📖 Основные направления психотерапии, Глава 17. Основы психологического воздействия в клинике, Часть III. Клиническая психология. Клиническая психология. Карвасарский Б. Д. Страница 42. Читать онлайн — Bookap.info

📖 Основные направления психотерапии, Глава 17. Основы психологического воздействия в клинике, Часть III. Клиническая психология. Клиническая психология. Карвасарский Б. Д. Страница 42. Читать онлайн - Bookap.info Женщине

Исследования

Более сотни лет клинические описания единичных случаев в журналах Modern Psychoanalysis, Psychoanalytic Quarterly, International Journal of Psychoanalysis и Journal of the American Psychoanalytic Association оценивали эффективность психоанализа при неврозах и расстройствах характера и личности.

Психоанализ, модифицированный техниками объектных отношений, был эффективен при многих сложных случаях нарушений в сфере интимности и межличностных отношений (см. многочисленные публикации Отто Кернберга). Как терапевтический метод, психоаналитические техники могут быть полезны и при одноразовых консультациях .

Психоаналитическая теория была объектом критики и споров, начиная с момента своего зарождения. Фрейд отмечал это ещё в самом начале своей карьеры, когда медицинские круги Вены подвергли его остракизму за находку того, что истерические конверсионные симптомы характерны не только для женщин.

Критика психоаналитической теории началась с Отто Ранка и Альфреда Адлера (в начале 20 века), продолжилась в рамках бихевиоризма (например, Вольпе) в 1940-х и 1950-х, и существует по настоящее время. Критика исходит от тех, кто не согласен с положением о существовании бессознательных механизмов, мыслей или чувств.

Критиковалось также утверждение о «детской сексуальности» (описание того, что дети в возрасте от двух до шести лет фантазируют о зарождении). Критика приводила к модификациям психоаналитической теории, таким как работы Рональда Фейрбэрна, Михаэля Балинта и Джона Боулби.

В последние десятилетия, критика сосредоточилась на вопросе эмпирической вирификации   — несмотря на множественные эмпирические проспективные исследования (см., например, работы Барбары Милорд и её коллег из Медицинской школы Корнельского университета).

Психоанализ был использован как инструмент исследования детского развития (см. журнал The Psychoanalytic Study of the Child), и развился в гибкий, эффективный метод лечения ментальных нарушений  . В 1960-е, ранние (1905) представления Фрейда о детском развитии и женской сексуальности подверглись пересмотру.

Это привело к активным исследованиям в 1970-х и 1980-х и последующим новым концепциям женского сексуального развития, которые скорректировали некоторые положения Фрейда  . См. также многочисленные работы Элеаноры Галенсон, Нэнси Ходоров, Карен Хорни, Франсуазы Дольто, Мелани Кляйн, Сельмы Фрайберг и других.

В последнее время, исследователи включившие в свою работу теорию привязанности (например, Алиса Либерман, Сюзан Коатс и Даниэль Шехтер) исследовали роль родительской травматизации в развитии у маленьких детей способностей к ментальной репрезентации себя и других  .

Несколько мета-исследований показали, что эффективность психоанализа и психодинамической психотерапии сравнима по результативности или превосходит другие виды психотерапии или лечение антидепрессивными препаратами  . Эмпирические исследования говорят о том, что «классический» долговременный психоанализ — когда пациент лежит на кушетке как минимум три раза в неделю — также эффективен  .

Обзорная работа 2005 года по рандомизированным и контролированным исследованиям заключает, что «психоаналитическая психотерапия (1) эффективнее, чем отсутствие лечения или стандартное лечение и (2) эффективнее коротких форм психодинамической психотерапии»  .

Исследования эффективности психодинамического лечения в некоторых популяциях показали противоречивые результаты. Исследования Бертрама Кэрона и его коллег из Мичиганского государственного университета говорят о том, что грамотное применение психодинамической терапии может быть успешно в случае больных шизофренией.

Более поздние исследования сомневаются правильности этого утверждения. Так, отчет Центра изучения результативности лечения больных шизофренией (Schizophrenia Patient Outcomes Research Team, PORT  ) не рекомендует использование психодинамических форм психотерапии при шизофрении, указывая что дополнительные исследования необходимы для подтверждения их эффективности.

Существуют различные формы психоанализа и психотерапии, практикующие психоаналитическое мышление. Например, помимо классического психоанализа, психоаналитическая психотерапия. Другие примеры распространенных терапевтических методов, которые используют находки психоанализа: психотерапия на основе ментализации (Mentalization-Based Treatment) и психотерапия, фокусированная на переносе (Transference-Focused Psychotherapy).

Методы психоанализа

Как мы уже выяснили, психоанализ – это не только теория, но еще и практика. С его помощью можно диагностировать и корректировать психическое состояние. Психоанализ включает в себя множество приемов для работы с бессознательным, но все их можно разделить на три группы.

Методы психоанализа:

  1. Интерпретация. Суть – в анализе и осмыслении второстепенных элементов: оговорок, случайных фраз, ошибок в речи и т.д. Психоаналитик и клиент беседуют о прошлом, настоящем и видимом будущем человека и в ходе этого специалист выявляет скрытые проблемы и страхи. То есть он интерпретирует слова клиента, помогает «перевести» их. Интерпретация выступает не как самостоятельный метод, а как вспомогательный. Например, ее используют в сочетании с двумя другими популярными методами психоанализа: метода свободных ассоциаций и метода толкования снов.
  2. Свободные ассоциации. Психоаналитик называет клиенту слова, фразы или показывает картинки и предлагает в ответ сказать первое, что приходит в голову. Вспомогательные материалы подготавливаются заранее. Они могут быть разработаны самим психологом для конкретного случая. Или же специалист использует общеизвестные методики, например, рисуночный тест Роршаха (чернильные пятна на бумаге). Именно Фрейд со своим психоанализом и методом свободных ассоциаций создал образ пациента, лежащего на кушетке, и психолога, выслушивающего клиента. В жизни такое общение встречается редко, но тогда Фрейд именно так взаимодействовал с клиентами. Он предлагал человеку лечь на кушетку, расслабиться и начать говорить все, что придет в голову. Странное, непристойное, фантастическое, постыдное – не важно. В кабинете психоаналитика нет табу, а специалист придерживается принципа безоценочного отношения. Рано или поздно в процессе такого свободного полета на ассоциациях человек самостоятельно приходил к главному конфликту.
  3. Разбор снов. Нигде бессознательное не проявляет себя так активно, как во снах. Особое внимание стоит уделить повторяющимся сновидениям или таким снам, после которых человек просыпается «разбитым». По мнению Фрейда, чем страннее сон, тем больше в нем смысла. Дело в том, что во снах исчезают любые запреты и цензура, выключаются защитные механизмы, из бессознательного выходит все, что там скопилось. Однако не все так просто. Истинные переживания, желания, потребности во снах показываются символами. И это такие символы, которые примет сознание конкретного человека. То есть определенный «фильтр» сохраняется даже в царстве бессознательного – сне. Чтобы погрузиться в искусство чтения снов, изучите книгу З. Фрейда «Толкование сновидений».
Как быть Леди:  Психология алкоголика – почему люди спиваются? | Психология на

С помощью этих методов можно заглянуть в бессознательное человека, определить подавленные желания, эмоции и воспоминания, понять мотивы поступков и скорректировать поведение.

Важно! Не путайте психоанализ с психотерапией. Психоаналитик в большей степени отвечает за то, чтобы человек свободно выговорился и сам нашел истоки проблем, а также их решение. Психоаналитик направляет, но не дает прямых указаний и советов.

Психоаналитическое направление в психотерапии. медицинская психология. полный курс

Психоаналитическое направление в психотерапии

Основоположником данного направления является З. Фрейд.

Психологическая концепция основана на психодинамическом подходе, заключающемся в рассмотрении человеческой психики с точки зрения динамики процессов, борьбы и взаимодействия конфликтов, отражения их на поведении человека. Бессознательные психические процессы в психоанализе рассматриваются как основные движущие силы, влияющие на поведение и функционирование человеческой личности в целом. К ним относятся инстинкты, первичные, врожденные, влечения, биологические потребности. По мнению Фрейда, это не врожденные рефлексы, а мотивационные силы личности. Целью реализации инстинкта является угнетение или полное устранение возбуждения, возникшего в результате биологической потребности организма; реализация происходит путем изменения поведения. Фрейд подразделял инстинкты на две группы: жизненные инстинкты, направленные на самосохранение в результате поддержания жизненно значимых процессов (удовлетворение пищевой и половой потребности); инстинкты смерти, имеющие направленность вне себя или внутрь себя, носящие разрушительный характер (ненависть, агрессия, суицидальное поведение, садизм, мазохизм). Энергия инстинктов жизни называется либидо.

Фрейдом были предложены две модели личности.

Топографическая модель в психической жизни человека выделяет три уровня: сознание, т. е. то, что человек осознает в данный момент; предсознательное, т. е. то, что в данный момент не осознается, но легко можно добиться осознания; бессознательное – то, что не осознается в данный момент и не может быть осознано самостоятельно без приложения больших усилий.

Структурная модель состоит из трех структур: ид («оно»), эго («я»), супер-эго («сверх-я»). Ид действует в бессознательном, включает инстинкты и первичные потребности, функционирует согласно принципу удовольствия, игнорирует социальные нормы, правила и запреты. Под эго понимается разум, который контролирует инстинкты, его функции распространяются на все уровни сознания. Супер-эго также функционирует на всех уровнях сознания, его можно рассматривать как совесть или идеальное «я», морально-этический аспект личности, его формирование происходит в процессе воспитания и социализации человека.

Итак, ид требует немедленной реализации желаний, не соотнося их с реальными возможностями, супер-эго препятствует реализации желаний и подавляет их, эго способствует реализации требований ид, но после соотнесения их с реальностью. Тревога активизирует защитные механизмы и возникает при определенном уровне напряжения, как бы сигнализирует о надвигающейся опасности. Напряжение возникает при чрезмерном давлении на эго. Задачи защитных механизмов – предохранение эго от тревоги, недопущение осознания инстинктивных импульсов. Если скорректировать уровень тревоги не удается вследствие того, что механизмы защиты направлены не на преобразование конфликта, а на вытеснение его в область бессознательного, возможно развитие невротического состояния.

Классификация неврозов, которую предложил Фрейд, включает в себя заболевания, в возникновении и развитии которых психологический фактор играет существенную или решающую роль (психоневроз, травматический невроз, невроз характера, невроз органа). Причиной возникновения невроза в психоанализе является невротический конфликт, который Фрейд рассматривал как «переживания, возникающие в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, действующих одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение». С его точки зрения суть невроза заключается в конфликте между бессознательным и сознанием: «С самого начала мы замечаем, что человек заболевает из-за конфликта, возникающего между требованиями инстинкта и внутреннего сопротивления, которое возникает внутри против этого инстинкта».

Как быть Леди:  Всем не угодишь | Предназначение быть Женщиной – Ольга Валяева и Алексей Валяев

Психотерапия в психоаналитическом направлении базируется на таких понятиях, как свободные ассоциации, интерпретация, перенос и сопротивление.

Основные положения:

1) подавлением инстинктивных импульсов человека удается избежать болезненных чувств и переживаний;

2) подавление в основном направлено на сексуальные мысли и желания, а источником проблем является неправильное психосексуальное развитие;

3) неправильное психосексуальное развитие зависит от психотравмирующих конфликтов детства, особенно эдипова комплекса;

4) человек не осознает, что у него есть конфликты, сопротивляется их выявлению на уровне подсознания;

5) психоаналитическая психотерапия в основном работает с переживаниями биологических инстинктов человека и психической борьбой с ними;

6) мыслительные процессы и формы поведения человека не могут быть случайными и являются следствием предыдущих событий. Поскольку невроз появляется в результате конфликта между бессознательным и сознанием, основная задача психоаналитической психотерапии заключается в том, чтобы осознать бессознательное. Необходимо вывести бессознательное на уровень сознания и определить, что необходимо для его удовлетворения.

Задача психотерапевта-психоаналитика заключается в том, чтобы переводить в сознание бессознательные тенденции, влечения и конфликты, способствовать их осознанию, облегчать проявление бессознательного. Для этого необходимо проанализировать психические феномены, в которых бессознательное находит свое выражение. Ими являются свободные ассоциации, символические проявления бессознательного, перенос и сопротивление.

Свободные ассоциации (или свободное фантазирование) – это основная процедура психоанализа, целью которой является проникновение в бессознательное. Основа техники свободных ассоциаций заключена в следующих положениях: человеческая мысль в большинстве случаев следует в направлении наиболее значимого. Пациент испытывает потребность в лечении и осознании того, что его лечат, кроме случаев, когда выражено сопротивление, сопротивление будет практически отсутствовать в состоянии расслабления и максимально при сосредоточенности.

Символические проявления бессознательного отражают то обстоятельство, что бессознательному нет прямого доступа в сознание в результате действий цензуры. Однако вытесненные влечения и потребности стремятся проникнуть в сознание. Психоаналитик должен их обнаружить и проанализировать. Эти проявления часто имеют символический характер, проявляются в виде сновидений, мечтаний, фантазий, разнообразных ошибочных действий (оговорок, описок, забывании каких-то событий, имен, дат и др.). Сновидения могут иметь явное и скрытое содержание, при их толковании психоаналитик должен обнаружить скрытые мысли в явном содержании при помощи ассоциативной техники и символики.

Термином «перенос» (перенесение, трансфер) характеризуются отношения психоаналитика и пациента, формирующиеся в процессе совместной деятельности. Явления переноса повторяют прошлое в жизни пациента, психоаналитик наделяется им значимостью другого объекта, реально существовавшего, что позволяет пациенту испытать значимые для него в прошлом чувства. Перенос позволяет пациенту лучше осознать прошлые переживания, а психоаналитику – стать участником отношений, значимых для пациента, и получить возможность психотерапевтического влияния. Перенос бывает положительным или отрицательным в зависимости от восприятия пациентом психоаналитика. В целях создания условий для переноса психоаналитик должен вести себя эмоционально нейтрально.

Контрперенос заключается в совокупности бессознательных реакций психоаналитика на личность конкретного пациента и особенности его переноса.

Сопротивление – это тенденция пациента, заключающаяся в противодействии осознания бессознательного. Для борьбы с этим процессом психоаналитику необходимо сначала осознать его наличие и силу, продемонстрировать его пациенту, затем выяснить мотивы и историю его возникновения, после чего работать над его ликвидацией.

Свободные ассоциации, символические проявления бессознательного, перенос и сопротивление анализируются в психотерапевтическом процессе.

Анализ состоит из конфронтации, прояснения, интерпретации и преодоления. Пациент должен для себя обнаружить тот психический феномен, который станет предметом анализа.

Прояснение заключается в разделении существенного, значимого и важного и несущественного. Интерпретация считается основным инструментом психоаналитика. Она подразумевает разъяснение пациенту не ясных для него аспектов его переживаний и поведения. Цель интерпретации заключается в осознании неосознанных психических феноменов.

Преодоление заключается в исследовании интерпретаций и возникающего сопротивления до тех пор, пока они не будут осознаны.

Основной процедурой психоанализа является интерпретация. Все остальные процедуры или ведут к ней, или направлены на то, чтобы сделать выше ее эффективность.

Вся процедура психоанализа направлена на то, чтобы способствовать проявлению бессознательного в сознании. Это определяет стратегию и тактику психотерапевта.

Основные постулаты психоаналитического направления в психотерапии:

1) формирование патологических процессов зависит от психологических конфликтов в сфере влечений и желаний раннего детства, которые не доступны сознанию, т. е. находятся на бессознательном уровне;

2) выздоровление наступает при разрешении этих конфликтов методом победы эго над ид, т. е. в результате усиления эго;

3) требуемые изменения – достижение глубокого понимания далекого прошлого;

4) лечение заключается в глубоком понимании бессознательного в психике пациента, его скрытого значения, рассчитано на интенсивное воздействие в течение длительного периода времени;

Как быть Леди:  Как правильно писать "контэнт" или "контент"

5) техника проведения психотерапии основана на интерпретации свободных ассоциаций, анализе переноса, сопротивления, обмолвок и сновидений;

6) роль психотерапевта заключается в интерпретации и отражении. Позиция его должна быть бесстрастной, эмоционально нейтральной. Данный метод психотерапии чаще применяется в лечении таких пациентов, в этиопатогенезе заболеваний которых психологический фактор занимает ведущую роль.

Поведенческое направление в психотерапии. В основе данного направления лежит бихевиоризм как психологическая школа. Психотерапевтическое воздействие основано на принципах научения. Различные методы поведенческой психотерапии менялись в процессе эволюции бихевиористического учения. Изначально методы были направлены на изменение непосредственно наблюдаемых открытых форм поведения, более поздние методы направлены на изменение более глубоких психологических образований в результате социального научения, моделирования.

Психологическая концепция. С точки зрения бихевиористов психология должна являться наукой о поведении, так как поведение можно непосредственно наблюдать, изучать и воздействовать на него. Поведение человека рассматривается по принципу «стимул – реакция». В дальнейшем было введено понятие промежуточных переменных, под которыми понималось наличие процессов, опосредующих влияние стимула на поведенческую реакцию. Промежуточными переменными считаются познавательные и побудительные факторы. Их изучение является важным аспектом в поведенческой психологии. Аспекты процесса научения являются основой для конкретных методических подходов.

Научение – это процесс приобретения и результат приобретенного личного опыта, навыков, знаний и умений. В результате научения появляются новые способы поведения в условиях действия прежних раздражителей. Выделяются три типа научения: тип S, тип R и социальное научение, где S – стимул, R – реакция.

Тип S (или классическое обусловливание) связан с классическими условными рефлексами, разработанными И. П. Павловым.

Схема условного рефлекса проста: «S – R». В данной схеме реакции могут возникнуть только в ответ на безусловный или условный раздражитель. Павловым был дан ответ на то, как нейтральный раздражитель становится условным раздражителем. В поведенческой психотерапии используются еще три понятия, разработанные Павловым:

1) генерализация стимулов, которая заключается в том, что при образовавшейся условной реакции ее будут продуцировать и другие стимулы, похожие на условный;

2) стимульная дискриминация, заключающаяся в том, что люди со временем могут научиться отличать похожие стимулы;

3) угасание, заключающееся в том, что условная реакция может постепенно исчезать при устранении связи между условным и безусловным стимулами, условный стимул будет продолжать вызывать условную реакцию лишь в том случае, если хотя бы иногда появляется безусловный стимул.

Оперантное обусловливание, или тип R, считает, что реакция предполагает оперирование со средой, поведение контролируется его результатом. Научение в этом случае называют оперантным. Классическое обусловливание отличается от оперантного тем, что в классическом стимул идет перед поведенческой реакции, а в оперантном он следует за ней.

Подкрепление различают позитивное и негативное. Целью воздействия подкрепления является усиление поведенческой реакции независимо от того, позитивное оно или негативное. Наказание также бывает позитивным или негативным, но, каким бы оно ни было, в результате его воздействия будет происходить ослабление реакции.

Социальное научение. Такое научение основано на том, что обучение новому поведению происходит не только на основании собственного опыта, но и на основании опыта других индивидуумов, в результате наблюдения за ними и последующих процессов моделирования. По-другому такой тип научения называют научением по моделям.

Когнитивный подход приобретает в последнее время все большую популярность. Под промежуточными переменными подразумеваются когнитивные процессы, например мысль, которая находится между стимулом и реакцией.

Концепция патологии (концепция невроза). С точки зрения бихевиористов невроз не является самостоятельной нозологической единицей, он рассматривается как симптом или невротическое поведение. Такой вариант поведения рассматривается как неадаптивное (или патологическое), возникшее в результате неправильного научения. Адаптация рассматривается как основная цель поведения, поэтому поведение, не обеспечивающее адаптацию, рассматривается как патологическое.

Психотерапия. По представлению поведенческой психотерапии состояние здоровья или болезни зависит от того, чему научился человек, а чему не научился. Все патологические симптомы представляются результатом неправильного научения или отсутствия научения вовсе. Поэтому целями психотерапии в рамках рассматриваемого подхода являются научение, переучивание, замена неправильных, неадаптивных форм поведения на адаптивные, т. е. управление поведением человека таким образом, чтобы достичь редуцирования или полного устранения симптоматики. Исходя из этих принципов и целей ясно, что роль психотерапевта в данной концепции носит воспитательный, образовательный, в целом обучающий характер. Психотерапевт должен суметь организовать эффективный процесс научения.

Выделяют три основных вида поведенческой психотерапии:

1) основанный на классической парадигме (например, систематическая десенсибилизация);

2) основанный на оперантной парадигме (например, жетонная система, ассертивный тренинг, разнообразные варианты директивной психотерапии);

3) основанный на парадигме социального научения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий