без достижения необходимого уровня самосознания, понимания и анализа своей личности.
Основы саморазвития напрямую зависят от внутреннего мира человека и анализа им реальной жизни и ситуации на данном этапе. Внутренний мир уникален и отчасти является отражением внешнего. Есть и предположения, что он развивается на протяжении жизни, вместе с самой личностью, под воздействием окружающей реальности.
Основы самопознания и саморазвития
Самопознание всегда имеет свою направленность, цель познания. Что изучает человек на протяжении жизни? У. Джейм выделил 3 основные сферы:
- Физическая личность — включает в себя телесную оболочку и всё с ней связанное (внешность, органы тела, здоровье).
- Социальная личность — возникает в результате понимания и признания другими людьми в личности другого человека.
- Духовная личность — это сущность человека на духовном уровне, особенности конкретного индивида.
Есть ещё трактовка природы человека, как биосоциального создания. Выделяют социальный, биологический уровень. В.В. Столетин предложил следующую классификацию:
- Биологический индивид (имеет особую нервную систему, строение тела, особенности организма),
- Социальный индивид (возникает в процессе изучения окружающего мира, умений и знаний человечества),
- Личность (строит свой путь жизни, делает выбор, умеет координировать схему поведения).
Самопознание производится по всем уровням. Причём человек становится одновременно тем, кто изучает и кого изучают. «Я» может изменяться во времени — «Я сейчас», «Я был», «Я буду». При этом есть определённые взаимосвязи между объектом и субъектом, а именно — самопознание в начале, самоконтроль, саморегулирование — как результат полученных результатов.
Основы самопознания и саморазвития предполагают чёткую взаимосвязь понятий.
- Самонаблюдение;
- Самоанализ;
- Сравнивание с другими (собой в идеале);
- Постановка целей на будущее;
- Саморазвитие.
Подробнее теория саморазвития представлена в работах Роджерса.
Основные выводы маслоу
- У каждого человека есть особая своя изначальная природа, которая получена при рождении.
- Человек развивается на протяжении жизни, может развивать данные, которые получил изначально. При этом в значительной степени влияет окружающая среда (семья, школа) на дальнейшее развитие.
- Природой дано наличие инстинктов и желаний человеку, но с годами «голоса-импульсы» уменьшают свою силу в результате получения образования и тотального контроля над собой. Именно эти голоса помогают определить, что именно нужно человеку, что вызывает интерес, на что способен, а не только, что отвечает нормам и правилам общества.
- Характеристики личности могут быть схожими для разных индивидов, а могут быть уникальные, со своими особенностями. У всех есть потребности в любви, уважении, понимании, а есть личные свойства, способности.
- Природу человека изучает как наука, так и сам человек, применяя самопознание, психиатрические методы.
- Большая часть внутренних, глубинных мыслей, инстинктов подавляются нами, и переходят в бессознательную форму в результате постоянного страха, боязни осуждений.
- Внутренняя сила природы человека всё равно сохраняется, периодически даёт о себе знать, даёт стимул к развитию и поиску себя.
- Основа человека заключается в том, что дано изначально, важно уметь понять и принять себя. Причём в выборе на жизненном пути главным критерием должно быть мнение личности, не общества. Личность динамична и имеет свойство развиваться на протяжении жизни.
- Внутренняя сущность человека может подвергаться сложным испытаниям, непониманию, чувствовать отвергнутость в жизни. Часто это приводит к реальным заболеваниям на психическом уровне. Сложными ситуациями считается — потеря личности, своей особенности, определяющих свойств, когда нет возможности достичь своей проекции, представления своего Я.
- Внутренняя сила изначально позитивна, главное научиться использовать её во благо, стимулировать развитие творческого начала, доброты, альтруизма, способности любить.
Второстепенные качества
- Совесть или чувство вины — это индикатор правильного поведения человека, идёт сравнение из внутренними установками и ценностями. Стоит прислушиваться к своей совести, она укажет дорогу на поиск истинного Я.
- Принять и полюбить себя как личность необходимо для полноценной и здоровой жизни!
- Самопознание — это единственный, главный способ развития личности.
- Самопознание и саморазвитие требует значительных усилий индивида.
- Важно понять воздействие защитных механизмов — регресса, обороны, самосохранения. Изучая психиатрию можно понять, что в жизни нужен и реализм, так как ложный оптимизм в результате приводит к разочарованию в жизни.
- Теория свободного воспитания предполагает, что ребёнок сам чувствует, что идёт ему во благо, следует давать ему больше свободы выбора и действий, а не загонять постоянно в рамки требований.
- Только идя путём понимания и принятия своей сути, предназначения, удовлетворения потребностей личности, можно стать настоящим человеком, раскрыть свой потенциал. В первую очередь речь идёт о духовных потребностях.
- Важно помнить, что без сложностей и разочарований нет жизни. Поэтому ребёнка нужно учить переносить трудности жизни, при этом любовь родителей, их поддержка является основой для формирования сильной личности. Злоупотребление опекой может привести к инфантильности, тормозит развитие силы воли.
- Зрелую личность отличает тип познания. Выделяется Д-познание и Б-познание. Причём Д- эгоистичное, направленное лишь на свои потребности, а Д- бескорыстное, способность приносить добро, заботиться о других. Вектор внимания личности с Д-познанием направлен в большей степени во внешний мир, чем на сугубо личные интересы.
- Человеку для нормальной жизни нужна система ценностей, своя система координат, что позволит существовать в этом мире. Для создания такой системы важно изучить себя, понять цели и мотивы, что хорошо и плохо, что позитивно влияет на собственное достоинство.
- Человек, который может дружить с бессознательным уровнем, часто склонен к творчеству, а эстетическое воспитание должно быть в основе образования, психологии и всей жизни.
- Важной задачей становится — быть выше обычных человеческих проблем и неурядиц, проще относиться к жизни, формирование реального и здорового восприятия жизни.
Таким образом, теория Маслоу предполагает поиск своего внутреннего стержня, принятие себя и развитие личности, гармония с окружающим миром.
Выделяют несколько этапов саморазвития
- оживления (ребёнок учится общаться, понимать свою индивидуальность),
- одушевления (ребёнок осваивает внешний мир),
- персонализации (изучение правил, норм жизни с наставниками и понимание своей роли в создании истории жизни),
- индивидуализации (в процессе общения формируется представление о своей личности, проявляются особенности, и возникает потребность в самоанализе, ответственность за себя),
- универсализации (человек выходит за рамки своей индивидуальности, появляются единство с ценностями сверхчеловеческими, вера или духовность).
Основы саморазвития лежат в стремлении человека к самосовершенствованию, улучшению своего Я на протяжении всей жизни.
Индивидуальность — яркий, неповторимый человек
Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.
Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.
Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.
Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало. Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.
Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.
Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь.
Какие средства используются для самопознания
- Самоотчёт. Ведение записей каждый день о том, что происходит в его жизни.
- Изучение литературы. Просмотр фильмов.
- Знакомство с основами психологии. В данном случае выделяют социальную психологию и психологию личности.
- Тестирование. Прохождение и сдача разных тестов. Причём лучше обращаться к серьёзным тестам и привлечь психолога для интерпретации; Специальными средствами самопознания являются разные формы работы с психологом: личное консультирование — пациент открывает себя, понимает свои проблемы, находит силы для их решения. Многие прибегают к этому средству; групповые тренинги — самопознание происходит через группу и с её помощью.
Ключевые правила в работе учителя
- педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
- источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
- личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.
Роджерс предполагал, что самопознание и саморазвитие учеников будут важными составляющими педагогического процесса. Идеи этого психиатра будут полезны и родителям в процессе воспитания целостной и здоровой личности.
Личность
Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.
Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.
Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.
Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.
Ориентация на личность в работах к. роджерса
Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал психологию гуманизма. В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:
- «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.
- «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.
- «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.
При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.
Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.
Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.
Психология развития а. маслоу
Психология Маслоу носит также гуманистический характер. Он уделял большое внимание исследованиям и выделил основные качества самоактуализированной личности, такие, как: независимость, креативность, философский юмор, потребность в уединении и другие.
Считал, что человечество стоит на пороге новой психологии, которая позволит раскрыть потенциал и способности людей в полной мере, рассматривая человека как единую и целостную психическую систему. Самопознание и саморазвитие личности лежат в основе теорий формирования этой личности.
Психология рубенштейна
Самопознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.
В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.
Самопознание и его роль в развитии школьников — психология образования в xxi веке: теория и практика
Самопознание – это процесс осознания и накопления человеком представлений об
особенностях своей жизнедеятельности и личности. Самопознание включено в
процесс познания человеком окружающего мира и является важным условием
установления отношений с этим миром. Недаром уже в древности постулат «Познай
самого себя» был высечен на каменной колонне храма. Но не всегда такое,
понятное на первый взгляд, изречение находит свое воплощение в повседневной
жизни человека.
Д. Локк утверждает, что способность к осознанию себя производна от
жизненного опыта: только достигнув зрелого возраста и накопив знания о внешнем
мире, люди начинают размышлять «серьезно о том, что происходит внутри их; а
некоторые вообще почти никогда не размышляют» [4, с. 283]. Действительно, и в
философии, и в психологии стремление и способность к самопознанию традиционно
связывают со взрослым человеком, во всяком случае, не ранее подросткового
возраста. Но не всякий повзрослевший человек склонен вести с собой
повседневный внутренний диалог, ориентированный на самопознание. Дети тем более
могут не испытывать в этом никакой необходимости. Попытаемся сформулировать те
основания, которые показывают необходимость самопознания подрастающему
человеку.
Самопознание необходимо для самостоятельной организации своей
деятельности. Когда человек сталкивается с трудностями в деятельности, это
означает, что для осуществления необходимых действий ему не хватает либо
хорошо освоенных умений и навыков, либо внимательности, терпения, настойчивости
и т.д. Некоторые в такой ситуации отказываются от дальнейшей деятельности,
например, решения трудной задачи, ждут помощи или подсказки. Другие начинают
рассуждать: почему задача не получается, каких знаний, умений не хватает для
ее решения; задумываются, смогут ли сами найти способы и средства преодоления
этой трудности (более внимательно прочитать условия, не спешить, быть более
терпеливым и т.п.). Очевидно, что люди, которые хорошо знают свои возможности,
привыкли ориентироваться на собственные силы и способности в трудных ситуациях,
могут анализировать уже выполненные и предстоящие действия, будут гораздо
успешнее, эффективнее в любой сфере жизнедеятельности.
Самопознание выступает условием волевой саморегуляции поведения. И.С.
Кон отмечает, что саморегуляция поведения предполагает также наличие у индивида
определенной информации о самом себе [3]. Воля у человека проявляется в
способности осуществлять действие или сдерживать его, преодолевая внешние или
внутренние препятствия. Внешние препятствия, как правило, очевидны и понятны
(например, с ситуацией, когда школьник выполняет на уроке задание, а сосед
отвлекает его, легко справиться, обратившись к последнему с просьбой). Сложнее
с внутренними препятствиями. При выполнении учебных заданий препятствием могут
выступать невнимательность, лень, более интересное занятие и т.д. Не каждый
человек, особенно ребенок, осознает эти препятствия. Именно это делает
невозможным проявление воли в подобных ситуациях. Любой волевой акт
предполагает осознанный мотив, связанный с преодолением возникшего препятствия,
а иногда и наличием серьезного внутреннего диалога, включающего в себя
самоубеждение или самоприказ.
Самопознание необходимо для адекватного оценивания человеком своих
достижений и личностных качеств. Самооценка ребенка во всех доподростковых
возрастах характеризуется доминированием общего положительного отношения к
себе, которое не позволяет относиться к себе адекватно. В некоторых случаях
из-за такой «безусловной любви» к себе ребенок не воспринимает информацию о
его неуспехах. Про такого ребенка можно сказать, что у него неадекватно
завышенная самооценка. Эта особенность негативно сказывается и на учебной
деятельности, и на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками. Школьники с
завышенной самооценкой склонны объяснять свое неудачи внешними
обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны критиковать за
ошибки своих товарищей.
Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно только путем
развития когнитивного компонента их самооценки – самопознания. По мнению А.В.
Захаровой, уже в младшем школьном возрасте создаются «благоприятные условия
для когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения
ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны
взрослых» [1, с. 13].
Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей деятельности и
личности позволяет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои
сильные стороны, понять свои возможности и обдумать способы исправления ошибок
и достижения успеха.
Самопознание необходимо для построения взаимоотношений с другими
людьми. С первых дней жизни человек вступает во взаимоотношения с другими
людьми. Сначала с самыми близкими, которые принимают его таким, какой он есть.
Позже для гармоничных отношений от человека требуется соблюдение определенных
правил и законов: нравственных, этических и т.д. Насколько успешно это удается
делать, человек узнает от партнеров по общению или путем самонаблюдения. Когда
возникает необходимость исправить что-либо в своем поведении или отношении к
окружающим, человек может приписать неуспех в общении партнеру, его
неправильному поведению или негативным качествам личности. Привычка к
самонаблюдению и самоанализу своего отношения к окружающим людям помогает
корректировать собственное поведение и, таким образом, управлять
коммуникативной ситуацией.
Самопознание является важным условием для развития личности. И. Кант
писал: «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем
Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле.
Благодаря этому он личность…» [2, с. 357].
Развитие личности человека в разных сферах может протекать как созревание в
соответствии с природными предпосылками, может осуществляться под воздействием
окружающей среды и людей. Но истинным развитием личности является то, что
определяется собственными установками и целями человека. Безусловно, важно,
чтобы эти цели не противоречили человеческим законам и соотносились с
нравственными и духовными ценностями общества. Постановка человеком целей
собственного развития и понимание путей их реализации в конкретных
социально-исторических условиях возможны только при высоком уровне
самопознания.
Например, школьник, у которого возникают трудности в обучении из-за слабого
развития процессов памяти, может довериться учителю и родителям и выполнять
все их советы по правильному запоминанию учебного материала. Таким образом,
его память будет развиваться под внешним воздействием. Если ребенок сам
осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить приемы эффективного
запоминания и применять их, то он может управлять своими познавательными
процессами и развитием в интеллектуальной сфере.
Самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении
человека. На этапе вхождения во взрослую жизнь человек осознанно или
неосознанно осуществляет выбор профессионального пути, который определит и его
дальнейшее личностное развитие. Если это происходит неосознанно, риск сделать
неправильный выбор высок. Но даже если подросток задумывается о том, какую
профессию выбрать и куда пойти учиться, не всегда он может найти основания для
такого сложного решения. Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?»
может человек с развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и
особенности своей личности с требованиями желаемой профессии, способный
обдуманно строить жизненные планы и ставить обоснованные, реалистичные цели,
видеть пути и способы их достижения.
Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные
вопросы «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к
своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу
стать?» и т.д. Познавая себя, можно управлять своей жизнедеятельностью. В этом
и заключается готовность человека к самостоятельной организации своей
жизни.
Наши исследования [5; 6] показывают, что уже в младшем школьном возрасте
дети начинают задумываться над этими вопросами. Сначала это происходит на самом
простом уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы,
членов своей семьи, друзей, домашних животных, анкетные и биографические
данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п., иногда осознают
свое отношение к материальным и социальным объектам (люблю, нравится), желание
иметь что-либо из предметов, называют увлечения, пристрастия и т.п.
Постепенно самопознание распространяется на внутреннее содержание: мотивы
учения и достижения успеха в различных видах деятельности, желание получить в
будущем привлекательную профессию, стремление стать лучше, приобрести в
будущем положительные качества личности. В этих рассуждениях проявляется
способность учащихся осторожно, не категорично, а иногда и критично осознавать
особенности своей личности, различные стороны своей жизнедеятельности,
стремления, потребности и мотивы. Например, у младших школьников: «Я красивая,
яркая, трудолюбивая, милая, добрая», «Поведение у меня не очень хорошее».
Подростки и старшеклассники пишут: «Я человек, который довольно уверен в
себе», «У меня есть своя точка зрения и свои мысли», «Единственная моя цель в
жизни – добиться успеха в определенных сферах деятельности», «Мои жизненные
ценности складываются под воздействием многих факторов», «В моем характере
доминируют лидерские качества».
Суждения о себе, которые можно квалифицировать как имеющие высокий уровень,
соотносятся с такими характеристиками, как перспективность, рефлексивность и
критичность. Перспективные суждения отражают содержание Я-идеального и
указывают на привлекательную профессию и обобщенное видение себя в близком или
далеком будущем, на желаемые качества и особенности личности, мотивы учения и
достижения успеха в различных видах деятельности. Это содержание может
относиться к «идеалу» – человеку, обладающему набором качеств совершенного
человека, например: «хочу стать хорошим, ученым человеком», «хочу стать
доброй, красивой», «Я хотел бы стать умным и добрым». Такое осознание желаемых
положительных качеств обеспечивается сформированностью ценностных ориентаций,
нравственного сознания и общим уровнем воспитанности учащихся. Часто
Я-идеальное школьников проявляется через описания себя взрослого, являющегося
носителем какой-либо профессии и связанных с ней качеств личности, например: «Я
хочу очень стать милиционером, они сильные и смелые», «Я хочу, когда вырасту,
быть воспитательницей», «Я хочу быть библиотекарем, как мама», «Я хочу в
будущем стать археологом. Мне нравится эта работа». Это содержание Я-идеального
возникает в процессе общения детей со взрослыми, в первую очередь близкими и
родными. Еще один вариант содержания Я-идеального связан с отражением
желаемых, возможных или потенциальных качеств и свойств собственной личности,
которые пока не проявляются в деятельности и поведении или же проявляются, но в
недостаточной степени, например: «Я хочу стать повнимательнее», «хочу стать
хорошим учеником», «Мне нужно, чтобы память была получше». Осознание своего
желания измениться в лучшую сторону появляется под влиянием внешних оценок
(например, учителя, родителей) или в результате сравнения с качествами и
особенностями сверстников в ежедневном общении и совместной деятельности.
Наличие перспективных суждений в самоописаниях школьников указывает на
уровень перспективности их самопознания.
Рефлексивные суждения школьников о себе выглядят как рассуждения о различных
сторонах и особенностях своей личности. Они могут относиться к Я-реальному.
Например, «Я по характеру тоже нормальная», «Я не знаю, какой я на самом деле,
веселый хороший или плохой». Такие суждения отражают особенности личности,
осознание которых произошло в результате самоанализа ряда своих действий,
поступков, отношений с людьми, переживаний. Рефлексивность может проявляться и
при отражении Я-идеального, например: «Я сначала решила стать врачом, потом
инженером, а сейчас хочу стать учителем танцев, я думаю, что это моя последняя
профессия». Рассуждения по поводу своего будущего связаны с процессом
личностного самоопределения, планирования и проектирования своего жизненного
пути и саморазвития. Типичными такие суждения являются для старшеклассников. У
младших школьников осознание возможности сохранить значимые черты личности в
будущем, изменить нежелательные и приобрести желаемые личностные качества
выражены слабо. Наличие рефлексивных суждений в самоописаниях школьников
указывает на уровень рефлексивности их самопознания.
Не менее важной характеристикой самопознания является способность к
критическому осмыслению своих особенностей и возможностей. Критические
суждения, относящиеся к Я-реальному детей, представляют собой негативные
характеристики личности, которые осознаются как затрудняющие
жизнедеятельность, общение с людьми, приносящие душевный дискомфорт (стыд,
угрызения совести и т.п.), например: «Учусь я неважно», «Я не очень умная и не
глупая», «Я чуть-чуть ленива, убираюсь только по настроению». Критично могут
воспринимать школьники (в основном подростки) и себя в будущем (Я-идеальное).
Это проявляется в негативных характеристиках, которые осознаются как мешающие
развитию личности, например: «Не знаю, смогу ли я когда-нибудь избавиться от
лени», «Наверно, моя лень мне будет очень мешать», «Мне нужно быть более
терпеливой, чтобы стать учительницей». Наличие критических суждений в
самоописаниях школьников указывает на уровень критичности их
самопознания.
Уровни перспективности, рефлексивности и критичности самопознания у каждого
конкретного ученика могут быть разные. Школьники с высоким уровнем
самопознания видят в себе не только положительные качества личности, но и
негативные черты. Они осознают возможность изменить их в будущем, опираясь на
внутренние ресурсы, например: «Я думаю, что я сильный человек, так как всегда
пытаюсь достичь всего сама. Я очень гордая, поэтому иногда в конфликте мне
бывает сложно первой пойти на контакт. Какой я хочу стать? Наверное, остаться
такой же. Лишь бы не стать эгоисткой. В общем, если меняться, то в лучшую
сторону» (Маша Е., 9-й класс).
В процессе развития детей в их образе Я рефлексивные, критические и
перспективные самохарактеристики могут проявляться по-разному. В самоописаниях
младших школьников часто можно увидеть преобладание перспективных характеристик
при почти полном отсутствии рефлексивных и критических. Дети рассказывают,
какими они хотели бы стать в будущем, часто называют несколько профессий, а
желаемые качества указывают довольно противоречивые: «хочу стать послушным и
самостоятельным». Их стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, не
подкрепленное самоанализом и критическим восприятием своих возможностей,
превращается в мечту, фантазию.
У подростков и старшеклассников часто проявляется склонность к самокопанию.
Они с удовольствием рассуждают о своей жизни, делах, отношениях с окружающими.
Их все устраивает в этой жизни, они довольны собой. Иногда они уходят в
«философствование», высказывают свои точки зрения, формулируют советы
правильной жизни и отношений с людьми. Это происходит изза того, что их
самопознание, становясь все более рефлексивным, не направлено на критическое
осмысление знаний о себе и перспективу жизненного пути.
Некоторые подростки при низкой перспективности и рефлексивности самопознания
проявляют высокую критичность к своим возможностям. Их формулировки могут быть
очень резкие, с пространными объяснениями: «У меня бывает плохое настроение и
иногда психоз. Тогда я могу сделать такое, что потом буду отвечать за это всю
жизнь» (Даша С., 5-й класс). При этом дети не задумываются о причинах своих
неудач и негативных переживаний и практически никогда не стремятся что-то
поправить.
Среди школьников (в основном это подростки) встречаются довольно критичные к
себе. Их беспокоит будущее, но разбираться в своих способностях и возможностях,
рефлексивно рассуждать о особенностях своей личности они не стремятся. Для них
характерно ярко выраженное желание избавиться от отрицательных черт и
особенностей личности, которые в себе отмечают. Они высказывают критичность
даже по отношению к себе в будущем, говорят, что им будет трудно избавиться от
недостатков: «Моя дурная привычка – это в каком-то роде зависимость, как от
курения» (Катя М., 11-й класс), а некоторые в это совсем не верят: «Я хочу
стать неагрессивной, хорошей, умной, но у меня ничего не получается». Можно
предположить, что такое неверие в себя при сильном желании измениться
обусловлено слабым анализом и рефлексией собственных возможностей.
Самопознание школьников протекает по-разному в разных сферах личности. При
сравнении уровней рефлексивности и критичности их суждений о себе в
нравственной, коммуникативной, интеллектуальной и волевой сферах мы
обнаружили, что чаще всего дети стремятся рассуждать о своих волевых качествах
личности. Это связано с большей осознанностью волевых актов. Реже школьники
проявляют рефлексивность самопознания, осторожность в признании у себя тех или
иных нравственных качеств. Они достаточно категорично определяют их наличие или
отсутствие у себя в настоящем, а также возможность их приобретения в
будущем.
Критически воспринимают школьники свои черты личности в волевой и
интеллектуальной сферах. Причем у некоторых учащихся выражено сомнение в
возможности приобрести эти качества в будущем. Такая неудовлетворенность собой
в этих сферах может побуждать детей к управлению, коррекции и саморазвитию.
Уже младшие школьники говорят о желании в будущем стать умнее, внимательнее,
терпеливее и т.п. Подростки и старшеклассники хотят научиться сдерживать
эмоции, не быть вспыльчивыми, настойчиво добиваться своей цели и т.п.
Реже дети свои отрицательные черты осознают в нравственной и коммуникативной
сферах. Младшие школьники практически никогда не выбирают такие
самохарактеристики, как «злой» или «плохой друг». В самоописаниях подростков и
даже старшеклассников критические суждения по поводу своих нравственных качеств
или поступков можно встретить также крайне редко. Это может быть связано с
социальной желательностью самоописаний. Школьники хотят выглядеть в глазах
других умеющими общаться и нравственно вести себя. Это, безусловно, влияет на
восприятие себя. И в своих глазах они тоже хотят выглядеть более нравственными
и умеющими общаться с другими.
Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную роль в
развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои способности и
возможности, умеет анализировать разные стороны своей жизнедеятельности и
личности, видит недостатки и возможные пути своего развития, определяет его
повседневную жизнь, деятельность и общение с окружающими, постановку новых
жизненных целей и стремление к их реализации.
Я-концепция и этапы её эволюции
Я-концепция – это то, как человек представляет себя. Здесь два параметра. Бывает, при несовпадении Я-концепции и реальности, человек многое видит в искажённом виде. И это часто несёт в его жизнь конфликты с окружающим миром. Когда Я-концепция и действительность совпадают, то есть возможность быть в гармонии с окружением. Он удачно приспосабливается к происходящему, стремится к своим целям и развивается.
Вывод
Можно сделать заключение, что человек сам творец себя и своего счастья. Самопознание и саморазвитие неделимы и неразрывно связаны, на протяжении всего жизненного пути человек осознаёт и соотносит себя с другими людьми, общаясь и участвуя в совместной деятельности.
Развитие предполагает стремление к своему «Идеальному Я», которое уникальное у каждого человека. Именно поэтому важно понять и принять свою сущность, осознать свои сильные и слабые стороны, научиться ставить цели и задачи на будущее. Самосовершенствование личности происходит на постоянной основе, в результате приложения силы воли и наличия желания развиваться.
Желаем жить в гармонии с собой, развиваться и достигать наивысших результатов!
Тематика: Личностный рост, Самооценка, Самореализация